«Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4, 14), поучает апостол Павел своего ученика Тимофея, но опасайся собственной волею, оплошно или чуждым внушением ввергнуть в искушение и соблазн верных чад Церкви. А сегодня возрастает такая опасность — подвергаться этим чуждым внушениям, которые обрушиваются на сознание архиереев Церкви Божией, подталкивая их к опрометчивым словам или опасным поступкам. Но милостью Божией Церковь наша и святители ее твердо стоят в верности апостольскому преданию, не открывая своих сердец и своего ума этим опасным внешним внушениям. Умей гармонично сопрягать жительствующий в твоей душе страх Божий с утверждением авторитета твоего высокого сана, дабы и от внешних получать доброе свидетельство о твоих трудах. Да послужит укрепляющим тебя примером, да будет усердным молитвенником и ходатаем за тебя пред Господом твой прославленный предшественник — святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, которого по историческим его деяниям на благо Церкви и народа Божия мы с благодарной памятью именуем апостолом Америки и Сибири. После святителя Иннокентия дело христианизации Якутии и архипастырского попечения о здешнем православном народе было продолжено его славными преемниками и учениками. И вот что замечательно. Проповедь Православия в Якутии святитель Иннокентий, его ближайшее окружение — ревностные пастыри, связывали с огромной работой по созданию якутской национальной культуры. Именно русские священнослужители были творцами якутского литературного языка, якутской грамоты, составителями первых якутских словарей. Можно себе представить, как в то трудное время с далеких берегов Лены они по трудным сибирским дорогам, а лучше сказать, без всяких дорог, в великой опасности приезжали в столицу с одной лишь целью — отпечатать в Синодальной типографии первые словари и первые грамматики якутского языка, которые сегодня бережно сохраняются в национальном музее Якутска. Именно потому память о просветителях земли Якутской сегодня живет в якутском народе и в якутской интеллигенции. Я призываю тебя таким образом нести слово Христовой истины этому народу, чтобы поддерживать его национальную жизнь, культуру, язык, развивать связи с местной интеллигенцией и со всем народом, чтобы в Русской Православной Церкви народ сей, чистый душой, видел великую духовную и интеллектуальную опору.

http://patriarchia.ru/db/text/1544760.ht...

Образование продолжил в Московской духовной академии, куда поступил в 1982 г. и которую окончил в 1986 г. с защитой диссертации на соискание степени кандидат богословия. Руководителем научной работы был архимандрит Иннокентий (Просвирнин), серьезный церковный историк, археограф, филолог, редактор и педагог. Отец Иннокентий любил монашество, особенно афонское, поэтому он порекомендовал студенту игумену Варсонофию выбрать темой для написания диссертации одну из областей агиоритики. Темой научного исследования стал Афон — великая сокровищница Православия. Во время обучения в Московских духовных школах игумен Варсонофий каникулярное время ежегодно проводил в Пюхтицком женском монастыре в Эстонии. Здесь ему приходилось не раз сослужить митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию, будущему Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, и получать духовное назидание от игумении Варвары, многолетней настоятельницы монастыря, и от сестер этой обители. После окончания МДА по просьбе епископа Пензенского и Саранского Серафима (Тихонова) направлен на пастырское служение в Пензенскую епархию. С 15 сентября 1986 г. по 15 июня 1988 г. был настоятелем Казанской церкви г. Кузнецка Пензенской обл., а с 15 июня 1988 г. по 7 февраля 1991 г. — настоятелем Успенского собора г. Пензы, секретарем Пензенского епархиального управления. Духовным наставником и учителем жизни владыки в эти годы был архиепископ Серафим, видный деятель Русской Православной Церкви, мудрый человек, обладавший авторитетом не только среди клира и паствы, но и у властей Пензенской обл. и Мордовии. Школа святителя Серафима, ныне почившего в Бозе, позднее много помогла владыке в устроении новообразованной Саранской епархии. Неся послушание у епископа, позднее архиепископа Серафима, владыка Варсонофий много получил от него назидательных уроков и в совершении богослужения, и в канцелярской работе, и в административной деятельности. В 1987 г. возведен в сан архимандрита. В 1988 и 1990 гг. был участником Поместных Соборов Русской Православной Церкви. Это было время начала возрождения церковной жизни после семи десятилетий гонений. Храмы стали возвращаться Церкви, повсеместно прошли торжества по случаю юбилея 1000-летия Крещения Руси. После этого юбилея количество приходов и число верующих стало возрастать. Встал вопрос о выделении приходов Мордовии из состава Пензенской епархии и образовании самостоятельной Саранской и Мордовской кафедры, а также о кандидатуре архиерея на эту кафедру. Выбор Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода по рекомендации архиепископа Серафима пал на архимандрита Варсонофия.

