Святитель Нифонт, патриарх Константинопольский Святитель Нифонт жил в XV веке. Он родился на Пелопоннесе у богатых и добродетельных родителей. Его отец, Мануил, служил первым советником морейского деспота Фомы Палеолога (1430–1460). С самого раннего детства Нифонт отказывался от игр, чтобы изучать Священное Писание и богоносных отцов, так что к двенадцати годам в совершенстве знал весь чин богослужения. Острый ум мальчика вызывал восхищение у учителей, но его сердце стремилось лишь следовать примеру святых монахов, о которых он с жадностью читал в житиях. Однажды ему встретился монах по имени Иосиф, и, поговорив с иноком, Николай (таково было мирское имя святителя) последовал за ним, не попрощавшись даже с матерью и родными. Придя в Эпидавр, Николай услышал о почитаемом святом отшельнике Антонии и отправился к нему. Его восхитила жизнь подвижника и его наставления. Несмотря на предупреждения Антония о трудностях отшельнической жизни, он со слезами вымолил разрешение остаться жить под его руководством. Иосиф же пошел далее своим путем. Николай получил послушание каллиграфа и с жаром принялся за аскетические подвиги. Он безоговорочно слушался старца и старался во всем подражать его ангельской жизни, так что Антоний вскоре постриг его с именем Нифонт. После этого он удвоил подвиги. Никто не слышал от него смеха или праздных слов, и он всегда плакал, читая духовные книги. Спустя некоторое время Антоний почил в Господе, и Нифонт был вынужден искать другого духовного отца. Услышав, что мудрый и добродетельный афонский монах Захария поселился в городе Агре, он поспешил к нему и попросил рассказать о жизни на Святой Горе. Однако нестроения, возникшие в Церкви после заключения унии на Флорентийском соборе (1439), не позволяли монахам пребывать в безмолвии, как они того хотели. Святой Нифонт последовал за старцем в области Аскалон и Крогия в Албании, чтобы утвердить народ этих мест в православной вере. Деспот Георгий Кастриотис (1408–1468) стал духовным сыном Захарии, и оба монаха поселились в его дворце. Вскоре был взят Константинополь (1453), и это вызвало сильные волнения во всех христианских землях. Святые укрылись в горах, а когда волнения улеглись, отправились в Охрид и поселились в монастыре Богородицы.

http://pravoslavie.ru/55562.html

Скачать epub pdf Кто читал со вниманием житие святителя Николая, положенное в нашей Четьи-Минее, от того не может укрыться одна встречаемая в нем историческая несообразность. Говорится там, что великий угодник Божий, будучи еще пресвитером, отправлялся в Палестину на поклонение св. местам, восходил на Голгофу 1 , и вошел раз в св. церковь (конечно, Воскресения) вратами, которые отверзлись ему сами. Затем, по возвращении домой в Ликию, он возводится на архиепископский престол города Мир и уже после всего этого делается исповедником веры Христовой при царях Диоклитиане и Максимиане, и: сияет потом чудесами на весь мip при св. Константине Великом . Но святые места Иерусалима приведены во всеобщую известность уже при сем самом христолюбивейшем императоре, и славная церковь Воскресения освящена только 13 сентября 335 года, то есть 30 лет спустя после Диоклитианова и Максимианова правления. Замечаем кроме сего, что в западных «мученикословах» св. Николай почти всегда называется исповедником, а в восточных «месяцесловах» ему усвояется название преподобного (так что даже и Евангелие на литургии в день памяти его у нас положено читать преподобническое), исповедником же едва ли он у нас где-нибудь назван, хотя в житиях его иногда и встречается сказание о его страдании за веру при императоре Диоклитиане. Вообще же то, что относится к монашескому жительству святителя, нелегко вяжется с положением христианства в 3-м веке. Историческая эта запутанность в житии св. Николая чувствовалась давно учеными исследователями церковной истории. Соллерий, издавая  в 1745 г. Мученикослов Чэуардов, в примечании к 6-му декабря говорит, что