Алипий архим., ректор Иркутской духовной семинарии Андреев, Вас. Алексеевич, пот. поч. граж. Андроник архим., ректор Александровской Ардонской миссионер. семин. Ансеров, Алексий Ал-др., прот. Моск. Астрова Юлия Михайловна, вдова доктора Березкин, Иоанн Яковл., прот. Моск Борис, Епископ Ямбургский, ректор С.-Петербурской Духовной Академии Бухарев, Иоанн Ник., свящ. Моск. Быстрицкий, Василий Андреев., священ. Моск. В пользу студентов академии В пользу бывших воспитанников Виноградов, Иоанн Григор., прот. Моск Владимирский, Пав. Сер., действит. ст. сов. Воздвиженский, Дмитрий Мих., свящ. Моск. Воронец, Евстафий Ник., потом. дворянин Глаголев, Серг. Серг., э.-орд. проф. Моск. дух. акад. Голубинский, Евг. Евсигн., заслужен. орд. проф. Моск. дух. академии Грузов, Сергей Федорович Дружинин, Ник. Ник., Моск. купец Исаев, Ив. Петр., секретарь Университета св. Владимира. Кабанов, Дмит. Иван., Моск. купец Карякин, Мих. Иван., Моск. купец Касицын, Дим. Федор., прот. Моск. Клириков, Ал-др Вас., свящ. Моск. Копьев, Ник. Ал-др., прот. Моск. Кротков, Феофил. Ив., прот. Моск. Лебедев, Ал-ей Петров., проф. Московск. Университ. Лепешкина, Агриппина Ник., вдова статск. сов. Мальцев, Алексей Петрович, протоиерей, настоятель посольской в Берлине церкви Машкина, Екат. Мих., вдова коллежск. сов. Модестов, Мих. Васильев., Москов. свящ. —15— 70. Модест, архимандрит Монина Анна Александров., вдова пот. почет. гражд. Морковин, Иоанн Михайл., свящ., инсп. Ржев. Епарх. женск. училища Мошкин, Афан. Александр., Московский купец Нечаев, Дмит. Степан., кол. ассесор Никольская, Екат. Гаврилов., вдова прот. в г. Симбирске Орлов, Ник. Алексеевич, священник Московский Павлов Иван Иванович, преподаватель Архангельского Епарх. женск. училища Пашкевич, Мих. Павлович, инспек. Тверс. дух. семин. Первухин, Григ. Петр., каф. прот. г. Твери Растеряева, Варв. Гавр., жена Московского купца Ржаницын, Алексей Руфов., статский советник Роменовский, Петр Васильевич Репин, Иван Иоаким., пот. почет. гражданин Самарин, Дмитрий Федорович, потом. дворянин

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

562 См.: Рогов А.И. Сведения о небольших собраниях славяно-русских рукописей в СССР. М., 1962. С. 121. 563 А. А. Шахматов и Д.И. Абрамович относили список к Кассиановской второй редакции, испытавшей минейное влияние, так как Слово о создании церкви Печерской и сказание о начале монастыря содержат чтения, характерные для редакции 1462 г. 564 См.: Макарий, еп. Тамбовский и Шацкий. О Новгородских Макарьевских четьих-минеях//Летописи русской литературы и древности/Изд. Н. Тихонравовым. М., 1859. Т. I. Отд. III. С. 72. Копия XIX в. со списка Патерика в Новгородских Макарьевских минеях четьих – РГБ. Собр. ОИДР (Ф. 203) 267/6. О ней см.: Соколов Е.И. Библиотека... С. 482. 565 См.: Оглавление Четиих миней всероссийского митрополита Макария, хранящихся в Московском Успенском соборе, составленное справщиком, монахом Евфимием/Изд. В.М. Ундольским//ЧОИДР. М., 1847. IV. С. 50; Протасъева Т.Н. Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А.В. Горского и К.И. Невоструева ). М., 1970. Ч. I. 577–819. С. 200–202. Состав ркп. по-разному определен А. А. Шахматовым и Д.И. Абрамовичем . 568 См.: Красин Д.Я. Четии минеи священника Иоанна Милютина // Моск, университ. изв. М., 1870. 8. Прилож. С. 762–777; М., 1871. 1. Прилож. С. 1–23. 571 См.: Викторов А .Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России. СПб., 1890. С. 93 196). 573 Список был положен в основу изданий Киево-Печерского патерика М. А. Викторовой и Д.И. Абрамовичем . А.Х. Востоков на основании даты в традиционной концовке Патерика Кассиановской второй редакции относил время создания списка к 1462 г. См.: Востоков А.Х. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 427. 574 См.: Тихомиров М.Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. М., 1968. 281. Определить редакцию второго списка Печерского патерика, находящегося в собрании 213), по «Описанию» нельзя. 575 См.: Русинов НД. Собрание памятников древнерусской письменности Угличского государственного архива Ярославской области//ТОДРЛ. М.; Л., 1954. Т. 10. С. 498.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—597— отраднее было видеть приезд на отпевание Преосвященного Анастасия, явившегося по собственному почину отдать последний долг своему учителю и выдающемуся ученому. Быстрая, неожиданная смерть А. П. и глухая летняя пора, когда большинство выезжает из Москвы, без сомнения очень многим воспрепятствовали лично явиться на погребение А. П. Тем не менее, в погребении, вместе с преосвященным Анастасием, приняли участие довольно многие представители московского духовенства, из числа бывших учеников покойного. Слабее всего, кажется, был представлен Московский университет, из профессоров которого нам удалось заметить только одного – заслуженного ординарного профессора – И. В. Цветаева. 1814 Но за то довольно полно была представлена Московская Академия. От неё присутствовали две депутации – профессорская и студенческая. В состав первой, во главе с исправляющим должность Ректора Академии – инспектором её А. П. Шостьиным , (Преосвященный Ректор Академии был в это время в заграничном отпуске), входили еще: заслуженный ординарный профессор П. И. Цветков , ординарный профессор А. А. Спасский, и пишущий эти строки. За литургией и отпеванием произносили речи, посвященные памяти покойного – протоиерей П. Н. Сахаров, и священники – Д. И. Ромашков и Н. А. Колосов. Из представителей Академии говорили – А. А. Спасский – во время отпевания, и профессор А. И. Покровский и студент Н. Кудрявцев – на могиле. Погребен А. П. на кладбище Андроньева монастыря, вместе со своими родственниками. Позволю себе закончить этот небольшой некролог словами самого А. П., сказанными им по аналогичному-же поводу – смерти А. С. Павлова . «Одно для меня утешительно. Не смотря на то, что он умер в глухую пору университетской жизни – летом, я имел возможность отдать ему последний долг. До сих пор я не могу помириться с этой, невознаградимой для меня (прибавляю – и для Академии с Университ. и для всей церк.-истор. науки) потерей». А. Покровский Кудрявцев Н.П., студ.; Покровский А.И. проф.; Спасский А.А., проф. [Речи при погребении проф. А.П. Лебедева]//Богословский вестник 1908. Т. 2. 7/8. С. 598–604 (4-я пагин.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ал-еев., Моск. куп. Ансеров. Алексий Ал-др., прот. Моск. Березкин, Иоанн Яковл., прот. Моск. Бухарев, Иоанн Никол., свящ. Моск. Быстрицкий, Вас. Андреев., свящ. Моск. —12— 50 Варсонофия, игумения Хотькова м-ря Виноградов, Иоанн Григ., прот. Моск. Владимирский, Пав. Серг., Ст. Сов. Воронец, Евстафий Никол., пот. двор. Глаголев, А-р Ив., Моск. куп. Голубинскийй, Евг. Евсигн., проф. М.Д. Академии Григорий, Архим., наст. Моск. Спасо-Андрон. м-ря Грузов, Серг. Федор. Дашков, Вас. Андреев., Действ. Тайн. Сов. Дружинин, Ник. Ник., Моск. куп., церк. староста М.Д. Академии Иванцов-Платонов, А-р Мих., прот., проф. Москов. Университета Ильинский, А-р Симеон., прот. Моск. Исаев, Ив. Петр., секретарь Университ. Св. Владимира Кабанов, Дим. Ив., Моск. куп. Касицын, Дим. Феод., прот. Моск. Клириков, А-р Вас., свящ. Моск. Комаров, Гавр. Матв., Моск. куп. Копьев, Никол. Ал-др., свящ. Моск. Кротков, Феофил. Ив., прот. Моск. Кузнецов, А-р Григ., пот. поч. гр. Лебедев, А-р Ал-еев., прот., наст. Казан. соб. в СПБ Лебедев, Ал-ей Петр., проф. М.