Подобно сему выражается о падшем ангеле от лица Божия пророк Иезекииль: свождах его во ад со снисходящими в ров, и утешаху его в земли дольнейшей вся древеса сладости… сниди со древесами сладости во глубину земную ( Иез.31:16 и 18). Пророк назвал падшего ангела фараоном и уподобил его древу сладости; другие ангелы, увлеченные главным падшим ангелом в погибель, также уподоблены древам сладости по состоянию их до падения. То же место для ада определяет и Священное Писание Нового Завета. Возвещая о нисшествии в ад Своею душою и неразлучным с нею Божеством, Богочеловек сказал: будет Сын Человеческий в сердце земли три дни и три нощи   ( Мф.12:40 ). Объясняя слова Спасителя, блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что Господь исполнил это предсказание Свое, «сошед в преисподнюю землю до ада». Господь, по словам святого апостола Павла, сниде в дольнейшия страны земли , по русскому переводу – в преисподние места земли ( Еф.4:9 ), а по словам апостола Петра, сущим в темнице духовом сошед проповеда ( 1 Пет.3:19 ). «Обоженная душа Христова, – говорит святой Иоанн Дамаскин , – нисходит во ад для того, чтобы как живущим на земли воссияло солнце правды, так и для сидящих под землею во тьме и сени смертной воссиял свет» . В 14м огласительном поучении святого Кирилла Иерусалимского читаем: «Господь наш Иисус во Евангелии сказал: Якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи, тако будет и Сын Человеческий в сердцы земли три дни и три нощи ( Мф.12:40 ). Рассматривая повесть о Ионе, мы находим в ней действие, очень подобное действию Иисуса. Иисус был послан проповедовать покаяние, и Иона послася ( Иона.1:2–5 ). Но он бежал, не ведая будущего, – Иисус же добровольно пришел на покаяние спасительное… Иона был ввергнут во чрево китово – Иисус же сошел волею туда, где был мысленный кит, чтоб смерть извергла пожранных ею, по сказанному в Писании: от руки адовы избавлю я и от смерти искуплю я ( Ос.13:14 ). Иона из чрева китова молился, говоря: возопих в скорби моей и из чрева адова вопль мой ( Иона.2:3 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/posmertnyj-...

Заметь, с какой точностью выражает Спаситель даже и прикровенное Свое пророчество: не говорит Он: в земле, но – в сердце земли, чтобы ясно обозначить Свое пребывание во гробе, и чтобы никто не подумал, будто смерть Его была только одним мечтательным явлением. Для этого же предназначает Он и три дня, дабы никто не сомневался в Его смерти». А история пророка Ионы есть пророчество о Спасителе. Корабль, обуреваемый волнами, есть образ всего рода человеческого до явления Искупителя; он близок был к погибели от нелепых заблуждений и гибельных пороков; бездна вечной смерти готова была поглотить грешников. Но как Иона сам себя обрек на смерть, чтобы спасти всех спутников, так Господь Иисус Христос, как Пастырь добрый, положил душу Свою за овцы Своя. Ужасное чудовище поглощает пророка, и море стихает; так смерть и гроб вземлют от земли живых Господа Иисуса, и умилостивляется этой жертвой Божие правосудие. Иона молился во чреве кита, и Господь молится на кресте за распинателей и с молитвой испускает дух. Три дня и три ночи провел Иона во чреве кита; три дня, хотя и неполных, и три ночи, хотя и не все три обыкновенные, Господь сокрыт был в сени смертной. Владыка жизни сократил этот срок, как бы поспешая открыть миру блаженство спасения, ибо часть дня положил за целый день и затмение солнца от шестого часа до девятого благоволил исчислить за ночь. И как Иона вышел, чудесно сохраненный из чрева китова, так и Господь воскрес из мертвых; как чудо над Ионой привело Ниневитян к покаянию, так воскресение Христово должно привести весь род человеческий к истинной вере и спасению. Разница только в том, что Ниневитяне поверили знамению Ионы и покаялись, а книжники и фарисеи не поверят воскресению Христову и потому