и чудотворная икона Спасителя, сидящего на престоле Св. и чудотвор. икона Господа Вседержителя , сжатою рукою, что в куполе Софийского собора Св. и чудотворная икона св. исповедников Христовых – Гурия, Самона и Авива, что в приделе сих исповедников, в Софийском соборе Св. и чудотворная икона с изображением в лицах псаломского стиха «Предста царица одесную Тебе или царь царем. Св. и чудотворная икона Божией Матери, именуемая Корсунскою Св. и чудотворная икона Спасителя, что на сенях церкви во имя святителя Иоанна архиепископа Новгородского Св. и чудотв. Тихвинская икона Божией Матери в той же церкви Св. и чудотв. икона Покрова Пресвятой Богородицы, что в Кремлевской Покровской церкви Св. и чудотв. икона (настенная) Спасителя, что в Спасской Кремлевской часовне Св. и чудотв. икона святителя и чудотворца Николая, (также настенная) что в Николаевской Кремлевской церкви Чудный крест, находящийся в часовне подле самого почти Кремля Св. и чудотв. икона Знамения Божьей Матери, что в Новгородском Знамен. собор Св. явленная чудотворн. икона святителя и чудотворца Николая, что в Николаевском Дворищенском соборе Св. и чудотв. икона великомученицы Параскевы. именуемой Пятницы, что в Пят-ницкой церкви, приписной к Николаевскому собору Св. чудотворн. образ Спасателя, писанный на алебастре, что в Ильинской градской церкви Св. чудотв. икона Божией Матери весьма похожая на Владимирскую, что в часовне близ Филипповской церкви Св. явленная чудотворн. Смоленская икона Божией Матери, что в Спасской церкви, состоящей подле Знаменского собора Св. и чудотвор, икона Рождества Пресвятой Богородицы, что в Богородице-Рождественской церкви, на Молоткове Св. и чудотв. Тихвинская икона Божьей Матери, что в кладбищенской церкви на Красном поле Св. чудотв. икона Умиления Божией Матери, известная более под имененем Казанской, что в Троицкой градской церкви. Св. чудотворн. храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы, в Николо-Кочановской или Пантелеймоновсвой церкви. Св. явленная и чудотв. икона св. Семиона- Богоприимца, что в Зверином Девичьем монастыре Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Вскоре после Елисея в Израильском царстве явился новый пророк по имени Иона. В это время за Евфратом быстро возвышалось и крепло могущественное Ассирийское царство, которое было во враждебных отношениях с царством Израильским. Столица Ассирии — Ниневия утопала в роскоши, что, разумеется, вело к религиозно-нравственному падению ее жителей. И вот в этот развращенный и враждебный Израилю город вселюбящий и милующий Господь посылает пророка Иону с тем, чтобы возвестить его грешным жителям близкую гибель, если они не покаются. «Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, — сказал Бог, — ибо злодеяния его дошли до Меня» (Иона 1:2). Но Иона не хотел идти к врагам народа израильского и не послушался голоса Божия. Он сел в корабль и отправился совсем в другую страну. Но вдруг на море поднялась сильная буря, и кораблю стала угрожать гибель. Матросы-язычники день и ночь боролись с ураганом и умоляли своих богов смиловаться над ними. Видя, что буря не утихает, капитан корабля решил бросить жребий, чтобы узнать, из-за кого постигла их эта беда. Жребий пал на Иону, и матросы потребовали у него: «Скажи нам, за кого постигла нас эта беда?» Иона признался, что это он вызвал гнев Бога Израилева, ибо не выполнил Его святую волю. Тогда встревоженные матросы спросили: «Что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас?» Иона смиренно сказал: «Возьмите меня и бросьте в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта, великая буря» (Иона 1:8, 11–12). Моряки были добрыми людьми и хотели высадить Иону на сушу, но большие волны и сильный ветер не позволили им этого сделать. Тогда им не оставалось другого выхода, как, помолившись Богу Израилеву, бросить пророка Иону в море. Как только Иона скрылся в пучине морской, буря утихла. Но Иона не утонул, его по повелению Божию проглотил огромный кит и носил его в своем чреве три дня и три ночи. Все это время пророк пел благодарственные гимны Богу и просил Его о помиловании. Через три дня кит выбросил пророка живым на берег.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

