Шестой день. Поучение 5-ое. Святитель и чудотворец Николай. (Назидательные уроки для нас, извлекаемые из жития святителя и чудотворца Николая: ревность по вере и милосердие к страждущим). I. Заповедь св. апостола Павла поминать наставников, проповедывавших слово Божие, и, взирая на кончину ихь жизни, подражать вере их ( Евр. 13, 7 ) и самое торжество св. церкви в честь святителя и чудотворца Николая побуждают нас, возлюбленные братие, привести себе на память богоугодную жизнь и дивные деяния великого угодника Божия, мирликийского чудотворца, дабы найти себе в них поучительные уроки и примеры для подражания. Такое воспоминание жизни святителя будет лучшим началом и продолжением праздника нашего. II. Святитель Николай, по замечанию его священного жизнеописателя, был зерцалом всех добрых дел для духовного стада своего и служил, по апостолу, для верных образцом в слове, в житии, в любви, в духе, в чистоте ( 1Тим. 4, 12 ). Особенными же добродетелями, коими главным образом угодил Богу ублажаемый нами праведник, «были его пламенная ревность по православной вере Христовой и милосердие к страждущим собратиям». а) В это тягостное для церкви Христовой время, когда язычество, предчувствуя свой конец, напрягало все свои усилия к тому, чтобы поразить христианство, и разражалось ужасными гонениями на верующих в распятого и воскресшего Христа Спасителя, святитель Николай неусыпно бодрствовал на страже вверенной его охранению паствы. Своею горячею преданностию православной вере Христовой и непоколебимою твердостию в ней он возбуждал в христианах мужество к великодушному, радостному перенесению мучений и смерти за имя Христово, утешал падших под ударами меча своим сильным словом. Враги христианства за твердую, безбоязненную и неусыпную ревность по святой вере заключили святителя в темницу, но и узы темничные не сковывают его богоглаголивых уст: и в темнице, среди ужасов поношений, угроз, истязаний, мучений, голода и смерти, угодник Божий безбоязненно проповедует Евангелие, несмотря на все препятствия, которые поставляли ему ненавистники истины и добра, исчадия диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Девятый день. Поучение 2-е. Святитель Христов Николай. (О милосердии к бедным). I. Из великого сонма святых угодников Божиих, прославляемых церковию, святитель Николай пользуется особенною любовью русского народа. В честь его построено много храмов на святой Руси; память его совершается два раза в год, 6-го декабря и 9-го мая, и кроме того, в течение года, наряду с апостолами, воспоминается в церковных службах каждый четверг. Самое имя его любезно православному русскому человеку и потому часто встречается в христианской семье, – не только в скромной хижине, но и на царском престоле. Какая же из многих добродетелей его привлекает к нему православных христиан? Зная, что к Богу и святым Его мы обращаемся за помощью в своих нуждах, душевных и телесных, и особенно часто обращаемся с своими мольбами к тем святым, которые много явили дел своего милосердия к страждущим, мы должны признать, что выдающеюся добродетелью св. Николая было «милосердие его к нуждающимся». Св. церковь , в своих песнопениях, прославляет его как алчущих кормителя, обуреваемых на море изрядного правителя и скорого помощника всем, находящимся в бедах и скорбях. И действительно, вся жизнь св. Николая представляет собою непрерывный ряд благодеяний, оказанных им страждущему человечеству. Но не только при жизни, даже и по смерти он не перестал благотворить обращающимся к нему с молитвами. Самый гроб его сделался источником исцелений для страждующих душею и телом. Множество чудотворных икон его, находящихся в разных местах нашего обширного отечества, – не что иное как наглядные и несокрушимые памятники его милосердия к роду христианскому. В этом отношении св. Николай является благим и верным рабом Господа нашего, исполнившим одну из главнейших заповедей Владыки Господа о милосердии к ближним. II. Будучи в Своем существе любовью, которая непрерывно выражается в делах милосердия к тварям вообще и особенно к страждущему человеку, Господь Бог заповедал эту любовь и милосердие всем людям, как главный закон их жизни и основание их благополучия временного и вечнаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский Тропарь, глас 4: Правило веры и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему/Яже вещей Истина./Сего ради стяжал еси смирением высокая,/нищетою богатая,/отче священноначальниче Николае,/моли Христа Бога,/спастися душам нашим. Тропарь, глас 4 Правилом веры и образом кротости,/воздержания учителем/явила тебя стаду твоему/непреложная Истина./Потому ты приобрел смирением – высокое,/нищетою – богатство./Отче, святитель Николай,/моли Христа Бога о спасении душ наших. Слава, и ныне, Богородичен: Еже от века утаеное/и Ангелом несведомое таинство,/Тобою, Богородице, сущим на земли явися Бог,/в неслитном соединении воплощаем/и, Крест волею нас ради восприим,/имже воскресив первозданнаго,/спасе от смерти души наша. Слава, и ныне, Богородичен: От века сокровенное/и Ангелам неведомое таинство,/через Тебя, Богородица, явлено живущим на земле,/– Бог, воплощающийся в неслитном единении двух естеств,/и ради нас добровольно принявший Крест, –/им Он воскресил Адама первозданного/и спас от смерти души наши. Канон святителю Николаю. Песнь 1. Канон святителю Николаю. Песнь 1 Ирмос: Отверзу уста моя,/и наполнятся Духа,/и слово отрыгну Царице Матери,/и явлюся, светло торжествуя,/и воспою, радуяся, Тоя чудеса. Ирмос: Отверзу уста мои,/и они исполнятся Духа;/и слово изреку Царице Матери,/и явлюсь светло торжествующим,/и воспою радостно Ее чудеса. Святителю отче Николае, моли Бога о нас. Пастырю добрый Христова стада, радуйся, Николае,/яко миряном отец честен и учитель был еси,/и мне подаждь, радуйся тебе приносити. Святитель отче Николай, моли Бога о нас. Пастырь добрый Христова стада,/радуйся, Николай,/ибо гражданам Mvp Ликийских/отцом многочтимым и учителем ты был;/и мне позволь приветствие “радуйся!”/тебе приносить. Святителю отче Николае, моли Бога о нас. Роди земнии стецемся,/радуйся приносити святителю,/радость бо приносит вселенней неоскудно. Святитель отче Николай, моли Бога о нас. Племена земные, соберемся,/чтобы возглас “радуйся!” приносить святителю:/ибо он приносит радость/вселенной не оскудевающую.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-s-a...

