Первыми, кто попал под религиозное влияние Схарии, были новгородские священники Денис и Алексий Таким образом было положено начало распространению жидовства на Руси. Вскоре, по свидетельству преподобного Иосифа, появляются новые проповедники: " Потом же приидоша из Литвы инии жидове, им же имена Осиф, Шмойло, Скарявей, Мосей, Хануш " Первые прозелиты оказались очень усердными последователями " нового " учения. " Потом же Алексей научи многых жидовьству, еще же и зятя своего Ивашка Максимова и отца его попа Максима и многых от попов и от диаков и от простых людей. Денис же поп тако же многых научи жидовьствовати, потом и протопопа Гавриила Съфейскаго жидовствовати научи, научиша же и Гридю Клоча. Гридя же Клочь научи Григория Тучина жидовьству, его же отець бяше в Новегороде велику власть имеа... И толика створиша безакониа, яко ни древние еретици! " Такова была обстановка в Новгороде, куда был поставлен архиепископом владыка Геннадий. Однако по прибытии на место своего архипастырского служения он не сразу обнаружил еретическое зловерие. К этому времени первые последователи жидовства, протопопы Алексий и Денис, уже служили в кремлевских соборах в Москве, куда были взяты в 1480 г. великим князем Таким образом, ересь, благодаря переводу в столицу первых ее последователей, начинает распространяться и в первопрестольном граде. При этом обращает на себя внимание ее высокая скрытность О жидовстве новгородский владыка узнал несколько неожиданно. Он писал потом, как " распростерлась ересь в Ноугородской земли, а держали ее тайно да потом почали урекатись вопьяне, и аз послышав то да о том грамоту послал к великому князю да и к отцу Геронтию митрополиту " Это было во второй половине 1487 г. Подробности же нового вероучения святитель Геннадий узнал благодаря тому, что последователь ереси священник Наум раскаялся в своих заблуждениях. " И только бы поп Наум не положил покааниа, да и в христианство опять не захотел, ино бы как мощно уведати по их клятве, как они отметаются своих велений " - писал архиепископ Геннадий.

