В последующие два столетия несмотря на все трудности, пережитые Церковью, в период, когда императорская власть стремилась к осуществлению контроля над всеми сферами церковной жизни, Православие явило величайшие духовные достижения в тех областях, где государственная бюрократия была не всевластной. XIX век — время расцвета старчества и духовного опыта русских монастырей, время подъема русской церковной науки, расширения сферы духовного образования. Это время святых преподобных Серафима Саровского, Оптинских старцев, великих миссионеров: Иннокентия Московского, Николая Японского, Макария (Невского). Русская Церковь достойно прошла через этот неоднозначный период, сохранив живую веру, и дала христианскому миру в первые же годы жестокого атеистического гонения сотни и тысячи новых мучеников за веру, среди которых были и епископы, и рядовое духовенство, и монашествующие, и миряне. Гонения на Церковь начались сразу после захвата в России власти большевиками, чье атеистическое мировоззрение приняло агрессивную форму богоборчества и террора против Церкви. Устами святого Патриарха Тихона Церковь обличала гонителей веры и одновременно предостерегала своих чад от участия в братоубийственных политических распрях, противных христианскому духу. Труды Первосвятителя не дали осуществиться планам разделения Русского Православия на противоборствующие группировки. Слова «Патриаршая Церковь» стали синонимом верности Христу и готовности пострадать за Него «даже до смерти» (Флп. 2:8). Именно святитель Тихон, чье понимание народной жизни было глубже любых политических предпочтений, сумел встать над политической борьбой и сохранить Церковь. Осуждая антирелигиозный террор, Патриарх уже весной 1918 года принял решение о невмешательстве Церкви в гражданскую войну, ибо его паства — православный народ — находилась по обе стороны противостояния. Нелегок был выбор, перед которым оказался святитель Тихон, а впоследствии и его преемник — митрополит Сергий: это был выбор самой судьбы Русской Церкви: уйти ли ей в катакомбы, порвав с гонительницей-властью; или выстоять перед лицом господствующего атеизма, сохраняя легитимность своей иерархии, догматическую чистоту и самим своим зримым присутствием свидетельствуя, что она и есть в мире «столп и утверждение истины».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205941...

В свою очередь Предстоятель Православной Церкви в Америке сердечно поблагодарил Его Святейшество за приветствие, в частности, отметив: «С большой теплотой вспоминаю мой февральский визит и нашу встречу, когда отмечалось 10-летие интронизации Вашего Святейшества как шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси. Вновь хочу поздравить Вас и передать поддержку всех епископов, духовенства, монашеской братии и всех верующих, всей паствы Православной Церкви в Америке». По свидетельству Блаженнейшего Митрополита всей Америки и Канады Тихона, предстоящие торжества в честь 25-летия подворья Православной Церкви в Америке в Москве и 50-летия автокефалии Православной Церкви в Америке, дарованной Русской Православной Церковью в 1970 году — знаковое событие, которое свидетельствует о нерушимой апостольской традиции и духовной связи между двумя Церквами. «Наши отношения стоят на прочной основе, — подчеркнул Блаженнейший Владыка. — Еще 225 лет назад преподобный Герман и насельники Валаамского монастыря прибыли на Аляску, на остров Кадьяк. За ними последовали святитель Иннокентий, святитель Тихон, святой Иоанн Кочуров и многие другие святые угодники, просиявшие в Северной Америке. Их апостольское служение — прочная основа наших связей. Взирая на их пример, мы черпаем мудрость и вдохновение, стараясь продолжать апостольскую традицию, выполняя заветы Христовы и неся благую весть по всему миру. Благодаря их трудам, мы имеем возможность укреплять наше единство во Христе и развивать отношения со старшей сестрой — Русской Церковью и со всеми остальными Православными Церквами». На состоявшейся после молебна встрече Святейший Патриарх Кирилл выразил удовлетворение высоким уровнем двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Православной Церковью в Америке. Его Святейшество упомянул о таком образовательном проекте, как Летний институт при Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, который, в том числе, оказывает гостеприимство в летнее время представителям разных Церквей, приезжающим для знакомства с жизнью Русской Православной Церкви, в частности, с церковной жизнью города Москвы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5543499...

