Византийская традиция исихазма. Духовное наследие святого Николая Кавасилы Скачать epub pdf Праведный Николай Кавасила Хамает – святой XIV века, православный богословов, аскет в миру, ученый-энциклопедист, философ-мистик (в православном понимании этого слова), один из святых отцов, ясно выразивший в своих произведениях православное учение, построенное на идее исихазма. Святой Николай был знаком с известнейшим святым XIV века систематизатором исихастского учения – святителем Григорием Паламой , с которым они вместе в течение года пробыли на святой горе Афон. Примечательно, что Николай Кавасила был в числе трех кандидатов на патриарший престол в 1353 году. Перу Николая Кавасилы принадлежат различные богословские сочинения, агиографические, философские, политические трактаты. Но наиболее известен святой Николай как выразитель церковного учения о Таинствах. Богослов отразил в своих трудах, посвященных православному учению о Таинствах Церкви, опыт богословия предшествующих отцов. Все эти факты свидетельствуют о глубоком укоренении святого Николая в святоотеческой богословской традиции, о деятельном прохождении им христианского пути, о его твердости в исповедании православной веры. Однако, несмотря на указанную важность письменного наследия святого Николая, в России оно малоизвестно. Протоиерей Иоанн Мейендорф в книгах «Введение в святоотеческое богословие» и «Византийское богословие» уделяет внимание личности и богословию святого Николая, проводит патрологический обзор его жизни и учения. В аннотированной библиографии исихазма известных современных исследователей А.Г.Дунаева и С.С.Хоружего насчитывается сорок одно исследование на иностранных языках по учению Николая Кавасилы . Указанный список включает как исследования его конкретных книг, посвященных церковным Таинствам, так и общие исследования творчества святого. К сожалению, эти исследования практически недоступны для отечественного читателя – как в силу языкового барьера (эти сочинения не переведены на русский язык), так и в силу их физической недоступности в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

«Иерей-сан»: приключения японского священника в российской глубинке О новом фильме студии «Ортодокс» 11 ноября, 2015 О новом фильме студии «Ортодокс» Японский священник в попытке скрыться от мафии попадает в маленькое российское село Глубокое, раздираемое внутренними конфликтами. Эта земля уже продана бывшим чиновником Андреем Нелюбиным (Иван Охлобыстин) крупному инвестору, и теперь персонаж Ивана Охлобыстина не гнушается ничем, чтобы вынудить жителей покинуть родные земли. Отец Николай объединяет сельчан вокруг полуразрушенной церкви. Восстанавливая храм, они восстановили мир между собой и приняли вызов. Началась уже совсем другая война… О том, что в сюжете художественный вымысел, а что — реальность, рассказывает продюсер фильма «Иерей-сан» Любовь Калинская. XIX век. 1861 год. Иеромонах Николай (Касаткин) едет из России в Японию, чтобы принести в Страну восходящего солнца знание о Солнце Правды. И эта страна, обладающая тонким чувством красоты, много прежних веков ищущая глубину мудрости в религиях и философиях соседних народов, приняла Христа, открыла Ему свои тайны и традиции. Святитель Николай Японский, деликатно соблюдая все сложные внутренние законы нации, сеял семя веры в, казалось бы, совершенно каменную почву. Пройдя череду испытаний двадцатого столетия, «Нихон Харисутосу Сэйкёкай» — Православная Церковь Японии, к которой себя причисляют более 36 тысяч японцев, и по сей день прославляет Восток востоков… XXI век. Наши дни. Японский священник по имени Такуро Накамура, в крещении — Николай, спасаясь от преследований якудза, едет из Японии в Россию восстанавливать храм в нищей глубинке. Но в России ему пришлось столкнуться не только с тонкостями российской ментальности, но и с местными якудза… Но это уже сюжет из фильма «Иерей-сан», воплощения сценарной идеи Романа Владыкина и Ивана Охлобыстина, между прочим, сыгравшего в ленте самого злого типа, главного антагониста медитативно-прекрасного японского священника. А образ главного героя создал на экране настоящий японец и голливудская звезда Кэри-Хироюки Тагава.

http://pravmir.ru/yaponskij-svjashennik-...

