Алфавитный указатель имен святых, упоминаемых в месяцеслове Список сокращений: ап . – апостол; архиеп . – архиепископ; архим . – архимандрит; блж . – блаженный; блгв . – благоверный; вел . – великий; вмц . – великомученица; вмч . – великомученик; еп . – епископ; имп . – император; митр . – митрополит; мц . – мученица; мч . – мученик; мчч . – мученики; новомуч . – новомученик; патр . – патриарх; Печер . – Киево-Печерских; прав . – праведный; прмц . – преподобномученица; прмч . – преподобномученик; прп . – преподобный; прот . – протоиерей; равноап . – равноапостольный; Ростов . – Ростовских; свт . – святитель; сщмч . – священномученик. Аарон , первосвященник, прав. (20 июля/2 августа) Аввакум , пророк, из 12-ти малых пророков (2/15 декабря) Авенир Индийский , царь (19 ноября/2 декабря) Аверкий Иерапольский , равноап., еп., чудотворец (22 октября/4 ноября) Авив Едесский , диакон, исповедник, сщмч. (15/28 ноября) Авим Маккавей , мч. (1/14 августа) Авксентий Вифинский , отшельник, пресвитер, прп. (14/27 февраля) Авксентий Перцовский , Вологодский, прп. (12/25 июня) Авксентий Севастийский , Аравийский, пресвитер, сщмч. (13/26 декабря) Авкт , мч. (7/20 ноября) Авраамий Болгарский , Владимирский чудотворец, мч. (1/14 апреля; в Неделю о расслабленном) Авраамий Галичский , Чухломской, Городецкий, прп., игумен, ученик прп. Сергия Радонежского (20 июля/2 августа) Аврамий Затворник , Хиданский, пресвитер (29 октября/11 ноября) Аврамий Ростовский , архим., прп. (23 мая/5 июня [Ростов.]; 29 октября/11 ноября) Аврамий Смоленский , прп., архим. (21 августа/3 сентября) Антоном Италийский , еп., сщмч. (12/25 сентября) Агав , ап. от 70-ти, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля) Агапий Газский , Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Агапит Печерский , прп., врач безмездный, в Ближних (Антониевых) пещерах (1/14 июня; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Агапия Аквилейская , мц. (16/29 апреля) Агафия Панормская (Палермская), Сицилийская, дева, мц. (5/18 февраля) Агафодор Сардийский , мч. (13/26 октября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При Е. своеобразная и эффективная педагогическая система, сложившаяся в Казанской центральной крещено-татарской школе, основанная в первую очередь на авторитете руководителя и имевшая сходство с постановкой обучения в лучших мусульм. медресе, была заменена обычной классно-урочной системой. По наблюдениям педагогов и отзывам кряшен, в сохранении миссионерских и патриархальных традиций школы ведущую роль играла жена Е. Пелагея, к-рая в 1885-1913 гг. была учительницей жен. отд-ния и фактически руководила отд-нием. Е. пользовался авторитетом среди кряшен в основном не как администратор, а как регент и обладатель замечательного голоса. Его распевы без указания имени автора и в наст. время используются в церковных службах на татар. языке, бытуют среди кряшен как народные песни. Е. не вполне свободно владел рус. языком. После смерти Ильминского и прот. В. Тимофеева работа над переводом на татар. язык Свящ. Писания приостановилась, издавались в основном переводы Житий святых и назидательная лит-ра, над к-рыми Е. работал вместе с А. А. Воскресенским и Р. П. Даулеем . Были опубликованы переведенные ими книги «Целитель всемилостивый» (1896), «Небесная воевода русской земли» (1898), «Небесные споручники брачного союза» (1898), «Господь любит праведных» (1898), Житие свт. Николая Чудотворца (1898), «Русские первомученики» (1898), беседа на молитву «Царю Небесный» (1898), «Сказание о Смоленской иконе Божией Матери» (1898), «Церковное пение» (1898), «Равноапостольная мироносица» (1899), «Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (1900), Жития свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова (1903), прп. Серафима Саровского (1904), свт. Аверкия, еп. Иерапольского, царя и прор. Давида, свт. Петра мытаря, свт. Харитона, прп. Виссариона, прп. Серапиона, прп. Симона, Христа ради юродивого, прмч. Дамаскина, прмч. Илии Ардуниса, прмч. Никодима, прмч. Романа, прп. Исидоры, Христа ради юродивой, кнг. мц. Феодоры Владимирской, ап. Андрея Первозванного, мучеников Аврамия Болгарского, Иоанна, Петра и Стефана Казанских, равноапостольных Кирилла и Мефодия, мч. Маманта, мч. Фоки (1905), сборник рассказов из Житий святых для детей (1907), Жития первомч. Стефана (1908), равноапостольных Константина и Елены (1914). Те же авторы продолжили начатую Ильминским и прот. В. Тимофеевым работу по переводу на татар. язык молитв и богослужений: были опубликованы Великий канон прп. Андрея Критского (1897), последование ко Св. Причащению (1906), акафист иконе «Благовещение Пресв. Богородицы» (1910), молитва после сугубой ектении (1911). Также были изданы краткая церковная история, катехизические поучения на Символ веры (1907), «Беседы о силе крестного знамения», «Наставление крещеным татарам, колеблющимся в христианской вере» (1908), «Указание пути в Царствие Небесное» (1910), брошюры о Евангелии, о почитании икон (1911).

