Алма-Атинские воспоминания. К 55-летию со дня блаженной кончины священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иеромонах Николай (Могилевский) От редакции . Священноисповедник Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский, родился 9 апреля 1877 года в семье псаломщика. Пострижен в монашество с именем Николай в 1904 году в канун праздника святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Рукоположен во иеродиакона в мае 1905 года, в иеромонаха - 9 октября того же года. В 1911 году окончил Московскую Духовную Академию. В октябре 1919 года в Чернигове хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. В 1923 года назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии, положение в которой в то время было очень тяжелое: обновленцы захватили подавляющее большинство приходов. Со своей немногочисленной паствой епископ Николай упорно противостоял обновленцам и был арестован в 1925 году. Провел в заключении более двух лет. После освобождения назначен на Орловскую кафедру, где и прослужил до следующего ареста, последовавшего в 1932 года. Был заключен на пять лет. Следующий арест произошел в 1941 году. Пробыв в саратовской тюрьме шесть месяцев, владыка Николай был направлен в Казахстан: сначала в город Актюбинск, а через три месяца в город Челкар Актюбинской области как «вольный ссыльный». Постановлением Особого совещания при Народном комиссариате внутренних дел СССР от 19 мая 1945 года архиепископ Николай был освобожден досрочно. Назначен управляющим Алма-Атинской и Казахстанской епархией 5 июля 1945 года. Приехав в Алма-Ату, владыка Николай начал свое служение в маленькой, отдаленной от центра города Казанской церкви, которая была открыта за несколько месяцев до его приезда. Собрал крепкую общину. Скончался 25 октября 1955 года. Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года в сонме новомучеников и исповедников Российских. (Патриархия. ru ) Благодарим постоянного автора РНЛ, Веру Королеву, собравшую душеполезные воспоминания о новопрославленном святом, за возможность первой публикации. Святе Николае, моли Бога о нас!

http://pravoslavie.ru/42307.html

Есть имена, удел которых – бессмертие, наследие которых – вечность. К числу людей, чьи имена из поколения в поколение произносятся с любовью и признательностью, принадлежит ублажаемый нами Святитель Николай, Мирликийский Чудотворец. Шестнадцать с половиной веков отделяют время его жизни от наших дней, но память о нём, как и прежде, живёт в сердцах верующих. Весь христианский мир и даже мусульманский Восток почитают Святителя как великого пророка: воистину память праведника пребудет благословенна ( Притч.10:7 ). Святитель Николай родился в городе Патары, Малоазийской провинции Ликии, примерно в 249–250–гг. по Рождестве Христовом. Родители его – Феофан и Нонна – были благочестивыми людьми. Воспитанию будущего Святителя много внимания уделял его дядя – епископ Николай Патарский. С юных лет его воспитанник обнаружил великое благочестие, уже в 20 лет был он пресвитером и заместителем своего дяди на Патарской кафедре. Промыслом Божиим пресвитер Николай был возведён на высокое архиепископское служение в столичном городе Ликийской провинции – Мирах. В 285 г., с воцарением императора Диоклетиана, началось страшное гонение христиан, грозившее им полным уничтожением. Святитель Николай был заключён в темницу; он получил свободу лишь при императоре Константине (306 г.). В 325 г. Святитель Николай – среди отцов Первого Вселенского Собора, созванного для осуждения ереси Ария, учившего о неравночестности Сына Божия, Иисуса Христа, с Богом Отцом, подрывавшего этим основы христианства. Святитель дожил до глубокой старости и скончался в 343 