Немногие остававшиеся училища постепенно исчезали и, по-видимому, совершенно исчезли. Иноземец Иоанн Кобенцель, бывший в Москве в 1576 г., пишет: «Во всей Московии нет школ и других способов к изучению наук, кроме того, что учатся в обителях, а потому из тысячи едва один найдётся, кто бы умел читать или писать 96 ». Собор 1551 г. вспоминает только, что «в прежние времена, в Москве, Новгороде и в других городах бывало много училищ». Невежество с его плодами, суеверием и грубостью нравов, стало быстро усиливаться. Многие из князей и детей боярских не умели даже писать 97 . Особенно жалко было состояние низшего духовенства, ближайших пастырей народа. С печальною наглядностью представляет Геннадий, архиепископ Новгородский, (1485–1505 г.г.) невежество лиц, искавших священства. «Вот, – пишет он, – приводят ко мне мужика; я приказываю ему читать Апостол, а он и ступить не умеет; приказываю дать ему Псалтирь, а он и по той едва бредёт. Я отказываю ему, и на меня жалобы: Земля, господине, такова: не можем добыть, кто бы умел грамоте.. Бьют мне челом: пожалуй, господине, веди учить. Приказываю учить азбуку, – и они, немного поучившись азбуке, просятся прочь, не хотят учить ее. А у меня духа не достаёт ставить неучей в священники. Мужики-невежи учат ребят грамоте и только портят». Какой контраст с цветущим образованием XI и XII веков! Св. Геннадий умолял великого князя и митрополита завести хотя начальные школы. Горькие жалобы Новгородского святителя мало, по-видимому, имели успеха. Иные, и притом из «мнящихся быти учителями», смотрели тогда на просвещение, как на ересь. Полвека спустя собор 1551 года со скорбью говорит: «отцы и мастера (ставленников) сами мало умеют, и силы в божественном Писании не знают, а учиться им негде». Около 1555 г. заведены были первоначальные школы при некоторых церквах, и даже открыли было училище для преподавания латинского языка (около 1560 г.), но оно вскоре было закрыто. Замечается общий упадок духовной деятельности и живого знания Св. Писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Шел январь 2014 года. Я был уже руководителем информационной службы отдела. Как-то митрополит, служа литургию , подзывает меня после чтения Евангелия и говорит: Не уходите после службы, дождитесь меня. Я нечто очень важное услышал сейчас по поводу вашей жизни. Отходя, поворачиваюсь к иподиакону и спрашиваю: О чем это владыка? Иногда так бывает. В каком смысле? Он мне сказал, что у меня будет два сына. И что? У меня два сына. После службы сели с владыкой в машину. Он спрашивает: Какие планы на жизнь? Хочу всю жизнь посвятить служению Богу. Думаю, лучший способ это принять монашество . У меня предложение: этим постом (а до него оставалось всего три недели) постриг и рукоположение . С благодарностью, «Да!». Я и сам какое-то время ходил вокруг этой мысли, подступался и так, и эдак, но незадолго до этого разговора – понял совершенно однозначно и ясно – Господь призывает к такому служению. И больше не колебался положился на волю Божию , а затем и на архиерейское решение. Все произошло стремительно, в течение трех дней на первой неделе Великого поста : в четверг рясофорный постриг , в субботу диаконская хиротония , а в воскресенье пресвитерская . Сразу священник ! Это было неожиданно. Но, как и тогда, много лет назад, стоя перед иконой Спасителя , я повторял: «Господи, рули, а я постараюсь Тебе не мешать. Я чувствую, что в этом Твоя воля веди меня, куда Ты считаешь нужным». Я помню момент пострига , когда склонил голову и услышал: «Постригается раб Божий Геннадий…». «Кто это Геннадий?» думаю. И тут понимаю, что это я: это в миру меня звали Романом, а в постриге владыка нарек мне имя в честь святителя Геннадия, архиепископа Новгородского . Помню, как во время диаконской хиротонии два иподиакона взяли меня за руки и повели к царским вратам так мягко, словно вел сам Господь. В отличие от монашеского пострига, сопровождавшегося облачением в черное, во время диаконской хиротонии я был в белоснежном стихаре . И тут вдруг всплыл в сознании когда-то давно возникший образ Церкви невесты в белоснежной одежде. И я почувствовал, как чистота и святость церковной жизни, жизни с Богом, открылась передо мной во всей полноте и глубине. «Да будет воля Твоя»

http://azbyka.ru/way/gospodi-ruli-moej-z...

