Скоро всеми отмечено было и наступившее успокоение. Потом стали следовать одно за другим, как бы непрерывною счастливою нитью, церковные торжества: блестящая коронация, освящение храма Христа Спасителя в Москве, тысячелетний юбилей рождения святой великой княгини Ольги, пятисотлетний юбилей явления тихвинской иконы Богоматери, трехсотлетие памяти преподобного Трифона Печенгского, просветителя лопарей, столетие преставления святителя Тихона Задонского , затек величественный юбилей девятисотлетия крещения Руси, собравший в Киеве представителей всего православного славянства. Вещим звоном разнеслась по всей России сказанная присутствовавшим на этом торжестве обер-прокурором Κ. П. Победоносцевым речь в похвалу и возвеличение Церкви. Всеми уже к этому временя признанный церковно-государственный деятель говорил: «мы празднуем в благодарном трепете перед Богом 900-летие величайшего события в нашей истории. В эти 900 лет совершилось над нами чудо судеб Божиих: из грубого рассеянного языка славянского возникло великое государство, выросло народное сознание, собралась земля русская чрез Киев в Москву. Разрушались вокруг царства славянских племен под игом иноверных. Русскому народу Бог дал удержаться, вырасти, вынести тяжелое иго степных варваров, сбросить его с себя, пережить и преодолеть бедственное безначалие, отразить римско-польскую напасть, вернуть свои отхваченные врагами окраины, добраться до моря, укрепиться в силе и славе русского оружия, утвердиться незыблемо в вере, заповеданной предками. «Не нашею силой все это совершилось, а силою Божией в судьбах нашего народа. И явилась сила Божия в Церкви православной, в которую вошел язык наш 900 лет тому назад водительством святого благоверного великого князя Владимира. Благословен и блажен этот день, положивший твердое основание судьбам нашим! Что бы с наши сталось без этой Церкви, страшно и подумать. Она одна помогла нам остаться русскими людьми, собрать свои рассеянные силы, одушевила и вождей, и народ, дала ему терпение пережить страшные невзгоды, от голода и мора, и от своих лихих людей, и от чужих, – и одолеть врагов своих; посылала сынов земли нашей умирать за свою землю, научила рассыпанное стадо собираться около пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

• И мысль о юбилее для меня непривлекательна. У евреев юбилей был важный закон и в отношении к церкви и в отношении к гражданскому порядку. Он освобождал впадших в рабство, и возвращал заложенные земли. Папы в средние века ввели его в Римскую церковь, чтобы получать доходы от посещающих Рим и от индельгенции. • Ректор Академии пишет ко мне, чтобы по случаю юбилея дал я деньги на составление какого-то капитала и собирал деньги с других. • У евреев в юбилей прощали долги, а у нас в юбилей налагают подать. • В каноническом праве западном римском и протестантском есть постановление, чтобы доход одного или нескольких месяцев от вакантного места отдавать сиротствующему семейству занимавшего место, и если сирот нет, то употреблять на человеколюбивое дело, по усмотрению епископа. Неужели это худо? • Праведно ли строить церкви, не только без нужды, но и при избытке, по одному произволению? • По древнему обычаю, алтарь должен быть с предалтариями, а жертвенник в предалтарии должен быть доступен мирянину для приношений. Где сие есть, там советую мирянину не проникать далее предалтария. К сожалению, древнее расположение храма большей частью утрачено, и идущий с просфорой к жертвеннику по необходимости идет в общем алтарном пространстве. В таком случае советую, как можно, не приближаться к престолу. • Не завидую свечному богатству; но дивлюсь, как решаются на такое многосложное дело и как умеют вести оное. Оно требует не мало искусства, работы, счетов, верности, многих озабочивает, едва ли не тяготит. Теперь, когда примером подается повод к тому, что все архиереи могут сделаться фабрикантами, и многие священники приказщиками, желал бы я знать, как сие устроено и откуда берут мастеров. • Рай — алтарь отверст, все наполняется благоуханием святыни, созерцают Творца и творение, восклицают слава и аллилуиа Сотворившему вся, ни о чем не просят, так как в блаженном состоянии нет нужд. Часть сия оканчивается, когда затворяются двери рая — алтаря. • На что притворы? — Отвечаю; очень нужны, для исполнения даже обыкновенного устава. Лития предписана в притворе, а теперь поневоле совершают ее в церкви, только близко спиною к западным дверям, в чем нет мысли. Для оглашения нужен притвор, а теперь оно также совершается в церкви, чем нарушается чин, или на открытой паперти, что неудобно. Нужен притвор и для родивших, приходящих для разрешительной молитвы. На что крещальня? Очень нужна, хотя не такая обширная, как бывало прежде. Хорошо ли, что теперь на время крещения приносят в церковь ширмы, которые опять понесут в спальню? — На что верхние хоры? — Прекрасно было бы, если бы сделаны были с удобностью, и чтобы можно было восстановить, хотя не во всех церквях, древний порядок, чтобы женский пол отделен был от мужского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=769...

