Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Преподобномученик Иона ( Санков ) . 20.07.1873–4.07.1938. Ил.: «Постановление об избрании меры пресечения и предъявления обвинения» с тюремной фотографией Ивана Андреевича Санкова и выписка из протокола о его расстреле//Фома. - – июль 2018. – С.48-50. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). Преподобномученик Иона родился 20 июля 1873 года в селе Солчино Зарайского уезда Рязанской губернии в семье купца Андрея Никитовича Санкова, занимавшегося в Москве хлебной торговлей, и в крещении был наречен Иоанном. В 1893 году, когда Ивану исполнилось 20 лет, он поступил послушником в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. В этой славной обители завершилось, по его словам, его духовное образование,          здесь он был пострижен в мантию  с именем Иона и рукоположен во иеромонаха. 1 марта 1914 года иеромонах Иона был командирован в на подворье Пантелеимонова монастыря  в Константинополь в Турции, где прослужил до начала войны 1914 года, когда все русские подданные были из Турции высланы. Отец Иона выехал вместе с другими служащими русского консульства. По прибытии в Россию был определен на подворье Пантелеимонова монастыря в Одессе, а после закрытия подворья в 1923 году перешел служить Благовещенскую церковь. В 1927 году, когда власти закрыли и эту церковь, стал служить в храме Всех Святых на кладбище, но и         этот храм вскоре был закрыт. В 1930   году отец Иона получил из родных мест письмо, в котором его знакомые   предложили ему занять место скончавшегося у них священника. Отец Иона          тут же выехал на родину и стал священником в Казанском храме в селе Алпатьеве, где прослужил до ареста.  24 февраля 1938 года отец Иона был арестован и заключен в тюрьму в городе Коломне. Ему предъявили обвинения в контрреволюционной агитации и клевете на советскую власть, основанные на заранее подготовленных показаниях свидетелей. Виноватым он себя не признал.7 июня 1938 года следствие было закончено: иеромонаха Иону        приговорили к расстрелу и перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 13 июня          тюремный фотограф изготовил его тюремную фотографию для палача. Иеромонах Иона (Санков) был расстрелян 4 июля 1938 года и погребен в общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-183-...

В 1431 году святой Иона был поставлен епископом на Рязанскую и Муромскую кафедру. Немало трудов положил он на то, чтобы обратить ко Христу иноверных жителей своей епархии. Вскоре после кончины митрополита Фотия святитель Иона возглавил Русскую Православную Церковь . В 1432 году он именуется «нареченным в Святейшую Митрополию Русскую». Однако междоусобная борьба за великокняжеский престол великого князя Василия II Васильевича и его дяди галицкого князя Юрия Дмитриевича не позволили святителю выехать в Константинополь к Патриарху Иосифу II (1416–1439) для посвящения. В это время литовский князь Свидригайло послал в Константинополь для посвящения в митрополита Литовского Смоленского епископа Герасима (в начале XV века Смоленск был временно присоединен к Литовскому княжеству). Епископ Герасим был возведен в Константинополе в сан митрополита всея Руси; в 1435 году, заподозренный князем Свидригайло в измене, он был схвачен и сожжен. После кончины митрополита Герасима в Константинополь отправился епископ Иона. По прибытии в столицу Византии он узнал, что Патриарх Иосиф уже поставил на Русскую Митрополию некоего Исидора. В 1439 году Исидор принял унию на Флорентийском Соборе и по возвращении в Москву в 1441 году был заточен в Чудов монастырь. Немедленно был созван Собор русских иерархов, который осудил «Исидорово всё дело». Когда стало окончательно ясно, что Константинопольский Патриарх согласился на унию, Русская Церковь встала на защиту чистоты Православия. В декабре 1448 