В июне и июле 1815 он ревизовал Московскую Духовную Академию и семь семинарий: Новгородскую, Тверскую, Владимирскую, Ярославскую, Костромскую, Спасо-Вифанскую и Московскую, а также ряд, находящихся на пути его следования, уездных и приходских училищ. В марте 1816 по указу Св. Синода он определен настоятелем Московского Новоспасского монастыря с оставлением при Академии; 2 июня назначен членом Комитета для решения судебных дел о лицах духовного звания грекороссийского исповедания в Финляндии; 16 июля утвержден членом совета императорского человеколюбивого общества. В 1817 по представлению митр. Новгородского Амвросия повелено ему быть епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии с оставлением за ним должности ректора академии и управляющего Новоспасским монастырем. 5 августа 1817 в Петербурге, в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, он был хиротонисан во епископа Ревельского. В 1819 Филарета возвели в сан архиепископа и перевели в Тверскую епархию с назначением членом Св. Синода. В 1820 он назначен быть архиепископом Ярославским и Ростовским. С 3 июля 1821 он - архиепископ Московский, священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и присутствующий в Московской Синодальной конторе. С этого времени и до самой кончины своей Филарет стоял во главе епархиального управления первопрестольного града. Спустя пять лет он был возведен в сан митрополита. В Москве он и скончался, ненадолго пережив свой пятидесятилетний юбилей епископского служения. Погребен в Троице-Сергиевой Лавре, в приделе Свято-Духовной церкви, устроенном во имя Филарета Милостивого в память пятидесятилетия служения Филарета в епископском сане. Почти полвека управлял Филарет Московской епархией и это время было самым блестящим периодом и в ее истории, и вообще в истории Русской Церкви. Как истинный архипастырь, Филарет во все вникал сам, был полным и настоящим хозяином в своей епархии, зорко наблюдал за всеми подчиненными органами управления, везде и на все налагал печать воих мудрых резолюций, распоряжений и суждений. Управление Филарета епархией было в полном смысле образцовое, которое, строго основываясь на канонических устоях церкви, вместе с тем вполне соответствовало и потребностям времени.

http://bogoslov.ru/person/51762

В Троицком соборе, у раки с честными мощами преподобного, Патриарх Кирилл возглавил малую вечерню с чтением акафиста. Вечером Предстоятель Русской Православной Церкви совершил всенощное бдение в Троицком храме. По окончании всенощного бдения в домовом храме Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры, освященном во имя святого праведного Филарета Милостивого, протоиерей Аркадий Шатов был пострижен Святейшим Патриархом Кириллом в малую схиму и наречен Пантелеимоном в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. 18 июля, в день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. На малом входе Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл возвел иеромонаха Пантелеимона (Шатова) в сан архимандрита. 20–28 июля состоялся визит Святейшого Патриарха Кирилла на Украину. Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Одессу, Днепропетровск и Киев. (См. с. 6–9) С 31 июля по 2 августа состоялся визит Святейшего Патриарха Кирилла в Нижегородскую и Арзамасскую епархию. (См. с. 10) 15 августа Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма во имя Живоначальной Троицы в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре (Александровский район Владимирской области), а затем возглавил первую Божественную литургию в новоосвященном храме. 16 августа в рабочей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл возглавил первое заседание руководителей Синодальных учреждений Русской Православной Церкви. В заседании приняли участие: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель Синодального миссионерского отдела; архиепископ Егорьевский Марк, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; епископ Зарайский Меркурий, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви; епископ Подольский Тихон, председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архимандрит Пантелеимон (Шатов), председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями; В.Р. Легойда, председатель Синодального информационного отдела.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