Да, в праздник Преображения мы стоим в храме, в нашей древней святыне, который сегодня отмечает 340-летие, претерпевшем вместе со своими священнослужителями, верующими, поругание и гонения. Но невозможно искоренить насилием веру Христову в сердцах людей! И потому мы празднуем преображение и храма, и душ наших, и радуемся, что Господь и в те страшные годы посылал добрых пастырей, которые перед лицом насилия не изменили Христу и Его Церкви. И один из настоятелей, отец Александр Парусников, который был расстрелян, причислен к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской, и он, мы верим, молится не только о прежней своей пастве, но и о всех, кто переступает порог храма, в котором он служил. Отец Александр по скромности умолчал, что и в его жизни в этом году крупный юбилей: в этом году он отмечает 30-летие своего пастырского служения. И мне не нужно говорить Вам, какой это добрый и ревностный пастырь, потому что вы видите и знаете всю его жизнь и что он сделал в смирении и усердии на этой благословенной Домодедовской земле. Празднуя юбилей храма, я хотел бы, чтобы мы сегодня отметили и 30-летие усердного служения отца Александра. Священноначалие постоянно показывало свое отношение, награждая тебя, дорогой отец Александр, различными церковными наградами. Кажется, что уже и места нет, где можно еще что-то поместить на твоей груди, но мне сегодня хочется преподнести тебе высшую награду нашей Московской епархии — медаль " За жертвенные труды " I степени. Аксиос! Дорогой отец Александр! В твой юбилей я хочу попросить тебя принять этот образ Богоматери с тем, чтобы Царица Небесная давала тебе силы еще много-много лет совершать усердное пастырское служение. И пусть Матерь Божия хранит тебя на многая лета! Важно, конечно, чтобы кто-то вдохновлял людей. Таким является в этом приходе отец Александр, но один человек в поле не воин. Около него много добрых, чистых людей, которые своим жертвенным трудом и материальными вкладами приблизили сегодня благолепие этого храма, и я хотел бы их также отметить».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5254855...

