Разделы портала «Азбука веры» ( 36  голосов:  3.6 из  5) Приложение Князь Николай Жевахов. Отвергнутый себя (Раб Божий Николай Николаевич Иваненко) Князь Николай Давыдович Жевахов Видный писатель и церковный деятель Николай Давыдович Жевахов (1874–1947) по отцовской линии происходил из грузинского княжеского рода, мать была из знатной черниговской фамилии Горленко, славной святителем Иоасафом, чудотворцем Белгородским. Юрист по образованию, Николай Давыдович долгие годы служил чиновником в Государственной канцелярии, одновременно глубоко интересуясь православной жизнью России. В августе 1916 года князя Жевахова назначили товарищем Обер-прокурора Святейшего Синода и на этом ответственном посту он оставался вплоть до начала Февральской революции. После ареста и допросов «следователей» над ним нависла угроза тюремного заточения. Лишь по милости Божией Николай Давыдович избежал узилища. Начались горестные скитания по стране. Одно время князь нашел себе приют на Монастырщине, под Киевом. Но и сюда докатился погром. В середине января 1920 года Жевахов вместе с беженцами отплыл на пароходе «Иртыш» в Константинополь. Но жить возле Святой Софии пришлось недолго, в феврале 1921 года он переехал в Сербию, где и обосновался. Сербский период жизни Николая Давыдовича отмечен значительным творческим взлетом — здесь он написал три тома своих воспоминаний. К сожалению, напечатаны из них только два («Воспоминания товарища Обер прокурора Святейшего Синода». Т. I. Мюнхен, 1923; Т. II. Новый Сад, 1928). В его книгах с убедительной прямотой отображена церковно-общественная жизнь России в период перед началом Первой мировой войны, во время войны, а также в пору революционного лихолетья, когда страна подверглась жертвенному уничтожению. Перед читателем предстал не просто свидетель трагических событий, а ревностный защитник веры Православной, инициативный государственник и бесстрашный разоблачитель врагов Отчизны. «Воспоминания» князя Жевахова — один из самых ярких документов эпохи. Вместе с тем его книги — подлинная сокровищница образов, включая Государя, Государыни, церковных Деятелей и духоносцев. Несколько незабываемых страниц автор посвятил Оптиной Пустыни, ее подвижникам, сострадавшим народному горю и молитвенно звавших Россию встать на пусть спасения.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.5 из  5) Оглавление Вместо предисловия Она лежала и плакала неслышно. Эти слезы были для нее — «радостными и светлыми». Ей «все вдруг осветилось, как в откровении». Ей открылось, что — все — живое, все — есть: «будто пропало время, не стало прошлого, а все — есть!» Для нее стало явным, что покойная мама — с нею, и Шура, мичман, утопленный в море, в Гельсингфорсе, единственный брат у ней, — жив, и — с нею; а все, что было в ее жизни, и все, что она помнила из книг, из прошлого, далекого, — «все родное наше», — есть, и — с нею; и Куликово Поле, откуда явился крест, — здесь, и — в ней! Не отсвет его в истории, а самая живая его сущность, живая явь. Она страшилась, что сейчас забудет это чудесное чувство, что это «дано на миг»… боялась шевельнуться, испугать мыслями…но «все становилось ярче… светилось, жило…» И. Шмелев. Куликово Поле От корени свята (Воспоминания Александры Ростилавовны Зубковской) Девичья фамилия моей матери Натальи Сергеевны — Толгская. Ее отец, протоиерей Сергей Васильевич Толгский, происходил из семьи священнослужителей. Добрую память о себе оставил его отец Василий Григорьевич Толгский, соборный протоиерей города Бронницы. У отца Василия было четверо сыновей: Сергий, Александр и Николай удостоились священнического сана; Василий, обладавший красивым