Статути ордена святого Миколая, Японського 6 вересня 2012 р. 23:00 Приняты 6 сентября 2012 года членами Священного Синода Русской Православной Церкви путем письменного опроса.                       Статут ордена святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского 1. Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода от 6 сентября 2012 года в ознаменование 100-летия со дня преставления святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, выдающегося миссионера, просветителя Японии, прославленного Синодом Русской Православной Церкви 10 апреля 1970 года. Решение Священного Синода утверждено на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1 июня 1971 года (Определение 2). 2. Орден святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, имеет три степени. 3. Орден имеет следующие знаки: Первой степени: 1) Знак ордена представляет собой позолоченный четырехконечный крест, ветви которого сужаются от центра к вершинам и покрыты белой эмалью. В центре креста — круглый медальон с рельефной позолоченной монограммой «СН» (святитель Николай). Медальон окантован выпуклым рантом. Вокруг медальона расположен пояс, покрытый красной эмалью, со стилизованным девизом: ОТ ВОСТОК СОЛНЦА ДО ЗАПАД ХВАЛЬНО ИМЯ ГОСПОДНЕ. В нижней части пояса помещен разделительный знак «•». Пояс окаймлен рантом, покрытым белой эмалью и украшенным фианитами. Знак посредством ушка и кольца крепится к орденской ленте. На обратной стороне Знак ордена имеет номер, зарегистрированный в Комиссии по наградам. Материалы: серебро с позолотой, холодная эмаль. Размеры Знака ордена: 55x55 мм. 2) Звезда Ордена имеет двенадцать лучей, каждый из которых усеян 6 фианитами. Между украшенными фианитами лучами расположено по 3 золотых гладких луча округлой формы, но меньшего размера. Каждый золотой луч имеет углубленную насечку по центру, идущую вдоль всего луча. В центре звезды — круглый медальон с образом святого равноапостольного Николая на желтом фоне, выполненный в технике художественной финифти. В правой руке у святителя жезл с сулком, в левой — открытое Евангелие. Изображение святого поясное. По сторонам, над плечами, имеются изображения: слева — гора, справа — храм Николай-До. Вокруг медальона расположен пояс, покрытый красной эмалью. Внутри пояс разделен двумя знаками «•» на две части — верхнюю и нижнюю. В нижней части пояса имеется стилизованная надпись СВ. РАВН. НИКОЛАЙ АРХИЕП. ЯПОНСКИЙ (святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский). В верхней части пояса аналогичная надпись на японском языке. Пояс окаймлен рантом, покрытым белой эмалью. На обратной стороне Звезда ордена имеет номер, зарегистрированный в Комиссии по наградам. Материалы: серебро с позолотой, холодная эмаль. Размеры Звезды ордена: 80x80 мм. Крепление — булавка.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2452039...