28.22 Отношения с РПЦ и богословские собеседования 4874. ФИЛАРЕТ, митр. Поздравительная телеграмма (по случаю хиротонии) д-ру Хансу Герни, Епископу Христо-Католической Церкви Швейцарии. – 1987, 1, 58. 28.3 Евангелическо-Лютеранские Церкви 28.31 История и современная жизнь 4875. ЮБИЛЕЙ Примаса Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии Архиепископа д-ра Эдгара Харка. – 1984, 1, 69. 4876. НА КИРХЕНТАГЕ в Виттенберге. (ГДР). – 1984, 2, 57. 4877. К КОНЧИНЕ д-ра Адольфа Вишмана. (ЕЦГ). – 1984, 2, 59. 4878. МАРТИН НИМЕЛЛЕР, пастор. (ФРГ)/Сообщение о кончине. – 1984, 3, 69. 4879. КОНЧИНА презеса Карла Иммера. (ФРГ). – 1984, 4, 59. 4880. КОМАРОВ К., проф. Памяти пастора д-ра Мартина Нимеллера. 1984, 10, 44. 4881. НА КОНФЕРЕНЦИИ в Изерлоне (ФРГ) по изучению Лимского документа. – 1985, 4, 68. 4882. APXIENUCKON д-р Янис Матулис. (ЕЛЦ Латвии). Сообщение о кончине. – 1985, 8, 3. 4883. 15-ЛЕТИЕ евангелическо-лютеранской общины в г. Петрозаводске. – 1985, 8, 69. 4884. НА XXI евангелическом кирхентаге. – 1985, 10, 62. 4885. ЕПИСКОП д-р Вернер Лайх – председатель Конференции Союза Евангелических Церквей в ГДР. – 1986, 6, 64. 4886. ЮБИЛЕЙ Архиепископа д-ра Эдгара Харка. (ЕЛЦ Эстонии)-1986, 7, 63. 4887. БЕРЗИНЬШ Я., проф. Памяти Архиепископа Евангелическо Лютеранской Церкви Латвии д-ра Яниса Матулиса. (К годовщине со дня кончины). – 1986, 8, 62. 4888. ГАЙЛИТИС К., пастор. Новый Архиепископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии. – 1986, 9, 70. 4889. КУДРЯШОВ А., прот. Интродукция Архиепископа Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии Эрика Местерса. – 1987, 1, 58. 4890. АЛЕКСИЙ, митр. Архиепископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии д-р Эдгар Харк. Некролог. – 1987, 4, 52. 4891. КУДРЯШОВ А., прот. Экуменическое богослужение в Риге. – 1987, 6, 64. 4892. ЛЕХТОНЕ А., диак. Интродукция Архиепископа Евангелическо Лютеранской Церкви Эстонии д-ра Куно Паюлы. – 1988, 7, 67. 4893. БЕЛЯКОВА Е. Юбилей христианского публициста (Ханса-Вольфганга Хесслера, СЕЦ в Германии). – 1989, 5, 51. 4894. IV Генеральный Синод ЕЛЦ Латвии. (Хроника). – 1989, 10, 58.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Взыскуя града Ровно 60 лет назад, 7 сентября 1947 года Москва праздновала свой 800-летний юбилей. Это было второе торжество в честь русской столицы за всю ее многовековую историю. Конечно, сталинская эпоха наложила на празднование свой отпечаток. Церковь тоже почтила московскую 800-летнюю годовщину, правда церковное празднование московского юбилея состоялось несколько позже. «Главное – сейчас!» Богоявленский собор в Елохове Идея празднования исторического юбилея Москвы родилась на победной волне, когда чествовали столицу, одолевшую фашизм. Эта светлая нота задала тон всему празднеству, хотя эпоха и наложила на него свой отпечаток. В то же время юбилей был своеобразным плацдармом празднования 30-летия Октябрьской революции. Долго не могли решить вопрос о дате торжества. Первоначально предполагалось провести его в январе, как и предшествовавшее празднование 700-летия Москвы. Потом торжество перенесли на апрель, ибо именно к апрелю 1147 года относится первое упоминание о Москве в летописи. В конце концов остановились на сентябре – времени после уборки урожая, когда можно уже и позволить себе отдохнуть. В этом торжестве официально принимала участие Православная Церковь, для которой подготовка к юбилею началась с отвоевывания «пядей». Еще 7 марта 1947 года патриарх Алексий (Симанский) направил в Совет по делам Русской Православной Церкви секретное прошение о передаче Церкви святых мощей благоверного князя Даниила, как основателя Москвы, и святителя митрополита Алексия, как «особо чтимого в православной России». В письме упоминалось, что мощи святого князя Даниила покоились в одном из кремлевских соборов (вероятно, в Архангельском), а мощи святителя Алексия – в Успенском соборе, куда их перенесли из разрушенного Чудова кремлевского монастыря. К тому времени Кремль был еще закрыт для свободного доступа, и в любом случае верующие не смогли бы достойно поклониться святым мощам в музее. Патриарх просил передать их в кафедральный Богоявленский собор в Елохове , указывая, что для Церкви было бы отрадно, чтобы «знаменательный и редкий юбилей» столицы был ознаменован «каким-либо священным событием», и заверяя, что Церковь не будет стоять в стороне от празднования этого юбилея.