года в Москве был созван Церковный Собор для избрания Предстоятеля Русской Церкви. Святитель Иона был избран Митрополитом Всероссийским с титулом «Киевский и всея Руси». Местом пребывания он избрал Москву, поэтому именуется также Митрополитом Московским. Так прекратилась зависимость Русской Церкви от Константинополя, она положила начало своей автокефалии. Возглавляя Всероссийскую кафедру, святитель Иона прежде всего позаботился об улучшении отношений между Москвой и Литовским княжеством. Благодаря этому ему удалось присоединить к Москве юго-западные епархии. Святитель Иона приложил большие усилия на благоустройство возвращенных епархий и на искоренение в них униатства. Он призывал к миру и прекращению междоусобия, объяснял вред ярости и гнева, учил покаянию и послушанию. Особенно заботился святитель Иона о духовно-нравственном совершенствовании своей паствы. В учительных грамотах он назидал помнить о спасении души, быть милосердными, добросовестно относиться к своим гражданским обязанностям. Святитель Иона строго требовал соблюдения христианских заповедей от священнослужителей. Указывая на величие священнического сана, он призывал клириков к достойному прохождению пастырского служения. Особое старание проявлял святитель Иона в выборе достойных кандидатов на архиерейские кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Есть два объяснения поступку Ионы. Первое: Иона как иудей не хотел, чтобы Господь миловал язычников – врагов Израиля, неоднократно уже с ним воевавших. Он отказывается призывать их к раскаянию – чтоб они получили заслуженную кару. Второе объяснение предлагает нам преподобный Андрей Критский в Великом Каноне: «Иона в Фарсис побеже, проразумев обращение ниневитянов, разуме бо, яко пророк, Божие благоутробие: темже ревноваше пророчеству не солгатися» («Иона побежал в Фарсис, предвидя обращение ниневитян, ибо он, как пророк, знал милосердие Божие и вместе ревновал, чтобы пророчество не оказалось ложным»). Это толкование поступка Ионы подтверждается иудейским преданием о том, что Иона ранее пророчествовал жителям Иерусалима, и Господь точно так же помиловал раскаявшийся Иерусалим. И вот, Иона боялся еще раз оказаться лжепророком, он ревновал и о собственном имени, и об авторитете пророческого слова. – Но эта концепция непонятна. Ведь Господь послал пророка к ниневийцам – не для того только, что он сообщил им о неизбежном скором конце (какой смысл в таком сообщении?), а чтобы он призвал их к раскаянию. – Это уже дополнительный смысл – в тексте мы этого не читаем, в нем лишь сказано: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня ( Иона 1, 2 ). И в Ниневии Иона просто ходит и говорит, что она будет разрушена. Он не обещает ниневитянам спасения при условии, что они покаются. Раскаяние – их собственный шаг. – Почему Иона – беглец от Божией воли – спокойно спускается в трюм погибающего корабля и засыпает (см.: Иона 1, 5 ), когда все вокруг мечутся, ища спасения? А будучи разбужен, честно исповедует перед погибающими из-за него людьми свою вину (см.: Иона 1, 10 ) и сам просит выбросить его за борт? – Что касается спокойствия Ионы среди бури – на тогдашнем корабле, то есть на скорлупке – возможно, это литературное преувеличение. И вместе с тем, мы можем предположить, что Иона в эти минуты просто понял, что от Бога никуда не убежишь, и впал в такое отчаяние, что ему стала безразлична его собственная судьба. Однако, увидев, что из-за него погибают другие люди, он понимает, что в его силах сейчас им помочь, и приносит себя в жертву ради них.