он считает недостаточными сведения о св. Николае, и намекает на то, что время его следовало бы на целый век, или и более, отодвинуть от эпохи  последнего гонения на христианство , хотя и боится при этом, чтобы бежа от Сциллы не впасть в Харибду... В эту Харибду действительно и попал один безыменный  летописец  западный XII-ro или около того века, записавший в одном месте своей хроники (французских государей, от Дагоберта I до Пипина): «при том же Константине (Погонате) процветал блаженный Николай архиепископ, который после в Мирее при Юстиниане младшем императоре, в год воплощения Господня 673-й отошел ко Господу " … Посреди таких разноречий желанным для всех казалось отыскать древнейшее и полнейшее изложение жизни и деяний славного чудотворца. Знаменитые собиратели и издатели Деяний святых в 1716 г.,  на вопрос одного ученого о деяниях св. Николая, отвечали: «Деяний истинных и подлинных ищешь ты св. Николая? Но таковые есть ли где-нибудь, никто не знает. И о если бы когда-нибудь (если не пропали) вышли из каких-нибудь тайников на свет!» Сему самому ученому случай помог отыскать то, чего он хотел. По крайней мере, отыскав, он убедил себя (и не думаю, чтобы еще кого-нибудь), что нашел Acta primigenia великого святителя. Со слов его самого расскажем, как происходило дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Скорый в бедах заступник В начале прошлого века в приемной Марфо-Мариинской обители, основанной великой княгиней Елисаветой в Москве, стояла небольшая модель церкви по проекту архитектора Щусева – для далекого итальянского городка Бари. Настоятельница обители давно мечтала построить храм и несколько зданий для русских паломников, приезжавших на солнечный итальянский берег поклониться мощам одного из самых почитаемых на Руси святыхсвятителя Николая чудотворца. 22 мая по новому стилю вспоминается перенесение святых мощей святителя и чудотворца Николая из города Миры в Ликии (Малая Азия, сегодня – на территории Турции) в итальянский город Бари, где они хранятся и доныне. Трудно представить город на Руси без храма, посвященного святителю Николаю чудотворцу, архиепископу Мир Ликийских. Не зря иностранцы величали святого Николая «русским заступником». Все узнают его лик на иконах – святого, всегда спешащего помочь в беде и печали. Заметим, что иконография святого разнообразна. Появлялись иконы Николы Ратного, Путного и Мокрого – святитель Николай почитался покровителем путешествующих (особенно по морю), а также ратников, крестьян и купцов. Икона Николы Зарайского изображает святого Николая, благословляющего правой рукой, а в левой держащего защищаемый им город. С мечом в правой руке угодник Божий изображен на иконе «Никола Можайский». Святитель родился в III веке в городе Патарах в Ликии. С детства посвятив свою жизнь служению Богу, святой Николай помогал бедным, неправедно осужденным, погибающим. Он претерпел гонения, обличал ереси. Став архиепископом Мирликийской епархии, святой был примером для своей паствы – в вере и любви. После непродолжительной болезни он мирно скончался. Необычен рассказ о том, как мощи Святителя появились в небольшом итальянском городке – Бари. В XI веке многие города христианского Востока подвергались набегам воинственных мусульман. В 1087 году святитель Николай явился одному священнику из Бари и сказал, чтобы его мощи перенесли в этот город. За мощами было отправлено три корабля, Чтобы скрыть истинную цель их путешествия, корабли нагрузили пшеницей. Однако вскоре разнеслась весть, что венецианские купцы тоже намерены отправиться в Миры и перенести мощи Святителя в Венецию. Но барийцы первыми прибыли к берегам Ликии и вывезли мощи к себе в Бари – на восточное побережье Италии. В пути неожиданно переменился ветер, и корабль направился по направлению к городу Патарам – родине святого Николая. И только когда пятеро барийцев признались, что взяли себе частицу мощей святого, море успокоилось, и подул попутный ветер.

