Леонид по резолюции покойного едет в Серпухов освящать во Владычном монастыре церковь во имя Филарета Милостивого в 1-й день декабря. Игуменья просила —139— представить Владыке каких-то монашенок. „Хорошо, отвечал он, только до 19-го числа“. Ныне были у меня Соловецкие монахи, основывающие Вологодскую Ульяновскую пустынь. Они в субботу в 12-ть часов были у Владыки. Он дал им перламутровый напрестольный крест, расспросил их откуда они родом и очень ласково побеседовал стоя сам. К брату Михаилу ходит какая-то блаженная. При ней сказали, что юбилей кончился. „Нет“. Когда Ваш брат побывает у Владыки, тогда кончится юбилей. Это было ещё до Вашего путешествия в Лавру. Муравьев взывает: Finis Ecclesiai! Кто-то юбилей Владыки назвал похоронами иерархии. В церкви Филаретовской только что настлан пол; к восточной стене приставлено несколько икон, и поставлена икона в киоте перед тем местом, где погребён святитель – за правым клиросом, против среднего на юг окна. Иконостаса в церкви нет ещё. И так безвыездно в лавре остался святитель. 28-го для избранных обед был в митрополичьих покоях. В шестом часу разъехались гости. О. наместник похудел, но всё ходил, всё хлопотал с 19-го по 28-е без отдыха. О преемнике одни только предположения. Духовные говорят, что останется управлять Леонид, к огорчению духовенства. Против Арсения не имеют ничего. Называют и Нила, и Платона Донского, и Макария Харьковского и Нектария Нижегородского. Многие желают Филофея, по монашеским правилам способного стяжать уважение народа. Я думаю, что, будет Арсений или Филофей, и что Леонид будет переведён на какую-либо епархию. Иаков, в шестом часу вечера приехавший на подворье в день кончины святителя, нашёл его лежащем на диванчике в кабинете в лиловом подряснике, в котором он служил, опоясанном шёлковым поясом, в туфельках, как бы тихо спящего. Тут приехал Дмитрий Петрович Новский, поклонился, потом поцеловав руку, стал на колени перед усопшим. О. наместник приехал уже в 11-м часу вечера. Парфения в день отпевания Владыки посвятили в иеромонахи. Мать Владыки умерла в 1853 году, 85-ти лет. Он не дожил до 85-ти лет 37-ми дней. Леонид сказал здесь по одному случаю; „нет, я теперь

