На Святой Горе преподобный Нил Сорский полюбил особенно скитский образ жизни; глубоко запала в душу его любовь к уединению, поэтому, возвратясь в Белозерский монастырь, он уже не хотел жить в нем, но отошел на 15 верст от сего монастыря на реку Сорку, водрузил здесь крест, поставил сперва часовню и уединенную келью, и при ней выкопал колодезь, а когда собралось к нему для сожития несколько братий, то построил и церковь. Обитель свою учредил он на особенных отшельнических правилах, по образцу существующих доныне скитов на святой Горе Афонской. Таким образом составил первый русский скит. В новом своем скиту преподобный продолжал изучать Божественное Писание и творения Св. отцов, устрояя по ним жизнь свою и учеников своих. Новый путь жизни, избранный преп. Нилом, изумлял собой современников его. Да и, действительно, было чему изумляться, особенно для слабых. Место, которое избрал для своего скита преп. Нил, по свидетельству очевидцев его, было дико, мрачно, пустынно. Вся местность скита - низменная и болотистая. Самая речка Сорка, давшая имя угоднику Божию, едва тянется вниз по течению и похожа больше на болото, чем на текущую реку. Новая, дотоле невиданная на Руси, жизнь скитская, часто высказываемая душевная скорбь о порче церковных книг и старание, по возможности, исправлять их, конечно возбуждали против преподобного неудовольствие, но он терпеливо шел своим путем и был в уважении добрых святителей и Великих князей. Преподобный Нил был на Соборе о жидовствующих еретиках в 1491 году. Сам ревнитель православия, архиепископ Новгородский Геннадий желал лично видеть и слышать суждения преп. Нила о предметах недоумений, по делу о них. Преподобный Нил на Соборе 1508 года, рассуждавшем о монастырских имуществах, показал, до какой степени отложил он все мирские пристрастия и как стремилась душа его к одному лишь горнему. Соглашаясь с нестяжательным духом Максима Грека и других святогорцев, прежде всех предложил на соборе Нил, чтобы не было сел у монастырей и чернецы жили в пустыни и кормились рукоделием. Все пустынники Белозерские, следуя в этом заповеди отца своего Св. Кирилла, поддерживали мнение великого скитоначальника, а Максим Грек даже пострадал за это впоследствии от митрополита Даниила, хотя виной гонения была вымышленная на него ересь.