«Человек вполне русский». Император Николай I в свете исторической правды 25 июня 29 1796 г. родился третий сын Императора Павла I, нареченный Николаем. Он был первым Русским Государем – Рюриковичем и Романовым, носившим имя святителя Мирликийского. В день его рождения Императрица Екатерина Великая писала о новом внуке своему постоянному заграничному корреспонденту Гримму: «Великая Княгиня родила большущего мальчика, которого назвали Николаем. Голос у него – бас, и кричит он удивительно; длиною он один аршин без двух вершков, а руки немного меньше моих. В жизнь свою в первый раз вижу такого рыцаря. Если он будет продолжать так, как начал, то братья окажутся карликами пред таким колоссом». Через несколько дней она сообщала ему же: «Рыцарь Николай уже три дня кушает кашку, потому что беспрестанно просит есть. Я полагаю, что никогда восьмидневный ребенок не пользовался таким угощением, это – неслыханное дело. У нянек просто опускаются руки от удивления. Он смотрит на всех во все глаза, голову держит прямо и поворачивает не хуже моего». 6 июля он был крещен в придворной церкви духовником Государыни Иоанном Памфиловым. По случаю его рождения Державин написал оду, в которой имелась пророческая строфа: «...Дитя равняется с Царями...» Фрейлина Нелидова позднее писала о нем Императору Павлу в Вязьму: «Вы напрасно захотели составить себе понятие о красоте Великого Князя Николая, я поражена ею». Император Павел особенно любил этого сына. Коцебу в воспоминаниях указывает, что когда княгиня Дашкова впала в немилость, то заступники ее придумали для ее помилования вложить прошение за пазуху младенца Николая. Император Павел, лаская ребенка, заметил эту бумажку. Он разрешил княгине переехать из пошехонской избы в ее прекрасное имение Троицкое. 20      мая 1799 г. епархиальным архиереям послан был указ Святейшего Синода: «По получении указа о благополучном выздоровлении от оспы Их Императорских Высочеств, благоверного Государя и Великого Князя Николая Павловича и благоверной Государыни Великой Княжны Анны Павловны, отправить Господу Богу благодарственное молебствие с целодневным звоном в городских церквах».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Как готовят мощи святителя Николая для принесения в Россию Левое ребро святого уже извлечено через отверстие для сбора мира 10 мая, 2017 Левое ребро святого уже извлечено через отверстие для сбора мира “Руки прочь от святого Николая!” — несколько лет назад жители Бари и доминиканцы, монахи, которые охраняют мощи святителя, никак не соглашались передать их в Россию для поклонения. Настоятель Патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца в г. Бари протоиерей Андрей Бойцов рассказывает, почему это все же произошло. В Бари подумали, что русские хотят забрать святыню — Отец Андрей, какой была ваша реакция, когда вы узнали о том, что мощи святителя Николая отправятся в Россию? — Конечно же, я с радостью воспринял это известие. Мы служим не для себя, не для эстетики церковных служб, мы служим Богу и церковному народу. На возрожденном Патриаршем подворье в Бари мы принимаем паломников из России, желающих молитвенно припасть к мощам Святителя. Понятно, что многие хотели бы приехать сюда, но в силу разных причин им это затруднительно. Ныне святой Николай сам приедет к ним. Думаю, что для Москвы и Санкт-Петербурга, где будут пребывать мощи святого, могут доехать все желающие россияне. По благословению священноначалия я служу в Италии уже 15 лет, мне известны предыдущие попытки привезти эту святыню в Россию, которые предпринимались, начиная с 90-х годов и не увенчались успехом. Сегодняшней договоренностью мы всецело обязаны Его Святейшеству патриарху Кириллу. Доминиканцы, монахи, которые сохраняют мощи и базилику святителя Николая, раньше на это не соглашались. Да и все барийцы очень ревностно относятся к мощам. Боятся ли они, что кто-то может поступить так же, как они сами много столетий назад – похитить мощи? Не знаю. Но мощи закрыты трехслойной мраморной плитой с небольшим отверстием, чтобы доставать источаемое от мощей святителя миро. Поднять плиту, вскрыть гробницу – сложная задача. Прежде в Бари не было практики отделения частиц от мощей. Хранители Базилики делятся миром от мощей святого, могут передать масло из лампады над мощами. В очень редких случаях могут подарить маленькую частичку ковчега — деревянного ящика, в котором мощи перевозили на корабле в 1087 году. С этого момента мощи святителя никогда не покидали Бари.

http://pravmir.ru/kak-gotovyat-moschi-sv...

  Проповеди Святитель Николай Протоиерей Александр Шаргунов   Христос воскресе! Сегодня пасхальный праздник святителя Николая в честь перенесения его святых и многоцелебных мощей, через которые уже столько веков совершаются бесчисленные чудеса, оттого что и телом своим после смерти он причастен Воскресению Христову. Поистине, как поем мы в Акафисте, у него — «неисчерпаемое чудес море». Снова и снова могли бы мы рассказывать о чудесной помощи святителя Николая, явленной как в древности, так и сейчас. Но Церковь призывает нас всех приобщиться прежде всего самому главному чуду, без которого все чудеса теряют смысл и не чудесны. Мы живем в мире жестокости, страданий и бед, и события каждого дня напоминают нам об этом. Но в самом сердце этих скорбей всегда прорастает жизнь в Боге. Почему каждый четверг в течение всего года Церковь совершает память святителя Николая вместе с апостолами? Почему святая апостольская Церковь возводит подвиг святителя Николая к самым своим истокам? Потому что святитель Николай, как и апостолы, проходил через все испытания, чтобы возвещать о Воскресении Христовом. Исповеданием веры и жизнью по вере. Делами того милосердия, которое открылось ему в воскресшем Христе. Святой Никола Милостивый видел все в свете Божественном, в свете любви. Приобщившись однажды этой любви, он, подобно апостолам, увещал всех хранить переданную от Господа веру, говоря: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие». Вот в чем смысл глубокого участия святителя Николая в наших бедах. Ему, его поистине равноапостольным свидетельством о том, для чего даются нам скорби, обязаны многие из нас своей верой. В сердце этого мира есть ни с чем не сравнимая любовь — любовь Самого Бога, Отца, Сына и Святого Духа. Здесь — в сокровенной глубине нашей жизни — она обновляет нас, преображает нас, дает нам возможность любить друг друга. Смотрим ли мы безнадежным взором, почти с тем же приговором, который всегда наготове у врага рода человеческого, на наших ближних или веруем в силу любви, способную изменить окаменевших в грехе людей на самой главной их глубине? Не для того только мы молимся святителю Николаю, чтобы получить самим избавление от наших все возрастающих бед, а сподобиться его предстательством благодатного утешения. Потому что бывают такие скорби, когда утешить может только Бог. И мы должны явить другим новую жизнь, которую дает нам любовь, имеющая крестную пасхальную силу.

