После Митрополита Иоасафа во главе Церкви был поставлен святитель Макарий. Первого архиерея после своей интронизации он поставил на Новгородскую кафедру, где до этого он был архиепископом. Им стал архиепископ Феодосий, причем среди кандидатов на древнейшую архиерейскую кафедру был и Чудовский настоятель 816 . В 1578 году Царь Иоанн Грозный в послании, направленном в Кирилло-Белозерский монастырь, писал: «...у Чюда Быша, среди царьствующаго града, пред нашима очима, нам и вам видима. Быша архимарити: Иона, Исак Собака и при всех сих яко един от убогих бысть монастырей» 817 . Этим, можно сказать, завершаются сведения, относящиеся к его чудовскому периоду, длившемуся около 28 лет. Спустя некоторое время «Чюдовский архимарит Иона бысть епископ граду Сужьдалю» 818 , – говорится в Книге степенной царского родословия. В 1544 году 21 февраля «поставлен бысть владыка Макарием Митрополитом всея Русии в Суждаль Иона Собина архимандрит Чюдовскый» 819 . Это был четвертый иерарх, поставленный святителем Макарием 820 . Через несколько дней, 24 февраля, был «поставлен Макарием Митрополитом епископ на Крутицу Сава архимарит Симановьский» 821 . Несомненно, в его хиротонии участвовал Суздальский владыка Иона. Пожалуй, более всего мы знаем о деятельности Суздальского иерарха в 1547 году. Владыка Иона был очевидцем последних канонизаций святых до святителя Макария и участником первого Макарьевского Собора 1547 года. На нем в лике русских святых был прославлен преподобный Макарий Калязинский 822 , в освидетельствовании мощей которого он ранее участвовал. Вскоре после этого в том же составе опять собрался Собор, причисливший к лику святых преподобных Ферапонта Можайского (†1426; пам. 27 мая) и Мартиниана Белозерского (†1483; пам. 12 янв.) 823 . Двумя неделями ранее данного Собора впервые в русской истории Митрополит Макарий венчал царским венцом Иоанна Грозного. Члены Собора 1547 года, несомненно, участвовали и в царском венчании и среди них Суздальский епископ Иона. «В декабре того же года ручался в верности к царю по князе Иване Ивановиче Пронском» 824 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Великий князь так твердо веровал словам святителя, что в духовной своей грамоте, назначая города и уделы сыновьям своим и супруге, определил и какую дань должны давать удельные князья старшему их брату, великому князю, для удовлетворения орды, доколе еще шататься будут цари ордынские, и что по времени не должно будет платить этой дани великому князю, когда потребит Господь орду от лица русских князей. Покончив дела свои, святитель Иона при отъезде напутствован был от великого князя таким наказом: «скажи своим духовным детям, чтобы они, признав свою вину, исправились, в земли и воды мои не вступалися, имя мое держали честно, по старине, если хотят от меня покровительства и милости». Затем оба князя с великою честью отпустили архиепископа Иону, провожая его вместе с боярами. С восторгом встретили и Новгородские граждане своего владыку, почитая в нем истинного своего отца, заступника и великого миротворца. Глубоко чтил высокие добродетели архиепископа Ионы и хиротонисавший его митрополит Иона. Вскоре же после отъезда его из Москвы, блаженный митрополит Иона тяжко заболел. Желая еще раз насладиться духовною беседою архиепископа Ионы и имея мысль назначить его преемником себе, митрополит посылает в Новгород гонца с грамотой, в которой, уведомляя о своей болезни, от которой уже не надеется оправиться, просил его поспешить к нему, пока еще живому, дабы обоим получить друг от друга братское утешение. В конце же своей грамоты митрополит просил Иону: «да приимет участие в избрании преемника, и сам, своими честными руками, предаст его гробу». Прочитав святительскую грамоту, много плакал архиепископ Иона и сказал: «великия благодати лишается ныне Москва, такожде с нею и вся Российская земля, таковую доброту скрывающе под землею». Однако старец не решился опять идти в Москву и написал ответную грамоту, в которой уведомлял, что и сам