Между тем бес, изгнанный св. Аверкием из юноши, вошел в дочь римского императора Марка Аврелия, Лукиллу. Император не знал, что делать, и на все был готов, только бы избавить от мучений любимую дочь. И вот бес стал говорить, что его никто не может изгнать, кроме Аверкия, епископа Иерапольского. Тогда император послал двух сановников к правителю восточных областей, чтобы упросил Аверкия прийти в Рим, обещая ему почести и награду. Св. Аверкий ради прославления имени Христова согласился. Он взял в дорогу только кожаный мешок, один из тех, что употребляются на востоке для жидкостей вместо наших бочонков, и влил в него вместе воду, уксус, масло и вино. Когда ему дорогой нужно было взять воды, текла вода, когда нужно было уксусу, тек уксус, а когда нужно – текли масло и вино. Жидкости никогда не смешивались, хотя и были влиты в один и тот же кожаный мешок. Это чудо поразило всех, кто был свидетелем его, и многие уверовали во Христа. Когда св. Аверкий пришел в Рим, бес, бывший в царской дочери, сказал ему со смехом: «Что, Аверкий, не правду ли я сказал, что потребую тебя в Рим?» Св. Аверкий изгнал его из девицы и приказал взять огромный камень, лежавший близ дворца, который невозможно было никакими человеческими усилиями даже подвинуть, и отнести этот камень в город Иераполь. Благодарный Марк Аврелий предлагал св. Аверкию золото и серебро, но он вместо этого испросил у императора, чтобы он приказал ежегодно выдавать бедным жителям Иераполя по три тысячи мер пшеницы и устроить больницы при теплых водах для больных в городе Иераполе. Император с радостью согласился исполнить желание св. Аверкия и отпустил его с честью. Между тем Господь, явившись св. Аверкию, повелел ему идти с проповедью в Сирию и Месопотамию. Исполняя повеление Божие, святитель много селений, городов и стран обошел с благовествованием. Везде он учил народ вере Христовой, творил чудеса и исцелял болезни. И стадо Христово множилось и росло во всех тех странах. За эту апостольскую деятельность св. Аверкий и получил наименование равноапостольного. Он умер, достигнув глубокой старости, 72 лет отроду, в городе Иераполе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ларев не только не был зятем Аверкия, как тот сначала уверял, но Аверкий даже совсем и не знал его, не знал даже того, женатый он человек или холостой, и потому, выдавая Ларева за своего зятя, подтверждая его слова о чудесах от привезенной им части древа, заведомо лгал. Ларев решился отмстить Аверкию за правеж. По словам челобитной Аверкия, Ларев писал в Константинополь к своему отцу, который «Мурат салтана платье кроит» и у которого «с молодых лет келарь Аникей послужил», чтобы он задержал и ограбил в Константинополе посланного туда Аверкием келаря его Пахомия; писал он и постельничьему молдавского воеводы, советуя ему ограбить и задержать Пахомия. И это последнее письмо Ларев писал от имени Иоанникия, но без его ведома. Наконец, Аверкий доносил, что Константин хотел покинуть греческую веру и потурчиться. Ларев по этому доносу был обвинен и сослан в Вятку, где его велено было содержать в оковах под строгим караулом. В 1630 году Константинопольский патриарх Лукарис просил об освобождении Ларева, и по этому ходатайству он был отпущен в Константинополь в 1631 году. Аверкий не раз посылал своего келаря Пахомия в Константинополь с разными поручениями вроде выкупа его родовых имений и виноградников, которых никогда не имел, а в действительности для торговли на деньги Аверкия. В последний раз он послал с ним 1300 рублей, и Пахомий не заблагорассудил возвратиться в Москву с этими деньгами, а остался в Молдавии. Аверкий употреблял все усилия вызвать Пахомия в Москву, он писал к нему с этою целью письмо в Молдавию, уговаривая его приехать в Москву, обещал ему за это милость от Бога, честь от государя и от него, смиренного. «Если же будешь так несмыслен, – пишет Аверкий, – что сюда не придешь, то знай верно и истинно: двоюродному брату твоему, архимандриту Григорию, выхода