Более же всего как в изображениях, так и в письменных памятниках, употребляющих символ рыбы, подчеркивается евхаристическое значение этого символа. Всякий раз, как изображается таинство Евхаристии, будь то в виде трапезы, совершения самого таинства или же чистого символа, рядом с хлебом обязательно изображается рыба. Между тем рыба никогда не употреблялась при совершении таинства Евхаристии. Она лишь указывает на значение хлеба и вина. Из письменных памятников возьмем две надгробные надписи, найденные в двух разных концах тогдашнего христианского мира: во Фригии и в Галлии. Обе надписи восходят ко II веку. Первая – надгробная надпись святого Аверкия, епископа Иерапольского, которого Церковь почитает как равноапостольного (память 22 октября). Надпись воспроизводит текст, написанный самим святым. Он много путешествовал, был в Риме и изъездил весь Ближний Восток. «Вера вела меня повсюду, – пишет он, – и повсюду она предлагала мне в пищу рыбу от источника жизни, ту большую и чистую рыбу, которую держала в своих недрах Непорочная Дева и которую Она давала друзьям для ядения во все времена, предлагая еще прекрасное вино, которое Она дает смешанным с водой и хлебом» 48 . Рыба, которую имела в Своих недрах Дева, – Христос. Хлеб и вино, смешанное с водой, – это уже наша теперешняя евхаристическая практика. Другая надгробная надпись, найденная во Франции, принадлежит Пекторию Отэнскому. Это стихотворение на греческом языке, заглавные буквы которого составляют слова Ichthus Elpis – то есть Иисус Христос , Божий Сын, Спаситель, Надежда. В «вечных струях мудрости, дающей сокровища», в «божественных водах», омолаживающих душу, «божественный род небесной рыбы получает [...] бессмертную жизнь». Затем в стихотворении следует призыв «принимать сладкую, как мед, пищу Спасителя святых» и есть рыбу, «которую ты держишь в ладонях своих рук» 49 . Таким образом, святой Аверкий встречал повсюду, от Рима до Евфрата, не только одно и то же учение и одно и то же таинство, но и один и тот же образ, один и тот же символ, служивший выражением и учению и таинству, – рыбу. Надпись Пектория, в свою очередь, говорит о той же практике в другом конце христианского мира. Оба эти памятника показывают нам, что символ рыбы имел повсеместное распространение и был достоянием всей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

Стефана, или свв. Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита. Церковь Святой Девы Марии. В главной церкви монастыря, посвященной Пресвятой Богородице, роспись стен и сводов храма сделал русский монах отец Дионисий. На западной стене изображены: Иоанн Колов †422, египетский отшельник (слева, на столбе), за ним: Иоанн Хозевит, Георгий Хозевит, св. Феоктист, Феодосий Киновиарх, преп. Зосима †523, палестинский отшельник и Мария Египетская. Сверху, над ними – Успение Богородицы, Воскресение Христа и икона, на которой написано: “ΣΟΧΟΔΟΩΖΗ ΗΓΗΠ” (Живоносный Источник). Самый верхний ярус изображений занимает сцена Распятия. На северной стене: св. Аверкий, епископ Иерапольский †167, Афанасий Афонский †1000 – основатель киновиального монашества на Афоне, св. мученики Козьма и Дамиан, Пресвятая Дева Мария, по бокам ниши: Иоахим, неизвестный святой, Герасим. На верхнем ярусе изображены: Богоявление, Воскрешение Лазаря, Первое чудо в Кане, Преображение, Вход Христа в Иерусалим, Вознесение. Здесь же, рядом с нишей, в серебряных ларцах хранятся черепа Иоанна Хозевита и др. подвижников. На южной стене: (слева направо) знаменитые святые и монахи-подвижники: св. Евфимий, св. Лаврентий и св. Стефан (в окне), Савва Освященный, Кириак и Харитон (в окне), Калинник (на столбе), Варлаам, Индийский отшельник и Иоасаф Индийский царевич (Будда), Иоанн и Варсонофий Великий †563, палестинский отшельник – авторы “Руководства к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников преподобных отцев Варсонофия Великого и Иоанна”. На верхнем ярусе изображены: св. Митрофан †326, патриарх Константинопольский, св. Фома, св. Евфросиния и Матрона, 40 мучеников из Себастии, Иоанн и София – родители св. Саввы, св. Аркадий, св. Ксенофонт, св. Даниил Столпник †490, Встреча Марии и Елисаветы, Сретение. Иконостас относительно новый (сооружен в 1942 году), все его иконы современного письма, кроме Царских врат, створки которых расписаны иконами: Благовещение, св. Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Николай Угодник, они относятся ко времени императора Алексея II Комнина (1167-1183).