заслужат себе сугубое наказание:  НИНЕВИТЯНЕ ВОССТАНУТ НА СУД С РОДОМ СИМ , – говорит Господь, –  И ОСУДЯТ ЕГО ,  ИБО ОНИ ПОКАЯЛИСЬ ОТ ПРОПОВЕДИ ИОНИНОЙ  и заслужили себе милость Божию; их город после этого существовал еще двести лет,  И ВОТ ,  ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ ИОНЫ , ибо, как говорит святитель Иоанн Златоуст : «Иона был раб, а Я – Владыка; он проповедовал разрушение, а Я пришел благовествовать Царствие. И жители Ниневии поверили ему без всякого знамения, а Я представил много знамений; Иона явился с угрозами, а Я с прощением; жители Ниневии были язычники, а с вами общались столь многие пророки. Об Ионе никто не пророчествовал, а обо Мне возвещали все пророки, и дела Мои совершенно согласны с пророчествами. Он убежал от лица Господня, думая устраниться от осмеяния, а Я наперед знал, что буду распят и поруган, и пришел в мир. Он не хотел перенести и мало того унижения, чтобы видеть спасенными Ниневитян, а Я перетерплю смерть, и смерть позорнейшую, и после этого пошлю еще других проповедовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Новгородская паства его, исстари буйная и непокорная, любила его и слушалась. Он умел властным словом своим прекращать распри между новгородцами, и при нем вся земля их пользовалась миром и особым Божиим покровительством. А когда подвластный ему Псков сделал неудачную попытку отделиться от Новгорода и захватил некоторые принадлежащие архиепископскому дому земли, то святитель Иона отнесся к псковичам с любовью и не стал требовать вознаграждения за убытки. Тогда и во Пскове стали почитать его. Чтили его также и все князья русские и литовские, и особенно московские. Между последними и новгородцами, которые никак не могли забыть своих вольностей, часто возникали тяжкие недоразумения, и святитель Иона постоянно был между ними посредником. В 1460 г. в Новгород должен был приехать вел. князь Василий II Темный. Вдруг святитель узнает, что на жизнь его составлен заговор. Немедленно он является в собрание заговорщиков и сильным словом своим останавливает преступный замысел. И когда вел. князь приехал в Новгород, то его приняли с честью. Часто беседовал вел. князь с благостным архипастырем, которого он любил как отца и охотно слушал его советы. В это время произошло воскрешение молодого постельничего вел. князя прп. Варлаамом Хутынским (память его 6 нояб.). Но когда вел. князь уехал, до него дошли вести, что новгородцы хотят поддаться Литве, врагу России, и он решил идти на них с войском, чтобы раз навсегда положить конец их мятежным замыслам. Тогда святитель Иона поехал в Москву заступаться за свою буйную паству, причем дал мысленный обет, что в случае успешного исхода дела он воздвигнет в Новгороде храм в честь прп. Сергия Радонежского. Под Москвой встретили его бояре и духовенство, а в самом городе принял его с любовью митрополит Московский Иона. Великокняжеский двор был полон давно собравшихся бояр, а в самом дворце, внизу у лестницы, стояли сыновья вел. князя. Они взяли его под руки и повели к вел. князю, который ждал его с нетерпением и радостью. Часто беседовали они о делах церковных и гражданских. Раз в присутствии митрополита архиепископ Иона стал особенно горячо заступаться за свой город и просить вел. князя не карать ни в чем не повинных жителей его за небольшую горсть смутьянов. Во время этой беседы он предсказал вел. князю его близкую кончину (+ 1462) и свержение татарского ига при его преемнике. Последнее предсказание особенно обрадовало вел. князя, так как прозорливость новгородского святителя была ему хорошо известна. Он обещал не держать гнева на Новгород, но даровать ему мир. В конце беседы святитель прослезился. «Кто может, — сказал он, — унизить и смирить такой великий и многолюдный город? Только сами граждане своими усобицами. Лишь о том молю Бога, чтобы не было сего во дни мои!»