отселе не будет». Аверкий действительно в видах поощрения Пахомия на приезд в Москву успел оговорить находившегося в Москве двоюродного брата Пахомия, синадского архимандрита Григория, и двоюродного брата Григория бельца Кузьму, так что они благодаря оговору Аверкия по указу государя и патриарха были сосланы в нижегородский Дудин монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Впоследствии архиепископ Аверкий рассказывал, как в деревнях на Прикарпатской Руси справляли Пасху бывшие униаты, с какой жадностью они переходили в Православие, как переживали они предпасхальную скорбь и как торжественно и энергично выражали пасхальную безпредельную радость. Воспоминание этой радости вызвало в нем слезы умиления. Вначале православных приходов было восемь, впоследствии численность возросла до двадцати четырех. 30/17 мая 1931 г. епископом Битольским Иосифом (Цвиовичем) Александр был пострижен в монашество в Свято-Николаевском монастыре (наместником тогда был архимандрит Матфей (Вакаров)) при селе («деревне святых») Иза Хустского округа с наречением имени Аверкий в честь святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, а на следующее утро – рукоположен во иеродиаконы. В 1932 г. в праздник Благовещения в Девичьем монастыре на Домбоках близ с. Черленева, Мукачевского округа, епископ Мукачевско-Пряшевский Дамаскин (Грданички) совершил его рукоположение во иеромонахи. В июне того же года отец Аверкий был переведен в Николаевский монастырь в качестве помощника о. архимандрита Матфея и для окормления приходов Нанкова и Боронявы, а в сентябре – определен помощником настоятеля прихода в Ужгороде, а вскоре стал исполнять и обязанности настоятеля. К середине 1920-х годов в Ужгороде уже существовала община беженцев, насчитывающая более 150 русских. В 1931 г. к Рождеству был построен и храм-памятник русским воинам, павшим в Карпатах в Великую войну. Отец Аверкий не только любил свою паству, но и не забывал о тех, кто остался на Родине. В дни, когда в СССР отмечали очередную годовщину Октябрьской революции, он при полном храме служил заупокойную литургию и панихиду по убиенным, замученным и безвременно сошедшим в могилу русским людям. А в селе Ладомирове архимандрит Виталий (Максименко) полностью восстановил к 1933 году и официально зарегистрировал преподобного Иова Почаевского типографию и иноческую обитель, где бывал и отец Аверкий. Здесь все возрастало печатание периодических изданий, календарей, богослужебных книг, которые расходились по всему русскому Зарубежью. В 1934 году, после своей архиерейской хиротонии, епископ Виталий (Максименко) приезжал к иеромонаху Аверкию в Ужгород, где было польское консульство. Отец Аверкий был очень рад оказать ему содействие в получении польской визы для поездки в Почаевскую лавру, так как у него были хорошие отношения с польским консулом, прекрасно говорившим по-русски.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Успешно окончив факультет в 1930 году, Александр, движимый ревностью о спасении, направил стопы в Карпатскую Русь, с тем, чтобы принять постриг во ангельский образ и осуществлять монашеское служение под эгидой Русской Церкви. В 1931 году Александра постригли в монашество. Деятельное и ответственное отношение к христианскому долгу плюс богословское образование способствовали скорому возведению его в сан иеродиакона, а затем, в 1932 году, в звание иеромонаха. Пастырское служение отца Аверкия включало окормление местных приходов и помощь настоятелю Свято-Николаевской обители, располагавшейся недалеко от села Изы. Кроме того, он принял на себя обязанности по редактированию местного епархиального издания и должность преподавателя Православного катехизиса в ряде средних образовательных школ. После того, как в 1940 году территория Карпатской Руси подверглась оккупации со стороны венгерских войск, отец Аверкий переселился в Белград. Митрополит Анастасий (Грибановский) благословил его на служение в Свято-Троицкий Белградский храм. Вместе с тем отец