http://pravoslavie.ru/879.html

Но я уже не спрашиваю: чем другим он мог сломить вредное упорство Рязанского Олега, кроме указания ему того, что в московском собирании лежит высший интерес, в рассуждении которого ни о каких спорах между князьями за преобладание не может быть и речи, – лежит твердый залог успешного христианского просвещения всей Руси, с чем как нельзя более согласуется и то предание, что в память о посещении св. Сергия тотчас же был заложен Рязанский Троицкий монастырь, – средство именно христианского просвещения, а не чего другого. Также не спрашиваю: чем иначе можно объяснить то ясновидение, по которому св. Сергий обменивается благожеланиями с юбиляром 1894 года, преп. Стефаном Пермским, который был от него в 10-ти верстном расстоянии, – чем объяснить, как не тем, что и в нем жила забота о распространении христианского света на всю Русь. Едва ли не прямым доказательством служит другое видение, которого удостоился св. Сергий 18 . Он видел необычайный свет, таким образом, значит свет христианства. Он видел необычайное множество прекрасных птиц, таким образом, тех, которые разносили свет христианства по всему лицу земли русской. И он не только это видел, но, не смотря на свое смирение, желал, чтобы были свидетели этого чудесного видения. А если пернатых было множество, тогда надо думать, что не одним только ближайшим ученикам внушал он апостольство христианской святости, но поставил его, как непременную задачу и для будущего – для всех тех, которые прилепляются к нему верою и упованиями. И принята ли, на сколько усвоена была эта задача в дальнейшем, о том говорить не мое дело. Но, кажется, я вправе указать, что в настоящее время мы обращены к ней лицом к лицу более, чем когда-нибудь. Кто не видит, что теперь у нас возникает и есть целый ряд особых необычных торжеств, и мы готовно чествовали 900-летний юбилей крещения Руси, свидетельствуя этим, что вера христианская для Руси есть та сила, на которой зиждется всякое – религиозное и государственное наше благосуществование; недавно мы чествовали девятивековой юбилей Волынской епископии; и совсем недавно с таким единодушием, с такою радостью и вдобавок с таким беспримерным торжеством чествовали юбилей св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Вспрыскивание камфары продолжали, морфий был отменен. Владыка сказал обоим докторам: «Какой большой труд Вы взяли на себя, очень благодарю Вас». Это было так трогательно сказано, что нельзя было не плакать». «Воскресенье, 14 октября. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С самого утра Владыка был в полном сознании. Пришел от обедни о. Григорий, поздравил с праздником, дал просвиру. Владыка спросил о. Григория: «Как дела на Толге?» Потом сказал: «У меня на этих днях будет юбилей, нужно приготовиться». о. Григорий спросил: «Какой юбилей, у Пятницы Калачной?» (думаю, что речь идет о 50-летнем юбилее священника Пятницкого храма, что в Калачном). «Да нет! – говорит Владыка. – Будет мой юбилей, будет много священников и посторонних». Сказал еще раз, чтобы я всё прибрала, чтобы не растащили во время похорон и чтобы всё досталось мне, чтобы заперли письменный стол». Нельзя не отметить, что владыка Агафангел, готовясь к смерти, отдает не только духовные и хозяйственные распоряжения, но принимает все меры предосторожности: срезает каучук с печатей, чтобы не было злоупотребления