http://sedmitza.ru/lib/text/437852/

В 1697 году Тотемский воевода Федор Лопухин ходатайствовал перед архиепископом Александром о переводе в Спасо-Суморин монастырь игумена Голубинской пустыни Ионы, которому по старости уже невмочь было управлять полунищим монастырьком. О чём в письме от 24 сентября 206 г. (т. е. 1697 г.) Лопухин пишет Преосвященному Александру: «Побрел, государь, к тебе Голубинской пустыни игумен Иона просить милости, чтоб ты к нему милость показал и учинил ево свободна Голубинскаго монастыря; пожалуй, государь мой, прикажи ему бедному быть во священстве или во братстве в Суморине монастыре, а зело б, государь, ему присвоено по ево старости у раки чюдотворца Феодосия, а служить своего братьею чреда. А церковь, государь, теплая за твоим благословением строитца, а совершитца вскоре; пожалуй, государь, прикажи прислать антимис с ним Переведен ли игумен Иона в Суморин монастырь, неизвестно. Ответного письма не сохранилось. На приведенном письме есть только пометка: «206, сентября во 28 день, привез игумен Иона. Против сего (т.е. в ответ) писано с ним же Ионою и святый антиминс послан». Не этот ли игумен Иона и был духовником Лопухина и основателем Дедовской пустыни? Может быть, первоначально он и служил в Тотьме пономарем в Воскресенской церкви, а потом священником в Богоявленском соборе и иеромонахом в Суморине монастыре. Управляли обителью игумены и строители. У Павла Строева есть следующие сведения о настоятелях-строителях Голубинской пустыни: «Вологодская епархия основана под названием Пермской в 1383 г., кафедра перенесена из Устьвыма в Вологду после 1492 г. … монастырь Голубинская Богородичная пустынь, находится в Тотемском уезде, ныне упразднена. Строители пустыни: Сильвестр, 1652 г., Иона, 1678 г., Илия, 1683–85 гг., Иоасаф, 1688 и 89, игумен 1702 и 1703 гг., уволен, Иона, игумен, определен 1703–1704 В 1744 году за пустыней числилось 17 душ. Упразднена пустынь в 1764 году в связи с сокращением церковных штатов. Бесприходная Богородицерождественская Голубинская церковь обращена в часовню и приписана к Николаевской Ихалицкой церкви. В клировых ведомостях Ихалицкой церкви за 1916 год о часовне уже не упоминается.

http://sobory.ru/article/?object=37058

Первая же небылица была подхвачена Иоасафом, который был рад наделить своего мнимого учителя таким же высокомерием, какое сам он выставлял с таким бесстыдством. Он ссылается на свидетельство некого архимандрита Феодосия из Лютикова монастыря. В приведенном эпизоде речь идет об Ионе, бывшем епископом Тамбовским с 29 марта 1812 года, переведенном 26 (или 29) апреля 1821 года в Астрахань, а с 1 октября 1821 года ставшим экзархом Грузии. По словам Иоасафа, Иона, в начале 1821 года посетив Саров, велел преп. Серафиму явиться к нему из пустыньки в монастырь. Старец отказался, сославшись на то, что он необразованный монах, а епископу пристало общаться с игуменом. Епископ Иона посла л второго гонца, велев передать, что в случае его неявки он прикажет полиции препроводить его в Тамбов в кандалах. Старец вновь отказался, заметив, что епископ Иона в Тамбов не вернется. Епископ Иона покинул Саров, полный решимости по возвращении в Тамбов исполнить свою угрозу, но в ходе поездки узнал о переводе в Астрахань и убедился в прозорливости преп. Серафима. Н. Левицкий, поместивший этот рассказ в примечании и только ради того, чтобы признать его неправдоподобным, отмечает, что Иона вначале был переведен не в Грузию, а в Астрахань. Но все еще проще, поскольку в 1821 году у преп. Серафима не было пустыньки и он жил в монастыре. Как мы уже говорили, лишь с 25 ноября 1825 года он стал проводить дневные часы в том месте, которое постепенно приобрело известность как «ближняя пустынька», по требованию игумена Нифонта возвращаясь ночевать в монастырь. Чичагов упоминает об этом посещении епископа Ионы и датирует его 15 августа 1820 года (109 3/5 — 110 1/2). Тогда преп. Серафим жил в затворе в монастыре — в абсолютном затворе по хронологии Чичагова. Он не отворил двери епикопу, и игумен Нифонт предложил взломать ее, но епископ Иона помешал ему, опасаясь, как он сказал, «погрешить». Спустя неделю преп. Серафим, получив откровение, вышел из абсолютного затвора и начал принимать посетителей. Дивеевские архивы располагают точными сведениями лишь о периоде после 1821 года, и потому весь предшествующий период Чичагов исследовал опираясь на противоречивые источники и тщетно пытаясь примирить их.