Иеромонах Пафнутий (Фокин): «Путешествие к будущему веку» 24.01.2023 15:44:56 25 лет назад, 2 октября 1998 года, отошел ко Господу архимандрит Георгий (Тертышников). Он был не только опытным пастырем, талантливым проповедником и публицистом, но и выдающимся церковным историком и ученым-богословом. Плодом научной деятельности доцента Московской духовной академии архимандрита Георгия стали более двухсот публикаций. Им были подготовлены материалы к канонизации Радонежских святых: родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, старца Варнавы Гефсиманского... 1 Но особое место в его богословских трудах отведено святителю Феофану Затворнику, имя которого архимандрит Георгий открыл всему миру. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 1, 2023 , PDF-bepcuя ). Выбор пути Архимандрит Георгий (в миру Николай Иванович Тертышников) родился 22 июня 1941 года, в день Всех святых, в земле Российской просиявших, в первый день Великой Отечественной войны. По окончании школы в 1959 году поступил в Ставропольское медицинское училище на фельдшерское отделение и окончил его с отличием. В качестве медика прошел срочную службу в рядах Советской армии в военном госпитале в ГДР, а затем поступил на вечернее отделение Оренбургского медицинского института и одновременно начал работать в медицинском пункте железнодорожного техникума. Но, видимо, карьера врача не вполне отвечала запросам его души. Через год Николай оставил институт и поступил в Московскую духовную семинарию (МДС). Именно здесь начинается тот путь, который был уготован архимандриту Георгию, — ученому, пастырю, наставнику и проповеднику. В семинарии Николай сблизился с преподавателем Московской духовной академии (МДА) и заместителем заведующего Церковно-­археологическим кабинетом игуменом Марком (Лозинским; †1973), который изучал творческое наследие святителя Игнатия (Брянчанинова). В начале 1969 года игумен Марк прочитал в академии доклад на тему «Великий учитель Русской Церкви (к 75-летию со дня кончины Феофана Затворника)». Под влиянием своего наставника Николай углубился в исследование творений Вышенского затворника и под руководством игумена Марка подготовил и опубликовал первые труды о святителе: «Памяти епископа Феофана. Библиографический очерк» и «Значение подвига в жизни христианина (по творениям еп. Феофана Затворника)».

http://radonezh.ru/2023/01/24/ieromonah-...

Икона святителя Николая Сербского С кем только ни сравнивали святителя Николая: и со Златоустом, и с пророком Исаией, и с Иоанном Предтечей, и со святителем Саввой Сербским. На кого бы он ни был более похож, на Балканах в ХХ веке и вправду не было более масштабной личности, чем владыка Николай (Велемирович). Когда в начале Первой мировой войны сербское правительство послало его в Европу с миссией рассказать о сербском народе, развеять представление о Сербии как о злобной виновнице войны, иеромонах Николай прибыл в Лондон, никого не зная там, и начал свою проповедь с того, что играл на свирели в Гайд-парке, привлекая диковинной игрой и незнакомым инструментом жителей Лондона и рассказывая о Сербии. А уже через несколько лет о нём говорили как о третьей армии, которая воюет за Сербию, его выступления собирали полные залы, и даже англиканские храмы стремились пригласить его для проповеди. Его дружбой гордились общественные деятели и писатели, Рабиндранат Тагор позднее даже ездил в гости к нему в Охрид. Но не одни почести достались святителю. На его долю выпала и сложная борьба против навязываемого Сербской Церкви конкордата с Ватиканом, аресты, слежки, концлагерь Дахау. Но как апостол Павел умел жить в скудости и изобилии и быть довольным, так и владыка Николай умел жить в чести и в бесчестии, ровно перенося всё, что случалось с ним. При атеистическом режиме Тито владыку в родной Сербии клеймили предателем, масоном, сотрудником оккупантов. Но верующие чтили его память, читали ввезённые контрабандой изданные за рубежом его книги, преподобный Иустин (Попович) ежегодно служил панихиду по нему. Литературное наследие владыки огромно, и именно оно лучше всего свидетельствует о своём авторе, а ещё больше о Боге, Который и был центром жизни для владыки. То место, в котором мы сейчас живём, было некогда дном морским. Там, где сегодня мы воздвигаем храмы, театры и дома, когда-то водяная толща покрывала вековые отложения песка и грязи с илом и травой; там, в полнейшей темноте могла существовать только растительность, приспособившаяся к жизни в холоде под огромным давлением воды. Ни звука, ни луча света, ни проблеска мысли на протяжении сотен — кто знает, может, тысяч — лет!