http://sedmitza.ru/text/443544.html

А так как доходы с духовенства, что практиковалось уже прежде в Новгороде и Пскове, теперь были признаны за главный источник владычного содержания, то, понятно, необходимо было привести их в известность и в этих видах точно определить, как количество церковных приходов, так и количество духовных лиц. Цели этой владыка Геннадий пытался достигнуть при помощи переписи всех церквей и духовных лиц новгородской епархии, и, хотя не без хлопот, но успел в своем предприятии. По документам, впрочем, известно только то, что такая перепись была произведена в одном Пскове, а именно в 1500 году; причем обращено было внимание на престолы и антиминсы 30 . Но нет сомнения, что около того времени, а, может быть, и раньше, подобная же перепись имела место и в области В. Новгорода, что и там определено было количество престолов и антиминсов, и этим путем положено прочное основание для неукоснительного сбора с местного духовенства всех доходов в пользу епархиального архиерея. Лучшим доказательством высказанного мнения может служить список новгородских церквей (собственно, Новгорода), дошедший до нас, по всей вероятности, от рассматриваемого времени 31 . Вообще, труд блаж. Геннадия, по установлению в Новгороде системы церковных повинностей был сопряжен с большими для него неприятностями, но и настолько был основателен, что преемникам его оставалось уже очень мало хлопот по сему предмету. Они могли только увеличивать или уменьшать число пошлин с духовенства, усилить или ослабить их размеры. Желая возвысить духовенство в умственном и нравственном отношении, блаж. святитель употреблял все усилия к тому, чтобы в клир вступали люди грамотные и книжные, и особенно хлопотал о том, чтобы пастыри проходили пастырское служение с сознанием своего долга. «Я просил государя, писал он к митрополиту Симону, чтобы велел устроить училища; для чести своего государя и для спасения общего напоминал я о том, и нам была бы легкость. Когда приведут ко мне ставленника: то я велю ему выучить ектению, да и ставлю, потом, поучив его, как совершать божественную службу, отпускаю тотчас же.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Труды: Пасхалия – миротворный круг на 8-ю тысячу лет. Окозрительный Устав в 2 -х редакциях: обширной и краткой. Молитва ко Пресвятой Богородице. – 1497. Несколько окружных грамот. Слово кратко в защиту монастырских имуществ//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – 1902, кн. 2, отд.2. Собрание на лихоимцев//Труды Отдела древнерусской литературы. – M. – Л., 1965, т. 21. Послание к волоцкому князю Борису Васильевичу; Грамота соборном у духовенству о пасхалии//Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. – СПб., 1908. – Т. 6. – Стб. 753–760, 801–820. Литература: Голубинский E. Е. История Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1902–1904, т. 2. – С. 553–617. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 4, кн. 1. – С. 162, прим.; т. 6. – С. 90–135; 372–383; т. 7. – С. 177–191. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 1. – С. 1411, 1545–1552, 1554–1556; кн. 2. – С. 439, 440. Никитский А. И. Очерк внутренней истории церкви в Новгороде. – СПб., 1879. – С. 132–187. Грандицкий М. Геннадий, архиепископ Новгородский//Православное обозрение. – 1878, ч. 3. – С. 70–107; 1880, ч. 3. – С. 640–667. М. Л. Геннадий, архиепископ Новгородский//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.; Сергиев Посад, 1875, ч. 1. – С. 463–508. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях. Новгородский архиепископ Геннадий и жидовствующая ересь//Собрание сочинений Н. И. Костомарова . Историческая монография и исследования: в 8 кн. – СПб., 1903–1906, кн. 1, гл. 14. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки: из 3 отд./А. Горский, К. Невоструев . – М., 1855–1917, отд. 2, т. 1. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 276–278, 281–282, прим. 9, 21, 29. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. – СПб., 1827, ч. 1. – С. 91. Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. – М., 1896. – С. 127.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Геннадия не допустили присутствовать при избрании митрополита: пришел к нему от великого князя наказ о государевых великих делах, великий князь велел ему о них хлопотать, а в Москву ехать не велел. Геннадий прислал свою повольную грамоту на поставление нового митрополита. Зосима немедленно выказал свое нерасположение к обличителю ереси, потребовав от него нового архиерейского исповедания. Оскорбленный Г. ответил новому митрополиту посланием, в котором жаловался, что его постоянно отводят от присутствия на соборах московских, и потребовал, чтобы митрополит вместе с собором предал проклятию ересь жидовствующих. О том же написал к собору владык, находившихся тогда в Москве. 17 октября 1490 г. собор, на который сам Г. не был приглашен, состоялся и предал отлучению 9 еретиков, из коих один был сослан в заключение, а другие отосланы в Новгород. Г. предал их публичному позору. Однако, несмотря на все старания Г., ересь, имевшая в Москве таких сильных покровителей, продолжала распространяться. Не найдя поддержки в Москве у великого князя и митрополита, он нашел себе союзника в лице Иосифа Волоцкого . 17 мая 1494 г. митрополит Зосима был свергнут, но уже после его свержения, стараниями Курицына, в Новгородский Юрьев монастырь был назначен еретик, архимандрит Касьян. В его кельях происходили собрания еретиков. Геннадий нашел их тут и заставил бежать в Литву и к немцам. Еретики были не только преданы церковному проклятию, но главнейшие из них были сожжены в Москве и Новгороде, а остальные отправлены в заточение. Только на соборе в декабре 1503 г. ересь была окончательно осуждена. Первое время борьба с ересью велась не на почве догматических споров и обличений, а исключительно средствами административных кар. «Люди у нас просты, – писал Геннадий в одном из своих посланий, – не умеют говорить по обычным книгам, так лучше поэтому о вере никаких прений не плодить. Собор нужен не для прений о вере, а для того, чтобы еретиков казнить, вешать и жечь». Однако впоследствии Геннадий наряду с суровыми казнями стал бороться и духовным оружием.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Такова была обстановка в Новгороде, куда был поставлен архиепископом владыка Геннадий. Однако по прибытии на место своего архипастырского служения он не сразу обнаружил еретическое зловерие. К этому времени первые последователи жидовства, протопопы Алексий и Денис, уже служили в кремлевских соборах в Москве, куда были взяты в 1480 г. великим князем 28 . Таким образом, ересь, благодаря переводу в столицу первых ее последователей, начинает распространяться и в первопрестольном граде. При этом обращает на себя внимание ее высокая скрытность 29 . О жидовстве новгородский владыка узнал несколько неожиданно. Он писал потом, как «распростерлась ересь в Ноугородской земли, а держали ее тайно да потом почали урекатись вопьяне, и аз послышав то да о том грамоту послал к великому князю да и к отцу Геронтию митрополиту» 30 . Это было во второй половине 1487 г. 31 . Подробности же нового вероучения святитель Геннадий узнал благодаря тому, что последователь ереси священник Наум раскаялся в своих заблуждениях. «И только бы поп Наум не положил покааниа, да и в христианство опять не захотел, ино бы как мощно уведати по их клятве, как они отметаются своих велений» 32 , – писал архиепископ Геннадий. Что же это была за ересь, корни которой были в Новгороде, а ростки к тому времени уже имелись в Москве, чему способствовали находившиеся там бывшие новгородские священники и покровительство влиятельного государева дьяка Федора Курицина? Историк Русской Церкви митрополит Макарий (Булгаков ; † 1882), так говорит об этом: «В строгом смысле это была не ересь только, а полное отступничество от христианской веры и принятие веры иудейской. Схария и его товарищи проповедывали у нас не какую-либо ересь христианскую, а ту самую веру, которую содержали сами и в том виде, в каком исповедуют ее все иудеи, отвергшие Христа Спасителя и Его Божественное учение» 33 . Жидовствующие отрицали христианскую Троичность Божества, глумились над христианскими узаконениями, обрядами, святынями, писанием, подвижниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Я. Э. З., Ю. Б. К. Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МОИСЕЙ († 1363), свт. (пам. 25 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Новгородский (1326-1330, 1352-1359) НИФОНТ († 15(21).04.1156), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)

