Архиепископ Геннадий пишет Послания епископам других епархий о случившемся, но те были далеко от центра и напрямую зависели от митрополита и в результате этого не могли помочь Новгородскому архиепископу. По заказу Геннадия, в 1489 г., грек Дмитрий Траханиод составляет справку о «летах седьмой тысячи» – 1490 г. По словам Д.И. Иловайского. «Геннадий являлся начальным борцом с ересью, а борьба с ересью дала толчок русской письменности» с. 468]. На протяжении этого времени Геннадий защищает Православие и ведет активную борьбу с иноверием и является первым апологетом Православия в борьбе с ним. В результате этого архиепископ положил и начало гуманитарному возрождению молодого Московского государства. Под руководством Геннадия в 1499 г., впервые на Руси издается полный текст Библии , получивший название Геннадиевской Библии. Ее появление было вызвано необходимостью противодействия религиозному вольнодумству «жидовствующих». Они для распространения своего лжеучения пользовались преимущественно Священными книгами Ветхого Завета. Между тем, как у православных верующих, как и у самого архиепископа, не было полного собрания таких книг. Геннадий сосредотачивает все свои силы на приобретение этих книг. Он пишет Послания во все епархии Московского государства о сборе книг Ветхого и Нового Завета. Он для этого также обращается к латинским пособиям. Он посылает своего сподвижника Д. Герасимова в Италию, снабжает его деньгами для изучения латинского языка и духовной культуры латинской церкви. По возвращению из этой поездки, Д. Герасимов делает перевод с латинского языка многих Библейских книг на славянский. Около 1496 г. архиепископ Геннадий с большим трудом впервые собрал все священные писания Ветхого и Нового Завета в славянском переводе. Это было одним из важнейших событий в Русской Православной Церкви. Главная заслуга в этом был архиепископ Новгородский Геннадий (Гонозов) для своего и последующих поколений. Приобретение полного списка Божественных книг – т.е. Библии и важность на тот момент заключалась в следующем:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

Вне монастырей, в среде белого духовенства и мирян состояние просвещения в Московской Руси было еще печальнее. Здесь даже простая грамотность была чрезвычайною редкостию; потому что вовсе не было необходимых для распространения оной правильно организованных школ. – К началу XVI века на Руси было так мало просто грамотных людей, что лаже некого было ставить на низшие церковные должности, и св. Геннадий архиепископ Новгородский, в послании в тогдашнему митрополиту Симону, следующим образом изображает свое затруднительное положение в этом отношении: «приведут ко мне мужика, и я велю ему апостол дати чести, а он и ступить не умеет; я ему велю псалтырь дати, а он и потому едва бредет; и я его отреку; а они извет творят: земля, господине, такова, не можем добыти, кто горазд грамоте» 10 . Во избежание крайности – ставить на священнослужительские должности совершенных неучей, св. Геннадий обращается к митрополиту с просьбою «печаловаться» пред государем, Иоаном III, о заведении, по крайней мере, низших школ грамотности для обучения духовенства. В предполагаемых училищах он предлагает учить; «первое азбука граница истолкована совсем, да и подтительные слова, да Псалтыря с следованием на крепко; а как то изучат, могут после того, проучивания, и канонархати и чести всякие книги 11 . Но открытие училищ и с таким даже не притязательным курсом учения едва ли осуществилось на самом деле; потому что чрез пятьдесят слишком лет Стоглав в 25 главе своей снова говорит о ставленниках: «ставленники, хотящие в диаконы и попы ставиться, мало грамоте умеют; поставить их святителям – противно священным правилам, а не поставить – святые церкви будут без пения, православные христиане начнут умирать без покаяния». Со своей стороны, Стоглав также делает распоряжение об учреждении первоначальных училищ для образования духовенства, постановив в 26 главе своей: «выбрать во всех городах добрых священников и диаконов и в их домах учинить училища для обучения пению, чтению и кононарханию». Но, сделав такое постановление, отцы Стоглавого собора не позаботились, однако же, оградить фактическое осуществление оного какими-нибудь определенными материальными гарантиями, а предоставили все дело на добрую волю частных духовных лиц; поэтому, как ни силен был авторитет этого собора в тогдашнем обществе, это постановление его едва ли имело большое значение на практике, и печальное состояние просвещения того времени едва ли им было подвинуто вперед.