году, прославленный даром чудотворения. Останки его были похоронены в соборном храме г. Миры. Спустя семь столетий, когда выходцы из Азии – печенеги, половцы и арабы – стали отторгать от Византийской империи область за областью, греки, проживавшие в Италии, снарядили три корабля (1087 г.) и 9 мая вывезли мощи Святителя Николая в итальянский город Бари. Папа Урбан в сопровождении духовенства встретил мощи Святителя, и они были положены под престолом в алтаре соборного храма. Через два года мощи Святителя были перенесены в новый каменный храм, где пребывают и ныне. Таковы краткие житийные сведения о Святителе Николае.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Святой равноапостольный Николай Японский. “Воззвание… к Русской Церкви” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 60, 2011 28 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 60, 2011 Летом 2011 г. исполняется 150 лет с того дня, когда один из выдающихся деятелей своего времени — тогда ещё иеромонах Николай (в миру И. Д. Касаткин, 1836–1912) после долгого и трудного путешествия через Сибирь ступил на японскую землю, прибыв 2 июля 1861 г. в порт Хакодатэ 1 . В Японию он был назначен Святейшим Синодом на должность настоятеля консульской церкви. Молодого миссионера переполняли мечты о беззаветном служении и надежды на скорые успехи православной проповеди, но, как признавался он позднее, “какое было моё разочарование, когда я встретил совершенно противоположное тому, о чём мечтал! Тог­дашние японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство как на злодейскую секту, к которой могут принадлежать только преступники” 2 . В первые несколько лет пребывания отца Николая в Японии не могло быть и речи о начале православной проповеди. Годы титанических трудов понадобились будущему святому, чтобы начать пожинать плоды со своей “жатвы”. Первые три японца были крещены в 1868 г., тайно, ибо христианство в Японии до 1873 г. находилось под строжайшим запретом. Видимо, действительно, как отмечал отец Николай, само дело благословлено было свыше и угодно Богу. Да и “делатель” был тот самый единственно избранный для дела. За более чем полувековое служение он основал и буквально выпестовал Японскую Православную Церковь, он самолично и через японцев-катехиза­торов привёл ко Христу более 30 000 верующих. За труды и неоспоримые заслуги в деле распространения Православия в 1970 г. архиепископ Николай был прославлен в лике святых как равноапостольный. Одной из основных задач великий миссионер с самого начала своей деятельности в Японии считал просвещение соотечественников относительно культуры, быта, религии Страны восходящего солнца и успехов там православной проповеди. За долгие десятилетия своей деятельности святитель Николай оставил десятки статей, очерков, отчётов, открытых писем и заметок на страницах отечественных периодических изданий. Многие из них хорошо известны и сегодня, они широко цитируются современными исследователями. У других же, некогда не менее известных, судьба сложилась иначе. Так, в 1876 г. отец Николай в очередной раз обратился к русской общественности со страниц целого ряда изданий, взывая о помощи вопиющим нуждам молодой Японской Православной Церкви. Текст “Воззвания Японской духовной миссии к Русской Церкви” 3 по своему содержанию значительно выступает за рамки, обозначенные заглавием, — автор взывает не только к православному духовенству, но ко всему российскому обществу. Ещё в XIX в. этот образец духовной публицистики был затерян среди сотен публикаций миссионеров-сотруд­ни­ков Российской духовной миссии в Японии и лишь в начале нынешнего века был вновь введён в научный оборот 4 .

http://pravmir.ru/svyatoy-ravnoapostolny...