Д. Акад. Лепешкина, Агрипп. Никол., вдова Ст. Сов. Михайлов, А-ей Мих., Моск. куп. Модест, Архимандрит Мошкин, Афан. Ал-др., Моск. куп. Муханова, Параск. Ал-еев. Нечаев, Дим. Степ., Колл. Асс. Никольская, Екат. Гавр., вдова прот. в г. Симбирске Новоселов, Петр Семен., Дмитр. куп. Орлов-Давыдов, Серг. Влад., граф Орлов, Евг. Ив., смотр. Муромск д. училища Орлов, Ник. Ал-еев., свящ. Моск. Павлов, Ив. Ив., преп. Арханг. Еп. Жен. Училища Растеряева, Варв. Гавр., жена Моск. куп. Растеряев, Ник. Серг., Моск. куп. Ржаницын, Ал-ей Руф., Ст. Сов. Романовский, Петр Вас . Самарин, Дим. Федоров., потом. двор. Сахаров, Петр Никол., прот. Моск. Свербеев, Мих. Дм., Чиновн. особ. пор. при Об.-Прок. Св. Син. Сергиев, Иоанн Ильич, протоиерей Кронштадтского собора Скворцов, Пав. Арс., регент Моск. хора Смирнов, Андрей Петр., проф. М. Д. Академии Смирнов, Иоанн Ал-еев., прот. Моск. Смирнов, Петр Ал-еев., каф. прот. в СПБ Смирнов, Петр Ал-еев., свящ. Моск. Смирнов-Платонов, Григ. Петров., прот. Моск. Соколов, Алексий Ив., каф. прот. Моск. Соловьев, Ив. Ив., поч. граж. Соловьев, Пав. Антон., свящ. Субботин, Ник. Ив., проф. М.Д. Акад. Сыров, Григ. Ал., Моск. куп. Тихомиров, Аполл. Ив., прот. Моск. Уткин, Лавр. Петр., Моск. куп. Федюкин, Ник. Мих., поч. гражд. Фортинский, Ник. Яковл., прот. Моск. Холмовский, Вас. Авкс., прот. в СПБ Чанцев, Иоанн Иоаннов., свящ. Моск. Шумов, Ал. Яковл., Моск. куп. Эггерс, Ник. Борис., Моск. куп.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Владимирский, Пав. Сер., действит. ст. сов. Воздвиженский, Дмитрий Мих., свящ. Моск. Воронец, Евстафий Ник. потом. дворянин Глаголев, Серг. Серг., э.-орд. проф. Моск. дух. акад . Голубинский, Евг. Евсигн., заслужен. орд. проф. Моск. дух. академии Грузов, Сергей Феодорович Дружинин, Ник. Ник., Моск. купец Ильинский, Ал-др Симеонов., протопресв. Больш. Успен. Собора в Москве Исаев, Ив. Петр., секретарь Университета св. Владимира Кабанов, Дим. Ив., Моск. куп. Карякин, Мих. Иван., Моск. купец Касицын, Дим. Феодор., прот. Моск. Клириков, Ал-др Вас., свящ. Моск. Копьев, Ник. Ал-др., прот. Моск. Кротков, Феофил. Ив., пр. Моск. Лебедев, Ал-ей Петров., проф. Московск. Университ. Лепешкина, Агриппина Ник., вдова статск. сов. Машкина, Екат. Мих., вдова коллежск. сов. Модестов, Мих. Васильев., Москов. свящ. Модест архимандрит Монина, Анна Александров., вдова пот. почет. гражд. Морковин, Иоан. Михайл. свящ. инсп. Ржевск. Епарх. женск. училища Мошкин, Афан. Александр., Московский купец Нечаев, Дим. Степан., кол. асессор Никольская, Екат. Гаврилов., вдова прот. в г. Симб-ке Орлов, Ник. Алексеевич, священник Московский Павлов Иван Иванович, преподаватель Архангельского Епархиал. женск. училища Пашкевич, Мих. Павлович, инспект. Тверск. дух. сем. Первухин, Григ. Петр., каф. прот. г. Твери Растеряева, Варв. Гав. жена Московского купца Ржаницын, Алексей Руфов., статский советник Романовский, Петр Васил. Репин, Иоанн Иоаким., пот. почетный гражданин Самарин, Дим. Феодорович, потомств. дворянин Сахаров, Петр Николаевич прот. Московский Свербеев, Мих. Дим., состоящей при Обер-прокур. Святейшего Синода Сергий архимандрит, состоящий при Русской миссии в Японии Скворцов, Павел Арсен., регент Московск. хора Смирнов, Иоан. Алексеевич, прот. Московский Смирнов, Петр Алексеев., прот., председ. Учебн. ком. при Святейшем Синоде Смирнов, Петр Алексеевич, прот. Московский —17— 90. Соколов, Алексей Иванович, кафедр. прот. Московский Соловьев, Иван Иванович, потомственный гражданин Соловьев, Павел Антонов., священник Моск. епархии