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Ион.1:3 . И воста Иона, еже бежати в Фарсис от лица Господня, и сниде в Иоппию и обрете корабль идущь в Фарсис, и даде наем свой, и вниде в онь плыти с ними в Фарсис от лица Господня. Вместо того, чтобы идти в Ниневию, Иона решился отправиться в Фарсис, знаменитую Финикийскую колонию на юге Испании. Так он поступил, чтобы бежать от лица Господня. Это значит не то, что бегством в Фарсис он надеялся скрыться от вездесущего Бога, а то, что он решился лучше быть добровольным изгнанником из той земли, которая была местом особенного присутствия Божия, чем исполнить повеление Господа, пославшего его туда, куда он не хотел. – Почему же ему не хотелось исполнить повеление Господа идти в Ниневию? Сам Иона объяснит впоследствии причину своего поступка. Он скажет Господу: зане разумех, яко милостив Ты еси и щедр, долготерпелив и многомилостив, и каяйся о злобах человеческих ( Ион. 4:2 ). Иона предполагал что Бог по Своей милости и человеколюбию пожалеет жителей Ниневии, если они убоятся гнева Его и покаются в своих грехах. Иона боялся, что пророчество его не сбудется и его сочтут обманщиком. Самое имя Бога Израилева подвергнется нареканию и укоризнам. Притом, любя свое отечество и народ, Иона опасался, что если Ниневитяне помилованы будут, им дана будет возможность наделать много зла Израильтянам. Ему не хотелось, чтобы Ниневитяне были сбережены на погибель Израильтян. Он желал быть лучше свидетелем погибели Ниневитян, чем их раскаяния и помилования от Господа. Естественное чувство человеколюбия заглушалось в нем ревностью о благе отечества, особенно же о чести пророка и славе Божией. – Путь в Фарсис лежал чрез Средиземное море. Потому Иона, бежа от лица Господня, отправился на западный берег Средиземного моря, и здесь в Иоппии (ныне Яффа), отдавши плату за проезд, сел на финикийский корабль, отправлявшийся в Фарсис. Ион.1:4 . И Господь воздвиже ветр велий на мори, и бысть буря великая в мори, и корабль бедствоваше еже сокрушитися (так что кораблю угрожало крушение). Напрасно Иона надеялся, что безнаказанно может уклониться от исполнения воли Божией, что Господь не будет преследовать ослушника Своей воли. Ни на каком быстротечном корабле нельзя убежать от лица Господня. На море, по манию Господа, Владыки стихии, поднялась сильная буря и грозила крушением кораблю, на котором Иона думал убежать от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве китовом прообразовало собою трехдневное пребывание Христа Спасителя в земле. Сам Иисус Христос так свидетельствует о прообразовательном значении пророка Ионы: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф.12:39–40 ). Спаситель сравнивает Себя с Ионою: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» ( Мф. 12:41 ). Так Иона в своем служении и жизни прообразовал смерть, воскресение и проповедь Иисуса Христа. Отцы церкви говорят о сем так: «Бегущий пророк взошел на корабль, Христос взошел на древо; на море восстала сильная буря, сие волнение моря есть неверие иудеев. Выпал жребий пророку быть свергнутым в море; сей жребий обозначает волю Отца, по которой Христос нисходит в пучину скорбей и смерти. Иона добровольно соглашается быть ввергнутым в море; Иисус Христос добровольно восходит на крест. Иона сходит в море с корабля; Христос нисходит со креста в гроб и в преисподнюю земли. Иона жертвует собой, чтобы спасти претерпевавших бурю; Христос умирает для спасения рода человеческого, обуреваемого волнами греховными. Пророк, взятый зверем, но не съеденный им, молится во чреве его; Иисус Христос, пораженный смертью, но не обладаемый ею, молится за всех людей. Иона невредим пребывает в чреве кита; тело Иисуса Христа неврежденно пребыло во гробе. Иона пребыл во чреве кита три дня и три ночи; три дня и тря ночи был Иисус в сердце земли. Иона в третий день извергается неврежденным из чрева китова; Иисус Христос силою Божества своего нетленным восстает из гроба в третий день. После чудесного избавления от смерти Иона идет проповедовать покаяние ниневитянам; после воскресения Христа учение Его проповедуется язычникам. До времени бедственного плавания Ионы