II. Митрополит Иона III Сысоевич и его постройки в Кремле Ростова Великого Верстах в 10 от Ростова, за озером Неро, в Воржской волости, есть небольшая деревенька, называемая Ангелово. Вблизи этой деревни в старину была густая роща, у опушки которой находилась усадьба князей Луговских. В конце XVI века на месте усадьбы был уже погост, в котором жил поп Сысой, и у этого попа около 1607 года родился сын, впоследствии митрополит Иона Сысоевич. О первых годах жизни Ионы не сохранилось никаких известий, и мы знаем его прямо уже иноком Угличской Воскресенской обители. Затем Иона был архимандритом Ростовского Белогостицкого монастыря, а позднее настоятелем Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. 15 августа 1652 года патриархом Никоном Иона был посвящен в сан митрополита и назначен в Ростов; при самом вступлении в управление епархиею он написал окружное послание к ростовскому духовенству. Иона Сысоевич вступил на кафедру во время того великого движения в русской церковной жизни, которое составляет отличительную черту царствования Алексея Михайловича и которое особенно стало заметно с возведением на патриарший престол новгородского митрополита Никона. Отречение Никона от кафедры, самовольный уход его в Ново – Иерусалимский Воскресенский монастырь и вмешательство оттуда в дела управления, и в то же время начатый уже пересмотр церковных книг, все это создало в среде правящего духовенства положение в высшей степени тревожное и неопределённое, которое и послужило причиной созыва многократных соборов. На всех соборах мы видим присутствующим и Ростовского митрополита Иону Сысоевича, без которого не было ни одного собрания как при Никоне, так и после Никона; без Ионы не предпринималось ни одного более пли менее выдающегося дела того времени. В первый же год своего поставления на кафедру, а именно через 4 ½ месяца, – 30 декабря 1652 года Иона выехал из Ростова в Переяславский Данилов монастырь, где свидетельствовал св. мощи преподобного Даниила Переяславского. Любопытен документ по поводу открытия этих мощей, сохраняющийся в Переяславском Даниловом монастыре: «И мы, богомольцы твои», – пишет Иона к патриарху Никону , – «мощи преподобного чудотворца Даниила в 18 день с молебным пением осмотрели подлинно; и мощи, государь, преподобного чудотворца игумена Даниила лежат вкупе, и одежда, государь, на нём иноческая; обвит мантиею и сплетен плетцами, а на главе куколь, и та, государь, одежда обветшала, и была, государь, буря велика по три дня, и как мы чудотворцевы мощи в седьмом часу нощи обрели и милостию Божиею и его чудотворными молитвами Бог дал тишину» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

В 1897 году, когда юноше исполнилось восемнадцать лет, он отправился на Афон и поступил послушником в Пантелеимонов монастырь. Здесь в славной и древней обители и завершилось, по его словам, его духовное образование. Здесь 17 апреля 1899 года он был пострижен в рясофор с именем Иона, а 12 марта 1902 года в мантию. 5 июня 1905 года он был рукоположен в иеродиакона, а 14 сентября 1913 года в иеромонаха. Послушание отец Иона проходил в канцелярии, а с 1914 года на подворье в Константинополе. 1 марта 1914 года иеромонах Иона был командирован на подворье Пантелеимонова монастыря в Константинополе, где он прослужил до начала войны Турции с Россией. В июле 1914 года, когда все русские подданные были высланы из Константинополя, отец Иона выехал оттуда поездом вместе со служащими русского консульства. Все время своего пребывания в Константинополе он писал письма игумену отцу Мисаилу, поддерживая с ним духовную связь 331 . По прибытии в Россию он был определен на подворье Пантелеимонова монастыря в Одессе и прослужил здесь до подворья при безбожной власти в 1923 году. Лишившись храма, отец Иона перешел в Благовещенскую церковь Одессы, где прослужил до 1927 года, когда власти закрыли и эту церковь . Тогда отец Иона стал служить в храме Всех святых на кладбище, но и эта церковь в 1930 году была закрыта. В