http://pravoslavie.ru/36771.html

Куприянов Николай Львович, протоиерей, Куприянова Елена Лазаревна Будущий протоиерей Николай Львович Куприянов родился 1 декабря 1893 г. в г. Белграде, ныне Одесской области, в семье диакона. Окончил Измаильское духовное училище. Поступил в Кишиневскую духовную семинарию. После начала Первой мировой войны добровольно вступил в ряды русской армии. По возвращении с фронта служил псаломщиком в храме с. Яловены в Молдавии. В 1920 г. был рукоположен во иерея к храму в с. Ганска (тогда в составе Польши (?); позднее – в Молдавии). В 1942 г. награжден саном протоиерея и правом ношения палицы и креста с украшениями. Арестован и отправлен в лагерь, где находился со святителем Афанасием. Е. Л. Куприянова с дочерью и внуками, как члены семьи врага народа, были сосланы в Тюменскую обл. Елена Лазаревна работала в больнице. В марте 1955 г. Николай Львович освободился. Был назначен настоятелем Свято-Николаевского храма г. Ишим, где познакомился с людьми, которые помнили и почитали святителя Афанасия, проживавшего в их городе в 1943 г. В 1958 г. Николай Львович с женой переехали в Кишинев. В 1959 г. он служил вторым священником в кладбищенской церкви Кишинева. В 1968 г. был назначен вторым священником Всехсвятского храме в Кишиневе. Скончался 22 августа 1974 года. Похоронен на городском кладбище в Кишиневе 750 . 1. (от Е. Л. Куприяновой и других лиц) 30 октября 1954 г. 30 октября 1954 г. Многоуважаемый наш Богомолец Афанасий Григорьевич! Получив Ваше письмо, спешу сообщить, что живем Вашими молитвами!! Дочь Люся работает заведующей Чебунтанской больницы в 30 кил[ометрах] от р[айо]на Увата. Я лично не работаю, подала заявление о пенсии, пока получаю 150 руб[лей] в месяц, как инвалид II группы, после той серьезной операции в гор[оде] Тобольске, о которой Вы знаете из моих писем к Коле. Чувствую себя неважно, поджидаю своего дорогого друга жизни, а потом и умереть, ведь мне 60 лет, самой страшно за такую цифру, но чувствую, что моя помощь еще нужна, и креплюсь и помогаю семье, как могу.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Л.А. Ильюнина Первые годы подвижничества среди Псковского озера С первых дней служения на острове старец Николай стал благоукрашать свой храм: провел основательный ремонт, обновил убранство храма и алтаря, украсил его новыми иконами. Особым подвигом старца было озеленение острова. Во время Великой Отечественной войны вся растительность на острове была уничтожена, – ни кустика, ни дерева нельзя было увидеть на всю округу. Старец Николай издалека – из Киева, из Вильнюса, Почаева, Пюхтиц собирал растения, корни и рассаду кустов, деревьев и цветов и сажал на острове. На острове не было водопровода – для поливки нужно было таскать в день по 100 – 200 ведер воды из озера. От берега озера до кладбища, где батюшка посадил особенно много деревьев, расстояние немаленькое. А ведь у него после лагеря были больные ноги, и уже тогда ходил с палочкой. Зато когда его труды стали приносить плоды, и все вокруг зазеленело, сколько было радости! Как писал старец в одном из писем своем духовной дочери пюхтицкой игумении Варваре: «Не будет лишним сказать и о некоторых цветочках, как о примулах, сенполии и кампануле, до сих пор обильно цветущих на окнах в хате. Все это меня радует и за все слезно благодарю милосердие Божие. На кладбище теперь у меня лес, и домик утонул в зелени. Со своего сада насушил компоту и наварил варенья». Надо сказать, что батюшка особенно почитал западный удел Божией Матери – Свято-Успенский Пюхтицкий женский монастырь на эстонской земле. Пока он был в силе, ездил в монастырь ежегодно, по его совету и благословению устраивалась и внешняя (стройка, хозяйство) и внутренняя жизнь обители. Не забывал батюшка и свое первое монашеское пристанище – Свято-Духов монастырь в Вильнюсе. Туда он так же старался приезжать нередко. Много трудился отец Николай для возвращения былого благолепия храма на острове. Подновлял киоты на иконах, ризы, полностью провел ремонт с обновлением кровли, привел в порядок могилки. Есть в храме святителя Николая почитаемый чудотворный образ Божией Матери «Благодатное небо», имеющий второе название «Смоленская» и празднуемый в день Смоленской иконы Божией Матери 28 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