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Возвратившаяся братия с игуменом принуждены были добывать все возможные средства к совершению неоконченных построек. Ободряемые надеждой на поощрительное пособие, труды их поставлены у желанной цели. Ныне, благодаря Всевышнего, возобновление монастыря почти свершилось. 4 Чтений в Императорском Обществе Истории и древностей Российских при Московском Университете, 1846. Также эта записка была помещена в отдельной брошюре о Русском Пантелеймоновом монастыре на Св. Афонской горе. Москва. В Университ. типографии 1846 г.). Освящение храма в Русском монастыре, на Афонской горе 23-го Ноября 1846-го года, на св. горе Афонской, в русском монастыре Св. Великомученика и Целебника Пантелеймона торжественно совершилось освящение нового русского храма во имя Святителя Христова Митрофана, первого Епископа Воронежского и всея России Чудотворца. Освящение совершал Адрианопольский Архиепископ Григорий, пребывающий на покое в одном из здешних монастырей. Для русского сердца было чрезвычайно трогательно это редкое и, можно сказать, единственное в своем роде событие на священных высотах дивного Афона. Признательность русского монастыря Господу Богу, за Его отеческий Промысел о нем, свидетельствовалась всенощным на этот отрадный день освящения бдением, продолжавшимся восемь часов, а благодарность к России, за её внимание и участие в судьбах сей обители, живо выразилась в теплых молитвах о вожделенном здравии нашего Государя Императора Николая Павловича и всей Высочайшей Фамилии, а с тем вместе, и о спасении всех, особенно благотворивших и благотворящих этому русскому монастырю. – В уверенности, что краткое описание торжества освящения Митрофаниева русского храма на Афонской горе приятно будет для принимавших посильное участие в его сооружении, передаем здесь это событие дальним нашим соотечественникам. Назад тому шесть лет положен был основный камень храму новоявленного Чудотворца и Святителя Митрофана в русском Афонском монастыре; в течение этого времени он медленно возникал, стесняясь внешними обстоятельствами, и доныне, вероятно, не достиг бы еще в совершенстве внутренней отделки, если бы не послал Бог сюда, сверх чаяния, в виде поклонника, С.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По образованию своему прибывшие на Съезд деятели миссии разделяются следующим образом: 1) Докторов Богосл. – 1. 2) Магистров богословов – 8. 3) Кандидат. богослов. – 63. 4) Университ. образования – 2. 5) Студентов семинарий – 48. 6) Оконч. семинарский курс – 23. 7) Обучавш. в семинар. – 5. 8) Обучавшихся в духовн. училище – 1. 9) Окончивших в Учительских Сем. – 1. 10) Окончивших Гимназию – 1. 11) Окончивших в земск. школе – 1. 12) Окончивших приходск. училище – 1. 13) Из раскольничьих начетчиков – 23. 14) Домашнего образования – 12. 15) Обратившихся из сектантов – 1. 16) Окончивших в миссионерских школах – 4. Обращаясь к показаниям статистики касательно числа прибывших на съезд делегатов от той или другой епархии, прежде всего нельзя не заметить, что некоторые епархии выделились из ряда совершенным отсутствием своих представителей: такова, наприм., Курская епархия, обуреваемая сектантским движением и со стороны Харьковской (Толстовщины), Полтавской, Черниговской и Киевской (штунды), а также Грузинский экзархат, где только в текущем году учреждены, но еще не замещены, должности епархиальных миссионеров, – Иркутская, Тобольская. Наименьшее число делегатов выпадает на епархии: Подольскую – (один преподав. семинарии), Астраханскую (один епархиальный миссионер), Литовскую (один священник), Минскую (преподаватель семинарии) и из Холмо-Варшавской (протоиерей студент семинарии). Наибольшее число представителей явилось от Казанской «10», Нижегородской «8», Самарской «8», С.