Так Бог предсказывает пастырство Нового Завета, архипастырем которого является Господь наш Иисус Христос: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня» ( Ин. 10:11-14 ). Наемнику главное набить свои карманы, и иметь стабильный доход от овец, а пасти и заботиться о них не нужно. Святитель Николай, которого мы сегодня прославляем, – это образец пастырства во Христе. Истинный пастырь участвует в пастырстве Христа. Мы просим Николая Чудотворца такими словами: «Святителе отце Николе моли Бога о нас!» Мы называем его отцом не потому, что он нас по плоти родил, и не потому, что он нашей нации, а потому что он о нас отечески заботиться. Пастырские наклонности Господь заложил в святителе Николае еще в самом начале, он еще с юности стал заботится о детях, даря им различные подарки. И до революции у нас на Рождество подарки детям приносил не языческий бес – Дед Мороз, а святитель Николай (Санта Никалаус). Вспомним первый эпизод из жития святителя, когда он узнает, что один разорившийся отец хочет отдать «на панель» своих дочерей, чтобы они ему таким образом зарабатывали деньги. Узнав об этом, юноша Николай ночью трижды подбрасывал во двор этой семье мешочек с золотыми монетами. Здесь будущий святитель проявил одновременно и скромность, и деликатность: чтобы хозяин дома не отказался от денег, Николай освобождал его от благодарности и проявлял христианскую скромность, не желая награды на земле, а желая награды от Отца Небесного. Пастырство его проявилось и в епископском служении. Пастырь – это молитвенник, это ходатай о словесных овцах. Священники – это молитвенники за свои грехи и грехи пасомых. Святитель Николай молитвенность приобрел еще до рукоположения. Когда собрались епископы избрать нового епископа, то Дух Святой им сказал, что епископом будет тот, кто первым войдет в храм. Они не кому не сказали и всю ночь тайком сидели неподалеку и подстерегали первого вошедшего. Первым вошел Николай, который был уже известен во всем городе, они на него набросились, он попытался сбежать, но его связали омофорами.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Эта любовь, все превосходящая, не имела бы смысла, если бы не была любовью Самого Бога. Эта Божественная любовь делает нас причастниками Тайны Самого Бога, любви, спасающей нас прежде создания мира в Превечном Совете во Христе. Мы должны дать Богу сделать нас причастниками Его бесконечной любви. Никакая человеческая любовь не может достигнуть этого. Человеческая любовь разбивается о трудности, о скорби, о немощи, о смерть. Но любовь Божия приходит к нам, чтобы утешить нас, чтобы возродить нас. Сила Божественной любви бесконечна. Эта бесконечность любви влечет нас любить. Мы призваны любить всех людей, абсолютно всех, к какой бы категории они ни принадлежали, даже если они наши враги. И ради этого гнушаться врагов Божиих, как святитель Николай на Первом Вселенском Соборе, и поражать врагов Отечества, как святитель Николай через свои многочисленные чудотворные образы, явленные на нашей земле, — ради возможности покаяния и спасения тех же врагов. Мы должны любить до конца. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если вы будете иметь любовь между собою». Любовь Божия открывает нам, что мы Богом любимы. Никто из нас не может стать настоящим христианином, пока в этом не убедится, по дару воскресшего Господа. Через все страдания, скорби и беды, через смерть — сияет светлее солнца любовь Христова. Эта непобедимая любовь совершит то, что на месте этого мира, лежащего во зле, однажды явится новый мир. «Бог будет обитать с ними, — говорит Откровение о тех, кто научится Христову добру, — они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее все миновало» (Откр. 21, 3). И тогда Господь сможет сказать: «Се, творю все новое». Наш Спаситель уже принес нам новизну. Она является в ветшающем этом мире всякий раз, когда человек приобщается Христовой победе добра над злом. Мы видим ее в наших любимых святых, таких как святитель Николай, святой Царь Николай II, во всех новомучениках и исповедниках Российских.

http://moral.ru/propoved/12_st_Nicholas....

