—256— это весьма существенный шаг вперед на пути к осуществлению моей златой мечты? Со своей стороны, не могу не выразить искреннего пожелания, чтобы эта связь, начало которой теперь положено, на будущее время лишь крепла, росла и развивалась. «Отчего бы духовным академиям, думалось мне на пароходе, не открыть страниц их печатных органов для постоянного сообщения сведений о жизни других академии»? Отчего бы, думаю я теперь, не рассказать мне о том как Казанская академия праздновала свой пятидесятилетний юбилей? Накануне юбилейного дня в академической церкви, согласно программе, совершена была литургия и панихида о упокоении всех почивших покровителей академии, почетных членов, учивших и учившихся. Литургию совершил Преосвященный Варсонофий, епископ Симбирский и Сызранский, с собором академического духовенства, причем посвященное памяти почивших деятелей академии слово произнесено было доцентом священником Смирновым. На панихиду вышли все архипастыри, почтившие академический юбилей своим присутствием, а именно: Высокопреосвященный Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский, и преосв. Епископы: Варсонофий Симбирский и Сызранский, Владимир Нижегородский и Арзамасский, Гурий Камчатский, Курильский и Благовещенский, Григорий Ковенский, викарий Литовской епархии, Сергей Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии и Никанор Чебоксарский, викарий епархии Казанской. – Главный корпус Казанской академии, где помещается и академическая церковь , производит на посетителя очень хорошее впечатление высотою, светом и простором своих зал и коридоров и красивыми, роскошными по размерам, лестницами парадного входа. Академическая церковь , высокая и светлая, с изящным резным иконостасом, высматривает очень красиво; но она так невелика, что, при необычном на этот раз стечении народа, не могла вместить вероятно и третьей части тех, которые желали бы присутствовать при богослужении. В обыкновенное время, впрочем, она, как говорят, вполне удовлетворяет по своей вместимости потребностям академии. Студенческий

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После молебна больная была перенесена на постель, где заснула в первый раз спокойным сном. По пробуждении больная почувствовала выздоровление. 31 марта я не нашёл у нея водянки ни в полостях грудной и брюшной и ни в ногах; удушье прошло, расширение сердца уменьшилось, пульс полный и почти нормальный. Ефаева чувствует себя совершенно здоровой, ходит без посторонней помощи и занимается обыкновенными делами до настоящего времени. 1895 г. 5 января. Врач коллежский советник Андрей Львович Суровцев». КРЕСТНЫЕ ХОДЫ Имеем возможность проследить, как и в какие дни проходили крестные ходы в ст. Урюпинской — по уникальным документам — церковно-приходским летописям соседних с Покровской церквей: Христо-Рождественской и Вознесенской. Таких особых дней в году, традиционных для данной местности было несколько: на Рождество, на Крещение, в день Явления Иконы 8 июня (21 июня по нов. ст.), в день иконы Казанской Божией Матери — 8 июля. 14 августа — также совершался крестный ход с водосвятием и был традиционным для Покровской церкви и связан с началом Успенского двухнедельного поста (14.08 – 27.08), заканчивающегося праздником Успения Божией Матери 28 августа. В ст. Урюпинской всегда происходили совместные — трёх храмов (Покрова Божией Матери, Вознесения Господа и Рождества Христова церквей) крестные ходы, вплоть до 1927 года включительно, когда был столетний юбилей иконы. Кроме того, во избежание недоразумений, ещё в 1897 г. указом Донской Духовной консистории Урюпинская станица внутри была разграничена между приходами трёх церквей — поквартально и с подробнейшим обозначением улиц. 1927 ГОД: СТОЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ИКОНЫ Последнее официально разрешённое паломничество из Покровского храма через Хопёр к колодцу-роднику на месте явления у подножия Святых гор (Комсомольских) состоялось на 100-летний юбилей иконы 21 июня в 1927 году. В заявлении церковный совет нижайше просил разрешить торжественный крестный ход и подробно указал маршрут с движениями и расписал время: «Порядок и маршрут крестного хода будет тот же, что и в прежние годы, то есть, часов около 9 утра крестный ход должен направиться из церкви на Большую улицу вплоть до базарной площади, отсюда поворачивает к мосту через Хопёр, переход через мост, путь через лес до хутора Горского. Потом подъем на горы вправо и вплоть до часовни и колодезя на горах, где остановка для совершения молебствия и обратно около 4 часов вечера тем же путём». Видимо все прошло так, как планировалось. И ещё в этот год было разрешено традиционное водоосвящение 14 августа.