У него всегда причащалось много народа. Он, подобно о. Иоанну Кронштадтскому , и сам очень часто приобщался Св. Таин. Приезжавшие к нему всегда говели по его благословению, подобно древним христианам, которые причащались очень часто. Во время причащения, я увидел, как к Чаше подводили больных, так называемых бесноватых, которые во время литургии изрыгают страшные и богохульные слова и кричат на всю церковь . К о. Ионе привозят бесноватых очень часто, иногда их бывает по несколько. Вот ведут к Чаше бесноватую женщину, она упирается и не идет, ее подносят на руках. После причащения она умиротворилась, успокоилась. «Дивны дела Твои, Господи!»– подумал я. Потом подвели бесноватого мужчину, еще не старого. Он не хотел идти и говорил разные нелепости. Пред святой Чашей он присмирел и причастился. По окончании литургии о. Иона стал раздавать всем антидор. На клиросе в это время пели очень протяжно и умилительно 33 псалом «Благословлю Господа на всякое время…». Когда о. Иона раздавал антидор, подвели страждущую беснованием 18-летнюю девицу Елену Мазур... Она не хотела брать антидор. Отец Иона говорит ей: «Посмотри на меня». Как только она взглянула в лицо о. Ионы, то, по ее словам, почувствовала, как некая сила осенила ее, и внутреннее томительное и мучительное чувство исчезло. После сего она несколько раз причащалась у о. Ионы и совершенно выздоровела. Раздав антидор, о. Иона вышел на середину храма и стал совершать освящение воды, которое он совершал каждое воскресенье и даже по будним дням. Молящиеся стали подавать массу записок. Сколько глубокой веры слышится в каждом молитвенном слове о. Ионы... Кончился молебен. Отец Иона погружает крест в воду... Я заметил, что крест у о. Ионы из кипарисового дерева, обложен по сторонам каким-то вызолоченным металлом, в подножие вставлена частица Животворящего Креста Господня. В середине креста есть пустота, в которую набирается вода и маленькими струйками льется чрез нижний конец креста. Богомольцы раскрывают рот, и о. Иона льет воду из креста в рот и на лицо всем присутствующим в храме. После этого все прикладываются к кресту, и о. Иона окропляет их святой водой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Память его празднуется 31 марта в день преставления, 27 мая в день обретения и перенесения мощей, 15 июля в день, установленный при прославлении, 5 окт. вместе с московскими святителями и всея России чудотворцами и 23 янв. вместе с Собором Костромских святых Святитель Иона был сыном Аносова из города  Галича Костромской губернии. В двенадцатилетнем возрасте он поступил в  московский Симонов монастырь. Раз, обозревая местность, митрополит Фотий (память его 2 июля) вошел в пекарню, где проходил послушание Иона, и застал его спящим после трудов. Пальцы правой руки его были сложены как бы для иерейского благословения. Митрополит благословил его и предсказал, что он будет великим святителем. После кончины митрополита Фотия (1431) святитель Иона, бывший тогда епископом Рязанским, был избран его преемником, но в Константинополе уже поставили грека, митрополита Исидора, подписавшего впоследствии Флорентийскую унию. Только после  его бегства из России святитель Иона стал митрополитом Киевским и Владимирским.  Во время борьбы вел. князя Василия II Темного с его двоюродным братом, князем Димитрием Шемякой (галицким), святитель Иона поддерживал вел. князя и, когда он был низложен, взял детей его на поруки - «на свою епитрахиль» (так говорили тогда) — к себе в Рязань. В его святительство по проискам вел. князя Литовского произошло печальное разделение Русской Церкви на северную (Московскую) и южную (Киевскую), что имело для нее весьма тяжелые последствия. Святитель Иона не мог, несмотря на все свои усилия, помешать этому.  В 1451 г. в отсутствие вел. князя татары осадили Москву. Св. митрополит устроил крестный ход по стенам города. Во время него он увидел благочестивого инока Антония, которого он почитал, и попросил его молитв. Антоний ответил, что Господь их молитвы услышал и город будет спасен, а убит будет только он один. И в то же мгновение вражья стрела поразила его. Святитель Иона с честью похоронил его, а 2 июля, в праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы, татары в смятении бежали от Москвы, точно гонимые какой-то неведомой силой. В память этого святитель Иона соорудил на своем дворе церковь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

