После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о скорейшем восстановлении мира. По благословению Его Святейшества молитва совершается во всех храмах Русской Православной Церкви.  За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан пресвитера диакона Александра Халатова, клирика храма Царственных страстотерпцев, Патриаршего подворья в Войковском районе г. Москвы, преподавателя Перервинской духовной семинарии г. Москвы.  Проповедь перед причастием произнес иерей Алексий Веретельников, клирик храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгине г. Москвы. Затем Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Николаевского и Богородского Иннокентия на служение и вручил ему архиерейский жезл. Новорукоположенный иерарх по традиции преподал верующим первое архипастырское благословение. Святейший Владыка совершил славление Пресвятой Богородице, после чего вознес молитву святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея России.  Предстоятель Русской Православной Церкви произнес  проповедь .  Затем состоялось вручение Патриарших наград.  Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 40-летием служения в сане пресвитера протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы, был удостоен ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени.  Во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 40-летием со дня рождения президент Российской ассоциации производителей удобрений Андрей Андреевич Гурьев был награжден орденом благоверного князя Александра Невского II степени. «Еще раз всех вас, дорогие мои, поздравляю с праздником! Молитвами святителя Тихона да сохранит всех нас Господь в мире, любви и единомыслии, а Церковь нашу — в прочном единстве! Храни вас Господь», — сказал в завершение Святейший Владыка.  По древней традиции в праздник Благовещения после богослужения, при участии членов движения «Православные добровольцы», Святейший Патриарх Кирилл выпустил в небо голубей с восточной паперти кафедрального собора.

http://patriarchia.ru/db/text/5915251.ht...

Целью реформ, по убеждению свт. Иннокентия, должно было стать радикальное изменение положения Церкви в государстве, достижение реальной независимости духовной власти от светской, усиление власти архиереев, развитие общественно-самоуправляющих начал в приходской жизни. Целью реформ, проводимых обер-прокурором Св. Синода Д.А. Толстым (1866-1880), было некоторое улучшение положения духовного сословия путем предоставления различных льгот священно- и церковнослужителям и приходским общинам при умалении и подрыве и без того ограниченной власти архиереев, к которым Толстой относился враждебно, при подавлении соборных начал в Церкви. Все это в итоге должно было привести к дальнейшему сохранению и консервации синодальных порядков, к усилению позиций государственных чиновников в области контроля над Церковью. В этом, думается, разгадка парадокса, который заключался в том, что консерватор Толстой поступал по отношению к Церкви в обличии ярого реформатора. Он был не только консерватором. Как умный и циничный прагматик Толстой хорошо понимал, какие из реформ послужат укреплению синодального строя, а какие для него смертельно опасны. Назначение свт. Иннокентия в январе 1868 г. митрополитом Московским и Коломенским на место умершего в ноябре 1867 г. свт. Филарета (Дроздова) создало у архипастыря иллюзию, что происшедшее в результате этого существенное усиление его позиций в Синоде (как член Св. Правительствующего Синода он становился по значению третьим после Петербургского и Киевского митрополитов) позволит ему добиться у государя и правительства осуществления в церковной сфере его важнейших и заветных идей. Рассмотрим теперь поэтапно, что же у свт. Иннокентия получилось по каждой из проектируемых им церковных реформ: 1) " соборной " , 2) духовно-учебной, 3) духовно-судебной, 4) сословной, 5) приходской, 6) монастырской, 7) миссионерской. 1. " Соборная " реформа Вступив на митрополичье служение, свт. Иннокентий полагал, что ему удастся воплотить свою давнюю, выстраданную идею - восстановить древнее соборное устройство Русской Церкви как наиболее отвечающее правилам св. апостолов и св. отцов. Это означало бы прекращение унизительной зависимости Церкви от государства и ниспровержение того синодального порядка, который был установлен еще Петром I и превращал Церковь в придаток бюрократической машины. Следует отметить, что этот план был связан с предложением об отмене Духовного Регламента Петра Великого, возвращением Церкви к допетровским порядкам, восстановлением патриаршества, поднятием значения церковной иерархии. Святитель Иннокентий, таким образом, выступал как один из предшественников того широкого общественного движения за восстановление патриаршества и всероссийских соборов ( " как было встарь " ), которое охватило в 1900-х годах все круги русского общества.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