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Это, несомненно, тенденциозное умолчание. Стремясь изобразить ересь сплошным «жидовством», Иосиф не хотел подчеркивать роль в ней человека, особенно известного пропагандой других взглядов» 6 . Ю.К. Бегунов называет Захара одним «из руководителей новгородского кружка еретиков» 7 . А.И. Клибанов считает, что Захар, «войдя в круг религиозных реформаторов, мог проникнуться их идеями. Но тот фонд идей, с которыми он выступил против новгородского архиепископа в Немчинове монастыре, весьма отличителен от идей, установленных обвинительными документами в 1490 году» 8 . Мы поддерживаем мнение А.И. Клибанова, но из-за недостаточной аргументации его, хотели бы предложить свои доказательства непричастности Захара к ереси в Новгороде. Как и А.И. Клибанов мы считаем, что Захар принял идеологию «жидовствующих» в Москве, после бегства из Новгорода. Здесь следует обратить внимание на использование новгородским архиепископом термина «еретик» применительно к виновным новгородцам. Н.А. Казакова, опираясь на «Устав князя Владимира», сложившийся к XII в., на «Святительское поучение» XIII в. и летописные известия, упоминающие среди преступников еретиков, считает, что ереси существовали на Руси в XI–XIV вв., но в те времена их учение не получило большого резонанса в обществе и, «по-видимому, первым широким еретическим движением, оставившим глубокий след в русском обществе, была ересь стригольников». 9 Я.Р. Хоулетт же настаивает, что только соборное осуждение может превратить заблуждение в ересь, но соборного осуждения ереси стригольников не было, 10 и, следовательно, с точки зрения церковного права, нельзя считать еретиками стригольников и вольнодумцев, обнаруженных архиепископом Геннадием в Новгороде. В то же время, по мнению епископа Никодима (Милоша), по церковным правилам еретиками можно было назвать лиц, не исповедующих православие («кто не православный, тот – еретик»). 11 Стригольнические воззрения сводились к отрицанию поставления церковной иерархии «по мзде» без «хулы» на Христа и Богородицу и не выходили за рамки православных догматов, а, следовательно, не считались еретическими.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

Новопоставленный владыка оказался человеком, по своим умственным и нравственным качествам как нельзя более соответствовавшим той задаче, которая предстояла ему в Новгороде. Геннадий не кичился высотою своего сана или своим назначением из Москвы; напротив, его занимала мысль упрочить в Новгороде как политическое, так и церковное влияние Москвы. В видах возвышения в. князей московских в глазах народа и в видах освящения царской власти, он впервые вменил в обязанность всем новгородским игуменам и священникам ежедневно молиться в своих храмах за государя и всех православных христиан. «А игуменов, и попов, и диаконов, говорит летописец, по тому ж благословил и прочь отпустил, и наказал им, чтобы Бога молили о государех, великих князех и о всех православных христианех, во вся дни кождо у своей церкви молебны пети» 25 . Что же касается до усиления, собственно, церковного влияния Москвы, то Геннадий старался достигнуть этой цели не пренебрежением, как предшественник его, к местной святыне, пользовавшейся особенным почитанием у Новгородцев, а сообщением им чувства благоговения, собственно, к московским угодникам, которые до сих пор мало, или совсем были неизвестны новгородскому населению. Как ни правильно понимал свою задачу блаж. Геннадий, однако, не вдруг удалось ему сломить или хотя чувствительно ослабить оппозицию новгородцев. Это всего лучше сказалось в крестном ходе, предпринятом в 1493 году блаж. Геннадием, с собором игуменов, священников и диаконов, и в сопровождении двух великокняжеских наместников и дворецкого, вокруг новгородского детинца. Следуя раз намеченной цели, блаж. Геннадий предполагал воспользоваться этим крестным ходом, как благоприятным случаем к распространению в Новгороде чествования московских святителей, и для этого сделал распоряжение отслужить молебны и провозгласить каноны у чудного креста – новому чудотворцу Петру, митрополиту всей России, а на молебствии у Покровских ворот – канон московскому митрополиту Алексию 26 . План этот на первый раз потерпел совершенную неудачу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Новопоставленный владыка оказался человеком по своим умственным и нравственным качествам как нельзя более соответствовавшим той задаче, которая предстояла ему в Новгороде. Геннадий не кичился высотою своего сана или своим назначением из Москвы; напротив, его занимала мысль упрочить