К истории России и значению деятельности благоверного князя Даниила было обращено выступление главного редактора издательства «Даниловский благовестник» В.Ю. Малягина. Он отметил важность целенаправленного фиксирования в исторических источниках деятельности князя Даниила по собиранию Русских земель и напомнил о недавней проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в которой Предстоятель Русской Православной Церкви выразил пожелание приурочить день Москвы к дню памяти митрополита Киевского и всея Руси Петра. Важность этого предложения Предстоятеля объясняется тем, что князь Даниил заложил державную основу Московского княжества, а митрополит Петр перенес в Москву кафедру. Также Владимир Юрьевич призвал помнить о том, что личности святого князя и святителя Петра неразрывно соединены в русской истории, потому что именно они служили основой зарождения, укрепления и духовного формирования Московского княжества, а значит и всей последующей истории нашего Отечества. В продолжение пресс-конференции ведущая Ольга Липич задавала вопросы участникам. Вопросы о современной жизни обители, прославлении благоверного князя Даниила и обретения его мощей были обращены к владыке Алексию. Его Преосвященство подробно рассказал об обретении мощей благоверного князя и о современных святынях монастыря. О воспитании молодого поколения, помощи людям с зависимостями и о сельскохозяйственной деятельности обители слова Преосвященного владыки дополнил игумен Иннокентий. Целый блок вопросов о современной православной литературе и об издательстве Данилова монастыря был обращен к Владимиру Малягину, который в свою очередь рассказал о нынешней работе издательства «Даниловский благовестник» и плодах деятельности Издательского Совета Русской Православной Церкви , в работе которого он принимает непосредственное участие. Спикеры пресс-конференции также ответили на вопросы аудитории и представителей СМИ. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6057888.ht...

О, даруй ему и нам Бог неоднократно еще праздновать этот незабвенный день!... Да призрит Господь на единодушное желание паствы еще поучаться его подвигами благочестия и благотворительности, на страже молитвы и поста, его святительской, служебной, проповеднической, ученой, письменной деятельностью! Сколько в творениях старейшего Первосвятителя в России, при глубине мысли, при движении чувства, сколько высокой, достойной бессмертного псалмопевца, поэзии! Какал в них стройность, ясность, сила, сжатость, благозвучность, величавость! Да, «язык Филаретов отвердел в своих гранитных очертаниях и останется навсегда языком Православной Церкви, родным и понятным Русскому люду и всей Славянской братии в целом мире». Николай Сушков 5-го Августа, 1867. Троице-Сергиевская Лавра. Список членов и депутатов духовного звания, прибывших к 5-МУ АВГУСТА 1867 года в Троицкую Сергиеву Лавру 8 I. По Высочайшему повелению Преосвященные 1 . Архиепископ Рязанский Иринарх. 2 . Архиепископ Тверской Филофей (из Викариев Московского Владыки). Присутствующий в Св. Синоде. 3 . Архиепископ Владимирский Антоний. 4 . Архиепископ Нижегородский Нектарий. Присутствующий в Св. Синоде. 5 . Епископ Калужский Григорий. 6 . Епископ Тульский Никандр. II. По своему желанию 7 . Архиепископ Ярославский Нил. 8 . Епископ Полоцкий Савва (из Викариев Московского Владыки). 9 . Епископ Дмитровский Леонид. 10 . Епископ Можайский Игнатий. 11 . Епископ Новомиргородский Софония, Викарий Херсонский 9 . III. Депутаты 1 . От Святейшего Правительствующего Синода 1 . Протоиерей Иоанн Васильевич Рождественский. Присутствующий в Святейшем Синоде. 2 . Из С.-Петербурга 2 . Ректор Петербургской Духовной Академии, Протоиерей Иоанн Янышев. 3 . Ректор Петербургской Семинарии Архимандрит Павел. 4 . Наместник Александроневской Лавры Поликарп. 5 . Кафедральный Протоиерей Колоколов. 3 . Из Новгорода 6 . Эконом Архиерейского Дома Архимандрит Феоктист. 4 . Из Казани 7 . Ректор Казанской Духовной Академии Архимандрит Иннокентий. 8 . Кафедральный Протоиерей Вишневский.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