http://pravicon.com/info-136

«За мои прегрешения дан мне конфуз в лице: остаток бывшей моей губной боли выступил на новом месте и не позволяет мне до времени показаться в церковном собрании. Употребляю некоторые средства к скорейшему поправлению. Помолитесь, Преосвященнейший Владыко, за меня немощного. Взгляните на мой набросок приветствия к предстоящему юбилею, если только мы ещё не опоздали с ним. Сократить, изменить или совсем переделать написанное вчерне и наскоро предоставляю усмотрению Вашего Преосвященства. Я понимал юбилей пятидесятилетний от начала всего служения нашего высокого юбиляра до настоящего времени; но так ли это? Меня привел в сомнение последний номер Московской газеты, где пропечатано в телеграмме, что предстоящий юбилей имеет своим предметом сорокалетие святительского сана Высокопреосвященного Исидора. Это ещё не беда, если только нужно сделать нам поправку в своём адресе; но в том же номере сказано, что юбилей имел совершиться 21-го числа настоящего Августа, – вот тут-то является точка с запятою! Как хочется мне повидаться с Вашим Преосвященством по поводу этого предмета, при чем сильно интересует и приготовленный к этому случаю Вашим Преосвященством образ Матери Божией, чтобы посмотреть па него! Завтрашний день к пяти часам пополудни постараюсь быть у Вашего Преосвященства и переговорить о наших делах». Приложенный при письме этом адрес следующего содержания: «Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и великий Отец! «От Академической скамьи, на которой имеют место первенцы науки, до первосвятительской кафедры царствующего града великого Русского Царства стоит такая высота достоинства и чести, на которую дано восходить только особенным избранникам таинственных советов Промысла Небесного. Вашему Высокопреосвященству судил вседействующий Промысл Божественный стоять на этой высоте и, как светильнику, ярко горящему на свещнице, изливать чистый свет духовный на тех, которые находятся в храмине Церкви Христовой. Совершаемое, нынешний день, воспоминание всего пройденного Вашим Высокопреосвященством служения на пользу Церкви и Отечества в течение пятидесятилетия развертывает перед всеми в этом полувековом периоде времени такую дорогую цепь лет, в которой каждое отдельное звено могло бы составить для иного украшение и славу всей его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

стал первенствующим членом Святейшего Синода, и только его скорая смерть (7 июня 1900 г.) положила конец натянутым отношениям между ним и обер–прокурором  . Последним первоприсутствующим в победоносцевском Синоде был сравнительно молодой, поставленный в 1898 г. в Петербургского митрополита по желанию императора Николая II Антоний Вадковский. Он, пожалуй, более других выделялся среди епископов последних лет синодального периода своими человеческими и пастырскими качествами  . Взгляды Победоносцева на состояние Церкви были крайне пессимистичны: он видел в ней не более чем «затерянные в глубине лесов и в широте полей… храмы, где народ тупо стоит… ничего не понимая, под козлогласованием дьячка». Тем нужнее казалось ему демонстрировать внешнюю полноту власти Церкви посредством помпезных торжеств. В 1888 г. праздновался 900–летний юбилей Крещения Руси. В 1885 г. был отмечен 1000–летний юбилей памяти святых Кирилла и Мефодия. В 1889 г. чествовали 50–летие воссоединения униатов с православной Церковью в Белоруссии (1839). В 1883 г. было три крупных церковных торжества: 500–летний юбилей явления иконы Тихвинской Божией Матери, 100 лет со дня преставления святителя Тихона Задонского и освящение храма Христа Спасителя