М.Н. Боголюбов Япония и Россия в дневниках святого Николая Японского Л. Н. Логачева Историческое и сопоставительное изучение взглядов японцев и русских друг на друга является сложной, деликатной и вместе с тем чрезвычайно важной задачей как для японских, так и для русских историков. Соседство Японии и России делает неизбежным прямые контакты японцев и русских, а характер этих контактов не может не определяться характером японских и русских историко-культурных стереотипов, касающихся японско-русских отношений. Как при создании, так и при изменении историко-культурных стереотипов, касающихся взаимоотношений японского и русского народов, особое значение имело мнение тех, кто играл активную роль в установлении и развитии этих взаимоотношений. Большую роль в установлении и развитии японско-русских взаимоотношений сыграли Российская Духовная Миссия в Токио и ее основатель, святой Николай Японский . Поэтому многочисленные замечания и мысли святого Николая о японцах в сравнении с русскими и о Японии в сравнении с Россией, разбросанные по его «Дневникам», заслуживают самого тщательного анализа. Завершение работы по расшифровке «Дневников» святого Николая, уже долгое время проводившейся по благословению Его Святейшества Алексия Второго, Патриарха Московского и Всея Руси, Северо-Западной Библейской Комиссией (в последние несколько лет – совместно с Библейским институтом Санкт-Петербургского университета), позволяет теперь приступить к предварительному выделению наиболее важного из всех таких замечаний и мыслей святого Николая. Необходимо сразу же отметить, что особенно много и часто Японию и Россию, японцев и русских сравнивал святой Николай во время русско-японской войны 1904–1905 гг. Кстати, именно в эти годы святой Николай, с болью душевной получавший все новые и новые известия о поражениях русских в боях с японцами, не раз имел возможность убедиться в вежливости японцев и их стремлении не оскорбить иностранцев ненужной бестактностью. «Мучительно то, – писал святой Николай, – что горишь внутренним, закрытым пламенем. Не с кем поделиться мыслями, не с кем разделить горе; один среди японцев, а их вожделения и интересы – диаметрально противоположные. И еще хорошо, что все вокруг меня так деликатны; о войне – никто ни слова, о японских победах – тем меньше, а лица – такие сиротные, как будто в душе нет радости и торжества, которые так же естественны при их постоянных победах, как моя печаль – при наших постоянных поражениях». 93

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Посечение дерева в Плакоме. Роспись ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония. 1317/18 гг. Посечение дерева в Плакоме. Роспись ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония. 1317/18 гг. († 564), свт. (местночтимый Ликийский), еп. Пинарский, игум. Сионский. Все сведения о жизни Н. известны из его Жития (BHG, N 1347), написанного вскоре после кончины святителя учеником и, вероятно, спутником Н. с юности ( Anrich. 1917. Bd. 2. S. 3-30, 209-221). Н. род. в благочестивой семье в дер. Фарроа, близ сел. Трагаласс в Юж. Ликии (ныне Мускар, Турция). Отца звали Епифаний, мать - Нонна; его дядя Николай был архимандритом близлежащего Акалиссейского мон-ря во имя св. Иоанна Предтечи. Сразу после рождения Н. простоял в купели на ногах 2 часа. В 7 лет его отдали учиться грамоте, которую он с Божией помощью быстро освоил. С детства у мальчика был дар исцеления: однажды по дороге в школу он встретил хромую женщину Нонну и исцелил крестным знамением. Видя благочестивое рвение мальчика, дядя Николай попросил митр. Мир Николая заложить для него мон-рь в честь Св. Сиона близ его родной деревни и, получив разрешение, призвал пресв. Конона строить обитель. Он отвел мальчика к митрополиту, чтобы тот поставил его в чтецы, и дал Н. Служебник для изучения. Когда Н. исполнилось 17 лет, его рукоположили во пресвитера, после чего мон-рь Св. Сиона был освящен. Н. получил в качестве помощников диаконов, братьев Ермея и Артему, впосл. Артема стал пресвитером и помощником игумена. Н. отправился паломником в Палестину, поклонился святыням в Иерусалиме, дошел до Иордана. Вернувшись в Ликию, он начал строить храм в мон-ре. Н. совершал множество чудес и исцелений, чаще всего посредством молитвы и помазания елеем из лампады. Однажды к нему пришли жители Плакомы с просьбой срубить священное дерево, в к-ром поселился нечистый дух, вредивший людям. Н. изгнал беса за пределы Ликии, срубил дерево, распилив его на куски, и приказал отнести их в монастырь.