он удручен старостию, что приближается конец и его жизни, и что особенно он чувствует тяжкую боль в ногах, препятствующую ему идти в дальний путь, но при этом утешал его несомненною надеждою насладиться взаимным лицезрением, по отшествии из бренного тела, когда и ему придется предстать пред Судию живых и мертвых 703 . Касательно же избрания достойного ему преемника на Российскую митрополию святитель Иона присовокупил: «его же Дух святый изберет и благословит, того и аз готов буду прияти» 704 . Блаженный митрополит Иона преставился 31 марта 1461 года и за святость своей жизни причтен церковью к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Иона Красейской, старец, 230. Иона Скобельцын, Троицкий старец, 203. Иона, Вязьмитин, старец Чудова монастыря, 327. Иона Зуй, иеродиакон, 39. Иона, Нижегородец, Троицкий иеродиакон, 6. Иосиф, патриарх Московский, 317. Иосиф, архим. Новоспасскаго монастыря, 298, 320, 333, 336. Иосиф Ерофеев, чернец, 302. Иосиф, Троицкий книгохранитель, 313. К Казанцова, Ксения Ермолаевна, 273. Казанцов, Феодор Петрович, 273. Калинник, епископ Мусконисийский, 178. Калинник, Троицкий казначей, 8, 35, 229, 345. Карл XII, король Шведский, 6. Киприан, митрополит Всероссийский, 27, 171. Киприан, Троицкий казначей, потом келарь, 26, 301. Киприан, инок, 324. Кирьяков, Иоасаф, Троицкий книгохранитель, 299, 329, 335. Клементьевский, Тимофей, старец, 306. Кондратий Игнатьев, Ярославский кормовой иконописец, 11. Коровин, Стефан Яковлев, стольник, 197. Красейской, Иона, старец, 230. Крунеников, Анисим, гостиной сотни, 246. Крутецкий, Антип, священноинок Богоявленскаго монастыря, 312. Кувшинов, Матфей Борисов, диак, 332. Кувека, Аника Григорьев, иконописец, 84. Куракина, княгиня Ксения (в схиме Капитолина), 44. Куракин, князь Иван Васильевич, 44. Курцов, Серапион, архиепископ Новгородский, 171. Л Лачинов, Нестер Исаевич, 66. Лговский, Зосима, Троицкий соборный старец, 26. Леонид, строитель Богоявленского монастыря, 330. Леонтий Дернов, Троицкий казначей, потом келарь, 223, 267, 301, 344. Логгин Воеводин, соборный старец, 5, 187. Лопухин, Авраам Никитич (в схиме Александр), думной дворянин, 146. Лосевский Ефрем, старец, 331. Лука Иванов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Лукин, Игнатий Аникеев, подьячий, 173. Лукиан Емельянов, крестьянин, 307. Лыткин, Иван Артемьев, серебряных дел мастер, 21. Львова, княгиня Феодора, 266. Львов, князь Василий Петрович, окольничий, 266. М Макарий, митрополит Московский, 247. Малов, Андрей Петров, серебряных дел мастер. 49. Марина, игуменья Владимирского Успенского монастыря, 298. Мария Владимировна (в монашестве Марфа), королева, 15, 143, 201. Мария Ильинична, царица, 72, 345.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

б)  Нужно ли верить снам? Должно верить только таким благодатным снам, во время которых бывает явление какого-нибудь угодника Божия, или ангела, или Божественного лица, но и то нужно верить с крайней осторожностью: многих бо прельстиша сония. Так, некоторые праведники, удостоившись видеть благодатные видения, почти никогда не верили им с одного раза, а когда повторялся тот же самый сон два-три раза сряду, тогда только принимали их с сердечною верой. Сны же обыденные, которые снятся нам почти каждую ночь, как порождение нашей грехолюбивой плоти, следствия нашей невоздержности, как пустые мечтания, не заслуживают никакой веры. Человека, верящего таким пустым снам, древний мудрец израильский уподобляет гоняющемуся за собственною тенью и ветром. III. Для христианина и без снов есть кому верить и на кого надеяться. Господь Бог, Отец наш небесный, непрестанно промышляет о нас, печется о нас, как о Своих детях, – и вся наша жизнь, и все случаи, все обстоятельства, даже мельчайшие, зависят от воли Божией. Для спасения человека, для руководства по трудному пути в Царствие Божие Он установил Церковь Свою на земле с пастырями и учителями, которые должны руководить своих чад во всех недоуменных случаях, так как они имеют руководством