http://sobory.ru/article/?object=04044

Менекрат керасский, Коссиний иерокесарийский, и занимающий место Аргея 82 , епископа сардийского, Илия вландский, Поликарп гавалский, Патрикий акамасский 83 , Павел трипольский, в Лидии, Амахий септорийский, Левкий аполлонофанский, Гемел стратоникийский, Алкимид силандский, Дионисий атталийский, Николай акарасский, и занимающий место Стефана, епископа лимирского, Зинодот телмесский, Фронтон фасилидский, Филипп ливурнский 84 , Феодор антифеллский, Леонтий аракский, Антипатр кавнский, Андрей секторинский, Павел тлогский 85 , Роман вувонейский, Никий мегарский, Афанасий опунтский, Домнин платейский, Онисим аргосский, Марк еврийский, Перегрин финикский, Евтихий адрианопольский, Клавдий анхиакский, Сотерих корцирский, Дионисий антиохийский, Иоанн алиндский, Флакилл иасский, Папий ерисский, Дионисий ираклийский при Линке (в Македонии), Менандр ираклийский при Латме 86 , Евпифий стратоникийский, Иоанн амизонский, Тинханий аполлонийский, Феодорит алавандский, Иоанн гнидский, Юлиан пресвитер, занимающий место Каландиона, епископа галикарнасского, Даниил кладский, Модест севастский, Павел аристийский, Евлалий силвийский 87 , Харитон дионисиопольский, Иоанн трапезопольский, Геннадий акмонейский, Фома феодосиопольский, Геннадий моссинский, Евандр диоклийский, Геронтий василинопольский, Алфий миндский, Феоктист пресвитер, занимающий место Диогена, епископа орфосийского, Филофей пресвитер, занимающий место Зотика, епископа арпазского 88 , Мир евландрский, Лукиан ипсский, Филипп лисийский, Епифаний мидэйский, Аверкий иерапольский, Кириак евкарпийский, Евстохий докимийский, Акила аврокрский, Василий наколийский, Стратигий поливотский, Неоптолем корнский, Павел дервийский, Плутарх листрский, Евгений каннский, Руф идский 89 , Тиран омонадский, Ахолий ларандский, Евтропий ададский, Павел филомилийский, Павлин апамейский, Феотекн тиракийский 90 , Еортикий митропольский, Кир синиадский, Ливаний парийский 91 , в Ликаонии, Александр селевкийский, Олимпий созопольский, Фонтеиан сагаласский,

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

В Америке батюшка был настоятелем православного собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, хранителем чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Курская-Коренная, которая с конца 50-х была перенесена в ставропигиальный домовый храм Русской Православной Церкви Заграницей. Много ездил батюшка с чудотворной иконой, посещая дальние приходы зарубежья. Десятилетия прослужил отец Анастасий в храмах Северной и Южной Америки, но всегда отзывался о них с особенной благодарностью и теплотой. Большой радостью было для него знакомство со свят. Иоанном Шанхайским, с которым он имел личное общение в Сан-Франциско, архиеп. Аверкием (Таушевым) и другими. Иконку свят. Иоанна всегда возил со собой и часто любил его вспоминать. В 80 лет отец Анастасий ушел на покой и переехал в Нью-Йорк. Будучи уроженцем Вятской земли, батюшка несколько раз приезжал в Россию, любил монастыри, храмы, богослужение в них. Мысль о возвращении домой его не оставляла. Однажды одна из духовных дочерей батюшки рассказала о нем игумену Парфению (Сачкову), настоятелю Богородице-Рождественского Анастасового монастыря. Позже в Москве у них состоялась встреча, и отец Анастасий согласился переехать в Одоев. Для братии и всех верующих это была большая радость. Приходили на исповедь, за