http://isihazm.ru/1/?id=578

О хиротонии архиепископа Геннадия сообщают не только древнерусские летописи, но об этом говорит и его современник преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; пам. 9 сент.): «В лето же 6993 (1484) поставлен бысть архиепископ Великому Новугороду и Пьскову священный Генадие, и положен бысть яко светилник на свещнице Божиим судом. И яко лев пущен бысть на злодейственыа еретики, устреми бо ся, яко от чаща Божественых Писаний, и яко от высоких и красных гор пророческых и апостольскых учений, уже ногты своими растръзая тех скверныя утробы, напившаяся яда жидовъскаго, зубы же своими съкрушая и растерзая и о камень разбивая» 16 . Так Иосиф Волоцкий выразительно описывает деятельность святителя Геннадия, который энергично боролся с «жидовская мудрствующими», – т. е. вольномыслием, распространившимся на Руси в конце XV в. Появление ереси жидовствующих связывается с именем Схарии, пришедшим в 1470 г. в Новгород в свите киевского князя Михаила, призванного новгородцами к себе на княжение. В ответ на этот сепаратистский жест последовал поход великого князя московского на Новгород – и со временем ликвидация его самостоятельности. Вот почему в Софийской летописи дается негативная оценка самовольству новгородцев, пригласивших к себе этого князя: «...не разумеша бо оканнии во тме ходящи, отступиша от света и прияша тму своего неразумия, не восхотеша под православным царем быти хрестьяньским государем великим князем Иваном Васильевичем, в державе быти, и у истиннаго пастыря и учителя Филипа митрополита всея Руси себе учителя приимати, и не воспомянуша оканнии: кое бо приобщение свету ко тьме, или кое соединение велияру, рекше диаволу, с Христом? Такоже и поганому латыньству с нашим православным хрестьяньством: они же все то забывше и отринуша, и сбысться на них окаянных, и не восхотеша благословения, и удалишася от него, облекошася во клятву яко в ризу, смутишася и подвизашася яко пьяни, и вся мудрость их поглощена бысть; еще же и крестное целование преступиша, и воздасть им Господь по делом их» 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Пишет бо: «новопоставленый епископъ аще не держится службы и не печется людьми порученными его, сему отлучену быть, дóндеже приимется паки с усердием своей службы». 2931 Тебе, государю великому, подобало бы зазреть, аще бы имения ради, или иного чего, еже скаредный прибыток имать, ныне же аз, кроме того зазора; обыскиваю того, чтобы на моей душе не легло. А что еси писал от Евангелия: «горе вам, книжници и фарисеи», ино в том же Евангелии писано вам, великим государем., и всем православным христианам: «седоша на Моисеове седалище книжници и фарисеи» и прочее, яже рекл еси; паки отглаголано бысть к вам: «вы же учения их слушайте, а по делам их не ходите». И вам бы государем великим, – пастыри именуетесь словесных овец Христовых, – подобаше убо вам попечение о них иметь, якоже самому Христу. Нас же поставил пастыри и учителя, не токмо меньшим предвозвестить, ино и вам самим, государем великим, молить и запретить, чтобы не токмо царство земное держали, но с земным сим и привременным 2932 царством вечное небесное получили. По сем тебе, великому государю, написую «Слово святых Отцов сто и шестидесяти и пяти» 2933 , иже кто обидит святые церкви, и почет, обрящеши искомое в божественных правилах. А и главу тое написав, послал же ти есмь, еже есть сице: «Великого сего нашего града и с пресвятыми твоими архиепископами сто и шестьдесят и пять се полагание писанием предаем на обидевшая Божья святой церкви и на священные их власти, даное Господеви в наследие вечных благ и на память последнего рода, обидящих властью теми даемые беззаконно отъимают села и винограды», якоже и на нас сбысться. Да сие помяну 2934 после свое приобидение 2935 , ныне же – о чем начах глаголать; писано бо есть: «аще ли кто и сану приобидеть начнет, или суды восхищать церковные и оправдания, или насилием привлача[ю]щая епископа или попа или диакона и всякого, просто 2936 рещи, священного, или монастырем даная граблением и насилием дея и отнимая от них все даемое Христови, аще кто изобрящется се творя бесчиние велие и мятый святыми церквами, четверицей да вдаст паки вспять церковная.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

По широте интересов Ефросина без преувеличения можно назвать ренессансной личностью. Так что попадание к нему в сборник «Послания Феофила Дедеркина» не кажется удивительным. Место, которое кирилловский монах нашел для текста в своем сборнике, весьма символично: текст следует после статьи «О безаконии содом» («Безаконие же содомьско что ради погублени быша»). Судьба библейских Содома и Гоморры, уничтоженных Господом за грехи их жителей, была очень похожа на то, что случилось с итальянскими городами. Ефросиновский список «Послания Феофила Дедеркина» не был единственным. Следующая по хронологии рукопись обнаружилась в Киевском Михайловском Златоверхом монастыре. Она имела владельческую запись: «Книга, зовомая Приточник, Васка писаря, пана Миколаа Раздивиловича, в лето 6991, индикта I» (1483 г.). Эта находка заставила Н. А. Казакову предположить, что текст проник в Россию через украинские земли, что хорошо согласовывалось с полонизмами в переводе, наличие которых отметил еще П. К. Симони. От этого предположения приходится отказаться. Во-первых, в заголовке говорится о присылке «Послания» в Москву «из-за Римья из латины». Во-вторых, список из ефросиновского сборника как минимум на 30 лет старше киевского. Так что движение сочинения из Москвы в Киев представляется более логичным, а наличие в нем полонизмов, скорее всего, связано с происхождением переводчика. Следующий по хронологии список был обнаружен А. А. Туриловым в дополнении к Палее 1517 г., написанной в Пскове священником Духовской церкви Константином. В 1488 г. или чуть позже в Московское государство попал рассказ о землетрясении в Царьграде. Здесь бедствие прекратилось по молитве Патриарха, за что султан был ему очень благодарен и подарил святительский сосуд. Однако данное известие не имеет отношения к переводам. Его записали со слов некоего побывавшего в Царьграде новгородца, который поведал о чудесном событии Новгородскому архиепископу Геннадию. К числу ранних сообщений о землетрясениях следует отнести рассказ о разрушении города Меллихи на острове Мальта.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346335/