В сугубую ектению были включены особые прошения о ныне чествуемом Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле. После сугубой ектении Предстоятель Русской Церкви вознес молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Андрей Ткачев, клирик храма Воскресения Словущего на Успенском вражке г. Москвы. На телеканале «Союз» осуществлялась прямая трансляция торжественного богослужения. По окончании Литургии был совершен благодарственный молебен. Молитву прочитал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Затем Блаженнейший митрополит Онуфрий огласил  поздравительный адрес  Святейшему Патриарху от имени членов Священного Синода Русской Православной Церкви, после чего преподнес Его Святейшеству Казанскую икону Божией Матери, Патриарший параман и букет цветов. Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов поздравил Святейшего Владыку от лица Президента Российской Федерации В.В. Путина. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с  Первосвятительским словом . Во внимание к усердным трудам на благо Церкви Святейший Патриарх Кирилл удостоил церковных наград архипастырей и пастырей, отмечающих знаменательные даты. В связи c 65-летием со дня рождения и 25-летием архиерейской хиротонии  митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион  награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского I степени. В связи с 25-летием архиерейской хиротонии и 65-летием со дня рождения  митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий  награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского I степени. В связи с 75-летием со дня рождения  митрополит Феодосийский и Керченский Платон  награжден орденом преподобного Серафима Саровского I степени. В связи с 85-летием со дня рождения и 40-летием архиерейской хиротонии  митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава  награжден орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени. В связи с 60-летием со дня рождения  митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон  награжден орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4364987...

Двадцать седьмого декабря 2001 года Священный Синод почислил архиепископа Анатолия за штат согласно поданному им прошению и благословил продолжить служение на приходе ставропигиального Покровского храма в Манчестере. На заседании Священного Синода, состоявшемся 17 июля 2002 года, архиепископу Анатолию было поручено продолжить служение в Сурожской епархии в должности викария с титулом «Керченский». Девятого ноября 2010 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архиепископ Анатолий, с благодарностью и высокой оценкой архипастырских трудов, был освобожден от обременительных в его 80-летнем возрасте обязанностей настоятеля с оставлением права беспрепятственного служения в манчестерском Покровском храме. Решением Священного Синода от 4 мая 2017 года архиепископ Анатолий был почислен на покой по состоянию здоровья. Местом пребывания Синод определил Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь. Архиепископ Анатолий был удостоен многих церковных наград: ордена святого равноапостольного князя Владимира (III степени в 1964 году, II степени в 1980 году); ордена преподобного Сергия Радонежского (II степени) в 1980 году; ордена святых апостолов Петра и Павла (Антиохийская Православная Церковь) в 1980 году; ордена святой равноапостольной Марии Магдалины (Польская Православная Церковь) в 1988 году; ордена святого благоверного князя Даниила Московского (II степени) в 1990 году; ордена святителя Иннокентия Московского (III степени в 2000 году, II степени в 2005 году); ордена святого преподобного Серафима Саровского (II степени в 2006 году, I степени в 2012 году); ордена (I степени) святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, в 2015 году. Вся жизнь владыки Анатолия была исполнена ревностного служения у Престола Божия, заботой и попечением о духовенстве и пастве. В последние годы архиепископ Анатолий тяжело болел, но не оставлял своего молитвенного подвига. Владыка мирно почил 26 января 2024 года.   Двадцать восьмого января в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры было совершено отпевание почившего архипастыря и его погребение в историческом некрополе Московской духовной академии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла отпевание совершили наместник Свято-­Троицкой Сергиевой лавры, ректор Московской духовной академии епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл и епископ Сурожский Матфей, временно управляющий Патриаршими приходами в США и Канаде.

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhiepisk...