Аверкий преподавал на Миссионерско-пастырских курсах Гомилетику и Пастырское Богословие, а также вел курс для мирян по тематике, касавшейся вопросов духовной жизни. В 1944 году церковное руководство, в знак признательности его заслуг перед Богом и в видах пользы для верующих, определило возвести его в звание архимандрита. В период с 1944 по 1951 год архимандрит Аверкий участвовал в деятельности по окормлению русских приходов, располагавшихся на территории Австрии и Германии. В 1951 году перебрался в Соединенные Штаты Америки. Вскоре он получил приглашение на преподавательскую работу в Свято-Троицкую семинарию. Отец Аверкий принял приглашение с радостью. Здесь он читал курсы лекций по таким дисциплинам как Новый Завет , Гомилетика и Литургика. Хорошее знание преподаваемых дисциплин и умение грамотно изложить учебный материал способствовали росту уважения, проявляемого к нему и со стороны учащихся, и со стороны администрации. В 1952 году архимандрит Аверкий удостоился назначения на должность ректора семинарии. На этом посту он проявил себя как талантливый, инициативный организатор, обязательный и ответственный руководитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

–  «Да, уже пора». Настал час разлучения души с телом. Всеблагой Бог, ради научения живущих отцов и их преемников, попустил, чтобы душа проходила мытарства суда еще будучи в теле. Душа, отвечая на вопросы незримых истязателей, всегда говорила «нет». Только единожды лицо юноши перекосилось и он сказал «да». Как только отец Аверкий услышал это, он спросил своего умирающего послушника: «Что это с тобой, чадо мое?» – «Послушай, старче мой. Я был помощником казначея церкви Святой Фотинии в Смирне и однажды, когда мне не хватало на жизнь, присвоил три гроша с дискоса. Поэтому теперь не может моя душа выйти из тела». Тогда старец молвил: «А если я верну эти три гроша, твоя душа освободится?» – «Да», – с уверенностью ответил юноша. Когда скитские отцы об этом узнали, то внесли деньги, на которые покупали себе еду, потому что у юноши не осталось ни гроша. Отец Аверкий отнес деньги в кружку монастырского собора и только вернулся в каливу, как юноша, завидев его, закричал с сильной радостью и ликованием: «Благодарю тебя, мой старец, благодарю тебя, святой из Смирны, за то, что я послушался тебя и пришел в это святое место, в котором освятилось столько мужей! Вот, они ждут, чтобы сопроводить мою душу». И с этими словами он предал душу Богу. Лицо его стало белым как снег, и все бывшие там отцы нарекли его блаженным. Через несколько лет отец Аверкий тоже занемог. О его последнем часе рассказал мне отец Константин, когда мы однажды беседовали о монашеском правиле. «Будь очень внимателен, – говорил он мне, – никогда не опускай правила. Твой духовник, отец Аверкий, умирал. Мы все, священники, пришли и велели ему причаститься. Он нам сказал: «Как мне можно причащаться, отцы, я не читал молитв уже неделю». И он не причастился, чтобы не нарушить устава». Отец Аверкий так боялся Бога, что, когда служил литургию, не смотрел по сторонам, но только перед собой. Отец Герман Когда отец Григорий ушел в Малый скит Праведной Анны, отец Аверкий очень огорчился, что ему придется одному остаться в каливе Честнаго Предтечи. Поэтому разрешили, чтобы вместе с ним жил его двоюродный брат, отец Герман.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

10/23 мая 1953 г. состоялась хиротония архимандрита Аверкия во епископа Сиракузского. Годом ранее он стал главным редактором журнала «Православная Русь», публикуя в каждом номере свои статьи и проповеди . В 1958 году в «Православной Руси» был открыт новый отдел «Вопросы и ответы» с подзаголовком: «В изъяснение церковного благочестия и душепопечения». Вел этот отдел сам владыка Аверкий. 