Послание Геннадия Иоасафу публикуется по единственному списку, в котором оно читается: РГБ, ф. 304 (Троицкое собрание), 730, лл. 246–253 об., с одним исправлением по смыслу. Мы, Геннадий, Божией милостью архиепископ Великого Новгорода и Пскова, Иоасафу, бывшему архиепископу ростовскому и ярославскому, этим нашим посланием возвещаем достойную и духовную любовь твоему боголюбию, святейшему и боголюбивому силою Святого Духа, и да пребываешь ты во здравии духовном и телесном, достойном твоего всесвященства. Полагаю, что твоему святительству не остались неведомы раздоры в церкви из-за нападения еретиков, о чем я посылал следственные дела великому князю и духовному отцу его митрополиту, и митрополит, по его словам, сообщал и вам о тех великих бедствиях, каких изначала не бывало в Русской земле. Да и там в Цареграде, после того, как Константин Великий созвал Первый собор против Ария, до времени Феофила-иконоборца творилось смешение – были цари православные, были цари еретики, но православных было больше: православных было тридцать без одного, а еретиков было двенадцать, считая и с Феофилом-иконоборцем; и когда Михаил, Феофилов сын, установил православие, то стал он сорок третьим православным царем после Константина. И с тех пор всех тех православных царей было от Михаила до Калоиоанна-царя сорок два, но ни при одном в Царьграде не было иудейской и еретической дерзости. На Руси же, с тех пор как князь Владимир Киевский крестил всю землю Русскую, – а прошло с того времени пятьсот лет с годом, – и слуху не бывало, чтобы была на Руси какая-нибудь ересь. И когда господин наш и отец митрополит всея Руси Геронтий вместе с вами, архиепископами и епископами, и вместе с ним священный собор, избрали меня с согласия и по совету сына своего, государя нашего великого князя Ивана Васильевича всея Руси, и послали на архиепископию Великого Новгорода и Пскова – я не был достоин этого, но не мог ослушаться своего господина и отца, митрополита всея Руси Геронтия. И нашел я здесь новгородских еретиков, предававшихся иудейским мудрствованиям, которые были прикрыты постыдной клятвой этих еретиков – назову ее маркианской, или месалианской. Ибо последние, когда их вопрошают, отрекаются от своих заповедей, бесстыдно и усердно клянутся и проклинают всех так мудрствующих или мудрствовавших, и присягают без страха, будто они такие заповеди ненавидят. Так и эти еретики говорят открыто и учат православных христиан своему зловерию, а спроси их, и он говорит: «Я, дескать, православный христианин»; а во всем том лихом деле запираются. А у них не одно иудейство – смешано оно с месалианской ересью: главы об этом ты найдешь у себя в правилах; а все это мне твердо сказал их товарищ, поп Наум. Да и псалмы ко мне принес, составленные ими по иудейскому образцу, и те псалмы я послал к митрополиту же со следственными делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рака с мощами святого Алексия стояла на указанном месте около двухсот лет, до 1686 года. Так как храм и трапеза, построенные новгородским архиепископом Геннадием, пришли в ветхость, то в 1683 году по повелению благочестивого царя и великого князя Феодора Алексиевича 3341 , самодержца всероссийского, и по благословению Иоакима, святейшего патриарха московского и всея России, старанием и усердием бывшего в то время настоятеля обители архимандрита Адриана, который вскоре после сего был митрополитом царственного города Казани 3342 , а впоследствии по благоволению Божию возведен был в сан святейшего патриарха царствующего великого города Москвы и всея России 3343 , – была построена на новом месте новая большая трапеза. Она почти вся вынесена была за пределы обители и только незначительною частью своею и одною северною стеною вошла в обитель вместе с храмами, из коих первый – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, бывший прежде придельным в храме святого архистратига Михаила, а второй рядом с первым, как мы уже и видели, – во имя святого митрополита Алексия и при них два притвора, или трапезы, устроенные для помещения тех, кто приходил к чудотворным мощам, чтобы поклониться им, помолиться и выслушать церковное богослужение. На том же основании между этими двумя храмами был выстроен новый храм во имя святого Апостола Андрея Первозванного для иноков обители, чтобы они всегда и особенно в зимнее время могли слушать различные церковные службы отдельно от сторонних посетителей монастырских храмов. Кроме сего на западной стороне всех этих зданий была устроена другая трапеза для принятия иноками пищи, чтобы они во всем были отделены от приходящих в обитель – суетных мирских людей, думали об одном только Боге и заботились о своем спасении, ревностно упражняясь в молитве, посте и рукоделии, так как в этом и заключается вся жизнь иноческая. Для этого же были устроены и разные входы в храм со вне обители, для мужчин – особый вход в храм святого Алексия, а для женщин – также особый в храм Благовещения Пресвятой Богородицы, чтобы приходящие к многоцелебным мощам святителя входили в эти храмы со вне монастыря и стояли в них, не смешиваясь, каждый пол в особом храме, мужчины отдельно и женщины отдельно. Для иноков же, живших в этой обители, были устроены в эти храмы и трапезы другие входы извнутри монастыря. Это – для того, чтобы иноки могли проводить безмолвную, чуждую суеты, жизнь, а также для того, чтобы по преданию святых отцов и по уставу обители иметь монастырские ворота всегда закрытыми и этим воспрепятствовать мирянам безвременно входить в обитель, а инокам во всякое время выходить из нее. Ибо в прежнее время был такой устав обители, чтобы в течение трех дней на неделе, а именно: в понедельник, среду и пятницу иноки отнюдь не были отпускаемы за стены обители, в остальные же четыре дня они уходили в случае какой-либо необходимой нужды, да и то не самовольно, а отпросившись предварительно у настоятеля или того, кто управлял обителью.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