его именем, просит запереть письменный стол... Управление епархией Владыка передает архиепископу Варлааму, но уже провидит его крестный путь и благословляет Преосвященного Варлаама на этот путь. Владыка Варлаам и архимандрит Григорий, по церковному уставу, отирают тело почившего священным елеем, облачают в его собственное, приготовленное на погребение, белое облачение и покрывают архиерейскою мантией. Владыка Варлаам служит у гроба первую панихиду и тотчас после нее начинает чтение Святого Евангелия с первой главы Иоанна Богослова, но слезы прерывают его чтение... плачут и все присутствующие. Каясь перед умершим владыкой, ярославское духовенство устами одного из своих пастырей – протоиерея Николая Дороватовского (позднее он тоже был репрессирован) – признается в том, что «много греховных пятен смущают нашу совесть», но особенно два из них: – Это было во время объявления так называемых свобод. Когда авторитеты стали пререкаемы, стало пререкаемо между нами и имя почившего архипастыря. В его лице мы хотели поколебать тот столп, на котором покоилась ярославская церковь . Но волны «свобод» всколыхнули только нашу собственную грязь. Брызги ее нас же и запачкали, а он – пререкаемый – остался чистым.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

После причастия ему стало значительно лучше. Улучшение было и на следующий день, так что у окружающих появилась надежда на его выздоровление. Владыка, однако, чувствовал, что приближается конец, и давал распоряжения на смерть. Многих тогда удивило, с каким спокойствием он давал эти распоряжения, будто они были связаны не с его собственным погребением, а с торжественным праздником. 14 октября; подозвав архимандрита Григория, он сказал: – У меня на этих днях будет юбилей, нужно приготовиться. – Какой юбилей? – не понял тот. – Мой юбилей, будет много священников и посторонних. А на следующий день, накануне смерти, своей келейной монахине Нине повторил: – Завтра вечером у нас в квартире будет торжественная всенощная, будет много священников, пригласите и владыку Варлаама. Утром следующего дня, 16 октября, ему стало заметно хуже, и в половине одиннадцатого утра митрополит Агафангел скончался. Известие мигом облетело город, и двенадцать ударов тридцати ярославских церквей возвестили о кончине святителя. Отпевать владыку решили в Никитской церкви, а погребение совершить в храме святителя Леонтия Ростовского. До самого отпевания перед гробом митрополита в Никитской церкви служились панихиды и читалось Евангелие. Все это время шел народ проститься с почившим. Люди молились, плакали, целовали крест и руки почившего святителя. Вот как описывает погребение очевидец событий, протоиерей Сергий Лилеев: «В воскресенье по всему городу литургии были совершены ранее обычного, ввиду предстоявшего в восемь часов утра богослужения у гроба митрополита. После литургии были произнесены во всех храмах поучения о почившем владыке и совершены панихиды. Благовест к литургии в Никитской церкви начался в восемь часов. В половине девятого прибыли архиепископы Варлаам (Ряшенцев) и Павел (Борисовский) и началась литургия. Храм святого великомученика Никиты вмещает до четырех тысяч народа, но он и пятой части пришедших на отпевание не мог вместить. В сослужении двух архиепископов было восемнадцать священников, а на отпевание вышло пятьдесят священников, больше двадцати диаконов.

