Предисловие Святитель Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) родился 1 августа 1836 года в с. Егорье-на-Берёзе Бельского уезда Смоленской губернии в семье сельского диакона Димитрия и матушки Ксении. Когда Ивану исполнилось пять лет, матушка Ксения умерла. С детства и до последних дней святитель Николай сохранил необыкновенную отзывчивость к людям – горький опыт раннего сиротства. Отец Димитрий отдал сына Ивана для обучения в Бельское духовное училище, a по его окончании – в Смоленскую духовную семинарию. В 1857 году Иван Касаткин в числе лучших воспитанников семинарии был направлен на казенный счет для обучения в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1860 году он окончил академию со степенью кандидата богословия. Узнав о настоятельской вакансии в русском консульском храме в Хакодате, он изъявил желание отправиться в Японию, содействовать распространению Православия в стране Восходящего солнца. Позже он вспоминал о своем решении отправиться в неведомую страну: «Будучи от природы жизнерадостен, я не особенно задумывался над тем, как устроить свою судьбу. На последнем курсе духовной академии я спокойно относился к будущему, сколько мог, веселился и как-то отплясывал на свадьбе своих родственников, не думая о том, что через несколько времени буду монахом. Проходя как-то по академическим комнатам, я совершенно машинально остановил свой взор на лежавшем листе белой бумаги, где прочитал такие строки: «He пожелает ли кто отправиться в Японию на должность настоятеля консульской церкви в Хакодате и приступить к проповеди Православия в указанной стране». А что, не поехать ли мне, – решил я, – и в этот день за всенощной я уже принадлежал Японии». 24 июня 1860 года епископ Выборгский Нектарий (Надеждин; † 1874), ректор Санкт-Петербургской духовной академии, совершил в академическом храме во имя Двенадцати апостолов постриг Ивана Касаткина с наречением ему имени Николай. В день праздника первоверховных апостолов Петра и Павла, 29 июня, инок Николай был посвящен во иеродиакона, a 30 июня, когда Церковь празднует Собор Двенадцати апостолов, – во иеромонаха (даты приведены по старому стилю). Епископ Нектарий так напутствовал молодого инока: «С крестом подвижника ты должен взять посох странника, вместе с подвигом монашества тебе предлежат труды апостольские».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Скачать epub pdf Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, великий угодник Божий и прославленный Чудотворец, пользующийся исключительным почитанием повсюду в христианском мире и даже среди нехристианских народов, восхваляется и ублажается Церковью не только за высокую святость и чистоту своей жизни, не только за неисчислимые благодеяния, полученные и получаемые доныне верующими ради его теплых ко Господу молитв, но и за особенную пламенную ревность, проявленную им в деле защиты и охранения чистоты Святого Православия. Великий ревнитель и защитник Православия, свт. Николай являет собой в истории Вселенской Церкви замечательный пример неутомимого поборника за общехристианский мир и единение на почве богопреданного учения. Его борьба против возмутителей этого мира – еретиков – носила возвышенно-христианский характер и осуществлялась средствами, сообразными с духом евангельского учения, то есть мечом веры и духовным оружием слова. Эту божественную ревность свт. Николай явил сначала в насаждении и утверждении истинной и благочестивой веры на пажитях, очищенных от терний язычества, а затем в напряженной борьбе с ересями, в особенности же с грозной стихией арианства, силившейся поколебать коренные устои христианской веры. Как бодрый и добрый пастырь врученного ему Богом словесного стада, он прежде всего направил свои заботы на то, чтобы предохранить от заблуждения верующих паствы Ликийской. Мудрыми увещаниями, кроткими вразумлениями, более же всего «пленяющим в послушание Христово» (ср. 2Кор. 10, 5 ) примером собственной всецелой преданности Церкви он не только сохранил наиболее благоразумных из своих пасомых от увлечения пагубными внушениями лжеучителей, но, как свидетельствует св. Андрей Критский , спас от духовной гибели и целые сонмы уже «затопляемых волнами арианской ереси». Согласно всеобщему древнему церковному преданию, свт. Николай был деятельным участником Первого Вселенского Собора, собравшегося в Никее в 325 году. Здесь, соделавшись, по выражению Метафраста, «огнедохновенными устами противников Ария», он вступил в личное единоборство с самим ересиархом и своей безбоязненной обличительной речью (но отнюдь не каким-либо физическим действием) нанес смертельный удар арианской доктрине. Святая Церковь помнит об этой великой заслуге свт. Николая и в своих песнопениях и похвалах именует его «правилом веры» (тропарь), «великим столпом благочестия» (акафист, икос 2), «славной красотой отцев», «твердыней, оком и благозвучной трубой церкви» (Похв. слово св. Андрея Критского ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