протоиерей Николай Попов Знаменитые люди в народе божием во времена царей Пророки. Понятие о пророках Бог издревле говорил людям слово Свое через пророков. Пророки были святые люди, которых Бог исполнял Духом Своим и посылал возвещать прочим людям волю Свою. Они прорекали, предсказывали будущее, учили людей вере в Бога и закону Божию, обличали нечестивых людей, умоляли их обратиться к Богу, угрожали им бедствиями, а благочестивых людей утешали предсказаниями о Спасителе, и в подтверждение того, что их послал и через них говорил Бог, творили знамения и чудеса. Чем более усиливалось нечестие в народе Божием, тем чаще являлись пророки. Поэтому особенно много являлось пророков в период разделения царства еврейского на Иудейское и Израильское. Люди, которые распространяли между другими людьми слова пророков, назывались учениками пророческими, Из пророков времен царей особенно знамениты: Самуил, Давид, Илия, Елисей, Иона, Исаия, Иеремия и Иезекиль 476 . Пророк Иона Вскоре после смерти пророка Елисея явился в царстве Израильском пророк Иона. Господь повелел Ионе идти в город Ниневию, столицу ассирийского царства, и проповедовать жителям ее покаяние во грехах. Иона, провидя, что ассирийцы будут врагами его отечества, не захотел проповедовать им покаяния, пришел в Иоппию, сел на корабль, отправлявшийся в Фарсис 477 , и поплыл по морю. Господь воздвиг на море великую бурю, и корабль готов был разбиться. Все бывшие на корабле испугались и стали молиться каждый своему богу. А Иона в это время крепко спал внутри корабля. Пришел к нему начальник корабля и сказал: «Что ты спишь? Встань, молись Богу твоему». Но буря не прекращалась. Тогда бросили жребий, чтобы узнать, за кого постигла их такая беда. Жребий пал на Иону. Иона открыл свой грех перед Богом и сказал: «Бросьте меня в море, и море утихнет». Иону взяли и бросили в море, и море утихло. Господь повелел большому киту 478 поглотить Иону. И был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи, молясь Богу. После этого Господь повелел киту извергнуть Иону на берег, и кит выбросил его на берег моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

В конце поста, как передавала одна его духовная дочь, проводившая так пост, она перестала ощущать вес своего тела. Такая была в ней легкость и радость духовная, по молитвам пастыря. Наступала Пасха, самый радостный праздник. Накануне во двор храма въезжало четыре-пять подвод с провизией. После торжественного праздничного богослужения отец Иона христосовался с каждым, кто был в храме, и раздавал пасхальные подарки. Вот как описывает один паломник из Москвы богослужение батюшки во святую Четыредесятницу: «С трепетом и радостью переступил я порог маленькой СвятоНиколаевской церкви. Было еще рано, около половины седьмого утра, а людей в храме было много. После я узнал, что во всю святую Четыредесятницу двери храма не закрываются ни днем, ни ночью. Народ остается в церкви на всю ночь. Ночью в храме читается Псалтирь. В двенадцать часов ночи отец Иона совершает полунощницу и читает коленопреклонно акафист Страстям Господним, в субботу читает акафист Божией Матери, а в воскресенье – Пресвятой Троице. Служба оканчивается в два часа ночи. Народу бывает полный храм. Батюшка Иона всем молящимся раздает по куску черного хлеба. Приезжие бедняки только и питаются этим благословенным хлебом, остатки хранят как святыню, дорожа благословением дорогого батюшки. Когда я переступил порог храма, на меня повеяло чем-то небесным, святым. Я чувствовал себя, как среди древних христиан, которые собирались по ночам в катакомбах или подземных храмах на молитву. Вот вышел из алтаря отец Иона и стал прикладываться к иконам, изображая на себе крестное знамение широким крестом, с глубоким поясным поклоном. Приложившись к святым иконам, отец Иона стал совершать проскомидию. На клиросе чтец начал читать утренние молитвы. С благоговением я смотрел на батюшку. Я не мог отвести глаз от его кроткого, изможденного подвигами лица. Мир и небесный покой, необыкновенная сила и мощь души отражалась в каждой черте его лица. По окончании утренних молитв отец Иона вышел на амвон и стал читать канон Пресвятой Троице, который он читает каждое воскресенье. Умиление, надежда, вера, упование, глубокое благоговение слышались в этом трогательном чтении. Читая, отец Иона как бы беседует, разговаривает с Пресвятой Троицей и Божией Матерью, как бы Они здесь перед ним находятся, а не там, где-то в недосягаемой для нас выси, в надземных заоблачных мирах. В спокойном, тихом голосе слышится глубокая искренняя вера. Сам он при этом всецело сосредотачивался на читаемом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итак, Русская Церковь обрела свою независимость от греков с поставлением на митрополию св. Ионы. Этот великий святитель, причтенный к лику святых, возглавлял Русскую Церковь с традиционным титулом " митрополита Киевского и всея Руси " в 1448 - 1461 г.