том же году отец Иона получил с родины письмо, в котором его знакомые сообщали, что у них в селе Алпатьево, находящемся в нескольких километрах от села Солчино, скончался священник и они приглашают его служить в этом храме. Отец Иона тут же отправился на родину и был направлен священноначалием в храм села Алпатьево, где и прослужил до своего ареста. В конце 1937 года в связи с массовыми репрессиями против Русской Православной Церкви сотрудники НКВД допросили председателя сельсовета и председателя колхоза в Алпатьево, а также дежурных свидетелей относительно деятельности отца Ионы. Те показали, что в 1937 году был поставлен вопрос о закрытии храма и передаче под школу. По этому поводу было созвано собрание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Июня 21 (4 июля) Преподобномученик Иона (Санков) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Преподобномученик Иона (в миру Иван Андреевич Санков) родился 20 июля 1873 года в селе Солчино Луховицкого уезда Рязанской губернии 59 в благочестивой купеческой семье. Отец его, Андрей Никитович Санков, занимался хлебной торговлей в Москве, и вся семья в это время жила вместе с ним. В 1884 году, когда Ивану исполнилось одиннадцать лет, тяжело заболела его мать и по совету врачей она уехала на родину в село Солчино, где у семьи был дом и небольшой земельный участок, и взяла его с собой. Живя в Солчино, Иван окончил два класса, но тут скончалась мать, и он возвратился в Москву к отцу. Здесь он закончил свое образование и стал заниматься вместе с отцом торговлей, но сердце благочестивого юноши не было расположено ни к занятию торговлей, ни к семейной жизни. В их семье было традицией, чтобы кто-то из детей посвящал свою жизнь служению Богу, становясь молитвенником за всех родных, – и Иван пожелал уйти на Афон и принять монашество. Отец с радостью дал на это свое согласие и родительское благословение. В 1893 году, когда юноше исполнилось двадцать лет, он отправился на Афон и поступил послушником в Пантелеимонов монастырь. Здесь в славной и древней обители и завершилось, по его словам, его духовное образование, здесь через некоторое время он был пострижен в мантию с именем Иона, а затем рукоположен в сан иеромонаха. 1 марта 1914 года иеромонах Иона был командирован на подворье Пантелеимонова монастыря в Константинополь, где он прослужил до начала войны Турции с Россией в июле 1914 года, когда все русские подданные были из Константинополя высланы. Отец Иона выехал из Константинополя поездом вместе со служащими русского консульства. По прибытии в Россию он был определен служить на подворье Пантелеимонова монастыря в Одессе и прослужил здесь до закрытия подворья при безбожной власти в 1923 году. Лишившись храма, отец Иона перешел служить в Благовещенскую церковь в Одессе, где прослужил до 1927 года, когда власти церковь закрыли. Отец Иона стал служить в храме Всех Святых на кладбище, но в 1930 году и эта церковь была закрыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Эта книга не состоит, как другие, из речей и предсказаний, а представляет собой просто рассказ. Особенность книги безграничное всемогущество Божие, заключенное в выражениях: «и повелел Господь» (2,1) киту; «и произрастил Господь» (4,6) растения; «и устроил Бог так» (4,7) червь; «навел Бог знойный восточный ветер» (4,8). Содержание I. Непокорность и спасение Ионы (1,1 2,11) А. Господь дает поручение Ионе; Иона отвергает Его поручение (1,1–3) Б. Пророк бежит от Господа (1,3) В. Господь преследует его: Иона попадает в шторм (1,4–16) Г. Господь сохраняет Иону от смерти (2,1) Д. Иона обращается к Господу с благодарениями и спасается (2,2–11) II. Покорность и спасение Ионы (3,1 4,11) А. Господь дает Ионе поручение во второй раз (3,1–2) Б. Пророк с покорностью подчиняется (3,3) В. Иона проповедует; Ниневия раскаивается и спасается (3,3–10) Г. Иона гневается из-за снисхождения Господа к язычникам (4,1–3) Д. Господь дает Ионе урок Божественной любви (4,4–11) Глава 1 12,11 Книга пророка Ионы четко разделяется на две части, каждая из которых начинается фразой: «И было слово Господне к Ионе». Первая часть, в свою очередь, состоит из двух разделов: рассказа о призвании Ионы, его бегстве и каре, которую Господь наслал на него (1,1 2,1) и следующего за ним благодарственного псалма (гл. 2). 