http://moral.ru/propoved/12_st_Nicholas....

Время подумать ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ВРЕМЯ ПОДУМАТЬ Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 16-23 декабря. - Любимый русский святой. - Православная основа экономики. - Альтернативная история религий. - Очень личные размышления. - Мусульманские разногласия. - Что сказал министр? - Общее Отечество. - Города без Бога. - Христианство под запретом. - Новый год и Рождество. - Вызов замыслу Божию. На прошлой неделе, 19 декабря, Русская Православная Церковь отмечала праздник святителя и чудотворца Николая. " Он настолько популярен, что стал даже " действующим лицом " множества русских народных сказок. Его память Русская Православная Церковь чтит дважды в год " , - сообщает " РИА-Новости " . " Православные чествуют Николая Угодника " , сообщает сайт " Вести " . Святитель Николай " родился в городе Патаре в Малой Азии (ныне - территория Турции) и был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны. С детства он преуспевал в изучении Божественного Писания и молитве, став впоследствии священником, а затем и епископом города Миры Ликийские. Церковное предание сохранило свидетельства не только чудес, совершенных святым Николаем, но и его необычайного милосердия… Несмотря на великую кротость духа, Николай, согласно тексту его жития, был ревностным воином Церкви Христовой. Он обращал в прах языческие капища и сокрушал идолов. А на 1-м Вселенском Соборе в 325 году святитель в пылу обличения даже ударил по щеке еретика Ария, за что был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако затем святые отцы пришли к выводу, что дерзновение Николая было угодно Богу, и восстановили его в святительском сане. Святитель Николай скончался около 345-351 годов, в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей. В 1087 году в связи с угрозой нашествия мусульман мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и поныне " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor25.htm

