—Для чего я пришёл в монастырь? — со слезами на глазах спрашивал отец Аверкий. — Чтобы служить другим или чтобы другие служили мне? —Ну что же ты так убиваешься? — успокаивал его старец Дорофей. — Бог попустил это, чтобы ты поупражнялся в смирении. Лёжа в больнице, тоже можно помогать братии. Молись за них по чёткам, чтобы Бог подавал им силу. Однако лежать и молиться не удавалось: в больницу приходил старец Исидор и начинал кричать на отца Аверкия: «Да ты здоров, как лошадь! Быстро пошли со мной, надо с горной делянки брёвна возить!» — «Буди благословенно», — отвечал отец Аверкий, не желая расстраивать старца Исидора, поднимался и шёл вместе с ним. Они поднимались в гору, но как только отец Аверкий нагибался, чтобы спилить сучья на бревне, у него опять начинала идти горлом кровь. Он был вынужден садиться. Чего расселся-то? — кричал отец Исидор. — Вставай и работай! Сейчас-сейчас, только вот кровь маленько перестанет, — отвечал отец Аверкий. —Да, теперь так ты и будешь жить, — пускался в рассуждения отец Исидор.—То пойдёт кровь, то не пойдёт кровь, то перестанет, то не перестанет... Придётся помучиться, пока не помрёшь. Наступила поздняя осень — время сбора оливок. Отец Аверкий ещё «лежал» в монастырской больнице.   Однажды туда зашёл игумен и спросил его: —    Ты в состоянии пойти собирать оливки? —Вашими молитвами я совсем здоров, — ответил отец Аверкий. На рассвете он пошёл в оливковые рощи, которые находились на значительном расстоянии от монастыря. Когда он дошёл, трудившиеся там братия сказали, что в масличном прессе сломалась большая винтовая ручка, и спросили, сможет ли он вернуться в монастырь и сделать в мастерской новую. «Буди благословенно», — ответил отец Аверкий и вернулся в монастырь. Придя в мастерскую, он выбрал под ручку походящий обрезок дубового бревна со множеством сучьев, взял рубанок и приготовился работать. В эту минуту в столярку зашёл игумен и спросил отца Аверкия повышенным тоном: —Вся братия оливки собирает! А ты что здесь прохлаждаешься? —Меня прислали сделать деталь для пресса, — ответил отец Аверкий.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=45&iid=2...

Один из этих учеников, отец Кесарий из храма Рождества Богородицы, и еще некоторые, не помню их имена, всякий раз служили литургию босиком, было ли то летом или зимой. Они подражали первоначальни-ку своего подвижнического предания, отцу Илариону Иверу, который совершал подвиг безмолвия над монастырем Дионисиат, в месте Птохопродром. А после, приняв на себя подвиг отшельничества, он отправился к каливе Воскресения, где скончался его послушник отец Савва Духовник. Отец Аверкий во всем подражал своему старцу, отцу Григорию, и отцу Мине Черногорскому. Из его уст не исходило ни одного невоздержного слова. Он продавал лимоны и апельсины, чтобы закупить зерно. Отец Аверкий выходил навстречу любому прохожему и звал его принять угощение. Когда странник стучался в дверь, отец Аверкий открывал и выносил ему деревянный поднос, на котором лежали пять-шесть смокв, а также деревянная чашка с водой, а потом, поклонившись, убегал, чтобы не вступить в разговор и не утратить единения с Богом. Когда в скиту был всеобщий труд («панкиния»), первым брался за любую работу отец Аверкий. У него всегда был при себе трос, и он не оставлял послушания любви. Отцы говорили ему: «Духовный наш отец, ты уже стар. Служишь литургию каждый день, живешь на хлебе и воде каждый день, что с тобой станет? Пожалей хотя бы свою плоть, чтобы она тебе послужила до гроба». Но он со слезами на глазах строго отвечал: «Отцы мои, пусть я уже стар, но должно блюсти послушание, чтобы не показать себя бесчинником, когда душа будет уходить из тела. Ведь иначе меня предадут на мучения». Отец Аверкий многих учил и спасал. Среди этого