http://predanie.ru/book/216406-prepodobn...

Основное содержание Книги пророка Ионы – откровение любви Божией, приводящей язычников ко спасению. Эта мысль в зародыше выражается в том, что впоследствии станет ядром, предвозвещением истины Нового Завета. Это все опять перекликается с Амосом. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания и истины (Первое послание ап. Павла к Тимофею). А ап. Павел так говорит: «Господь долготерпит нас, не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». Наряду с этим книга направлена против узости национальной гордости евреев, чему сам Иона является прекрасным примером. Вообще к нему может быть применимо название «пророк непослушный». Вся его книга состоит из четырех глав и делится на три раздела. 1-й раздел – это призвание и бегство Ионы: «Иона в Фарсис убеже». Убежал он в Испанию. Вы знаете, чем это бегство кончилось – его пребыванием во чреве китове и т.д. Помните: буря, ответ Господа, молитва, ответ, спасение и послушание Ионы. Что же это за рыба, которая называется по-славянски кит? На самом деле это просто большое морское животное, рыба, зверь, который поглотил Иону, и он чудом остался жив. Не так давно в журнале «Вокруг света» был описан случай, произошедший с одним моряком. Он был проглочен кашалотом, который был загарпунен и вскрыт, а моряк остался чудом жив. Что же нам говорит о правдивости описания? Очень много для нас сохраняет предание. Пророка Моисея рисуют с бородой, апостола Павла с маленькой бородкой, так вот Иона на всех фресках изображается полностью лысым. Это воздействие желудочной кислоты рыбы. У моряка тоже впоследствии полностью вылезли все волосы. 2-й раздел (гл. 3–5) – это вера в слово, всеобщее покаяние и плоды покаяния. 3-й раздел – это нерешительность призванного. История, как он не решается вынести приговор Ниневии, потом история с растением. Показывается любовь Божия ко всем людям на Земле. Ключевые слова здесь – «Промысл Божий». Пророк Иона является образом народа Израиля, не исполнившего своего задания по отношению к языческому миру. Израиль не смог до конца быть верным. Но он служит также прообразом Самого Христа Спасителя. «И тридневен яко от чрева кита Иона» – поем мы в Пасхальном каноне.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

2), он обращается к Богу с молитвой, напоминающей псалмы благодарения царя Давида. В начале книги он предстает перед читателями как ярый религиозный националист, желающий блага только для Израиля и ненавидящий всех язычников. Его националистические убеждения становятся причиной того, что он совершает тяжкий грех, возмутившись желанием Бога явить милосердие врагам Своего избранного народа. Он восстает против Божественного повеления. Его представление о власти Бога было так же далеко от совершенства. Попытка бегства указывает на то, что Иона придерживался свойственного людям того времени поверья, будто власть божества сильней в местах его почитания. Иона направляется в Фарсис, финикийскую колонию в Испании, представлявшуюся древним евреям как бы краем земли, в надежде, что там ему будет легче уклониться от контроля Яхве и от исполнения возложенной на него миссии. С другой стороны, можно предположить, что Иона старается удалиться на запад от восточного города Ниневии, чтобы Господь нашел для Своей цели другого пророка, живущего ближе к цели. С точки зрения Ионы, оставить пределы земли, принадлежавшей богоизбранному народу, означало выйти из–под контроля Яхве. Очень скоро Иона научился истине, понял свое заблуждение, но автор книги честно описывает нам Иону как человека, которого Господь