На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, председатель Счетной палаты РФ, председатель  Императорского православного палестинского общества   С.В. Степашин , генеральный прокурор РФ  Ю.Я. Чайка , министр культуры Московской области О.А. Рожнов, глава Сергиево-Посадского района Московской области В.Н. Коротков, глава Одинцовского района Московской области А.Г. Гладышев, глава г. Сергиев Посад В.Д. Гончаров, участники VI Международного съезда «Содружества православной молодежи», многочисленные паломники. За богослужением пел хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова). На малом входе в связи с образованием  Владимирской митрополии  Святейший Патриарх Кирилл возвел архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в сан митрополита. В связи с занимаемой должностью секретарь администрации приходов Московского Патриархата в Италии иеромонах Антоний (Севрюк) был возведен в сан архимандрита. Проповедь перед причастием произнес архимандрит Илия (Рейзмир), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл и Святейший Патриарх Ириней совершил молебен на Соборной площади лавры перед чтимой иконой преподобного Сергия Радонежского. Предстоятелям сослужил собор иерархов, совершавших сегодня Литургию в храмах Троице-Сергиевой лавры. В Троицком соборе Божественную литургию возглавил управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , в Сергиевском трапезном храме —  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , в Духовском храме —  митрополит Рязанский и Михайловский Павел , в Покровском академическом храме — председатель  Издательского Совета  Русской Православной Церкви  митрополит Калужский и Боровский Климент , в храме преподобного Иоанна Лествичника — глава  Среднеазиатского митрополичьего округа   митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , в Черниговском скиту —  митрополит Брянский и Севский Александр .

http://patriarchia.ru/db/text/3109264.ht...

23 мая 1886 г. о. Паисий был назначен заведующим иконописной мастерской Почаевской лавры и через год с небольшим, 27 августа 1887 г. был рукоположен в сан иеромонаха (в 1890 г. получил свою первую священническую награду — набедренник). С октября 1892 по апрель 1895 г. по решению своего правящего епископа о. Паисий был направлен для поклонения «афонским палестинским святыням». Очевидно, вскоре после возвращения возобновил свою обычную иконописную деятельность, так как в мае 1896 г. был награжден серебряной медалью в память царствования императора Александра III, а еще через два года — наперсным крестом от Св. Синода. 1 июня 1898 г. о. Паисий назначен исправляющим должность члена духовного собора Почаевской лавры, 2 мая 1899 г. был утвержден в этой должности и находился в ней до 2 июля 1902 г. 25 августа «за усердные труды» был возведен в сан игумена с возложением палицы. В 1903 г. сначала продолжился должностной рост игумена Паисия — 19 января он был назначен ризничим и членом духовного собора лавры. Видимо, совмещать обязанности по двум разным должностям было тяжело, и 19 ноября 1903 г. его увольняют от заведования иконописной мастерской. Следующий год приносит новые изменения в монашеской жизни о. Паисия: 15 ноября 1904 г. он был уволен от должности ризничего и члена духовного собора и зачислен в братство Свято-Духовского скита лавры. С 10 октября 1905 г. он был назначен заведующим указанным скитом, а в мае 1909 г. возведен в сан архимандрита. С 7 мая по 7 июня 1909 г. впервые исправлял должность наместника лавры. В том же году представлял на всероссийском монашеском съезде в Троице-Сергиевой лавре Почаевскую лавру, в 1911 г. участвовал в съезде представителей от монастырей Волынской епархии. 17 июля 1911 г. архиепископом Антонием (Храповицким) о. Паисий был назначен временным начальником Свято-Георгиевского скита на Козацких Могилах. Служа на этом месте, пожертвовал 215 рублей личных средств на колокол. 30 ноября 1912 г. Св. Синодом 18247 архимандрит Паисий (Патокин) был назначен наместником Почаевской лавры и настоятелем подведомственного ей Дубенского монастыря. 17 февраля 1913 г. «по высочайшему повелению в Царском селе в дворце был с чудотворной иконой Почаевской Божией Матер и совершил молебен». С 10 октября 1913 г. нес также послушание благочинного женских монастырей Волынской епархии.