http://pravenc.ru/text/2565642.html

Октября 23 (5 ноября) Священномученик Николай (Агафоников) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Николай родился 1 сентября 1876 в селе Лекма Слободского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Владимира Агафоникова и был назван в честь Николая Чудотворца. «По смерти последнего сынка, младенца Иоанна, – писал впоследствии отец Николай в своих воспоминаниях, – моя дорогая мамаша дала обещание святителю Николаю Чудотворцу (Великорецкому), что если по молитвам его перед Господом у нее будет сын, то она посвящает его ему, называя его именем, когда бы он ни родился, и при первом удобном случае отправляется на место явления его святой иконы на Великую реку и там служит благодарственный молебен… Жизнь текла мирно, спокойно, хотя и бедно, но жизнерадостно и часто, часто озарялась… идиллиями незабвенных певческих сумерек, этих первых наших дорогих музыкально-певческих дошкольных материнских уроков. Таким образом, мы росли в церковной и музыкально-певческой атмосфере с самого раннего возраста, чем постепенно облагораживались наши сердца, смягчались наши души, которые могли загрубеть под влиянием бедной жизни, грубой деревенской среды и нелегких вообще условий нашей жизни. Лет пяти с половиной-шести я, сначала с матерью, стал вставать на клирос и пел с нею, обычно в унисон, своим звонким дискантом, но с течением времени я уже один, самостоятельно, настолько привык к церковному пению, что отлично подпевал на все гласы все церковные песнопения, кроме разве ирмосов, причем, конечно, не знал еще смысла и перевода по-русски многих молитв… Годов семи уже… я читал часы, а затем шестопсалмие, отлично знал пономарское дело, и можно было действительно про меня сказать известной скороговоркой: «нашего пономаря не перепономаривать стать», и все это церковное дело для меня с ранних лет было стихией. Бывало, раным-рано поднимался я в праздники вместе с родителями часов в 5–6 утра, чтобы вовремя успеть к началу утрени и подготовить кадило и все прочее, чтобы с первым же ударом колокола все было готово – и у отца на клиросе, и у меня в пономарской. К восьми годам я настолько изощрился в чтении, пении и пономарстве церковном, что был настоящим церковником и предметом внимания и удивления молящихся».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

От составителя Архиепископ Николай Японский (1836–1912) (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) широко известен во всем мире как глава Русской Православной Миссии в Японии, он отдал более 50 лет своей жизни делу просвещения японцев православной верой. В 1970 г. он был прославлен в лике святого равноапостольного Русской и Японской Православными Церквями. Будучи человеком необыкновенных дарований и неукротимой энергии, святитель Николай сумел не только организовать проповедь Православия в Японии, но и стал первым русским японоведом. Между тем, если миссионерские заслуги святителя Николая известны довольно широкому кругу людей в России, Японии и многих других странах, то его труды как автора первых серьезных отечественных работ по истории и культуре Японии до сих пор остаются малодоступными для широкого читателя. Эти работы публиковались в журналах и газетах второй половины XIX – начала XX веков и давно уже стали библиографической редкостью. Научные труды архиепископа Николая представляют большой интерес не только потому, что они написаны человеком высокого образования и пространных знаний в истории, литературе и богословии, но и потому, что и сегодня, пожалуй, найдется немного работ, столь добросовестно и талантливо повествующих об истории, культуре и национальном характере японского народа. Ученое наследие святителя Николая довольно обширно. В настоящее издание мы решили включить три его основополагающие исторические работы: «Япония с точки зрения христианской миссии»; «Сёогуны и микадо. Исторический очерк по японским источникам» и «Япония и Россия». Все три работы, видимо, написаны святителем Николаем во время его двух кратковременных пребываний в России в 1869–1871 гг. и в 1879–1880 гг. Первые две опубликованы соответственно в 9, 11 и 12 номерах «Русского Вестника» за 1869 г. В этих трудах автор подводит итог длительного восьмилетнего изучения Японии. Третья статья опубликована в ноябрьском номере журнала «Древняя и Новая Россия» за 1879 г. Известно, что в 1879–1880 гг. архимандрит Николай приезжал в Россию для принятия епископского сана и сбора средств на постройку токийского собора Воскресения Христова (известен в Японии под названием «Никорай-до» – храм Николая) стр. 39].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010