http://pravenc.ru/text/189535.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛИНАРИЙ [Клавдий Аполлинарий; греч. Απολ(λ)ινριος Ιεραπολτης, лат. Claudius Apollinarius (Apollinaris) Hierapolitanus] (II в.), свт. (пам. зап. 8 янв., 7 февр.), еп. Иерапольский, апологет и антиеретический писатель. Во времена имп. Марка Аврелия был епископом г. Иераполь в М. Азии. В 176 г. А. адресовал императору апологетическую речь, в к-рой подчеркивал заслуги христ. легиона во время войны с герм. племенем маркоманнов (ср.: Euseb. Hist. eccl. V 5. 4). Из др. его соч. известны 2 книги «К иудеям», апология «К эллинам» в 5 книгах, трактат «Об истине» в 2 книгах (Ibid. IV 27). Два последних, а также соч. «О благочестии» были доступны в IX в. Патриарху К-польскому свт. Фотию , к-рый с похвалой отзывался о стиле автора и о нем самом ( Phot. Bibl. Cod. 14). В наст. время все произведения А. утрачены. От соч. «О Пасхе» сохранилось лишь неск. фрагментов (Chron. Pasch. P. 14; PG. 92. Col. 79-81). А., снискавший славу «мужа достославного и выдающегося как знанием божественного, так и светской образованностью», боролся с ересью Монтана ( Theodoret. Haer. fab. III 2; Euseb. Hist. eccl. IV 24). Еще будучи священником, по воле еп. Иерапольского свт. Аверкия А. написал соч. против этой т. н. Фригийской ереси. Став епископом, А. выступил в качестве одного из инициаторов Иерапольского Собора, на к-ром ок. 20 епископов осудили монтанизм и отлучили от Церкви как лжепророков Монтана и его последовательницу Максимиллу. Послание А. против монтанистов упоминает Евсевий (Ibid. V 19). По свидетельству блж. Феодорита (Haer. fab. I 21), А. написал также сочинение против энкратитской секты севириан . А. принимал участие в споре о дне празднования Пасхи , разгоревшемся ок. 167 г. (ср.: Euseb. Hist. eccl. V 23-24). Из сохранившихся кратких фрагментов можно заключить, что он осуждал традицию, согласно к-рой Христос пострадал на др. день после вкушения пасхальной трапезы: 14 нисана А. называет «истинной Пасхой Господней, великой жертвой», «вместо агнца Сын Божий, связавший крепкого, связан, осужден Судия живых и мертвых, предан в руки грешников на распятие… и погребен в день Пасхи» ( Otto. Fragm. 4: De Pascha; ср.: Ин 18. 28, см. Пасхальные споры ).