http://e-vestnik.ru/persons/mitropolit_s...

Очень рано при помощи опытных наставников овладев регентским и певческим искусствами, Сергей Извеков пел на клиросе в Богоявленском кафедральном соборе Богородска и руководил хором, исполнял также иподиаконские обязанности при Богородских епископах Никаноре (Кудрявцеве) и Платоне (Рудневе). Уже в школьные годы он находил время для чтения Священного Писания и духовно-назидательных книг, особенно ему полюбились сочинения архиепископа Иннокентия (Борисова). «Я с детства увлекался творениями “русского златоуста” — архиепископа Херсонского Иннокентия», — вспоминал в 1970-е годы Святейший Патриарх Пимен. Ко времени окончания школы в 1925 году Сергей Извеков имел твердое желание стать монахом. В этом стремлении его не останавливало то, что Церковь переживала период гонения, что религиозные верования были объявлены пережитками. В августе 1925 года Сергей приехал в Саровскую пустынь, желая принять монашеский постриг. Один из старцев пустыни благословил будущему Патриарху ехать в Москву, сказав: «Тебя ждут там». Первые годы иноческого пути В Москву Сергей Извеков приехал к празднику Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Его друг М.Е. Губонин познакомил его с настоятелем Сретенского монастыря епископом Можайским Борисом (Рукиным), который принял юношу в число братии. 4 декабря 1925 года Сергий Извеков принял от руки епископа Бориса постриг в рясофор с именем Платон. В это время ему было всего лишь пятнадцать лет. В Сретенском монастыре инок Платон пробыл очень недолго. Сразу после ареста Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) 9 декабря 1925 года образовался григорианский раскол, одним из лидеров которого был епископ Борис, так что сам раскол в народе получил название Борисовщины. Видимо поэтому инок Платон (Извеков) ушел из Сретенского монастыря. Живший в то время в Москве брат святителя Илариона (Троицкого) епископ Даниил (Троицкий) пригласил Платона стать регентом храма Спаса Преображения в Пушкарях. Затем инок Платон руководил хором в храме в честь Флора и Лавра у Мясницких ворот, в храме преподобного Максима Исповедника на Варварке, храме преподобного Пимена в Новых Воротниках (в Сущеве).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1339332...

Поклонники мистицизма всячески пытались склонить на свою сторону свт. Иннокентия, как человека, известного своим высоким просвещением и, еще более, своей святой жизнью; но, конечно, попытки их каждый раз оканчивались неудачей. «Был я у неких великих вельмож иностранного исповедания,– так однажды рассказывал архимандриту Фотию свт. Иннокентий,– беседовал с ними о вере много, и они мне говорили о соединении всех Церквей и всех вер воедино и прежде всего – соединении лютеранского исповедания с восточным, греко-российским. Предлагали они и новый образ веры, которым можно соединить тех и других во едино исповедание. Видя и разумея лукавство сих князей, действо сатаны в сердцах их, я отказался от собеседования с ними навсегда. Дивно, что уже во дни наши есть слуги и лукавые духи, кои совершают тайные беззакония, слывущие ныне за святость под видом очищенной религии и вновь рождающейся церкви. В беседах, в книгах, в обществах новых времен говорится о какой-то новой вере, новом учении, новых тайнах, новой церкви, о новом царствии духовном, о новой святости, о новом ожидании и о какой-то новой истинной любви, о чем Откровение совершенно умолчало. Ах, брат! Едва ли это все новое, Откровением умолчанное; но вернее, что это является явным признаком тайны беззакония и духа антихристова ( 2Фес.2:7 ; 1Ин.4 :З)» 99 . Пока архим. Иннокентий только готовился к выступлению на открытую борьбу с мистицизмом, она начата была Стефаном Смирновым, переводчиком Московской медицинской академии 100 . 17 августа 1816 года Смирнов подал Императору Александру I письмо, в котором выступал против появления в России мистических книг, в коих видел отступничество от Православия и усматривал серьезную опасность даже для государства 101 . Именно письмо Смирнова, на некоторое время оставшееся без последствий, при соединении с некоторыми другими обстоятельствами побудило свт. Иннокентия к более решительным действиям против мистиков. 91 Дело архива С.-Петербургского Комитета духовной цензуры. 1817. 8. 93 Сушков Н. Записки о жизни митрополита Филарета. С. 105–111. 94