С 1998 по 2003 г. председатель Фонда по премиям памяти митр. Макария (Булгакова). В 2000-2003 гг. председатель Историко-правовой комиссии РПЦ. Возглавлял редакционный совет ежеквартального журнала Макариевского фонда «Исторический вестник». С 17 марта 2001 по 7 февр. 2004 г. член Совета по взаимодействию с религ. объединениями при Президенте Российской Федерации. Решением Свящ. Синода РПЦ от 7 мая 2003 г. возглавил новообразованный Митрополичий округ в Казахстане с титулом «митрополит Астанайский и Алма-Атинский». С 2003 по 2010 г. был ректором Алма-Атинского ДУ. При М. в Казахстане были построены кафедральный Успенский собор в г. Астана, новая резиденция главы Митрополичьего округа в г. Алма-Ате, возрожден Иверско-Серафимовский жен. мон-рь в Алма-Ате с воссозданным Софийским собором, построено новое здание Епархиального управления. Всего за эти годы в Митрополичьем округе появилось 15 новых храмов. Под руководством М. ведется сбор данных об истории Правосл. Церкви в Казахстане, установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Казахстанских. С 27 июля 2009 г. член Межсоборного присутствия РПЦ. 5 марта 2010 г. назначен управляющим Пермской и Соликамской епархией. С 24 дек. того же года ректор Пермской ДС, с 28 дек. 2011 г. настоятель пермского Стефанова во имя Святой Троицы мужского монастыря и Белогорского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря . 19 марта 2014 г. назначен главой вновь образованной Пермской митрополии с титулом «митрополит Пермский и Кунгурский». С марта 2014 г. по окт. 2016 г. был временным управляющим Соликамской епархией. Решением Синода от 13 апреля 2021 г. поручено временное управление Кудымкарской епархией. М. награжден орденами свт. Алексия Московского 2-й степени (2009), прп. Серафима Саровского 1-й степени (2010), свт. Иннокентия Московского 2-й степени (2014), св. равноап. кн. Владимира 1-й степени, св. блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени, св. кн. Александра Невского (2016); имеет гос. награды: медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (1999), орден Дружбы (2002).

http://pravenc.ru/text/2563120.html

В завершение презентации председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент передал подборку книг Святейшего Патриарха в библиотеку Благовещенской епархии. Также 14 марта в Амурской областной научной библиотеке имени Н.Н. Муравьева-Амурского г. Благовещенска состоялась конференция «Просвещение через книгу». Конференция прошла в формате панельной дискуссии и была посвящена Дню православной книги. Перед началом мероприятия участникам конференции было представлено видеообращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Модератором дискуссии выступил заместитель председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров). Участниками дискуссии стали председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент, писатель, лауреат Патриаршей Литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия В.Н. Николаев и директор Амурской областной научной библиотеки О.С. Праскова. В ходе дискуссии митрополит Климент рассказал об обстоятельствах учреждения Дня православной книги Священным Синодом Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2009 году, а также о том, как за прошедшие годы этот праздник завоевывал интерес у педагогического сообщества, работников библиотек и широкой аудитории. Также председатель Издательского Совета рассказал о Патриаршей литературной премии, конкурсе изданий «Просвещение через книгу» и других просветительских программах, которые направлены на развитие книжной культуры в обществе. В.Н. Николаев поделился своими размышлениями о высокой ответственности писателя и силе нравственного слова, которое способно помочь каждому человеку по-новому посмотреть на состояние своей души и предпринять решительные действия, направленные на исправление своего духовного состояния. Директор Амурской областной научной библиотеки О.С. Праскова рассказала об уникальном опыте создания фонда «Православная народная библиотека имени святителя Иннокентия (Вениаминова)», который в следующем году отметит свое 20-летие. Также Оксана Сергеевна отметила то большое значение, которое приобрел праздник День православной книги в библиотечной сообществе, и рассказала о различных источниках комплектования библиотек православной литературой.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Перед началом Божественной литургии Блаженнейший Митрополит всея Америки и Канады Иона вручил Чрезвычайному и Полномочному Послу Соединенных Штатов Америки в России Джону Байерли награду Православной Церкви в Америке — орден святителя Иннокентия II степени. За богослужением Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о жертвах пожара в Перми. Святейший Владыка молился об упокоении душ людей, «по человеческому неразумию и греховности огнем убиенных».   Среди почетных гостей представительства Православной Церкви в Америке были послы и сотрудники дипломатических учреждений Соединенных Штатов Америки, а также Австралии, Аргентины, Болгарии, Бразилии, Греции, Доминиканской Республики, Египта, Колумбии, Кубы, Латвии, Молдовы, Объединенных Арабских Эмиратов, Перу, Польши, Румынии, Сербии, Франции, Эфиопии и других государств. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит Иона совершили молебен святой великомученице Екатерине.   Затем Предстоятелей Русской и Американской Церквей приветствовал архимандрит Закхей (Вуд), представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси, настоятель храма св. вмц. Екатерины на Всполье. Отец Закхей, в частности, сказал: «Сотни, если не тысячи священнослужителей по всему миру могут только мечтать о служении архиерея Святой Божией Церкви в их храме в день престольного праздника. Мы же, несмотря на свое недостоинство, имеем особую честь приветствовать двух Предстоятелей Поместных Православных Церквей, возглавляющих сегодняшнее празднество. Мы видим, что вокруг вас сегодня собрались архипастыри Православных Патриархатов Антиохии, Сербии и Болгарии, а также священнослужители, представляющие Польскую Православную Церковь и Православную Церковь Чешских земель и Словакии… Сегодня историческое событие не только в жизни нашего храма, не только православной Москвы, не только в жизни Церквей России и Америки, но, действительно, в жизни Вселенского Православия. Сегодня два Предстоятеля Автокефальных Церквей сослужили здесь и возглавили торжества в честь 15-летия московского подворья Православной Церкви в Америке, которое, несмотря на мои немощи, постоянно стремится стать местом встреч, взаимопонимания, любви и примирения, и даровали нам этот праздник радости и единства, которые могут происходить только от Самого Христа».