множества верных был и юноша из Смирны. Он узнал о добродетели старца от его дяди, соревнователя в добродетели, владыки Василия Смирнского. Этот юноша был очень слаб здоровьем. Когда отец Аверкий его увидел, то сказал: «Добрый друг, у тебя так мало сил, тебе не выдержать жизни в скиту». Но юноша ответил: «Я исполняю послушание перед владыкой Василием, хотя у меня и плохо с легкими». Через несколько лет оказалось, что юноша из Смирны болен туберкулезом. Отец Аверкий не мог распорядиться об особом для него режиме: это было бы нарушением скитского устава. Поэтому юноша попросил благословения на уход в мир. Отец Аверкий сказал: «Никак не могу на это благословить». Юноша спросил: «Мне уже нужно думать о душе?»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Аверкий (Таушев) , архиеп., «Литургика». Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 2000 г. Аверкий (Таушев) , архиеп., «Современность в свете Слова Божия. К 25-летию служения в Америке в Св.-Троицком монастыре. Слова и речи», т. I-IV, Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1975–1976 гг. Аверкий (Таушев) , еп., «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета», ч. I.. «Четвероевангелие», Св.– Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954 г. Аверкий (Таушев) . еп., «Руководство к изучению Священного Писания Новаго Завета», ч. II.. «Апостол», Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1956 г. Аверкий (Таушев) , еп., «Руководство по гомилетике», Св.– Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1961 г. Аверкий (Таушев) . игум., «Как русский народ принял христианскую веру», Ужгород, 1938 г. Аверкий (Таушев) , игум., «О монашестве», Белград, 1941 г. «Акафист Пресвятой Богородице пред Чудотворною иконою Ее, именуемой «Знамение» Курская Коренная», Магонак, США, б. г. Амвросий (Коновалов), игум., «Истина и апостасия», Сан-Пауло, 1963 г. Анастасий (Грибановский) , блаж. митр., «Беседы с собственным сердцем. (Размышления и заметки)», Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1998 г. Анастасий (Грибановский) , блаж. митр., «Два похвальных слова новым священномученикам Русской Церкви», Монреаль, 1981 г. Анастасий (Грибановский) , высокопреосв. митр., «Архипастырские послания, слова и речи. Юбилейный сборник ко дню 50-летия архиерейского служения. 1906–1956», Джорданвилль, 1956 г. Анастасий (Грибановский) , высокопреосв. митр., «Сборник избранных сочинений. Юбилейное издание ко дню 50-летия священнослужения», Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1948 г. Анастасий (Грибановский) , митр., «Мысли о пастырстве. Из пастырского дневника», Иерусалим, 1946 г. Анастасий (Грибановский) , митр., «Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви», 2-е издание, Мюнхен, б. г. Анастасий (Грибановский) , митр., «Нравственная сущность коммунизма и средства борьбы с ним», «Православная Русь», Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1987 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

В частности, он раскрывает православный духовный настрой мыслителя Константина Леонтьева , к которому тот пришел в конце жизни. Особенно ценны биографические работы архим. Константина, посвященные многим замечательным современникам: старцу схимонаху Игнатию; талантливому церковному писателю и проповеднику иером. Мефодию, скончавшемуся в молодом возрасте; духовнику Джорданвилля игумену Филимону Валаамцу; обличителю современной неправды игум. Амвросию (Коновалову); историку Н.