Председатель комиссии по проведению конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2006, 2007 гг.). Библиография работ автора:   Митрополит Климент также автор многочисленных публикаций в центральной и местной печати. Награды: Церковные награды – ордена преподобного Сергия Радонежского II степени, святого благоверного князя Даниила Московского II степени, святителя Иннокентия Московского II степени, мученика Трифона II степени, святого равноапостольного великого князя Владимира II степени, преподобного Серафима Саровского II степени, ордена Поместных Православных Церквей. Государственные награды – ордена Дружбы народов, Почета, медаль «В память 850-летия Москвы». Цель статьи кандидата богословия, доктора исторических наук, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, ректора Калужской духовной семинарии митрополита Калужского и Боровского Климента — выявить особенности представлений о внутренней молитве свт. Феофана Затворника, известного в Церкви аскета и учителя молитвы. Для этого изучаются его письма, поскольку епископ, уйдя в затвор, не только занимался богомыслием и изучением святых отцов Древней Церкви, но также вел активную переписку с разными людьми: и мирянами, и монашествующими. Епископ не излагает целостного понимания молитвы, а в каждом письме, отвечая на вопросы, раскрывает её отдельные стороны. Некоторые из изученных в статье писем уже были опубликованы в разных изданиях, а некоторые ещё не были изданы и хранятся в архиве Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Результатом исследования стал вывод: учение святителя Феофана о внутренней молитве, основанное на личном прохождении подвига исихии, не привносит ничего принципиально нового в учение древних аскетов, но актуализирует святоотеческую мудрость для современников. Вспоминаем статью доктора исторических наук, кандидата богословия, ректора Калужской духовной семинарии митрополита Калужского и Боровского Климента, посвящённую значению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской как примера верности Христу. Читателям портала предлагаем к прочтению доклад митрополита Калужского и Боровского Климента, который был озвучен на Международной научно-богословской конференции «Бог — человек — мир» 2 марта 2021 года в Сретенской духовной семинарии.

http://bogoslov.ru/person/372533

Святых равноапостольных Кирилла (†869) и Мефодия (†885), учителей Словенских великия благоверныя княгини Российския Ольги († 969; в крещении Елены) великаго благовернаго князя Российскаго Владимира (†1015; в крещении Василия) Иннокентия, митрополита Московскаго и Коломенскаго, апостола Сибири и Америки (†1879) Николая, архиепископа Токийскаго, апостола Японии (†1912) и всех прочих отец Российских, во благовестии Христове потрудившихся Иже во святых отец наших святителей и чудотворцев Российских Михаила, митрополита Киевскаго и всея Руси († 992) Феодора, епископа Ростовскаго (†1023) Иоакима Корсунянина, епископа Новгородскаго († 1030) Илариона, митрополита Киевскаго и всея Руси (†ок. 1053) Луки, епископа Новгородскаго (†1060) Леонтия священномученика, епископа Ростовскаго († 1073) Николая, епископа Тмутараканскаго (†после 1088) Иоанна II, пророка, митрополита Киевскаго и всея Руси (†1089) Луки, епископа Белгородскаго (†после 1089) Исаии, епископа Ростовскаго (†1090) Стефана, епископа Владимиро-Волынскаго (†1094) Марина, епископа Юрьевскаго (†1095) Германа, епископа Новгородскаго (†1096) Ефрема, епископа Переяславскаго (†ок. 1098) Николая, митрополита Киевскаго и всея Руси (†ок. 1101 †1103) Никиты, епископа Новгородскаго (†1108) Мины, епископа Полоцкаго (†1116) Амфилохия, епископа Владимиро-Волынскаго († 1122) Феоктиста, епископа Черниговскаго (†1123) Пантелеимона, епископа Черниговскаго (†1142) Евфимия, епископа Переяславскаго (†после 1149) Симона, епископа Суждальскаго (1 пол. XII) Нифонта, епископа Новгородскаго (†1156) Константина, митрополита Киевскаго и всея Руси († 1159) Аркадия, епископа Новгородскаго (†1162) Дионисия, епископа Полоцкаго (†1182) Кирилла, епископа Туровскаго (†ок. 1183) Иоанна, архиепископа Новгородскаго (†1186) Луки, епископа Ростовскаго (†1189) Григория, архиепископа Новгородскаго (†1193) Лаврентия, епископа Туровскаго (†1194) Мартирия, архиепископа Новгородскаго (†1199) Игнатия, епископа Смоленскаго (†ок. 1210) Иоанна, епископа Ростовскаго (†1213)