В свою очередь значительная часть оставшихся после начала Первой мировой войны и революционных событий в России афонских монахов подвергалась репрессиям. Несколько десятков их оказались заключены в лагеря, тюрьмы или расстреляны. Пять бывших афонских были расстреляны в 1937-1938 гг. на подмосковном полигоне Бутово. Все они в 2000-х гг. были прославлены Русской Православной Церковью в лике новомучеников. Всего же в базе данных пострадавших за веру священнослужителей и мирян Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета имеется 12 святых новомучеников афонских (больше чем новомучеников Киево-Печерской Лавры и Троице-Сергиевой В начале 1920-х гг. русские афонские обители лишились всех своих подворий в России, в частности, одесские и петроградское подворья они фактически потеряли в 1923 г. Ново-Афонский монастырь был закрыт в 1924 г., братия подворий и Нового Афона в основном разогнана и, как правило, не получила разрешения вернуться на Святую Гору. В 1923-1924 гг. Свято-Андреевский скит остался без своего кавалского метоха, а Свято-Пантелеимоновский монастырь - без каламарийского, сикийского и касандрийского метохов, отобранных греческим правительством для размещения беженцев из Малой Азии. Испытывая значительные материальные затруднения, обитель была вынуждена продавать церковную утварь, облачения, иконы, хозяйственный инвентарь. Из-за скудости во всем и частых болезней смертность в монастыре достигала 50 человек в год, число братии с каждым годом сокращалось. Одновременно пришли в упадок монастырские мастерские и промыслы, созданные для обслуживания паломников. Были проданы принадлежавшие Свято-Пантелеимоновской обители суда, а также некоторая часть греческого собрания рукописей монастырской Уже на Всероссийском Поместном Соборе 1917-1918 гг. прозвучала тревога за судьбу русских святогорцев. После 1917 г. все решения и международные договоры, связанные со статусом Святой Горы принимались без участия России. Тем не менее, и в них было предусмотрено сохранение прав и свобод насельников Афона - негреков, 10 августа 1920 г. оказался заключен Севрский договор между странами Антанты и Грецией, в 123-й статье которого Греция обязывалась «признавать и хранить традиционные права и свободы», которыми пользуются негреческие монашеские общины на Афоне, в соответствии с 62-й статьей Берлинского трактата от 13 июля 1878 г. Севрский договор ставил исполнение этого пункта под контроль Совета Лиги Наций, каждый член которого мог вносить в Совет предложение о принятии тех или иных мер против Греции за нарушение с ее стороны этого пункта.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=919

Библиография работ автора: Деятельные главы. Естественные психологические главы об очищении ума. Умозрительных глав сотница – о любви и совершенстве жизни//Добротолюбие. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. –  Т. 5. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова, пресвитера и игумена монастыря святого Маманта Ксирокерка/Пер.  с греч.: Л.А.Фрейберг//  Церковь и время. – М., 1999. – 2 (9); 2000. – 1(10). Жизнь преподобного Симеона Нового Богослова//Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. – Т. 1. (Репринт 1917 г.). Житие преп. о. н. Симеона Нового Богослова. – М.,  1856. Исповедание веры/Пер.  с греч.:  и прим.:  иером. Дионисий (Шлёнов)//Богословский вестник. – Сергиев Посад, 2004. 4. На книгу божественных гимнов преподобного Симеона Нового Богослова//Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. – Т. 3. (Репринт 1917 г.). Письмо с возражениями софисту Григорию/Пер.  и прим.:  О.С. Ким//Начало. – СПб., 1998. – 6. Преподобный Симеон Новый Богослов. Преподобный Никита Стифат. Аскетические произведения в новых переводах. – М., 2001. Трактат о рае. Письма//Ким Николай, священник. Рай и человек. Наследие преподобного Никиты Стифата. – СПб.: Алетейя, 2003. Послание римлянам об опресноках и посте в субботу//Чельцов И. Полемика между греками и латинянами по вопросу об опресноках в XI – XII вв. – СПб., 1879. Фрагменты сочинений//Идеи эстетического воспитания. – Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Искусство, 1973.  Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/person/2993501

8 августа 1991 г. Введенская, Пятницкая церкви и Пятницкий колодец были возвращены Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в полуразрушенном состоянии и вот уже более 20 лет проводятся работы по восстановлению церквей. В Введенском храме еще не закончен иконостас и внутреннее убранство храма. Пятницкая часовня была отреставрирована в 1962 году архитектором В. И. Балдиным. На первом этапе городчатым осиновым лемехом покрыли все три яруса кровли по древнему образцу. А на втором – установили вновь изготовленные колонны по стенам ниже восьмерика в обрамлениях окон и портала и устроили выстилку с фигурной оградой (1976 г.) Накануне первого престольного праздника в храм прибыла первая икона святой вмч. Параскевы Пятницы. Это была цветная литография со старинной иконы, предположительно XIII века. На ней святая держит в руке свиток с Символом Веры в виде знака вопроса. Ее образ оказался чудотворным, что было засвидетельствовано множеством людей. В августе 1996 года прихожанка храма Галина Скерис заказала Ирине Беляковой, иконописцу из г. Вашингтона, написать копию иконы св. вмч. Параскевы Пятницы. Образцом послужила фотография храмового образа. Икона писалась во время Успенского поста и была закончена на Успение. Затем икона совершила большое путешествие в Турцию и Грецию, где была освящена на святых мощах вмч. Параскевы в Афинах и прибыла в Пятницкий храм. В ноябре 2003 г. получено благословение на возведение храма Всемилостивого Спаса в поселке Звездочка . Храм этот по проекту – двухэтажный, на первом этаже уже проводятся богослужения, хотя строительные работы еще не завершены. В настоящее время Пятницкое подворье по-прежнему объединяет лаврское и академическое духовенство. Пятницкий колодец В Троице-Сергиевой Лавре и ее ближайших окрестностях расположены сразу три источника, вода которых издавна считается верующими целебной. Пятницкий колодец, по одной из версий, был создан самим Сергием Радонежским, Успенский ключ связан с чудом, происшедшим во время ремонта собора, а третий почитаемый родник, возможно, был выкопан святым Саввой Звенигородским.