в Москве, происходившее с большой пышностью. С не меньшим размахом освящали в 1896 г. и собор святого Владимира в Киеве. Храмы строились почти исключительно в старорусском или псевдовизантийском стиле (см. т. 2, § 26). Открытие многочисленных церковноприходских школ имело целью связать религию с националистически–монархической пропагандой. В том же направлении призваны были действовать и вновь основанные братства, из которых не менее 80 возникло в царствование Александра III  . Плоды этой церковной политики ясно отражены в 7–9 томах «Хроники» архиепископа Саввы Тихомирова. Здесь, так же как и в «Записках» Никанора Бровковича, приводятся многочисленные письма 1883–1896 гг., свидетельствующие о нараставшей среди духовенства апатии. Как не похожи они на переписку профессора П.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Юбилей композитора А. Д. Кастальского Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 18 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 Одна из важных и интересных сторон в жизни Регентской школы — это проведение различных музыкальных вечеров. Такие вечера являются дополнительной формой образования, они дополняют учебную программу, способствуя развитию творческого начала у учащихся. Вечера обычно приурочены к датам, связанным с жизнью композиторов, их юбилеям. Наряду с этим в Школе проходят тематические вечера, которые определяются интересами самих учащихся, например, к колокольному звону и др. Есть вечера, которые стали уже традиционными — это День памяти святых Жен Мироносиц, а также выпускные вечера смешанных хоров. В программе таких вечеров всегда участвуют несколько хоровых составов, а для кого-то выступление на вечере становится дебютом в качестве регента. Программа вечеров наряду с хоровыми произведениями включает ансамблевые и сольные номера или исполнение инструментальной музыки. Канвой вечера служит литературная композиция из повествования и стихов. Важной составляющей вечеров, всегда весьма индивидуальной, является художественное оформление аудитории, импровизированной сцены, зрительного зала, благодаря чему создается творческая уютная атмосфера. В последнее время в Регентской школе состоялись вечера, посвященные жизни и творчеству композиторов П. Г. Чес­нокова, М. И. Глинки, А. А. Ар­­хангельского, отца Сергия Трубачева. В 2006 году в музыкальном мире отмечался юбилей: 150 лет со дня рождения замечательного композитора А. Д. Кас­тальского. Эта тема нашла отражение в жизни Школы. Александр Дмитриевич Кастальский (16/28. XI. 1856, Москва — †17. XII. 1926) родился в семье священника Димитрия (†1891), последние годы своей жизни бывшего настоятелем Казанского собора на Красной площади. Будущий композитор закончил Московскую консерваторию, был учеником П. И. Чай­ков­ского, С. И. Танеева. С 1910 года был директором Московского синодального училища, пре­образованного в 1918 году в Московскую народную хоровую академию. Деятельность А. Д. Кас­тальского по управлению хором Синодального училища многогранна и необычайно активна. В музыкально-певческом отношении созданный им коллектив, как и Придворная Певческая капелла в Петербурге, считался лучшим церковным хором в России. В период его директорства в Синодальном хоре сформировался стиль московской школы духовного хорового творчества. С 1922 года А. Д. Кастальский был профессором Московской консерватории, деканом дирижерско-хорового отделения и заведующим кафедрой народной музыки. Среди учеников А. Д. Кас­тальского можно назвать Д. С. Василь­ева-Буглая, А. А. Давиден­ко, Н. Голованова и др.

http://pravmir.ru/yubiley-kompozitora-a-...