В течение более 50 лет бесчисленное множество православных христиан со всей Северной Америки находили духовное утешение и укрепление от Матери Божией перед ее святейшей иконой, которая была помещена в Свято-Троицком соборе - том самом соборе, что был построен ровно 100 лет назад под руководством святителя Тихона Московского, который в то время служил архиепископом Североамериканским, а также священномученика Иоанна Кочурова, настоятеля собора. Как хранитель иконы архиепископ Иоанн ожидал того дня, когда настанут благоприятные условия для возвращения иконы в возлюбленный им Тихвинский монастырь, где она почиталась бесчисленным множеством православных с конца 14 века. На прошлой неделе, во время ежегодного паломничества в монастырь святителя Тихона Задонского в Пенсильвании (святитель Тихон Московский также основал этот старейший в Северной Америке монастырь), тысячи православных христиан молились и помазывались у чудотворной иконы перед ее " путешествием домой " . Как волнительно было вглядываться в лица верующих, которые с глубокой верой и любовью прибегали к предстательству Матери Божией! Каким удивительным напоминанием это было для всех о том, что мы, православные христиане из России и Северной Америки, разделяем вместе! В то время как история Православной Церкви в Америке тесно связана с историей ее духовной Матери - Русской Православной Церкви, именно в нашем общем свидетельстве Евангелию и взаимных обязательствах учить и крестить все народы находим мы наше существенное единство в служении другим людям, в утолении духовной жажды тех, которые, подобно самарянке, тоскуют по той самой " Живой Воде " , которая, как напоминает нам св. Ириней, есть Сам Дух Святой. В то время как мы, со стороны одной перспективы, живем в двух разных мирах, наш " истинный дом " - Царство Божие - в полноте являет себя в Теле Христовом - Церкви, превосходит " различные миры " , в которых мы трудимся и живем. Наше общее духовное наследие, из которого святитель Иннокентий и чудотворная Тихвинская икона Матери Божией суть лишь два примера, должно быть основным фокусом нашего внимания, но т.к.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В томах нового 2011 года будет завершена работа над буквой «И», самой большой энциклопедической буквой. Уже в следующем томе, работа над которым завершается в эти дни, будут помещены статьи о Русских Патриархах Иоасафе I и Иоасафе II, о первом Патриархе Московском святителе Иове, о первом автокефальном митрополите Московском святителе Ионе, о преподобном Иосифе Волоцком, а также о святых древней Церкви — Иринее Лионском и Исааке Сирине. Следующий год, завершающий работу над буквой «И» и начинающий работу над буквой «К», будет годом работы над очень сложными и важными богословскими статьями: «Искупление», «Ипостась», «Исповедание веры», а также обширным блоком статей, связанным с каноническим правом. В ближайших томах будут представлены обширные историко-страноведческие материалы об Италии, Ирландии, Испании; о сложной и подчас драматической истории Православия в Иордании, Ираке, Иране. Вот таковы вкратце планы на 2011 год, и мы уверены в том, что с Божией помощью эти планы можно будет реализовать. Помимо представления двух томов, 23-го и 24-го, и краткого рассказа о только что минувшем заседании, о перспективных планах работы Церковно-научного центра на следующий год, я бы хотел также совершить некое приятное и почетное действо и, в первую очередь, огласить Патриаршую грамоту: «Во внимание к усердным миссионерским трудам, за вклад в становление православного киноискусства, исполнение главной роли в фильме " Поп " актер С.В. Маковецкий награждается орденом Русской Православной Церкви свт. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, III степени». Аксиос! С. Маковецкий поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла, Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», коллег по съемкам, выразив пожелание и в дальнейшем принимать участие в подобных проектах «во благо нашей Православной Церкви и нашей культуры». На этом мы завершаем презентацию двух томов «Православной энциклопедии». Я хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто принял участие в заседании Советов, а также тех, кто почтил эту презентацию своим присутствием. Благодарю вас за внимание!

http://patriarchia.ru/db/text/1327681.ht...