http://bogoslov.ru/article/5823264

Предвидел ли великий историк возможность закрытия Лавры? Лампады над гробницей аввы Сергия погасли в 1920 году, и монашеская жизнь в обители прекратилась более чем на четверть века. За этот срок наша страна испытала такую ломку традиционных устоев жизни, претерпела столько разрушений и кровопролитий, тонула в таких потоках крови и слёз, что всего пережитого её населением хватило бы на столетия. Вместе с тем за годы, отделяющие Лавру от её закрытия в 1920 году до её возрождения в 1946 году, ещё не вымерло крещёное население, ещё не ушло целиком из жизни поколение, родившееся в конце XIX века, и хотя основная часть православного духовенства и иночества погибла в тюрьмах, лагерях и ссылках, в живых ещё оставались люди, начинавшие свой священнический и монашеский подвиг до революции или в начале двадцатых годов и доказавшие свою верность Христу подвигом исповедничества. Расстреляны митрополиты Владимир Киевский и Серафим Петроградский, но ещё живы после тюрем и ссылок последний настоятель Александро-Невской киновии архимандрит Гурий (Его­­­ров) и архимандрит Ермоген (Голубев), последний наместник Киево-Печерской Лавры. Расстрелян последний наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид, но жив ещё насельник старой Лавры архимандрит Доримедонт (Чемоданов); погиб в ссылке последний настоятель Гефсиманского скита игумен Израиль, но жив ещё его келейник иеродиакон Иосиф. Именно этим людям и им подобным, принимавшим монашеский подвиг в разных монастырях до их закрытия, Господь поручил стать закваской возрождающейся иноческой жизни в Лавре преподобного Сергия. В течение 1946 года их собралось в обители около двадцати человек, через год их насчитывалось уже сорок. И вновь, как и века назад, богомольцы текут и текут без перерыва в Троицкий собор к мощам печальника русской земли. В 2006 году возрождённая Лавра отмечала своё шестидесятилетие. Мало осталось тех, кто помнит Лавру 1946 года. Некоторые даже думают, что она и вовсе не закрывалась. Отец Иоанн Крестьянкин, бывший насельником обители с апреля по август сорок шестого, не дожил двух месяцев до исторической даты. И тем ценнее для всех, монашествующих, паломников и гостей Лавры, съезжающихся сюда со всех концов света, книга Галины Александровны Пыльневой “В Лавре преподобного Сергия. Из дневника (1946–1996)”, выпущенная в 2006 году издательством Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Галина Александровна впервые пришла в Лавру десятилетней девочкой в день Успения Божией Матери, в августе сорок шестого, и с тех пор в сердце её не угасает любовь к авве Сергию. Вот как сама она рассказывает о том впечатлении, какое произвела на неё Лавра: “Мы приехали в первый раз в Лавру на праздник Успения Божией Матери. Холод в соборе страшный Народу битком

http://pravmir.ru/hvalebnyiy-gimn-lavre-...

В 1920 г. Троице-Сергиеву лавру закрыли богоборцы. В её зданиях на долгие годы разместился Историко-художественный музей и другие госучреждения, часть строений отдали под жильё. Возрождение обители началось после Великой Отечественной войны, в 1946 г. В её стенах проходили Поместные Соборы (в 1971, 1988, 1990 гг.) Пройдя через испытания войной и безбожием, Свято-Троицкая Сергиева лавра по-прежнему является духовным оплотом России и одним из самых почитаемых мест паломничества. Подробнее... Современное состояние [ править править код ] Свято-Троицкая Сергиева лавра один из красивейших русских монастырей. У каждого храма и собора уникальная история. На официальном сайте Лавры есть информация о различных постройках, включая монастырскую стену. При обители действует гостиница для паломников, организован монастырский оздоровительный центр. На территории Троице-Сергиева монастыря находится Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России. Храмы [ править править код ] Скиты [ править править код ] Подворья [ править править код ] Деятельность монастыря [ править править код ] Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] 19 октября 2019 в Лавру из часовни с Введенского (старого Немецкого) кладбища в Москве были перенесены останки духовника обители до революции схиархимандрита Захарии. За свою долгую жизнь старец Захария совершил множество чудес, засвидетельствованных очевидцами. Он трижды сподоблялся видения Святой Троицы и Пресвятой Богородицы; дважды ходил по воде, как по суше. По его молитве воскрес умерший. Он исцелял больных и обладал особым даром исповеди кающихся. После революции 1917 года старец Захария последним покинул закрытую Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и поселился в Москве у своих духовных чад. В Троице-Сергиевой лавре были захоронены многие известные люди: княгиня Марфа Владимировна (дочь старицкого князя Владимира Андреевича и жена датского принца Магнуса), семья Бориса Годунова, деятели Смутного времени князь Д.Т. Трубецкой и Прокопий Ляпунов, а также представители знатных русских фамилий — Бельских, Пронских, Воротынских, Нагих, Одоевских, Оболенских, Глинских. В храмах лавры погребены московские архиереи: Платон (Левшин), Августин (Виноградский), Филарет (Дроздов), Макарий (Булгаков), Леонтий (Лебединский), Сергий (Ляпидевский), Макарий (Невский). Под Успенским собором в храме Всех святых в земле российской просиявших погребены патриархи Алексий I и Пимен. За алтарём Успенского собора с северной стороны похоронен И.С. Аксаков (†1886). На кладбище Черниговского скита похоронены К.Н. Леонтьев (†1891), В.В. Розанов (†1919) и другие известные деятели русской культуры.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкая...