голосом, стал регентом хора. Коренные москвичи хорошо знали и любили моего дядю — протоиерея Александра Толгского, который был долгое время настоятелем храма Илии Обыденного на Остоженке. При отце Александре был введен добрый обычай петь акафист перед иконой Божией Матери «Нечаянная Радость», великой московской святыней. Эту службу в старинном храме очень любил посещать покойный патриарх Пимен. Молебен этот и по сей день совершается каждую пятницу, утешая, радуя, умиряя скорбящие души: Пресвятая Богородица дает силы всем притекающим к ней понести личный крест и крест быть современником многих трагических событий нашего времени. Младшим сыном о. Василия Толгского был отец Николай, родившийся в 1886 году, мой дедушка, Сергий, о котором я расскажу далее, был его восприемником при Таинстве Крещения, тогда ему было 14 лет. Много даров получил от Господа о. Николай, главным из них был дар слова; близкие называли его Златоустом. О. Николай окончил Духовную Академию, был прекрасно образован. Служение свое начал в Крестовоздвиженской церкви в селе Алтуфьево, затем был настоятелем храма во имя прп. Сергия Радонежского на Сретенке, в Колокольниковом переулке, нес обязанности благочинного Сретенского Сорока. Его лично знал и ценил Святитель и исповедник Тихон, патриарх Московский. О. Николаю Господь уготовал мученический путь: он пережил ссылку и лагерь. Протоиерей Николай был расстрелян в 1937 году под Чимкентом, в местечке «Лисий Яр». Архиерейским Собором протоиерей Николай Толгский причислен к лику новомучеников Российских.

http://azbyka.ru/fiction/spasennyj-ot-be...

Разделы портала «Азбука веры» Тест: Свт. Николай Чудотворец Св. Николай Мирликийский, прозванный Чудотворцем, родился около 260 г. в ликийском городе Патара. В древних жизнеописаниях его обычно путали с Николаем Пинарским (Сионским) из-за схожих подробностей жизнеописаний святых: оба родом из Ликии, архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему многие века, что в истории церкви был только один свт. Николай Чудотворец. По национальности свт. Николай больше всего был близок к ассимилированным ликийцам – так называется народность, которая населяла юго-запад Малой Азии до I в., разговаривала на своем языке и имела собственную письменность. Ассимилированы ликийцы были частично греками, частично персами. Известно, дядя свт. Николая, епископ Николай Патарский, поставил его во чтеца, а затем возвел в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Начало священного служения свт. Николая относят к правлению римских императоров Диоклетиана и Максимиана. В 303 году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. В трудное для Церкви Христовой время гонения архипастырь Ликийской Церкви с неустрашимостью поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие. За это он подвергся преследованию и вместе со многими другими христианами был заключен в темницу. Здесь он провел немало времени, терпеливо перенося голод, жажду и тесноту, не допуская даже мысли об отречении от Иисуса Христа. В темничном заключении святитель не переставал заботиться о заключенных вместе с ним христианах. Благодаря его руководству многие из заключенных пребыли твердыми в Христовой вере до конца. Таковы сподвижники святого Николая и по церковному управлению, и по темничному заключению – Крискент, Диоскорид и Никокль, которые, по словам св. Андрея Критского , «воодушевлением и ревностью святителя Николая соплели себе мученический венец». Сам же святитель Христов, «мученик готовностью своей», был сохранен во время Диоклетианова гонения, потому что его жизнь еще нужна была для дальнейшего прославления имени Божия.