6 января 2005 г.— состоялось освящения нижнего храма Одесского Спасо-Преображенского кафедрального собора в честь святителя Иннокентия , одесского чудотворца и торжественное богослужение. 21 июня 2010 г. — Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Предстоятель Русской православной церкви Кирилл в сослужении Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, Высокопреосвященнейшего Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела освятил Верхний храм Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора. 3 июля 2011г. – в день празднования Собора Одесских святых, Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский совершил освящение престола правого придела возрожденного Спасо-Преображенского Одесского кафедрального собора в честь святителя Петра, митрополита Московского. 18 июля 2011 г. – в день обретения мощей святителя Иннокентия (Борисова) Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский совершил освящение левого придела в честь святителя Алексия, митрополита Московского/ Описание [ править править код ] При восстановлении Собора главным правилом было соблюдение всех параметров прежнего разрушенного храма, фундамент которого сохранился и служил главным ориентиром при строительстве. Также архитекторы и строители руководствовались фотографиями, сделанными после последнего обновления храма в 1903 году. В плане собор имеет вид вытянутого латинского креста, зданию присуща русская самобытность, но при этом его архитектура отражает и европейские мотивы в стиле ампир, мотивы греческого зодчества и русского классицизма. Внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора Колокола для новой 77-метровой колокольни были доставлены в Одессу из Пиреи (Греция). Они отлиты из бронзы высокого качества с добавлением серебра одними из лучших мастеров мира. 13 малых и один большой колокол (самый большой на Украине) стали самым крупным и сложным заказом для греческих мастеров. Колокола уникальны, каждый из них соответствует определенной ноте, не обошлось и без высоких технологий – роль звонаря теперь выполняет компьютер, в который заложено 99 мелодий.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

3) Лента ордена шелковая муаровая, шириной 100 мм, белая, с двойной красной каймой по краям и широкой красной полосой по центру. В месте крепления к ленте Знака ордена расположен кавалерский бант. Лента носится светскими лицами чрез правое плечо, архиереями и клириками — на шее. 4) Звезда ордена носится на левой стороне груди и при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается вслед за орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского, I степени. 5) Планка ордена представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую орденской лентой. В центре орденской планки расположена миниатюрная двенадцатиконечная золоченая Звезда ордена. Размеры планки ордена: 28x14 мм. Крепление — булавка. 6) Планка ордена может носиться кавалерами на повседневной одежде, и располагается в таких случаях на левой стороне груди. При наличии других орденов Русской Православной Церкви планка ордена равноапостольного Николая I степени располагается вслед за планкой ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского, I степени. Второй степени: 1) Знак ордена представляет собой позолоченный четырехконечный крест, ветви которого сужаются от центра к вершинам и покрыты белой эмалью. В центре креста — круглый медальон с образом святого равноапостольного Николая. В правой руке у святителя жезл с сулком, в левой — открытое Евангелие. Изображение святого поясное. По сторонам, над плечами, имеются изображения: слева — гора, справа — храм Николай-До. Вокруг медальона расположен пояс, покрытый красной эмалью. Внутри пояс разделен двумя знаками «•» на две части — верхнюю и нижнюю. В нижней части пояса имеется стилизованная надпись СВ. РАВН. НИКОЛАЙ АРХИЕП. ЯПОНСКИЙ (святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский). В верхней части пояса аналогичная надпись на японском языке. Пояс окаймлен рантом, покрытым белой эмалью. Знак посредством ушка, кольца и треугольной рамки крепится к орденской ленте. На обратной стороне Знак ордена имеет номер, зарегистрированный в Комиссии по наградам. Материалы: серебро с позолотой, холодная эмаль. Размеры Знака ордена: 55x55 мм.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2452039...