для себя непогрешимое слово Божие и учение Церкви. Вот к кому христиане должны обращаться во всех затруднительных случаях жизни, а не устроять свою жизнь по снам, которые могут быть и ошибочны. (Составлено по Четьи Минеям и «Страннику», 1873 г., июнь). Поучение 2-е. Св. Иона, архиепископ Новгородский (О пути ко спасению) I. Cb. Иона, архиепископ Новгородский, память коего совершается ныне, в мире – Иоанн, родился в Новгороде, в четырнадцатом столетии, и, оставшись с детства сиротою, был отдан в научение одному диакону. Он больше любил читать свящ. Писание, чем играть с товарищами детства. Однажды мимо толпы мальчиков, в числе которых был Иоанн, проходил юродивый, Михаил клопский. Мальчики дергали его за одежду и бросали в него грязью, но Иоанн не принимал в этом участия. Тогда юродивый взял его на руки и сказал: «учись прилежно, Иоанн. Ты будешь архиепископом Новгорода». Предсказание сбылось. Достигнув совершенного возраста, Иоанн решился вступить на путь спасения, по которому неуклонно шел во всю свою жизнь; скоро он постригся, под именем Ионы, в Отенском монастыре, в 40 верстах от Новгорода и, по смерти игумена Харитона, был избран в настоятели. А когда скончался новгородский архиепископ Евфимий, то Иона, прославленный благочестием, был избран в преемники ему. Сделавшись владыкою Новгорода, Иона ревностно служил благу Церкви, давал всем равный и правый суд, защищал слабых и помогал бедным. Св. Иона 30 лет правил новгородскою паствой и оставил по себе добрую память. Иона скончался в глубокой старости, в 1470 году, и погребен в Отенской обители, в церкви св. Иоанна Предтечи. Впоследствии его тело прославлено нетлением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«Православная Церковь в Америке — Сестра-Церковь и Дщерь-Церковь Русской Православной Церкви, — сказал в ответном слове Блаженнейший Митрополит Иона. — Наша церковная жизнь и миссия в Северной Америке строится на том основании, которое дано нам Русской Православной Церковью, начиная с валаамских монахов, которые прибыли на Аляску в 1794 году. Также мы вспоминаем с любовью святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, святителя Иннокентия, митрополита Московского, и всех тех, кто был из России, служили в Америке и дали нам фундамент церковного бытия». «Мы являемся Церковью миссионерской, Церковью, в которой множество людей пришло к Православию в сознательном возрасте. Это и есть наследие и дар нам Русской Православной Церкви, ведь она в XVIII–XIX веках служила в Америке как миссионерская Церковь», — подчеркнул Митрополит Иона. На память о своем посещении Русской Православной Церкви Предстоятель Православной Церкви в Америке преподнес Святейшему Патриарху Кириллу икону с частицей мощей святого праведного Алексия (Товта). Вечером того же дня делегация посетила один из концертов Московского пасхального фестиваля в Московской консерватории. 27 апреля Блаженнейший Митрополит Иона посетил Троице-Сергиеву лавру и Московскую духовную академию. У Святых врат обители Предстоятеля Православной Церкви в Америке приветствовал наместник Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Зайдя в Троицкий и Успенский соборы обители, Митрополит Иона затем направился в Покровский академический храм, где его встретил ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений. Делегация Православной Церкви в Америке осмотрела Церковно-археологический кабинет академии. В Малом актовом зале состоялась передача Московской духовной академии 100 экземпляров учебной Библии на английском языке. Днем состоялась встреча делегации с послом США в России Джоном Байерли. Вечером 27 апреля, в канун Радоницы, Блаженнейший Митрополит Иона посетил Новоспасский монастырь, где был встречен наместником обители архиепископом Орехово-Зуевским Алексием. Члены делегации Православной Церкви в Америке посетили храм-усыпальницу во имя преподобного Романа Сладкопевца, Спасо-Преображенский собор и Покровский храм, в котором присутствовали за вечерним богослужением.