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Душевно почитающий Вас Е. Алексий. Царство Небесное старице, почтенной Евфимии Борисовне. Теперь, вероятно, Параскева Петровна не замедлит покончить счёты с епархиальным училищем и водворится под кров обители. Письмо 22 Лл. 55–56 3 октября 1917 г. Дорогой и досточтимый Владыко! Пользуюсь поездкой в Москву о. архимандрита Серафима, чтобы Вам написать несколько слов. Всё у нас пока милостью Божией благополучно. 1-го октября я служил в Савво-Вишерском монастыре, причём по обстоятельствам времени нельзя было ничем отметить 500-летний (впрочем, сомнительный) юбилей. Служба была обычная, причём крестного хода нельзя было сделать из-за непролазной грязи. Относительно перевозки наиболее ценных вещей из ризницы Софийского собора и Юрьева монастыря о. кафедральный Вам писал. Трудно решиться и рисковать отвезти эти вещи в Кириллов или в Москву, так как в пути кроме грабежей могут быть, как оказывается, и «закономерные» осмотры… Вчера было у нас заседание по вопросам, связанным с возможностью необходимости вывоза ценных церковных предметов из Новгорода. Вам о нём подробно доложит участник собрания архимандрит Серафим. Дела епархиальные идут своим чередом, без особых затруднений, но ищущие могут весьма досаждать – вроде Суворова, диакона Яковцевского и других. У меня в одной комнате поставлены кровати и у входа флаг красноцветный. На сём пока дело остановилось, и что-то, слава Богу, замолкли толки о занятии наших помещений, так что и в лазарете тревоги с этой стороны нет, а библиотечный зал Ваш «свободнее, чем когда-либо»; но и в нём «для устрашения» стоят койки. Шкафы на своих местах. Очень мало слышно о Соборе. Как-то дело о патриаршестве? Погода у нас убийственная, и я безвыходно сижу дома. 8-го октября 50-летний юбилей протоиерея Рождественского, Никитинской церкви. Меня просили служить в этот день там литургию, юбиляру поднесут икону. Я скажу юбиляру, что Вам выпал этот юбилей и что Вы благословляете и молитвенно приветствуете старца. 8-го в соборе открываются акафисты и беседы, а акафисты четверговые уже начались, их было уже два. О[тец] Серафим (Курганский) живёт со своей матерью в гостинице Десятинного монастыря. Он постоянно служит при архиерейских служениях в соборе. Ждёт у моря погоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > 300-летие Российской империи — ненужный юбилей? Или как Пётр Великий помешал Александру Невскому 27.01.2021 1976 Время на чтение 6 минут В 2021 году исполняется 300 лет со дня окончания Великой Северной войны (1700 - 1721), заключения Ништадтского мира и Рождения Российской империи. Тогда, в праздник Казанской иконы Божией Матери 22 октября 1721 года, в Троицком соборе Санкт-Петербурга – от имени Сената, Синода и народа царь Пётр Алексеевич был назван Великим, Императором и Отцом Отечества. Нет сомнения, что столь славную и памятную дату следует достойно отметить на государственном уровне, а для этого необходимо готовиться, однако о праздновании 300-летия Российской империи до сих пор ничего не слышно. Неужели пресловутый «Ковид» настолько затмил собою насущные задачи идеологической борьбы на фронте информационной войны? Триста лет, как Россия, увенчанная лаврами Полтавы, Гангута и Гренгама, существует в качестве великой мировой державы… и это никому более не важно? Или весь «порох» истрачен на пропаганду не столь давних и более «актуальных» побед? У настоящих патриотов так быть не может! Нам дорога отечественная история вся, целиком, а не только её советский период. Между тем, на подходе ещё один юбилей: 9 июня (30 мая ст.ст.) 2022 г. благодарные потомки торжественно отметят 350-летие со дня рождения Великого сына России – её Первого Императора. Будем надеяться, что это произойдёт на достойном уровне – с морскими парадами, военно-историческими праздниками, фейерверками, торжественными собраниями и научными конференциями, что петровским торжествам будут посвящены новые фильмы, популярные иллюстрированные издания и научные труды, возникнут новые музеи, пройдут тематические выставки, появятся новые экскурсии по петровским местам в Москве и по всей Европейской России, от Азова и Петрова Вала до Государевой дороги и Новодвинской крепости. Может быть, раздадутся крики: «Пир во время чумы!»? Действительно, зараза, скорее всего, никуда не уйдёт и в наступившем, и в 2022 году, но что из того. Жить вопреки обстоятельствам, а не гнуться под ними, – это и означает жить достойно, как и должно уважающему себя народу. Для этого творцам «экономики эмоций» нужно просто немного сэкономить на «цифровизации», иллюминациях и хлопушках.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/27/30...

В молитве «по поставлении святых даров» литургии Василия Великого предстоящий священнослужитель просит Бога принять службу участвующих в Литургии так же, как Он приял «Авелевы дары» — принесение Авелем жертвы Богу (см.: Быт. 4. 4), «Ноевы жертвы» — жертвоприношение Ноя по окончании потопа (см.: Быт. 8. 20-22), «Аврваамова всеплодия» — принесение Авраамом в жертву сына своего Исаака (см.: Быт. 22. 1-14), «Моисеева и Аронова священства» — священство Моисея и Аарона (см.: Пс. 98. 6), «Самуилова мирная» — мирные жертвы, принесенные Самуилом (см.: 1 Цар. 11. 14-15). Здесь упоминаются пять сюжетов Священной истории, в христианской традиции воспринимаемые как прообразы Евхаристии. Со времени Тайной Вечери Евхаристия является той единственной жертвой, которая необходима для спасения и которая заменяет все ветхозаветные жертвы и всесожжения. Цитированная молитва раскрывает смысл Литургии как таинства Нового Завета, соединяющего всю историю человечества от сотворения мира с эсхатологическим ожиданием Страшного Суда. Молитва устанавливает преемство между ветхозаветным культом всесожжений и жертв и новозаветной Евхаристиией, прообразом которой эти жертвы являлись. Прообразом христианского праздника, говорит святитель Григорий Богослов, является ветхозаветный «юбилей» — год оставления. По закону Моисееву, каждый седьмой год считался годом покоя, когда не разрешалось засевать поля и собирать виноград; каждый пятидесятый год объявлялся юбилейным — годом праздника, когда люди возвращались в свои владения, должникам прощались долги, а рабов отпускали на свободу. Назначение юбилейного года, особым образом посвященного Богу, состояло не только в том, чтобы дать людям отдых, но и в том, чтобы, насколько возможно, исправить неравенство и несправедливость, существующие в человеческом обществе. Юбилей был годом подведения итогов, когда люди давали отчет Богу и друг другу в том, как они строят свою жизнь, и перестраивали ее в большем соответствии с заповедями Божиими. Юбилей, таким образом, становился прообразом жизни людей в будущем веке, где нет социального неравенства, рабов и господ, заимодавцев и должников:

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1286085...