Ниневия не слышала проповеди покаяния и навлекла на себя гнев Божий, но после того пророк избавил своею проповедью ниневитян от гнева Господня; так единственно смертью и воскресением Христовым род человеческий, погруженный в бездну греховную, избавлен от греха, проклятия и смерти и примирен с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Просил он, чтобы Иона сам, пречистыми своими руками, предал его земле и рукоположил епископа митрополии. Архиепископ прочел это послание митрополита и, горько заплакав, сказал: «Большой благодати лишается ныне Москва и с нею вся Русская земля, хороня такую доброту мира». Тотчас же архиепископ Иона написал митрополиту Ионе послание, поведав о том, что сам он объят старостью, к тому же и ноги больные. И обещал Иона, что порадуется встрече с ним после смерти, в день всеобщего воскресения святых: «Еще больше я порадуюсь с ним, получая награду от начальника пастырей». О поставлении же епископа на митрополию писал, что, кого Иона в душе изберет и благословит, того и он готов принять. После смерти преподобного святителя, митрополита Ионы, архиепископ Иона просил упомянутого попа Пахомия, монаха из Святой горы, составить «память» и канон службы священному Ионе-митрополиту, зная о его добродетелях, и память о нем он почтил канонами, наравне со святыми. Много уговаривал Пахомия Иона, соблазняя его золотом и соболями, чтобы написал он для него еще и канон преподобному Сергию, дабы сохранилась память о нем в храме его. Пахомий же не очень внимал архиепископу, готовясь сам идти в московские пределы. Но пришлось ему составить канон блаженному митрополиту Ионе, а в нем указать в конце тропарей, что по повелению архиепископа Ионы написал он каноны митрополиту Ионе. Но не смог Иона заставить его написать ни жития, ни канона Михаилу Клопскому и никому другому, ни одному из тех святых, чью память хотел бы отметить архиепископ, Иона ведь очень заботился о Божьих угодниках, как уже говорилось прежде. После смерти великого князя Василия сын его Иван принял княжеское знамя и сразу же отослал послов к блаженному Ионе-архиепископу в Великий Новгород, прося молиться за него всесильному Богу, как обещал раньше, чтобы утвердить его княжескую власть, и покорились бы враги под его руку, и все бы удавалось ему. Еще просил он молиться об освобождении от мучительств ордынских царей и татар. Архиепископ же Иона наказал ему, – чтобы не обмануться в надежде, – помнить, как твердо обещал его отец и в духовной своей записал и завещал: не мучить данью братию свою и после уничтожения Орды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

АСТРАХАНСКАЯ 12(25)10.1992 Сщмч. Иона Лазарев ВЕЛИЖСКАЯ 03(16)01.1926 Иона Лопатка-Осталовский ЛЬВОВСКАЯ 08.1569 Св. Иона Одноушев (Опаушев) РЯЗАНСКАЯ 15.12.1448 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ 07.1431 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ, паки 04.1441 15.12.1448 МОСКОВСКАЯ 15.12.1448 31.03.1461 ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ, обн. 26.02(11.03)1923 22.09(05.10)1926 АРХАНГЕЛЬСКАЯ, обн. 22.09(05.10)1926 ЧЕЛЯБИНСКАЯ, обн. в/у ИШИМСКАЯ, обн. ЗАКАВКАЗСКИЙ МИТРОПОЛИТАНСКИЙ ОКРУГ, обн. АЛМА-АТИНСКАЯ, обн. 12.1934 11(24)11.1936 ВОРОНЕЖСКАЯ 06(19)03.1944 13(26)05.1945 Св. Иона Отенский в/у НОВГОРОДСКАЯ, нареченный 19.03.1458 02.1459 НОВГОРОДСКАЯ 02.1459 05.11.1470 Иона Павинский ОРЛОВСКАЯ 22.07.1817 21.07.1821 ТВЕРСКАЯ 21.07.1821 06.11.1826 КАЗАНСКАЯ 06.11.1826 03.02.1828 Иона Протасович-Островский ПИНСКАЯ КИЕВСКАЯ 09.1576 Иона Собина ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 21.02.1544 Иона (Иоанн) Сосновский (Ивашко Станкевич) в/у ХОЛМСКАЯ, нареченный 24.10.1504 ХОЛМСКАЯ Иона Сысоевич ЯРОСЛАВСКАЯ 22.08.1652 05.07.1691 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ 06.08.1664 20.12.1664 Ионафан Елецких в/у ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 