http://pravenc.ru/text/75620.html

Сразу после окончания КазДА начал работать над переводами на татар. язык духовной лит-ры. Переводы издавались анонимно, но известно, что их авторами помимо Д. были директор Казанской учительской семинарии А. А. Воскресенский и директор Казанской центральной крещено-татар. школы прот. Т. Е. Егоров . Отдельными брошюрами были изданы Жития святителей Василия Великого, Григория Богослова (1903), прп. Серафима Саровского (1904), свт. Аверкия Иерапольского, царя и прор. Давида, святителей Петра мытаря, Харитона, преподобных Виссариона, Серапиона, Симона, Христа ради юродивого, преподобномучеников Дамаскина, Илии Ардуниса, Никодима, Романа, прп. Исидоры, Христа ради юродивой, мц. кнг. Феодоры Владимирской, ап. Андрея Первозванного, мучеников Аврамия Болгарского, Иоанна, Петра и Стефана Казанских, равноапостольных Кирилла и Мефодия, мучеников Маманта, Фоки (1905), сб. рассказов из Жития святых для детей (1907), Жития первомученика Стефана (1908), равноапостольных Константина и Елены (1914). Те же авторы продолжили начатую Н. И. Ильминским и свящ. В. Т. Тимофеевым работу по переводу на татар. язык молитв и богослужений: были опубликованы Последование ко св. причащению (1906), Акафист иконе «Благовещение Пресв. Богородицы» (1910), молитва после сугубой ектении (1911). Также были изданы краткая церковная история, катехизические поучения на Символ веры (1907), беседы о силе крестного знамения, наставление крещеным татарам, колеблющимся в христианской вере (1908), указание пути в Царствие Небесное (1910), брошюры о Евангелии, о почитании икон (1911), о Смоленской иконе Божией Матери (1913). Перевод Свящ. Писания осуществлялся коллегиально, с привлечением кряшенских учителей, затем был показан учащимся Казанской центральной крещено-татар. школы. В 1907 г. были опубликованы Деяния святых апостолов, а также воскресные и праздничные Апостолы для богослужений. Работа, к-рую Д., Воскресенский и Егоров вели по переводу Посланий святых апостолов и Откровения Иоанна Богослова, не была завершена.

http://pravenc.ru/text/171430.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕОНТИЙ II (1110/15-1185), свт. (пам. 14 мая), патриарх Иерусалимский (1174/75/76-1185). Патриаршество Л. пришлось на время господства крестоносцев в Иерусалиме. Правосл. патриархи и епископы были вытеснены со Св. земли, их место заняла лат. церковная иерархия. Архиереи Иерусалимской Церкви нашли убежище в Византии, где более века сохранялось преемство Иерусалимских патриархов в изгнании. Л. был единственным патриархом в изгнании, посетившим Св. землю. Источники Известны 2 рукописи с Житием Л.: Patm. 187 (А) (XIII в.) и Patm. 896 (В) (кон. XII - нач. XIII в.), последняя обнаружена на о-ве Патмос в 1964 г. (описание рукописей и сведения о первых изданиях см.: The Life of Leontios. 1993. P. 25-27). Оба манускрипта находятся в б-ке мон-ря во имя св. Иоанна Богослова на Патмосе (см. ст. Иоанна Богослова апостола монастырь на Патмосе ). Между рукописями есть небольшие различия, заключающиеся в расположении нек-рых частей текста, а также в содержании рассказа об ученике Л. Антонии (Арсении). Несмотря на это, рукописи во многом совпадают и даже содержат одинаковые грамматические и орфографические ошибки. Можно предположить, что либо оба манускрипта переписаны с одного оригинала (неизвестен), либо рукопись А переписана с рукописи В. Святители Аверкий Иерапольский и Леонтий Иерусалимский. Икона. XIX в. (ЦАК МДА) Святители Аверкий Иерапольский и Леонтий Иерусалимский. Икона. XIX в. (ЦАК МДА) На 1-м листе рукописи Patm. 187 (A) в оглавлении указано, что Житие составлено мон. Феодосием из К-поля. Более точные сведения представлены на 1-м листе рукописи, где в оглавлении сообщается, что автор - мон. Феодосий Гудел. Очевидно, это тот же самый человек (Феодосий Византиец), который написал «Похвалу прп. Христодулу» (Patm. 179. Fol. 100). О нем ничего не известно, за исключением того, что он сам сообщает в тексте Жития. Он был младшим современником Л. и знал его лично. Также он был знаком с некоторыми близкими Л. людьми: с Антонием, учеником святителя и буд. игуменом на Патмосе, к-рый и предоставил Феодосию большую часть сведений о жизни Л.; с мон. Иларионом и, вероятно, со свящ. Евлогием, прислуживавшим Л. в К-поле до конца его дней, и др. Житие было составлено по прошествии ок. 20 лет после смерти Л. В «Похвале прп. Христодулу» (см. ст. Христодул Латрин , основатель мон-ря Иоанна Богослова) Феодосий сообщает о себе, что он был учеником Л. Семья Гуделов была довольно известной, некоторые ее члены занимали высокие посты. Цикандил Гудел был родственником имп. Мануила I Комнина . Неизвестно, в каких отношениях состоял с ними автор Жития. Текст может служить источником сведений о политике Византии в отношении крестоносцев на Св. земле, о положении дел на островах Крите и Кипре. Биография

