Слишком было горько непривычное новгородское житье новгородским владыкам, присылаемым из Москвы, и не легко им было справляться с отжившими свой век новгородскими порядками, пока Новгород окончательно не подчинился московским порядкам в церковном и гражданском отношении, и пока древняя жизнь Новгорода со своими преданиями не перешла в область истории. Тут иногда нужно было приноравливаться и к местным старинным обычаям Новгорода, чтобы предупредить взрывы еще не потухших страстей враждебных Москве партий, нужно было подделываться и под такт новых порядков Москвы, которая зорко следила за жизнью и движениями в Новгороде; и, таким образом, волей-неволей приходилось владыке стоять между двух огней. Вообще, как не привлекательна была жизнь владык новгородских в период преобразования Новгорода, со времени подчинения его Москве, всего лучше судить об этом по той печальной участи, какой подверглись владыки того времени. Из 8-ми святителей, восседавших на новгородской святительской кафедре в княжение Uoahha III , Василия Ивановича и Uoahha IV , только двое – Макарий 1-й, впоследствии митрополит Московский и Серапион 2-й, Курцев, правивший паствою не с большим год, благополучно кончили свое служебное поприще. Остальные – старец Сергий, знаменитый борец против ереси жидовствующих, Геннадий и Серапион 1-й – подвижник высокой, святой жизни, умерли под опалою и в заточении; Феодосий кончил жизнь свою в изгнании, в Волоколамском монастыре, где в сане святителя пребывал на покое 15 лет; а Пимен и Леонид – жертва интриг и клеветы – кончили жизнь в таком уничижении и с таким позором, какие мы можем встретить разве только в период гонения христианства от государей-язычников. После несчастной кончины последнего архиеп. Леонида, наступила новая эпоха для новгородской святительской кафедры. С учреждением в России патриаршества, новгородская архиепископия, по уважению к ее древности, возводится на степень митрополии, с предоставлением ее святителю прав первенства и старейшинства после патриарха. С лишком 120 лет существовала митрополия в Новгороде: в этот период 13 святителей сменили один другого. И, хотя летописи слишком мало передают сведений о трудах их и деятельности, но восстановление из развалин разоренных неприятельскими нашествиями и другими бедствиями многочисленных обителей, разрушенных св. храмов, упорядочение богослужения, нравственности клира и народа, борьба с появлявшимися сектантами, поддержание православия в местностях, соседних с иноверцами, все это достаточно говорит об их пастырских трудах и деятельности на пользу новгородской епархии. Некоторые из них, как святители высокого ума и высокой жизни, напр., Никон, Питирим и Иоаким удостоены были избрания и возведения в сан патриаршеский. Заключил собою ряд новгородских митрополитов современник и знаменитый сподвижник великого преобразователя России, Иов; он оставил по себе бессмертную память учреждением в Новгороде учебных и человеколюбивых заведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Благословение Геронтиа, митрополита всея Русии, о святом дусе сыну и сослужебнику нашего смиренна Генадью, архиепископу Великого Новагорода и Пскова. Писал еси к нам свои грамоты, к господину и сыну моему к великому князю Ивану Васильевичю всея Русии, да и ко мне, о том, что прозябают ереси в Новегороде, хулы и поруганья от священников, и от дияконов, и от дияков, и от простых людей, да и списке еси на тех ересников прислал к нам, по чему еси обыскивал, как они хулили Христа сына божиа и пречистую его богоматерь и ругались святым иконам, а величают жидовскую веру, а нашу православную християнскую веру хулят: и мы то дело с господином и сыном своим, с великим князем, и со всем православным собором поразсудили: что в твоем списке писаны, поп Григорей Семеновской, да поп Ересим Никольской, да попов сын Григорьев Самсонко диак, и те, по святителским правилом и святых апостол и святых отець, достойни извержению и отлученью от святые церкви и проклятью подлежат, потому что на них в твоих спискех сведетельства есть о их ересех и хулах и о поруганьи; а по царскым правилом, от божественаго писаниа, достойны градскыа казни. И князь великий велел тех трех казнити, попа Григорья, и попа Ересима, да и Самсонка диака, градскою казнию, да казнив, послал их к тебе: и ты, сыну, у собя, в своем зборе, тех обличив да понакажи духовне, по правилом святых апостол и святых отець, как достойно по божественому писанию, чтобы они покаалися и в разум истинны пришли; и толко покаются, да будут достойни милости; а не покаются, и ты их пошли к наместником великого князя, и они их тамо велят казнити градскою казнию, по великого князя наказу, как писано в царскых правилех. А Гридя диак не дошел ешо, по правилом, градские казни, потому что на него один свидетель, поп Наум: и ты того тамо обыскивай, и что на него обыщешь, по правилом, казнь духовную или градскую, ино то сам ведаешь. А которых еси иных писал в своих спискех, священников и диаконов и диаков и простых людей, что те лихие дела делають, и ты бы того обыскивал с великым прилежанием и со многим извещением, как нам велено по божественому писанью безпрестанно пещися о духовных вещех. А князь великий приказал с тобою того дела обыскивати наместником Якову да Юрью Захариичем: и ты бы с ними того дела обыскивал вместе. И которые дойдут, по правилом, твоей святительские духовные казни, и ты их духовне казни; а которые дойдут градские казни, ино тех наместники великого князя казнят градскою казнью. Да обыскивал бы еси, сыну, то дело прилежно, чтобы христианьство в змущеньи не было, а церковь бы божиа безмятежна была. Да будет на тебе милость божиа и нашего смиренна благословение.