– Петербургской «7», Саратовской «7», Вятской «7», Московской «7», Симбирской и Ставропольской по «6». Сравнивая за сим статистические данные, относительно количества и состава членов всех трех миссионерских съездов, бывших в 1887, 1891 и в текущем 1897 гг., видим, что членов, участвовавших на первом съезде, было только 67, на втором – 133, следовательно, число возросло в два раза; командированных епархиальными начальствами тогда было 93 лица, прибывших по собственному желанию 40, сверх того допущены к участию в съезде без права голоса 24 члена, из числа начетчиков и других ревнующих о миссии мipяh. На третьем съезде число действительных членов, как замечено выше, равнялось 196, в этом числе командированных начальством делегатов было 160, и членов-добровольцев 36. Сверх того принимали участие в заседаниях съезда многие из местного Казанского городского духовенства и прибывшие из других епархий священники, а также 5 архипастырей поволжских епархий, начальник Афинской миссии архим. Сергий, профессор академии протоиерей Малов, иеромонах Андрей (из князей Ухтоломских) др. Более ста билетов было выдано на право входа в заседания съезда причастным к миссии ревнителям православия из разных сословий. Почти каждое заседание по очереди посещали бывшие на Казанских курсах учителя второклассных церковных школ. Таким образом последний съезд был наиболее многолюдным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Список литературы 1. Августин Аврелий. О книге Бытия//Творения: В 4 т.//Т.2: Теологические трактаты. – СПб.: Алетейя: УЦИММ-Пресс, 1998. 2. Архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. М.: Образ, 2008. 3. Барсов М. В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых апостолов. СПб.: Сатис, 1994. 4. Августин Аврелий. О граде Божием//Творения: В 4 т.//Т.3. Киев. Алетейя: УЦИММ-Пресс, 1998. 5. Бл. Иероним. Осьмнадцать книг толкований на пророка Исайю. Т. 7–9. – Творения, Киев, 1906, 1911. 6. Георгий Нейфах, прот. Гармония Божественного творения. Взаимоотношения науки и религии. М.: Правило веры, 2005. 7. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского. – Репр. изд. – М.: Сибирская благозвонница, 2008. 8. Михаил (Грибановский), еп. Над Евангелием. – СПб.: Сатис, 1994. 9. Писания. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. – Репр. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993 – М.: Типо-литогр. И. Ефимова, 1892. 10. Лествица./ Прп. Иоанн Лествичник. – М.: Лепта: Трейд-Сервис, 2006. 11. Слова преподобного Симеона Нового Богослова/В пер. на рус. яз. с новогреч. еп. Феофана. – 2-е изд., Афонского Рус. Пантелеимонова монастыря. – М.: Типо-литогр. И. Ефимова, 1890–1892. Вып. 1:/В пер. на рус. яз. с новогреч. еп. Феофана – 2-е изд., Афонского Рус. Пантелеимонова монастыря. – М.: Типо-литогр. И. Ефимова, 1892. 12. Слова духовно-нравственные преподобных отцов наших Марка Подвижника, Исаии Отшельника, Симеона Нового Богослова. – Репр. изд. – М.: Московск. Подворье Свято-Успенского Псковско-Печерского монастыря: Паломник: Правило веры, 1995. – 2-е изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни. – Сергиев Посад: Тип. Св. – Тр. Сергиевой Лавры, 1911. 13. Ерм. Пастырь//Ранние Отцы Церкви: Антология: Мужи апостольские и апологеты/Пер. прот. П. Преображенского. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. 14. Св. Иустин Философ. Творения. – Репр. изд. – М.: Паломник: Благовест, 1995 – (Б-ка отцов и учителей Церкви; Т. 1) – Сочинения святого Иустина Философа и мученика/М.: Университ. Тип. 1892.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Без преувеличения можно сказать, что тема бессмертия души явилась центральной в русском душеведении XVIII века. В Русской православной церкви подход к проблеме бессмертия души, как и к многим другим проблемам душеведения, состоял во включении психологических проблем в широкий богословско-антропологический контекст. Такими были работы архиепископа Феофана Прокоповича (1681–1736), например его «Богословское учение о состоянии неповрежденного человека или о том, каков был Адам в раю»/М., 1785/). В еще большей степени богословско-антропологический подход к психологическим темам проявился у Михаила (Десницкого) (1761–1824), митрополита Новгородского, а затем С.