http://azbyka.ru/palomnik/Пятницкое_подв...

С 1856 по 1860 годы он был настоятелем Николаевской Берлюковой пустыни в Богородском уезде Московской губернии. В это время он написал значительный труд, обращённый к старообрядцам – «О промысле Божием…». В 1858 году неподалеку от пустыни Парфений основал Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь специально для обращения удельных крестьян-старообрядцев, живших в этой местности. В 1860 году за миссионерскую деятельность среди старообрядцев он был награждён золотым наперсным крестом, а в 1863 году возведён в сан игумена. В 1870–1871 годах он вновь побывал на Афоне и в Иерусалиме. В первых числах августа 1872 года был подписан указ Святейшего Синода об увольнении настоятеля Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря на покой. На покое проживал в Гефсиманском скиту при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, а затем и в самой Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в келье при богадельне. Скончался 17 мая 1878 года в Троице-Сергиевой лавре и на её территории у Смоленской церкви Лавры был погребён. Схиигумен Парфений был выдающимся духовным творцом слова, оставившим нам в назидание свои объемные произведения. Возрастающая тяга к духовным сокровищам Отечества есть признак осознания своего исторического пути. Явление нашего времени есть острое желание насытиться духовными богатствами от течения великой православной реки. В наше время, когда вера колеблется, когда бесконечное количество сект и движений старается восполнить то, что было потеряно с отпадением от Православной Церкви, много людей оживает верой. Оживает и желает знать, прикасаться, преклоняться пред могучей духовной силой и духовным опытом Святой Руси. Поэтому так важно для нас сейчас знать и иметь под рукой наследие наших предков. Митрополит Антоний Сурожский в своей проповеди говорил: «Праздник святых – это день, когда мы радостным, ликующим сердцем говорим Богу: Господи, спасибо, что они жили, спасибо, что они явили нам пример того, как можно жить, спасибо, что через столетия до нас дошло животворное их слово!.. Спасибо вам…что вы так услышали глас Господень, так восприняли Его Евангелие, что стоите вы пред нами, как образ подлинного, истинного христианского жития!» 2 . Этими словами хочется выразить отцу Парфению благодарность, за то, что в своих произведениях он показал и явил нам образ служителей Божиих, преподобных, старцев-духовников и постников великих. Показал и описал все, что лицезрел, всю неописуемую Божию красоту, запечатленную в образе всех тех, кто шел «…чтобы принести в мир капельку Божественной любви…» 3 . Сергей Александрович Нилус писал: «Назначение и цель христианского писателя – быть служителем Слова, способствовать раскрытию в Нем заключенной единой истины в ее бесконечно разнообразных проявлениях в земной жизни христианина и тем вести христианскую душу по пути Православия от жизни временной в жизнь вечную во Христе Иисусе Господе нашем» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