http://e-vestnik.ru/church/blazhennejshi...

В книге нет ни слова о том, что Иона считал для себя возможным убедить ниневитян обратиться к истинному Богу уже потому, что они якобы почитали Его среди многочисленных своих ложных языческих богов. Именно так, только гораздо позже, проповедовал афинянам святой апостол Павел ( Деян. 17 ). Не упоминается также в тексте о том, насколько искренним было намерение жителей Ниневии покаяться и обратиться к вере в Яхве. В гл. 3 просто говорится о том, что царь Ниневии «оделся во вретище и сел на пепле», повелев своему народу поститься и молить Бога о прощении. Таким образом, автор книги не считает, что ниневитяне сподобились «сугубой благодати», т. е. привилегии непосредственного познания истинного Бога, откровения о Котором содержатся в Писании. Личность Ионы и авторство книги В тексте Ветхого Завета, кроме самой книги пророка, Иона упоминается всего однажды в 4Цар. 14:25 , где говорится, что Иона, сын Амафиин, предсказал царю Иеровоаму победу, благодаря которой Израиль вновь завладел частью сирийской территории, традиционно принадлежавшей «земле обетованной». Иона был родом из Галилеи, как и Мессия. Он родился в Гатхефере, в уделе колена Завулонова, всего в трех милях к северо–востоку от Назарета. Неудивительно, что Христос, выросший в Назарете, символически назвал Свое трехдневное пребывание во гробе «знамением Ионы пророка» ( Мф. 12:38–41 ; Лк. 11:29–32 ), избрав для сравнения историю Своего знаменитого соотечественника, и, обличая упорство фарисеев, говорил: «Ниневиняне восстанут на суд с родом сим». Имя «Иона» по–еврейски значит «голубь», но не стоит искать в этом символику. Такое имя было вполне традиционным для израильтян. Например, отца апостола Петра также звали Ионой ( Мф. 16:17 ). Кроме имени отца и названия города, о пророке Ионе и его семье практически ничего не известно. Для пророческих книг характерно такое краткое упоминание о происхождении автора или героя книги. Подобно многим древним пророкам, Иона несомненно обладал поэтическим даром. Даже находясь во чреве кита или огромной рыбы (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Эта Обитель, упраздненная в 1764 году, была с тех пор приходской церковью, но отец игумен Иона возобновил ее, воздвиг новую церковь , обнес оградой и собрал братию. В этой обители почивают под спудом мощи преподобного Александра Куштского: она находится в 8 верстах от Спасо-Каменного монастыря, при впадении реки Кушты в Кубенское озеро. В трех верстах от обители, напротив села Ила, существует древняя часовня, построенная, как думают, на том месте, где некогда была усадьба и терема князей Заозерских. Переведенный в Сямский монастырь, находящийся также близ Кубенского озера и в 60 верстах от Вологды, отец Иона восстановил и обновил его. Дотоле он находился в заведывании экономов архиерейского дома, которые довели его до совершенного упадка. Отец Иона обеспечил монастырь и на будущее время, приведши в известность его средства и лишив таким образом возможности во зло употреблять оные. Отсюда отца Иону перевели в Сосновецкий Глушицкий монастырь, которому он оказал еще большую услугу, чем предыдущим обителям: она была доведена до крайности; но Иона в короткое время обновил его, и также восстановил когда-то приписной к оной Глушицкий Покровский Старый, превращенный в приходскую церковь . Этот монастырь был основан преподобным Дионисием Глушицким на берегу реки, именуемой Глушицей. В прежнее время он был обширен и так многолюден, что именовался даже Лаврой, но впоследствии, при нашествии Литвы, он дважды горел и пришел в совершенное запустение, так что от прежнего его