И особо знаменательное событие предстоит, после Пасхи в светлый вторник будем совершать юбилей — тысячелетие явления Иверской иконы Божией Матери, редкий юбилей — со дня её явления. И особо знаменательно для нас, что в Донецке возле аэропорта православное кладбище организовали благочестивые люди, 20 гектар земли, чтоб там не хоронили ни самоубийц, ни католиков, ни иудеев, ни мусульман, ни сектантов никаких, сугубо только православное кладбище, чтоб православных благочестивых людей погребали там. И храм благочестивые люди оканчивают созидать на кладбище на этом в честь Иверской иконы Божией Матери — Благой Вратарницы. Даст Бог, придет время, в юбилей тысячелетия Иверской иконы Божией Матери совершим освящение этого храма во святом граде Донецке нашем. И особо знаменательно, на Афоне заказан уже и написан изографом Лукой иконописцем образ — мера в меру и подобие в подобие — Иверской иконы Божией Матери. Освящена уже эта икона у подножия самого святого образа в Иверском монастыре, привезена она в наш русский Пантелеимонов монастырь. Оттуда ее привезем мы сюда, в Донецк, и потом, как когда-то с «Николой Чудотворцем» прошли мы крестным ходом, и с этим образом по основным храмам Донецкой области нашей пройдем, с этим Иверским Афонским образом. И будет она Благой Вратарницей всего Донбасса нашего. Божие благословение предстоит получить нам, земле Донецкой, от Святой Горы Афонской, от самой Иверской иконы Божией Матери. Таково событие сегодня празднуем, в день Прощёного воскресенья. И просим мы у подножия нашей Афонской Иверской: «Матерь Божия, и нам буди Благой Вратарницей в жизни нашей земной, и нам двери рая всем отверзи, скорбящим, немощным, угнетенным, озлобленным, болящим, грешным», чтоб ни от кого не отвернулась, Пресвятая Дева Мария, Благая Вратарница. И когда уходите из храма в мир, на святые врата взгляните — Благая Вратарница всех благословляет уходящих в мир. И с Божиим благословением и с благословением Благой Вратарницы Господь да поможет всем нам нести дальнейшее наше жизненное крестоношение.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-sxi...