http://azbyka.ru/test/svjatitel-nikolaj-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Священномученик Николай (Голышев) 7 мин., 17.02.2020 Находясь в тюрьме, отец Николай 27 января 1937 года передал записку семье. «Христос посреди нас! — писал он.— Обвиняюсь в том, что я в церкви просил у верующих помощи и клеветал на советскую власть, говорил в церкви, чтобы не ходили в колхоз, чтобы сплотились за храм и не шли бы за советскую власть. Все обвинения я отрицал, кроме одного — что просил помощи. Но беда вся в том, что мне не верят, а верят моим предателям, а их много, как говорит следователь. Деньги мне больше не присылайте, а берегите себе, у вас нужды больше. А главное, будьте осторожны, потому что в тюрьме у нас сидят и женщины, и подростки, и старики. Храни вас Господь, мои дорогие, крепитесь и молитесь за меня, не поминайте меня лихом, потому что страдаем мы за свои грехи, а не за те обвинения, которые мне предъявляют. Простите меня Христа ради. Целую вас и молю Бога, чтобы Он сохранил вас. Не забывайте Бога, Божию Матерь и святителя Николая, под покровительство святителя Николая я вас отдаю». Священномученик Николай родился 3 мая 1882 года в деревне Губино Ашитковской волости Бронницкого уезда Московской губернии в семье крестьянина Власия Голышева. В 1893 году Николай окончил земскую школу в селе Ашиткове и с 1903 по 1914 год работал счетоводом на фабрике Бардыгина в городе Егорьевске и до 1917 года — помощником бухгалтера в Егорьевской городской управе, и затем до 1920 года — заведующим счетно-кассовым отделом в городской администрации Егорьевска. Николай Власьевич с родителями Это была последняя светская должность Николая Власьевича. В то самое время, когда христиане стали подвергаться беспощадным гонениям и многие священно- и церковнослужители находились в узах, а иные достигли уже и мученического венца, он выразил решительное желание послужить Богу и Церкви и 22 марта 1920 года был рукоположен во диакона к Успенскому собору города Егорьевска. Государственный переворот 1917 года, на знамени которого было написано не только ниспровержение государственного строя в России, но и борьба с Богом и Его служителями, принес с собой гонения, по жестокости равные гонениям в первые века христианства, а по изощренности и превосходящие их.

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-nikol...

Скачать epub pdf (Основные идеи и принципы миссионерской деятельности святителя Николая Японского ) Уникальность личности святителя Николая (Касаткина ; 1836–1912) в том, что он один смог основать в далекой от родины стране, среди носителей иного языка и культуры отдельную Поместную Церковь 1 , основать там, где за принятие христианства по закону полагалась смертная казнь. Представим, как миссионер появляется среди абсолютно чужих и не расположенных к нему людей, где откровенно не любят Россию, а веру христиан воспринимают как самое страшное зловерие. По словам самого святителя Николая, «тогдашние японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство как на злодейскую церковь , к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи» 2 . Одной жалобы на чужака, проповедующего «Бога неведомого» ( Деян. 17:23 ), было достаточно, чтобы пресечь здесь зарождаемое Православие. И вот проходит несколько десятилетий, и мы встречаем свидетельство посетившего Японию протоиерея Иоанна Восторгова : «Не было человека в Японии после императора, который пользовался бы в стране такою известностью, как глава Русской духовной миссии. В столице Японии не нужно было спрашивать, где Русская православная миссия, довольно было сказать одно слово «Николай»… И православный храм назывался именем «Николай«… даже само Православие называлось именем «Николай». Путешествуя по стране в одежде русского священника, мы всегда и всюду встречали ласковые взоры, и в словах привета и разговора по поводу нас мы улавливали слухом среди непонятных слов и выражений незнакомого языка одно знакомое и дорогое: «Николай»» 3 . Вот еще одно свидетельство: «Нам неоднократно приходилось быть свидетелями, как язычники, совершенно незнакомые владыке, с шумным восторгом приветствовали его на улице, и их мощное «банзай Николай» частенько