4 октября 1927 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского, по распоряжению управляющего Московской епархией архиепископа Филиппа (Гумилевского) в Параклитовой пустыни Свято-Троице-Сергиевой лавры инок Платон был пострижен в мантию. Постриг совершил игумен Агафодор (Лазарев) с наречением имени Пимен – в честь подвижника Египетской пустыни преподобного Пимена Великого. «В одном из самых уединенных скитов лавры, – вспоминал Святейший Патриарх, – в пустыни Святого Духа Параклита состоялось мое пострижение в монашество, и там проходили первые шаги моего монашеского искуса, “вся вменяющего во уметы, да Христа приобрящу”. Здесь же я насыщался от сладостной трапезы бесед и наставлений, исполненных глубокой мудрости, огромного опыта и духовной настроенности, всегда любвеобильного и благостного приснопамятного наместника лавры архимандрита Кронида, много добрых семян посеявшего в мою душу». Принимая монашество, 17-летний юноша отчетливо понимал, что он уготавливает себе нелегкий путь: гонения на Церковь только набирали обороты. Это был год, когда борьба с духовенством достигла своего пика. Духовенство лишалось жилья, земли; налоги, которые накладывались на него, многократно превышали его доходы. Сотни священнослужителей слагали с себя сан, желая выжить. 19 февраля 1930 года митрополит Сергий (Страгородский) направил председателю комиссии по делам культов при Президиуме ВЦИК памятную записку о нуждах Православной Церкви в СССР, в которой описывал ужасающее положение духовенства. Но страх за свою жизнь и возможную судьбу не мог остановить будущего патриарха в его желании полностью посвятить себя служению Богу. «Мое имя Пимен, в переводе с греческого “пастырь”, – говорил впоследствии Святейший, – дано мне в монашестве не случайно и обязывает ко многому. Господь судил мне быть пастырем. Но Он же заповедал в Евангелии: “Пастырь добрый полагает душу свою за овец своих”». Столь юный возраст не позволил сразу же совершить диаконскую хиротонию монаха Пимена. В иеродиакона он был рукоположен 16 июля 1930 года, накануне своего 20-летия, в день памяти святителя Филиппа, в Богоявленском соборе в Дорогомилово архиепископом Филиппом (Гумилевским). 25 января 1931 года тем же архиереем в Богоявленском соборе он был рукоположен во иеромонаха. Вскоре после этой хиротонии, 8 февраля 1931 года, архиепископ Филипп был арестован.

http://pravoslavie.ru/36227.html

Колясниковская обитель процветала за счет множества паломников, стекающихся со всей России к Явленной и Чудотворной иконе Божьей Матери. Бесценный и знаменитый священный образ в Петров пост носили Крестным ходом в село Даниловское (позднее преобразованное в город Данилов), в Воскресенский собор, для поклонения. К Казанской летней икону таким же образом, многолюдно, возвращали обратно. Народ, встречая святыню в пути, падал на колени. По описи 1680 года в Колясниковой обители кроме трех церквей было восемь братских келий, пекарня, два амбара, за монастырем - конюшенный двор с двумя избами, вокруг монастыря была крытая тесом ограда, окружавшая его по периметру. На колокольне, перенесенной на святые ворота обители в 1644 году, были устроены часы с боем. В 80-х годах XVII века в Колясниках по благословению патриарха Иоакима вместо деревянного Троицкого храма были сооружены два каменных: один в честь Святой Троицы, а другой в честь Казанской иконы Божьей Матери. Одноглавый четырёхстолпный Троицкий храм практически повторял Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Иконостас поставлен перед восточными столбами и шестиярусный, как и в Троицком соборе. Такое сходство храмов объясняется участием в возведении храмов в пустыни келаря Троицкой лавры Прохора. Возле Троицкой церкви находилась часовня с образом Илии Пророка над могилой святого Илии Юродивого, умершего после 1592 г. Забытый в настоящее время, блаженный Илия был очень почитаем местными жителями. Каменные храмы простояли вплоть до пожара 1693 года, когда обитель выгорела так, что нельзя было совершать богослужение. Тогда же боголюбивый князь Петр Лукич Львов, благоволивший монастырю, пожертвовал готовую деревянную церковь на место сгоревшей. Троице-Колясниковская пустынь, расположенная в непосредственной близости от села Даниловского, была довольно хорошо благоустроена, и, благодаря вкладам и пожертвованиям отдельных частных лиц, ко времени своего закрытия имела немало ценных предметов церковной утвари, серебряных крестов, икон. В Ярославском музее-заповеднике сохранился уникальный Синодик Троицкой обители начала XVII века с красочными миниатюрами, имеющий большую историческую и художественную ценность. В древнем документе обители между первыми лицами государства, среди поминаемых царей, князей, патриархов, архиепископов, вписаны имена благодетелей - князей Львовых: Петра Лукича и Ивана Борисовича.