http://patriarchia.ru/db/text/960429.htm...

Святители: 1. Святитель Феоктист, Епископ Черниговский (+ 1123, память 5/18 августа и в Соборе Печерских Святых). Часть территории Черниговской Епархии входит в настоящее время в состав Брянской Епархии. 2. Святитель Феогност. Митрополит Киевский и Московский (+1353, память 14/27 марта). Жил некоторое время в Брянске. 3. Святитель Феодосий, Архиепископ Черниговский (+1696. память 5/18 февраля и 9/22 сентября). Часть территории Черниговской Епархии входит в настоящее время в состав Брянской Епархии. 4. Святитель Иоанн, Митрополит Тобольский (+1715. память 10/23 июня). Был наместником Свенского монастыря. 5. Святитель Филофей, Митрополит Тобольский, в схиме Феодор (Лещинский; +1727, память 31 мая/13 июня и в Соборе Сибирских Святых). В 1701-1702 гг. был наместником Свенского монастыря. 6. Святитель Иннокентий (Борисов), Архиепископ Херсонский (+1857, память 25 мая/7 июня). 7. Святитель Филарет, Митрополит Киевский, в схиме Феодосий (Амфитеатров: +1857, память 21 декабря/3 января и в Соборе Сибирских Святых). Был учителем, а затем ректором Сенекой Духовной Семинарии и настоятелем Свенского монастыря 8. Святитель Игнатий, Епископ Ставропольский и Кавказский (Брянчанинов; +1867, память 30 апреля/13 мая). Подвизался послушником в Площанской пустыни. 9. Священномученик Макарий, Епископ Орловский и Севский (Гневушев; +1918, память 22 августа/4 сентября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). Город Севск в настоящее время входит в состав Брянской Епархии. 10. Священномученик Митрополит Серафим (Чичагов; +1937, память 28 ноября/11 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). В 1906-1908 гг. был Епископом Орловским и Севским. 11. Священномученик Дамаскин, Епископ Стародубский (Цедрик; +1937, память 2/15 сентября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). Город Стародуб в настоящее время входит в состав Брянской Епархии. 12. Священномученик Серафим, Архиепископ Орловский и Севский (Остроумов: +1937, память 25 ноября/8 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). Город Севск в настоящее время входит в состав Брянской Епархии.