раздавалось в японских кварталах. А дети, милые японские дети, постоянно окружали его кольцом и, как бабочки на огонь, вихрем неслись навстречу суровому на вид, но с добрым, ласковым сердцем святителю… Должно заметить, что беспрерывный тяжелый апостольский подвиг, праведная жизнь, особая прозорливость, чему мы сами были неоднократно свидетелями, давно уже между верующими православной Японии составили убеждение, что святитель Николай особенно близок и угоден Господу, что Он его прославил небесною славою. Даже язычники, и те помещали в газетах его портреты с сиянием и нимбом и часто называли его «сей да кео» (более точно: «сэй да кёо». – В.Д.), то есть «святой архиепископ " » 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Святитель Христов Николай Чудотворец родился в 280 г. по Рождестве Христовом в Ликийском городе Патаре, в Малой Азии, от благородных, богатых и благочестивых родителей – Феофана и Нины. Уже с младенчества благодать Божия являла на нем свои дивные знамения, с возрастом он обнаружил в себе наклонность к воздержанию и уединённой жизни. Воспитанный с детства своими благочестивыми родителями в страхе Божьем, он, несмотря на своё образование и богатство, удалялся от мирских удовольствий, и больше всего любил проводить время в храме Божьем. Наконец, совершенно удалился от мира и уединился в пустыню, приняв в одном из монастырей иноческий чин. По кончине своих родителей он роздал нищим своё богатое наследство и, горя пламенной любовью к Богу, предпринял путешествие в Палестину на поклонение святым местам; возвратившись из этого путешествия и стремясь к строжайшему уединению, он поселился в одной обители и здесь поспешно проходил все духовные степени: сперва был чтецом, потом диаконом, а скоро затем возведён был, за своё благочестие, в сан пресвитера. Проходя все эти степени, он раньше всех являлся в храм Божий, и позже всех оставлял его, а иногда целые ночи проводил в молитве перед закрытыми дверьми храма: и на святительство своё взят был по откровению свыше от дверей церковных, перед которыми молился в глубокую полночь, задолго ещё до начала богослужения. Именно, когда, после смерти архиепископа Мир ликийского Иоанна, пастыри церкви недоумевали, кому быть епископом, по откровению свыше указано было, что епископом будет тот, кто первый придёт в церковь , и таким оказался Св. Николай, найденный молящимся в полночь перед затворёнными вратами церковными. Возведённый в сан епископа, Святитель Николай, в этом высоком сане своём, был великим светильником Церкви Христовой, а для паствы своей – зерцалом добрых дел, был правилом веры, образцом кротости, смирения и незлобия. Одежды его были просты до последней степени, пища – самая скудная, постническая, да и ту он всегда вкушал только однажды в день – вечером; целый день он занимался делами своего звания, терпеливо выслушивал просьбы и нужды всех, приходивших к нему. Во время гонения на церковь Христову, воздвигнутого языческим императором Диоклетианом, Святитель Николай был заключён в темницу, и только в царствование Императора Константина Великого был освобождён из темницы и возвращён к своей пастве. В 325 году Святитель Мирликийский Николай присутствовал на первом вселенском соборе в числе 318 отцов и здесь явил особенную свою ревность в деле защиты православия против лжеучения Ария, ревность, оправданную самим Богом. По свидетельству Св. Предания, сама Богоматерь возложила на Святителя омофор, снятый с него собором за действие его пламенной ревности, против нечестивого еретика Ария.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Шестой день. Поучение 1-ое. Святитель и чудотворец Николай. (Уроки из его жизни: он является образцом исполнителя обязанностей христианина в отношении к Богу, ближним и самому себе). I. Святитель Николай чудотворец осуществил в своей жизни все главнейшие обязанности к Богу, ближним и самому себе, научая и нас исполнять эти обязанности по мере наших сил и при помощя данной каждому благодати Божией. II. а) В отношении к Богу он был глубоко верующим христианином и считается церковию образцом веры. Касательно веры люди подвергаются, большею частию, двум недостаткам. Одни , будучи надменны своим умом, предаются