избрал и использовал в Своих целях, несмотря на все его глупости и неудачи. Другими словами, Иона вряд ли является примером для подражания. Некоторые из его убеждений и поступков были весьма предосудительны, тем не менее он был вдохновенным пророком, избранным возвещать волю Бога. Начало книги ясно показывает, к чему может привести попытка уклониться от этого призвания. Настоящий автор книги нам не известен. Он мог получить сведения о случае с Ионой по крайней мере из двух источников. Во–первых, это мог быть сам пророк Иона, знавший все детали происшествия, во–вторых, это могли быть моряки, о которых говорится в начале книги, что они обратились к Господу, принеся Ему жертвы после чудесного спасения на море во время бури (1:16).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Обстоятельство это, однако же, не препятствовало оставаться Ионе в Москве и быть на соборах дальнейших. Так, в декабре месяце 1666 года Иона безмолвно присутствовал на собор, осудившем Никона; в 1667 году 10 февраля был при избрании и хиротонии патриарха Иоасафа, а в 1672 году находился при его погребении. В 1674 году Иона участвовал в делах собора, рассматривавшего разные учреждения в Российской церкви и переделы епархий; в 1675 году присутствовал на соборе, рассуждавшем об архиерейских облачениях; в 1678 году – о шествии на осле в неделю цветоносную. В 1676 году Иона Сысоевич находился при короновании царя Феодора Алексеевича; в 1682 году присутствовал на соборе, отменившем местничество; июля 25 того же года участвовал в совершении коронования царей Иоанна и Петра Алексеевичей; в том же 1682 году 2 апреля он находился при хиротонии первого святителя Воронежского – Митрофана, а в 1685 году 8 ноября – при хиротонии Киевского митрополита Гедеона. Митрополит Иона Сысоевич Несмотря на частые и долгие отлучки митрополита Ионы Сысоевич, у него на архиерейском дворе в Ростове шли безостановочно в широком плане задуманные работы по устройству Кремля. Неутомимый труженик, большой знаток и любитель строительства, преосвященный зодчий украсил свою митрополию великолепнейшими по времени зданиями и храмами. Летопись о Ростовских архиереях сообщает пространный перечень построек и работ Ионы Сысоевича в Ростовской епархии. Так, в Ростове Иона «воздвиг дом архиерейский и митрополичий двор оградил оградою каменною по городовому устроению с башнями, с бойницами и с зубцами; устроил двои ворота проезжия, третьи к соборной церкви. На тех вратах церковь Воскресения Христова, каменная, дивным устроением с папертьми, и в ней, и в папертях стенным письмом подписаны; на других вратах к конюшенному двору церковь святого Иоанна Богослова, каменная же, с папертьми иным образцом, и в ней, и в папертях стенным письмом подписаны. На сенях, близ архиерейских келий, церковь Всемилостивого Спаса, каменная же, над хлебнею, особым дивным образцом и стенным письмом подписана.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Много чудес совершал Господь через отца Иону: слепые прозревали, бесноватые и больные исцелялись. В городе Одессе жил известный доктор, профессор Филатов Филатов Владимир Петрович. Он и сейчас еще жив. И я переписывался с ним (1954–1955). Адрес его: Одесса, Пролетарский бульвар (ныне – Французский бульвар. – Ред.), 43, 14. Глубоко верующий.). Принесли слепого ребенка к отцу Ионе. Он велел показать его Филатову. Профессор осматривает его и говорит: “Безнадежен”. Возвращаются родители к Батюшке с ответом Филатова. Отец Иона становится на колени, молится о даровании зрения ребенку; дитя прозревает. Батюшка снова отправляет родителей с исцеленным