http://pravenc.ru/text/2463535.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АВЕРКИЙ ИЕРАПОЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Равноап. свт. Аверкий Иерапольский Аверкий Иерапольский (+ ок. 167 ), епископ , равноапостольный , чудотворец . Память 22 октября . Прославился во II веке во Фригии . Город Иераполь те времена населяли, в основном, язычники. Святитель молился Господу о спасении их душ и обращении к Истинному Свету. Явившийся Ангел повелел святому Аверкию сокрушить идолов в языческом капище. С ревностью исполнил святой повеление Божие. Услышав, что идолопоклонники хотят умертвить его, святитель пришел на место народных собраний и открыто обличил заблуждения язычников. Язычники пытались схватить святителя. В это время в толпе закричали три бесноватых юноши. Народ пришел в замешательство, святитель же молитвой изгнал из них бесов. Видя юношей здоровыми, иерапольцы попросили святителя Аверкия научить их христианской вере, а потом приняли святое крещение. После этого святитель отправился по соседним городам и селам, исцеляя больных и благовествуя о Царствии Божием. С проповедью он обошел Сирию , Киликию , Месопотамию , посетил Рим и везде обращал ко Христу множество людей. Святитель Аверкий за свои великие труды назван равноапостольным. Много лет он ограждал Церковь от еретиков, утверждал христиан в вере, наставлял заблудших на истинный путь, исцелял больных и распространял славу Христову. Тропарь Истины проповедник и чудотворец дивен показался еси,/сирот отец и нищих заступник,/бодрый пастырь словеснаго стада, бесом страшен,/всех убо от тех нападений заступай, вопиющих ти:/Аверкие отче наш,/моли Христа Бога,/да спасет души наша. Использованные материалы http://www.days.ru/Life/life4571.htm Редакция текста от: 16.11.2012 00:21:37 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/2494.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Abepkuй Иерапольский, равноап. Описания иконы Аверкий Иерапольский, равноап. - житие Святой равноапостольный Аверкий, епископ Иерапольский, чудотворец, прославился во II веке во Фригии. Город Иераполь те времена населяли, в основном, язычники. Святитель молился Господу о спасении их душ и обращении к Истинному Свету. Явившийся Ангел повелел святому Аверкию сокрушить идолов в языческом капище. С ревностью исполнил святой повеление Божие. Услышав, что идолопоклонники хотят умертвить его, святитель пришел на место народных собраний и открыто обличил заблуждения язычников. Язычники пытались схватить святителя. В это время в толпе закричали три бесноватых юноши. Народ пришел в замешательство, святитель же молитвой изгнал из них бесов. Видя юношей здоровыми, иерапольцы попросили святителя Аверкия научить их христианской вере, а потом приняли святое Крещение. После этого святитель отправился по соседним городам и селам, исцеляя больных и благовествуя о Царствии Божием. С проповедью он обошел Сирию, Киликию, Месопотамию, посетил Рим и везде обращал ко Христу множество людей. С[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Константинополь. 985.] Св. Аверкий Иерапольский. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Файл 3318.jpg:   Размер: 1200x869, 1.04 MPix, 192 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (193) , (0) . Описание: [Афон. К. XV.] Свт. Аверкий Иерапольский. Миниатюра. Иверский монастырь. Афон. Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 3321.jpg:   Размер: 288x1200, 0.35 MPix, 59 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (177) , (0) . Описание: [Греция. До 1577.] Святые Аверкий, Григорий Великой Армении, Климент Анкирский. Икона (фрагмент). Греция. До 1577 г. 47 х 32. Монастырь Дионисиат (Афон). Файл 3322.jpg:   Размер: 322x1168, 0.38 MPix, 130 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (198) , (3) . Описание: [Москва. 1561.] Плащаница с избранными святыми (фрагмент). Мастерская Евфросинии Старицкой. Шитьё. Москва. 1561 г. Вклад в Успенский собор Московского Кремля. С 1812 года хранится в Успенском соборе Смоленска. Файл 3323.jpg:   Размер: 1122x1200, 1.35 MPix, 232 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (221) , (3) .