12-го мая 1960 г., по истечении сорока дней со дня кончины архиепископа Виталия, на общем монастырском собрании епископ Аверкий был избран настоятелем Свято-Троицкого монастыря. Это нелегкое бремя Владыка нес до самой своей кончины. С 1961 г. владыка Аверкий был хиротонисан в архиепископа Сиракузского и Троицкого. А с 1964 г. становится постоянным членом Архиерейского Синода РПЦЗ, оставаясь в то же время председателем благотворительного фонда имени святого праведного Иоанна Кронштадтского , духовным руководителем движения «Свято-Владимирской молодёжи», созданного с целью «помочь нашей русской молодёжи выработать себе правильное православное и национально-русское миросозерцание, с тем, чтобы оно стало руководящим началом жизни». В июле 1966 года, когда скончался архиепископ Иоанн (Максимович) , владыка Аверкий в сопровождении братии своей обители сразу же отправился в Сан-Франциско. Во время этой поездки с ним познакомился Евгений Роуз, будущий знаменитый отец Серафим. «Из всех твоих владык, – сказал впоследствии о. Серафим своему другу о. Герману (Подмошенскому) – мне, пожалуй, больше всего по душе Владыка Аверкий. Что-то в нем есть отрешенное от житейскаго шума. Он, наверное, мог бы всю жизнь молчать, у него все внутри. Поэтому, когда он открывал уста, текли «реки живой воды» 18 . За последние годы Владыка Аверкий часто и тяжело болел, подолгу лежал в больнице, но источником его переживаний, по мнению знавших его, была не болезнь, а глубокое переживание от прогрессирующей в «апостасии». Он страдал за «ущемленное» врагами Христовыми Святое Православие. В письме к о. Герману (Подмошенскому) от 28-го ноября/11-го декабря 1975 г. (за полтора года до смерти) он писал, указывая настоящую причину своих душевных скорбей:

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Когда Карпатскую Русь оккупировали мадьяры в 1940 году, о. Аверкий отправился в Белград и там состоял на службе при первосвятителе Русской Зарубежной Церкви митрополите Анастасии. Он преподавал пастырское богословие и гомилетику на Миссионерско-пастырских курсах и вел курс лекций для мирян о духовной жизни. Когда Архиерейский Синод был перемещен в Мюнхен в 1945 году, о. Аверкий переехал вместе с ним и продолжал заниматься законоучительством. В 1950 году Синод назначил о. Аверкия на должность председателя Миссионерско-просветительскаго комитета при Архиерейском Синоде. В 1951 году архимандрит Аверкий прибыл в США и вскоре был приглашен в новоорганизованную Свято-Троицкую духовную семинарию для преподавания Новаго Завета, литургики и гомилетики. В 1952 г. он был утвержден в должности ректора Свято-Троицкой семинарии, в 1953 г. назначен викарным архиереем Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии с титулом Сиракузский и Троицкий. В 1960 г., после кончины архиепископа Виталия, стал настоятелем Свято-Троицкой обители, а в 1967 г. стал епархиальным архиереем Сиракузско-Троицкой епархии. Совмещая эти три должности, Владыка Аверкий до своей смерти продолжал дело просвещения православных верующих, как будущих пастырей в семинарии, так и всех людей, читающих монастырския издания, содержание которых отличалось своим благочестием и строгим богословием. За эти годы из окончивших семинарию около 100 человек приняло священство. Проповеди владыки Аверкия печатались в издаваемом в монастыре журнале «Православная Русь». В число написанных им книг входят учебники по гомилетике и толкованию Священнаго Писания в двух томах, его «Слова и речи» и жизнеописание и письма его возлюбленнаго аввы – архиепископа Феофана Полтавскаго. Все письменные труды архиепископа Аверкия проникнуты – любовью к Божией истине, праведной ревностью, выражающей эту любовь и набатным призывом – всем этому следовать. Обильный поток, которым его златыя уста изливали сладкий мед чистаго Православия, особенно в последние годы его жизни, в какой-то мере скрывал от нас редкость и даже уникальность его учения в наши лукавые дни. Мы настолько привыкли к его огненным и смелым словам, что не заметили, что он едва ли не единственнный иерарх из всех поместных Православных Церквей, с такой смелостью и с такой стойкостью защищающий Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/a...