к Филатову. Профессор в недоумении разводит руками. У одного крестьянина был сын слепорожденный. Мальчику было двенадцать лет. Услышав, что отец Иона исцеляет слепых, крестьянин привез сына к Батюшке. Отец Иона отправил родителей с сыном к Филатову. “Только чудо может помочь ему!” – сказал профессор. Родители вернулись к отцу Ионе. Батюшка предложил оставить мальчика у себя. Дело было в Великом посту. Отец Иона начал молиться о слепом и причащать его. Через две недели мальчик прозрел. После этого случая Филатов стал посещать отца Иону и сделался его другом. Когда спрашивали его, как он нашел способ пересадки ткани, он отвечал: “При помощи молитв отца Ионы”. Как–то ксендзы, услышав про чудесные дела отца Ионы, про изгнание бесов и прочее, пришли в церковь его, желая убедиться в истинности ходивших о нем слухов. С сомнением и любопытством ждали они случая проявления благодатной силы отца Ионы... Привели бесноватых. Вдруг они бросились на ксендзов, стали их бить и кричать: “Что пришли смотреть, что с нами делает и как нас изгоняет Иона?” В другой же раз привели к отцу Ионе бесноватого. Больной стал кричать. Батюшка, после молитвы, сказал духу: – Выйди из него! – Я – страшный! – отвечал бес. – Праведник тебя не боится, а грешный не увидит. Выйди! – тебе говорю! – Я – страшный! – снова повторяет бес. – Праведник тебя не боится, а грешный не увидит! – говорит опять отец Иона.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава I Митрополит Иона. Самостоятельность Русской Церкви и разделение ее на две митрополии К оглавлению Митрополит, с которого началась самостоятельность Русской Церкви, хотя еще неполная, и при котором состоялось окончательное разделение ее на две митрополии, был святой Иона. Он родился в погосте Одноушове, который так назван по фамилии отца его Феодора Одноуша и существует доныне близ Солигалича, уездного города Костромской губернии. Двенадцати лет Иона принял иноческий образ в одной из обителей страны Галичской, а чрез несколько времени перешел в московский Симонов монастырь. Здесь он проходил разные послушания, всецело предаваясь трудам и подвигам духовной жизни, и принадлежал к числу тех немногих иноков, которые ревновали о сохранении в обители ее первоначальных уставов и порядков и за всякое отступление от них смело говорили правду самим настоятелям, хотя немало терпели за то скорбей и гонений. Сохранился рассказ, что однажды, когда Иона нес послушание в пекарне, митрополит Фотий, посетив Симонов монастырь и обходя монастырские службы, зашел в эту пекарню и увидел Иону глубоко спавшим от усталости. Архипастырь не велел будить хлебопека и, заметив, что он держал свою правую руку на голове «согбену, яко благословляше ею», сказал своим спутникам: «Поймите, дети, что инок Иона будет великим святителем в земле Русской и многих неверных обратит к Богу и просветит святым крещением, а наконец сделается пастырем и учителем самому царствующему граду Москве» . Первые две части этого предсказания скоро исполнились. Еще сам Фотий возвел Иону в сан епископа Рязанского и Муромского . И как в пределах его обширной епархии, обнимавшей и некоторые части нынешних епархий Тамбовской и Воронежской, находились целые селения финских племен: мордвы, мещеры, муромы, державшиеся идолопоклонства, то он обратил свою архипастырскую ревность на этих неверных и действительно многих из них привел к истинному Богу и просветил святым крещением . Зато исполнение остальной части предсказания встретило целый ряд препятствий.

http://sedmitza.ru/lib/text/435960/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010