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Помню, когда мы закончили первый класс семинарии, наш наставник устроил нам поездку в Москву всем классом. Мы тогда побывали в нескольких храмах и в том числе посетили Богоявленский собор. Служил протопресвитер Николай Колчицкий, и после полиелея мы все приложились к Евангелию, приложились к мощам и получили в благословение от отца Николая иконочку святителя Алексия, которая у меня хранится до сих пор. А потом мы поднялись на Воробьевы горы, и на фоне университета вот такая группа бурсаков во главе с Владыкой в белом макинтоше сфотографировалась. У меня есть эта фотография 1954 года. Подражайте наставникам вашим, завещал нам апостол Павел ( Евр.13:7 ), и мы стараемся запомнить этот образ благостного нашего архипастыря и подражать вере, жизни и делам дорогого Владыки. Владыка Питирим Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон Я пришел в Издательство в 1976 году, и с митрополитом Питиримом меня связывают десять лет жизни. Во втором классе Московской Духовной семинарии протоиерей Борис Демушкин, мой зять, познакомил меня с отцом Иннокентием (тогда протоиереем Анатолием Просвирниным), а тот познакомил меня с Владыкой Питиримом и сказал, что хочет меня взять в богословский отдел «Журнала Московской Патриархии». На что Владыка Питирим ответил, что начнем с иподиаконства. В то время как раз шла смена иподиаконских поколений: те, которые были до нас, получили священнический сан, так что иподиаконами стали мы с Владимиром Ригиным (ныне протоиерей). И следующие десять лет мы были вместе около Владыки. В пору моего иподиаконства я много ездил с Владыкой. Он очень любил служить в Волоколамске. Святейший Патриарх Пимен благословлял его служить вместо себя, когда уезжал в Троице-Сергиеву Лавру (на Троицу, на преподобного Сергия) и в другие моменты, когда сам не мог служить. Я прислуживал Владыке в Елоховском соборе и в других московских храмах. Хорошо помню свое первое участие в богослужении – тогда Владыка служил на Иверскую в храме Воскресения Христова в Сокольниках, у чудотворной Иверской иконы. Прихожане, везде и всегда принимавшие Владыку с большой любовью, особенно любили приходить на его богослужения в храм Воскресения словущего на Успенском Вражке – храм обычно был полон молящихся. Этот храм он считал своим кафедральным и вкладывал в его ремонт издательские деньги; так же Владыка относился и к храмам Волоколамского благочиния, возродив многие из них буквально из руин. И он мечтал, что когда-нибудь ему отдадут Иосифо-Волоцкий монастырь и можно будет возродить в нем монашескую жизнь, сделать его монастырем для ученого монашества, чтобы там можно было работать над церковными изданиями (об этом они мечтали вместе с отцом Иннокентием).