ХХ век Святитель Николай (Касаткин) – апостол Японии С конца 50-х годов XIX века Россия вступила в эпоху «великих реформ». Это было время новых чаяний, прогрессивных преобразований и всеобщего воодушевления в российском обществе. Наблюдался подъем и в церковной жизни. В это время Святейшим Синодом Русской Церкви было открыто несколько миссий для проповеди Православия за пределами России. Многие студенты духовных школ мечтали посвятить себя миссионерству. Так, в Петербургской Духовной Академии лишь только объявили о поиске кандидатуры на место настоятеля консульской церкви в Японии, сразу нашлась масса желающих. Среди них был и Иван Касаткин, сын сельского дьякона из Смоленской губернии. Именно ему выпала честь быть назначенным на эту должность. Как вспоминал потом его однокурсник по Академии, «все мы, двенадцать человек из выпускного курса, охотники до миссионерства, записались при условии женитьбы, а Ваня Касаткин один – монахом, и перебил всех!» К тому времени Ивану шел 24-й год. За его плечами уже были Бельское духовное училище, Смоленская семинария и три курса столичной Академии, в которой Иван был одним из лучших студентов. Перед отъездом в Японию в 1860 году Иван был пострижен в монахи с именем Николай и рукоположен в сан священника. Только через год после этого, проехав через всю Россию, молодой иеромонах Николай добрался до места своего назначения. Но сразу приступить к проповеди Евангелия было невозможно. Закон о запрещении чужых религий, действовавший в Японии уже более двухсот лет, был крайне строг, неповиновение ему каралось смертью. Поэтому на первых порах деятельность молодого миссионера ограничилась церковными службами для консульских служащих и моряков российского флота. Николай верил, что Бог даст ему возможность миссии, и тщательно готовился к этому. «Я старался сначала со всею скрупулезностью изучить японскую историю, – пишет святитель, – религию и дух японского народа, чтобы узнать, в какой мере осуществимы надежды на просвещение страны евангельской проповедью...» И первым обращенным им к христианству японцем оказался потенциальный убийца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

А.А.Гавриков Святой Николай Японский «Воззвание Японской духовной миссии к Русской церкви»: листая забытые тексты Источник Скачать epub pdf Летом 2011 г. исполняется 150 лет с того дня, когда один из выдающихся деятелей своего времени – тогда еще иеромонах – о. Николай (в миру – И.Д. Касаткин, 1836–1912) после долгого и трудного путешествия через Сибирь ступил на японскую землю, прибыв 2 июля 1861 г. в порт Хакодатэ 1 . В Японию он был назначен Святейшим Синодом на должность настоятеля консульской церкви. Молодого миссионера переполняли мечты о беззаветном служении и надежды на скорые успехи православной проповеди, но, как признавался он позднее: «Какое было мое разочарование, когда я встретил совершенно противоположное тому, о чем мечтал! Тогдашние Японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство , как на злодейскую секту, к которой могут принадлежать только преступники» 2 . В первые несколько лет пребывания о. Николая в Японии не могло быть и речи о начале православной проповеди. Годы титанических трудов понадобились будущему Святому, чтобы начать пожинать плоды со своей «жатвы». Первые три японца были крещены в 1868 г., тайно, ибо христианство в Японии до 1873 г. находилось под строжайшим запретом. Видимо, действительно, как отмечал о. Николай, само дело благословлено было свыше и угодно Богу. Да и «делатель» был тот самый единственно избранный для дела. За более чем полувековое служение он основал и, буквально, выпестовал Японскую Православную Церковь , он самолично и через японцев-катехизаторов привел ко Христу более 30 000 верующих. За труды и неоспоримые заслуги в деле распространения православия в 1970 г. архиепископ Николай был прославлен в лике Святых. Одной из основных задач великий миссионер с самого начала своей деятельности в Японии считал просвещение своих соотечественников относительно культуры, быта, религии Страны восходящего солнца и успехов затеянной им там православной проповеди . За долгие десятилетия своей творческой деятельности в качестве публициста Святитель Николай оставил десятки статей, очерков, отчетов, открытых писем и заметок на страницах отечественных периодических изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