12,1 В этом разделе говорится о том, что Иона с непокорностью отверг порученную ему пророческую миссию, но ничего не сказано о причинах, по которым Иона бежал от лица Господа. Мы узнаем о них лишь во второй части книги. В этом разделе мы находим описание плавания Ионы вместе с «корабельщиками» язычниками. Сюда же включена имеющая важное значение тема милости Господа к язычникам. Несмотря на лицемерие Ионы, ответом мореплавателей ему было не презрение к его Богу, но поклонение Ему, ибо в происшедшем они ясно увидели руку Бога Израиля. Эти мореплаватели-язычники слышат о Боге Ионы, видят проявления Его великой власти над всяким творением и, в противоположность Ионе, страшатся сами согрешить перед Господом и покоряются Ему. Так случилось, что Иона, пророк Божий, был наказан, а язычники спасены.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Само собою разумеется, что Иона понял теперь, почему помилованы были ниневитяне, понял и неуместность своего огорчения на неисполнение его пророчества о погибели Ниневии. Итак, Ниневия была помилована и спасена. Св. пр. Иона выполнил поручение, данное ему Богом. Воля Божия совершилась. Такова книга св. пророка Божия Ионы. Небогата она проповедями и обличениями, зато события, в ней рассказанные, имеют важное значение для верующего не по одной их чудесности, но и по отношению к новозаветным временам, на которые они указывают. По ясному учению Господа, сам Иона для ниневитян ( Лк. 11:30 ) и для иудеев ( Мф. 12:39 ) был знамением в том смысле, что он говорил о Мессии, указывал на спасение людей смертью и воскресением Спасителя мира. Иона был прообразом и, можно сказать, предтечею Господа Иисуса Христа, пролагал Ему путь, указывая на Него не словами, а событиями своей Жизни, которые посему если не все, то некоторые более или менее были знамением будущих событий в Царстве Христовом. Так понимали и объясняли книгу св. пр. Ионы отцы и учители церковные 62 , не ограничиваясь буквальным ее значением. Св. Иона, родом еврей, проповедует сначала своим соотечественникам, утешает их в тяжкие времена притеснений внешними врагами ( 4Цар. 14:25 ), потом проповедует язычникам, как никто им доселе не проповедовал. Господь и Спаситель мира, по плоти рожденный от рода еврейского, проповедовал сначала евреям, а потом язычникам – Сам непосредственно и чрез Своих св. апостолов, утешая тех и других Евангельским благовестием. Иона посылается в великий град Ниневию, но развратившийся, прогневавший Господа. Иисус Христос посылается Богом Отцом в мир великий и пространный, наполненный грешниками, прогневавший Бога множеством беззаконий. Вот Иона на корабле, который обуревается сильнейшими ветрами, близок к погибели. Несмотря на опасность, Иона учит грубых язычников, обращает их к Богу, спасает. Корабль сей во время бури изображал Церковь Христову, обуреваемую людскими страстями и ложными учениями, но находящиеся в ней получают свет от небесной истины, спасаются Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Почти все перечисленные постройки в Кремле возведены в бытность на ростовской кафедре митрополита Ионы Сысоевича. Имя этого замечательного зодчего допетровской Руси неразрывно связано с Кремлем вообще и с каждым, здесь стоящим, храмом в отдельности; имя это на веки занесено в скрижали ростовской летописи и тем более дорого нам, что Иона и сам был уроженец ростовской области. За озером, близ деревни Ангелово, в XVI веке находился погост, где жил поп «Сысой»; у этого попа около 1607 г. родился сын, который и был впоследствии митрополит ростовский Иона. О первых годах его жизни сведений не сохранилось, а затем известно, что Иона был иноком угличского Воскресенского монастыря (теперь