излишним умствованиям, и чрез то впадают в ереси и расколы, отделяющие их от всеобщего союза верующих; другие , почитая чистоту веры совершенством – или недоступным, или маловажным, совсем не заботятся о том, так ли они веруют, как должно . Заблуждения различныя, но равно предосудительные для истинного христианина! Ибо для чего святая вера низошла с небес и вселилась между человеками? Озарить разум светом боговедения, воспламенить сердце любовию к добродетели, укротить страсти, уничтожить или облегчить бедствия человечества: вот цель ея! и что пользы от суетных мудрований о вере? Они излишни, ибо предмет превышает разум; вредны, ибо ведут к разномыслию и вражде. С другой стороны, нерадеть о чистоте веры значит пренебрегать самой верой. Мы стараемся сохранять неизменными многия предания человеческия; есть люди, которые всю жизнь посвящают на то, дабы знать, что и когда случилось: как же нам быть равнодушными к чистоте той веры, от коей зависит наше вечное спасение? Совершенство нашей любви к Богу требует, чтоб мы в простоте сердца пользовались светом божественного откровения: но это же самое совершенство обязывает нас сохранять этот свет от смешения с тьмою заблуждений. Св. Николай в том и другом отношении преподает нам, братие, превосходное правило веры; ибо его вера была и проста и вместе чиста и ревностна. О, если бы все исповедующие имя Христово неуклонно следовали сему правилу! Если бы все мнимые ревнители православия приобрели ту простоту веры, коею одушевлен был святый Николай! Тогда церковь не была бы терзаема собственными ее чадами; пагубное искусство состязания осталось бы долею земной мудрости; святая вера являлась бы в собственном своем виде и давно исполнилось бы моление церкви о соединении всех христиан узами единоверия и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, Святителя Николая Чудотворца и всех святых, помилуй мя, грешнаго», – почти автоматически прошептывал Николай Иванович, а сам занимался двумя делами: писал памятки, или, как их называли старухи, «пометки», о здравии и об упокоении, – первое, и второе: думал, как жить дальше. Они с Верой были в самом прямом смысле изгнаны из квартиры, приютились в общежитии, но и тут приходили от коменданта, велели забирать вещи и уходить. Конечно, тут гадать нечего – Шлемкин со свету гонит, Шлемкин, уполномоченный по делам религий при облисполкоме, он человек слова: сказал в шестьдесят втором году, когда рушили церковь Федоровской Божьей Матери и когда Николая Ивановича за руки, за ноги милиционеры оттащили от бульдозера и бросили внутрь милицейской машины, сказал ему тогда Шлемкин: «Я тебя со свету сживу», – и сживает. Сживает вот уж четверть века. Стал совсем плешивый, скоро на пенсию, а все сживает. Ему за то, что сживает Николая Ивановича, государство зарплату выделило, надо оправдывать. А разобраться, даже и не государство, а сам Николай Иванович гонения на себя оплачивает: он плотник редкостный и работник безотказный. Только, оказывается, и такими работниками не дорожат: уволили. Уволили по статье за прогул. Прогул засчитали оттого, что в начале июня, как обычно, Николай Иванович ходил в село Великорецкое на день обретения иконы Святителя Николая Чудотворца. В другие годы давали три дня в счет отпуска или без содержания, в этот раз не дали. Знал Шлемкин, что все равно пойдет Николай Иванович в Великорецкое, знал. На то и рассчитывал. Начальник базы очень переживал, лишаясь такого работника, но поделать ничего не смог – приказали уволить. Приказали очистить ведомственную жилплощадь – две крохотные комнатки, в которых было по кроватке, да кухоньку с маленьким столом и табуретками. Самодельные, конечно, и кровати, и стол, и табуретки. Всей мебели – на тележку скласть. Главное их богатство – иконы. И в ее светелке, и в его передней. «Два монастыря у нас, матушка», – говаривал Николай Иванович. В общежитии, куда пустили из милости, оттого, что Вера там была уборщицей, для икон даже места не нашлось. Теперь вот гнали и из общежития. А Веру рассчитали, сославшись на пенсионный возраст и на какую-то статью, сказали даже номер статьи, как будто Вера в этом что понимала. Разрешили пожить две недели. Надо было что-то решать.