http://pravoslavie.ru/1720.html

сост. А.А. Маркова Приложения Свидетельства очевидцев Архиепископ Шанхайско-Брюссельский и Сан-Францисский, святитель Иоанн (Максимович) В конце прошлого века к одному из епископов маленькой тогда Сербии привели мальчика, чтобы владыка направил его учиться в духовную семинарию. «А зачем нам он? – сказал владыка, посмотрев на мальчика. – Зачем направлять этого болезненного ребенка? Он там не выдержит, умрет, и мы впустую потратим деньги». Но, заметив, сколь велика у мальчика жажда к учебе, епископ все же направил его в семинарию. Вот оно как: то, что выглядит малым в глазах людей, велико пред Богом. А это был Николай, великий святитель и Златоуст наших дней. Юный Велимирович, возрастая телом, еще более возрастал духом. Как губка впитывает в себя воду, так он впитывал науки. Не в одной, во многих школах был он слушателем и учеником. Сербия, Россия, Англия, Германия и Швейцария видели его на своих просторах как пчелу, собирающую мед. Он стремился не только много знать, но постичь Истину. Крепкий в вере православной, он стремился и умом постичь то, что дает вера. В истине веры не сомневался, но стремился ум свой освятить Истиной, чтобы ей послужить умом, сердцем и волей. Он развивал свой ум, чтобы плодами его напитать не только себя, но и других. Насколько возрастал он умом, настолько возрастал и духом. Постепенно исчезали его человеческие слабости, формировался духовный великан, светлый и умом, и жизнью. Ему, подобно святому Григорию Богослову , «яко глубины Духа изыскавши, и доброты вещания приложишася». Тот невзрачный мальчик, такой болезненный, что его боялись послать в школу, стал великим учителем Церкви Православной, проповедником православной веры, мудрым пастырем, духовным вождем сербов, столпом своего Отечества, апостолом Православия в дальних странах. Постоянно размышляя о высоком, он черпал мудрость отовсюду: из науки, из природы, из событий повседневной жизни, но более всего просвещал душу светом божественным, питая ее Священным Писанием и молитвой. Он учил своим примером и словом, в любом месте и в любое время, независимо от того, с одним ли человеком разговаривал или обращался к тысячам людей. Когда заранее было известно, что проповедует Владыка Николай, в большом множестве собирались набожные и маловерные, ученые и не очень грамотные, старые и молодые, профессора и учащиеся – для всех полезны были его слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Шестой день. Поучение 2-ое. Святитель и чудотворец Николай. (Какая милостыня сильна исходатайствовать нам помилование у Бога?) I. Святитель Николай, день памяти коего славно празднуется ныне, среди других христианских добродетелей отличался милосердием и состраданием к бедным и несчастным. Хотя милосердие к бедным есть царица добродетелей и может нам открыть врата царствия Божия, но не всегда, а при соблюдении известных условий. Посему в день памяти сего великого угодника Божия прилично будет побеседовать о том, какая милостыня сильна исходатайствовать нам помилование у Бога и вечное блаженство на небе. II. а) Доставить блаженство, исходатайствовать у Бога помилование благотворителю сильна милостыня, творимая, по примеру Отца небеснаго, всем нуждающимся в ней без всякого разбора. «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных; Он благ и к неблагодарным и злым», заповедует нам Спаситель ( Матф. 5, 45 ; Лук, 6, 35. 36). Наш долг подавать руку помощи всякому нуждающемуся в ней, снабжать каждого именем Христовым просящего милостыни, будет ли то человек, облеченный в богатое одеяние или покрытый рубищем, человек с крепкими силами или немощный, соотечественник или чужестранный, иноверец или единоверный, признательный к благодеяниям или неблагодарный, зазорного поведения или честной жизни. Не наше дело разбирать, стоит ли милостыни нищий или нет. Нам заповедано от всещедрого подателя всех благ Бога: «всякому, просящему у тебя, давай» ( Лук. 6, 30 ). Значит и должны мы подавать милостыню всем. Не следует нам удерживать руку свою от благотворения потому, что испытали или предвидели неблагодарность. Вспомним Спасителя нашего, Который хотя предвидел, что из десяти прокаженных, исцеленных Им, один только возвратится поблагодарить Его, несмотря на то, явил милость Свою одинаково всем десяти прокаженным. «Добрая душа благотворит ближнему, и не только неблагодарность его переносит великодушно, но и с терпением принимает от него оскорбительное», учит один подвижник. Итак, братия, покровительствуйте всем без изъятия, кто бы ни прибегал под кров ваш; всякого алчущего напитайте, жаждущего напойте, нагого оденьте, странника введите в дом, сироту и вдовицу заступите, – и тогда надежда ваша на получение царства небесного не будет напрасна.