упраздненного), потом архимандритом в ростовском Белогостицком монастыре; отсюда переведен в ростовский же Аврамием Богоявленским; из этой последней обители Иона и возведен патриархом Никоном на кафедру ростовской митрополии 15 августа 1652 года. Иона пользовался особым уважением правительства и народа. Ему 30 декабря 1652 г. было поручено царем Алексеем Михайловичем освидетельствовать мощи преподобного Даниила Береславского. В 1654, 1656 и 1666 гг. он присутствовал на соборах об поправлении церковных книг и управлял патриаршим престолом во время удаления Никона в Воскресенский монастырь. В декабре 1666 г. Иона присутствовал на соборе, осудившем патриарха Никона , а в следующем году был при избрании и хиротонии патриарха Иосифа. Кроме того, в 1676 г. присутствовал при короновании царя Феодора Алексеевича, а в 1682 г. при той же церемоний царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Время пребывания Ионы на своей кафедре в Ростов было посвящено исключительно устроению и благоукрашению Кремля. Подробнее с его постройками мы познакомимся ниже, а здесь не можем не рассказать одного случая из жизни митрополита, близко относящегося к описываемому нами Кремлю. Во времена Ионы Сысоевича в Ростове подвизался юродивый Афанасий (по другим сведениям Стахий). Юродствуя в город, Афанасий не имел постоянного места жительства, но большею частью, однако, находил приют в Богоявленском Аврамиевском монастыре. Митрополит питал к юродивому особое расположение, нередко приглашал к себе и делил с ним свою трапезу; в свою очередь и Афанасий сопровождал Иону в осмотрах новых построек. Всецело преданный делу строительства, владыка часто был недоволен работающими и расстраивался. Однажды, в минуты такого раздражения, митрополит, резко высказав свое недовольство, отправился домой: Афанасий побежал за ним, начал успокаивать и, между прочим, высказался: «ах Иона, Иона! Что ты хлопочешь, что беспокоишься? Все временно, все скоропреходяще и ненадежно! В твоих постройках и церквях со временем одни воробьи жить будут!»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Иона, святитель, митрополит Московский и всея Руси (титуловался – Киевский и всея Руси) (Одноушев) († 1461; память 31 марта/апреля, 27 мая/9 июня, 15/28 июня, 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых, 23 января/5 февраля в Соборе Костромских святых и 5/18 октября) Родился в 90-х годах XIV века в селе Одноушове близ города Солигалича в семье служилого землевладельца Федора Одноуша. Двенадцатилетним мальчиком он поступил в Галичский монастырь, где принял монашество, а через несколько лет перешел в Московский Симонов монастырь. В монастыре он исполнял послушание пекаря. Однажды, утомленный работой, он уснул в пекарне. А в это время монастырь посетил святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси († 1431; память 27 мая/9 июня и 2/15 июля). Он обошел все монастырские постройки и заглянул в пекарню. Увидев спящего инока Иону, он предсказал, что «сей юноша будет великим святителем земли русской». Выдающаяся ревность будущего святителя к монашеским подвигам, глубокий ум, строгое и непорочное житие выдвинули его из среды других иноков. В 1430 году (около 40 лет от роду) митрополитом Фотием он был хиротонисан в сан епископа Рязанского и Муромского, а вскоре ему уже самому пришлось возглавить управление Русской Церковью. 2 июля 1431 года митрополит Фотий скончался; преемником ему был наречен епископ Иона. Первым шагом в деятельности нареченного митрополита было прославление и причисление к лику святых митрополита Алексия. Для утверждения в сане митрополита Иона должен был поехать в Константинополь, но в связи со сложившейся напряженной обстановкой из-за княжеских междоусобиц нареченный митрополит Иона выехал в Константинополь только в 1435 году. Когда в начале 1436 года Иона прибыл в Царь-град, там уже был поставлен на Московскую митрополию свой кандидат-митрополит Исидор, сторонник намечавшегося соединения Церквей. Чуждый и