Архиепископ Аверкий был близок отцу Серафиму не только как писатель, но и как личность. Из всего его облика источалось такое благородство, такое достоинство высокой духовности. Он был всегда собран, никогда не спешил и не суетился. В жизни он не опускался до обыденного. Не замечал, что люди думают о нем, никогда не старался ни произвести впечатление, ни обидеть кого-либо, дабы выказать свою личную власть. И вместе с тем он не отрывался от жизни земной, знал и умел трезво оценить ее, хотя всем сердцем устремлялся к горнему. В нем не было и толики от мира сего! Помнившие его настоятелем и ректором Свято-Троицкого монастыря и семинарии, указывают на впечатляющую внешность: высокий, с седой окладистой бородой, гладкими волосами и необычайно кустистыми бровями. Взгляд больших проницательных глаз, казалось, устремлен в самую душу, взывая к совести. Многие отмечали, что такой же взгляд и у отца Серафима. Был владыка туг на ухо, что, однако, очень помогало отстоять от всякого мирского суесловия. Как только в его присутствии затевалась склока и пустопорожний разговор, архиепископ Аверкий на глазах у всех отключал слуховой аппарат. В церкви он молился истово, закрыв глаза. Отец Герман вспоминает: «Архиепископ Аверкий – истинный христианский пастырь. Он никогда не приказывал, не запрещал, а наглядно показывал целостную картину в свете православной философии жизни, и люди сами понимали, почему следует поступать так, а не иначе». Как и отец Серафим, владыка Аверкий любил тишину и уединение, однако в работах и того и другого проглядывает знание вероотступнической жизни мира, которую они изобличали. Сам отец Серафим так отзывался о своем наставнике: «Взгляды архиепископа Аверкия на мир сей отличались трезвением, точностью, были пронизаны духом Священного Писания и Священного Предания. Он открывал нам, что мир сегодняшний живет, отступив от христианства, “тайна беззакония” вот-вот породит человека греха – антихриста». 1224 Как и отец Серафим, архиепископ Аверкий подробно изучил философские корни вероотступничества. «Он проследил его развитие со времени схизмы Римской Церкви (1054) до эпохи Гуманизма, затем Возрождения и Реформации, исследовал первопричины Французской революции, материализма XIX века, коммунизма и его высшей точки – русской революции 1917 года, устранившей последнее препятствие на пути к исполнению “тайны беззакония” – воцарению антихриста», – писал отец Серафим. 1225

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Образ Владыки, по мнению знавшего его о. Германа (Подмошенского), похож на знаменитых Отцов из древности Православной Церкви. Особенно любил архиепископ Аверкий повторять излюбленное выражение святителя Афанасия: «Не идти в ногу со временем, а служить Богу!» Владыка Аверкий, по собственному свидетельству: «Всегда говорил и писал только то, что сам в глубине своей души чувствовал и переживал, что было на протяжении многих лет выношено и выстрадано в самых заветных тайниках моего сердца и что я стремился по естественному чувству долга пастырского передать и внушить всем вверенным моему духовному попечению пасомым» 23 . По убеждению о. Серафима (Роуза) : «Архиепископ Аверкий был одним из последних духовных гигантов православия в ХХ веке – не только гигантом Русской Православной Церкви заграницей, даже и не русского православия, но всей Православной Церкви ХХ столетия» 24 . Он был подлинным учителем православной нравственной и духовной жизни, выдающимся богословом и наставником, почитателем