величия оставалась только одна древняя двухэтажная церковь , под которой почивают под спудом мощи преподобных игуменов: Макария, Тарасия и Феодосия. В этой обители после преподобного Дионисия игуменствовал преподобный Амфилохий; здесь жительствовал преподобный Григорий Пельшемский и принял иночество преподобный Стефан Комельский. Тщанием и старанием отца Ионы воздвигнут новый прекрасный каменный храм, построены кельи, уже не существовавшие, монастырь обнесен оградой и собрано братство. За все таковые услуги и был сделан отец Иона архимандритом, благочинным и награжден орденскими знаками.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Дело о поставлении Ионы замедлилось вследствие усобиц, начавшихся у кн. Василия с двоюродными братьями. Только в 1448 году святитель Иона собором русских епископов поставлен был в сан митрополита. В Грецию была написана грамота, в которой объяснялось, что русская церковь не разрывает союза с греческой, что поставление митрополита совершено теперь в России по великой нужде от турок, по неудобству сношений, да и потому, что в России неизвестно даже, есть ли патриарх в Царьграде. В 1453 г. Царьград взят был турками. Иона утешил патр. Геннадия посылкой даров и просил благословения. Вероятно, в это время русской церкви дано было право поставлять митрополита независимо от греческой церкви; русская митрополия сделалась самостоятельной и поставлена была первой после иерусалимского патриархата. Во время своего святительства Иона ревностно трудился на благо церкви и много содействовал соединению русского государства и охранению его от врагов. Управляя церковными делами, Иона помогал вел. кн. Василию Темному в борьбе с мятежными удельными князьями, особенно с Димитрием Шемякой. В окружной грамоте он обличал клятвопреступление Шемяки, убеждал всех быть верными вел. князю, а некоторым угрожал проклятием. Когда вел. кн. воевал с татарами, Иона увещал удельных князей и народ общими силами бороться с врагом. «Кому случиться умереть на той брани, – писал он им, – те, подобно древним мученикам, примут от Христа венец за подвиг мучения». Сам святитель показывал пример твердости духа и неустрашимость. Во время одного нашествия на Москву татар, когда страшный пожар опустошал столицу и вражеские стрелы летели в Кремль, он на стенах его спокойно совершал крестный ход. Опасность же была так велика, что один инок, стоявший подле святителя, пал от стрелы врагов. Во дни митроп. Ионы совершилось разделение русской митрополии на две: северо-восточную и юго-западную (1459 г.). Бывали и прежде по временам особые митрополиты для юго–западных епархий, но все же сознание единства преобладало. И святитель Иона был единым митрополитом всей Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Священномученик Иона (Санков). День памяти — 4 июля Священномученик Иона (Санков). День памяти — 4 июля       Семья Санковых хранила традицию, по которой один из детей посвящал свою жизнь служению Богу, становясь за всех родных сугубым молитвенником, и когда Иван сообщил отцу о своем желании уйти на Афон и стать монахом, тот с радостью его благословил. Священномученик Иона, в миру Санков Иван Андреевич, родился 20 июля 1873 года в селе Солчино Алпатьевской волости Зарайского уезда Рязанской губернии (ныне Луховицкий район Московской области) в благочестивой купеческой семье. Его отец, Андрей Никитич Санков, поступив приказчиком в лавку московского торговца, вскоре сам стал оптовиком-хлеботорговцем. 