Сколько он добра сделал! Может быть, каждый из нас и не может указать, что лично ему сделал Святитель Николай, но каждый может радоваться о тех бесчисленных благодеяниях, которые совершил Святитель Николай в отношении тех, кто призывал его имя, и даже в отношении тех, кто не призывал, а только нуждался в его помощи. Святитель Николай жил в очень интересную эпоху истории Святой Церкви. Это был конец III века и начало IV века по Рождеству Христову. Его ранняя юность протекала в страдальческой Церкви, потому что языческие императоры воздвигали на Церковь гонения. А затем, когда воцарился святой равноапостольный император Константин, то Рпрекратились гонения, и Церковь стала свободно проводить свою жизнь. Но тогда Церковь подверглась уже другим опасностям – мирской элемент вошел в нее, и многие ереси возникли в Церкви. Посмотрим, как же слагалась жизнь Святителя Николая. Он с самого рождения был выдающимся ребенком. Надо сказать, что его родители – Феофан и Нона – долго не имели детей; поэтому они усердно молились, чтобы Господь даровал дитя, и наконец родился Николай, стало быть, он – дитя молитвы, и это отразилось на нем с самого младенчества. Когда было совершено Святое Крещение младенца, то он три часа стоял в купели, охваченный благодатным состояние, и под влиянием это благодати, когда стал больше, он стремился ближе узнать Христа. Для этого он совершил путешествие в Святую Землю – в Палестину, в святой град Иерусалим. Посетил все памятные места жизни Господа нашего Иисуса Христа, земной жизни Спасителя, и думал затем быть наедине со Христом, т. е. предполагал уйти в пустыню, ибо тогда такой обычай уже начал развиваться в Церкви – уходить в пустыню и проводить монашескую жизнь. Но был ему голос свыше: «Николай, не здесь твоя нива, на которой ты должен трудиться». Получилось так, что он стал архиепископом города Миры провинции Ликия. Получив столь высокое положение, он, прежде всего, вспомнил заповеди Христовы. Христос Спаситель уже в конце Своей земной жизни сказал Своим ученикам: «Когда же придет Сын человеческий во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним… Тогда скажет тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира; ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:31–40 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Россия просыпается! Москва сегодня сказала свое слово в поддержку Украины! Вышло 50 тысяч народу! Путин уходи! Украина прости нас! СЛАВА РОССИИ! СЛАВА ГЕРОЯМ! 2014/03/15, 19:34:56 Николай 2014/03/11, 09:02:49 пишет : Правда в том что вы уничтожаете веру Христову и Церковь его! Николай, а как быть с 200 новыми храмами, кстати, православными и возводимые в настоящее время ТОЛЬКО в Москве!? Николай понимает, что параолимпийцы подготовлены лучше всех в мире, это о чем ни будь нам говорит!? Николай сможете здесь, и сейчас составить список воин с Россией и главное кто на кого нападал - полный список, начиная с князя Владимира!? Николай знает, что такое Литургия и когда она бывает в России!? От Иоанна святое благовествование ГЛАВА 5. 28Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; 29и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения. Александр 2014/03/15, 19:11:16 Александр 2014/03/11, 23:45:51 пишит : Зачем выступал - непонятно. На второй встречи с журналистами Янукович сказал, цитирую: Вы что ослепли или память у вас пропала, это фашисты и ушел, не продолжая конференции, которая и состояла из слов приведенных выше. Александр, судя по вашей осведомленности событий, к сожалению, не в тему великого поста.. однако как вы пропустили такого рода заявление Якубовича, простите, может я, что то пропустил, поправьте. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года (Евр. З, 12-16; Мк. 1, 35-44). " Вышел (Иисус) и удалился в пустынное место и там молился " (Мк. 1, 35). Господь молится, как человек, или, лучше, как вочеловечившийся человеческим естеством. Его молитва ходатайственная за нас, а вместе образовательная для Его человечества, которому надлежало входить ограниченным путем в обладание Божественным. В последнем значении она для нас образец и пример. Апостол Павел учит, что у приявших Духа, Дух молится и, конечно, не Сам от Себя, но возбуждая молитвенные устремления к Богу в духе человеческом. И вот у нас настоящая молитва - молитва духодвижная. Но такова она на верхней ступени. Путь к ней - труд молитвенный у ищущих очищения и освящения. Уединение, ночь - приличнейшая этому труду обстановка; самый же труд - множество поклонов с сердечными воздыханиями. Трудись и трудись, леность всякую отогнавши. Сжалится над тобою Господь и подаст тебе дух молитвы, который начнет действовать в тебе так же, как действует дыхание в теле. Начинай! Се ныне время благоприятно.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=177...