Скачать epub pdf Керкира. Детство, учение, священноучительство Архиепископ Никифор родился 15 февраля 1731 года 4  на острове Керкира (по-итальянски Корфу) 5  в семье Стефана и Анастасии Феотокисов. В крещении он был назван Николаем. Как впоследствии сообщал сам Феотокис в первом из двух известных нам автобиографических писем 6 , родители его были православными и оба происходили из одного Корфского благородного рода 7 . Николай был четвертым, младшим сыном благочестивых супругов (всего в семье было семеро детей) 8 . Крещен он был в церкви святого Николая священником Спиридоном Санторином. Родители с ранних лет прививали детям любовь к Богу и Церкви и заботились об их образовании: «с малолетства начал обучаться наукам», – писал Феотокис. Первым учителем Никифора был духовник семьи Феотокисов иеромонах Иеремия Каввадия – один из почитаемых керкирских учителей (таковыми были, по общему признанию, кроме Каввадии, Евгений Вульгарис 9 , а затем и сам Никифор Феотокис) 10 . Он, несомненно, оказал большое влияние на Николая, душа которого тянулась как к внешнему знанию, так и к духовной науке, к служению Богу. В упомянутом автобиографическом письме Никифор сообщает еще об одном священноучителе – иеромонахе Евфимии Парамифиоте. Каввадия и Парамифиот обучали его греческому языку, поэзии, риторике, начальным основаниям аристотелевой философии и «священной богословии». Думаем, что уже в эти ранние годы, через своих православных учителей, Николай познакомился с созерцательно-аскетической традицией Православия, что впоследствии сыграло решающую роль в его жизненном выборе. Очевидно, в это же время или несколько позже, он учился латинскому языку и философии у католических монахов доминиканца Иосифа Мариа Финети и минорита (францисканца) Вондиолия 11 . В возрасте 14 лет, 6 августа 1745 года 12 , в храме св. Спиридона Тримифунтского, где и поныне хранится главная святыня острова – мощи святителя Спиридона, Николай был возведен в чин чтеца и канонарха. Его вступление в состав нижнего клира произошло с согласия отца, который желал, чтобы Николай в храме Божием просвещался истиной Христовой. Стефан Феотокис опасался, как бы обучение наукам не было односторонним и не повредило душе сына. Однако он никак не помышлял о том, чтобы Николай всецело посвятил себя служению Богу, считая его к этому непригодным. К тому же перед одаренным юношей, легко усваивавшим науки, открывалась большая светская карьера. Поэтому, когда Николай Феотокис в семнадцатилетнем возрасте решил принять монашество и диаконский сан, отец воспротивился такому решению сына. Николай же, несмотря на юный возраст, был зрел и тверд в своем выборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

«Жив в Господе пребываеши, чудотворя ко гробу твоему притекающим» 3/16 февраля Русская Православная Церковь чтит память равноапостольного Николая Японского Епископ Сендайский Серафим передает икону святителя Николая Японского игумену Петру (Еремееву). Хабаровск, 6 октября 2008 г./Фото: сайт Восточно-Японской епархии Архиепископ Николай (Касаткин) приехал в Японию молодым 24-летним иеромонахом и провел здесь всю свою жизнь. Оставаясь русским человеком и сопереживая всему происходящему в России, владыка в то же время искренне и горячо любил Японию. Японская паства относилась к нему с такой же сыновней любовью. «Радуйся, друга и брата в народе Японстем обретый», – поется в акафисте святому (икос 5). «Каждый из токийских семинаристов утверждал, что именно его архиепископ Николай любил больше всех. И каждый делился своими воспоминаниями с чистым восхищением и теплой улыбкой, – читаем мы в статье «Вестника Японской Православной Церкви» за февраль 1935 года, посвященной памяти архипастыря. – Величие архиепископа Николая можно сравнить с той значимостью, какую для нас, японцев, имеет гора Фудзи – символ японского духа». В последние годы жизни святитель Николай с мужеством переносил болезнь горла, а затем усилившуюся астму и болезнь уха. Святитель продолжал работать и особенно усиленно занимался переводами. В конце 1910 года у архиепископа начало болеть и сердце, но он старался не менять насыщенного ритма своей жизни. Осенью 1911 года состояние его здоровья еще больше ухудшилось, и в начале 1912 владыка был вынужден лечь в госпиталь. Там архиепископ Николай вынудил врачей сказать ему правду: болезнь была неизлечима, и архипастырю оставалось жить лишь считанные недели. Святитель Николай мужественно воспринял это известие, стремясь наиболее продуктивно использовать оставшиеся ему дни для завершения самых необходимых дел. Он сожалел, что по японским законам ему будет невозможно найти последнее пристанище на территории Токийского кафедрального собора: захоронения в черте города были запрещены. Поэтому владыка Николай завещал похоронить себя на загородном кладбище Янака.