«Что означает «пещь Вавилонская» ( Дан.3,6 )? – Двойствен образ случающихся с нами искушений: вольные [происходят] – через находящиеся внутри нас страсти к наслаждению, невольные же – через внешние нападения (прилоги). Вольные [бывают в том случае, когда] Навуходоносор, то есть диавол, повелевает зажечь для нас печь страстей, зажигая ярость словно хворост, вожделение словно смолу, наслаждение словно нефть, а одобрение разума – словно паклю ( Дан.3:46 ), ибо лен (для пакли) понимается как разум, так что священники, когда священнодействовали, надевали лен (льняную одежду) ( Исх.28,42 ). И если разум одобряет [это воспламенение страстей], то он становится как бы паклей, посредством которой легко зажигаются и все остальные страсти». 3. Последовательность покаяния Покаяние заключается в последовательном удалении от зла во всех его проявлениях. Движение здесь происходит в обратную сторону. В начале необходимо удалиться от греха, совершаемого на деле, затем – от согласия на грех , а затем – и от греховных пожеланий и прилогов. Данную аскетическую схему прп. Максим видит, например, в ветхозаветном установлении относительно празднования субботы и юбилеев, истолкованную в христианстве в духовном смысле: «Как следует и нам, если «закон духовен» ( Рим.7,25 ) праздновать субботний день и субботнюю неделю, то есть Пятидесятницу, и субботний год в семилетие и субботу семилетий, то есть юбилей ( Лев.23,3, 15–16; 25; 40 )? – Празднуем мы субботу, если останавливаем действие пороков. Празднуем субботу недель, когда прекращаем сосложение с дурными помыслами. Празднуем субботний год, когда не принимаем приражения вожделения, когда [новый] год несет с собой произрастание новых плодов и [с ними] пробуждает вожделение. Празднуем и юбилей, когда совершенно прекращаем порочные воспоминания и фантазии вследствие происходящего с нами. Ибо юбилей понимается как освобождение живущего от уз или избавление живущего от зол, ибо тогда, когда кто-либо приобретает совершенное бесстрастие, тогда освобождается от уз греха и избавлением от скорбей вводит в дом души своей радость».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Этот юбилей – особо значимое для всех православных событие» Депутаты Верховной Рады и общественные деятели Украины просят Патриарха Кирилла благословить проведение Крестного хода в память св. блгв. князя Андрея Боголюбского 08.04.2011 466 Депутаты Верховной Рады и общественные деятели Украины обратились к Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой благословить проведение Крестного хода в память святого благоверного князя Андрея Боголюбского. Как отмечается в сообщении, поступившем в нашу редакцию, в текущем году исполняется 900 лет со дня рождения основателя Боголюбского монастыря и великого исторического деятеля Руси благоверного Великого князя Андрея Боголюбского. В связи с чем представители общественности обращаются к Предстоятелю Русской Церкви с просьбой преподать архипастырское благословение на организацию и проведение Крестного хода по пути следования благоверного Великого князя Андрея Боголюбского с Владимирской иконой Божией Матери из г.Вышгорода – пригорода г.Киева ( Украина ) до пос. Боголюбово – пригород г.Владимира (Россия). Предполагаемое время проведения Крестного хода с 24 мая по 1 июля сего года. «Этот юбилей – особо значимое для всех православных событие, ибо будущая слава Владимира, как столицы древнерусского государства началась именно отсюда – из Боголюбова града, Боголюбова монастыря. Святой благоверный Великий князь Андрей Боголюбский был первым после святого равноапостольного Великого князя Владимира созидателем и устроителем Русской земли», - отмечается в пресс-релизе. «В 1155 году князь Андрей Боголюбский, повинуясь откровению свыше, выехал из Киева на северо-восток Руси. Проехав через небольшой, " мизинный " как его называли в те времена, город Владимир, князь вскоре был вынужден остановиться. В 7 верстах от города, на крутом берегу реки Клязьмы, лошади, которые везли возок с чудотворной иконой Божией Матери, внезапно встали и не могли двигаться дальше. Повелев сделать привал, князь всю ночь провел в молитве перед иконой. В полночь ему явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела чудотворную икону Свою поставить во Владимире, а на этом месте выстроить храм и основать монастырь. Князь в точности выполнил повеление Богоматери – в 1157 году началось строительство монастыря. Чудотворная икона была названа в честь города – Владимирской и с того времени до сего дня является главной святыней и символом Святой Руси. Кроме того, по повелению князя, была написана икона Богоматери в память о ночном видении, названная Боголюбивой или Боголюбской. Эта икона – первая писанная на Руси. В течение веков от нее происходило множество чудес, главным из которых было спасение осенью 1771 года жителей г. Владимира от моровой язвы, в память о чем был установлен ежегодный крестный ход с Боголюбивой иконой, совершаемый в настоящее время 30 июня из г. Владимира в Боголюбский монастырь», - напоминают инициаторы Крестного хода.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/08/et...