г. Св. Иона был уроженцем погоста Одноушево, что вблизи Солигалича, - в далеком, медвежьем углу Костромской земли. Уже в молодости Иона стал монахом солигаличского Воскресенского монастыря. Перейдя отсюда в столичный Симонов монастырь, молодой монах выказал выдающиеся дарования, которые вскоре позволили ему выдвинуться. Природная одаренность сочеталась в этом человеке с подлинной духовной глубиной монаха-подвижника, каковым он оставался всю свою жизнь, даже уже будучи митрополитом. При св. Фотии Иона становится епископом Рязанским и Муромским. Здесь он немало потрудился над обращением в Православие мордвы, мещеры и некоторых других языческих племен, обитавших в пределах его обширной епархии. Став митрополитом всея Руси, Иона проявил себя деятельным приверженцем объединительной политики Московских князей, в единственно правильном курсе которой теперь уже никто на Руси не сомневался. Святитель был решительным сторонником великого князя Василия Васильевича. Правда, в период борьбы последнего с Димитрием Шемякой Иона невольно совершил одно деяние, направленное во вред великому князю: он привез Шемяке из подчиненного его юрисдикции Мурома детей Василия под свое архиерейское ручательство за их жизни, веря княжеской клятве Димитрия. Однако, видя злоупотребление своей доверчивостью, Иона отказался от сотрудничества с Шемякой, решительно встав на сторону низложенного Василия. Это обстоятельство много способствовало восстановлению власти ослепленного Шемякой Василия Темного на великокняжеском Московском престоле в 1447 г. Иона, в частности, много писал в союзные Шемяке Новгород и Вятку, призывая их жителей отказаться от поддержки узурпатора и признать великим князем Василия. Сам Василий Темный не вменял Ионе в вину его былую невольную ошибку, бывшую следствием политической неискушенности святителя. Поэтому с возвращением на престол Василий доводит до конца дело с поставлением Ионы в митрополиты. Весьма показательно, что сам Иона, видимо, очень остро переживал момент своего поставления, которое вынужденно совершилось в нарушение привычного порядка вещей, без ведома Константинополя. По своем избрании новый митрополит направил своей пастве окружное послание, в котором объяснял причину нарушения заведенного порядка - отступничество греков от Православия на Флорентийском соборе.

http://sedmitza.ru/lib/text/436263/

Иона, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (Иван) († 1470; память 5/18 ноября и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) Родился в Новгороде. Еще в юности преподобный Михаил Клопский († ок. 1453–1456; память 11/24 января и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) предсказал ему, что он будет занимать высокое место в Православной Церкви. Через некоторое время Иван удалился в Отенский монастырь, где был пострижен в монашество архимандритом Харитоном, после смерти которого братия избрала Иону игуменом. Когда же умер Новгородский архиепископ Евфимий († 1458), Иона был призван занять его место и принял хиротонию от святителя Ионы, митрополита Московского, в феврале 1459 года. Он проявил себя как настоящий добрый пастырь, полагающий душу за паству свою. Архиепископ Иона отличался необыкновенной кротостью и смирением и был украшен столькими добродетелями, что, казалось, в лице его восстали все святители Новгородские. Во время страшного морового поветрия, посетившего Новгород в 1467 году, когда в Новгороде умерло 48 тысяч 412 человек, а в Новгородской области – 250 тысяч 652 человека, святитель Иона среди всеобщей скорби народной непрестанно молился о помиловании бедствующего города и во время молитвы услышал голос: «Иди с крестами, со всем священным собором в Неревский конец, в Зверин монастырь, к Покрову Пресвятой Богородицы на Скудельную. Там явился образ святого и праведного Симеона Богоприимца. В честь его постави там единым днем храм, и тогда мор перестанет». Крестный ход был совершен из Софийского собора в Зверин монастырь 1 октября; во время молебна народ принялся рубить бревна в лесу и носить на плечах; между тем плотники рубили церковь , а святитель Иона успел освятить ее и совершить в ней литургию. Тогда прекратился мор в Новгороде и его окрестностях. Вскоре архиепископ Иона соорудил на этом месте каменную церковь . Как и другие владыки новгородские, архиепископ Иона любил заниматься строительством. Он построил в Новгороде церкви во имя великомученика Димитрия и преподобного Сергия Радонежского, а в Отенской пустыни – во имя трех святителей, Предтеченский и Онуфриевский храмы. Кроме того, в любимой им Отне, о которой он никогда не переставал заботиться, были возведены настоятельские и братские келии, куплены для монастыря села, разные угодья, заведено хозяйство.