Предисловие С самых первых шагов русская литература связана с литературой сербской. Именно в сербской редакции приходили на Русь первые списки богослужебных и богословских текстов, памятники византийской литературы. В период турецкого порабощения литературная традиция Сербии замерла. Но в ХХ веке неоскудевающая Благодать Церкви Христовой возродила ее в лице святителя Николая (Велимировича) – выдающегося писателя и богослова, епископа, ученого, почетного доктора нескольких европейских университетов. Как признают соотечественники владыки, со времен святителя Саввы – духовного родоначальника Сербии – не было в сербском народе столь вдохновенного и глубокого проповедника и духовного автора, как святитель Николай. Промысел Божий ставил святителя Николая в эпицентр катастроф ХХ века: он близко видел обе великие войны, пережил фашистский концлагерь, изгнание с Родины. Встречаясь с людьми, находящимися в «предельных» ситуациях, владыка узнал душу современного человека, его насущные потребности, насытить которые он постарался своим творчеством. В этой небольшой книге собраны слова святителя Николая о путях человеческих в Царство Божие, о том, какими ключами открываются двери в него, и о том, что эти двери запирает. Простота вкупе с изысканной поэтичностью языка делает произведения святителя настоящими литературными шедеврами, а высота богословской мысли, укорененной в опыте евангельской жизни, – утешением и вдохновением плавающих в волнах житейского моря учеников Христа. Издатели Освети сердце верой, укрепи надеждой, согрей любовью, освяти молитвой, омой слезами, напитай причастием и держи его высоко поднятым к небу, как горящую лампаду. Только так ты сможешь достойно перейти из земного мира в небесный, без угрызений совести и терзаний, что мучат грешников. Святитель Николай Сербский О жизни вечной Христианство Главное внутреннее духовное строительство духовным материалом – верой, надеждой, правдой, милостью, братолюбием, добротой, единством духа и цели и усердия в стяжании Царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Разделы портала «Азбука веры» Слово в день памяти святителя Николая Вот мы с вами и дождались праздника Святителя и Чудотворца Николая. Этот святой любим всем народом, любим не только православными христианами, но и католиками, и даже протестантами, как это ни странно. И мусульмане почитают Николая Угодника, и даже язычники. Мы знаем сотни примеров помощи Святителя и Чудотворца Николая. Но сегодня мне хочется сказать не о его чудесах, а о его удивительной любви к людям, ради которой он стяжал такое к себе уважение. Мы неоднократно слышали, как однажды Святитель Николай спас семью от нищеты и от поругания. Отец, не зная, что делать со своими тремя дочерьми, живя в крайней бедности, решил отдать их на поругание, лишь бы получить хоть какие-то деньги на пропитание. Провидев это, Святитель Николай, несмотря на то, что он был епископом Мир Ликийских (а епископ в те времена был фактически духовным главой города), одевается в рубище монашеское и тайно, ночью, чтобы его никто не узнал, пробирается к дому этого человека и подкидывает ему мешочек с золотом. Сначала ради того, чтобы спасти старшую дочь, затем через некоторое время, так как человек не вразумился, – среднюю, за затем – младшую. В конце концов, бедняк, желая узнать, кто его благодетель, устроил засаду, погнался за чернецом и когда догнал его, то пришел в ужас. Перед ним стоял величайший угодник Божий. Давайте внимательнее рассмотрим этот случай. Как же так? Отец отдает на срам дочерей ради того, чтобы выжить. Что-то здесь неправильно. Что-то здесь не так. Другие люди для того, чтобы сохранить честь своих детей или свою, шли на смерть. Некоторые девы, чтобы не быть поруганными, выбрасывались из окон. Это не считалось самоубийством в Церкви, а приравнивалось к мученичеству. А здесь все наоборот. Конечно, теперь, когда прошло более полутора тысяч лет, мы можем лишь предполагать, что перед нами, наверняка, порочный человек. Ради куска хлеба, ради временного, земного благополучия он готов предать на разврат самое дорогое, своих дочерей! Тем не менее, святитель Николай идет именно к этому порочному и падшему существу. И именно память об этом человеке тысячелетиями сохраняется в народе. Зачем помогать такому отцу? Достоин ли этот человек такой памяти? Но в этом то и величие Святителя Чудотворца Николая!

http://azbyka.ru/ne-sudite-da-ne-sudimy-...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирила з головою церковних зв " та екзархом Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського   13 серпня 2008 р. 16:26 Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Мы же все — грузины, осетины, русские — православные» [Ihmepb " ю] Москва, 13 августа. Управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Калужский и Боровский Климент ответил на вопросы обозревателя газеты «Известия» о войне на Кавказе. 12 серпня 2008 р. 12:00 Протоиерей Николай Чернышёв: «В Солженицыне был позитивный, жизнеутверждающий и светлый настрой христианина» [Ihmepb " ю] Сегодня — девятый день после кончины А.И. Солженицына. Своими воспоминаниями о писателе с порталом Патриархия.ru поделился протоиерей Николай Чернышёв, клирик храма в честь святителя Николая в Кленниках, на протяжении нескольких последних лет бывший духовником семьи Солженицыных. 18 липня 2008 р. 14:04 Ливанский синдром. Епископ Нифон (Сайкали) о судьбе Православия на Ближнем Востоке [Ihmepb " ю] Корреспондент «НГ-Религии» Андрей Мельников побеседовал с представителем Патриарха Великой Антиохии и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси епископом Нифоном (Сайкали). 7 липня 2008 р. 20:21 Протоиерей Николай Смирнов: «То, что я вырос при храме, и привело меня на путь служения Церкви» [Ihmepb " ю] Одному из старейших клириков Москвы протоиерею Николаю Смирнову, настоятелю храма мученика Иоанна Воина на Большой Якиманке сегодня исполняется 80 лет. Портал Патриархия.ru поздравляет батюшку с юбилеем и публикует интервью, которое он дал нашему корреспонденту в преддверии дня своего рождения. 19 червня 2008 р. 16:00 Священник Илья Лимбергер, клирик церкви святителя Николая в Штутгарте: «У молодежи зарубежья глубокий интерес к России» [Ihmepb " ю] Священник Илья Лимбергер, клирик церкви святителя Николая в Штутгарте, рассказывает об опыте работы с молодежью в Русской Православной Церкви заграницей.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