«Заповедь новую даю вам — да любите друг друга», — говорит Господь. Какое чудо! Но мы можем понять, о какой любви Он говорит, только тогда, когда узнаем, что она коренится в любви Самого Христа: «Как Я возлюбил вас, да любите друг друга». Святитель Николай стал святым, когда до конца понял, что мы призваны любить так, как Христос возлюбил всех людей. Мы знаем, что сверху донизу нашего мира проходит трещина разделения нелюбви и греха. Но есть иное искушение — отступить от верности истине и правде Христовой, ради мнимого единства и согласия всех. Мы помним, как святитель Николай победил этот соблазн на Первом Вселенском Соборе силою Христовой. Христос ясно говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14, 27). Мир Господень — это Его Божественный мир, Его поистине всеохватывающий, имеющий полноту небесных даров мир. И Он говорит апостолам: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается», потому что Его смерть и Его воскресение дают радость, исходяшую от Отца, когда мы вступаем со Христом в тайну Духа Святого верностью истине. Христианин — человек необыкновенный, он — тот, кто принял дар Духа, дар, который соделывает нас новыми людьми. «Изволися Духу Святому и нам» — так начинаются определения Апостольского Собора, всех последующих за ним Соборов, Первого Вселенского Собора, на котором святитель Николай заградил уста нечестивого Ария. «Изволися Духу Святому и нам». Кто может иметь дерзновение произнести эти слова! Апостолы и святые отцы принимают свои решения в Духе Святом. Потому тайна Господня присутствует в их решениях, и это слово любви и истины мы призваны, чего бы нам это не стоило, хранить в нашей Святой Соборной Апостольской Церкви до конца. Нам всем дано было снова узнать в эти пасхальные дни, что Христос — Победитель смерти и диавола, отца лжи. И мы знаем, что любовь Христова, нисходящая свыше, неотделима от Его истины, превосходит всё, все наши немощи, все наши грехи и делает нас, как святителя Николая, как всех святых, пусть мы несравненно далеки от них, чадами Божиими по благодати усыновления. «Возлюбим друг друга, — восклицаем мы за Божественной литургией, — да единомыслием исповемы». Этому мы должны приобщаться всю жизнь, это означает наше причастие!

http://moral.ru/propoved/12_st_Nicholas....

Второй пример. Однажды, по случаю мятежа во Фригии, греческий император послал туда трёх военачальников со значительным войском. Застигнутые бурей около берегов Ликии, где святой Николай был архиепископом, они были принуждены пристать неподалёку от города Мир. Тут подчинённые им воины, сошедши с корабля, стали обижать и грабить жителей, и полилась кровь с той и другой стороны. Услышав о сем, святитель Николай немедленно прибыл к враждовавшим, поставил воеводам обильное угощение, убедил их обуздать своеволие их воинов; и спокойствие в стране, по милости святителя, тотчас же было водворено. Третий пример. В то время, когда святитель водворял спокойствие близ города Мир, из последних пришли люди сказать ему, что в отсутствие его градоначальник, подкупленный злыми людьми, осудил на смерть троих совершенно ни в чём не повинных граждан. Святой Николай со всевозможной поспешностью отправился в Миры, и, когда вошёл в город, несчастные уже были приведены на место казни. Святитель тотчас же вырвал меч из руки палача и снял оковы с несчастных, которые с радостными слезами упали к ногам его. Градоначальник стал было оправдываться, но святой Николай отвернулся от него и стал грозить гневом Бога и царя; тогда он сознал свою виновность, стал смиренно молить святителя о прощении и вскоре оное и получил. Из сих примеров из жизни святителя Николая открывается, как видите, то, что помогать несчастному делом значит делать ему в несчастии всё, что можем делать, для того чтобы от беды избавить его, не жалея при этом ни своего имущества, ни сил, ни спокойствия, как и говорит апостол: «мы должны полагать души свои за братьев» ( 1Ин.3:16 ). А живая помощь состоит в том, чтобы мы поступали в отношении к несчастным и по примеру святителя Николая в частности, и вообще так, как и ещё учит нас слово Божие, которое говорит: «Оправдай вдову, дай суд бедному, помоги нищему, защити сироту, одень нагого, о расслабленном и немощном попекись... безрукого защити, слепого приведи к видению света Моего, старца и юношу в стенах твоих сохрани, мертвых, где найдешь, запечатлев, предай гробу» ( 3Ездр.2:20–23 ). Поступать так – вот и значит оказывать помощь несчастным живую.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