молитвой, за благословением, утешением, советом – каждый со своим. Какое-то время батюшка был духовником епархии, но для столетнего человека – это очень тяжелое послушание. Каждый приходящий находил в нем свидетельство Божией силы, радости и благодати. Как сказал владыка Серафим, епископ Белёвский и Алексинский в своем слове на отпевании – отец Анастасий был тем драгоценным камнем, через который сиял Божественный Свет утешения и любви, мудрости и понимания для каждого человека. Владыка Серафим был хорошо знаком с отцом Анастасием, несколько раз приезжал в монастырь, лично общался. В апреле 2017 года архимандрит Анастасий принял схимнический постриг с именем в честь святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского. Постриг совершил игумен монастыря в сослужении схимника и братии Оптиной пустыни.

http://pravoslavie.ru/111136.html

4. Передвижение тяжелых предметов, находящихся на некотором расстоянии от медиума, а, следовательно, совершаемое без всякого контакта с ними. 5. Поднятие тяжелых предметов над землей с помощью невидимой силы. 6. Поднятие над землей некоторых людей и их парение по воздуху. У Крукс отмечает, что лично зафиксировал три подобных случая поднятия на воздух. 7. Передвижение малых предметов без всякого контакта с ними. 8. Световые явления. 9. Феномены рук, светящихся собственным свечением как в темноте, так и при обычном освещении. 10. Самописание, происходящее на некоторых сеансах без чьего-либо вмешательства. Сообщения, передаваемые «спиритами», записываются сами собой, когда никто не прикасается к ручке. 11. Возникают видения в образах и формах. 12. Они производят отдельные феномены, из которых явствует вывод о воздействии некоего внешнего разума. 13. Производят различные проявления знамений более сложного характера 188 . Вот, брат Иоанн, сколько «чудес» творят бесы для спиритов, служащих им. Если диавол, по попущению Божию, лишь одним своим когтем может перевернуть землю на другую сторону (см. житие преподобного Серафима Саровского 189 ) и если он, по попущению Божию, все имения праведного Иова и всех его детей в одночасье погубил огнем, низведенным с неба, сжег стада его, то что за труд для него переставлять предметы с одного места на другое, к восхищению спиритов, и если они разинув рот смотрят на дела святого Киприана, что он и гром производил силой бесовской, когда еще был чародеем, до того как уверовал во Христа, то что за труд диаволу производить звуки и удары перед спиритами, прельщенными им? Если святой Аверкий, епископ Иерапольский, великий чудотворец, заставил бесов пронести идольское капище из Иераполя до Италии, через моря и страны, то что за труд бесам перемещать предметы с места на место и делать их легче или тяжелее с помощью своих наваждений, чтобы прельстить не утвержденных в истинной вере? Если ты увидел из рассказанного ранее, что великие чародеи Симон, Кинопс и Илиодор летали по воздуху и в мгновение времени переносились через моря и страны, при услужении нечистых духов, то что за труд для беса поднять предметы спиритов и некоторых людей в воздух, ввысь? Если, по свидетельству великого апостола Павла, сам сатана принимает вид Ангела света ( 2Кор.11:14 ), то что за труд для бесов, прислуживающих спиритам, превратиться в световые явления, показать им светящиеся руки и другие призраки в образе света?

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/o-...