Между 2 и 28 июня 1488 г., в «Петрово говение», И. оставил Ростовскую кафедру и удалился в Ферапонтов мон-рь. В отреченной грамоте И. причиной его ухода названа «велика немощ» (Отреченная грамота Иоасафа Ростовского// Pliguzov. 1995. Append. 1). В письме к И. архиеп. Геннадий указал иную причину оставления своим адресатом кафедры: «Ты будешь нечто оскорблен от кого в телесном деле, да оставил архиепископью» (цит. по: Казакова, Лурье. 1955. С. 317-320). По-видимому, И. оставил епархию из-за какой-то обиды. Вероятно, вел. князь не поддержал И., поскольку архиерей, несмотря на неоднократные приглашения Иоанна III, не приехал для разрешения конфликта. Новгородский архиепископ упрекает И. за то, что тот, оставив епархию во время распространения ереси «жидовствующих», «предал еси овци влъком на расхищение». Свт. Геннадий называет этот поступок «[не]малым грехом» вследствие возможного ущерба для Ростовской епархии и вероятности гнева Иоанна III на Ферапонтов мон-рь. Архиеп. Геннадий пишет, что «многы люди добрые духовные тому зазрят». Святитель считал, что И. должен был вооружиться терпением, а при приезде к вел. князю отстаивать свою позицию («могл бы еси и тамо крепость свою подържати, за что будешь оставил архиепископью» - цит. по: Там же. С. 317-320). Об отношении свт. Геннадия к оставлению И. кафедры свидетельствует письмо Новгородского архиерея к митр. Зосиме (Брадатому) от окт. 1490 г., в к-ром архиепископ упрекает главу Церкви в том, что тот не созвал Собор в связи с поступком И.: «Коли архиепископ Ростовский Асаф владычество оставил, и где было по нас всех послати, да о том съборне накрепко обыск учинити, и они мне туто и в поминки не учинили» (ААЭ. Т. 1. 381; РИБ. Т. 6. 115.1; Казакова, Лурье. 1955. С. 374). В письме архиеп. Геннадия к И. содержится указание на какую-то «обиду», к-рую Новгородский архиепископ потерпел от служившего И. сына боярского. Косвенным подтверждением существования конфликта между И. и свт. Геннадием в период архиерейства И. может служить свидетельство близкой к Ростовской кафедре Типографской летописи под 1484/85 г.

http://pravenc.ru/text/578100.html

3 (16) декабря. Пророка Софонии (605 г. до P. X.). Преподобного Саввы Сторожевского (1406 г.), ученика преподобного Сергия Радонежского. 4 (17) декабря. Великомученицы Варвары (ок. 306 г.). Преподобного Иоанна Дамаскина (около 780 г.). Святителя Геннадия, архиепископа Новгородского (1504 г.). 5 (18) декабря. Преподобного Саввы Освященного (532 г.). 6 (19) декабря. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских (около 345 г.). 7 (20) декабря. Святителя Амвросия, епископа Медиоланского (397 г.). Преподобного Нила Столобенского (1554 г.). 9 (22) декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». 10 (23) декабря. Святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1754 г.). II (24) декабря. Преподобного Даниила Столпника (около 490 г.) 12 (25) декабря. Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца (около 348 г.). 17 (30) декабря. Пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 г. до P. X.). 19 декабря (1 января). Мученика Вонифатия (290 г.). Преподобного Илии Муромца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1188 г.). 20 декабря (2 января). Священномученика Игнатия Богоносца (около 107 г.) Праведного Иоанна Кронштадтского (1908 г.). 21 декабря (3 января). Святителя Московского Петра, всея России чудотворца (1326 г.). 22 декабря (4 января). Великомученицы Анастасии Узорешительницы (около 304 г.). 24 декабря (6 января). Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). 25 декабря (7 января). Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 26 декабря (8 января). Собор Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери Виленской-Остробрамской, именуемой «Трех радостей». 27 декабря (9 января). Апостола, первомученика и архидиакона Стефана (около 35 г.). Преподобного Феодора Начертанного, исповедника (около 840 г.). 28 декабря (10 января). Праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. 30 декабря (12 января). Святителя Макария, митрополита Московского (1563 г.). Январь 1 (14) января. Обрезание Господне. Святителя Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской (379 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Кроме упомянутого нами выше полного свода Библейских книг, «Геннадием, по словам Д.