С вельможами и княгинями прп. Иосиф вел переписку, поучая их доброй жизни и милосердию к бедным. От этого весь духовный уровень окрестной местности повысился. Бедным крестьянам прп. Иосиф помогал, покупая им то лошадь или корову вместо павшей скотины, то необходимую для хозяйства соху и т.д. По мере усиления благочестия повысилось и благосостояние крестьян. Но наступил голодный год. Тогда прп. Иосиф открыл даром монастырские житницы, и к нему хлынули тысячные толпы. Ежедневно, кроме раздачи хлеба, кормилось 500 человек. Брошенных детей прп. Иосиф принимал на воспитание. Но монастырские средства и запасы иссякли, пришлось прибегнуть к займам. Тогда щедрую помощь голодавшей обители оказал вел. князь Василий III. Дисциплина в монастыре была суровая. Были в ней среди братии выдающиеся подвижники, как, например, инок Нил из рода князей смоленских и инок Дионисий из рода князей звенигородских. Последний работал в хлебной за двоих и полагал в день до 300 поклонов. Все без исключения носили под одеждой власяницу и в церкви в самую суровую стужу стояли без теплого платья. Из позднейших постриженников обители — после кончины прп. Иосифа — известны святители Гурий (память его 4 окт.) и Герман (память его 6 нояб.), просветители Казани. Был такой случай: юный князь Иоанн волоколамский, сын Бориса Васильевича, умер без покаяния. Прп. Иосиф своей молитвой оживил его, исповедал, причастил Святых Тайн, и Иоанн тихо скончался. Прп. Иосиф принимал участие в Соборах 1490 и 1503—1504 гг. Тогда обсуждалась ересь жидовствующих, занесенная с Запада евреем Схарием. Она имела сильных покровителей. Но прп. Иосиф — вместе с архиепископом Новгородским Геннадием (память его 4 дек.), к епархии которого принадлежал его монастырь,— своей энергией и ревностью добился того, что ересь эта была осуждена, а потом и совсем исчезла. Кроме того, на Соборах 1503 и 1504 гг. был поднят вопрос о праве монастырей владеть имуществом и землями. Против этого права выступил прп. Нил Сорский (память его 7 мая), во имя соблюдения монашеского обета бедности. Прп. Иосиф был сторонником противоположного мнения: он доказывал, что имущество монастырям необходимо для служения бедным. Его точка зрения победила.