Как вам известно, в 2012-2015 годах, помимо ежегодных авторских программ, была реализована программа всероссийского масштаба, приуроченная к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Были проведены, без преувеличения, беспрецедентные реставрационные работы на памятниках архитектурного ансамбля Лавры и Московской духовной академии. Построены четыре странноприимных дома «Паломническая слобода», храм в Троице-Сергиевом Варницком монастыре, и, конечно, особое внимание в этой работе было уделено строительству комплекса общежитий Московской духовной академии. Попечительский совет вносил и вносит существенный вклад в развитие Лавры и Академии, инфраструктуры монастырского хозяйства, паломнического сектора, подворий и скитов обители, интерната слепоглухих в Сергиевом Посаде и детского приюта в Топорково. Отрадно, что совету удалось органично объединить усилия Церкви и государства, представителей бизнес-сообщества, общественных организаций ради достижения важных целей, которые перед нами поставлены. Хотел бы выразить сердечную признательность всем, кто разделяет труды Попечительского совета, за проделанную работу. Действительно, объем работы огромный и результаты налицо. Каждый, кто сегодня посещает Лавру, видит, что это сокровищница нашей истории, архитектуры, духовности находится в таком состоянии, в котором она едва ли была когда-то, включая годы расцвета, когда Церковь пользовалась значительной поддержкой государства. Тем не менее, еще многое нужно сделать. Это касается как возвращения Лавре национализированного в 1917 году имущества, его реставрации и приспособления под актуальные нужды, так и развития в целом инфраструктуры и Лавры, и Академии. Одним из важнейших вопросов, который стоит перед нами в настоящее время, является реставрация и приспособление Переходного (Типографского) корпуса под нужды Московской духовной академии. Вы помните, что я когда-то сделал особый акцент на необходимости скорейшего строительства общежития Лавры. Эта тема была обозначена как приоритетная. Вот теперь я хотел бы обозначить в качестве приоритета тему Переходного корпуса, потому что это последний объект, который нуждается в капитальном ремонте, восстановлении и переоборудовании. Только после того как мы завершим эту работу, можно будет сказать, что весь комплекс Лавры и семинарии приведен в надлежащий порядок.

http://patriarchia.ru/db/text/4428432.ht...