Скачать epub pdf Положение Русской Зарубежной Церкви в современном мире Наступающий 1970-ый год является для нас юбилейным годом. В этом году мы отмечаем двойной юбилей: 50-ти летие нашей изгнаннической жизни за пределами нашей Родины – России – ровно 50 лет тому назад, в 1920 году, оставили родную землю воинские части так называемой «Белой Армии», боровшиеся с насильниками большевиками под возглавлением генерала бар. П. Н. Врангеля, а вместе с ними ушли за границу и многие сотни тысяч рядовых русских людей, не желавших жить под игом безбожной власти; вместе с тем, в этом же году мы справляем и второй юбилей – 50-летие основания Русской Православной Церкви Заграницей, или, как мы сейчас ее чаще называем – и это название вошло даже в богослужебное употребление – Русской Зарубежной Церкви. В связи с этим Собор епископов нашей Церкви постановил отметить этот юбилей созывом Всезарубежного Церковного Собора с участием клира и мирян – такого Собора, какой у нас за границей за эти 50 лет созывался только два раза: в 1921 году в г. Сремски-Карловцы (тогда Королевство С.Х.С.), где тогда имело свое пребывание наше Высшее Церковное Управление Заграницей, и 2-ой Всезарубежный Церковный Собор в 1938 году там же в Югославии. Оба этих Собора разрешали важные вопросы идеологии нашей Русской Зарубежной Церкви и ее управления, для чего были призваны к участию в этих Соборах не только одни епископы, но и клир и миряне, то есть представители нашего духовенства – священники и диаконы и представители от верующих мирян. Ныне предположено созвать такой 3-ий Всезарубежный Собор. Сначала он был намечен на этот самый 1970-й год, но потом, в силу некоторых обстоятельств и соображений, решено было созвать его в сентябре 1971-го года в Свято-Троицком Монастыре в Джорданвилле. «Се, Аз посылаю вас, яко овцы посреде волков...» ( Мф.10:16 ). Так сказал Господь Иисус Христос Своим ученикам и апостолам, посылая их на проповедь Своего Божественного учения. Точно таким же образным сравнением можно охарактеризовать и положение нашей Русской Зарубежной Церкви в современном мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В 1122 году, на первом Латеранским соборе, папа Калликст II подтвердил полную индульгенцию Урбана II и распространил ее на тех, которые пойдут сражаться с мусульманами в Испании. В 1145 году, папа Евгений III снова подтвердил эту индульгенцию, и в 1195 году Климент III сделал то же. По свидетельству Бернарда Клервосского, 168 злодеи и нечестивцы, грабители, святотатцы, человекоубийцы, клятвопреступники, прелюбодеи были вербуемы на один год в качестве крестоносцев и покидали места, бывшие свидетелями их преступлений. Да и люди благочестивые тоже хотели воспользоваться этим, по свидетельству того же писателя. 169 Судя по свойствам людей, составлявших большинство крестоносцев, нельзя удивляться тем преступлениям и жестокостям, которые были совершены во время этих походов. Когда ревность крестоносцев к индульгенциям поохладела, папа Бонифаций VIII с большим блеском провозгласил полную индульгенцию всем тем, которые посетят Рим в первый год XIV столетия. 1300 год был указан, как год святой, и ему дали название юбилея, в воспоминание ветхозаветных юбилеев. Бесчисленное множество паломников отправились в Рим и принесли туда много денег. Папскому двору полюбились эти паломничества, столь выгодные его интересам. Климент VI, избранный папой в 1342 году, решил, что юбилей с полной индульгенцией должен происходить в каждое полустолетие. Папа Григорий XI, умерший в 1378 году, обнародовал буллу, устанавливавшую юбилей в каждую треть столетия. Эта булла не была выполняема его преемниками до Павла II, то есть, до конца XV века. Этот папа решил, что юбилей должен происходить в каждую четверть столетия, и этого правила держались впоследствии. Сначала епископы присвоили себе право распределять индульгенции. Это сопровождалось ущербом для интересов Рима. Иннокентий захотел исправить это неудобство. Вот почему на четвертом Латеранском соборе, в 1215 году, он жаловался па епископские индульгенции, которые расслабляли дисциплину. А разве индульгенции Рима укрепляли ее? Собор ограничил епископское право только годичной индульгенцией, которая могла быть даруема по случаю освящения базилики, и сорокадневной индульгенцией по случаю годовщины этого освящения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