Д. Тальбергу и нескольким профессорам. Глава тринадцатая. Архиепископ Аверкий (Таушев) §1. Жизнеописание Архиеп. Аверкий (в миру Александр Павлович Таушев) родился 19 октября/1 ноября 1906 г. в г. Казани в семье дворянина Симбирской губернии Павла Сергеевича Таушева и его жены Марии Владимировны. Вскоре после революции, в январе 1920 г.. Таушевы эмигрировали в Болгарию, в г. Варну. Здесь архиеп. Аверкий поступил в русскую гимназию, которую окончил в 1926 г. с золотой медалью. Большое духовное влияние на архиеп. Аверкия оказал его духовник архиеп. Феофан (Быстров) , бывший Полтавский. По его благословению архиеп. Аверкий поступил на Богословский факультет Государственного университета Софии, который окончил в 1930 году. 17 мая 1931 г. архиеп. Аверкий был пострижен в монашество в Свято-Николаевском монастыре села Изы, Хустского округа, на Карпатской Руси, с наречением имени в честь св. равноап. Аверкия, епископа Иерапольского. На следующий день он был рукоположен во иеродиакона, а в следующем году – во иеромонаха. Затем он служил на разных приходах, нес обязанности редактора и издателя «Православного Карпато-русского Вестника», преподавал Закон Божий в гимназии. В 1937 г. архиеп. Аверкий был возведен во игумена, в 1939 г. назначен первым референтом епархиального управления Мукачевско-Пряшевской Епархии. В связи с венгерской оккупацией Карпатской Руси архиеп. Аверкий в 1940 г. переехал в Белград. Там он нес различные послушания под руководством митр. Анастасия (Грибановского) , в частности, преподавал пастырское богословие и гомилетику на миссионерских пастырских курсах.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Спустя два-три месяца после прихода к отцу Кириллу, отец Аверкий попросил у него благословения съездить в Коницу и привезти на Святую Гору своего брата Луку , чтобы и тот стал монахом. — Он что, не знает дороги и не может приехать сам? — спросил Старец. — Знает. — Э, тогда оставь его. Вот если он приедет, то ты ему поможешь и даже отдашь брату свою келью. Итак, отец Аверкий нашел себе по сердцу святого Старца и тихое пристанище спасения. Однако диавол не мог успокоиться и наводил на него различные искушения. Несмотря на то что отец Аверкий ушел из Эсфигмена с благословения игумена, антипросоп монастыря стал настаивать, чтобы тот вернулся в обитель, потому что в нем нуждались как в плотнике. Антипросоп угрожал, что если отец Аверкий не вернется, то он изгонит его со Святой Горы. Тогда отец Кирилл спросил Аверкия, нет ли у него знакомых или родственников в другом монастыре. В монастыре Филофей у отца Аверкия был дальний родственник и земляк — иеромонах Симеон, который был знаком еще с преподобным Арсением Каппадокийским. Узнав об этом, Старец Кирилл посоветовал Аверкию перейти в Филофей и быть под покровительством отца Симеона, потому что, как он говорил, «иначе ты не найдешь себе покоя». Отец Аверкий послушался и перешел в монастырь Филофей, который в то время был еще особножительным . Живя там, он время от времени ходил пешком к отцу Кириллу и советовался с ним по духовным вопросам. Часто Старец Кирилл, получая извещение от Бога, заранее знал о посещении Аверкия и о том, на какой духовный вопрос тот хотел получить ответ. Старец ничего не говорил и лишь показывал отчеркнутое место в той или иной книге. Это и являлось ответом на вопрос молодого монаха. Впоследствии Старец Паисий в одной из своих книг  описал то чудесное, что он видел в этом святом Старце. Отец Кирилл имел дар прозорливости, изгонял бесов, а когда читал Евангелие, из его глаз ручьями текли слезы. Усердный труженик и незаметный подвижник Отец Аверкий искал безмолвной жизни, однако, оказав послушание Старцу, оказался в особножительном монастыре. Ему дали ответственное послушание келаря и трапезника. В его обязанности входило раздавать отцам продукты и вино. Потом его поставили старшим в столярную мастерскую, и кроме того, он помогал месить тесто в пекарне. Отец Аверкий уставал на послушании, но, несмотря на это, был всегда готов жертвовать собой ради других и помогать там, где была нужда.