-Петербургского. Основной темой его работы «Изображение ветхого, внешнего, плотского и нового, внутреннего, духовного человека»/В 2-х ч. СПб., 1798/является душеспасение, раскрываемое через психологический анализ состояния грехопадения. Отдельные главы посвящены религиозно-психологическому анализу страстей ветхого человека: самолюбию, своеволию, зависти, гневу и др. Эта же тема, еще полнее и с большим психологическим уклоном, была рассмотрена им позже в «Беседах о внутренних состояниях человека...»/СПб.: Тип. И. Иоаннесова, 1819/. XIX век характеризуется многообразием авторов и произведений религиозно-психологического характера. В 1815 г. появилось «Краткое руководство к опытному душесловию» Петра Михайловича Любовского, магистра философии Харьковского университета/Харьков: Университ. тип., 1815/. Проанализировав в специальном разделе основные «душевные человеческие влечения», автор приходит к выводу, что самым высоким и благодетельнейшим из всех человеческих влечений есть «влечение к признанию Божества»/с. 99/. В 1825 г. было опубликовано «Краткое начертание метафизики» Ивана Ивановича Юрьевича (1788–?). Вторая часть его работы называлась «Пневматология или о существах чувствующих и мыслящих»/СПб., 1825/и была целиком посвящена психологическим темам. После критики материализма, он писал о духовности и бессмертии души, а потом переходил к проблеме духа вообще, духах бестелесных (ангелах), и Духу совершеннейшему (Богу-Творцу).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Из Neon Eklogion. Из Neon Martirologon. См. слово похвальное Киприану, произнесенное в 1409 году племянником Киприана и согражданином, Григорием Цамвлаком (см. Собрание Летописей III, 106, V, 259), который был также монахом на Афоне, откуда взят на игуменство в Дечанскую обитель (в старой Сербии), потом перешел в Молдавию и около 1409 года в западную Россию, где в 1414 г. в Новгороде, собором южно-русских епископов, избран и посвящен митрополитом Киеву и Белой Руси, – умер в 1419 году. Известны по своим писаниям в этом духе: Св. Григорий Палама, арх. Солунский; Григорий Синаит, распространивший на Афоне правила безмолвной, внутренней, или умной, молитвы; Максим Кавсокаливит – друг Григориев; патриарх Каллист и Игнатий Ксанфопулы; патриарх Филофей. Некоторые творения их собраны в «Добротолюбии». Из них патриархи вселенские: Афанасий 1-й (1289–1293 г. и 1303–1311), Нифонт 1-й (1311–1314), Исаия (1323–1341), Исидор (1347–1350), Каллист 1-й (1350–1362 и 1365–1369), Филофей (1362–1365 и 1369–1376), Каллист 2-й (1397), Нифонт 2-й (1486–1489 и 1497–1498), Максим 4-й (1491–1497), и другие. См. Р. Истор. Библиотеку, т. VI. Флоринский Т. «Памятники законодательной деятельности Душана». Киев. 1888, 40. Кроме Русика, Зографа и Хиландаря, славяне пребывали тогда и в монастырях: Св. Павла, Григориате, Ксенофе, Филофее, Ксиропотаме и Симонопетре. Митрополит Киприан в своей псалтири постоянно имеет в виду одиночное отправление суточных служб в келье (см. Мансветов, Типик. М. 1885 г., 225). Послание это в полном виде доселе не напечатано. Отрывки из него напечатаны архимандритом Леонидом в его исследовании о Киприане (см. «Чтения Имп. Общ. Истории и Древностей Российских при М. Университ.», кн. 2-я, 1867 г.) по списку славянского сборника XVIII в. Хиландарской библиотеки. Послание это находится и между славянскими рукописями Москов. Синод. библиотеки. Как справедливо замечает о нем митрополит Евгений (см. Словарь Историч. Изд. 1818 г., часть 2-я, стр. 348). Известно, что большая часть славянских переводов святоотеческих писаний и духовно-нравственных сочинений догматического и полемического содержания переведена именно на Афоне между 1350–1450 годами, что доказывает достаточно разбор славянских рукописей Моск. Синод. Библиотеки. Отд. II, М. 1857 г.

http://isihazm.ru/1/?id=1834

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010