Два письма халифу Скачать epub pdf Письмо первой Письмо второе     Святитель Николай Мистик об исламе Среди посланий святителя Николая Мистика есть три письма мусульман­скому правителю. Хотя они известны как «письма к эмиру», их адресатом был не эмир, а халиф ал-Муктадир (908–932), кото­рому тогда было немногим более двадцати лет. Несколько слов о первых двух письмах написал первый издатель писем Николая Мистика кардинал Маи. Mai. Spicilegium Romanum. X, 2; перепечатано у Миня (PG.111, р. 17–18). Обстоятельства их написания приводим перед текстом каждого из них. Причиной написания третьего письма явился слух, что халиф, поверив ложной информации о том, что будто бы константинопольская мечеть, построенная ещё в начале VIII века, разрушена и пленные мусульмане насильно принуждаются к христианству, повелел разрушать христианские храмы и, по-видимому, притеснять христиан. Узнав об этом, патриарх поспешил опровергнуть ложную молву, приводя в подтверждение своих слов свидетельство возвращённых пленников и бывших в Константинополе арабских послов. Из того, что святитель ссылается на освобождённых арабов, следует, что послание было написано после 917 г. Хотя ответные письма халифа не сохранились, всё же можно предположить, что предложения дружбы со стороны святителя Николая были приняты им благосклоно, исходя из того, что дальнейшие переговоры от лица империи предпринимал всё так же святитель, несмотря на то, что был уже отстранён от регентства. Если в первом письме святитель Николай обращается к ал-Муктадиру как глава одного государства к главе другого, то в третьем письме уже ясно видно, что он выступает как посредник, глашатай интересов империи. Примечательно, что при этом тон его становится резче. Исследователи византийской полемики против ислама обходили стороной личность святителя Николая Мистика , только о. Иоанн Мейендорф в своём кратком обзоре упоминает о нём, но и его послания святителя Николая интересуют лишь как пример «дипломатической учтивости», существовавшей между греками и арабами 1 . Вместе с тем под верхним слоем этой «дипломатической учтивости» и велеречивых эпитетов, которыми святитель щедро награждает лично халифа, можно видеть ту же полемику против ислама . Уникальность этой полемики в том, что, в отличие от подавляющего большинства византийских полемических сочинений, она была адресована прежде всего читателю-мусульманину, и мусульманину, от воли которого зависело благополучие христиан. Но, несмотря на это, полемический аспект не исчез.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mistik...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие святителя Тихона Задонского «Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России» — классическое житие святителя Тихона Задонского, написанное Н. В. Елагиным. Источниками «Жития святителя Тихона Задонского» выступили труд Евгения Болховитинова, составившего первое пространное жизнеописание святителя Тихона, записки келейников святителя – Иоанна Ефимова и Василия Чеботарева, статьи в разных периодических изданиях, архивы Св. Синода, устные рассказы жителей Задонска, Воронежа, Ельца и Ливен. Заключительная часть, посвященная торжествам прославления святителя Тихона, отразила личные впечатления Николая Васильевича Елагина, бывшего непосредственным свидетелем совершавшегося в 1861 году в Задонске. День памяти: 1З августа/26 августа Текст читает: Заслуженный артист России В.В.