http://pravmir.ru/249925/

 Помысел гордости «И вот, — рассказывал Старец, — хотя от аскезы я стал похожим на скелет, однажды ночью я почувствовал искусителя — как бы женское дыхание прямо у себя над ухом. Я тут же поднялся, начал церковное песнопение и зажег свечу. Когда я исповедал происшедшее духовнику, он мне сказал: «Должно быть, в тебе есть тайная гордость. Если человек совершает такую аскезу, то подобным искушениям оправдания нет». И действительно, исследовав себя, я убедился, что иногда мой помысел говорил мне, что я что-то из себя представляю и будто бы делаю — как бы это сказать? — ну, якобы делаю что-то значительное. Ух, какая же это чушь собачья!..» Для того чтобы отец Аверкий смирился и очистился от тайной гордости, его духовник велел приходить к нему каждый день и брать у него приготовленную пищу. Сам отец Аверкий пищи на огне не готовил, тогда как отец Симеон, заболев туберкулезом, следил за своим питанием. Целый месяц отец Аверкий приносил ему крупу, рис, макароны и забирал у него готовую пищу. Когда искушение прошло, он снова начал поститься. Но наученный опытом искушений, подвизался уже с большим смирением и познанием себя.  «Тангалашкины шуточки» Первое время диавол приносил ему хульные помыслы. Диавол приводил ему на ум ту грязь, которую он слышал от сослуживцев в армии. Тогда он не обращал на нее внимания, а теперь диавол нашептывал все эти грязные вещи о Святых во время молитвы и даже в храме. Отец Аверкий исповедовался духовнику, уходил в придел Честного Предтечи и молился. Когда он прикладывался к иконе святого Предтечи, от нее исходило благоухание и отец Аверкий уходил из храма умиротворенным. Потом брань хульных помыслов восставала вновь. Он снова шел в Предтеченский придел, молился и икона вновь благоухала. Конечно, успокоиться диавол не мог. Иногда сквозь сон отец Аверкий слышал грохот и крики. Просыпаясь, он ничего не видел. «Тангалашкины шуточки », — комментировал Старец. На одной Божественной Литургии отец Аверкий тихонько подпевал певчим «Святый Боже…» Вдруг он увидел, как из дверей, ведущих в притвор, вываливается страшный зверь. Голова у диавола была песьей, а из глаз и из пасти выходило пламя. Он качал головой вверх-вниз и издевательски пел: «А… а… а!..» Потом злобно повернулся к отцу Аверкию и, раздраженный тем, что тот пел  «Святый Боже»,  дважды оскорбительно погрозил ему лапой.

http://pravmir.ru/249925/

Тут я увидел, что говорить мне с такими изуверами и жить с ними невозможно. Скрепя сердце, стал я искать случая – поскорее с ними расстаться. Случай вскоре представился: я уехал в город Житомир, в уставщики же к здешним окружникам, находящимся под ведением Сильвестра балтского. У житомирских окружников поповствовал поп Ермил, мой земляк, из гуслицкой деревни Яковлевской; но он, вскоре по моём определении, выбыл из Житомира на родину, куда общество пригласило его в попы; а в Житомир на место Ермила поступил поп Аверкий, обращённый из неокружников в окружники. Аверкий имел уже в то время очень снисходительное понятие о Церкви греко-российской, почитал её не нарушившей коренных догматов веры. Поэтому нередко мы с ним ходили в православный соборный храм слушать архиерейскую службу; но поп Аверкий менее наклонен был к Церкви Православной, нежели я. И потому, когда мы заводили об ней речь, Аверкий говорил мне: хотя Церковь греко-российская не погрешает в догматах веры, однако некоторые плевелы содержит. Я спросил: Какие же плевелы находятся в греко-российской Церкви? Аверкий ответил: Вот какие: священники службу отправляют вопреки устава, с большими пропусками; крестятся неистово, небрежно, не донося руку на чело и живот, на правое и левое рамо; посты нарушают употреблением скоромной пищи; без зазору курят табак и курение не ставят в грех и прочее. Вот, по-моему, плевелы, которые находятся в Церкви греко-российской. Я спросил: Скажи, отец Аверкий, можно ли из-за указанных тобой плевел отделяться от Церкви? Аверкий сказал: На это я утвердительно ответить не могу; но только опять скажу, что небрежная служба и слабость духовенства Церкви греко-российской весьма соблазнительны для старообрядцев и служат для них большим препятствием к соединению с Церковью . Я заметил Аверкию: Святое Писание не велит нам удаляться от Церкви за греховные слабости, или, как ты называешь, «плевелы» некоторых священнослужителей. В толковом Апостоле сказано: «Да аще и узрим в церкви плевелы, обаче сим не вреждается вера и любовь наша, понеже видяще плевелы в церкви не исходим от церкви и не отделяемся» (лист 686). Вот видишь, отче, что Святое Писание свидетельствует, – через греховные плевелы не велит от церкви отделяться; а мы, старообрядцы, вопреки Писанию, отделились от церкви, не указав за нею никаких погрешностей в догматах православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/krestjan...