http://pravoslavie.ru/41502.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Николай Чудотворец в военном госпитале Бурденко В канун праздника Николы Зимнего в госпиталь вернулся святитель Мир Ликийских 19.12.2023 153 Время на чтение 5 минут Фото: Предоставлены автором 18 декабря 2023 года, в канун дня памяти святого, в праздник Николы Зимнего, как величают его на Руси в военном госпитале им. Николая Бурденко состоялось дарение иконы святителя Николая госпитальной церкви во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Икона выполнена известным московским мастером Антоном Старцевым. Икону внесли – иконописец Антон Старцев и жертвователь – глава международной организации «Русский Госпиталь» Виталий Хизниченко. Она была освящена настоятелем храма священником Илией Тягиным. Молитвенное настроение охватило всех приглашённых, согласно пели молебен Николаю Чудотворцу, вторя отцу настоятелю, после молебна почувствовали умиротворение и духовную радость. Святитель Николай Мирликийский, в народе – Николай Чудотворец, любимый русский святой. Именем его называют поныне многих русских мальчиков, посвящая их судьбы и деяния доброму и строгому, мудрому и отзывчивому святителю Николаю. Народу на мероприятии было немало, присутствовала делегация Императорского Православного Палестинского общества, а именно, редактор журнала «Искусство для всех» Галина Розанова, много способствовавшая подготовке мероприятия, заместитель руководителя Молодежной секции ИППО Тамара Григорьева, священник отец Илия, известный московский врач, кандидат медицинских наук Дмитрий Виноградов, заведующая медицинским музеем госпиталя Марина Овчинникова, иконописец Антон Старцев, художник Филипп Москвитин, представители врачебного сообщества. Жертвователь иконы Виталий Хизниченко и многие другие. Почему это дарение было так важно, пояснил отец Илия. Госпиталь, имеющий принадлежность к вооруженным силам России, став первым государственным медицинским учреждением, был основан 300 лет назад по Указу императора Петра I, который самолично подарил госпитальному домовому храму две иконы – Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Своё покровительство над госпиталем простёрли не только Богородица и Первоверховные апостолы, но и святитель Николай Мирликийский. Госпиталь был очень важен и как лечебное учреждение, и как школа для медиков, здесь были заложены основы выдающейся русской медицинской науки. Главным доктором Московского госпиталя стал выпускник Лейденского университета, искусный хирург и анатом, лейб-медик Петра I – Николай Бидлоо.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/19/ni...

Святитель Христов Николай родился в Лиκийском городе Патар, в Малой Азии, в конце 3-го века, от православных и благочестивых родителей – богатых и знатных. За их благочестие Господь наградил их добрым сыном. С самого младенчества благодать Божья стала являть на нём свои особенные знамения и обнаруживать в нем задатки ко всему доброму. С возрастом же всё более и более св. Николай показывал в себе наклонность к строгому воздержанию, к благочестивой и уединённой жизни. Проникнутый верой в Бога и воспитанный в страхе Божьем, он всегда удалялся от мирских удовольствий, любил бывать в храме Божьем: а потом и совершенно удалился от мира и принял иноческий чин. По кончине родителей своих св. Николай раздал богатое своё наследство бедным и, горя любовью к Богу, путешествовал на поклонение святым местам в Палестину. Возвратясь из путешествия, избегая морской молвы, он тайно поселился в Сионском монастыре в городе Патаре. Здесь он предался строжайшему уединению и молитве, и за благочестивую жизнь возведён был в сан пресвитера. С течением времени, по смерти Иоанна, Архиепископа патарского, неведомый никем в новом жилище, св. Николай за своё великое благочестие самим Богом, по особенному откровению, возведён был из пресвитера в сан архиепископа Мир-Ликийского. Будучи архиепископом Мир-Ликийской церкви, он служил для своей паствы примером всего доброго. Одежды его были всегда просты, пища постническая, которую он вкушал однажды в день в малом количестве, и то вечером. Весь день он проводил в молитве и трудах; двери дома его были открыты