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/02/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Николай Дроздов: Через созерцание природы к познанию Бога 03.12.2013 578 Время на чтение 9 минут Он один из самых популярных телеведущих страны. Его любят взрослые и дети, ждут в любом уголке нашей необъятной Родины! Он желанный гость на самых разных мероприятиях: от научных конференций и форумов до праздничных концертов и благотворительных фестивалей. В начале июня известный телеведущий Николай Дроздов посетил Ульяновск! В рамках Поволжской экологической недели и состоялась наша встреча. Николай Николаевич именно такой, каким мы привыкли видеть его по телевизору, - жизнерадостный, добрый, открытый, со знакомой с детства интонацией в голосе. - В 2012 году, в день памяти святителя Филарета Московского, Патриарх Кирилл вручил Вам орден Святителя Макария Московского II степени. Святейший отметил, что в своих делах и поступках Вы стремитесь руководствоваться Православной верой, ее высокими духовно-нравственными идеалами, и выразил особую признательность за благотворительность и помощь детям. Такие слова из уст самого Патриарха дорогого стоят... - Эта награда очень важна для меня, она сподвигнет на дальнейшие труды во славу Божию. И, конечно, принять орден и услышать такие слова от Патриарха - это большая честь. У нас было несколько встреч с Патриархом Кириллом, мы встречались, когда он еще был митрополитом Смоленским и Калининградским. Мы общались и с Патриархом Алексием II. Это люди высочайшей духовности, общение с которыми одухотворяет... Я снял фильм-репортаж «Как праздновать Пасху», где есть мое интервью с митрополитом Кириллом, ныне Патриархом Московским и всея Руси. И еще есть замечательная книга «Путем Христовым». В ней приводятся воспоминания о Святейшем Патриархе Алексии II 77-ми известных в России и мире людей - деятелей науки, культуры, общественных деятелей, руководителей государств. Там есть наши фото со Святейшим, мои воспоминания о нем. Советую всем посмотреть наш фильм и прочесть эту книгу. - Николай Николаевич, в Вас гармонично соединились ученый и преподаватель, путешественник и телеведущий. В то же время Вы верующий человек. Насколько, на Ваш взгляд, совместимы вера и наука?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Нектарий, святитель, архиепископ Сибирский и Тобольский (Теляшин или Телятин Николай Павлович) († 1667; память 10/23 июня в Соборе Сибирских святых и в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых) Родился в 1586 или 1587 году в Осташковской патриаршей слободе в семье крестьянина. Родители будущего святителя отличались благочестием и уже в преклонных годах приняли монашеский постриг. В духе любви ко Господу они воспитывали и детей. Брат Николая Лев до пострижения был священником Осташковской Воскресенской церкви (1624 год), а затем протопопом соборной церкви города Ржева (ок. 1638 года). Николай Теляшин уже с 12 лет был отдан на воспитание в Нило-Столобенскую пустынь на попечение основателя пустыни и ее настоятеля иеромонаха Германа († 1614; память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых). В первые два года Николай был обучен и чтению, и письму, и церковному пению, и порядку церковного богослужения, и послушанию. и началам нравственности и подвижничества. Воспитатель его был очень строг к своему молодому воспитаннику. «Иногда, – вспоминал впоследствии Нектарий, – что ему (Герману) в руках прилучалось, тем и жаловал он меня, своего сиротку и нищего птенца». Но уже будучи архиепископом в Тобольске, он с благодарностью вспоминал об этих строгостях: «Пастырь мой плоть мою сокрушал, а душу мою спасал. Того ради и тело мое начальник бил, чтобы душа моя темная светла была и бела, а не черна». После двухлетней подготовки Николай был пострижен в монашество с именем Нектария. Это было в 1601 году. Первые годы жизни Нектария в монастыре были очень тяжелые. Он перенес там все лишения голодного Смутного времени. В 1639 году в письме к одному московскому боярину, уже будучи в то время архиепископом Тобольским, Нектарий припоминает эти тяжелые дни: «Как мне забыть труды, и раны, и глад, и жажду, и наготу, и босоту? И до смерти мне надобно помнить, какова милость Божия надо мной грешным была в пустыни и что мы кушали: вместо хлеба траву папороть и кислицу, ухлевник и дягиль, и дубовые желуди, и дятловину, и с древес сосновых кору отымали и сушили и, с рыбою смешав, вместе истолокши, а гладом не уморил нас Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010