Клементьев Содержание аудиокниги отличается от текстовой версии Жития святителя Тихона Задонского ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО От редакции   Книга, переиздание которой мы предлагаем вниманию читателей, занимает особое место в весьма обширном списке жизнеописаний святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. Первое ее издание увидело свет в 1861 году, когда синодальным указом преосвященный Тихон был причислен к лику святых. Всего же только в дореволюционный период «Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца» выходило в свет повторными изданиями более 10 раз. Как и первое издание, последующие выходили без указания имени автора на обложке. Но не может град укрыться, вверху горы стоя, а потому и имя автора столь много потрудившегося, чтобы как можно более полно восстановить историю земного жития, чудотворений и прославления святителя Тихона не могло остаться безвестным. Это — действительный статский советник, петербургский цензор Николай Васильевич Елагин (1817-1891 гг.). В качестве источников для своего труда Н. В. Елагин пользовался трудом Евгения Болховитинова, составившего первое пространное жизнеописание святителя Тихона, записками келейников святителя — Иоанна Ефимова и Василия Чеботарева, статьями в разных периодических изданиях, архивами Св. Синода. А кроме того, и — устными рассказами жителей Задонска, Воронежа, Ельца и Ливен, что и придает повествованию Елагина неповторимое очарование первоисточника. Тем более, что заключительная часть, посвященная торжествам прославления святителя Тихона, отразила личные впечатления Николая Васильевича, бывшего непосредственным свидетелем совершавшегося в 1861 году в Задонске.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Вопрос об отношении Сербии и Европы поднимался уже в трудах сербских просветителей XIX века – Досифея Обрадовича, Вука Караджича и др 1. Но особую остроту эта проблема приобрела в ХХ веке – в связи с модернизацией и европеизацией Сербии, а затем – двумя мировыми войнами и национальными катастрофами. Наиболее глубоко она отражена в творчестве св. Николая Велимировича. Святитель Николай Велимирович (1881-1954) является самым великим сербским философом и мыслителем ХХ века 2. На его творчество наложил глубокий отпечаток трагический опыт сербского народа и других народов Югославии – две Балканские войны, две Мировые войны, австро-венгерский геноцид 1915-16 годов, хорвато-немецкий геноцид 1941-1944 года. Ужасающая жестокость и цинизм народов, почитавшихся культурными и цивилизованными, заставил св. Николая глубоко задуматься о сущности культуры и цивилизации, рассмотреть их не в случайных и сиюминутных бликах рекламы и коньюнктуры, но в вечном свете Евангельской истины и Христовой правды. Естественно, в связи с этими размышлениями неизбежно вставал вопрос и о природе европейского империализма. Впервые этот вопрос встал во время Первой Мировой Войны, когда еще молодой иеромонах Николай Велимирович был должен защищать интересы Сербии и разоблачать проавстрийскую и прогерманскую пропаганду в Великобритании и Америке 3. Одна из основных проблем политической мысли эпохи Первой Мировой войны и один из главных лозунгов союзников – право малых народов на независимость и самоопределение 4: «Мы сто лет отчаянно боролись против жестокой, бесчеловечной идеологии, которую сегодня поддерживает Германия, утверждающей, что малые народы не имеют права на жизнь и свободу. Мы боролись против идеи, которая стара, как Тамерлан и турецкий султан, как австрийский девиз «Разделяй и властвуй» и даже как самые низменные инстинкты человечества» 5. Николай Велимирович стремится дать христианскую основу праву малых народов на самоопределение. Он видит ее видит в Божественном замысле о каждом народе, многообразии созданного Богом мира и равенстве пред Богом всех народов в праве на существование и нравственное, религиозное, культурное и социальное развитие.