тени властолюбия, кроткий Иона смиренно возвратился в Россию вместе с митрополитом Исидором. Когда новый митрополит, побывав на Флорентийском Соборе 6 , начал вводить в Москве различные латинские новшества, был созван Собор под председательством епископа Ионы. Митрополиту Исидору было предложено отказаться от всех нововведений и покаяться. Исидор отказался это сделать и был взят под стражу, но 15 сентября 1441 года бежал из-под стражи сначала в Литву, а затем в Рим. С этого времени епископ Иона снова вступил в управление митрополией, а 15 декабря 1448 года Освященный Собор русских иерархов самостоятельно, без Константинопольского патриарха, поставил Иону митрополитом Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В следующем 1653 году, в июле месяце, мы видим Иону на соборе, созванном Никоном в своей крестовой, по делу муромского воеводы с протопопом муромским Логином. После этого собора через несколько дней Иона поставлен был свидетелем против Никона в деле священника Иоанна Неронова, вступившегося за жестоко осуждённого Логина. Как можно судить, Иона Сысоевич в этом деле заслужил порицание, приняв было сначала сторону Неронова, а затем круто изменив показание в пользу Никона; у Макария по этому поводу читаем: Ростовский митрополит Иона сперва молвил: «было – де так, как Иоанн протопоп говорит», да тотчас же заперся и произнёс: « патриарх Никон таких слов не говаривал» ... 6 Далее Иона присутствует на соборе по вопросу о необходимости исправления богослужебных книг и церковных обрядов, бывшем в 1654 году и происходившем в царских палатах; затем на соборе 16 декабря 1655 года по вопросу об освящении воды в празднике Богоявления; потом на соборах: 23 апреля 1656 года – о двуперстии в крестном знамении, и 11 мая 1656 года – о перекрещивании латин – поляков. В том же 1656 году 18 мая Иона заседает на соборе, изрекшем проклятие протопопу Неронову и его единомышленникам; 7 в 1660 г. – на соборе по делу об оставлении патриархом Никоном кафедры; в 1662 году Иона Сысоевич подавал Царю отписку против клятвы Никоновой на стоявшего тогда во главе Русской иерархии Крутицкого митрополита Питирима. Во время междупатриаршества, после Питирима, Иона состоял блюстителем патриаршего престола. Тогда же он подвергся со стороны протопопа Иоанна Неронова клевете в том, что он будто – бы берёт со ставленников непомерные пошлины. Но клевета эта для Ионы не имела никаких последствий. Напротив, другой случай, происшедший по вине самого Ионы, в отношении к бывшему патриарху Никону , не мало причинил неудовольствий Ростовскому владыке. Об этом случае подробно и картинно сообщается в труде митрополита Макария, откуда мы и выписываем его дословно. «1664 года, в ночь с 17 на 18 декабря, под неделю святых отец, часа за полпятого (4 ½) до света, к Никитским воротам города Москвы подъехало до десяти саней с сидевшими на них людьми и человек пять или шесть верховых.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

С вященномученик Иона (в миру Иван Иванович Лазарев) родился в 1869 году в селе Лучино Санкт–Петербургской губернии в семье священника. В 1892 Иван Иванович окончил Новгородскую Духовную семинарию и был определен надзирателем в Звенигородское духовное училище. Он учился в Новгородской семинарии в тот период, когда ректором ее был архимандрит Тихон (Никаноров), впоследствии архиепископ Воронежский, в 1919 году претерпевший мученическую кончину от воинствующих безбожников. 4 ноября 1892 года Иван был пострижен в монашество с наречением имени Иона, а 3 декабря того же года рукоположен в сан иеродиакона. 23 декабря 1893 года иеродиакон Иона был зачислен в число братии Саввино–Сторожевского монастыря, а 6 января 1895 года рукоположен в сан иеромонаха. 30 декабря 1899 года иеромонах Иона по ходатайству епископа Полоцкого Тихона (Никанорова) был зачислен в число братии Полоцкого архиерейского дома, а 5 января 1900 года назначен казначеем и ризничим Полоцкого архиерейского дома. 27 ноября того же года иеромонах Иона был назначен настоятелем Невельского Спасо–Преображенского заштатного необщежительного монастыря. 