http://pravicon.com/info-1882

Хочу сказать о тех маяках, о тех прекрасных людях, которые встречались мне на жизненном пути, благодаря которым пришел я в Церковь. Во встречах с ними мне видятся, по выражению святого равноапостольного Николая Японского, «многие действия и пути благодати Божией, как отражения светила в каплях воды» (Дневники, т. 3, стр. 134). Это Мария Николаевна Соколова — монахиня Иулиания, основатель и руководитель иконописного класса в Московских духовных школах. Именно от нее услышал я совет о поступлении в семинарию. Это архимандрит Иоанн (Крестьянкин), к которому привел меня Господь сразу после моего крещения. Два десятилетия общения с этим духовным наставником были для меня временем общения со святоотеческой мудростью. По его благословению пришел я работать в Издательский отдел Московского Патриархата. Памятны и ценны для меня годы работы в редакции «Журнала Московской Патриархии» под руководством архимандрита Иннокентия (Просвирнина) и под строгим оком митрополита Питирима (Нечаева). Но главным событием в жизни стало для меня принятие священного сана, которого в 1990 году я удостоился по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Под святительским омофором владыки проходило все мое дальнейшее служение. В нем нашел я и богомудрого наставника, и любящего отца. Именно от владыки митрополита услышал я глубоко запавшие мне в душу слова его незабвенного аввы — великого иерарха нашей Церкви митрополита Никодима (Ротова): «Ничего для себя не ищи и ни от чего не отказывайся». Памятны для меня слова владыки, которыми наставлял и утешал он меня в дни скорби. Долгая болезнь и смерть моей супруги — тот крест, который помогала мне нести святительская молитва владыки митрополита. С радостью воспринял я от его руки и монашеский постриг. Ныне призван я, недостойный, милостивым изволением Святейшего Патриарха и Священного Синода к высокому и ответственному служению Церкви Христовой, к служению в сане архиерейском. Осознаю, что служение епископа — это неустанный труд, требующий мудрости и полной самоотдачи, терпения и любви, ведь епископ, как гласит 39-е Правило Святых Апостолов, ответ Богу воздаст о душах вверенных ему людей Божиих. Сознавая свою человеческую немощь, я уповаю только на всемилостивую помощь Того, Кто сказал: сила Моя в немощи совершается (2 Кор. 12:9).

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_nikolay...

Эти земли царь Василий Шуйский пожаловал Лавре еще весной 1609 года в память героической обороны монастыря от польско-литовских войск. В 1630-х годах здесь образовалась лаврская слободка. Ее приходским храмом стала деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом преподобных Сергия и Никона, игуменов и чудотворцев Радонежских. По пути из обители в столицу в этих местах останавливались насельники Лавры: Троицкая дорога проходила как раз мимо Троицкой слободы. В начале дороги в 1695 году была выстроена знаменитая Сухарева башня. И в XVIII веке Подворье получило название Троицко-Сухаревского. В 1815 году оно становится постоянной резиденцией московских митрополитов – настоятелей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Поэтому и в документах, и в литературе Троицко-Сухаревское подворье часто называлось Митрополичьим. Первым здесь поселился архиепископ Августин (Виноградский) – духовный писатель и блестящий проповедник. В 1819 году его сменил митрополит Серафим (Глаголевский). А с 1825 года на долгие 46 лет хозяином Подворья становится митрополит Филарет (Дроздов). Он пожертвовал значительную сумму денег на устройство благотворительного учреждения при Троицкой церкви. В 1868 году сюда переезжает новый Московский митрополит Иннокентий (Вениаминов), просветитель Алеутских островов и Аляски. При нем восточной стороны домовой церкви Митрополичьих палат был достроен второй придел. 17 сентября 1875 года его освятили в честь Иверской иконы Божией Матери. В 1898 году на Московскую кафедру вступает митрополит Владимир (Богоявленский) – строгий и мудрый архипастырь, пламенный проповедник. При нем над домовым храмом возводится световой барабан, сооружается купол и устраивается колокольня. 1 сентября того же года митрополит Владимир в сослужении наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Павла (Глебова) совершил полное переосвящение храма. Святитель Макарий (Невский), ревностный миссионер, просветитель алтайского края, молитвенник и аскет занимал московскую кафедру с 1912 по 1917 год. При нем в 1913-1915 годах возводится трехэтажный надвратный корпус.