М.Н. Боголюбов Приложения К истории Православия в Японии: хронология (По материалам книги Наганава Мицуо «Никорай-До-но хитобито») 1836 г. (3 г. Тэмпо).      1 августа (13 августа по новому стилю) родился Иван Дмитриевич Касаткин (в последующем архиепископ Николай) в с. Егорье-на-Березе Вельского уезда Смоленской губернии. 1854 г. (1 г. Ансэй).      В октябре Путятин прибывает в Нагасаки с целью заключить договор о торговле. 1858 г. (5 г. Ансэй).      2 июня в Мориоке родился Мицуи Сюдзо (впоследствии Митиро). 1859 г. (6 г. Ансэй).      В Хакодате (ныне район Мотомати) закончено строительство храма Воскресения Спасителя. 1860 г.                  В начале лета И. Д. Касаткин решил стать миссионером в Японии, в августе отправился из Петербурга. 1861 г. (1 г. Бункю).      Февраль, Отмена крепостного права в России. В июне о. Николай прибывает в Хакодате. 1867 г. (3 г. Кэйё).            Октябрь. События «тайсэйхокан» (передача сегуном власти императору). 1868 г. (4 г. Кэйё).            Январь. Начало войны «босин». 1868 г. (4 г. Кэйё).            Крещение первых японцев: Павла (Савабэ), Иоанна (Сакаи), Якова (Урано). 1868 г.                  Сентябрь. Провозглашение эры Мэйдзи. 1868 г. (1 г. Мэйдзи).      Октябрь. Начало войны в Хакодате. 1869 г. (2 г. Мэйдзи).      О. Николай временно возвращается на родину. Май. Окончание войны в Хакодате. Июнь. «Хансэкихокан» (централизация Японии под властью императора). 1870 г. (3 г. Мэйдзи).      На призыв Савабэ в Хакодате прибывают самураи из княжества Сэндай и начинают изучение Священного писания. 1871 г. (4 г. Мэйдзи).      Февраль. О. Николай, став архимандритом, возвращается в Японию. Октябрь – ноябрь. Крещение Оно, Кая, Сасагава. Июнь. В предместье Новгорода родился Сергей Алексеевич Тихомиров (будущий митрополит). Декабрь. Прибытие в Японию иеромонаха Анатолия Тихая. 1872 г. (5 г. Мэйдзи).      Январь. О. Николай передает церковь в Хакодате на попечение о. Анатолия и отправляется в столицу. Останавливается в Цукидзи и начинает деятельность по распространению христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Отец Николай Важнов в келье святого праведного Алексия Мечева. Фото Владимира Ходакова ЖМП 5 май 2018 /  6 января 2018 г. 14:30 Протоиерей Николай Важнов: Усердный в молитве священник никогда не будет оставлен Настоятель храма святителя Николая в Кленниках и духовник московских священников протоиерей Николай Важнов вспоминает о своих первых наставниках и рассказывает, чем сегодня живет легендарная мечевская община и какие проблемы особо волнуют столичных пастырей.  PDF-bepcuя. — Ваше Высокопреподобие, отец Николай, вы возглавляете известный московский приход на Маросейке, где когда-то служил святой праведный Алексий Мечев, а затем его сын — священномученик Сергий Мечев. Как сегодня чтится память этих святых? — В нашем храме есть придел во имя святого праведного Алексия и священномученика Сергия Мечевых. Также в храме хранятся мощи святого праведного Алексия. Три раза в день возле раки с мощами служится молебен. И поток молящихся все только увеличивается. Паломники, бывает, приезжают к нам целыми автобусами. Не так давно прихожанин нашего храма иконописец Александр Якимов написал образ святого Алексия, который был размещен на внешней стене храма. Теперь вечером, когда храм закрывается и к мощам уже нельзя пройти, можно помолиться у этой иконы.В доме причта во дворе храма открыта мемориальная комната отца Алексия, где он жил и где принимал многочисленных посетителей. Благодаря его духовным чадам сохранились многие вещи священника — его облачение, крест, Евангелие, иконы, мебель, которой он пользовался. Все это можно увидеть в комнате. В день памяти святого — 22 июня — комната весь день открыта для посещения. Но желающие могут попасть в нее и в другие дни. Наши прихожане проводят экскурсии, рассказывают об отце Алексии и об отце Сергии, который был выдающимся проповедником и истинным пастырем добрым, сумевшим в тяжелейшие годы гонений не только сохранить духовное наследие своего отца, но и преумножить, сплотив вокруг себя мечевскую общину. За свое пастырское служение он и сподобился мученического венца. Сегодня в честь святых настоятелей маросейского храма строятся храмы и приделы как в Москве, так и по всей стране. Просят, чтобы мы давали частицы мощей отца Алексия, и мы всегда откликаемся на эти просьбы. Во время последнего визита Святейшего Патриарха Кирилла в Хабаровский край мы передали ковчежец с частицей мощей для только что построенного в Сибири храма в честь нашего святого настоятеля. Также недавно передали частицу мощей в Чехию. Так что можно говорить о том, что почитание праведного Алексия Мечева не только всероссийское, но и всемирное. 