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Шестой день. Поучение 6-ое. Святитель Николай Чудотворец. (О праздновании воскресных и праздничных дней по указанию слова Божия и Церкви). I. Святитель Николай, ныне прославляемый св. церковию, был примером веры, образцом кротости и учителем воздержания и прочих христианских добродетелей. Из жизнеописаний его известно, что, проводя святую и богоугодную жизнь во все дни, он особенно святил воскресные и праздничные дни сугубою молитвою дома и в храме и сугубыми делами христианского милосердия ко всем бедным и несчастным. Таким образом, этот великий угодник Божий, как и прочие святые, является обличителем тех, кои нарушают покой воскресных и праздничных дней и не только их не проводят по-христиански – в молитве, в делах благотворения и в отдыхе от обычных дел житейской суеты, но еще стараются оскорбить их разными нечистыми удовольствиями, неприличными даже и простым дням. (См. Ч. М, 6 дек.). II. Мы не колеблясь скажем, что среди жизни христиан есть пробел, плачевные последствия коего недостаточно принимаются к сведению, – пробел, состоящий в том, что недостаточно обращают внимание на четвертую заповедь закона Божия, предписывающую празднование воскресного дня и прочих установленных православною церковию праздников. Посему мы считаем себя обязанными призвать к этому предмету все ваше, бр., внимание. Вы, бр., узнаете сами, преувеличиваем ли мы значение этого предмета, и увидите, что здесь дело идет совсем не о внешней стороне вопроса, как утверждают, но касается одного из главнейших условий христианской жизни, – повиновения церкви и служения справедливости. Наш план будет очень прост. Мы укажем прежде всего на священное писание, как главнейший источник нашего учения, а затем обратимся к свидетельству церкви, и тогда пред нами восстанет то важное значение, какое имеет в жизни христианина воскресный и праздничный день. а) Открыв книгу Бытия, мы читаем первыя страницы этой простой и великой книги, в которой зиждется свет неведомый древнему миру, свет освещающий глубокую тьму наших судеб. В средине библейского повествования, где все имеет свое значение, мы находим и то, что Бог, «совершив к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, почил в день седьмой от всех дел Своих, и благословил Бог седьмой день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые творил и созидал» ( Быm. II, 2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Как готовят мощи святителя Николая для принесения в Россию Левое ребро святого уже извлечено через отверстие для сбора мира 10 мая, 2017 Левое ребро святого уже извлечено через отверстие для сбора мира “Руки прочь от святого Николая!” — несколько лет назад жители Бари и доминиканцы, монахи, которые охраняют мощи святителя, никак не соглашались передать их в Россию для поклонения. Настоятель Патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца в г. Бари протоиерей Андрей Бойцов рассказывает, почему это все же произошло. В Бари подумали, что русские хотят забрать святыню — Отец Андрей, какой была ваша реакция, когда вы узнали о том, что мощи святителя Николая отправятся в Россию? — Конечно же, я с радостью воспринял это известие. Мы служим не для себя, не для эстетики церковных служб, мы служим Богу и церковному народу. На возрожденном Патриаршем подворье в Бари мы принимаем паломников из России, желающих молитвенно припасть к мощам Святителя. Понятно, что многие хотели бы приехать сюда, но в силу разных причин им это затруднительно. Ныне святой Николай сам приедет к ним. Думаю, что для Москвы и Санкт-Петербурга, где будут пребывать мощи святого, могут доехать все желающие россияне. По благословению священноначалия я служу в Италии уже 15 лет, мне известны предыдущие попытки привезти эту святыню в Россию, которые предпринимались, начиная с 90-х годов и не увенчались успехом. Сегодняшней договоренностью мы всецело обязаны Его Святейшеству патриарху Кириллу. Доминиканцы, монахи, которые сохраняют мощи и базилику святителя Николая, раньше на это не соглашались. Да и все барийцы очень ревностно относятся к мощам. Боятся ли они, что кто-то может поступить так же, как они сами много столетий назад – похитить мощи? Не знаю. Но мощи закрыты трехслойной мраморной плитой с небольшим отверстием, чтобы доставать источаемое от мощей святителя миро. Поднять плиту, вскрыть гробницу – сложная задача. Прежде в Бари не было практики отделения частиц от мощей. Хранители Базилики делятся миром от мощей святого, могут передать масло из лампады над мощами. В очень редких случаях могут подарить маленькую частичку ковчега — деревянного ящика, в котором мощи перевозили на корабле в 1087 году. С этого момента мощи святителя никогда не покидали Бари.