http://sedmitza.ru/lib/text/433580/

Деяния седьмого Вселенского Собора; Письмо Авгаря Христу и письмо Христа Авгарю; Неизданные письма епископа Феофана Затворника; Митрополит Серафим (Чичагов). О святых мощах; А.В. Комаровская. О первых иконописных работах моего отца; Б. Кутузов. Феодор Христианин (главы из книги «Русское знаменное пение»). 4–1998 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе; Деяния седьмого Вселенского Собора; Святаго Геннадия, Патриарха Константинопольскаго. О вере; Блаженаго учителя нашего Константина Философа. Слово и азбучная молитва; Возвращение иконы преподобных Андроника и Саввы; Н. Аввакумов. О древнерусских хоросах; Я. Зеленина. «Христианская символика» графа А.С. Уварова; А.С. Уваров. Кентавр; Приложения; Святитель Иоанн, архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский. Слово об иконописании в Неделю Торжества Православия; И.С. Красовский. Архитектура Спасо-Андроникова монастыря XVIII века; Б.П. Кутузов. Местные центры певческого искусства. 5–2000 Л.А. Успенский. Большой Московский Собор и Образ Бога Отца; Деяния седьмого Вселенского Собора; История Андроникова монастыря в миниатюрах; Стоглав. Главы об иконописи; Священник Сергий Дубровин. Юные годы святого Андроника в граде Ростове Великом; Т.Л. Никитина. Жезл преподобного Аврамия Ростовского; В.Ф. Козлов. Епископ Владимир (Соколовский); Стихиры Пасхи. 6–2002 Иосиф Волоцкий. Слово тринадцатое, против ереси новгородских еретиков; Седьмой Вселенский Собор. Деяние Шестое; О.В. Никифорова. Последний настоятель Спасо-Андроникова монастыря; Житие и похвала Аврамию Ростовскому; Князь А.А. Ухтомский. О церковном пении; Н.Б. Кишилов. Изображение Успения на Донской иконе Богоматери; Э.К. Гусева. О Николае Борисовиче Кишилове; И.С. Красовский. Церковь Архангела Михаила Спасо-Андроникова монастыря. 7–2002 К 100-летию Л.А. Успенского: Л.А. Успенский. Искусство литургическое и искусство религиозное; В.Н. Сергеев. Из истории иконологических споров; Л.А. Успенский. По поводу одной из тем будущего предсобора; Седьмой Вселенский Собор. Деяние шестое. Продолжение;