http://pravenc.ru/text/161235.html

Вследствие этого положение владык, являвшихся из царствующего града Москвы, не могло быть таким привлекательным, как положение старых вечевых владык, тем более что надежда на щедрую поддержку со стороны мирян, встречавшуюся в древности, с изменением в Новгороде народонаселения и с закрытием немецкой конторы торговой деятельности, становилась более чем обманчивою. А так как доходы с духовенства, что практиковалось уже прежде в Новгороде и Пскове, теперь были признаны за главный источник владычного содержания, то, понятно, необходимо было привести их в известность и в этих видах точно определять как количество церковных приходов, так и количество духовных лиц. Цели этой владыка Геннадий пытался достигнуть при помощи переписи всех церквей и духовных лиц Новгородской епархии и хотя не без хлопот, но успел в своем предприятии. По документам, впрочем, известно только то, что такая перепись была произведена в одном Пскове в 1500 г.; причем обращено было внимание на престолы и антиминсы. Но нет сомнения, что около того времени, а может быть, и раньше, подобная же перепись имела место и в области Великого Новгорода, что и там определено было количество престолов и антиминсов, и этим путем положено прочное основание для неукоснительного сбора с местного духовенства всех доходов в пользу епархиального архиерея. Лучшим доказательством высказанного мнения может служить список новгородских церквей (собственно Новгорода), дошедший до нас, по всей вероятности, от рассматриваемого времени. Вообще труд блаженного Геннадия по установлению в Новгороде системы церковных повинностей был сопряжен с большими для него неприятностями, но и настолько был основателен, что преемникам его оставалось уже очень мало хлопот по сему предмету. Они могли только увеличивать или уменьшать число пошлин с духовенства, усилить или ослабить их размеры. Такое же, если еще не большее противодействие и нерасположение к себе, встретил блаженный Геннадий и в Пскове. Несмотря на всю любовь, какую оказывал святитель псковичам, Псков сильно оскорблял его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

Иначе обстояло дело с «жидовствующими»: архиепископ был убежден в их еретичестве на основании их воззрений, отрицающих Иисуса Христа и Богородицу. Такого рода идеологию нельзя считать православной, и значит, с точки зрения церковного права, она еретическая. О том, что открыватель и главный следователь по делу еретиков архиепископ Геннадий разделяет стригольничество и новгородскую ересь можно судить по тому, что о стригольничестве Захара он упоминает только в посланиях Зосиме и епископам отдельно от еретиков (1490). 12 В начале же своего послания архиепископу Иоасафу Ростовскому (1489) новгородский владыка, коротко сообщая об истории еретических движений от Константина Великого и «до сих мест», заканчивает сообщение словами: «А отнеле же князь велики Володимир Киевский крестил всю землю русскую, а тому 500 лет с летом, а того ни в слуху не бывало, чтобы бытии на Руси какой ереси» 13 . Между тем, стригольничество появилось в новгородских и псковских землях в конце XIV – начале XV вв. Непричастность Захара к новгородской ереси подтверждается также разными наказаниями, которым подверглись новгородские еретики после собора 1488 г. и Захар в 1487 г. В посланиях архиепископу Геннадию после собора 1488 г. великий князь Иван III и митрополит Г еронтий называют вину еретиков, признанную собором: хула на Иисуса Христа, Богородицу, иконоборчество и «жидовство». За это еретики достойны извержения из сана, отлучения от церкви и проклятия. Но те, которые покаялись в ереси, «достойны милости». Новгородский владыка должен наказать их в соответствии с церковными правилами («по святительским правилом и святых апостол и святых отец»). 14 Геннадий еретиков наказал: «велел есми им приходити да стояти перед церковью, а в церковь есми ходити не велел» 15 . В отношении Захара в 1487 г. владыка поступил иначе. Сначала архиепископ хотел сослать его «в Горнечно», а после, по просьбе великого князя, взял рукописание и отправил в «свой монастырь в Немчиново» и разрешил причастие 16 . Архиепископ прислушался к словам великого князя потому, что это был не первый случай ходатайства светской власти перед церковной о виновных в духовных преступлениях священнослужителей: супруга великого князя Василия Темного великая княгиня Мария Ярославна «отпечаловала» архиепископа Феодосия Бывальцева перед митрополитом Ионой 17 , а великий князь Иван III просил митрополита Геронтия за Геннадия Гонзова, бывшего в то время архимандритом московского Чудова монастыря. 18