По завершении Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл возглавил крестный ход вокруг Успенского собора. В Успенском соборе Патриарх Кирилл обратился к присутствующим с Пасхальным поздравлением и Первосвятительским словом. 20 апреля в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и художественный руководитель, директор Государственного академического Мариинского театра Валерий Гергиев открыли Хоровую программу VIII сезона Московского Пасхального фестиваля (подробнее см. с. 15). Вечером 20 апреля, в понедельник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. В Троицком соборе Предстоятель поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского. В Успенском соборе Святейший Патриарх Кирилл совершил Пасхальную вечерню. За богослужением Святейший Патриарх Кирилл возвел наместника Троице-Сергиевой лавры епископа Феогноста в сан архиепископа. Предстоятель Русской Православной Церкви удостоил права ношения наперсного креста священнослужителей из числа лаврской братии. Вечером 20 апреля, после богослужения в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь. Здесь Его Святейшество встречали настоятельница монастыря игумения Елисавета и сестры обители. Святейший Патриарх Кирилл посетил храм в честь преподобного Стефана, Махрищского чудотворца, где совершил молебен перед мощами первоначальника Махрищской обители. После богослужения Предстоятель поздравил матушку игумению и сестер обители с праздником Пасхи. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил монастырский приют, в котором проживает 20 девочек от 3 до 20 лет, и осмотрел территорию Стефано-Махрищского монастыря. 21 апреля, во вторник Светлой седмицы, день праздника Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. Воспоминания, изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М.: Московский рабочий. 1994. Жития святых. Июнь. Издание Введенской Оптиной пустыни. 1992. Иоанн Кронштадтский , прав. Моя жизнь во Христе. М.: Благовест. Подворье Троице-Сергиевой лавры. 1998. Иоанн Кронштадтский , прав. Правда о Боге, мире и человеке, записанная в дневнике протоиереем о. Иоанном Ильичом Сергеевым (Кронштадтским). Извлечения из нового дневника за 1894–1899 гг. СПб.: Тип. В. Ерофеева. 1900. Лосский В. Богословие и боговидение. М.: Свято-Владимирское братство. 2000. Отечник, составленный святителем Игнатием Брянчаниновым . М.: Подворье русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Правило веры. 1996. Письма Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) . Нью-Йорк. 1988. Серафим (Соболев) , архиеп. Защита софианской ереси протоиереем С. Булгаковым пред лицом Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви. Нью-Йорк. Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь. 1993. Серафим (Соболев) , архиеп. Искажения православной истины в русской богословской мысли. София. 1943. Серафим (Соболев) , архиеп. Новое учение о Софии Премудрости Божией. Нью-Йорк. Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь. 1993. Серафим (Соболев) , архиеп. Проповеди. София: Покровский монастырь. 1998. Серафим (Соболев) , архиеп. Об истинном монархическом миросозерцании. Статьи и проповеди. СПб.: Свято-Владимирский Русский Православный информационный центр в Новой Коренной пустыни. Община Казанской церкви Воскресенского Новодевичьего монастыря//Литературный вестник. 1994. Серафим (Соболев) , архиеп. Русская идеология. СПб.: Свято-Владимирский Русский Православный информационный центр в Новой Коренной пустыни. Община Казанской церкви Воскресенского Новодевичьего монастыря//Литературный вестник. 1994. Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М.: Памятники исторической мысли. Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2000. Сократ Схоластик . Церковная история. М.: РОССПЭН. 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

30 марта 1963 года он был рукоположен в храме Антиохийского подворья архиепископом Леонидом Можайским (Поляко­вым) в сан иеродиакона. С 1961 года — уставщик и старший регент хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, руководитель объединённого хора Лавры и Московской Духовной академии и семинарии. В 1963 году он окончил Академию, успешно защитив кандидатскую диссертацию на тему: “Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов” (Загорск. Троице-Сергиева Лавра, 1962–1963 уч. год. 274 стр.). Был оставлен в качестве преподавателя по Церковному уставу. Распоряжением от 6 декабря 1963 года И. В. Воробьёв был освобождён от ведения уроков Священного Писания во втором классе Семинарии, которые были поручены иеродиакону Матфею. В письме на имя Патриарха Алексия I от 26 марта 1964 года за подписью ректора Академии протоиерея Константина Ружицкого и секретаря Совета Академии протоиерея Алексия Остапова испрашивалось благословение на рукоположение преподавателя иеродиакона Матфея в сан иеромонаха. “Иеродиакон Матфей состоит преподавателем Церковного устава и Священного Писания Ветхого Завета в Семинарии, а также регентом правого хора. Наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Пимен поддерживает данное ходатайство Академии”. 17 марта последовала резолюция: “Согласен ПА”. 29 марта 1964 года в Покровском академическом храме иеродиакон Матфей был рукоположен в сан иеромонаха епископом Варфоломеем (Ганда­ров­ским). В 1964 году Академия отмечала 150-летие своего пребывания в обители преподобного Сергия, и на престольный праздник Покрова 14 октября 1964 года молодой преподаватель был награждён Патриаршей грамотой 2 . В это время нагрузка отца Матфея была такова: дежурный преподаватель на будних службах в Академическом храме, в праздничные дни он управлял вторым академическим хором 3 . В Лавре управлял любительским смешанным хором, братским хором. С июля 1961 года управлял народным хором, который пел ежедневные ранние Литургии в Трапезном храме. 1 августа 1963 года он назначен регентом лаврского хора. 22 ноября 1964 года наместник архимандрит Пимен издал распоряжение, в котором говорилось: “В целях улучшения монастырского клиросного пения старшим регентом Троице-Сергиевой Лавры назначается иеромонах МАТФЕЙ (Мормыль). Помимо управления братским хором в обязанности о. Матфея входит всестороннее наблюдение за строгостью, благоговейностью и церковностью клиросного пения в Лавре, а также устройство систематических спевок с братией из числа поющих на клиросе”. 14 декабря 1964 года на Филаретовском акте иеромонах Матфей прочёл доклад “Митро­полит Филарет (Дроздов) и Московская Духовная академия” 4 .

http://pravmir.ru/samorodok-nashego-vrem...