http://pravoslavie.ru/12054.html

Священные книги Ветхого Завета особенно часто подвергались случайной и намеренной порче. Об этом со скорбью писал святитель Геннадий в послании архиепископу Иоасафу: " Жидове еретическое предание держат - псалмы Давидова или пророчества испревращали " . Собрав вокруг себя ученых, тружеников-библеистов, святитель собрал все книги Священного Писания в едином своде, благословил вновь перевести с латинского языка те из Священных книг, которые не были им обретены в рукописном предании славянской Библии, и в 1499 году на Руси вышел первый полный свод Священного Писания на славянском языке - " Геннадиевская Библия " , как ее почтительно называют по имени составителя, которая стала неотъемлемым звеном в преемственности славянского перевода Слова Божия. От Боговдохновенного перевода Священного Писания святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, чрез Библию святителя Геннадия (1499) и воспроизводящую ее первопечатную Острожскую Библию (1581), Церковь сохранила неизменным славянское библейское предание вплоть до так называемой Елизаветинской Библии (1751) и всех последующих печатных изданий. Наряду с подготовкой Библии, круг церковных книжников при архиепископе Геннадии вел большую литературную работу: была составлена " Четвертая Новгородская летопись " , доведенная до 1496 года, переведены, исправлены и переписаны многочисленные рукописные книги. Игумен Соловецкого монастыря Досифей, прибывший в Новгород по монастырским делам, несколько лет (с 1491 по 1494) трудился у святителя Геннадия, составляя библиотеку для Соловецкого монастыря. Ревностный поборник духовного просвещения, архиепископ Геннадий для подготовки достойного клира основал в Новгороде школу. В конце XV века над русскими умами тяготела грозная мысль о скорой кончине мира, которой ждали по истечении седьмой тысячи лет от сотворения мира. По окончании миротворного круга в 1408 году на Руси не осмелились продолжить пасхалию далее 1491 года. В сентябре 1491 года архиерейский Собор Русской Церкви в Москве, при участии святителя Геннадия, определил: " Написать Пасхалию на осьмую тысячу лет " .

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Ино познают: еретикам ослаба пришла, уже ныне наругаютца христьянству — вяжут кресты на вороны и на вороны. Многие ведели: ворон деи летает, а кресть на нем вязан деревян, а ворона деи летает, а на ней крест медян. Ино таково наругание: ворон и ворона садятца на стерве и на калу, а крестом по тому волочат! А зде се обретох икону у Спаса на Ильине улици — преображение з деянием, ино в празницех обрезание написано — стоит Василией Кисарийский, да у спаса руку да ногу отрезал, а на подписи написано: обрезание господа нашего Иисуса Христа. Да с Ояти привели ко мне попа да диака, и они крестиянину дали крест телник древо плакун, да на кресте том вырезан сором женской да и мужской, и христианин де и с тех мест сохнути, да немного болел да умерл. А диак сказываетъца племенник Гриди Клочу еретику, что в подлинник не писан. И ныне таково есть бесчинство чинитца над церковью божиею и над кресты и над иконам и над христианьством. А того толке не управит государь князь великий, а того накрепко не обыщеть, ино будет последьняя лесть горше первыя. И ты бы о том митрополиту явил, чтобы митрополит печаловался государю великому князю, чтобы поочистил церков божию от тое ереси. А тому бы есте не верили, что ся они зовут христиане, то они покрывают свою ересь тем , занеже то яз известно отведал на них. И твое бы боголюбие усердно попечение имел о церкви божий и о православном християньстве. А милость господа бога вседержителя и его пречистыя богоматере и нашего смирения молитва купно же и благословение да есть всегда с твоим святительством и боголюбием. Аминь. Противень послал Нифонту епископу Суздалскому, да Филофею епископу Перьмскому в одны речи о еретицех с Семеном в Зезевитом. Лета 96 (1488) генваря. Примечания Ркп. Генадий... Пскова написано киноварью. Ркп. доистоную. Ркп. государь вписано на поле Ркп. тем вписано на поле Ркп. имех. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены

http://sedmitza.ru/lib/text/433577/

Здесь в самый раз обратить внимание на отношение полноты Церкви к убийствам, к тому или иному способу умерщвления людей. Еще из Ветхого Завета известно: смерть является несомненным злом, ибо она вошла в мир путем греха. Это же подтверждает и шестая заповедь: «Не убий». В Нагорной проповеди Христос устанавливает норму еще более жесткую: «Вы слышали, что сказано древним: не убей (Исх. 20: 13); кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам: всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф. 5: 21–22). Табл. 2. Святитель Никола Можайский. Деревянная скульптура. XVII в. Русский Север 66-е правило святых апостолов запрещает священнику вообще поднимать руку на ближнего. И на примере наказания, понесенного святителем Николаем Мирликийским за пощечину ересиарху Арию, можно судить о неукоснительности исполнения дисциплинарных канонов отцами I Вселенского собора . В то же время, вразумляет отмена этого наказания Иисусом Христом и Богородицей, что нередко прокомментировано на иконах вручением святителю Николаю Евангелия и омофора. Но означает ли данное «прощение свыше» разрешение на любые меры для борьбы с ересью? Одно дело пощечина, а другое – костры инквизиции. И на Руси ведь в конце XV – начале XVI века Новгородский архиепископ Геннадий в отношении жидовствующих призывал: «Жечь и вешать!». Будет ошибкой воспринимать слова святителя как требование убивать во имя Христа. Насколько нам известно, никто из церковных деятелей на Руси не выдвигал таких лозунгов. Многие из христиан готовы были отдать жизнь за Христа, но много ли было желающих лишать жизни ради Христа? Архиепископ Геннадий вел речь о позволительности обращения к меньшему злу (наказанию смертью) во имя пресечения большего зла (катастрофы веры и государства), ибо еретики ставили для себя вполне прагматичную цель – захват власти и уничтожение Церкви. Причем действующая государственная администрация после некоторых колебаний прислушалась к мнению противников ереси; Иван III все-таки их поддержал. Табл. 3. Иисус Христос. Фреска из храма Христа Пантократора. Дечаны, Сербия. XIV в. Действие 66-го правила касалось церковнослужителей, но если для них бывали «исключения», то насколько строгими устанавливались нормы для лиц, призванных по должности поддерживать нравственный и административный порядок в обществе? Сошлемся на мнение апостола Павла: «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13: 4). Иван III своими действиями подтвердил лишь верность апостольского изречения, хотя «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» (Прем. 1: 13).

http://pravoslavie.ru/35081.html

Не трудно догадаться, что иконописцы тут поднимают иерархический вопрос, намекая на слова Спасителя из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11: 11). У остальных - яркое пятно на гиматии выделяет лишь ногу. Петр и Павел включены в этот круг, конечно же, потому, что они апостолы первоверховные; Архангел Михаил - потому, что предводитель небесного воинства, главный их всех Архангелов. Таким образом иконописцы отреагировали на противо-иерархическую составляющую ереси. Логично, однако, спросить о причине заострения внимания именно на ноге. Зачем оно? И только в области гиматия, не ниже. Здесь тоже должна быть своя закономерность. И она, безусловно, есть. По первым известиям Геннадия Новгородского о ереси можно понять, что брожение и сомнение началось с чтения книг. Среди обнаруженного святителем пестрого списка еретической литературы заметен " Корпус Ареопагитикум " . Но Дионисий Ареопагит считается одним из отцов Церкви, и приносить в жертву еретикам его почитание означало бы отказ от столпа Церкви, чего позволить себе архиепископ Геннадий не мог. Лучшим выходом было на языке Ареопагита и отреагировать. От новгородского владыки, по всей видимости, и исходит инициатива иконического ответа " жидовствующим " . Но возможны и другие вдохновители. В подобной ситуации любое другое духовное лицо (и необязательно архиепископ) предприняло бы совершенно аналогичные шаги. Поскольку в трактате " О небесной иерархии " Ареопагит " из множества наших телесных частей " пытается найти " подходящий образ небесных сил " , то ноги, по его мнению, указывают " на подвижность, быстроту и пригодность к вечному стремительному движению к божественному , нагота же и необутость - на свободу и неудержимость, очищающую от привнесенного извне, и уподобление, насколько возможно, божественной простоте " [ 2 ] . Апостолы Петр и Павел Здесь может возникнуть справедливый вопрос: " Это применимо к образу Архангела Михаила, но причем здесь Иоанн Предтеча, Петр и Павел? - у Ареопагита ведь речь о небесных силах " .