http://pravmir.ru/kak-gotovyat-moschi-sv...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Господь вновь сподобил нас дожить до праздника, которого все мы ждем» Протоиерей Олег Кириченко о дне памяти Святителя Николая Чудотворца 19.12.2012 1075 Время на чтение 8 минут Господь вновь сподобил нас дожить до праздника, которого все мы ждем, но больше всего его ждут наши дети. Мы много знаем о жизни святителя Николая, который своей доброй жизнью, своей горячей верой в Бога и надеждой на Него вошел в историю нашей Церкви, в историю всемирную и в историю нашей с вами жизни. Мы знакомы с его жизнеописанием, и знаем, насколько удивительно, по нашим меркам, он творил чудеса. Будучи богатым человеком, он не хотел быть еще богаче, но все то, что он имел, пытался отдать нуждающимся. Сегодня мы вряд ли встретим людей, намного богаче нас, которые, имея возможность делиться чем-либо со своими ближними, делали бы это с радостью. Каждый человек, живущий сегодня, знает, что если ты богат - обязательно должен быть жадным. Потому что, мол, если ты не будешь жадным, то никогда не станешь богатым и не удержишь своего богатства. Но эта правда - есть дьявольская правда. А святой угодник Николай показал, насколько она является иллюзорной. Будучи наполовину сиротой, он рано лишился отца, который был богатым мореплавателем и после смерти оставил сыну большое наследство. Но еще с самых детских лет святой Николай был приучен ходить в церковь, молиться Богу. Он прислуживал в храме еще с семи лет, как описывает его житие. И для нас это большой урок. Если мы хотим, чтобы наши дети когда-то выросли такими, то мы должны приучать их к жизни с Богом, и в семь или восемь лет приводить к Церкви, чтобы ребенок не столько изучил богослужение, сколько понял смысл евангельской науки, которая заключается в любви, представлении милостыни ближнему, в молитве за ближнего. Святой Николай сделал это в полной мере. Когда в его жизни случилось испытания - он потерял отца и стал наследником всего того имущества, которое отец ему оставил, - тогда он без колебаний отдал его тем ближним и друзьям, которые в этом особенно нуждались. И даже не только друзьям, но и незнакомым.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/19/go...