в Новгороде как политическое, так и церковное влияние Москвы. В видах возвышения великих князей московских в глазах народа и в видах освящения царской власти, он впервые вменил в обязанность всем новгородским игуменам и священникам ежедневно молиться в своих храмах за государя и всех православных христиан. «А игуменов, и попов, и диаконов, – говорит летописец, – потому ж благословил и прочь отпустил и наказал им, чтобы Бога молили о государех великих князех и о всех православных христианех, по вся дни кождо у своей церкви молебны пети». Что же касается до усиления собственно церковного влияния Москвы, то Геннадий старался достигнуть этой цели не пренебрежением, как предшественник его, к местной святыне, пользовавшейся особенным почитанием у новгородцев, а сообщением им чувства благоговения собственно к московским угодникам, которые до сих пор мало или совсем были неизвестны новгородскому населенно. Как ни правильно понимал свою задачу блаженный Геннадий, однако не вдруг удалось ему сломить или хотя бы чувствительно ослабить оппозицию новгородцев. Это всего лучше сказалось в крестном ходе, предпринятом в 1493 г. блаженным Геннадием с собором игуменов, священников, диаконов и в сопровождении двух великокняжеских наместников и дворецкого, вокруг новгородского Детинца. Следуя раз намеченной цели, блаженный Геннадий предполагал воспользоваться этим крестным ходом как благоприятным случаем к распространению в Новгороде чествования московских святителей и для этого сделал распоряжение отслужить молебны и провозгласить каноны у Чудного креста – новому чудотворцу Петру, митрополиту всей России, а на молебствии у Покровских ворот – канон Московскому митрополиту Алексию. План этот на первый раз потерпел совершенную неудачу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

Они очень рады этому браку. Был у меня И. В. Аничков, примазавшийся к какой-то экскурсии и пробывший здесь дня три. Также Геннадий Як[овлевич] Воскресенский, бывший секретарь Новгородской консистории, которого будете иметь удовольствие и Вы видеть скоро, т. к. он намеревается приехать в Новгород. Вот, кажется, и все новости. Я начинаю несколько отходить от утомления страстного и пасхального. О[тца] Иакова предполагаю иметь возможность отправить в субботу, т. к. к тому времени Е[вгений] Сем[енович] вернется из Москвы и выправит ему документ, который он сам (о. Иаков), оказывается, по глупости аннулировал, не указав в суматохе у билетной кассы, что на нем значится, что он едет в Новгород по выполнению командировки. А кассир указал ему, что ему следует представить еще документ о выполнении командировки, не дал ему билета и не стал разговаривать; о[тцу] Иакову надо было лишь указать, что это все имеется в тех же документах, но он этого не сделал, иначе он был бы у Вас во вторник Светлой недели. О[тец] Василий Шеин еще не приехал сюда. По слухам, исходящим от самого Патриарха, он только временно переводится в Петроград, скоро предстоит его хиротония и назначение на место митрополита Крутицкого; митрополит Евсевий уходит на покой. А здесь кто-то распространяет слухи, что я предназначаюсь в Харьков. Конечно, это праздный слух, но вообще я буду твердо держаться позиции: по возможности уклоняться от " высоких " и, как Патриарх мне писал, " более почетных " назначений. Седалище епископа Ямбургского при тех условиях, какие я имею здесь, мне довлеет, и почестей вышняго звания мне не надо. Если бы меня назначили и архиепископом Пензенским, я бы писал то же, что написал Патриарху теперь... Завтра восемь лет моей хиротонии. Буду служить в Казанском соборе. Сначала было хотел служить скромно, но пришлось согласиться служить торжественно, т. к. мои сослужители захотели принять участие в служении со мною в этот день. Вспоминаю радостные патриаршие дни в 1913 году в Новгороде... В этот день я в особенности духом с Вами и всегда помню и переживаю Вашу великую любовь. В день св. Никиты я не смогу быть в Новгороде. Нет соответствующих мандатов. Но молитвенно буду, конечно, у святителя Никиты. Хотелось бы и служить в этот день, дабы и мне быть с Вами причастником Божественной трапезы, но служить келейно, так сказать, я еще не знаю, где бы мог, а беспокоить всех неудобно. Я вообще противник всяких реклам, а они здесь в моде. Сегодня случайно увидел, что и завтрашнее мое служение оповещено, и это мне не нравится. Благословите, дорогой Владыко. Желал бы очень, чтобы Вы осуществили Ваше намерение приехать сюда. Любящий Вас А. ДАЛЕЕ > > [ 1 ]    [ 2 ]    [ 3 ]    [ 4 ]    [ 5 ]    [ 6 ]    [ 7 ]    [ 8 ]    [ 9 ]