http://e-vestnik.ru/interviews/protoiere...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 11 (24) апреля Священномученик Николай Гаварин Священномученик Николай родился 23 декабря 1870 года в городе Якобштадте Курляндской губернии в семье священнослужителя Иоанна Гаварина. Николай окончил в 1893 году Рижскую Духовную семинарию по первому разряду и один курс Духовной академии и был рукоположен во священника ко храму в городе Гродно. Во время Первой мировой войны в 1915 году, в связи с военными действиями, причт храма был эвакуирован в Москву, и отец Николай стал служить в храме святителя Николая на Щепах близ Смоленской площади. Спустя десятилетие после революции, в 1930 году советские власти стали выселять из Москвы тех, кого они считали социально чуждыми, а к ним в первую очередь принадлежало духовенство. Потеряв место жительства, отец Николай уехал сначала в село Кунцево, а затем поселился в поселке Немчиновка под Москвой и стал служить в храме Рождества Христова. Храм в Немчиновке появился в 1918 году, когда община верующих попросила местного домовладельца Немчинова пожертвовать под храм свою летнюю дачу. Тот согласился, но с условием, что верующие сами ее отремонтируют, чтобы она могла служить церковью. Местные власти дали разрешение на устройство православного молитвенного дома, и верующие принялись за ремонт. Дача, построенная шестьдесят лет назад, была без фундамента, с одинарным полом, одинарными дверями и окнами и к этому времени сильно обветшала. Верующие произвели капитальный ремонт, полностью заменили сгнивший правый угол здания, пристроили колокольню и выстроили рядом небольшой дом для священника. Однако, несмотря на ремонт, температура в храме в зимние месяцы не поднималась выше трех градусов. В конце 1934 года новый председатель Немчиновского поселкового совета запретил проведение приходских собраний, колокольный звон, а затем по его распоряжению были сняты и сами колокола. Спустя немного времени, он решил храм закрыть, а здание отдать под занятия физкультурников, ссылаясь на малочисленность прихожан. В это время в поселке было около семисот домов и проживало восемь тысяч жителей, из которых две тысячи подписались как верующие под заявлением с протестом против закрытия храма.

http://fond.ru/kalendar/378/nikolay/

«Скорый помощник», заушение Ария и Санта Клаус (+ВИДЕО) Профессор А.И. Сидоров о святителе Николае Дмитрий Дементьев В день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских , мы беседуем с доктором церковной истории, профессором Сретенской духовной семинарии Алексеем Ивановичем Сидоровым о житии этого святого, о том, почему на Западе закрепился карнавальный образ Чудотворца, а на Руси святитель Николай по-прежнему особенно почитаем. – Алексей Иванович, скажите, как могло такое случиться, что святитель Николай, великий святой, именуемый «образом кротости», на Церковном Соборе ударил Ария? – Надо быть очень внимательными к словам. Вот мы говорим «образ кротости», а что такое кротость? Кротость, смирение – это не раболепство и не порабощение человеческое. Эти слова имеют совсем другой смысл. Вот святые отцы, к примеру, разделяли печаль мирскую и печаль по Богу. Одно и то же слово, а включает совсем иные смысловые контексты. Мы говорим о Боге, что это бесстрастнейшее существо и в то же время говорим о праведном гневе Божием. А это заушение очень понятно: это стояние за истину. Святитель Николай бил ересь. Он не только образ кротости, но и правило веры. Как, например, мог преподобный Сергий Радонежский благословить Дмитрия Донского на кровопролитие, на битву? И послать даже своих чад духовных на эту битву. Почему? Потому что это было стояние за Русь, за Родину, а значит – за Православие, за истину. И ради этого, именно как стояние за истину, святитель Николай и позволил себе такое. А его потом даже на какое-то время отстранили от епископства, чуть не в темницу посадили, но вскоре правота его обнаружилась. Некоторым отцам Собора открылось, им было дано видение, что святитель Николай невиновен. Нельзя поступок святителя – его заушину Арию – оценивать в категориях человеческой психологии. Это совсем иной уровень. Онтологически иной Так что нельзя поступок святителя оценивать в категориях человеческой психологии. Что вот, мол, подошел и кому-то как следует врезал. Это совсем другой тип, иной уровень. Онтологически даже иной. Это духовный уровень. И совсем иное отношение к врагу истины. Этот супротивник – типично одержимый бесом, гордыней, человек, несущий противоправославное учение.