http://pravoslavie.ru/211.html

Вместе со святителем Геннадием, архиепископом Новгородским, на Соборах, созванных в 1490 и 1504 годах, преподобный Иосиф вдохновенной проповедью и примером праведного христианского подвижничества добился осуждения ереси жидовствующих, которая широко распространилась в новгородских землях. По всей Руси росло число монастырей, и все больше богатых людей жертвовали им свое имение, надеясь на духовную помощь и заступничество пред Богом. В связи с этим возник вопрос: могут ли монастыри владеть землями и большим имуществом или же это противоречит евангельской проповеди бедности? Святой Иосиф участвовал в спорах на эту тему и отстаивал право монастырей иметь многочисленные владения, которые должны были служить благу Церкви и бедных. Он считал, что в этом случае богатство уже не является стяжательством, но становится общим благом всей Церкви и используется для приготовления к Царству Небесному уже здесь, на земле. Это мнение, признанное на Соборах 1503 и 1504 годов, на самом деле не отрицало в корне противоположную позицию, которую занимал преподобный Нил Сорский, считавший, что монахи должны жить в строгости и бедности. Речь шла о двух тенденциях, которые должны сосуществовать в Церкви 3 . Община Волоцкого монастыря росла, а святой Иосиф уже почти ослеп и приближался к концу жизни. Чтобы сохранить заведенный в монастыре порядок, он составил Устав, основанный на писаниях святых отцов. Этот Устав впоследствии стал образцом для устройства других монашеских общин и руководством для епископов 4 . Затем преподобный собрал братию и велел избрать себе преемника. Игуменом выбрали Даниила Рязанского, не принадлежавшего к числу наиболее выдающихся старцев, но верного последователя преподобного Иосифа 5 . Дав преемнику наставления о возложенном на него долге, святой принял постриг в великую схиму. Уже на смертном одре он в последний раз собрал братию и призвал монахов хранить верность переданным традициям. Преподобный Иосиф отошел ко Господу 9 сентября 1515 года во время утрени, перекрестившись и испустив три вздоха во имя Святой Троицы. Он был похоронен в церкви своего монастыря, и у его гробницы совершались многочисленные чудеса. В 1579 году было установлено местное почитание подвижника, а 1 июня 1591 года он был признан святым всей Русской Церковью.