http://pravoslavie.ru/archiv/pisma8.htm

Споборствуяй по Христе бозе и пречистые его матере честнаго ея образа в помощь христоименитому православному христианину на еже хулою возносящихся на господа нашего Иисуса Христа и обезчестивших образ пречистыя владычица нашея богородица новгородских еретиков жидовская мудръствующих. Покрыты же суть онех еретик клятвою укоризною маркианскиа глаголю и месалианскиа. Сии бо, егда въпрошаеми, от своих велений отметници бывают и безстудно и усердно кленутся и проклинають 1 вся тако мудръствующая или мудръствовавших и ротятся без страха, яко таковая повелениа ненавидящих. Сия же въспоминаем твоему боголюбию, еже сам не невеси и того ради речена быша да удобь обретаема будут, яко тако имут в патриархии лежащая книгы: кто убо не отвержется в толика пресечениа разделивши и самем себя проклинающим еще не отинудь ума изступил, писаное бо на них слово исполнится яве: «Погрузи, господи, и раздели языкы их». Сии главы о маркианех в правилех у собя изнайдешь. Аще ли в твоих не будет правилех, ино в великого князя правилех писаны. Да что есми послал грамоту, да и подлинник к митрополиту, что Наум поп сказывал, да и тетрати, по чему они молились по-жидовскы, и ты тамо узришь все, что ся как чинило, и как ли превращены псалмы на их обычай. И толко бы поп Наум не положил покааниа, да и в христианство опять не захотел, ино бы как мощно уведати по их клятве, как они отметаются своих велений? Да что они недостойно служат божественую литургию, то явлено в 12 главе, а что кленутся без страха, а то в 19 главе тех же ересей 2 явлено. Да что есть ересей месалианскых, то все они мудръствуют, толко то жидовскым десятословием людей прельщают, яко благочествующе мнятся. Да та прелесть здесе распростерлася не токмо в градех, но и по селом. А все то от попов, которыа еретики ставили в попы. Да егда где будут в православных, и они таковы же себя являют. Аще ли видят кого от простых, и они готова себе имеют на лов. Да того ради и в попы ставят, чтобы кого как мощно в свою ересь привлещи, занеже уже дети духовныя имут держати.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

Велия исправления о церковном благолепии являя,/Православную веру утвердил еси,/святителю отче Геннадие,/не престай молитися о нас,/во Царствии Небеснем безсмертныя трапезы наслаждался. Величание Величаем тя,/святителю отче Геннадие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. 5/18 Преподобного Саввы Освященного, Иерусалимского (532). Святителя Гурия, архиепископа Казанского (1563). Тропарь преподобному Савве Освященному, Иерусалимскому, глас 8 Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Савво отче наш,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас тойже Яко от младенства Богу жертва непорочная/принеслся еси добродетелию, Савво блаженне,/садоделатель быв благочестия./Темже был еси преподобных удобрение,/гражданин же пустынный достохвален./Темже зовем ти:/радуйся, Савво пребогате. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Савво,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь святителю Гурию, архиепископу Казанскому, глас 4 Правило веры и образ целомудрия,/учителя добрых дел/и наставника спасения, даде тя Господь/новопросвещенному граду Казани,/в немже приобрел еси новыя от язык люди,/и привел еси я Христови./Сего ради в память твою радостно сошедшеся,/честне празднуем святое твое успение,/ты же, отче наш, святителю Христов Гурие,/моли Христа Бога/спастися душам нашим. Ин тропарь, глас тойже От младости удалялся земнаго мудрования/и последовав скорбным путем Законоположителю своему Христу Богу,/темже и Он тя воздарова на земли нетлением,/на Небесех же со угодившими Ему архиереи ликовствуеши,/Гурие святителю,/моли Христа Бога/подати отечеству нашему на враги победу,/и мир мирови,/и душам нашим велию милость. Кондак, глас тойже Чувственныя страсти победив, чистотою, яко солнце, возсиял еси,/чисто житие до конца сохранив,/и от неверия в веру многих ко Христу привел еси;/того ради от Бога нетлением почтен, чудесы твоими вся удивил еси./Молим убо тя, святителю Гурие,/молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:/радуйся, отче предивный,/граду Казани похвала и утверждение. Ин кондак, глас 6