«Кто сей Николай, и каких мужей он спас? Расскажите мне об этом». Непотиан рассказал ему все по порядку. Тогда царь, узнав, что святой Николай великий угодник Божий, удивился его великой ревности в защите обиженных, и освободил тех воевод, сказав им: «Не я дарую вам жизнь, а великий служитель Господень Николай, которого вы призывали на помощь. Идите к нему и принесите ему благодарение. Скажите ему и от меня, что я исполнил его повеление, да не гневается на меня Христов угодник». С этими словами он вручил им золотое Евангелие, золотое кадило, украшенное каменьями и два светильника и повелел все сие отдать в Мирскую церковь . Получив чудесное спасение, воеводы тотчас отправились в путь. Прибыв в Миры, они радовались и веселились тому, что снова сподобились видеть святителя. Они принесли святому Николаю великое благодарение за его чудесную помощь и воспевали: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его?» ( Пс 34:10 ) Они роздали щедрую милостыню нищим и возвратились благополучно домой. Таковы дела Божие, которыми Господь возвеличил Своего угодника. Слава о них, как на крыльях, пронеслась повсюду, проникла за море и распространилась по всей вселенной, так что не было такого места, где бы не знали о великих и дивных чудесах великого архиерея Николая, которые он сотворил благодатью, дарованной ему от Всемогущего Господа. Однажды путники, плывя на корабле из Египта в Ликийскую страну, подверглись сильному морскому волнению и буре. Паруса были уже изорваны вихрем, корабль содрогался от ударов волн, и все отчаялись в своем спасении. В это время они вспомнили о великом архиерее Николае, которого они никогда не видали и только слышали о нем, что он скорый помощник всем, призывающим его в бедах. Они обратились к нему с молитвою и стали призывать его на помощь. Святитель тотчас явился пред ними, вошел в корабль и сказал: «Вы призывали меня, и я пришел на помощь к вам; не бойтесь!» Все видели, что он взял кормило и стал управлять кораблем. Подобно тому, как некогда Господь наш Иисус Христос запретил ветрам и морю, святитель тотчас повелел буре прекратиться, памятуя слова Господа: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит» ( Ин 14:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вспоминая это видение и видя в нем явное благоволение Божие и не желая отказать усердным мольбам собора, святой Николай принял паству. Собор епископов со всем церковным клиром совершили над ним посвящение и светло праздновали, веселясь о дарованном Богом пастыре, святителе Христовом Николае. Таким образом Церковь Божия приняла светлого светильника, который не остался под спудом, но был поставлен на подобающем ему архиерейском и пастырском месте. Удостоенный сего великого сана, святой Николай право правил слово истины и мудро наставлял свою паству в учении веры. В самом начале своего пастырства угодник Божий так говорил себе: — Николай! Принятый тобою сан требует от тебя иных обычаев, чтобы ты жил не для себя, но для других. Желая научать своих словесных овец добродетелям, он не скрывал уже, как прежде, своего добродетельного жития. Ибо прежде он проводил свою жизнь, втайне служа Богу, Который Един только ведал его подвиги. Теперь же, по принятии им архиерейского сана, жизнь его стала открыта для всех, не по тщеславию пред людьми, но ради их пользы и умножения славы Божией, чтобы исполнилось слово Евангельское: Мф. 5:16 — «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Святой Николай по своим добрым делам был, как бы зерцалом для своего стада и, по слову Апостола, 1 Тим. 4:12 — «будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте». Он был нравом кроток и незлобив, смирен духом и избегал всякого тщеславие. Одежды его были просты, пища — постническая, которую он всегда вкушал только один раз в день, и то вечером. Весь день он проводил в приличных его сану трудах, выслушивая просьбы и нужды к нему приходящих. Двери его дома были открыты для всех. Он был добрым и доступным для всех, сиротам он был отец, нищим — милостивый податель, плачущим — утешитель, обиженным — помощник и всем — великий благодетель. В помощь себе в церковном управлении он избрал двух добродетельных и благоразумных советников, облеченных пресвитерским саном. Это были известные во всей Греции мужи — Павел Родосский и Феодор Аскалонский.