Во внимание к трудам по восстановлению собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка Санкт-Петербурга казначей собора Е.А. Муравлева была удостоена ордена преподобной Евфросинии Московской III степени. Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 80-летием со дня рождения клирик Иоанновского ставропигиального женского монастыря Санкт-Петербурга протоиерей Николай Беляев был удостоен ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени. Во внимание к многолетним трудам по спасению жизней людей и в связи с 70-летием со дня рождения заведующий клиникой факультетской хирургии имени С.П. Федорова Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, академик Российской академии наук, заслуженный врач Российской Федерации доктор медицинских наук Н.А. Майстренко был удостоен ордена святителя Луки, исповедника, архиепископа Крымского, II степени. Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с юбилеем настоятельница Иоанновского ставропигиального женского монастыря Санкт-Петербурга игумения Людмила (Волошина) была удостоена медали святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы I степени. На выходе из собора, со ступеней западных врат, Святейший Патриарх Кирилл приветствовал воинов почетного караула. «Хотел бы сердечно приветствовать представителей Семеновского и Преображенского полков наших Вооруженных сил. Очень рад, что сегодня вместе со мной вы молились на освящении этого храма. Мы надеемся, что во благовремении появится еще и Измайловский гвардейский полк — такова традиция наших Вооруженных сил. А тот факт, что наши самые лучшие соединения носят эти исторические имена, имеет огромное воспитательное значение для армии и для всего народа. Желаю вам оставаться всегда верными своей присяге и той огромной духовной и солдатской традиции, которая хранится в истории ваших полков. Пусть Господь хранит вас от всякого зла на долгие и благие лета. Христос Воскресе!» — сказал Святейший Владыка. Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка (Троице-Измайловский собор) был построен в царствование и на средства императора Николая I во второй четверти XIX века в стиле ампир. Строительство храма на месте обветшавшей деревянной церкви было поручено архитектору Василию Стасову. 25 мая 1835 года состоялось освящение нового Троице-Измайловского собора, который до середины XIX века оставался самым большим в Петербурге. Его высота составляет 80 метров, храм вмещает более 3000 человек.

http://patriarchia.ru/db/text/5194657.ht...

Вскоре после нашей встречи я получил официальное назначение на приход в Аньере и владыка Сергий просил меня участвовать как полноправного клирика в жизни Архиепископии, во всех ее собраниях с правом голоса, несмотря на то, что формально я никогда не переходил в ее клир и всегда оставался священником Русской Православной Церкви. В этом была некоторая двойственность, но такова была его воля. Я вспоминаю многие службы. Например, совместную с архиепископом Корсунским Иннокентием на Дарю перед началом пастырского собрания, в котором участвовали клирики двух наших епархий. Встает перед глазами образ владыки Сергия, совершающего архиерейское каждение в храме Трех Святителей на престольный праздник. Не забыть его служение в Аньере на юбилей прихода, когда я сам увидел, что владыка во время приходских обедов никогда не сидит на месте, а начинает обходить все столы, беседуя с прихожанами. Он служил в Аньере также совсем незадолго до своей кончины, в ноябре 2002 года, превозмогая телесную немощь, но с чувством радости о том, как развивается и растет жизнь этого прихода. В тот последний раз, мы подарили владыке от прихода довольно помпезную расшитую золотом митру с византийским двуглавым орлом. Он так ни разу в ней не служил: хотя митра ему понравилась, его смущала, как он говорил, «византийская курица» и он хотел как-то избавиться от этой детали. Я помню его и в трудные моменты... Однажды, по каким-то делам я зашел к нему вечером в его кабинет на Дарю. Это было как раз в момент перехода Никольского прихода в Риме в юрисдикцию Русской Церкви. Было видно, что владыка очень сильно нервничает и переживает... Я не задавал ему вопросов, он сам не имел желания об этом говорить. Вместо этого он заговорил о положении на Украине, о том, что не дай Бог, повторится ситуация подобная той, которая была в 1996 году в связи с кризисом в Эстонии, и что тогда должна делать архиепископия... Для него отношения с Русской Православной Церковью были очень важны, насущны, очевидны. Запомнилось мне его служение во время юбилея храма Трех Святителей, когда владыка Сергий сослужил председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу – нынешнему Патриарху. Для архиепископа Сергия это был и драматический момент, ведь ему пришлось снять с отца Михаила Осоргина наложенное запрещение. Но глава архиепископии нашел в себе и внутренние силы, и благородство, и смирение для того, чтобы во имя сохранения церковного единства и продолжения отношений с Русской Православной Церковью переступить через свои личные чувства.

http://e-vestnik.ru/analytics/arhiepisko...