28.03(10.04)1989 09(22)04.1989 ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 10(23)04.1989 10(23)04.1991 БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ 10(23)12.1992 16(29)12.1993 ГЛУХОВСКАЯ 16(29)12.1993 14(27)08.1995 СУМСКАЯ 14(27)08.1995 17(30)03.1999 ХЕРСОНСКАЯ 17(30)03.1999 Ионафан Кополович ТЕГЕЛЬСКАЯ 15(28)11.1965 24.09(07.10)1967 в/у ВЕНСКАЯ 24.06(07.07)1966 24.09(07.10)1967 в/у БЕРЛИНСКАЯ 10(23)07.1966 24.09(07.10)1967 АМЕРИКАНСКАЯ 24.09(07.10)1967 28.03(10.04)1970 в/у КАНАДСКАЯ 19.09(02.10)1968 20.01(02.02)1969 – ТАМБОВСКАЯ 25.06(07.06)1970 28.09(11.10)1972 КИШИНЕВСКАЯ 28.09(11.10)1972 29.04(12.05)1987 Ионафан Руднев КИНЕШЕМСКАЯ 04.09.1866 29.08.1869 ПЕТРОЗАВОДСКАЯ 29.08.1869 28.02.1877 ЯРОСЛАВСКАЯ 28.02.1877 26.11.1903 Ионафан Цветков в/у ЮЖНО-САХАЛИНСКАЯ 04(17)07.1997 18(31)07.1997 ЮЖНО-САХАЛИНСКАЯ 19.07(01.08)1997 16(29)12.1999 АБАКАНСКАЯ 16(29)12.1999 Св. Иосиф АСТРАХАНСКАЯ 04.05.1656 11.05.1671 БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКАЯ 1391(?) ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 03.03.1700 Иосиф (Иоасаф) в/у ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

93 . В книге пророка Ионы, как в зеркале, отображается ветхозаветная жизнь. При Ионе Ниневия была столицей Ассирийского царства, огромна, богата – оплот язычества. Воля Божественная и воля человеческая проявились, и Иона бежал от лица Господня в Испанию, в Фарсис, на корабле. Господь воздвиг бурю, и убоялись корабельщики, а Иона спаше и храпляше ( Иона.1:5 ) на дне корабля. Иона решился на жертву за людей и корабль – бросился в море, и море утихло от ярости своей. Все увидели чудо и устрашились. Господь повелел большому киту поглотить Иону, и он молился во чреве китовом. Иона стал прообразом Спасителя – три дня во чреве Иона был, а Спаситель три дня по смерти был в сердце земли и потом воскрес. Служение пророка Ионы: 828793 гг. Господь показал иудеям, что и язычники через покаяние могут спастись и что спасение – достояние как израильтян, так и язычников. Иона по чувству неприязни к ассирийцам, избегая проповеднических трудов, бежал из Яффы в Испанию, и как виновник бури, указанный по жребию, был брошен с корабля в море. Язычники были поражены проповедью, и личной историей пророка, и великим чудом с морским китом и покаялись, и глас Божий был: «Мне ли не пощадить Ниневии, града великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота ( Иона.4:11 ). Род лукав и прелюбодей знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка: якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи, тако будет и Сын Человеческий в сердцы земли три дни и три нощи. Мужие ниневитстии восстанут на суд с родом сим и осудят его, яко покаяшася проповедию Иониною и се, боле Ионы зде ( Мф.12:3941 ; Лк.11:2930 ). Раскаяние ниневитян прообразовало раскаяние и обращение к Богу язычников, дабы в одном угле, Камне-Христе, соединились в Божественной любви две стены, ибо Камень, егоже небрегоша зиждущие, Сей бысть во главу угла; от Господа бысть сие, и есть дивно во очию вашею ( Лк.20:17 ; Мф.21:42 ), и к Нему – Христу – верою и любовию приступите и причастницы жизни вечныя будите.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

785. Донской – Богородицкий, мужской, ставропигиальный, 1-го класса (с 1764 г.), в Москве, на окраине города, у Калужской заставы, на урочище, именуемом издревле Воробьевским станом. Основан после 1591 г. царем Феодором Иоанновичем в воспоминание победы на самом этом месте над Крымским ханом Казы-Гиреем, одержанной помощию чудотвор. иконы Донской Божией Матери, поднесенной Донскими казаками в дар еще Вел. кн. Димитрию Иоанновичу и бывшей с ним на Куликовской битве. Чудотвор. икона Донской Божией Матери, стоявшая прежде в Благовещенском соборе в кремле, по устроении монастыря перенесена в соборный храм