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Господь хочет, чтобы мы с вами были такими же добрыми и милосердными, такими надежными соседями, которым был святой Николай. Он понимал, что деньги - это не только повод для тщеславия, не только повод для гордости, и использование их для собственного удовольствия. Все мы, христиане, должны хорошо понимать, что деньги Господь дает нам только для того, чтобы мы имели удобный способ послужить ими своим ближним, окружающим нас. Святой Николай показал нам пример этого. Когда мы говорили, что это невозможно - любить кого-то так же, как самого себя, или более: жить так, чтобы все то, что я имею самого ценного, я мог отдать. Господь нам сегодня показывает, что это возможно на примере этого человека, который выполнил заповедь любви Божией до конца. И мы знаем, что Божий Промысел вел его на протяжении всей его жизни. Любя Церковь и Бога, он не представлял своей жизни какой-то иной, вне служения. И когда он пожелал быть священником (сначала был диаконом), то служил в родном городе Патара (ныне это территория Анталии - города в Турции). Что интересно, об этом месте, где он родился, сейчас люди знают из двух источников: одни едут туда отдыхать, а другие знают, что это великая святыня для всех православных. В жизни мы очень часто так раздваиваемся. Мы должны спрашивать себя каждый день: «Чем для нас является та или иная святыня? Чем для нас является тот город, где родился этот великий святой - возможность получить дополнительные искушения (потому что мы знаем, что часто делают люди, которые ездят на море), или это возможность стать великим подвижником при тех же самых условиях?» Потому что у всех людей одинаковые условия и чтобы спастись и чтобы погибнуть. И от того, что мы себе выберем, будет зависеть наше будущее. Святой Николай стал на путь великого святителя, уже начиная с семилетнего возраста. Чудесным образом он призван был на служение. Случилось так, что в городе том скончался архиерей (архиепископ). И люди не знали, кого выбрать, поскольку достойных было очень мало. И один старец ночью молился, чтобы Господь Бог помог им выйти из этого сложного положения. Тогда ему явился Господь наш Иисус Христос и сказал, что тот человек, который утром первым войдет в храм Божий, и должен быть рукоположен во епископы. И так случилось, что первым пришел святитель (тогда еще священник) Николай, потому что он имел обыкновение начинать свой день с молитвы в храме. И когда его взяли под руки, приветствуя его и говоря, что сегодня его избрал Господь, он начал отказываться от этого служения.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/19/go...

«Ловцы человеков» Галилейское море На берегах Галилейского моря и в прибрежных городах Иисус Христос провел большую часть Своего земного служения. Галилейское море упоминается во всех четырех Евангелиях. «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4: 18–20). Святитель Николай Сербский (Велимирович) размышляет, почему Господь призвал именно рыбаков: «Если бы Христос поступал по-человечески, Он избрал бы апостолами не двенадцать рыбаков, но двенадцать царей земных. Если бы Он только захотел сразу увидеть успех Своего дела и пожать плоды Своих трудов, Он мог бы Своею неодолимою силой крестить двенадцать наиболее могущественных царей на земле и сделать их Своими последователями и апостолами. Только представьте, как имя Христово мгновенно было бы разглашено по всему миру!» Но Господь выбрал Себе весьма «неожиданных», по нашему – человеческому – разумению, учеников. Рыбаки были одними из самых бедных и необразованных людей. Ежедневный тяжелый труд не приносил избытка, а давал лишь самое необходимое. Все, что у них было, – это только сети и лодки, которые постоянно нуждались в починке. «Они привыкли не руководить и приказывать, но работать и слушаться. Они ничем не гордятся, сердца их полны смирения перед волей Божией. Но, хотя они и простые рыбаки, души их жаждут как можно большей истины и правды», – писал святитель Николай Сербский. И кому, как не им, были более всего понятны слова Христа о неводе, заброшенном в море: «Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон» (Мф. 13: 47–48). «Как премудро, что Он начал построение Своего Царства не с царей, а с рыбаков! Благо и спасительно для нас, живущих спустя две тысячи лет после Его дела на земле, что во время Своей земной жизни Он не пожал плодов Своего труда! Он не хотел, как великан, сразу пересадить в землю огромное дерево, но хотел, как простой земледелец, закопать семя дерева в подземную тьму и пойти домой. Так Он и поступил. Не только во тьму простых галилейских рыбаков, но во тьму до самого Адама закопал Господь семя Древа Жизни и ушел» (святитель Николай Сербский).

http://pravoslavie.ru/88591.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010