http://pravoslavie.ru/38035.html

Святитель Николай: Нет на земле другого счастья, кроме Миссии и Японии Жизнь и душа миссионера — в 10 дневниковых записях 16 февраля, 2018 Жизнь и душа миссионера — в 10 дневниковых записях Святой равноапостольный Николай Японский – практически в одиночку он полвека проповедовал Христа людям, радикально отличавшимся от него по менталитету. Японская Православная Церковь, которую основал святой равноапостольный Николай, сегодня насчитывает около 150 приходов и 46 тысяч верующих. Мы отобрали из пяти томов его дневников десять записей, раскрывающих душу русского миссионера в Японии. 4 марта 1871. 12 часов ночи. Шанхай Когда же это? Боже, когда же? Скоро ли? Да и будет ли это когда-нибудь? – вопрошаю я, перечитав прошлогодние впечатления и остановившись на последней фразе. О, как больно, как горько иной раз на душе за любезное Православие! Я ездил в Россию звать людей на пир жизни и труда, на самое прямое дело служения Православию. Был во всех четырех академиях, звал – цвет молодежи русской, по интеллектуальному развитию и, казалось бы, по благочестию и желанию посвятить свои силы на дело Веры, в которой она с младенчества воспитана. И что же? Из всех один, только один отозвался на зов – такой, каких желалось бы иметь: воспитанник Киевской академии, П. Забелин; да и тот дал не совсем твердое и решительное слово, и тот, быть может, изменит. Все прочие, все положительно – или не хотели и слышать, или вопрошали о выгодах, о привилегиях службы. Таково настроение православного духовенства в России – относительно интересов Православия! Не грустно ли? Посмотрели бы, что деется за границей, в неправославных государствах. Сколько усердия у общества – служить средствами! Сколько людей, лучших людей без долгой думы и сожаления покидают родину навсегда, чтобы нести имя Христово в самые отдаленные утолки мира! Боже, что же это? Убила ли нас насмерть наша несчастная история? Или же наш характер на веки вечные такой неподвижный, вялый, апатичный, неспособный проникнуться духом Христовым. И протестантство или католичество овладеют миром, и с ними мир покончит свое существование? Но нет, недаром Бог сходил на землю: истина Его должна воссиять в мире. Но скоро ли же? Не пора ли? Да, пора!

http://pravmir.ru/svyatitel-nikolay-net-...

Тропарь, глас 4 Правило веры и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему/Яже вещей Истина./Сего ради стяжал еси смирением высокая,/нищетою богатая,/отче священноначальниче Николае,/моли Христа Бога,/спастися душам нашим. Правилом веры и образом кротости,/воздержания учителем/явила тебя стаду твоему/непреложная Истина./Потому ты приобрел смирением – высокое,/нищетою – богатство./Отче, святитель Николай,/моли Христа Бога о спасении душ наших. КАНОН, ГЛАС 4 Песнь 1 Ирмос: Отверзу уста моя,/и наполнятся Духа,/и слово отрыгну Царице Матери,/и явлюся, светло торжествуя,/и воспою, радуяся, Тоя чудеса. Ирмос: Отверзу уста мои,/и они исполнятся Духа;/и слово изреку Царице Матери,/и явлюсь светло торжествующим,/и воспою радостно Ее чудеса. Припев: Святителю отче Николае, моли Бога о нас. Припев: Святитель, отче Николай, моли Бога о нас. Пастырю добрый Христова стада, радуйся, Николае,/яко миряном отец честен и учитель был еси,/и мне подаждь, радуйся тебе приносити. Пастырь добрый Христова стада,/радуйся, Николай,/ибо гражданам Mvp Ликийских/отцом многочтимым и учителем ты был;/и мне позволь приветствие «радуйся!»/тебе приносить. Роди земнии стецемся,/радуйся приносити святителю,/радость бо приносит вселенней неоскудно. Племена земные, соберемся,/чтобы возглас «радуйся!» приносить святителю:/ибо он приносит радость/вселенной не оскудевающую. Слава: Избавльшему три воеводы от убиения неправеднаго вопием ти:/радуйся, Николае, заступниче прибегающим под кров твой. Слава: Тебе, избавившему трех воевод/от убиения неправедного, мы взываем:/«Радуйся, Николай, заступник прибегающим/под кров твой!» И ныне: Богородице Дево, радуйся,/радость от Ангела приемшая,/и спаси Тебе величающих. И ныне: Богородица Дева, радуйся,/радость от Ангела принявшая,/и спаси Тебя величающих. Песнь 3 Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице,/живый и независтный источниче,/лик Себе совокупльшия духовно, утверди,/в Божественней Твоей славе/венцев славы сподоби. Ирмос: Твоих песнопевцев, Богородица,/– живой и обильный источник,/устроивших духовный праздник, утверди/и в божественной Твоей славе/удостой венцов славы.

http://pravmir.ru/kanon-svyatitelyu-niko...