Грех еще усугубляется, если он не очищается покаянием. Грешник, сознающий свой грех, в очах Божиих заслуживает большего снисхождения, чем тот, кто грешит и говорит: «Это не грех» или: «Не взыщет Бог!» (святитель Макарий, митрополит Московский). Старец Феолог заклял демона сказать о покаянии. Бес отвечал: «Несть ино ничтоже таково в церкви, якоже грехов совершенное и чистое исповедание. То нам более всего зло творит и силу нашу низлагает. Егда есть человек в грехах, то уди его вся связаны и не может стати на добрые дела; егда же чисто грехи исповесть, тогда свободен от всех и волю имать на всякое дело благое». Покаяние – это возвращение от диавола к Богу. Начало доброго пути есть исповедаться священнику от всей души в грехах, а особенно в духовном невежестве, что не имеют совершенного познания о Таинствах христианства, не знают, в чем состоит вера (преподобный Симеон Новый Богослов). В соделанных нами грехах не будем винить ни рождения нашего, ни другого кого, а только себя самих (преподобный Антоний Великий). Господь дал милостиво людям покаяние, и покаянием спасаются все без исключения (преподобный Силуан Афонский). Что касается исповеди – не откладывайте ее. Что такое покаяние и что такое исповедь Не должно одинаково понимать покаяние и исповедь; покаяние значит одно, а исповедь – другое; покаяние может быть и без исповеди, а исповеди без покаяния не может быть; каяться или раскаиваться пред Богом в грехах своих можно и должно всегда во всякое время, а исповедоваться можно только пред духовником и в свое время; покаяние, или раскаяние во грехах, приближает человека к Царствию Небесному и приближает к человеку Духа Святаго, а исповедь без покаяния и раскаяния нисколько не приносит человеку пользы, и не только не приносит пользы, но притворная и не истинная исповедь губит человека, делая его большим преступником, потому что исповедь есть и должна быть действием покаяния (святитель Иннокентий). Во дни Великого поста отверсто все: и небеса для помилования, и грешник для исповеди, и язык для моления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«И так как владыка сказывал их (проповеди) в первые годы епископского служения, когда определяется тип действия архиерейского, – пишут авторы очерка «Святейший Патриарх Всероссийский Тихон в его значении для Американской Православной Церкви», – то мы видим, какое сокровище мы имеем в этих проповедях...» С именем святейшего Тихона связывают начало быстрого развития русских и сербских православных приходов в Америке. Это определило изменение не только географических границ православной епархии в Северной Америке, но уже через два года после назначения его на кафедру в 1900 году титул епископа Алеутских островов и Аляски был изменен на епископа Алеутских островов и Северной Америки. Спустя еще пять лет, после того как было завершено строительство кафедрального собора в Нью-Йорке, туда была перенесена и кафедра архиепископии Алеутской и Североамериканской, а епископ Тихон был возведен в сан архиепископа, имея при этом двух викарных архиереев – Иннокентия (Пустынского), епископа Аляски (1903–1909) и Рафаила (Фававини), епископа Бруклинского (1903–1915). Последний окормлял приходы православных арабов, эмигрантов из Оттоманской Турции, и приходы на восточном побережье Америки. Святитель Тихон стал первым в Америке православным архиепископом. Во время своего визита в Северную Америку в сентябре-октябре 1994 года по случаю празднования 200-летия Православия в Америке Святейший Патриарх Алексий II после литургии в Троицком соборе Сан-Франциско говорил в своем приветственном слове : «Начиная с 1870 года и до 1905 года Сан-Франциско был центром и средоточием церковной жизни на североамериканском континенте». Давая высокую оценку миссионерского служения на этой кафедре епископов Иоанна (Митропольского ; 1870–1877), Нестора (Засс; 1878–1882), Владимира (Сокольского; 1887–1891), Николая (Зиорова ; 1891–1989) и архиепископа (позднее – Патриарха Всероссийского) Тихона, прославленного в лике святых, Патриарх Алексий отмечал: «Служение этих архипастырей было поистине жертвенным и плодотворным. Под своим омофором они собрали не только русских, но и албанцев, арабов, болгар, греков, сербов и многих других. При их непосредственном архипастырском руководстве отсюда, из Сан-Франциско, святая православная вера распространилась по всей территории Соединенных Штатов Америки».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