С. Лихачева, в 1490 г в качестве противодействия ереси, были записаны «Речи посла цесарева Георга фон Турна», где рассказывалось об испанской инквизиции, изгнанию евреев из Испании и направлена против светского гуманистического ядра еретиков» c. 323]. Таким образом, Геннадиевская Библия и «Речи посла цесарева Георга фон Турна» играли одинаковую роль в антиеретической деятельности Святителя Геннадия, архиепископа Новгородского. Но, тем не менее, Святитель подвергался со стороны светской и церковной власти негласной опале и как сказал Г.П. Михайлов, что «Геннадий испил чашу гонения за правду» с. 293]. Эта правда заключалась в его активной борьбе с ересью «жидовствующих», в просветительской деятельности и жестком наказании тех, кто шел против Веры Христовой. Большой негатив высказывали исследователи деятельности Геннадия в советский (атеистический период). Так, например, А.И. Клибанов писал: «Геннадий – идейный вождь клирикалов, он не подходит к роли идейного вождя церковной оппозиции» с. 190]. Историк церкви советского периода Н.М. Никольский утверждал, что «Геннадий постоянно жаловался на бездействие властей московских, что еретиков надо «жечи и вешати». Большой негатив в отношении архиепископа Геннадия высказывает профессор Р.Г. Скрынников. Он приходит к выводу что инквизицию больше всего ценил Геннадий, так как не пользовался уважением в Москве. Но положительную роль Геннадия высказывают дореволюционные исследователи, это Н.М. Карамзин , С.М. Соловьев , П.В. Знаменский , А.Н Муравьев и многие другие, а также изгнанники советского режима – эмигранты Г.П. Федотов , Г.П. Флоровский, А.В. Карташев и другие. В современном периоде Геннадия высоко оценил Сергей (Логащ), иеромонах, митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) . Судьба архиепископа Геннадия (Гонозова) сложилась трагически. Он был заточен в монастырь, тяжело заболел и вскоре умер. Церковь причислила архиепископа Новгородского Геннадия (Гонозова) в 1718 г. к лику Святых, как Святитель Новгородский.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

на р. Толве, Спасо-Елеазаровский монастырь с церковью трех вселенских учителей и святителей, которые в сонном видении приказали ему устроить, на указанном, пустынном и непроходимом месте цеерковь, во имя их. Проводя жизнь в подвигах, Евфросин достиг глубокой старости и ум. 1481 года 15 мая, 95 лет от рождения. Мощи почивают под спудом в соборной церкви Спасо-Елеазарова монастыря. На гробнице положен, по повелению св. Геннадтя, архиепископа Новгородского, образ преп. Евфросина, писанный еще при жизни его, учеником, духовным отцом и преемником его Игнатием («Святыни и древности Пскова», стр. 80–92). Память празднуется 15 мая. В житии его подобие лица: «средний телом и сух, исше плотию, главу имея круглу, брови же окружени, лице долго, благодатию св. Духа просвещено, тихи имея очи, браду имея продолговату, доле персей, к концу остра». (Филимонов, стр. 346). В основанном им монастыре хранится его духовное завещание, писанное им на лоскутке пергамена в осмушку с свинцовою печатию архиепископа Новгородского Феофила. Вот что, между прочим, читаем в этом завещании: «по правилам святых отец, в келиях чернецем не ясти, развее праздника или пиршества какого; ни женам быти в монастыре, ни мылню держати, ни немецького платия носити, ни с пухом шуб носити». («Акт. Арх. Эксп». 1, 83). К житию преп. Евфросина, писанному в 1547 году клириком Василием, приложена противоречивая и баснословная повесть о путешествии преподобного в Царь-град и о двоении аллилуии (Митр. Макарий, Ист. Русск. раскола, стр. 32–42, 181). Эта повесть отвергнута следующим приговором Московского собора 1667 года: «неразсудно простотою и невежеством в житии преподобнаго Евфросина от соннаго мечтания списателева, да никтоже тому верует; зане все тое писанное лживое есть, от льстиваго и лживаго списателя писано на прелесть благочестивым людем». Кроме упоминаемого в соборных актах жития, существует еще более древнее, отысканное покойным Ундольским. Но, по мнению Ключевского, первый биограф не был очевидцем Евфросина, пришел в его моанстырь по смерти основателя и написал свою повесть со слов оставшихся сподвижников святого в конце XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