http://pravoslavie.ru/2368.html

В Китай не войдешь, но китайская диаспора велика, в том числе и в России. О миссии среди китайских студентов рассказал сотрудник московского Китайского патриаршего подворья Константин Гордиц. В России для китайской молодежи устраивают беседы о православии и православной культуре, экскурсии по храмам и древним городам, богослужение на китайском языке, подготовку к крещению и даже трудническую «практику» в монастырях и обучение на регентских курсах. Энергичный молодой миссионер показал множество слайдов и охарактеризовал также особенности православной миссии в Гонконге, Тайване и Сингапуре. На Рождественских чтениях можно услышать не только представителей РПЦ, но и представителей власти. Первый замминистра культуры Иркутской области ознакомил собравшихся с Межрегиональным национальным проектом «Путь святителя Иннокентия (Вениаминова)». Комплекс разнообразных мероприятий: издание трудов святителя, установка поклонных крестов, научные конференции, создание духовно-просветительского центра на его родине в селе Анга – все это приурочено к 220-летию со дня рождения и 40-летию канонизации святителя (эти даты будут отмечаться в 2017 г.). На заседании Миссионерской секции Рождественских чтений также прозвучало еще несколько докладов священнослужителей и мирян. Архимандрит Зосима (Шевчук) из Владимирской епархии своим сообщением «Выбор Руси – предощущение жизни будущего века» откликнулся непосредственно на тему XXIII Рождественских чтений. Юлия Зайцева Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В обители была собрана прекрасная библиотека старопечатных и рукописных книг и большое собрание древних икон. Все это было вывезено из монастыря после его закрытия в 1922 году. Уцелевшая часть этих книг ныне хранится в отделе рукописей Государственного исторического музея. За время существования обители её посетили святитель Филарет (Дроздов), святитель Иннокентий (Вениаминов), святитель Макарий (Невский), священномученик Владимир (Богоявленский) . В Гуслицком монастыре в свою бытность благочинным монастырей Московкой епархии, регулярно бывал также прославленный ныне в лике святых архимандрит Николо-Угрешского монастыря Пимен. С самого начала существования обители ей покровительствовала царская семья. После закрытия монастыря его братия оставалась в обители, деля территорию с расположившимся здесь домом инвалидов. Затем большинство насельников было репрессировано. Трое монахов из братии Гуслицкого монастыря сейчас прославлены в лике святых Новомученников Российских. Это преподобномученик Иоасаф (Крымзин), преподобномученик Петр (Мамонтов) и Преподобномученик Серафим (Булашов). В советский период, в монастыре разместилась колония малолетних преступников, в Преображенском соборе был устроен склад реквизированного имущества. После Великой Отечественной войны в монастыре открыли большой дом инвалидов; затем здесь разместились психиатрический диспансер и интернат. Располагались здесь и некоторые другие светские организации. В 1994 году при монастыре была создана православная община. Ей было передано здание монастырской трапезной, где был устроен храм в честь Преображения Господня. 9 июля 1998 года Святейшим Синодом во главе с патриархом Московским и всея Руси Алексием II было принято решение о восстановлении монастыря; настоятелем монастыря поставлен игумен Георгий (Хлебников). В стенах обители восстанавливается монашеская жизнь, расширяется поле хозяйственной деятельности, ведутся строительные и реставрационные работы. Несколько лет понадобилось для восстановления главного храма монастыря — Спасо-Преображенского собора. В 2008 году он был освящен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