http://sobory.ru/article/?object=04015

28 апреля члены делегации Православной Церкви в Америке посетили Сретенский монастырь, где поклонились святыням обители, осмотрели издательство монастыря и познакомились со студентами Сретенской духовной семинарии. В тот же день в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Блаженнейшим Митрополитом Ионой. Приветствуя гостя, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «С Вашим именем связывают большие надежды очень многие и в Вашей Церкви, и в Церкви Русской. Само Ваше избрание, которое состоялось спустя 11 дней после Вашей архиерейской хиротонии и прошло при таком воодушевлении, такой большой поддержке людей, свидетельствует о том, что здесь действует рука Божия. Именно Вам предстоит многое сделать для того, чтобы волны, которые были подняты в жизни Православной Церкви в Америке, улеглись, чтобы жизнь Церкви вошла в свое русло. Уверен, что так и будет... Нас радует, что Ваше знакомство с Православием началось в приходе Русской Православной Церкви. Особенно для нас важно, что первый опыт монашеской жизни Вы получили здесь, в России, в Валаамской обители», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Обратившись затем к теме миссионерства и православного просвещения, Патриарх Кирилл отметил: «Ваши высказывания после избрания свидетельствуют о том, что Вы намерены уделять большое внимание миссионерской работе, что полностью совпадает и с моим пониманием приоритетов деятельности Предстоятеля Церкви. В Соединенных Штатах и в России сегодня реальное миссионерское поле — не нужно ехать в Африку, чтобы вести миссию». В ходе беседы обсуждались вопросы двусторонних контактов, межправославных отношений и духовных нужд многочисленных русскоязычных православных верующих в Америке. Темой обсуждения стала также возможность принесения на американский континент мощей святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В завершение встречи Святейший Патриарх Кирилл вручил Блаженнейшему Митрополиту Ионе и членам американской делегации награды Русской Православной Церкви и памятные подарки. Со своей стороны, Блаженнейший Митрополит Иона вручил Святейшему Патриарху Кириллу орден святителя Иннокентия Московского (I степени) — награду Православной Церкви в Америке, учрежденную в честь просветителя Сибири и Америки.

http://e-vestnik.ru/church/blazhennejshi...

4. Русский перевод. Когда с течением времени славянский язык стал значительно отличаться от русского, для многих чтение Священного Писания сделалось затруднительным. Вследствие этого был предпринят перевод книг на современный русский язык. Сначала по указу императора Александра I и по благословению Святейшего Синода был издан Новый Завет в 1815 году на средства Российского библейского общества. Из ветхозаветных книг была переведена только Псалтирь — как наиболее употребительная в православном богослужении книга. Затем, уже в царствование Александра II, после нового, более точного издания Нового Завета в 1860 году, появилось печатное издание законоположительных книг Ветхого Завета в русском переводе в 1868 году. В следующем году Святейший Синод благословил издание исторических ветхозаветных книг, а в 1872 году — учительных. Между тем в духовных журналах стали часто печататься русские переводы отдельных священных книг Ветхого Завета. Так что полное издание Библии на русском языке появилось в 1877 году. Не все поддерживали появление русского перевода, предпочитая церковно-славянский. За русский перевод высказывались святитель Тихон Задонский, митрополит Филарет Московский, позже — святитель Феофан Затворник, святой Патриарх Тихон и другие выдающиеся архипастыри Русской Православной Церкви. 5. Другие переводы Библии. На французский язык Библия впервые была переведена в 1160 году Петром Вальдом. Первый перевод Библии на немецкий язык появился в 1460 году. Мартин Лютер в 1522—1532 году вновь перевел Библию на немецкий язык. На английский язык первый перевод Библии сделал Беда Почтенный, живший в первой половине VIII века. Современный английский перевод был сделан при короле Иакове в 1603 и издан в 1611 году. В России Библия была переведена на многие языки малых народов. Так, митрополит Иннокентий перевел ее на алеутский язык, Казанская Академия — на татарский и на другие. Наиболее преуспели в переводах и распространении Библии на разных языках Британское и Американское библейские общества. Теперь Библия переведена более чем на 1200 языков.

http://pravmir.ru/bibliya/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010