Святитель Афанасий, епископ Ковровский, исповедник 28 октября 2012 г. К 50-летию кончины святителя Афанасия (Сахарова) Ровно полвека назад, 28 октября 1962 года, преставился ко Господу святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник. Большой знаток богослужения и церковного Устава, святитель Афанасий прожил трудную жизнь, более тридцати лет в разное время проведя в заключении. Он родился 2 июля 1887 года. Когда Господь порадовал чету — Григория и Матрону Сахаровых — рождением сына, имя младенцу было выбрано несколько необычным образом. Отец написал на бумажных " жребиях " имена особенно чтимых им угодников Божиих (святителя Николая, преподобного Сергия и владимирского чудотворца благоверного князя Александра Невского), а потом поднес их младенцу, с тем чтобы он сам выбрал себе имя. Новорожденный ухватился пальчиками за жребий с именем преподобного Сергия. Позже на вопрос своей крестной: " Сережа, кем ты хочешь быть? Хочешь быть врачом? " (Она сама была врач) — он ответил: " Нет, мама крестная, я буду архиереем " . Девяти лет Сережа поступил в Шуйское духовное училище в 1896 году. Учение давалось нелегко: однажды мальчик даже оставался на второй год в 3-м классе. Но в 1902 году ему удалось успешно окончить учебу и поступить во Владимирскую духовную семинарию. Большое влияние на юного семинариста оказывал преосвященный Николай (Налимов), который с 1905 по 1914 год возглавлял Владимирскую епархию. Сережа прислуживал Владыке и однажды во время литургии, подавая архиерею умываться, со страхом заметил, что кувшин пуст. Он растерялся, но тут же получил возможность испытать на себе снисходительность Владыки. Преосвященный Николай, покрыв любовью его промах, " умылся " без воды, и заминка в службе была сглажена. Успешно окончив семинарию, Сергей Сахаров поступил в Московскую Духовную Академию, которая тогда цвела, возглавляемая преосвященным Феодором (Поздеевским), епископом Волоколамским: Алексей Лебедев, Василий Ключевский, Александр Голубцов, Евгений Голубинский, Митрофан Муретов, Николай Каптерев — вот неполный перечень профессоров будущего святителя.

http://e-vestnik.ru/analytics/afanasiy_s...

Святитель Нифонт, патриарх Константинопольский Святитель Нифонт жил в XV веке. Он родился на Пелопоннесе у богатых и добродетельных родителей. Его отец, Мануил, служил первым советником морейского деспота Фомы Палеолога (1430–1460). С самого раннего детства Нифонт отказывался от игр, чтобы изучать Священное Писание и богоносных отцов, так что к двенадцати годам в совершенстве знал весь чин богослужения. Острый ум мальчика вызывал восхищение у учителей, но его сердце стремилось лишь следовать примеру святых монахов, о которых он с жадностью читал в житиях. Однажды ему встретился монах по имени Иосиф, и, поговорив с иноком, Николай (таково было мирское имя святителя) последовал за ним, не попрощавшись даже с матерью и родными. Придя в Эпидавр, Николай услышал о почитаемом святом отшельнике Антонии и отправился к нему. Его восхитила жизнь подвижника и его наставления. Несмотря на предупреждения Антония о трудностях отшельнической жизни, он со слезами вымолил разрешение остаться жить под его руководством. Иосиф же пошел далее своим путем. Николай получил послушание каллиграфа и с жаром принялся за аскетические подвиги. Он безоговорочно слушался старца и старался во всем подражать его ангельской жизни, так что Антоний вскоре постриг его с именем Нифонт. После этого он удвоил подвиги. Никто не слышал от него смеха или праздных слов, и он всегда плакал, читая духовные книги. Спустя некоторое время Антоний почил в Господе, и Нифонт был вынужден искать другого духовного отца. Услышав, что мудрый и добродетельный афонский монах Захария поселился в городе Агре, он поспешил к нему и попросил рассказать о жизни на Святой Горе. Однако нестроения, возникшие в Церкви после заключения унии на Флорентийском соборе (1439), не позволяли монахам пребывать в безмолвии, как они того хотели. Святой Нифонт последовал за старцем в области Аскалон и Крогия в Албании, чтобы утвердить народ этих мест в православной вере. Деспот Георгий Кастриотис (1408–1468) стал духовным сыном Захарии, и оба монаха поселились в его дворце. Вскоре был взят Константинополь (1453), и это вызвало сильные волнения во всех христианских землях. Святые укрылись в горах, а когда волнения улеглись, отправились в Охрид и поселились в монастыре Богородицы.

http://pravoslavie.ru/55562.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010