347. Благопотребный юбилей В суете житейских попечений мы не замечаем дивных путей Промысла Божия, присно пекущегося о нас и поучающего нас не только событиями современной жизни, но и воспоминаниями дней давно минувших. Есть добрый обычай от времени до времени вспоминать наиболее достойное внимания наше прошлое, справлять так называемые юбилеи историче­ских событий и кончины тех лиц, которые прославили наше Отечество своими деяниями или писаниями. И вот, будто нарочито, а для верующего и несомненно нарочито – Божиим промышлением переживаемые нами события то и дело совпадают с самыми поучительными годовщинами: пред нами прошли знаменательные юбилеи 1612–1613, 1812 годов, столь достопамятных и поучительных для нас и для всех грядущих поколений. Мы будто своими очами повидали великих деятелей тех эпох: вот великий патриот, святитель Ермоген, и его достоблаженные сотрудники в подвиге спасения Отечества: смиренный архимандрит Дио­нисий, простец патриот Косма Минин и князь-вождь победоносных ополчений Пожарский, а затем предки Царствующего Дома: многострадальный Филарет Никитич Романов и его юный сын Михаил, первый Царь из Дома Романовых. Далее пред нами прошли славные герои 1812 года во главе с Благословенным Александром. И каждый из сих достопамятных сынов Отечества давал нам свой урок, свой пример, как служить родной Руси Православной, что так особенно благовременно в наши суетные дни. Слава Богу, тако благоизволившему – не раньше и не позднее сих благотворных для нас воспоминаний послать нам те тяжкие испытания, какие мы пережили и переживаем доселе. Приближается еще юбилей, который должна особенно почтить наша Православная Церковь , особенно запечатлеть его в памяти православного народа, ибо надо предвидеть, что наша печать, в громадном своем большинстве захваченная в пленение иудейское, постара­ется замолчать его, или, по крайней мере, свести к самым неважным событиям. Ведь имя того, кого Церковь будет молитвенно вспоминать, неприятно звучит в ушах наших ревните­лей всякого рода “обновлений”, начиная с церковного и кончая государственным: они боятся этого имени, как темные силы крестного знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Патриарх Кирилл: 10 событий одного года РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_105958.html 31 января 2015 Милена Фаустова Патриарх Кирилл: 10 событий одного года Источник:  http://ria.ru/religion/20150130/1045048256.html РИА Новости Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 1 февраля отметит очередную годовщину интронизации – 6 лет с момента вступления на первосвятительский престол. Минувший год оказался насыщен событиями. Опросив духовенство РПЦ, РИА Новости выбрало десятку самых ярких моментов, в которых первоиерарх Русской церкви показал себя не только внимательным и чутким пастырем, но стратегом и церковным политиком, ежедневно пекущемся как о своей пастве, так и об укреплении мирового православия. ТОРЖЕСТВА В ЧЕСТЬ 700-ЛЕТИЯ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО Пожалуй, самым ярким событием, начало которого совпало с пятилетним юбилеем патриаршего служения в январе 2014 года, и которое длилось весь год, стал 700-летний юбилей преподобного Сергия Радонежского. Мероприятия проходили как на церковном, так и на государственном уровне, а программа торжеств охватила чуть ли не все регионы России. Этот юбилей стал " своеобразным экзаменом для всего нашего общества " , – пояснил РИА Новости руководитель патриаршей службы Московского патриархата диакон Александр ВОЛКОВ. " В тех или иных общественных группах постоянно празднуют какие-то юбилеи – артистов, писателей, художников, ученых и так далее. И если бы юбилей преподобного Сергия стал таким узким торжеством только для православных воцерковленных людей, если бы общество поставило этого великого святого на одну планку с деятелями культуры или науки, то это означало бы, что мы как общество что-то потеряли, некий существенный стержень, соединяющий всех нас, оказался бы надломленным. Но неслучайно патриарх Кирилл инициировал столь масштабное общенациональное празднование, которое действительно охватило всю страну. Благодаря усилиям Русской церкви мы можем с уверенностью сказать: нашей стране есть в чем быть единой, есть темы, являющиеся общим знаменателем всего общества " , – заметил представитель РПЦ.

http://religare.ru/2_105958_1_21.html

Что речь здесь идет о возрасте преподобного Нестора, который на момент написания жития был моложе других монахов, а не его положении в монастыре (к этому времени он уже был иеродьяконом), я попытался показать в двух названных выше статьях, а потому не останавливаюсь здесь на этом вопросе . Современные автору события могут стать предпосылкой или толчком для его создания, как это случилось с непревзойденным «Словом о Законе и Благодати» Илариона Киевского. Оно явилось не только торжественной проповедью на «обновление» (то есть, освящение) Благовещенской церкви на Золотых воротах в Киеве, но и юбилейным «Словом», прочитанным пресвитером Иларионом в этой надвратной церкви перед всенощной службой в ночь с праздника Благовещения 25 марта на Пасху 26 марта 1038 г., в Богозванный, то есть, юбилейный год. По Библии, лето 50-е – это юбилейный год: «…И освятите пятидесятый год… да будет это у вас юбилей…  Пятидесятый год  да будет у вас юбилей: не сейте и не жните… ибо это юбилей: священным да будет он для вас» (Левит, 25.10-12). В 1038 году исполнилось 50 лет принятия Христианства на Руси, 50-летие Киевской митрополии, 500-летие Софии Константинопольской, в честь которой была освящена София Киевская и т.д. Все эти современные автору и актуальные для времени написания проповеди темы, так или иначе, отразились в самом «Слове». Более того, учитывая требования «Типикона» (Богослужебного устава), можно с точностью до одного часа установить время прочтения пресвитером Иларионом своего торжественного «Слова» в Благовещенской церкви: после вечерни – перед Всенощной, то есть, около 22-23 часов по нашему времени . И здесь мы должны признать, что для датировки произведения наиболее существенным является выяснение (максимально, насколько это возможно) объема знаний автором событий, следующих за описанными в его сочинении. Ведь многие произведения писались не сразу после события, а спустя время, после его осмысления (например, «Задонщина» или «Повесть о разорении Рязани Батыем»), или же на протяжении какого-то времени (как летописи).

http://pravoslavie.ru/5259.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010