«Мы живем в пределах братской нам Антиохийской Церкви, поэтому для нас очень важно, что этот юбилей в полной мере разделяет, поддерживает и участвует в нем представитель Антиохийской Православной Церкви при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон, уроженец ливанского города Захле, славный сын ливанского народа, — продолжил настоятель подворья. — Для нас очень важно, что этот юбилей поддержал Высокопреосвященнейший митрополит Бейрутский Илия и прислал своего представителя на наши торжества. В юбилее принимают участие представители братских Поместных Церквей — Преосвященнейший владыка Антоний, Его Высокопреподобие архимандрит Серафим. Таким образом торжество, казалось бы, небольшого подворья, становится торжеством всей Православной Церкви. Для нас это очень большая поддержка». «Для нас очень радостно, что эти торжества возглавляет по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Высокопреосвященнейший владыка Антоний. Я очень рад приветствовать Вас от лица нашей общины на священной Ливанской земле, на которой проповедовали многие святые, апостолы, которую посетил Сам Спаситель», — сказал архимандрит Филипп, обращаясь к митрополиту Корсунскому Антонию. Настоятель подворья подчеркнул: «Вы совершенно правильно сказали, владыка, что весь мир в целом и Ливан в особенности переживает очень непростые времена. Это и экономическая разруха, и страшный кризис, и смертоносная болезнь. В этот момент, казалось бы, и нечего праздновать. Но общим желанием нашей общины было отпраздновать этот юбилей, в котором мы видим большую поддержку для всего православного сообщества Ливана». На память о юбилее архимандрит Филипп преподнес митрополиту Корсунскому Антонию, а также митрополитам Моравичскому Антонию и Филиппопольскому Нифону декоративные срезы ливанского кедра с памятной надписью о 75-летии паодворья Русской Православной Церкви в Бейруте. Русское подворье в Бейруте было образовано в 1946 году, через год после визита делегации Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I на Ближний Восток. В ответ в 1948 году Антиохийскому Патриархату был предоставлен в Москве храм в честь Архангела Божия Гавриила. Открытие подворий послужило укреплению взаимоотношений Антиохийской и Русской Православных Церквей.