Сохранилась речь, произнесенная им на хиротонии. Через некоторое время еп. Аверкий становится ректором Житомирской Духовной семинарии. Известно, что еп. Аверкий совершил паломничество в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам. Вероятно, оно состоялось еще до посвящения в епископский сан. Около 1925 года еп. Аверкий становится архиепископом. Служил он в житомирском кафедральном Преображенском соборе и в Богоявленском монастыре (собственно монастыря к тому времени уже не было, оставался открытым только храм). Архиепископ Аверкий неоднократно арестовывался и не один раз был в ссылке. В первый раз его арестовали в 1922 году. В 1925–26 гг. находился в ссылке в г. Ходжейли (Узбекистан). В 1930–31гг. сослан в Архангельск. В 1932–32 гг. — Тотьма Вологодской области. В 1935–38 гг. — Бирск, Башкирия. М. ездила в 1936 г. в г. Бирск и видела архиепископа Аверкия, он жил в маленьком домике, снимал комнату у хозяйки. М. рассказывала, что он убирал двор, чистил траву. Неподалеку от Бирска был ручей, называвшийся «Три брата», — в этом месте архиепископ сфотографировался и благословил фотографией навестившую его М. Неизвестно, что случилось с архиепископом Аверкием после 1938 года. По словам М., уже после войны она получила письмо от сестры архиепископа, Веры Петровны, проживавшей в Яранске. Она писала, что архиепископ Аверкий умер в ссылке в 1945 году от сыпного тифа. Перед нами еще несколько фотографий архиепископа Аверкия. На одной из них дарственная надпись: «Глубокоуважаемой (имя, отчество, фамилия) с молитвенным пожеланием. Пусть легким сделает Господь Ваш жизненный путь и наполнит Вашу душу радостью и спокойствием. Храни Вас Господь! С сердечным уважением к Вам Епископ Аверкий. 1924 г. Житомир». С другой фотографии на нас смотрит архиепископ Аверкий спустя 10 лет. На обороте надпись от 17/30 июня 1934 года (суббота): «Дорогим и глубокоуважаемым сестрицам, от сокровищ своего щедро одаренного Господом духа дарующим и мне недостойному много утешения и радости своей доброй памятью, теплой заботой, неизменным вниманием в счастливые и ненастные дни моей жизни, — на добрую молитвенную память». Чуть ниже на той же фотографии помещены слова Христовы: «И влас главы вашея не погибнет. В терпении вашем стяжите души ваша».