Поэтому для лучшего истолкования и понимания Евангелия, нам необходимо ближе познакомиться с личностью, характером и жизнью каждого из четырех Евангелистов и с обстоятельствами, при которых каждое из 4-х Евангелий было написано. 1. Евангелие от Матфея Писателем первого Евангелия был св. Матфей, носивший также имя Левия, сын Алфея, – один из 12-ти Христовых Апостолов. До призвания своего к апостольскому служению он был мытарем, т.е. сборщиком податей, и, как таковой, конечно, был нелюбим своими соотечественниками-евреями, презиравшими и ненавидевшими мытарей за то, что они служили иноверным поработителям их народа и притесняли свой народ взиманием податей, причем в своих стремлениях к наживе, часто брали много больше, чем следует. О своем призвании св. Матфей рассказывает сам в 9 гл. 9 ст. своего Евангелия, называя себя именем «Матфея», в то время как Евангелисты Марк и Лука, повествуя о том же, именуют его «Левием». У евреев было в обычае иметь несколько имен, а поэтому, нет оснований думать, что здесь идет речь о разных лицах, тем более, что последовавшее за тем приглашение Господа и учеников Его в доме Матфея все три Евангелиста описывают совершенно одинаково, да и в списке 12-ти учеников Господа и Марк и Лука называют призванного также уже «Матфеем» (сравни Марк. 3 и Луки 6:15 ). Тронутый до глубины души милостью Господа, не возгнушавшегося им, несмотря на общее презрение к нему евреев и особенно духовных вождей еврейского народа книжников и фарисеев, Матфей всем сердцем воспринял учение Христово и особенно глубоко уразумел его превосходство над преданиями и воззрениями фарисейскими, носившими печать внешней праведности, самомнения и презрения к грешникам. Вот почему он один приводит так подробно сильную обличительную речь Господа против книжников и фарисеев – лицемеров, которую мы находим в 23 главе его Евангелия. Надо полагать, что, по этой же причине, он особенно близко принял к сердцу дело спасения ИМЕННО СВОЕГО родного еврейского народа, столь пропитавшегося к тому времени ложными, губительными понятиями и взглядами фарисейскими, а потому ЕГО ЕВАНГЕЛИЕ НАПИСАНО ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ЕВРЕЕВ. Как есть основания предполагать, оно первоначально и написано было на еврейском языке и только несколько позже неизвестно кем, может быть, самим же Матфеем, переведено на греческий язык. Об этом свидетельствует св. Папий Иерапольский : «Матфей на еврейском языке беседы Господа изложил, а переводил их каждый, как мог» (Церк. Ист. Евсевия III, 39). Возможно, что сам же Матфей перевел потом свое Евангелие на греческий язык, чтобы сделать его доступным пониманию более широкого круга читателей. Во всяком случае Церковь приняла в канон только греческий текст Евангелия от Матфея, потому что еврейский скоро был злонамеренно искажен еретиками «иудействующими».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Св. Церковь называет его славными и всехвальным апостолом, наперсником, возлюбленным (во время тайной вечери он возлежал на персях, т. е. у самой груди Христа Спасителя), девственником. Ему-то Господь Иисус, среди самых крестных страданий, даровал в матерь вечную девственницу, свою пречистую Матерь. Память его 8 мая и 26 сентября. Для нас, русских, особенно дорога память ап. Андрея Первозванного. Он первый возвестил имя Христово нашим предкам-славянам и проповедовал евангелие от гор киевских до озера Ильменя, т. е. до Новгорода. На одной из гор киевских он водрузил крест и предсказал, что на этих горах воссияет благодать Божия, создастся великий город со множеством церквей и пр. Память его 30 ноября. Под этим числом в минеи-четьи описано подробно его житие, апостольские подвиги и мученическая кончина. Празднование всем семидесяти апостолам положено 4 