2771 Митрополит Фиваидский. Временно управляющий «обще» с Григорием, епископом Мелиникийским. Вскоре, однако, Св. Синод отрешил их от порученного им управления «...яко чужестранных и российских обычаев не приобыкших персон». Управление было передано Дикастерии во главе с новым Крутицким архиепископом Леонидом (Петровским). 2772 Архиепископ Крутицкий; с 1723 г. первоприсутствующий член Московской Дикастерии, образованной из бывших Патриарших Приказов, Синодальной Канцелярии и Московской Синодальной Конторы. «...07 февраля 1727 года канцелярия в Москве была упразднена и осталась одна Дикастерия с расширенными правами по управлению Синодальной областью...» ( Покровский И. М. Ук. соч. Т. 2. С. 352). По Н.Д. Иерархия... C. 17 первая дата иная: 10.04.1722. 2776 Архиепископ с даты назначения. «...Первым епархиальным архиереем был Иосиф (Вичанский) (? – Сост.) Он вскоре помер (в 1745 г.) в Донском монастыре, где проживал, но погребен в Чудовом монастыре...» (Забелин И. Ук. соч. С. 307). 2780 Митрополит. Был погребен в Чудове монастыре; первый из архиереев, останки коего отпеты по священническому чину. После этого Св. Синодом сделано общее узаконение об отпевании всех прославляющихся святителей тем же чином. 2782 Вторая дата – дата кончины (убит толпой у Донского монастыря во время чумного бунта 1771 г.). 2783 «...После мученической кончины ревностного Амвросия московская паства оставалась без архипастыря. Государыня, как бы в наказание, более трех лет не назначала в Москву епархиального архиерея и сама ее не посещала. Епархиальными делами управляли члены Конторы Св. Синода: очередные епископы, Суздальский Геннадий Драницын и Крутицкий Самуил Миславский...» ( Снегирев И. М. Жизнь Московского митрополита Платона. M., 1891. С. 39). 2784 Архиепископ. Митрополит с 29.06.1787. Следует отметить, что при хиротонии архимандрита Платона (Левшина) во епископа (Тверского), за ним был сохранен и титул священно-архимандрита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, который, со времени назначения его на Московскую кафедру, остался преимуществом Московских святителей и впредь (Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиепископских кафедр иерархии российской со времени учреждения Св. Синода (1721–1871). M., 1872. С. 16). «... На прошение архиепископа Платона об увольнении его от епархии императрица ответствовала, что он и без увольнения может быть свободным, и предоставила его воле пребывание в Троицкой Лавре, с дозволением 1781 г. поручить епархиальное правление данному ему в помощь прежнему его питомцу, викарию и епископу Севскому, Амвросию Подобедову , впоследствии митрополиту Новгородскому. С того особенно времени Платон более уединялся в Троицкую Лавру...» ( Снегирев И. М. Ук. соч. С. 79).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так кратко описывает летописец Чин “вступления на паству нового архиерея”, святителя Макари 27 . Псковский летописец отмечает проникновенную проповедь прибывшего владыки, которую он произнес в софийском кафедральном соборе: “Он же просветився силою Божиею, нача беседовати к народу повестьми многими, и вей чюдящеся, яко от Бога дана ему бысть мудрость в Божественном Писании просто всем разумети. Сед же святый на архиеписьском столе, и бысть людем радость велиа, не токмо в Великом Новегороде, но и во Пскове и повсюде”. И далее летописец радостно замечает: “и бысть хлеб дешов, и монастырем легче, и людем заступление велие, и сиротам кормитель бысть 28 . Вторит ему и новгородский летописец: “Бысть при сем архиепископе владыце Макарии, во всей архиепископии его, послал Господь Бог милость Свою на люди Своя, молитвами его, времена тиха и прохладна, и обилие велие изобилованна бысть 29 . Предшествующее время для Новгородской иерархии было очень сложным. Последним Святителем, скончавшимся на кафедре, был архиепископ Иона (†1470; пам. 5 нояб.). Последним иерархом, избранным самими новгородцами, был его преемник – архиепископ Феофил, который вскоре после покорения Новгорода в 1478 году был “отослан в Чудов монастырь 30 . Первый избранный и поставленный в Москве владыка Сергий пробыл менее года на кафедре (1483–1484) и вернулся назад в Троице-Сергиеву обитель. Святитель Геннадий после двадцати лет архиерейства (1484–1504) был сведен Великим князем с престола и скончался на покое в Чудовом монастыре (†1505; пам. 4 дек.). Следующий архиепископ Серапион (1506–1509) провел последние годы своей жизни в