святителей Игнатия (Брянчанинова) , Феофана Затворника , святого праведного отца Иоанна Кронштадтского , архиепископа Феофана (Быстрова) . И сегодня архиепископ Аверкий является строгим, но верным и добрым духовным помощником в наше «лукавое время». Александр Дмитриевич Каплин , доктор исторических наук г. Харьков 1 Для памяти святого праведного отца Иоанна Кронштадтского впоследствии он немало потрудился: создал Общество его памяти, Фонд, построил в Сиракузах (США) в честь его прекрасный храм, подготовил необходимое к его прославлению, составив тропарь и т. д. 2 По свидетельствам знакомых архиепископа Аверкия, Казанская икона Божией Матери сопровождала его всю жизнь. 3 Воспоминания архиепископа Аверкия и о нем взяты нами из различных сочинений: О. Германъ (Noдмoшehckiй). Святитель Abepkiй Джopдahbuлльckiй – герой свято-русской совести. – М.: Русский паломник, 2009; Аверкий (Таушев) , архиеп. Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. – Т. I- IV. – Джорданвилль, 1975–1976 (Репринт.); Серафим (Роуз) . Памяти Архиепископа Аверкия//Православная Русь. – 1976. – 10;  Епифаний (Чернов), схимонах. Жизнь святителя. Феофан, архиепископ Полтавский и Переяславский. – Афины: «Святая Русь», 1999–2000 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вашего Высокопреосвященства преданный во Христе собрат, Митрополит Анастасий Именной словарь Аверкий, архиеп. (Таушев Александр Павлович) – родился в 1906 г. в Казани. В эмиграции с 1920 г. Окончил в 1930 г. богословский факультет Софийского ун-та. Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха в 1931 г. С 1932 по 1940 г. служил в Подкарпатской Руси. С 1940 по 1944 г. был приходским священником в Белграде. С 1944 г. архим. Аверкий служил на приходах Мюнхена. Был законоучителем в старших классах гимназии «Милосердный Самарянин» и гимназии для бесподданных. С 1950 г. назначен председателем Миссионерско-просветительского комитета при Архиерейском Синоде. В 1951 г. архим. Аверкий переехал в США и вскоре был приглашен в новоорганизованную Свято-Троицкую ДС для преподавания Нового Завета, литургики и гомилетики. В 1952 г. утвержден в должности ректора Свято-Троицкой семинарии, в 1953 г. назначен правящим архиереем Сиракузско-Троицкой епархии. В 19601976 гг. архиеп. Аверкий являлся настоятелем Свято-Троицкой обители. В число написанных им книг входят учебники по гомилетике, литургике, толкованию Священного Писания Нового Завета, его «Слова и речи», жизнеописание и письма его духовного наставника – архиепископа Феофана. Скончался архиеп. Аверкий в 1976 г. Адриан (Рымаренко Адриан Адрианович ) – родился в 1893 г. в Полтавской губ. Окончил Политехнический институт (1917) в С.-Петербурге. Окормлялся у оптинских старцев Анатолия (Потапова) и Нектария (Тихонова) . Священник (1921). Назначен священником Александро-Невской церкви г. Ромны. Во время Второй мировой войны духовник киевского духовенства и Покровского женского монастыря в Киеве. В 1945 г. эвакуировался с группой духовных детей в Южную Германию. Служил в церкви под Штутгартом. Был настоятелем Берлинского кафедрального собора. Участвовал в окормлении частей РОА. В 1949 г. вместе с церковной общиной переехал в США. Овдовел в 1963 г. В 1964 г. упомянут как протопресвитер. В феврале 1968 г. принял монашество с наречением имени Андрей и хиротонисан во епископа Роклендского, викария НьюЙоркской епархии. Архиепископ (1973). Скончался в 1978 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010