В помощь себе иеромонах Софроний вызвал своего земляка, уроженца города Прилуки, иеромонаха Синесия († 1787, память 10/23 мая, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) и поставил его строителем Ново-Сергиевой пустыни, приписанной к Александро-Невскому монастырю. С того времени дружба двух подвижников – иеромонаха Софрония и иеромонаха Синесия – всё более крепла в едином пастырском делании, они уже были неразлучны вплоть до своей кончины на Сибирской земле. В эти годы Софроний много трудов положил на благоустройство обители и на улучшение преподавания в находившейся при ней семинарии. Совместно с архиепископом Санкт-Петербургским Феодосием (Янковским; † 1750) он заботился о должном укомплектовании монастырской библиотеки. После смерти Иркутского епископа Иннокентия II (Нероновича; † 1746) самая большая по территории Иркутская епархия шесть лет оставалась без духовного окормления. Наконец императрица Елизавета Петровна указом от 23 февраля 1753 года рекомендовала Святейшему Синоду благочестивого наместника Александро-Невского монастыря Софрония как «лицо, не только достойное епископского сана, но и вполне могущее оправдать желание и надежды государыни и Синода подъять бремя епископского служения на далёкой окраине и удовлетворить нужды паствы в суровой стране, среди дикой природы и произвола людского». 18 апреля 1753 года, в Неделю о Фоме, в Большом Успенском соборе Московского Кремля Софроний был рукоположен во епископа Иркутского и Нерчинского. Архиепископ Московский и Севский Платон (Малиновский; † 1754), который участвовал в его хиротонии, преподал ему отеческие наставления на предстоящий подвиг, так как был хорошо знаком с особенностями сибирского духовного быта, предупреждал о своеволии местных властей и советовал подобрать надёжных помощников. Святитель Софроний не сразу отправился в Иркутскую епархию, а воспользовавшись советом владыки Платона, начал подбирать образованных и духовно опытных сотрудников. Святитель Софроний посетил свою первую Красногорскую обитель, был и у святынь Киева, где испрашивал благословение у киево-печерских угодников на своё служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

По окончании богослужения Святейший Патриарх отметил, что за минувшие годы на Сахалине и Курильских островах было построено больше пятидесяти храмов, и выразил признательность правящему архиерею и духовенству епархии. «В каком-то смысле вы находитесь на самой передней линии, а передняя линия всегда самая важная, — сказал Святейший Патриарх. — Пусть Господь дает вам разумения, сил и любви в сердце нести служение своему народу здесь, на Сахалине и на Курильских островах». Предстоятель Русской Православной Церкви также поблагодарил мирян, «которые сегодня трудятся вместе с Церковью, преодолевая тяжкое наследие прошлого и одновременно закладывая прочный фундамент для процветающего будущего Руси». Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 25-летием служения в священном сане епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил был награжден орденом преподобного Серафима Саровского (II степени). Патриарх Кирилл также вручил владыке Даниилу панагию в память о совместной молитве. Святейший Патриарх наградил орденами Русской Православной Церкви представителей местной администрации и вручил Патриарший «Знак материнства», грамоты, подарки и денежные премии многодетным матерям Сахалина. Предстоятель также благословил строительство кафедрального собора Южно-Сахалинской епархии в парке Победы. В тот же день Патриарх Кирилл посетил Свято-Покровский мужской монастырь в городе Корсакове. В монастырском храме в честь Святителя Николая Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. В дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал напрестольное Евангелие. Затем Патриарх Кирилл посетил храм Вознесения Господня. Возвратившись из Корсакова в Южно-Сахалинск, Святейший Патриарх Кирилл посетил храм Святителя Николая Чудотворца. По словам Предстоятеля,  посещение этого храма не входило в программу визита, но, увидев собравшееся у храма духовенство и народ, он решил сделать здесь остановку. В дар храму Патриарх Кирилл передал икону святителя Иннокентия, митрополита Московского.

http://e-vestnik.ru/church/440_na_peredn...