На богослужении присутствовали: полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов; председатель Комитета по международным делам Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий; заместитель министра финансов РФ А.Ю. Иванов; глава городского поселения Сергиев Посад Московской области Д.С. Демин; глава Одинцовского муниципального района Московской области А.Р. Иванов. Богослужебные песнопения исполнил братский хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова). На телеканале «Союз»  шла прямая трансляция праздничного богослужения. После сугубой ектении Предстоятель Русской Церкви совершил молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Александра Быстрова в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес игумен Филипп (Ельшин), насельник Троице-Сергиевой лавры. По окончании Литургии Предстоятель совершил великую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклонных молитв. Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Люберецкого Серафима на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Праздничные богослужения совершались во всех храмах Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По завершении богослужений иерархи, духовенство, прихожане и многочисленные паломники собрались на Соборной площади Лавры. С балкона Патриарших покоев Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом. «Событие Пятидесятницы есть нечто совершенно особенное не только в жизни апостолов, но и в истории всего человеческого рода, — сказал, в частности, Предстоятель Русской Православной Церкви. — Через жизнь, страдания, Крест и Воскресение Спасителя миру была дана возможность постоянно пребывать в общении с Богом. Через сошествие Святаго Духа Божественное начало входит в повседневную жизнь человечества. И если Господь Иисус Христос, совершая Свою миссию, проповедовал тем, кто Его окружал, то силой Святаго Духа слово Божие стало распространяться по всей вселенной, и сегодня нет человека, который не мог бы его услышать; более того, нет никого, кто был бы лишен возможности вступить в общение с Богом».

http://patriarchia.ru/db/text/4922885.ht...

На других изображениях Лавры, сделанных во второй половине XVIII века, верх Пятницкой башни также купольный. Когда в XVIII-XIX вв. стали повсеместно применять металлические кровли, это сделало возможным усложнить формы кровель в соответствии с новыми вкусами, выполнить их с криволинейными очертаниями скатов. В частности, криволинейная кровля, существующая доныне, заменила изначальную кровлю шатрового типа с плоскими скатами над храмом прп. Сергия Радонежского с трапезной палатой, не говоря уже о большинстве других башен Лавры. Известно, что в 1828 г. деревянная кровля башни была заменена на металлическую. Кровля была выполнена «по новому рисунку» и оказалась слишком тяжелой, что привело к появлению трещин на стенах. Поэтому переделанная в 1842 г. таким образом, «как она показана в старых чертежах Лавры», т.е. в альбомах 1745 г., башня сохранялась в таком виде вплоть до пожара 1920 г. Непосредственно перед пожаром Пятницкая башня была накрыта восьмигранным колпаком сферического типа с широким (до 6 м) фонарем-бельведером. Вместо сгоревшей кровли в 1923 г. (1925 г.) по проекту архитектора Д.П. Сухова была построена шатровая кровля Пятницкой башни. Фактически устройство купольных кровель башен относится к тем же годам, когда князь Д.В. Ухтомский надстраивал лаврскую колокольню и увеличивал высоту глав Успенского собора. Таким образом, все указанные переделки следует считать одновременными и нечужеродными складывавшемуся в XVIII веке архитектурному ансамблю Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В 50-е гг. XX в. архитектором В.И. Балдиным из ЦРПМ (ныне ФГУП ЦНРПМ) были выпущены обмеры башен Лавры и разработан проект реставрации деревянного шатрового завершения. Время проведения последнего ремонта Пятницкой башни не установлено. В настоящее время башня используется под хозяйственные нужды монастыря. В результате проводимых реставрационных работ на Пятницкой башне вместо современной шатровой формы будет воссоздана криволинейная (куполообразная) форма покрытия, аналогичная Водяной башне.

http://patriarchia.ru/db/text/4678164.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010