http://pravicon.com/icon-1012

Святыня храма Св. мощи свт. равноап. еп. чудотв. Аверкого Иерапольского Святые мощи равноап. еп. чудотв. Аверкого Иерапольского доступны для поклонения в Храме пророка Божьего Илии в Обыденском переулке в пределе апостолов Петра и Павла г. Москва Приложиться к святыне в храме можно ежедневно c 7-30 до 22 часов. Описания Закрыть Вставьте ссылку на изображение Вставьте ссылку Вставьте ссылку на видео

http://elitsy.ru/holy/700/

В совр. богослужебных книгах помещены следующие каноны К. (нумерация носит условный характер): 1 - прор. Моисею, 4 сент.; 2 - архистратигам Михаилу и Гавриилу, 8 нояб. (в рус. Минее приписывается Иоанну); 3 - в Неделю святых праотец, 18 дек. (без указания авторства, но в богородичнах греческого канона восстанавливается имя К.); 4 - прп. Иоанну Лествичнику, 30 марта (Μηναον. Δεκμβριος. Σ. 243-249); 5 - семи отрокам в Эфесе, 4 авг. (в рус. Минее без указания авторства). Также известны др. каноны К.: 6 - на погребение священников ( Goar. Euchologion. P. 455-460); 7 - мч. Лонгину сотнику, 16 окт. (AHG. T. 2. P. 179-188); 8 - Проклу, архиеп. К-польскому, 20 нояб. (Ταμεον. Σ. 98); 9 - сщмч. Клименту, еп. (папе) Римскому, 25 нояб. (Ibid. Σ. 104); 10 - свт. Николаю Мирликийскому (AHG. T. 4. P. 96-115; об атрибуции этого канона К. см.: Kazhdan A. An Oxymoron: Individual Features of Byzantine Hymnographer//RSBN. 1992. Vol. 29. P. 24); 11 - прп. Мартиниану, 13 февр. (AHG. T. 6. P. 232-244); 12 - мч. Кодрату (Квадрату), 10 марта (Ibid. T. 7. P. 137-149; ср.: Rocchi. 1883. P. 318); 13 - свт. Евстафию Вифинийскому, 29 марта (AHG. T. 7. P. 311-319; ср.: Rocchi. 1883. P. 302); 14 - прп. Никите Мидикийскому, 3 апр. (AHG. T. 8. P. 74-86; ср.: Rocchi. 1883. P. 318); 15 - вмц. Ирине, 5 мая (Ταμεον. Σ. 197); 16 - мч. Панхарию, 16 июня (Ibid. Σ. 219); 17 - сщмч. Мефодию Патарскому, 20 июня (Ibid. Σ. 222-223); 18 - св. Евпраксии, 25 июля (AHG. T. 11. P. 453-469; ср.: Rocchi. 1883. P. 310); 19 - св. Аверкию, еп. Иерапольскому, 22 окт. ( Pitra. Analecta Sacra. T. 2. P. 180-185); 20 - мч. Акиндину, 2 нояб. (ActaSS. Nov. T. 1. P. 510-521); 21 - на пострижение монахов ( Rocchi. 1883. P. 286); 22 - над умирающим; 23-24 - на смерть священников; 25 - на смерть монахини (Ibid. P. 287); 26-27 - Пресв. Богородице (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), Μητρ. Θεωθοκριον. Chennevières-sur-Marne, 1931. Σ. 26). К. принадлежит комплекс песнопений для Постной Триоди: на каждый из будних дней Великого поста (с понедельника 1-й седмицы до Лазаревой субботы) он составил по 1 трипеснцу и 2 стихиры-подобна (см.: Карабинов. 1910. С. 140-144); также К. принадлежит канон 28) об усопших в субботу мясопустную, канон 29) в неделю 4-ю поста (в ркп. обозначен как «о впадшем в разбойники», но эта тема не раскрывается: в начале канона вспоминаются притча о богаче и Лазаре (Лк 16. 19-31) и воскресение Лазаря, характер канона глубоко покаянный), 2 стихиры-подобна в Блудного сына неделю (см.: Карабинов. 1910. С. 144). Великопостные песнопения К. представляют собой подобны к песнопениям др. гимнографов, в т. ч. прп. Феодора Студита. В великопостных песнопениях К. разъясняет пользу поста, призывает к аскетическим подвигам, причем весьма часто прибегает к библейским примерам. Ряд песнопений К. по рукописям был издан М. Арко Магри ( Arco Magri. 1979).