всем; дела благотворения его простирались до того, что он у себя ничего не имел; за веру Христову и за защиту православной церкви (при императоре Диоклетиане) он подвергался темничному заключению, а на первом вселенском соборе пламенную ревность свою по вере против еретика Ария он засвидетельствовал не только словом, но и делом. За такую святую жизнь ещё при жизни святитель Христов Николай сподобился дара чудотворения. Он скончался в глубокой старости. Нетленные мощи его сейчас по смерти стали источать исцеления страждущим. Как готовый и скорый помощник всякому во всякой нужде, заслуживший великую милость у Бога, святитель Христов Николай прославился великими и бесчисленными чудесами и получил название Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Скачать epub pdf 48. Память святителя и чудотворца Николая. Великий ревнитель «Он имеет великую ревность и заботу о вас» ( Кол. 4:13 ) и ревность по Боге ( Рим. 10:2 ). Много верующих, братия и сестры, привлёк в храм Божий ныне празднуемый великий угодник Божий святитель Николай (Никола зимний). С таким же огромным стечением народа празднуется святитель Николай и весной (Никола вешний). И это потому, что он особо близок и особо дорог каждой верующей душе, будучи постоянно связан с ней скорой отзывчивостью на молитву о помощи. Несмотря на то, что прошло свыше 1600 лет со дня его смерти, в памяти и сердце верующего человека он и доселе также живёт, как и в отдалённые времена жизни на земле. Ведь недаром в церковной службе ему сказано, что он доселе духовно всех достигает, «всех предстатель и заступник, всех скорбящих утешитель, всех сущих в бедах прибежище» 169 , доселе «по Бозе и Богородице все наше упование» 170 . Чтобы лучше уразуметь это необычайно явление (явление в мир святителя Николая), обратимся к его житию. Родился он в конце третьего века в Малой Азии в городе Патаре, Ликийской области, в благочестивой семье. Был единственным сыном у родителей: ни до, ни после него детей у них не было. Всё благоговение, весь жар души религиозной, все духовные силы и всю жажду спасения родители как бы вложили, вдохнули в него. И не напрасно. С самых юных лет он воспламенился благодатной духовной силой: ревностью о Боге, любовью к Нему и людям и жаждой духовного и пастырского подвига. Родители отдали его для подготовки к служению Богу под руководством дяди, епископа Патарского Николая. Когда пришло время, епископа Николай посвятил племянника в сан священника. При этом пророчески сказал, что он будет великим пастырем, приведёт к Христу многих и даст утешение скорбящим. Вскоре, движимый любовью к Христу, святитель Николай предпринял путешествие в Палестину к Гробу Господню. И здесь, остановившись в одном монастыре, он так глубоко ушёл в подвиг молитвенного единения с Христом, что решил, было остаться в этом монастыре. Но, однако, ночью за молитвой услышал тайный голос: «Николай, войди во всенародный подвиг». Этот призыв показал, что надлежит ему быть не в монастырском уединении, а на всенародном общественном служении. Это подтвердилось тем, что через некоторое время особым Промыслом Божиим он был призван к епископскому служению в городе Мирах. Тут уже он сам сказал себе: «Николай, твой сан требует от тебя.., чтобы ты жил не для себя, а для других» 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Архив Святые и святыни Жизнеописание свт. Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Дни памяти: 12/25 октября, а также первое воскресенье после 25 января (Собор Новомучеников и исповедников Российских). Священноисповедник Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. Дни памяти: 12/25 октября, а также первое воскресенье после 25 января (Собор Новомучеников и исповедников Российских). Владыка Николай — это исключительный человек. У него было такое прекрасное лицо, которое можно назвать только ликом. Он всегда улыбался, никогда никому ни в чём не отказывал. И всегда молился за всех. 9 апреля 1877 года, в день Светлого праздника Пасхи, в семье скромного псаломщика Никифора и супруги его Марии родился сын. Назвали его Феодосием, в честь св. мученика Феодосия. «Отец у нас был строг, — вспоминал Владыка, — он был очень требовательным к