января. В четь-минее, под этим числом, они исчислены все, начиная с Иакова Брата Господня. Равноапостольные Равноапостольные. Так называются те, которые по примеру апостолов с особенной ревностью проповедовали имя Христово и возвещали евангелие. К этому лику принадлежат и многие жены. Первая в числе их Мария Магдалина. Она была одна из ревностнейших учениц Христа Спасителя. В глубокую полночь, по положении Его во гроб, она вместе с другими спешила помазать живоносное тело Господа миром, отчего и названа мироносицей. За такую неодолимую любовь к Распятому, удостоилась первая услышать от ангела радостную весть об Его воскресении, первая увидела Его самого и принесла ученикам благовестие об этом чудном воскресении. Память ее 22 июля. Потом равноапостольные: первомученица Фекла (24 сентября], Аверкий епископ Иерапольский (22 октября), царь Константин и матерь его Елена (21 мая), благоверный князь Владимир (15 июля) и др. Царь Константин из язычников, сделавшийся христианином, сделал христианство господствующим вероисповеданием во всей греческой империи и всю свою жизнь посвятил на распространение и укрепление его, во всей его чистоте и святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Алкимид Силандский (в Лидии); Дионисий Атталийский (в Лидии); Николай Акарасейский, занимавший также место Стефана (епископа) Ливирского 363 (в Ликии); Зинодот Термисский 364 ; Фронтон Фасилитский; Филипп Валвурейский; Феодор Антифелльский; Леонтий Араксский (в Ликии); Антипатр Капийский 365 (в Ликии); Андрей Троглский 366 ; Роман Вудитский 367 ; Никий Мегарский; Афанасий Опунтский (в Ахаии); Домнин Платейский; Онисим Аргосский; Марк Еврийский 368 ; Перегрин Финикский (в Элладе); Евтихий Адрианопольский (в древнем Энире); Кладей Анхиасмский 369 (в древнем Эпире); Сотирих Керкирский (в древнем Энире); Дионисий Антиохийский (в Карии); Иоанн Алиндский; Флакилл Иасский 370 ; Папий Еризский; Дионисий Ираклийский, при горе Латме; Менандр Ираклийский, на Сардике 371 ; Евпифий Стратоникийский, (в Карии); Иоанн Амизонский (в Карии); Тинханий Аполлонийский (в Карии); Феодорит Алавандский; Иоанн Книдский (в Карии); Юлиан пресвитер, занимавший место Каландиона (епископа) Галикарнасского; Даниил Косский 372 ; Модест Севастский; Павел Аристийский; Евлалий Сивлийский; Харитон Дионисиопольский; Геннадий Акмонейский (в спокойной Фригии); Фома Феодосиопольский (в спокойной Фригии); Геннадий Моссинский; Евандр Диоклийский; Геронтий Василинопольский; Алфий Миндский (в Карии); Феоктист 373 пресвитер, занимавший место Зотика (епископа) Ариасского; Мирф 374 Евландрский; Лукиан Ипсский (в Фригии); Филипп Лисийский; Епифаний Мидэйский; Аверкий Иерапольский (в Фригии); Кириак Евкарпийский; Евстохий Докимийский (в Фригии); Акила Авлокрский; Василий Наколийский; Стратигий Поливотский; Неоптолем Корнский; Павел Дервийский (в Фригии); Плутарх Листрский; Евгений Каннский; Руф Сидский; Тиранн Омонадский; Ахолий Ларандский; Евтропий Ададский; Павел Филомилийский; Павлин Апамейский (в Писидии); Феотекн Тирайский 375 ; Еортикий Митропольский 376 (в Писидии); Флоренций Адрианопольский; Кир Синиадский; Ливаний Паралайский (в Ликаонии); Александр Селевкийский (в Писидии) Олимпий Созонольский (в Писидии); Фронтиан Сагаласский 377 ;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