Святынями храма Свт. Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе являются частицы мощей Свт. Мартина Исповедника, Митрополитов Московских Иннокентия и Филлипа, преподобного Серафима Саровского, преподобного Саввы Сторожевского, святого праведного Алексия Мечева, святой равноапостольной Нины и некоторых Киево-Печерских подвижников. После открытия мощей прп. Матроны Московской, в храм Свт. Мартина Исповедника были переданы для поклонения рубашечка (срачица), в которой она была похоронена и частица мощей. Мартина Исповедника, папы Римского, святителя, в Алексеевской Новой слободе церковь (Большая Коммунистическая улица, дом 15/2, строение 1). Первый храм в этой местности был выстроен в 1492 г. Современное церковное здание создано по проекту RR Казакова в стилистике развитого классицизма в 1793–1806 гг. Это – монументальное двухярусное здание, основной объем которого завершает купольная световая ротонда. По углам основного четырехугольного объема поставлены четыре глухих невысоких барабана. На боковых фасадах храма помещены торжественные восьмиколонные тосканские портики; коллонады опоясывают притвор и апсиды; ротонду и верхний ярус колокольни украшают колонны с лепными композитными капителями. Ордерные обрамления венчают и большие окна нижнего яру Трехъярусная колокольня (верхний ярус – цилиндрический) состоит из объемов, постепенно уменьшающихся к верху, и завершается цилиндром, увенчанным шпилем. Храм являлся одним из основных высотных ориентиров всего Заяузья, господствуя над окружающей застройкой и определяя градостроительный силуэт этой местности. В начале XIX в. церковь была расписана (фрески частично сохранились). Ограда относится к концу XIX столетия. Главный престол освящен в честь праздника Вознесения Господня, храм же называли и называют по приделу. Храм закрыли в 1931 г. Вначале 1950-х гг. он ремонтировался. В 1980-е гг. здесь размещалось хранилище Всесоюзной книжной палаты. Богослужения возобновились в 1991 г. Среди святынь храма чудотворная Грузинская икона Божией Матери, частицы мощей святителя Мартина, святителя Филиппа, митрополита Московского, преподобного Серафима Саровского, погребальная срачица (рубашка) блаженной старицы Матроны.

http://sobory.ru/article/?object=02328

попечительский совет по делам правосл. образования и просвещения населения Волгоградской обл. Для организации миссионерской работы создан миссионерский отдел, в 1996 г. открыто миссионерское отд-ние в ДУ. Духовное окормление жителей станиц и хуторов по берегам Волги, Дона и Цимлянского водохранилища осуществляется с помощью 3 плавучих церквей: «Святитель Иннокентий» (1998), «Святитель Николай» (2000), «Святой равноапостольный князь Владимир» (2004). С авг. 1991 г. издается ежемесячная газ. «Православное слово» , с 1993 г. по Волгоградскому телевидению транслируются проповеди Г., духовно-просветительские передачи и программы. Под редакцией Г. с 1997 г. издается сб. научных статей «Мир Православия». Деятельность Г. по обустройству епархии часто встречала неприятие местных властей, доходившее до острых конфликтов. 27 апр. 1997 г. Г. издал указ об отлучении от Церкви прокурора Волгоградской обл. за «действия противоправные, несовместимые с достоинством человека и члена Православной Церкви». В связи с этим архиерей подвергался нападкам со стороны волгоградской прессы. С целью объединения усилий правосл. населения Волгоградской обл. для созидания церковной жизни в 1992 г. было образовано Царицынское об-во возрождения Православия в России. 13 февр. 1996 г. под председательством Г. состоялось учредительное собрание 1-го в России регионального отд-ния Всемирного Русского Народного Собора. В 2000 г. создан Союз правосл. женщин. Стараниями Г. удалось установить конструктивные отношения с волгоградскими властями, привлечь в Церковь значительную часть интеллигенции и молодежи. Решением Свящ. Синода от 15 марта 2012 г. назначен главой новообразованной Волгоградской митрополии . Награжден орденами прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1980), св. Владимира 2-й степени (1987), блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени (1993), свт. Макария, митр. Московского, 2-й степени (2002), гос. орденами Дружбы народов (1988) и Почета (2001). Соч.: Цель поста - преображение человека//ЖМП. 1972. 2.