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

Тут я увидел, что говорить мне с такими изуверами и жить с ними невозможно. Скрепя сердце, стал я искать случая – поскорее с ними расстаться. Случай вскоре представился: я уехал в город Житомир, в уставщики же к здешним окружникам, находящимся под видением Сильвестра балтского. У житомирских окружников поповствовал поп Ермил, мой земляк, из гуслицкой деревни Яковлевской; но он, вскоре по моем определении, выбыл из Житомира на родину, куда общество пригласило его в попы; а в Житомир на место Ермила поступил поп Аверкий, обращенный из неокружников в окружники. Аверкий имел уже в то время очень снисходительное понятие о церкви грекороссийской, почитал ее не нарушившей коренных догматов веры. Поэтому нередко мы с ним ходили в православный соборный храм слушать архиерейскую службу; но поп Аверкий мене наклонен был к церкви православной, нежели я. И потому, когда мы заводили об ней речь, Аверкий говорил мне: хотя церковь грекороссийская не погрешает в догматах веры, однако некоторые плевелы содержит. Я спросил: Какие же плевелы находятся в грекороссийской церкви? Аверкий ответил: Вот какие: священники службу отправляют вопреки устава, с большими пропусками; крестятся неистово, небрежно, не донося руку на чело и живот, на правое и левое рамо; посты нарушают употреблением скоромной пищи; без зазора курят табак и курение не ставят в грех, и проч. Вот, по-моему, плевелы, которые находятся в церкви грекороссийской. Я спросил: Скажи, отец Аверкий, можно ли из-за указанных тобой плевел отделяться от церкви? Аверкий сказал: На это я утвердительно ответить не могу; но только опять скажу, что небрежная служба и слабость духовенства церкви грекороссийской весьма соблазнительны для старообрядцев и служат для них большим препятствием к соединению с церковью. Я заметил. Аверкию: Святое Писание не велит нам удаляться от церкви за греховные слабости, или как ты называешь, «плевелы» некоторых священнослужителей. В толковом Апостоле сказано: «Да аще и узрим в церкви плевелы, обаче сим не вреждается вера и любовь наша, понеже, видяще плевелы в церкви, не исходим от церкви и не отделяемся» (лист. 686). Вот видишь, отче, что св. Писание свидетельствует, – через греховные плевелы не велит от церкви отделяться; а мы, старообрядцы, вопреки писанию отделялись от церкви, не указав за ней никаких погрешений в догматах православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

Служение Марка ап. Петру характеризуется в дошедших до нас памятниках древневосточной письменности (в твор. св. Иринея Лионск., Папия Иерапольск. и др.) термином ρμηνευτς, т. е., переводчик, истолкователь, секретарь, в данном случае – передающий по-гречески 6 содержание проповеди (или учения) ап. Петра, произносимый на арамейском языке. Возможно также, что, как предполагают другие ученые, перевод или, скорее, передача содержания проповеди делалась с греческого языка на латинский, для тех из членов церкви, которые не знали греческого языка. Как ρμηνευτης, ап. Петра, св. Марк и явился впоследствии автором нашего второго Евангелия. По свидетельству Папия Иерапольского (около половины II-ro века), опирающегося на авторитет некоего «старца» современника св. Марка, последний сам не слышал Господа и не следовал за Ним. Подобное же свидетельство мы находим в так наз. Диалоге Адамантия (памятн. IV-ro века), далее у Евсевия, у блажен. Иеронима и в др. памятниках. Однако, позднейшее предание представляет евангелиста Марка одним из семидесяти учеников и св. Епифаний Кипрский прибавляет, что ев. Марк был одним из тех учеников, которые отошли от Христа и не следовали больше за Ним (ев. Ин.6:66 ). По преданию евангелист Марк умер смертью мученика в Александрии. Это предание, однако, опирается на свидетельства, восходящие ко времени не ранее IV века. Обратимся теперь к самому Евангелию от Марка. § 3. Евангелие от Марка а) Древние свидетельства об этом Евангелии Древние свидетельства об евангелии от Марка позволяют нам проследить, лишь в общих чертах, историю его, начиная почти с самого времени его появления, именно, с I-ro века по P. X. Сравнительная скудость свидетельств объясняется самой обстановкой того времени: частые и жестокие гонения на христиан; уничтожение их священных книг; дороговизна и непрочность самого материала, на котором писались книги; наконец, малая «книжность» самих древних христиан, отдававших предпочтение живому слову свидетелей Слова, очевидцев земной жизни Христа-Спасителя и их преемников – все это вместе не позволяет нам ожидать многого и заставляет нас еще более ценить то, что уцелело от гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010