http://sedmitza.ru/lib/text/437627/

Судя по всему, др. кандидатуры на кафедру не рассматривались. Позднее Г. писал о своей хиротонии, что его посвящение произошло «не по моему достоиньству, еже не ослушати ми ся было своего господина и отца Геронтиа, митрополита всея Руси» (цит. по: Казакова, Лурье. Антифеодальные еретические движения. С. 316). Однако, учитывая то обстоятельство, что отношения между Г. и митрополитом не отличались взаимным доверием, в Г. следует видеть в большей степени ставленника вел. кн. Иоанна III (это подтверждает свидетельство синодального списка Псковской 2-й летописи о Г.: «От князя великого и от митрополита Геронтиа поставлен» (Псковские летописи. Вып. 2. С. 66)). Нек-рые современники упрекали Г. в том, что он «принял имением сан святительскый или мирских князей помощию». В послании волоцкому кн. Борису Васильевичу 1485 г. архиерей, оправдываясь, писал, что «от обоего того зазора чюжд есмь» (РИБ. Т. 6. 113. Стб. 754-755). В одном из списков Типографской летописи, отражающей независимое от митрополичьей кафедры ростовское летописание XV в., о поставлении Г. сказано: «Тое же зимы поставлен Генадей Новугороду архиепископом, а дал от того две тысячи рублев князю великому» (ПСРЛ. Т. 24. С. 235; ср. с. 204). Г. прибыл в Новгород в нач. 1485 г. Первым известным его деянием в качестве Новгородского архиерея стала попытка наладить отношения с Псковом - почти независимым в церковном отношении от Новгорода. Г. «на масленои недели присла во Псков свою грамоту благословеную, и даде в дар псковичем туреи рог окован златом, да икону локотницу на злате» (Псковские летописи. Вып. 2. С. 66). Тем не менее отношения архиерея с Псковом были напряженными в течение почти всего времени его управления Новгородской кафедрой. Гл. обр. это было связано с новой податной политикой Новгородских архиепископов, обусловленной конфискациями имений кафедры, к-рые проводила высшая светская власть. Еще предшественник Г. Сергий, избранный в Москве «из руце» вел. князя, резко увеличил подати с псковского духовенства и ввел новые, пытаясь пополнить софийскую казну, опустошенную, после того как в 1478 г.

http://pravenc.ru/text/162054.html

Более тщательно Окозрительный Устав был изучен сокурсником отца Павла Флоренского Николаем Махаевым, выпускником Московской Духовной Академии 1908 года. Он представил курсовую работу на тему “Литургическая деятельность Геннадия, архиепископа Новгородского”, которая Советом Академии была удостоена премии протоиерея А. М. Иванцова-Пла­тонова 9 . Очевидно, данная работа не сохранилась и о ее содержании можно судить только по отзыву профессора Академии А. Голубцова, опубликованному в Журнале собраний совета Московской Духовной Академии за 1908 год. По интересующему нас предмету в отзыве о труде студента-выпускника можно узнать, к сожалению, немногое. Описывая кандидатское сочинение, профессор сообщает: “Во второй главе, показав, сколько позволяли данные, вероятность занятий архиепископа Геннадия так называемым Окозрительным Уставом и дав общее представление о содержании его, автор описывает окозрительную систему Геннадиеву, говорит о терминологии и семиографии 10 , принятых в ней. Обстоятельно ознакомившись по раннейшим и позднейшим спискам Окозрительного Устава с начертанием знаков, смыслом и видами их, г. Махаев делает попытку возможно точнее определить границы труда Новгородского архипастыря по данному вопросу, равно также побуждения, заставившие его взяться за эту работу, приблизительное время и значение ее для современников”. Анализируя достоинства рецензируемого труда, А. Голубцов писал: “Вторая часть сочинения, в которой рассматривается собственно литургическая деятельность архиепископа Геннадия, без преувеличения можно сказать, представляет нечто совсем новое и весьма ценное в науке; особенно это должно заметить про те отделы в ней, где идут весьма обстоятельные речи о редакциях Миротворных кругов семиографии Окозрительных Уставов”. Изучение этого памятника было продолжено в наши дни. Священник Б. Даниленко 11 , выделивший пять редакций Устава, пишет: “Окозрительный устав архиепископа Геннадия Новгородского — одно из замечательных свидетельств творческого и осмысленного отношения человека Древней Руси к богослужебному наследию, воспринятому через славянские страны из Византии и обогащенному практикой литургической жизни древнерусских монастырей и соборных храмов. Он возникает при смене двух традиций — Студийского и Иерусалимского уставов и дает ключ к практическому применению Иерусалимского устава, отличающегося многообразием вариантов служб суточного круга. Широкое распространение его на Руси в XVI в. тесно связано с канонизационной деятельностью святителя Макария, Митрополита Московского и Всероссийского (Соборы 1547 и 1549 гг.), и вытекающими из нее изменениями состава месяцеслова и небывалым прежде на Руси всплеском гимнографического творчества” 12 .