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Решением Свящ. Синода от 16 июля 2013 г. назначен главой новообразованной Владимирской митрополии . С июля 2013 г. по май 2014 г. временно управлял Александровской епархией . 18 июля 2013 г. за богослужением в Троице-Сергиевой лавре Патриархом Кириллом (Гундяевым) возведен в сан митрополита. В 2008-2017 гг. являлся членом Высшего общецерковного суда. На Архиерейском Соборе 2017 г. назначен советником Высшего общецерковного суда. Решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. почислен на покой. После ухода на покой продолжал совершать богослужения в Успенском Княгинином монастыре, часто совершая паломнические поездки по монастырям митрополии; нёс бремя старческого служения, принимая страждущих, нуждающихся в утешении. Скончался 22 июля 2020 г. Отпевание состоялось 25 июля в Успенском кафедральном соборе г. Владимира. Погребен владыка в Георгиевском приделе Успенского собора. Соч.: Вьетнамские гости в МДА//ЖМП. 1967. 11. С. 56-57; Церковное празднество в честь св. равноап. Николая [Касаткина] в МДА//Там же. 1971. 4. С. 24-25; Иверская икона Божией Матери//Там же. 1972. 5. С. 28-32; Вечная память почившим: [Некр.: Феодорит (Воробьев), архим. ТСЛ]//Там же. 1973. 3. С. 29-30; Храм Божий//Там же. 10. С. 75-78; Жизнь и апостольские труды митр. Иннокентия (Вениаминова) (1797-1879)//Там же. 1975. 3. С. 58-65; Основы духовной жизни по учению Евангелия Христова//Там же. 1976. 10. С. 72-77; Апостольское служение иноков Правосл. Церкви//Там же. 1978. 5. С. 66-70; Служение правосл. иноков миру//Там же. 6. С. 68-71; Великий ангельский образ в правосл. монашестве//Там же. 1979. 8. С. 23-27; Вечная память почившим: [Некр.: Серафим (Шинкарев), архим. ТСЛ]//Там же. 1980. 5. С. 27-28; «Память его в род и род»: годовщина со дня кончины Свят. Патриарха Алексия]//Там же. 6. С. 12-14; Храм Московских духовных школ: История и последняя реставрация//Там же. 1981. 6. С. 22-24; Собор Радонежских святых - престольный праздник Серг. Лавры//Там же. 10. С. 17-19; Учение святых отцов о христианском подвиге жизни//Там же. 1982. 7. С. 75-78; О церковном и общественном служении правосл. монашества//Там же. 1984. 11. С. 70-77; Основы правосл. монашества//Там же. 1987. 9. С. 74-75; Духовная опора Церкви//Там же. 1988. 6. С. 36-37; Возрождение Оптиной пустыни//Там же. 1989. 2. С. 21-22; 1-й престольный праздник в Оптиной//Там же. 7. С. 19-20; Немеркнущий светильник: [Годовщина со дня обретения мощей прп. Амвросия Оптинского]//Там же. 1990. 3. С. 19-20; Радостные дни в Оптиной//Там же. 1990. 7. С. 40-41; Благодатный юбилей святителя: со дня рождения свт. Иннокентия (Вениаминова)]//Там же. 1997. 11. С. 55-58; Это было чудо Божие: История возрождения Данилова мон-ря. М., 1998, 2000; Псалтирь с переводом и пояснениями малопонятных слов: Кр. размышления над псалмами. Владимир, 2007.