2 июня 1883 года в Москве состоялось освящение Пантелеимоновской часовни, на котором от прихода храма Ржевской-Оковецкой иконы Божией Матери, что на Пречистенке, присутствовал купец-хлеботорговец Андрей Никитич Санков с десятилетним сыном Иваном. В 1884 году жена Андрея Никитича тяжело заболела и по совету врачей уехала с детьми — Иваном, Анной и Натальей — на родину в Солчино, где семья имела дом с небольшим участком земли. Здесь Иван окончил два класса церковно-приходской школы, но после внезапной смерти матери он вернулся в Москву к отцу, а сестры остались с бабушками. В Москве Иван завершил свое образование и стал заниматься вместе с отцом торговлей. Андрей Никитич с сыном были частыми гостями у настоятеля подворья афонского Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонаха Аристоклия. Эти встречи производили на юношу большое впечатление, так что, в конце концов, в душе его явилось сильное желание посвятить себя монашеской жизни. В семье Санковых существовала традиция, по которой один из детей посвящал свою жизнь служению Богу, становясь за всех родных сугубым молитвенником, и когда Иван сообщил отцу о своем желании уйти на Афон и стать монахом, тот с радостью его благословил. В 1893 году (по другим данным в 1897) Иван Санков отправился на Святую Гору, где поступил послушником в русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Здесь, по его словам, завершилось его духовное образование. 17 апреля 1899 года послушник Иоанн был пострижен в рясофор с именем Иона, а 12 марта 1902 года в мантию с тем же именем. 5 июня 1905 года монах Иона был рукоположен в иеродиакона, а 14 сентября 1913 года в иеромонаха.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=260...

Его разбудили и спрашивали, чем он прогневал своего Бога; Иона признался, что он точно согрешил, ибо не послушался повеления Божия, и просил корабельщиков, чтобы в наказание бросили его в море. Корабельщики сначала не соглашались. Но лишь бросили Иону в море, буря тотчас же утихла, а его, по повелению Божию, проглотил огромный кит. (Полагают, что это был не кит, а акула; вдревле почти всех больших рыб называли китами). Иона во чрев кита не умер, а, пробыв три дня, молился Богу, выражая надежду, что Господь спасет его, и Бог услышал его молитву: повелел рыбе выкинуть Иону на берег, а ему непременно идти в Ниневию. Пророк исполнил повеление Божие и говорил ниневитянам, что если они не покаются, то Бог истребит их город. Ниневитяне послушались проповеди Иониной, начали молиться и наложили трехдневный пост на всех, даже на детей. Бог принял покаяние и простил ниневитян, а Иона между тем сидел на горе, дожидался разрушения города и сетовал, что Бог не истребляет его. Так как ему было очень жарко от солнца, и он жаловался на это Богу; то Бог повелел вырасти около него тыкве, которая закрывала его от солнца своими широкими листьями. Через день Бог напустил на растение червя, который подточил его, и оно засохло. Иона очень жалел о тыкве: он снова начал страдать от жару и стал просить себе смерти. Тогда явился ему Бог и сказал: «Вот ты жалеешь о тыкве, которую не садил, не поливал; как же Мне не пожалеть такого огромного города, в котором множество невинных младенцев и скота?» После сего Иона возвратился домой. Прор. Иона трехдневным пребыванием во чрев китовом изображал трехдневную смерть и затем воскресение Христово. Св. праведный Петр жил в Константинополе в VI веке. Он был главным сборщиком податей и по скупости не любил творить милостыню. Раз один из нищих побился об заклад со своими товарищами, что он выпросит у Петра милостыню. И вот, когда он ехал, везя хлебы, нищий стал неотвязчиво просить у него милостыни. Тогда Петр рассердился и, не имея под руками камня, бросил в нищего хлебом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010