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Послушание отец Иона проходил в канцелярии монастыря, а 1 марта 1914 года был направлен на афонское подворье в Константинополе, где прослужил до начала Первой мировой войны, исполняя также череду священнослужения в церкви при Российском консульстве. Турция, вступившая в войну на стороне Германии, потребовала от России вывезти из страны своих подданных. Вместе с сотрудниками Российского Генерального консульства из Константинополя на поезде выехал и иеромонах Иона, имея на руках дипломатический паспорт, выданный ему русским консулом. 14 октября 1914 года он приехал в Россию. Зарегистрировавшись 25 октября на одесском подворье Свято-Пантелеимонова монастыря, поехал в Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь в Кутаисской губернии (ныне Абхазия), чтобы встретиться там со схимонахом Иларионом, автором книги «На горах Кавказа». В Новый Афон, согласно отметке в паспорте, отец Иона прибыл 1 декабря 1914 года. В следующем году батюшка поехал в Москву. Вскоре он смог повидаться с родственниками. Младшая сестра Анна пошла по стопам брата, приняв монашеский постриг с именем Акилина. Старшая Наталья вышла замуж за земляка-однофамильца и жила с семьей в соседнем с Солчино селе Фруктовое, там же, в Луховицкой волости Зарайского уезда Рязанской губернии. В 1916 году по представлению настоятеля афонского подворья в Москве старца Аристоклия иеромонах Иона был награжден от Святейшего Синода золотым наперсным крестом. Старец Аристоклий не благословил отца Иону возвращаться на Афон; велел ехать в Одессу и вообще служить в России, где определят. И еще советовал никогда не вмешиваться в смуту политики. На афонском Пантелеимоновом подворье в Одессе отец Иона прослужил до самого его закрытия в 1923 году. Затем перешел служить в городской Благовещенский храм. В 1927 году и он был закрыт. Тогда батюшку перевели в церковь всех святых на городском кладбище. Но и ее в 1930 году власти закрыли. В том же году отец Иона получил письмо от сестер. Они звали его домой, писали, что в селе Алпатьево, в нескольких километрах от их родного Солчино, преставился батюшка, настоятель Казанской церкви, и его приглашают служить. Отец Иона поехал в Алпатьево.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=260...

Так Иона в своем служении и жизни прообразовал смерть, воскресение и проповедь Иисуса Христа. Отцы церкви говорят о сем так: «Бегущий пророк взошел на корабль, Христос взошел на древо; на море восстала сильная буря, сие волнение моря есть неверие иудеев. Выпал жребий пророку быть свергнутым в море: сей жребий обозначает волю Отца, по которой Христос нисходит в пучину скорбей и смерти. Иона добровольно соглашается быть ввергнутым в море: Иисус Христос добровольно восходит на крест. Иона сходит в море с корабля: Христос нисходит со креста в гроб и в преисподнюю земли. Иона жертвует собой, чтобы спасти претерпевавших бурю: Христос умирает для спасения рода человеческого, обуреваемого волнами греховными. Пророк, взятый зверем, но не съеденный им, молится во чреве его: Иисус Христос, пораженный смертью, но не обладаемый ею, молится за всех людей. Иона невредим пребывает в чреве кита, тело Иисуса Христа неврежденно пребыло во гробе. Иона пребыл во чреве кита три дня и три ночи, — три дня и тря ночи был Иисус в сердце земли. Иона в третий день извергается неврежденным из чрева китова: Иисус Христос силою Божества своего нетленным восстает из гроба в третий день. После чудесного избавления от смерти Иона идет проповедовать покаяние ниневитянам: после воскресения Христа учение Его проповедуется язычникам. До времени бедственного плавания Ионы Ниневия не слышала проповеди покаяния и навлекла на себя гнев Божий, но после того пророк избавил своею проповедью ниневитян от гнева Господня: так единственно смертью и воскресением Христовым род человеческий, погруженный в бездну греховную, избавлен от греха, проклятия и смерти и примирен с Богом». 9. Молитва Ионы во чреве китовом положена в основание 6-й песни канонов. Святая Церковь в плавании Ионы видит не одно прообразование страданий и пребывания во гробе Спасителя, но и подобие нашей жизни. Кораблю Ионы, застигнутому бурей и погруженному волнами, она уподобляет нашу душу, обуреваемую волнами житейского моря, потопляемую грехами, уловляему духовным зверем — диаволом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010