http://pravenc.ru/text/187200.html

Следуя его пути, они разносят повсюду идею о внутреннем устроении и внешнем строительстве. Сам игумен не прекращает этого строительства. Когда-то своими руками построив церковь в честь Пресвятой Троицы, он смиренно и бескорыстно строит дома крестьянам, воскрешает их детей. Своими делами он всегда безмолвно наставляет, делая это кротко и с любовью. По вечерам обходит келлии братии и там, где нет молитвы и сосредоточенности, напоминает о них стуком. Обитель Сергиева становится образцом того устроения мира, который открывался русским людям. Но эта обитель не была изъята из человеческих треволнений и слабостей. Не в этом была ее сила и непобедимость. Не потому могла стать она примером людям. Но было у общины Сергиевой великое духовное оружие, всей обителью еще не воспринятое, но, как это было всегда, – явленное для всех самим Преподобным, – снова и снова смирение, кротость и любовь. И когда брат Сергия гордыней своей восстал на Преподобного, он незаметно ушел из дорогой обители к одному из многих своих учеников. И, конечно же, этой своей любовью он победил гордыню. Преподобный Сергий никогда не ищет почестей. Они органически претят ему. Даже как послушание он не согласен принять их и потому отказывается от митрополичьего сана, предложенного ему Святителем Алексием. В этом прообразе возрожденной Руси не могло не отозваться все, что волновало возрождавшийся народ. Здесь бьется его сердце. И сюда едет за благословением Дмитрий Донской перед решающей битвой на поле Куликовом. И Преподобный Сергий не только дает благословение, но и посылает на битву своих учеников, вместе с ним вкусивших сладость молитвы, – восстановленный духовно человек готов положить душу свою за други своя. И нет большей любви. Ею побеждаются враги, ею создается единение... Во всех делах своих по духовному устроению Руси Преподобный оцерковлял жизнь, давая народу живым примером доказательство возможности этого. От земного не отрекаясь, но преображая его, он звал восходить и сам восшел к Небесному. И Лествица Небесного Царствия явилась ему. Это было венцом по достоинству, полученным Преподобным, но это и непреложное свидетельство богоугодности пути, который был указан людям Преподобным и Богоносным отцом нашим Сергием, игуменом Радонежским и всея России чудотворцем. Читать далее Источник: Иннокентий (Просвирнин), архимандрит. Хранитель Церкви Русской (преподобный Сергий Радонежский)//Журнал Московской Патриархии. 1969. 9. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Среди священнослужителей, внёсших значительный личный вклад в исследования Сибири и Якутии и проявивших себя на научном поприще, хочется назвать, прежде всего, архиепископа Иннокентия (Вениаминова). Его работа «Опыт грамматики алеутского языка», опубликованная в Петербурге в 1846 г., и другие труды по лингвистике алеутов и сегодня являются базовыми. Его впечатления и размышления составили два тома «Творений Иннокентия, митрополита Московского». Велика роль этого святителя и в создании якутской письменности. Именно по его благословению и непосредственной помощи другой  известный  исследователь этнографии и лингвистики народов Севера протоиерей Дмитрий Хитров (первый епископ Якутский и Вилюйский Дионисий) составил грамматику якутского языка. Второй епископ Якутской епархии Иаков (Домский) добился возобновления работы в Якутске новой семинарии, открытия миссионерской школы при Спасском монастыре, женского епархиального училища, расширил сеть церковно-приходских школ. Он продолжил деятельность по переводу и изданию литературы на якутском языке. В начале 1886 г. трудами епископа Иакова в Якутске была открыта первая городская публичная библиотека-читальня. Огромная роль в создании якутской письменности принадлежит протоиерею Димитриану Попову. Мало кто знает, что в основе знаменитого словаря якутского языка Э.К.Пекарского лежит многолетний труд этого священника. Он не только сам составлял проповеди на якутском языке, не только переводил и редактировал Священное Писание и духовную литературу. Всю свою долгую жизнь отец Димитриан записывал якутские слова, пословицы, сказки, а на склоне лет безвозмездно передал их ссыльному студенту Эдуарду Пекарскому и до конца жизни оказывал ему бескорыстную помощь. Благодаря созданию и распространению якутской письменности был сохранён древний якутский эпос «Олонхо», фольклорные, исторические, этнографические сведения. В 1894 г. епископ Якутский и Вилюйский Мелетий (Якимов) призвал местное отделение Братства Христа Спасителя заняться сбором христианских древностей, старинных предметов, в том числе для Церкви не значимых, «но имеющих историческое значение, в особенности, уясняющие историю Якутского края, верования и быта народов» и организовать в Якутском Спасском монастыре церковное древлехранилище. Он предлагал срисовывать или фотографировать памятники церковной архитектуры, местночтимые святыни, заказывать портреты священнослужителей и беречь образцы церковной живописи.

http://pravmir.ru/tak-nachinalas-nauka-v...