http://sobory.ru/article/?object=37490

поступил в ЛДА, которую окончил экстерном в 1950 г. со степенью кандидата богословия. В 1950-1952 гг. служил настоятелем Князь-Владимирской ц. пос. Лисий Нос под Ленинградом, возведен в сан протоиерея. С 1952 г.- настоятель Крестовоздвиженского собора и благочинный г. Петрозаводска Карельской АССР. В 1953-1956 гг. служил настоятелем Спасо-Преображенского собора в Житомире, был секретарем Житомирского еп. Владимира (Кобца ; с 1954 архиепископ) . В 1956-1958 гг.- настоятель Казанского собора г. Вел. Луки, благочинный; в 1957 г. некоторое время был секретарем Великолукского еп. Доната (Щёголева ; впосл. архиепископ). В 1958 г. переведен настоятелем церкви в г. Нов. Ладога Ленинградской обл. Затем служил в храмах Ленинграда: в Спасо-Преображенском соборе, Никольской Большеохтинской ц. и Троицкой ц. «Кулич и Пасха». С дек. 1959 г. настоятель Казанской ц. пос. Вырица Ленинградской обл., с 5 июля 1960 г. священник в Князь-Владимирском соборе, с 30 сент. 1960 г.- в Никольской Большеохтинской церкви Ленинграда. 1 февр. 1962 г. назначен настоятелем Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры. Проявил себя как ревностный проповедник и заботливый попечитель своих прихожан. 11 авг. 1962 г. пострижен в монашество с именем Никон, 14 авг. возведен в сан архимандрита. 26 авг. 1962 г. хиротонисан во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии. Хиротонию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры возглавил Ленинградский митр. Пимен (Извеков ; впосл. патриарх Московский и всея Руси). На следующий день Н. был назначен временно управляющим делами Рижской епархии. 16 нояб. того же года после изменения титула стал именоваться епископом Лужским, викарием Ленинградской епархии, с 3 авг. 1963 г.- правящий епископ Рижской и Латвийской епархии. Отказался дать согласие на закрытие Троице-Сергиева жен. мон-ря в Риге, несмотря на давление со стороны властей. 27 янв. 1966 г. назначен епископом Архангельским и Холмогорским. В то время в этой обширной епархии оставалось 16 приходов, в Архангельске действовало всего 3 небольших храма.

http://pravenc.ru/text/2577565.html

Учитывая близость М. к преподобным Сергию и Исаакию, можно полагать, что он входил в ту часть троицкой монашеской братии, которая с сер. 1377 до февр. 1378 г. активно добивалась возвращения св. игумена в свою обитель из киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря . В отличие от преподобных Илии , Исаакия и Сергия Радонежских отсутствие известия о смерти М. в Троицкой летописи (свод 1408/09 г.) дает основание предполагать, что он умер уже после кончины своего учителя. Если это предположение верно, то М. мог быть в числе тех учеников прп. Сергия, которые участвовали в его похоронах в 1392 г. Вопрос о том, что М. и прп. Макарий Писемский - одно лицо, остается открытым. То обстоятельство, что рассказ о М. сохранил в Житии прп. Сергия агиограф Пахомий Логофет, свидетельствует о памяти и местном почитании М. в стенах Троице-Сергиева мон-ря уже во 2-й трети XV в. В Месяцеслове троицкого келаря Симона (Азарьина) (сер. 50-х гг. XVII в.) имя М. отсутствует. Однако в нем фигурирует некий прп. Мартирий , к-рый назван учеником прп. Сергия (РГБ. Ф. 173/I. МДА. 201. Л. 332-333). Его упоминали также архим. Сергий (Спасский) и Н. П. Барсуков , отметивший, что в «Книге, обдержащей в себе собрание всех Российских Святых Чудотворцев…» фигурируют «преподобные отцы Иоанникий и Мартирий» ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 566; Барсуков. Источники агиографии. С. IV). По мнению Е. Е. Голубинского , указанный в нек-рых списках святых «неведомый Мартирий ошибочно возник из Макария» ( Голубинский. 2012. С. 440. Примеч. 100). По наблюдениям архим. Леонида (Кавелина) и гр. М. В. Толстого , во 2-й пол. XIX в. М. еще не был канонизирован и почитался только в Троице-Сергиевом мон-ре ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 146-147; Описание о российских святых. С. 79). Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено 10 июля 1981 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена . Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 345; Троицкий патерик. Серг. П., 1896. С. 7-8, 365; Никон (Рождественский), архим. Житие и подвиги прп. и богоносного отца нашего Сергия, игум. Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 19045. С. 175-176, 194; Горский А. В., прот. Ист. описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Серг. П., 1910, 1996р. С. 63, 64; Евлогий (Смирнов), архим. Собор Радонежских святых - престольный праздник Сергиевой Лавры//ЖМП. 1981. 10. С. 17-19; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 367; Спирина Л. М. Никон Радонежский и его образ в произведениях русского искусства XV-XIX вв.: Из собр. Сергиево-Посадского музея-заповедника//Сергиево-Посадский музей-заповедник: Сообщ. М., 1995. С. 126-150; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 632; Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 36; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая обитель: Жизнеописание прп. Сергия. Путеводитель по Лавре. Серг. П., 2012. С. 43, 71, 440.

http://pravenc.ru/text/2561306.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010