Троице-Сергиевом монастыре (†1516; пам. 16 мая). И вот спустя 17 лет вдовства архиерейской кафедры новгородцы встречали своего нового владыку. Несомненно, Святитель прибыл в Великий Новгород не один, однако состав многочисленной (можно полагать) свиты архиепископа Макария почти неизвестен. В нее мог входить, например, дьяк А. Квашнин, о котором С. Б. Веселовский пишет: “Великий князь Василий Иванович приставил к Новгородскому архиепископу Макарию Андрея Квашнина 31 . Среди различных позднейших актов упоминается прибывший с Владыкой некий житничный ключник, пожалованный затем Святителем в псковские подьячи 32 . Так началась для архиепископа Макария архипастырская деятельность в обширной древнерусской епархии, богатой духовными и культурными традициями. Профессор МДА И. Н. Шабатин говорит о дате архиерейской хиротонии Святителя: «День 4 марта 1526 г. открывает высокоплодотворнейший шестнадцатилетний период деятельности Святителя в Новгороде. Именно – не “новгородской деятельности”, а деятельности в Новгороде. Глубокое принципиальное значение такой формулировки состоит в том, что в годы своего епархиального архиерейства Макарий не ограничивался окормлением своей непосредственной паствы, а жил и творил для всей Русской Церкви, всему русскому народу, его государству, его культуре, его столице – Москве 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Так кратко описывает летописец Чин “вступления на паству нового архиерея”, святителя Макария[ 27 ]. Псковский летописец отмечает проникновенную проповедь прибывшего владыки, которую он произнес в софийском кафедральном соборе: “Он же просветився силою Божиею, нача беседовати к народу повестьми многими, и вей чюдящеся, яко от Бога дана ему бысть мудрость в Божественном Писании просто всем разумети. Сед же святый на архиеписьском столе, и бысть людем радость велиа, не токмо в Великом Новегороде, но и во Пскове и повсюде”. И далее летописец радостно замечает: “и бысть хлеб дешов, и монастырем легче, и людем заступление велие, и сиротам кормитель бысть”[ 28 ]. Вторит ему и новгородский летописец: “Бысть при сем архиепископе владыце Макарии, во всей архиепископии его, послал Господь Бог милость Свою на люди Своя, молитвами его, времена тиха и прохладна, и обилие велие изобилованна бысть”[ 29 ]. Предшествующее время для Новгородской иерархии было очень сложным. Последним Святителем, скончавшимся на кафедре, был архиепископ Иона (†1470; пам. 5 нояб.). Последним иерархом, избранным самими новгородцами, был его преемник — архиепископ Феофил, который вскоре после покорения Новгорода в 1478 году был “отослан в Чудов монастырь”[ 30 ]. Первый избранный и поставленный в Москве владыка Сергий пробыл менее года на кафедре (1483–1484) и вернулся назад в Троице-Сергиеву обитель. Святитель Геннадий после двадцати лет архиерейства (1484–1504) был сведен Великим князем с престола и скончался на покое в Чудовом монастыре (†1505; пам. 4 дек.). Следующий архиепископ Серапион (1506–1509) провел последние годы своей жизни в Троице-Сергиевом монастыре (†1516; пам. 16 мая). И вот спустя 17 лет вдовства архиерейской кафедры новгородцы встречали своего нового владыку. Несомненно, Святитель прибыл в Великий Новгород не один, однако состав многочисленной (можно полагать) свиты архиепископа Макария почти неизвестен. В нее мог входить, например, дьяк А. Квашнин, о котором С. Б. Веселовский пишет: “Великий князь Василий Иванович приставил к Новгородскому архиепископу Макарию Андрея Квашнина”[ 31 ]. Среди различных позднейших актов упоминается прибывший с Владыкой некий житничный ключник, пожалованный затем Святителем в псковские подьячие[ 32 ]. Так началась для архиепископа Макария архипастырская деятельность в обширной древнерусской епархии, богатой духовными и культурными традициями. Профессор МДА И. Н. Шабатин говорит о дате архиерейской хиротонии Святителя: «День 4 марта 1526 г. открывает высокоплодотворнейший шестнадцатилетний период деятельности Святителя в Новгороде. Именно — не “новгородской деятельности”, а деятельности в Новгороде. Глубокое принципиальное значение такой формулировки состоит в том, что в годы своего епархиального архиерейства Макарий не ограничивался окормлением своей непосредственной паствы, а жил и творил для всей Русской Церкви, всему русскому народу, его государству, его культуре, его столице — Москве»[ 33 ].