Но если оставить в стороне мнение людей, знавших московского святителя только со стороны административной (проф. Е. Голубинский) или выступавших в качестве тех, кто формирует общественное мнение и вкусы (проф. С. Соловьёв), мы увидим высокую оценку именно богословского наследия митрополита Филарета. «Богословие он знал лучше всех не только в России в его время, но и в католичестве и лютеранстве, и тем более между греками и восточными вообще», — пишет епископ Никодим (Казанцев) и тут же прибавляет: «Он, однако, по-моему, был мудрец книги и пера, но не мудрец жизни, даже житейской» . Эта характеристика, данная хорошо и близко знавшим юбиляра архиереем, говорит о попытке уже современников определить место святителя в истории именно богословия , а не церковной истории синодального периода, о котором с определённого времени в русской историографии стало принято говорить если не с осуждением, то с явным пренебрежением. В год 240-летнего юбилея святителя Филарета пора уже определить это место и указать на его главные черты, тем более что усилиями целых поколений исследователей внешняя канва жизни и трудов московского святителя прекрасно изучена и представлена широкой публике. Протоиерей Георгий Флоровский, обладавший при всей своей доверчивости собственным симпатиям и антипатиям даром точного определения, назвал святителя «человеком александровской эпохи». Это действительно так, и подобная оценка позволяет понять многие важные черты богословия московского митрополита. Быть «человеком александровской эпохи» означало сохранить живой интерес к источникам христианского любомудрия, то есть прежде всего — к Священному Писанию. Причём такой интерес, кажущийся нам естественным, для старших современников митрополита Филарета не был столь очевидным. Проекты и попытки переводов Библии на русский язык и борьба за само существование таких трудов в первой четверти XIX столетия — горькая, но необходимая страница истории русского богословия. Не личные пристрастия архимандрита Фотия (Спасского) или свт. Иннокентия Пензенского, князя А. Голицына или самого императора были причиной борьбы за возможность увидеть Священное Писание на русском языке, но именно осознание богословской необходимости такой возможности.

http://bogoslov.ru/article/6176840

По окончании богослужения настоятель новоосвященного храма протоиерей Михаил Дудко приветствовал Предстоятеля Русской Церкви и преподнес Его Святейшеству резное изображение святителя Иннокентия, митрополита Московского. Святейший Патриарх Кирилл обратился к пастве с Первосвятительским словом . В дар новоосвященному храму Предстоятель передал список Смоленской иконы Божией Матери, поблагодарив настоятеля, духовенство, благотворителей и приходской актив за труды по возведению и благоукрашению храма и развитию приходской жизни. «Храм очень красивый, уютный, замечательно спроектирован, находится в очень бойком районе Москвы. Думаю, что люди всегда будут наполнять стены этого храма и в нем через молитву обретать мир душевный и благодать Божию», — добавил Святейший Владыка. Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды. Во внимание к трудам по строительству храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, Патриаршего подворья в Бескудникове г. Москвы, протоиерей Михаил Дудко, настоятель означенного храма, главный редактор газеты «Православная Москва», был удостоен ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, III степени. Во внимание к помощи Русской Православной Церкви вице-президент ОАО «Лукойл» Л.А. Федун награжден орденом «Славы и Чести» III степени. Патриаршие грамоты были вручены: во внимание к помощи Русской Православной Церкви — генеральному директору ООО «Стадион Спартак» А.А. Федуну; во внимание к помощи в строительстве храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, Патриаршего подворья в Бескудникове г. Москвы — главе управы Бескудниковского района города Москвы Т.Ю. Милейшевой и помощнику настоятеля храма святителя Иннокентия Т.Б. Ивашкиной. В 1996 году администрация Северного административного округа г. Москвы выступила с инициативой постройки храма в Бескудникове. Небольшие соседние храмы в праздничные дни попросту перестали вмещать всех желающих помолиться, поэтому освящения нового храма ждали с нетерпением. С самого начала строительства храм решено было освятить в честь святителя Иннокентия, великого подвижника Русской Православной Церкви XIX столетия, посвятившего многие годы православному просвещению народов Сибири и Америки. Несмотря на то, что свт. Иннокентий — московский святой, храмов, освященных в его честь, в столице к тому моменту еще не было.

http://patriarchia.ru/db/text/5269294.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010