икона с частицами мощей 12 преподобных старцев Оптинских. Переезд Анапа — Новороссийск: 50 км. Успенский кафедральный собор (г. Новороссийск, ул. Видова, д. 26) Это единственный в Новороссийске православный храм, уцелевший с дореволюционных времен. Освящен в 1905 году как загородный, кладбищенский. Богослужения были прерваны богоборческой властью и возобновлены во время оккупации гитлеровской администрацией. На Пасху 1943 года во время богослужения собор попал под артобстрел. От полученных ран позднее скончался псаломщик. Городское кладбище было стерто с земли еще раньше: в 1930-е годы его частично закатали в асфальт, частично отдали под застройку гарнизонным госпиталем. Здесь, в частности, был похоронен философ Евгений Трубецкой († 1920). На недавно обнаруженной его могиле (на земельном участке госпиталя) установлен памятник. «При строительных работах мы находили множество останков, которые перезахоронили в братской могиле», — говорит прослуживший в соборе два десятка лет бывший его клирик протоиерей Евгений Кузнецов. В 2011 году собор пережил пожар, после которого внутри храм пришлось штукатурить заново. Нынешние росписи созданы известным московским иконописцем Александром Чашкиным. В приходском доме в 1993 году освящен крестильный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в 1998 году возведена колокольня. Святыня мощевик с частицей Животворящего Креста Господня, мощей апостола Марка, великомученика Георгия, мученика Евлогия Палестинского, святителей Феофана Затворника, Тихона, Патриарха Всероссийского, Питирима Тамбовского, Иннокентия, митрополита Московского, преподобных Серафима Саровского, Александры Дивеевской, Марфы Дивеевской, Никиты Столпника, Феофила Печерского, Арсения Коневского, святого благоверного Мстислава Новгородского, святого праведного Иоанна Кронштадтского, святой блаженной Матроны Московской, святителей Спиридона Тримифунтского, Филарета Московского, великомученика Димитрия Солунского, святого праведного воина Феодора Ушакова. Переезд Новороссийск — Дивноморское: 45 км.

http://e-vestnik.ru/society/taman_-_divn...

Как правило, знакомство со святынями Богородского Благочиния и старинного текстильного городка Ногинска (Богородска) начинается с главного собора Ногинска - храма Богоявления Господня. Собор небесного голубого цвета с выделением архитектурных деталей белой колористикой, возвышающийся своей колокольней и мощной ротондой основного объёма, виден со всех окраин города. Виден он и с моста через железнодорожные пути, что возле вокзала станции г. Ногинска, куда туристы и паломники чаще всего приезжают в этот город. К храму ведёт улица Соборная, с 1911 года – улица Богоявленская, в советское время улицу назвали именем Карла Либкнехта – немецкого коммуниста. В XVII в. Рогожа была ямским селом. В ней, у переправы через Клязьму, на месте нынешнего собора стоял храм во имя святителя Николая. В 1755—1767 гг. в селе Рогожа (Старый Рогожский Ям) на пожертвования прихожан был возведен каменный храм в честь Богоявления Господня с приделом во имя Николая Чудотворца. Святой Никола Мирликийский считается покровителем всех путешествующих по суше и по воде. От храма начиналась Малая Троицкая дорога в Троице-Сергиев монастырь, по которой шли толпы паломников к святым мощам Сергия Радонежского (город Сергиев Посад). Каждое лето на этом месте наводили «живой», т.е. временный из деревянных плотов мост или устраивали паром. Позже был построен постоянный мост, простоявший на этом месте до середины двадцатого века. В 1822—1824 гг. к храму пристроили трапезную с приделами: в честь Покрова Божией Матери (в память избавления города в 1812 г. от французов, которое пришлось на праздник Покрова) и во имя святителя Николая. Тогда же построили двухъярусную колокольню. В середине века значительным финансовым подспорьем храму стали пожертвования от владельцев открывшегося в городе крупного текстильного предприятия промышленника А. Елагина и его сыновей. Также существенную роль в этом сыграл и богатый предприниматель – фабрикант Шибаев. Благодаря их вкладам собор был расширен, украшен богатой росписью и окружён декоративной оградой. Для размещения Богородского духовного правления был возведён особый двухэтажный корпус, выполненный в лучших архитектурных традициях того времени. В 1853 году по прошению прихожан митрополит Московский и Коломенский Иннокентий на месте храма разрешил построить новый, более просторный собор.

http://sobory.ru/article/?object=02854

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010