22 октября 1861 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, монахиня Антония была произведена митрополитом Филаретом в сан игумении и назначена настоятельницей московского Страстного монастыря. Мать Антония до конца своих дней чтила святителя, из рук которого получила игуменский посох, часто прибегала к его советам и следовала его наставлениям. По настоянию митрополита Филарета, поощрявшего введение начал общежития в штатных монастырях, она устроила в Страстном монастыре общую трапезу. Обитель, находившаяся в запущенном состоянии, была капитально отремонтирована, построены новые жилые корпуса и богадельня. В 1870 году игумения Антония за благоустройство монастыря была награждена наперсным крестом. 4 февраля 1871 года митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов), назначенный на место почившего митрополита Филарета, перевел игумению Антонию в московский Алексеевский монастырь. В указе о ее назначении говорилось: «Место настоятельницы Алексеевского монастыря, за кончиною игумении Иларии, праздно. Как управление сим монастырем, где, по причине кладбища, постоянный приток мирских людей требует в настоятельнице опытности, то перевести на настоятельское место Алексеевского монастыря игумению Страстновского монастыря Антонию, как доказавшую немало временным служением начальственную опытность и деятельность». Будучи воспитанницей общежительной Спасо-Бородинской обители и верной последовательницей святителя Филарета, игумения Антония и на новом месте стала вводить начала общежития: учредила общую трапезу и общие работы, распорядилась отапливать кельи за счет средств монастыря. 17 мая 1871 года была совершена закладка трапезного корпуса. А уже 21 ноября 1871 года митрополит Московский Иннокентий освятил новое двухэтажное здание и благословил начало общей трапезы. На первом этаже были устроены кухня, большой зал для трапезы и кельи для сестер, служащих при ней. Второй этаж занимали мастерские — золотошвейная, живописная, чеканная и переплетная. Это было первым серьезным шагом к восстановлению общежительного устава в Алексеевском монастыре, введенного еще его первой настоятельницей игуменией Иулианией — «общему житью женскому начальницы».

http://e-vestnik.ru/analytics/vospitatel...

Великий миссионер XIX века святитель Иннокентий (Вениаминов) начал священническое служение на Аляске. И там, и в Сибири он умножил свои таланты миссионера и закончил свою жизнь митрополитом Московским. Святитель Иннокентий был причислен к лику святых в 1977 году Русской Православной Церковью по просьбе Православной Церкви в Америке. Святитель Тихон, Патриарх Московский, в сане епископа (потом архиепископа) в начале XX века несколько лет подвизался во главе православной миссии в Северной Америке. Он вел эту миссию, расширявшую свою деятельность по всей Америке, по всем Соединенным Штатам и Канаде. Святитель Тихон предвидел будущее этой миссии как автокефальное бытие Православной Церкви в Америке. В 1970 году Русская Православная Церковь даровала автокефалию Православной Церкви в Америке, тем самым исполняя пророчество святителя Тихона. Этим действием она соделала юную Православную Церковь в Америке своей Церковью-сестрой. В истории, которая была сейчас кратко изложена, мы видим много страданий и много трудностей, много радостей и большие достижения. В XX веке мы видим период преследований и гонений Русской Православной Церкви, которая дала миру великое множество мучеников и исповедников, свидетельствовавших о Христе. В конце прошлого века началось время обновления и возрождения православной жизни в России. Сегодня мы видим, что Русская Православная Церковь исполняет свое миссионерское служение в русском обществе, проповедуя слово Божие и служа людям делами милосердия. Двадцатый век был трудным веком и для Православной Церкви в Америке. Русская революция и преследование Православной Церкви в России отражалось трудностями и в церковной жизни в Америке. В течение десятилетий нормальные связи, полноценное общение между Россией и Америкой не были возможны. Церковь в Америке в этот период приобрела новую силу и новое видение своей миссии и своей идентичности. Сегодня Православная Церковь в Америке видит плоды миссионерского роста в количестве новых приходов, миссий, монастырей, богословских школ, программ религиозного образования для детей и юношества и в издании многих трудов, научных и популярных, по православному богословию.

http://patriarchia.ru/db/text/3865307.ht...