http://pravenc.ru/text/1841333.html

К. постоянно упоминается также как ставка, пункт сбора войск и обороны: здесь стояли армия крымского хана Казы-Гирея и вышедшие против него рус. полки (1591). Летом 1601 г. Лжедмитрий I, подойдя к Москве, построил в К. небольшое укрепление. Казаки И. И. Болотникова в дек. 1606 г. укрепили К., окружив его острогом из обледенелых возов. Сюда летом 1610 г. подступал Лжедмитрий II. После Смутного времени К. почти на 2 десятилетия исчезло из политической истории и служило хозяйственным владением. Однако с кон. 30-х гг. XVII в. цари династии Романовых возобновили посещения К. К осени 1640 г. в К. на новом месте строятся царские хоромы, каменная ограда, службы Государева двора (Кормовой двор), деревянный дворец (в основном 70-80-е гг. XVII в.). Для частных богослужений царской семьи ставят домашнюю ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Для этой церкви в 1651 г. патриарх Иосиф дал 3 антиминса: на престолы в честь Казанской иконы Божией Матери, свт. Аверкия Иерапольского и вмч. Димитрия Солунского. В 1653 г. ц. в честь Казанской иконы Божией Матери и ц. в честь Вознесения Господня уравняли в статусе. С 30-х гг. XVII в. источники упоминают имена клира (поп Никита, попы Михайло Афанасьев, Гаврило Михайлов, Артемий и Давыд Мартыновы, диак. Демид Мартынов, пономари Федоско Алексеев и Гришко Фёдоров, просвирница Анна Петрова), говорится об их земельных владениях, где стояли дворы прижившихся бобылей. С причта в патриаршую казну до 1650 г. брали дань по числу приходских дворов (к сер. XVII в. в К. считалось «крестьян и бобылей 52 двора»), четям церковной земли и сенных покосов, но после 30-летней переписки, к 1680 г., выяснилось, что земля Церкви «взята в государеву десятинную пашню, а попы с причетники живут на руге». Т. о., в XVIII в. приходская жизнь сосредоточилась вокруг церкви с. Дьякова, а церкви К. сохраняли исключительно дворцовый статус. Цари Алексей Михайлович и Феодор Алексеевич особенно любили К., ценили художественное оформление двора. В К. постоянно работали строители, художники и др. мастера. Царь Феодор Алексеевич посещал К. чаще др. сел, любил праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, когда на Москве-реке готовили «Иорданную сень». Царские «коломенские походы» следовали церковному календарю и порядку церковных служб. Жизнь в К. была скромнее и свободнее, чем в Кремле, царь был доступнее для семьи и ближнего круга.

http://pravenc.ru/text/1841788.html

  001     002    003