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тогда же поднят вопрос о монастырских вотчинах, а по поводу казней, каким подверглись еретики после осуждения их на соборе 1504 года, – вопрос о религиозной терпимости 6 . И вообще чрезвычайные успехи ереси, преимущественно между людьми книжными, покровительство или, по крайней мере, снисхождение, каким она несколько времени пользовалась со стороны гражданскаго правительства, сочувствие к учению и судьбе еретиков, неоднократно заявленное «заволжскими» (новогородскими и вологодскими) иноками, ревнителями строгих уставов Нила Сорскаго , и наоборот – вражда тех же иноков и даже некоторых архиереев (например, Касьяна Рязанскаго) против Иосифа Волоцкаго , неутомимаго обличителя и гонителя ереси, – все это указывает на жизненные элементы в учении новогородских вольнодумцев, на которые не могла простираться церковная анафема, и в силу которых умственное движение, возбужденное ересью, продолжалось до половины XVI века, вызывая то новыя церковно-законодательныя меры к исправлению иерархических безпорядков (определения Стоглавыаго собора), то новые еретические толки (учение Башкина и Феодосия Косаго). Святейшим боголюбивым братии нашей архиепискупом: Тихону архиепископу Ростовскому и Ярославскому, Нифонту епископу Суздалскому и Туровскому, Васьяну епископу Тверьскому, Прохору епископу Сарскому и Подонскому, Филофею епископу Пермскому 7 . О сем вам воспоминаю, братии нашей: прислал князь великий ко мне грамоту, а митрополит другую о поставлении коломенскаго владыки, а безъимянно кого. А велят ми отпись дати безъимянно же такову, какову Геронтию митрополиту взяли у мене. Да прислал ко мне митрополит и списки с тех грамот, а яз не дал таковой отписи 8 , да о том есми отписал к великому князю да и митрополиту, а вам то, братии нашей, ведомо же будет, как митрополит велит чести ту грамоту пред вами. А о коломенском владыце, да и о инех, коли прилучитца, посылали бы ко мне именно, кого ставити. И яз отписи даю такие законные, какие иные братья наша давали. А не изпешили бы есте еще ставити владыки: преже бы есте стали накрепко о том, чтоб еретиков обыскали накрепко, да тех бы князь великий велел казнити.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

Благословение Геронтия, митрополита всея Руси, о Святом Духе сыну и сослужебнику нашего смирения Геннадию, архиепископу Великого Новгорода и Пскова. Писал еси к нам свои грамоты, к господину и сыну моему к великому князю Ивану Васильевичу всея Руси, да и ко мне, о том, что прозябают ереси в Новгороде, хулы и поругания от священников и от диаконов и от дьяков, и от простых людей, да и списки еси на тех ересников прислал к нам, по чему еси обыскивал, как они хулили Сына Божьего и пречистую его Богоматерь и ругались святым иконам, а величают жидовскую веру, а нашу православную христианскую веру хулят: и мы то дело с господином и сыном своим, с великим князем, и со всем православным собором порассудили: что в твоем списке писаны, поп Григорий Семеновской, да поп Ересим Николской, да попов сын Григорьев Самсонко диак, и те, по святительским правилам и святых Апостолов и святых Отцов, достойны извержению и отлучению от святой церкви и проклятью подлежать, потому что на них в твоих списках свидетельства есть о их ересях и хулах и о поругании; а по царским правилам, от божественного писания, достойны градские казни. И князь великий велел тех трех казнить, попа Григорья, и попа Ересима, да и Самсонка дьяка, градской казнью, да казнив, послал их к тебе: и ты, сыну, у себя, в своем соборе, тех обличив да понакажи духовне, по правилам святых Апостолов и святых Отцов, как достойно по божественному писанию, чтобы они покаялись и в разум истины пришли; и только покаются, да будут достойны милости; а не покаются, и ты их пошли к наместникам великого князя, и они их там велят казнить градской казнью, по великого князя наказу, как писано в царских правилах. А Гридя диак не дошел еще, по правилам, градские казни, потому что на него один свидетель, поп Наум: и ты того тамо обыскивай, и что на него обыщешь, по правилам, казнь духовную или градскую, ино то сам ведаешь. А которых еси иных писал в своих списках, священников и диаконов и диаков и простых людей, что те лихие дела делают, и ты бы того обыскивал, с великим прилежанием и со многим извещением, как нам велено, по божественному писанию, беспрестанно пещися о духовных вещах. А князь великий приказал, с тобой, того дела обыскивать наместникам Якову да Юрию Захариичем: и ты бы с ними того дела обыскивал вместе. И которые дойдут, по правилам, твоей святительской духовной казни, а ты их духовне казни: а которые дойдут градской казни, ино тех наместники великого князя казнят градской казнью. Да обыскивал бы еси, сыну, то дело прилежно, чтобы христианство в возмущении не было, а церковь бы Божья безмятежна была. Да будет на тебе милость Божья и нашего смирения благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010