порядку и исполнению заданных нам работ». Он был большим знатоком церковного пения. Особенно радел он о пении общенародном и эту любовь прививал своим детям. О матери владыка Николай вспоминал: «Мама наша была сама любовь. Она никогда не кричала на нас, а если мы провинимся, что, конечно, бывало, то она посмотрит так жалобно, что станет ужасно стыдно». Большое значение в воспитании Феодосия имела его бабушка Пелагия. «Долгими зимними вечерами, — вспоминал Владыка, — забирала нас бабушка на печь и начинались нескончаемые рассказы о святых угодниках Божиих». Часто вспоминал Владыка и своего дедушку, который тоже был священником. В 1904 году исполнилась заветная мечта Феодосия: в канун праздника Святителя Николая Чудотворца, в Нило-Столобенской Пустыни Феодосий был пострижен в мантию с именем Николай. В мае 1905 года монаха Николая рукоположили в сан иеродиакона, а 9 октября того же года — в иеромонаха. По настоянию братии в 1907 г. о. Николай поступил в Московскую Духовную Академию, которую через 4 года успешно закончил. В октябре 1919 года в Чернигове архимандрит Николай был хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. Дальнейшее служение епископа Николая проходило под благодатным покровительством Святителя Феодосия Черниговского, которого Владыка очень почитал.

http://pravoslavie.ru/put/051025124622.h...

Святитель Христов Николай Чудотворец родился в 280 г. по Рождестве Христовом в Ликийском городе Патаре, в Малой Азии, от благородных, богатых и благочестивых родителей – Феофана и Нины. Уже с младенчества благодать Божия являла на нем свои дивные знамения, с возрастом он обнаружил в себе наклонность к воздержанию и уединённой жизни. Воспитанный с детства своими благочестивыми родителями в страхе Божьем, он, несмотря на своё образование и богатство, удалялся от мирских удовольствий, и больше всего любил проводить время в храме Божьем. Наконец, совершенно удалился от мира и уединился в пустыню, приняв в одном из монастырей иноческий чин. По кончине своих родителей он роздал нищим своё богатое наследство и, горя пламенной любовью к Богу, предпринял путешествие в Палестину на поклонение святым местам; возвратившись из этого путешествия и стремясь к строжайшему уединению, он поселился в одной обители и здесь поспешно проходил все духовные степени: сперва был чтецом, потом диаконом, а скоро затем возведён был, за своё благочестие, в сан пресвитера. Проходя все эти степени, он раньше всех являлся в храм Божий, и позже всех оставлял его, а иногда целые ночи проводил в молитве перед закрытыми дверьми храма: и на святительство своё взят был по откровению свыше от дверей церковных, перед которыми молился в глубокую полночь, задолго ещё до начала богослужения. Именно, когда, после смерти архиепископа Мир ликийского Иоанна, пастыри церкви недоумевали, кому быть епископом, по откровению свыше указано было, что епископом будет тот, кто первый придёт в церковь , и таким оказался Св. Николай, найденный молящимся в полночь перед затворёнными вратами церковными. Возведённый в сан епископа, Святитель Николай, в этом высоком сане своём, был великим светильником Церкви Христовой, а для паствы своей – зерцалом добрых дел, был правилом веры, образцом кротости, смирения и незлобия. Одежды его были просты до последней степени, пища – самая скудная, постническая, да и ту он всегда вкушал только однажды в день – вечером; целый день он занимался делами своего звания, терпеливо выслушивал просьбы и нужды всех, приходивших к нему. Во время гонения на церковь Христову, воздвигнутого языческим императором Диоклетианом, Святитель Николай был заключён в темницу, и только в царствование Императора Константина Великого был освобождён из темницы и возвращён к своей пастве. В 325 году Святитель Мирликийский Николай присутствовал на первом вселенском соборе в числе 318 отцов и здесь явил особенную свою ревность в деле защиты православия против лжеучения Ария, ревность, оправданную самим Богом. По свидетельству Св. Предания, сама Богоматерь возложила на Святителя омофор, снятый с него собором за действие его пламенной ревности, против нечестивого еретика Ария.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010