395 Оно помещено в Латинских Библиотеках Отцов (Bibl. Pat. lugdun. 11) и у Мина (Bibl. Patr. V. 1231–1250. 396 Сведения здесь те же, чт в греческом повествовании Иоанна о кончине Богоматери, с Евфимиевой истории, у Ювеналия П. Иерус., у Григория турского (Lib. 1. § 11 de gloria Martyr.), в словах Модеста Иер. и Дамаскина. П. Геласий определял считать, «книгу о переселении Марии» апокрифической: но это относится к Левкиевой Истории. Сл. Рассуждение о праздниках Богородичных. М. 1838. 397 Евсевия цер. ист. 4, 21. «В те времена процветали в церкви Егезипп, – Дионисий Епископ коринфский, Пинит Епископ критский, Филипп, Аполлинарий, Мелитон, Музап, Модест и особенно Ириней. Заключенное ими в письмена православие апостольского предания и святой веры дошло и до вас». 408 Евсевий, (цер. ист. 5, 16) сказал, что промысл укрепил против Монтанистов, Аполлинария иерап. и др. Далее пишет: «один из этих писателей, начиная свое сочинение, против еретиков, дает видеть что он состязался с ними и на словах. Его вступление таково: «Хотя уже с давнего времени ты приказываешь мне, возлюбленный Аверкий Маркелл, написать сочинение против так называемой ереси Мильтиадовой: но я доныне удерживался». Руфин Н. E. (5, 15) и Никифор (Н. Е. 4, 23) прямо называют св. Аполлинария сочинителем обличения, посвященного Аверкию. Иероним писал: «что скажу о Мелитоне сардийском , епископе, что об Аполлинарие, священнике (sacerdote) иерапольской церкви, о Дионисие коринфском, епископе, – которые во многих книгах изложили происхождение ересей, из каких философских источников вышли они? ». Очевидно, по Иерониму, Аполлинарий писал о ереси, будучи еще священником. 409 Libellus Synodicus у Ляббея Concill. 1, 599. у Балюза р. 5 и Мансия nova collect. Concil. 1, 691. 420 Adv. haeres. 3, 3. § 4. В другом месте (lib. 5. 30. § 4) говоря об апокалипсисе Иоанна пишет: «Апокалипсис был не так давно, почти в ваш род (σχεδες επι της ημετερας γενεας) в конце царствования Домициана». 431 Первая книга писана около 170 г. так как в ней говорится о Татиане, зикратитах и монтанистах.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но при всём этом, автор не советует ломать голову над объяснением упомянутых физических явлений, потому что всякое знание от Бога: «древние философы Платон и Аристотель много трудились о небесной твари уведети, – и не получили.., нам же Евангелие и апостольские предания открывают»... II. Библейский рассказ о грехопадении прародителей с объяснениями и обличениями жидовина (л. 48–53) Библейский текст в Палее излагается в перифразе («Рече змий жене: все ли вама повелено ясти сущее в раи древо» и т. д.). Экзегетические замечания, по большей части, кратки, например: «Змий не пришёл к Адаму, но к жене – меньшей мужа по телу и уму»; «Бог пришёл к вечеру, чтобы верно сотворити последним: родитися хотя к вечеру, еже и бысть в лето 5.500» и т. п. Более замечательно объяснение слов Иеговы, сказанных змию: и вражду положу между семенем жены и семенем твоим... «Где от жены семя? В которых книгах женску семени быти? или в родословии чтутся жены?!» Объяснение слов Иеговы автор находит в том, что «Пречистая Дева Мария без мужеского семени родила Спасителя мира». При рассказе о падении прародителей, автор решает вопрос, почему Бог допустил падение человека, когда с ним соединялись такие гибельные последствия. Ответ на этот вопрос находим, по автору, в словах церковной песни: «отвещаст ны пение глаголя: того ради Владыка предает вся благая Адамови, да в тех бы возненавидит греха, да или, согрешив, обнажится толиких благ дарованных». «Тем же добре разумеем, яко не по гневу наведе на ны Господь Бог смертного ответа, но мудростию, да быхом не ведуще своего отшествия, когда си будут и сотворили быхом угодная Богу, а себе полезная в будущий век. Таким образом, через падение благодать явилась в большей силе, а диаволу посрамление: не только от благородных мужей попираем, но и от жен». Примеры: «мученица Варвара аки худу птицу связа» (диавола); мученик Трифон выгнал из дщери царевой диавола, «образом черна пса показа его»; Иерапольский епископ Аверкий не только выгнал диавола, но и велел ему отнести тяжёлый камень в Иераполь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010