в честь ее имени. Первым игуменом был Гурий в 1598 г. В 1867 г. здесь проживал на покое архиеп. Ярослав. Евгений. Любецкий, “Живописный вид Донского мон. в историч. и современ. описании всего замечательного», Москва, изд. 1846 г.; Забелин, “Истор. опис. Москов. ставроп. Донского м-ря», Моск., 1865 г.; Дмитриев, “Донской м-рь», Моск., 1857 г., отдельн. оттиск из “Ведом. Москов. Город. Полиции»; “Ист. Росс Иер.», II, 365; Ратшин, 211; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 103; “Опис. монаст.», 1817 г., 38; “Свед. о существ. в Росс. лавр. и мон.», 81; “Ист. и топограф. опис. городов Московск. губ.», 1787 г., прибавл., 34; “Путеш. ко свят. мест. русским», I, 155; “Зап. Археолог. Общ.», VIII, 159; “Москов. губ. вед.», 1851 г., 32, 33 (описание); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1841 г., 10 (перестройка собора); “Москов. губ. в.», 1841 г., 31 (в 1678 г. владел 1.427 двор. крест.); “Воспом. о посещ. свят. Моск. Госуд. Наслед.», 1838 г., 7; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 154, 5; Проценко, “М-ри в России», 21; “Дополн. к Акт. истор.», IX, 46 (Разрядн. книга 1678 г.; стр. 114, крестн. ход); X, 15 (Разряд. запис. 1682 г. о венчании на цар. Иоанна и Петра Алекс.); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 1 руб.); “Акты юридич.», 356 (Память 1702 г. о сборе на продовольствие царицы инокини Маргариты Алексеевны с приписного к м-рю Железноборов. м-ря); “Временник Общ. ист.», 1853 г., XVII, Новый летописец, 37 (о создании обители Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Пскова», 56, 41 (кратк. история), 103 (надписи на колоколах). 1328. Успенский – Пречистый – Богородицкий – Горицкий или Городецкий, женский, 3-го класса (с 1764 г.), при селе Старой Ладоге, С.-Петербургской губ., Новоладожского у., в 12 вер. к югу от Новой Ладоги, на левом берегу р. Волхова. Достоверно известно, что он уже существовал в XV стол., в начале XVII ст. разорен шведами, потом возобновлен старицею Акилиною и в 1624 г. ему отданы во владение пашни Ореховского мон. в Боровичском у. и Горицкого-Рождественского в Старой Ладоге. В соборном храме Успения находится чудотвор. икона св. великомуч. Варвары, а в приделе Благовещения чудотвор. образ Успения Божией Матери. С 1718 по 1725 г. в монастыре содержалась в заточении царица Евдокия Федоровна Лопухина , первая супруга Имп. Петра I. При м-ре находится училище на 10 девоч. “Историко – статистич. описание третьеклассного Староладожского Успенского монастыря», СПб., 1865 г. (время основания его спутано с Аркадиевским Новгородским монастырем); “Ист. Росс. Иер.», III, 746, 749; V, 4; Ратшин, 479; “Ист.-статист. свед. о С.-Пбург. епархии», вып. I, 15, 24, 25, 37; вып. II, Отд. III, 143–238 (Третьеклассный Староладожский Успенский женский монастырь); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1843 г., 95 (надел. лесом); 1857 г., 106 (пожертв. 2 дерев. лавки с землею); 1884 г., 243 (училище); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 278, 5; “Дополн. к Акт. истор.», IX, 94 (Ц. гр. 1682 г. о владении вотчин. и рыбн. ловлями; 1619 – 1621 г. строительн. старица Акулина; 1682 г. Капитолина); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 33; “Временник Общ. ист.», 1851 г., XI, 34, 55, 84 (Переписн. кн. Вотск. пятины 1500 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, 1723 г., 1 (иером. Клеоник назначен в м-рь для священнослуж. во время пребывания царицы старицы Елены); “Русск. истор. Библиот.», II, 384, 126 (жалов. грам. 1622 г. на безоброчн. пользование рыбн. ловлею на р. Волхове; старица Акулина 1622 г. и старица казначея Ираида 1646 г.). 1329. Успенский – Пристанский или Пристаннический, мужской, заштатный (с 1764 г.), Воронежской губ., Валуйского у., при слободе Подмонастырской, в 3 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010