Но митрополит Филарет не дал ему долго нести тяжелую заботу о семье. По его всеподданнейшему докладу Государю, дочери протоиерея Вениаминова были помещены в Патриотический институт, а сыновья в Петербургскую духовную семинарию. Попечителем над детьми назначен был бывший в то время С.-Петербургским губернским предводителем дворянства, А. М. Потемкин, супруга которого, известная благотворительница, Татьяна Борисовна, охотно взялась следить за воспитанием дочерей о. Иоанна, которым заменила мать. И тогда только о. Иоанн Вениаминов, слыша голос Божий в событиях своей жизни, пошел туда, куда Господь направил его стопы. Он решился принять монашество. Пострижение его в монашество совершил Московский митрополит Филарет 29 ноября 1840 года, причем, по собственному желанию отца Иоанна, ему дано было имя Иннокентия, в честь Святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского. На следующий день, 30 ноября, во время литургии, владыка Московский возвел монаха Иннокентия в архимандриты, а на утро, 1 декабря, его пожелал видеть Государь Император, Николай Павлович. «В исходе 11 часа я прибыл», рассказывал архимандрит Иннокентий, «во дворец, с парадного крыльца, в сопровождении диакона, и прошел прямо в малую церковь . В начале 12 часа прибыли в церковь Государь Император и вся Высочайшая фамилия. И тотчас началась литургия, которую совершал протопресвитер В. Б. Бажанов. По пропетии «Отче наш», мы отправились наверх, в собственную половину Его Величества, где я надел мантию и ожидал призыва. Ровно в 12 часов объявляют мне, что Государь просит меня. Я, взяв с собою образ Спасителя, пошел в кабинет Его Величества. Государь Император, перекрестившись, поцеловал икону, принял ее и положил на стол. В это время я изъявил благодарность Его Величеству за все его Высочайшие милости. При первом взгляде моем на Государя и свидании, я не мог не сробеть. И кто не сробеет при нем. Не после того, ободренный его благосклонностью, я оправился и говорил свободно. Государь Император начал разговор так: «Очень благодарю вас за то, что вы решаетесь отправиться в такую отдаленную страну, и за то, что вы там служили с такою пользою. Много ли вы там прожили лет?» – Пятнадцать, Ваше Императорское Величество. – «Где вы получили образование?» – В Иркутске; оттуда и отправился в Америку. – «Как принимают нашу веру тамошние жители? » – Те жители, у которых я был в первое время, очень хорошие христиане. Признаюсь откровенно Вашему Императорскому Величеству, что я только там и узнал, что есть духовные утешения. Затем Государь изволил высказать Иннокентию следующее: «Проект» 13 Камчатской епархии я утвердил; но кого назначить архиереем?» Архимандрит отвечал: «Дух Святый вложит в сердце Вашего Величества святую мысль избрания». Государь, подумав несколько, сказал: «Я хочу сделать вас Камчатским архиереем». – Архимандрит отвечал: «Я весь в повелениях Вашего Величества, – как вам угодно, то и свято для меня». – «Хорошо, передайте мои слова митрополиту». Царь поклонился, и архимандрит вышел.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Митрополит Платон (Левшин) Первым действительно выдающимся деятелем, с которым в своей жизни познакомился юный Иларион Смирнов, будущий святитель Иннокентий, был митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) . 1 сентября 1793 г. Иларион поступил в Перервинскую семинарию. История ее появления напрямую связана с владыкой Платоном. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. многие обители были закрыты, а те, что остались, весьма обеднели. Перервинской обители оставили доходы от Иверской часовни, и именно поэтому, как полагают, архиепископ Платон (Левшин) добился в 1775 г. учреждения новой духовной семинарии именно здесь: монастырь имел финансовую возможность ее содержать. Перервинская семинария была одним из любимых детищ митрополита Платона, он регулярно бывал здесь, присутствовал на экзаменах. Возможно, в 1798 г. и произошло событие, определившее многое в дальнейшей судьбе святителя Иннокентия, – его личное знакомство с великим иерархом. Дело в том, что 18 ноября, в день памяти мученика Платона Анкирского, высокопреосвященный Платон праздновал свой день ангела, и, по традиции, ученики и студенты Лаврской, Перервинской, Вифанской семинарий, Славяно-греко-латинской академии подносили ему рукописные книги-альбомы со стихами-посвящениями. Самое раннее участие свт. Иннокентия в перервинских стихотворных сборниках относится к ноябрю 1798 г. 1 Спустя год, в ноябре 1799 г., в семинарском сборнике посвящений митрополиту Платону мы находим уже стихотворение из 18-ти строф под названием «Истинный нектар». На наш взгляд, особенно интересна в нем последняя строфа: Ах! когда младенца тоном Кроткий дух Твой восхищен! И, не движась самым громом, Мною тронут!.. Я блажен 2 Кажется, ее надо трактовать примерно так: «Я был счастлив, когда митрополита Платона, которого не смутил бы и раскат грома, тронула и восхитила моя речь». Какое именно выступление юного ученика Перервинской семинарии так высоко оценил московский владыка, сказать сложно. Но, может быть, именно тогда он впервые заметил его и именно с этого случая стал особо покровительствовать талантливому ученику.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010