http://pravenc.ru/text/164775.html

Хабаровск и его духовная семинария, которая по праву может считаться одной из лучших в России, может стать местом духовного развития региона, местом встречи культур и народов, одним из которых является самый крупный сосед России — Китай, считает владыка Иларион. Архипастырь отметил, что, все больше граждан КНР посещают Хабаровский край и проживают здесь на временной или постоянной основе, поэтому все более актуальной становится задача развития православной миссии среди представителей китайской диаспоры в регионе. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата поблагодарил за приглашение в адрес Святейшего Патриарха и обещал передать его адресату. Митрополит Иларион также поделился своими впечатлениями от посещения Хабаровска. Рассказав, что до того он побывал в городе еще в 1985 году, проходя службу в рядах Вооруженных Сил, председатель ОВЦС сказал: «Главное отличие того Хабаровска от нынешнего — это храмы. В то время в городе был один деревянный храм, и я с трудом его нашел. Сейчас город украшают величественные соборы, это свидетельствует о духовном возрождении народа. Рад посетить город. Уверен, что Святейший Патриарх с радостью посетит Хабаровск с Первосвятительским визитом». Участники встречи обменялись памятными подарками, а затем губернатор В.И. Шпорт подробнее ознакомил митрополита Илариона с географией края, рассказал достопримечательностях городов региона, о строящихся храмах. В тот же день состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона с министром по развитию Дальнего Востока, полномочным представителем Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе В.И. Ишаевым. В ходе беседы, продолжавшейся более часа, был обсужден широкий круг вопросов, связанных с развитием дальневосточного региона и укреплением в нем религиозной жизни. В ходе краткой экскурсии по городу митрополит Иларион вместе с митрополитом Игнатием посетили Успенский и Преображенский соборы города. У Хабаровской духовной семинарии митрополита Илариона встречали первый проректор семинарии епископ Бикинский Ефрем, епископ Николаевский Аристарх , студенты и преподаватели духовной школы. На память о посещении Хабаровской семинарии председателю ОВЦС была преподнесена икона святителя Николая. В семинарском храме во имя святителя Иннокентия Московского владыка Иларион поклонился храмовым святыням. На солее его приветствовал митрополит Игнатий:

http://patriarchia.ru/db/text/2293464.ht...

Конечно, за столетие, прошедшее после кончины высокопреосвященного Макария, совершено много открытий, некоторые из сообщений историка требуют уточнения, некоторые догадки не подтвердились. Задачу приблизить труд митрополита Макария к современному знанию выполняют вступительные статьи и научно-редакционные комментарии, подготовленные современными исследователями на основе новейших открытий, конечно, с учетом Церковного Предания и традиций. Этой же цели служит система указателей и хронологических списков. Новое издание «Истории Русской Церкви» было бы неполным, если бы остановилось там, где оборвался фундаментальный труд митрополита Макария — на истории Церкви второй половины XVII в. Две новые книги, посвященые Синодальному периоду в истории Русской Церкви (1721—1917 гг.) и истории Церкви в XX в., написаны современными церковными историками. Эти периоды нашей истории наименее исследованы, здесь еще нет общепризнанных трудов, нет и устоявшихся точек зрения. Тем более, что за прошедшие десятилетия история Церкви последних веков намеренно искажалась, предавалась забвению, а документальные и художественные свидетельства исторической судьбы Русской Церкви зачастую просто уничтожались. Синодальный период в истории Русской Православной Церкви долгое время — с легкой руки внецерковной псевдоисторической публицистики — считался чуть ли не временем упадка Церкви. При рассмотрении церковной жизни во главу угла ставились взаимоотношения Церкви и государства, и фигура Обер-прокурора Святейшего Синода как государственного чиновника заслоняла святителей Иннокентия Иркутского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, преподобных Серафима Саровского, Германа Аляскинского, святых праведных Иоанна Кронштадтского, Ксению Петербургскую и многих других угодников Божиих. Надеюсь, что новый труд по истории Синодального периода сможет восполнить этот существенный пробел в русской исторической науке. История Русской Церкви в XX в. — это 70 лет бесправного положения, угнетения и уничтожения Церкви, это эпоха массовых жестоких репрессий, едва ли сравнимых по своим масштабам даже с гонениями в первые века христианства. Но прежде всего — это история того, как в условиях притеснений, преследований и открытых гонений многочисленные сонмы святителей, священников, монашествующих и простых русских людей явили высоту, величие и благородство христианского духа и свидетельствовали свою верность Христу праведной мученической кровью. Их подвигом и заступничеством Божией Матери Господь сохранил Церковь Русскую.

http://sedmitza.ru/lib/text/435714/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010