2 сентября 1902 года он был переведен на должность настоятеля Новгородского Сковородского необщежительного третьеклассного монастыря и через год возведен в сан архимандрита. В 1907 году епископ Тихон жил в ставропигиальном Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, исполняя должность его настоятеля. Перед тем как покинуть монастырь и занять архиерейскую кафедру, владыка предложил Святейшему Синоду назначить на должность настоятеля Новоиерусалимского монастыря архимандрита Иону, которого он давно и хорошо знал с самой лучшей стороны, и 22 марта 1911 года архимандрита Иона был назначен на должность настоятеля этого монастыря. В январе 1918 года архимандрит Иона был отправлен в распоряжение архиепископа Воронежского и Задонского Тихона. 29 января 1926 года архимандрит Иона был рукоположен во епископа Невельского, викария Витебской епархии, но приступить к своим обязанностям он по независимым от него обстоятельствам не смог. 14 мая 1926 года он был уволен на покой с благословением заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия проживать в селе Батюшкове Дмитровского района Московской области. Живя здесь, он служил в Никольском храме в этом селе. Многие почитали епископа Иону за дар рассуждения и приезжали, чтобы получить от него духовные наставления. В тридцатых годах на территории Дмитровского района была создана система исправительно–трудовых лагерей, заключенные которых занимались строительством каналов и шлюзов. Среди узников этих лагерей было много духовенства, и епископ через заключенных, имевших свободный выход из лагеря, помогал находящимся в неволе священникам.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Иона добровольно соглашается быть ввергнутым в море: возмите мя и вверзите в море и утолится море от вас ( Ион. 1:12 ): Иисус Христос добровольно предается смерти: никто же возмет душу Мою от Мене, но Аз полагаю ю о Себе, область имам положити ю и область имам паки прияти ю ( Ин. 10:18 ). С корабля Иона нисходит в море: с креста Господь нисходит во гроб и в преисподняя земли. Иона жертвует собою, дабы спасти претерпевавших бурю: Христос умирает для спасения рода человеческого, обуреваемого волнами греховными. Пророк, взятый зверем, но не съеденный им, молится во чреве его: Иисус Христос, пораженный смертью , но не обладаемый ею, молится по гласу Давида: не оставиши души Моея во аде ниже даси Преподобному твоему видети истления ( Псал. 15 ). Иона невредим пребывает во чреве китове: тело Иисуса Христа неврежденно пребыло во гробе, так что и на кресте кость не сокрушилась от Него. Иона пребыл во чреве китове три дни и три нощи: Иисус Христос три дни и три нощи был в сердцы земли. Иона в третий день извергается неврежденным из чрева китова: Иисус Христос силою Божества Своего нетленный востает от гроба в третий день» 311 . 2) Проповедь Ионы образ проповедания Христова После чудесного избавления от смерти, Иона идет проповедывать покаяние в Ниневию: после воскресения Христос проповедуется у язычников. До времени бедственного плавания Ионы, Ниневия не слышала проповеди покаяния и находилась под гневом Божиим, но после того Пророк избавил своею проповедию ниневитян от гнева Божия: так единственно смертию и воскресением Христовым род человеческий, погруженный во грехи, и подверженный гневу Божию, избавлен от греха, проклятия и смерти, и примирен с Богом. Св. Златоуст, объясняя слова Спасителя: и се боле Ионы зде, раскрывает преимущество проповеди Христовой, как истины, пред проповедию Ионы, как образом; он представляет говорящим самого Иисуса Христа; «Се боле Ионы зде. Иона раб, а Я владыка. Жители Ниневии поверили Ионе без всякого знамения, а Я представил много знамений. Они и не слыхали ничего, кроме грозных слов Пророка: а Я показал вам все сокровища высшего любомудрия, и пришел не с угрозами, но с прощением.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010