http://pravoslavie.ru/56259.html

А Захар чернец пишет в своих грамотах, что на мене послал по всем градом грамоты: зовет мя еретиком, а яз не еретик. А и писано: «аще тя кто назовет еретиком, да не приимеши; аще ли приал еси, отвергъся есть Христа». И яз с его грамоты к вам список послал. А по Захара есми посылал того для: жаловалися мне на него черньцы: перестригл их от князя Федора от Белскаго, да причастья три годы не давал, а сам деи не причащалжеся. И как яз его призвал, да почал его спрашивати: «о чем ты тако чиниши, что есь сам три годы не причащался» ? И он ми молвил: «грешен есми». И яз ему молвил: «о чем же ты перестригл детей боярских, да и от государя еси их отвел, а от Бога отлучил, что есь и причастья не дал три годы»? И он ту свою ересь явил: «у кого де ся причащати? Попы деи по мзде ставлены, а митрополит деи владыки по мзде ставит». И яз молвил: «а се митрополита ставят не по мзде». И он молвил: «коли деи в Царьград ходил митрополит ставитися, и он деи патриарху дань давал, а ныне деи он бояром посулы дает тайно, а владыки деи митрополиту дают деньги: ино деи у кого причащатися»? И яз познал, что стригалник еретик. 1 Это послание издается по сборнику сол. библ. 852, л. 341 об.– 342. Сборник писан в конце XVI века. 6 См. статью: «Отношения иноков Кириллова Белоезерскаго и Иосифова Волоколамскаго монастырей в XVI веке» в Приб. к твор. св. отцев, ч. 10, 1851 г. 7 По летописным сказаниям, на соборе присутствовал еще Симеон Рязанский, упоминаемый после Нифонта Суздальскаго. Полн. Собр. Летоп., т. IV, стр. 158. 8 Это обстоятельство замечено и в летописях: «тое же осени, ноября 18, в четверток, поставлен бысть епископ Коломне Аврамей, игумен Угрешскый, ...а Ноугородцкыи архиепископ Генадеи грамоты своея полныя не прислал на его паставление». Там же, стр. 159. Читать далее Источник: Памятники Древле-Русской духовной письменности : Послание Геннадия, архиепископа Новгородскаго, к Московскому собору 1490 года//Православный собеседник. 1863. Книга 1. С. 479-481. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

А как есми исповедался пред богом и пред избранными аггелы, так в том исповедании стою и теперво неподвижно. Ниже к Литвы посылаю грамоты, ни из Литвы ко мне посылают грамот, ни пакы литовские ставленикы служат в моей архиепископьи. А что которые литовские оканные дела прозябли в Руской земли, в Великом Новеграде, в вотчине государя великого князя, коли был в Новеграде князь Михайло Оленкович, а с ним был жидовин еретик, да от того жидовина распростерлась ересь в Ноугородцкой земли, а держали ее тайно, да потом почали урекатися въпиани: и яз послышив то, до о том грамоту послал к великому князю да и ко отцу его Геронтию митрополиту. И князь великий ко мне прислал грамоту, а велел ми того беречи, чтобы то лихо в земли не распростерлось. И потом пришол обыск на еретикы, и яз их велел имати да подавати на поруку; и те еретики, поручников выдав, да збежали к Москве: Григорей поп с сыном с Самсонком, да Ереса поп, да Гридя диак Борисоглебской. И аз послал к великому князю первого своего обыска подлинник, а другой подлинник к митрополиту послал. И князь великий тех еретиков на Москве казнил, да казнив их, прислал ко мне: Григорья попа с сыном с Самсонком, да Ересима попа, да Гридю диака Борисоглебского; да прислал ко мне свою грамоту, а велел ми тех еретиков обыскывати накрепко сь своими бояры сь Яковом да сь Юрьем з Захарьичи; а митрополит Геронтие другую грамоту ко мне прислал, по тому же: велел того соборне обыскывати, да обличив их ересь, и понаказати их духовне, чтобы покаались и отступили от тое ереси: и толке покаются, да будут милости достойни; а которые не покаются, и тех велели послати ко Якову да к Юрью к Захарьичем, и они их казнят градцкою казнию. И которые покаялись да свои действа писали на себе сами своими руками, и аз тех в покаание принял, да и опитемью есми им держати указал, а велел есми им приходити к церкви да стояти пред церковью, а в церковь есми ходити не велел; а которые не покаались, а хвалять жидовскую веру, и аз тех послал ко Якову да къ Юрью к Захарьичем, а велел есми их градцкою казнью казнити.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010