http://pravmir.ru/okozritelnyiy-ustav/

В настоящем издании мы используем оба известных нам списка послания: 1) ГПБ, Q.XVII.15 (собр. Толстого, отд. II, 254); 4°; перв. пол. XVI в. Сборник, включающий в себя «Просветитель» Иосифа Волоцкого, переписанный Нифонтом Кормилицыным (см. ниже, стр. 449—452 и 456—457); «Послание Геннадия Зосиме»—лл. 372—377; 2) ГПБ, Сол. 962/852; 4°. Сборная рукопись нач. XVII в. «Послание» Зосиме — лл. 331—341 об. Текст «Послания Геннадия Зосиме» издается по списку Q.XVII.15 (Т) с необходимыми исправлениями и важнейшими разночтениями по списку Сол. 962/852 (С). Текст издания ААЭ, оригинал которого нам не известен, не привлекается. Примечания 1 ПСРЛ, XXV, стр. 331. 2 См. ниже, стр. 376 и 384. 3 ПСРЛ, XXV, стр. 331—332. Господину отцу моему, митрополиту Зосиме всеа Руси, сын твой, архиепископ Великого Новагорода и Пьскова владыка Генадей челом бьет Что еси, господин мой, прислал ко мне грамоту да списки з грамот с митрополичих з Геронтиевых, а велел ми еси, господине, по тому же написати грамоты, каковы те списки: ино то ми, господине, велишь свершено от Москвы отписыватися, да чтобы тебе, своего господина отца, не видати, ни пакы тебе челом ударити; а и о тех ми, господине, грамотах много каять, и что есми дал Геронтию митрополиту: занеже того в постатие не бывало, что владыка на себе в другие исповедание дает. Не молви тако: «Архиепископу болшему отписатися от митрополита и от владык»; да тою грамотою наше святительство под ногами положили! Коли архиепископ ростовский Асаф владычество оставил, и где было по нас по всех послати, да о том съборне накрепко обыск учинити, и они мене туто и в поминки не учинили; а се гонци ежеден гоняют о мелкых делех, с Москвы до Новагорода, в три дни. И аз того для и отписал о тех грамотах к своей братии, архиепископу и епископом, чтобы они извета не чинили теми грамотами, посылали бы по меня, коли им лучится митрополита ставити или которого владыку. А хотел есми того велми, чтобы мне быти на твоем поставлении, господина отца нашего. Здесе пакы, господине, наказ государя великого князя о его о великых делех, а велел ми того беречи, а к Москве ехати не велел за своими делы; да и владыки ми писали в своей грамоте, что тебе уже избрали да и на митрополич двор възвели, «а за коими делы будет ти, деи, нелзе ехати, и ты бы, деи, к нам прислал грамоту свою поволную». И аз к своей братии, архиепископу и епископом, о том о великом о божественом деле послал поволную грамоту, чтобы они то великое божественое дело свершили: и аз с ними в том великом божественом дели во единой воли и хотении.

http://sedmitza.ru/lib/text/433589/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010