http://pravmir.ru/vazhneyshie-vehi-zhizn...

Так кратко описывает летописец Чин “вступления на паству нового архиерея”, святителя Макария27. Псковский летописец отмечает проникновенную проповедь прибывшего владыки, которую он произнес в софийском кафедральном соборе: “Он же просветився силою Божиею, нача беседовати к народу повестьми многими, и вей чюдящеся, яко от Бога дана ему бысть мудрость в Божественном Писании просто всем разумети. Сед же святый на архиеписьском столе, и бысть людем радость велиа, не токмо в Великом Новегороде, но и во Пскове и повсюде”. И далее летописец радостно замечает: “и бысть хлеб дешов, и монастырем легче, и людем заступление велие, и сиротам кормитель бысть”28. Вторит ему и новгородский летописец: “Бысть при сем архиепископе владыце Макарии, во всей архиепископии его, послал Господь Бог милость Свою на люди Своя, молитвами его, времена тиха и прохладна, и обилие велие изобилованна бысть”29. Предшествующее время для Новгородской иерархии было очень сложным. Последним Святителем, скончавшимся на кафедре, был архиепископ Иона (†1470; пам. 5 нояб.). Последним иерархом, избранным самими новгородцами, был его преемник — архиепископ Феофил, который вскоре после покорения Новгорода в 1478 году был “отослан в Чудов монастырь”30. Первый избранный и поставленный в Москве владыка Сергий пробыл менее года на кафедре (1483–1484) и вернулся назад в Троице-Сергиеву обитель. Святитель Геннадий после двадцати лет архиерейства (1484–1504) был сведен Великим князем с престола и скончался на покое в Чудовом монастыре (†1505; пам. 4 дек.). Следующий архиепископ Серапион (1506–1509) провел последние годы своей жизни в Троице-Сергиевом монастыре (†1516; пам. 16 мая). И вот спустя 17 лет вдовства архиерейской кафедры новгородцы встречали своего нового владыку. Несомненно, Святитель прибыл в Великий Новгород не один, однако состав многочисленной (можно полагать) свиты архиепископа Макария почти неизвестен. В нее мог входить, например, дьяк А. Квашнин, о котором С. Б. Веселовский пишет: “Великий князь Василий Иванович приставил к Новгородскому архиепископу Макарию Андрея Квашнина”31. Среди различных позднейших актов упоминается прибывший с Владыкой некий житничный ключник, пожалованный затем Святителем в псковские подьячие32. Так началась для архиепископа Макария архипастырская деятельность в обширной древнерусской епархии, богатой духовными и культурными традициями. Профессор МДА И. Н. Шабатин говорит о дате архиерейской хиротонии Святителя: «День 4 марта 1526 г. открывает высокоплодотворнейший шестнадцатилетний период деятельности Святителя в Новгороде. Именно — не “новгородской деятельности”, а деятельности в Новгороде. Глубокое принципиальное значение такой формулировки состоит в том, что в годы своего епархиального архиерейства Макарий не ограничивался окормлением своей непосредственной паствы, а жил и творил для всей Русской Церкви, всему русскому народу, его государству, его культуре, его столице — Москве»33.

http://pravmir.ru/arhimandrit-makariy-ve...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010