http://fond.ru/foto/981/Agafangel/

в) Такое высокочтимое учреждение, как Киево-Печерская Лавра, не должно быть поставлено в смешное положение: трехсотлетний юбилей своей типографии она может (и должна) праздновать только в конце 1916 года (почти одновременно с трехсотлетним юбилеем нашей Академии). Вы, проф. Титов, утверждаете, что я заметку в «Киевлянине» «совершенно извратил» и «сочинил то, о чем в ней вовсе не говорится». Так ли обстоит дело, это можно видеть из нижеследующих параллельных мест моих «Объяснительных параграфов» «и означенной заметки из «Киевлянина», начало которой вы, проф. Титов, очень кстати для меня приводите (я, подобно вам, не «имел терпения» и особенной надобности просматривать «Киевлянин»: писал о заметке по памяти, так как главное и существенное для меня было совершенно ясно). Вот сии параллельные места «Объяснительные параграфы» проф. Голубева Заметка в «Киевлянине» 1905 г. «Трехсотлетие типографии Киево-Печерской Лавры». «В прошлом году в местной газете «Киевлянин», было оповещено о работах проф. Титова по составлению истории Киево-Печерской типографии, причем заявлено, что труд этот готовится к предстоящему трехсотлетнему юбилею означенной типорафии, имеющему быть в самом непродолжительном времени (в 1908 или даже 1907 гг.). Оповещение это (о предстоящем в скором времени праздновании означенного юбилея) не вызвало опровержений ни со стороны Лавры, ни со стороны проф. Титова. Такое высокочтимое учреждение «и проч. (как выше). «В будущем 1906 году исполнится 300 лет со времени учреждения Киево-Печерской типографии… Пройти такой юбилей ничем не отмеченным не мог. Вот почему духовный собор Киево-Печерской Лавры… решил ознаменовать предстоящий юбилей изданием научной истории её. Составление этой истории духовный собор поручил профессору Киевской Духовной Академии, протоиерею Ф. И. Титову. …Печатание книг в типографии началось в 1606 году. Первая печатная работа в типографии была акафист Успению Божией Матери… и т. д. В чем же вы, проф. Титов, усматриваете несогласие моих «Объяснительных параграфов» с заметкой в «Киевлянине»?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Епископ Манхэттенский Николай: «Бог помог нам распространить православную веру по всему миру» 14.11.2020 660 Время на чтение 11 минут Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) в нынешнем году отмечает 100-летний юбилей. Свой путь она начала вместе с последними кораблями, которые отчалили от берегов Крыма, увозя на борту Белую Россию, а вместе с нею – и Курскую Коренную икону Божией Матери, ставшую теперь Путеводительницей Русского Зарубежья. Из-за пандемии все торжества пришлось отложить. Однако они не отменены, а только перенесены, – возможно, на следующий год. О том, как Церковь собирается отмечать свой вековой юбилей, как русским людям удалось сохранить свою веру в течение столь длительного времени, и когда Курская икона снова приедет в Россию, рассказал епископ Манхэттенский Николай (Ольховский) . Юбилейные торжества перенесли на следующий год Епископ Манхэттенский Николай (Ольховский) – Владыка, в нынешнем году Русская Зарубежная Церковь отмечает вековой юбилей, но все торжества пришлось отменить из-за коронавируса. Удастся ли все-таки отметить столь знаменательную дату? – Мы собирались провести множество замечательных богослужений и мероприятий в Германии, США и других странах, но пандемия заставила изменить планы. Однако мы приняли эти условия и решили перенести торжества на следующий год. Бог даст, нам удастся отпраздновать 100-летие первого Всезарубежного собора, который прошел в 1921 году в югославском городе Сремски Карловцы, и таким образом отметить сразу две важных даты в жизни Церкви. Пока у нас нет конкретных дат, но, возможно, мы рассмотрим их на заседании Синода в декабре. Бог даст, будут богослужения весной после Пасхи или летом, может быть, состоится собор епископов. Кроме того, нам бы хотелось посетить те места в Сербии, где 100 лет назад русская эмиграция получила приют, храмы и монастыри, ставшие колыбелью нашей Зарубежной Церкви. Однако начать торжества мы бы хотели уже 10 декабря нынешнего года, когда будет отмечаться 725 лет со дня прославления нашей Одигитрии – Курской Коренной иконы Божией Матери. В этот день мы отслужим торжественную литургию в нашем Синодальном Знаменском соборе в Нью-Йорке, отметив таким образом его престольный праздник.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/14/episko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010