http://patriarchia.ru/db/text/5859887.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И. Тютчев) Кирилловский юбилей 1869 года в России: богослужения, проповедь, иконописные памятники 01.03.2019 919 Время на чтение 7 минут От редакции. 150 лет назад по благословению епархиальных архиереев, при содействии славянских комитетов и под покровительством Великой княгини Александры Петровны (во иноцех Анастасии, преподобной Киевской) состоялись торжества в честь 1000-летия кончины Св. Кирилла, просветителя славян. Публикуем первую из серии статей о Кирилловском юбилее, подготовленную нашим постоянным автором, кандидатом исторических наук, А.А.Поповкиным. 1860-е годы стали временем признания славянофильских идеалов и ценностей со стороны широких кругов российской и зарубежной славянской общественности. В 1861 году произошла отмена крепостного права в России, в подготовке этого важнейшего события участвовал один из основных участников славянофильского кружка Ю.Ф. Самарин. В 1863 году Святейший Синод официально восстановил в месяцеслове дни празднования памяти Свв. Мефодия и Кирилла, Первоучителей Словенских. В 1867 году «славянские гости», прибывшие на Этнографическую выставку в Россию, встретились с Императором Александром II, Императрицей Марией Александровной и Св. Филаретом, Митрополитом Московским. Логичным продолжением Славянского съезда 1867 г., реализацией его идейных устремлений стал Кирилловский юбилей 1869 года. В православном месяцеслове сейчас 4 дня, в которые прославляются Славянские апостолы: 14 (27) февраля - древнейший праздник, день кончины Св. Константина-Кирилла; 6 (19) апреля - день кончины Св. Мефодия; 11(24) мая - общий праздник двух Свв. братьев - просветителей; 27 июля (9 августа) - день Свв. Седмочисленников, в русском месяцеслове упомянуты только 5 из них (Святые Климент, Наум, Горазд, Савва и Ангеляр), но в Болгарии сохранён изначальный порядок - список открывается именами Свв. Кирилла и Мефодия, а затем следуют имена их учеников. В указе Святейшего Синода от 18 марта 1863 года был упомянут только один из этих праздников - 11 мая, в который необходимо было совершать литургию и молебен. Однако, по мере обнаружения и публикации памятников кирилло-мефодиевской традиции, число дней, связанных с почитанием Славянских апостолов, увеличивалось.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/02/...

Юбилей РСХД (1923–1998) РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_4616.html 29 мая 2003 Александр Кырлежев Юбилей РСХД (1923–1998) Источник:  Газета " Русская мысль " , 1998, 4206 (22 – 28 января), 4207 (29 января – 4 февраля) Для Русского студенческого христианского движения за рубежом (РСХД) 1998 год – юбилейный: 75 лет назад, в октябре 1923 года, в местечке Пшеров близ Праги состоялся его учредительный съезд, который положил начало действительному движению среди русской эмигрантской молодежи, для которой Церковь оказалась источником вдохновения и жизненного смысла. РСХД существует по сей день, хотя наиболее активным и " действенным " оно было в конце 1920-х – начале 1930-х и в 1950-60-е годы. Уже сама " живучесть " Движения невольно привлекает внимание к этому явлению, которое и по существу было весьма значимым в общем контексте жизни русского зарубежья XX века. А для полуподпольных христиан позднесоветской эпохи достаточно одного названия " Вестник РСХД " , чтобы вызвать массу ассоциаций самого разного свойства – не только собственно религиозных, но и политических, литературных, общекультурных. Однако начиналось все совсем в иную эпоху – в особых обстоятельствах пореволюционного " великого русского исхода " . " РСХД за рубежом имеет своей основной целью объединение верующей молодежи для служения Православной Церкви и привлечение к вере во Христа равнодушных к вере и неверующих. Оно стремится помочь своим членам выработать христианское мировоззрение и ставит своей задачей подготовить защитников Церкви и веры, способных вести борьбу с современным атеизмом и материализмом " . Так были сформулированы цели Движения на его V общем съезде в 1927 году. А в уставе 1959 года в частности говорится: " РСХД утверждает свою неразрывную связь с Россией. Наша принадлежность к русскому народу и к русской православной Церкви налагает на нас духовные обязательства, независимо от того, мыслим ли мы себя временными изгнанниками-эмигрантами или решили связать свою жизнь с другой страной. Подлинная русская культура неотделима от Православия: поэтому в хранении и продолжении ее мы видим наш долг. Мы видим наш долг также в свидетельстве перед миром о подлинном лике России, в напоминании о страданиях русского народа " .

http://religare.ru/2_4616_1_21.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010