http://pravoslavie.ru/75949.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Святитель Николай Сербский (Велимирович). Афонский старец Михаил Афонский старец Михаил. Уникальное фото (публикуем впервые)   Святитель Николай Сербский (Велимирович). Афонский старец Михаил   Нет ничего более настоящего, чем записки одного святого о другом. -  Святая Гора Афон     Сокрушаясь о том, что творится сейчас в мире, ты недоуменно спрашиваешь: “Есть ли сейчас люди Божии?”. Расскажу тебе об одном из многих, с которыми я имел счастье встречаться. Это старец Михаил из скита Пресвятой Богородицы на Святой Горе. Я попал туда вместе с группой паломников уже на обратном пути с Афона . Было время вечерней службы. Старец Михаил встретил нас с сердечностью простого пастуха, которая сразу завоевывает душу. Сначала он повел нас в самую старую церковь (в скиту их всего три). Он подвел нас к иконе Божией Матери, известной под именем “Сладкое лобзание”. Икона чудотворная по своему благодатному действию и чудесная по красоте, хотя лик Богородицы на ней сильно поблек. А названа икона “Сладкое лобзание” потому, что на ней Божия Матерь целует руку Богомладенца. Мы подходили по одному и прикладывались к прекрасному образу. “Она да лобзает тебя! Она да лобзает тебя!” — вполголоса повторял старец, а по впалым щекам бежали, одна за другой, слезы. А потом он рассказывал нам: “Здесь со мной еще пятнадцать братий, все уже старые и немощные. Греки больше не разрешают славянам приезжать на Святую Гору. Я старший и должен заботиться обо всех. Я молюсь о двух дарах: о том, чтобы иметь нам большую любовь и достаточно хлеба”. Отец Михаил родом из Сереза. Он мечтал о монашестве с детства. Однажды в храме ему явился святитель Николай и сказал, что будет он монахом. Исполнившись радости, он оставил дом и родину и отправился на Святую Гору, здесь и прожил он всю свою жизнь. “Я старец своим старцам и отцам отец. Должен наставлять, кормить, укреплять в любви и обеспечивать хлебом, хотя сам я необразован и немощен. Все только с Ее помощью, с помощью Богородицы, а Она не оставляет нас, наше “Сладкое лобзание”!”.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2069

Скачать epub pdf Всенощное бдение под перенесение мощей святителя Николая Святитель Николай и Иоанн Богослов – два великих угодника Божия, которые прославились своей любовью и к Богу, и к людям. Их память совершается подряд: вчера праздновали память Иоанна Богослова, а сегодня – святителя Николая, который святой Церковью приравнен к апостолам: каждый четверг богослужение совершается в честь святых апостолов и святителя Николая. Таким образом, духовное значение этого угодника Божия приравнивается к славе апостолов. Святитель Николай, так же как Иоанн Богослов, исполнил Новый Завет , свой завет с Богом, и достиг совершенной любви. И благодаря этой любви он имеет большое дерзновение ко Господу, то есть он дерзает молиться и своей молитвой склоняет промысл Божий. Действительно, когда человек болеет, и мы молимся за него, и он выздоравливает, это понятно и естественно. Но такие великие угодники, как святитель Николай и Иоанн Богослов, могут и мертвых воскрешать. То есть Господь уже решил: этому человеку должно умереть, – но по молитве Своего угодника Он изменяет решение, изменяет Свой промысл. Такая дерзновенная молитва бывает только у тех, кто близко стоит к Престолу Божию. Обычно, когда какой-то новый человек приходит в храм, первым делом он идет к иконе святителя Николая. Часто человек ничего не знает из Евангелия, ничего не знает о Христе, не знает ни одной заповеди – но знает, что святитель Николай помогает, и поэтому ставит ему свечку, неумело крестится и, оглядев всех вокруг, уходит домой. Почему люди приходят к святителю Николаю? Потому что от него всегда бывает помощь, он очень скор на слышание, он очень добр и милостив. Поэтому когда у нас есть к Богу какая-то нужда, нам всегда нужно заручаться и молитвенной помощью Николая угодника, взывая к его доброте, чтобы к нашей молитве он присовокупил и свою. И тогда наша молитва как на крыльях полетит к Богу, если мы, конечно, святителя Николая упросим. Этот угодник Божий был очень прост по своей жизни, не имел ни выдающегося образования, ни особенно знатного рода, и единственно, чем прославился, – это тем, что он все время творил добрые дела. А после своей блаженной кончины он сотворил еще гораздо больше, чем при жизни, поэтому его слава такая огромная, поэтому его русский народ так и возлюбил.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010