Закрыть itemscope itemtype="" > Отходная самому себе и другие сахалинские реалии 27.09.2023 394 Время на чтение 9 минут Источник: Православие.ру Отец Виктор Горбач, настоятель храма во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Южно-Сахалинске, развеивает миф о своем острове: Сахалин-де – не более чем место ссылки и каторги. По словам батюшки, у острова богатое христианское наследие, и хорошо, если мы будем в первую очередь помнить именно об этом богатстве. Рассказывает батюшка и о ненависти, с которой ему как православному священнику приходится сталкиваться в своем служении. Отходная молитва самому себе Павел Савабэ Такума и святитель Николай – В 1861 году, еще до основания каторги, на Сахалине побывали два выдающихся миссионера. Это Николай Касаткин , будущий равноапостольный просветитель Японии. В 1860 году он отправился в Японию, но поездка была долгая, и он заехал к владыке Иннокентию (Вениаминову) , который был известным миссионером Дальнего Востока, а позже был переведен на московскую кафедру. Он долгое время служил на острове Уналашка, среди алеутов, а потом стал первым епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. То есть Камчатка, Курилы, Сахалин, Приамурье – эта огромная территория – место его апостольских трудов. Все ли знают, что город Благовещенск был назван в честь храма, в котором он служил? Муравьев-Амурский, генерал-губернатор, спросил: «Владыка, а как мы этот город назовем?» – «А давайте его назовем в честь праздника Благовещения», – предложил владыка Иннокентий. Авторитет владыки на Дальнем Востоке был непререкаем. Памятный знак Кусунайского постаИ вот по пути в Японию будущий святитель Николай заехал к владыке. Тот его принял очень тепло, рясу ему пошил: едешь к японцам – надо выглядеть прилично. А уже летом, в июне 1861 года, отправился на корабле из Николаевска-на-Амуре в Хакодате, потому что это единственный город, который был открыт для иностранцев в Японии. Остановку он сделал на Сахалине, в посту Кусунай, а это такой пограничный, таможенный российский пост. Сейчас это место называется село Ильинское. Военные узнали, что на борту корабля есть священник, попросили его выйти. Он вышел, освятил заставу, закладной камень православной часовни, отслужил молебны и панихиды и отправился дальше на Хакодате.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/27/othodn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Явные и грозные знаки помощи Божией подвергнувшемуся агрессии Запада и фашистов православному народу Украины Протоиерей Георгий Городенцев о том, как свт. Николай «дал по шапке» Кличко, Тягнибоку и Яценику 27.01.2014 5538 Время на чтение 3 минуты Вне всякого сомнения, первым таким благодатным и благим знаком является прибытие в Киев именно сейчас Даров волхвов. Как совершенно правильно говорит клирик Украинс кой Православной Церкви Московского Патриархата, настоятель Свято-Ильинского храма в Чернобыле протоиерей Николай Якушин : «Принесение Даров на Украину - это духовное укрепление для православных людей в годину смуты. В Киеве сейчас очень неспокойно, тем не менее, очередь людей, идущих к святыне, протянулась по всей Лаврской улице, и это тысячи людей. Люди идут с радостью, молятся. Пройдет смута, мы не сомневаемся в благополучном ее исходе с Божьей помощью». Еще об одном таком знаке, но уже весьма грозном, упоминает в своей статье-призыве « Отечество наше в великой опасности! » Мария Кемпфер, которая утверждает: «На Рождество, когда Кличко, Тягныбок и Яценюк появились на сцене, люди, приехавшие из Западных регионов Украины, увидели рядом с ними св.Николая, который им «дал по шапке» (не мои слова) и показал людям, чтобы они уходили с майдана... Многие ЭТО видели, и в тот же вечер много людей уехали из Киева. Теперь звонят из Хуста и переспрашивают, кто ещё видел св.Николая... На Западной сейчас много разговоров об этом». Заметим, что на Украине, среди православных и даже униатов весьма сильно почитание святителя Николая Мирликийского. Без всякого преувеличения можно сказать, что он – самый почитаемый здесь святой. Во всех более или менее значительных городах страны есть храмы, посвященные свт.Николаю, в крупных городах их может быть и несколько; практически в каждой области и даже районе Украины есть множество других селений со св.Никольскими храмами. Поэтому ничего удивительного, что св.Николай Чудотворец молится у Престола Божия на небе за столь почитающий его украинский народ и готов прийти ему на помощь. А те, кто читал житие святителя, который не раз со властью пресекал разные беззакония, в том числе, и неправды со стороны власть имущих, знают, что помощь эта будет скорой, неукоснительной и грозной для врагов Украины и ее народа, коими сейчас являются Запад (США и ЕС), а также местная оппозиция и фашиствующие молодчики.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/01/27/ya...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010