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

Алексий, Митрополит чудотворец в лето 6873 (1365).» По-видимому, из этих слов можно бы заключить, что, среди всех разгромов и пожаров, уцелела первоначальная церковь в течение 136 лет, если б другие, не менее достоверные памятники отечественной писменности не свидетельствовали нам о чудесном ее падении, спустя 60 лет после кончины святого ее создателя. Поэтому вышеприведенные слова Временника (юже бе заложил и совершил) только отвлеченно указывают на первоначальное ее основание и на главного основателя. Так летописи и сказания говорят, что Успенский в Москве собор сооружен Св. Петром Митрополитом, хотя он неоднократно был не только перестроиван, но и вновь сооружаем преемниками Первосвятителя. Строение храма в Чудове монастыре, при Иоанне III, продолжалось с 1501 по 1504 год, а по Истории Российской Иерархии, с 1494 по 1501 год. Строителями его, вероятно, были Фрязины, вызванные тогда из Италии, или Немцы из Пскова, как показывают материалы, план, архитектурные линии, кладка и орнаменты из обожженной глины (terra cotta): искусство, коему Фиоравенти научил Русских. (10) Новую сию церковь , в самый день ее праздника 1504 года, освятил Всероссийский Митрополит Симон с Архиепископом Геннадием и другими Епископами. Что ж касается до св. мощей Алексия Митрополита, то они еще в 1483 году перенесены были из южного предалтария Михайловской церкви в новую, сооруженную Чудовским Архимандритом, потом Архиепископом Новгородскими Геннадием Гонзовым, в честь Святителя Алексия подле Михайловской церкви, как видно и в деяниях на древней иконе Святителя Алексия в трапезе Чудова монастыря. Там они поставлены были в раке на вскрытии и проявление свое ознаменовали многими чудесами, о коих засвидетельствовал нам Всероссийский Митрополит, а потом отшельник и труженик, Феодосий Бывальцев. (11) Когда же эта церковь , в конце XVII века, по ветхости, сломана и, по данному чертежу Царем Феодором Алексеевичем, начали сооружать новую обширнейшую: на то время св. мощи переставлены были в церковь Архангела Михаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В крестном ходе отказалась участвовать значительная и, притом, самая знатнейшая часть новгородского духовенства. По словам летописца, «архимандрит Юрьевский, да игумен Антоньевский Андрей и игумен Хутынский, и игумен Вежиской, и игумен с Лисьи горы, игумен Рождественской с поля, игумен Аркажской, и игумен Колмовской и игумен Ковалевской... и те все игумены за кресты с архиепископом не ходили; да опроче тех игуменов, которые имяны писаны, из иных манастырей многих игуменов не было» 27 . Неудача, однако ж, не смутила блаж. Святителя. Чтобы отнять у новгородского духовенства всякий предлог к упорству, он в план следующего крестного хода, который должен был совершаться вокруг всей софийской стороны, занес молебствия, кроме московских святых, и некоторым местным новгородским угодникам, например: преп. Варлааму Хутынскому: «а на третием молебне, сказано в летописи, велел пети триж молебны: Покрову св. Богородицы, а вторый Леонтию, еп. Ростовскому, а третий Варлаамию чудотворцу»... 28 Прием этот не остался без последствий. Правда, и на эту церемонию явились не все новгородские игумены; но все же некоторые из неявившихся в первый раз, теперь принимали в ней участие. «Ходил архиепископ Геннадий со кресты, около города старого, вокруг деревянной стены, по сей стороны реки, да с ним архимандрит Юрьевский, да игумен Антоньевский, и игумен Спасской, игумен Вяжитский... всем собором...» 29 . Главная же причина, из-за которой новгородское духовенство особенно восставало против московского порядка и которая, собственно, поддерживала в нем недовольство, заключалась не столько в ослаблении местной церковной самобытности, сколько в отягощении налогами церковных причтов, которое следовало, так сказать, по пятам за водворением в Новгороде московских владык. Перевороты, которые совершались тогда в судьбе В. Новгорода, коснулись крайне неблагоприятно материальной стороны новгородской владычней кафедры, лишивши ее, с одной стороны, самой важной части накопленных веками богатых средств, увезенных в Москву (по низложении Феофила), с другой – почти половинной части поземельных владений; а вследствие этого, положение владык, являвшихся из царствующего града Москвы, не могло быть таким привлекательным, как положение старых вечевых владык, тем более, что надежда на щедрую поддержку со стороны мирян, встречавшуюся в древности, с изменением в Новгороде народонаселения и с закрытием немецкой конторы торговой деятельности, становилась более чем обманчивою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010