Я каждый день просыпаюсь с мыслью: «Слава тебе, Господи, что у меня нет второй, запасной Родины!» Интервью с русским писателем Владимиром Крупиным Владимир Крупин Владимир Крупин – Владимир Николаевич, на обложке вашей новой книги «Русские святые» – образ святителя Николая…  – Радость огромная, что святитель Николай пришел в Россию, пришел навсегда. И мне святитель Николай помогает всю мою жизнь. Книгу «Русские святые» писал для воскресных школ. Писал как можно проще, деля на главочки (я же все-таки педагог по образованию!). Прочитают отрок или отроковица – передохнут. Так им легче ставить вопросы к прочитанному. История этой книги такова. Давным-давно писал книжку для детей о святителе Николае. Она не вышла: издательство закрылось. Потом написал о святителе Николае в связи с Великорецким крестным ходом для журнала «Вятка». Таким образом, книга «Русские святые» началась со святителя Николая. Но чувствовал потребность и о других святых писать. Жития святителя Димитрия Ростовского написаны прекрасно, но они для воцерковленных людей, их не порекомендуешь детям. Очень был вдохновлен рождением первого внука. И жена тоже: даже песню написала колыбельную. Вот тут-то я и заключил договор с издательством. С чего начинал? Написал имена святых на бумажечках. Внук был еще махонький, а я с ним разговаривал. «Ну, о ком, Володенька, сейчас будем писать?» Он ручкой берет одну из бумажек. Говорю: «Хорошо, напишу о преподобном Сергии. А за какое время написать?» – «Ну, давай за неделю». Неделя – вроде маленький срок. Но я ведь взял обязательство перед внуком! Потом спрашиваю: «Ну, о ком следующем написать?» Так я быстро написал книгу. Когда готовил книгу, мне в издательстве говорят: «Святитель Николай, он же все-таки из Мир Ликийских, грек…» А я: «Как мы скажем, что святитель Николай – не русский? Ответят: какая Малая Азия? Да он же из Можайска! Или: он еще из Великорецка…». В этом нашем вятском селе была обретена икона святителя. По нашей Вятской земле уже более 600 лет в начале июня идет Великорецкий крестный ход. Слава Богу, я вновь в нем участвовал!

http://pravoslavie.ru/4683.html

     " Вот здесь я подвизаюсь " , говорит отец Николай. В Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Православной Церкви в Нью-Йорке мы идем мимо гостевых комнат с прибитыми на них табличками с именами Архиереев. " Здесь, накануне избрания Первоиерархом останавливался, прибыв из Австралии, Митрополит Иларион. Рядом комната архиепископа Сан-Францисского и Западно Американского Кирилла, секретаря Архиерейского Синода, дальше – зал, где проходят заседаний Архиерейского Собора и Синода Русской Православной Церкви Заграницей. " Уже позже я узнаю, что в комнате, где подвизается отец Николай (а именно это слово использует архимандрит Николай, имея виду понятие " живу " ), жили люди в священном сане и среди них его предшественник – хранитель Курской Коренной иконы Божией Матери – прот. Борис Крицкий. Через окна виден над Знаменским Собором позолоченный крест. Стол с компьютером, камин и книжный шкаф, кровать, множество упаковок с акафистами Чудотворной Курской Коренной иконы, украшают стены портреты и картины... На камине – образы Спасителя и Пресвятой Богородицы, икона св. Иоанна Предтечи, икона преподобномученицы Евдокии, образ чудотворицы Елисаветы Царьградской и прижизненный портрет свят. Николая Японского. В пятницу 4 апреля, накануне Похвалы Пресвятой Богородицы, отцу Николаю в постриге оставили бывшее до пострига имя Николай, но он приобрел еще одного Небесного покровителя – миссионера и просветителя земли восходящего солнца. На видном месте посредине занимает подаренный архиепископом (ныне митрополитом – ред.) Курским и Рыльским Германом образ Курской Коренной иконы Божией Матери. А обычно здесь, между паломничеством по епархиям, монастырям и приходам, хранится Чудотворный образ – Курская Коренная икона. После Пасхи, в Светлый Четверг, образ отбыл в Европу, в Германскую епархию, и к концу июня прибыл в Калифорнию, где освящает торжества в честь 20-летия прославления Зарубежной Церковью Святителя и Чудотворца Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, дни работы Архиерейского Собора и Всезарубежного съезда молодежи.

http://pravoslavie.ru/71926.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010