– Много зла творишь ты мне, Аверкий, и не даешь мне здесь мирно жить; постараюсь отомстить тебе и заставлю тебя под старость идти в Рим. Возвратившись в дом свой, святой семь дней не вкушал пищи и пития, но пребывал в посте и всенощных молитвах, Аверкий молил Бога, чтобы Он не попустил врагу заставить его идти, куда только захочет бес. В седьмую ночь Господь явился святому в видении и сказал: – Моим промышлением, Аверкий, ты будешь в Риме, чтобы и там познали имя Мое. Итак, не бойся, ибо благодать Моя с тобою будет. Это видение укрепило Аверкия, и он рассказал братии, что слышал от явившегося ему Господа. Вскоре после сего бес, который хвалился заставить Аверкия прийти в Рим, начал хитро приводить в исполнение свое намерение. В то время властитель Римский Марк Аврелий сделал своим соправителем Луция Вера и обручил с ним дочь свою Лукиллу. Но еще не успело состояться брачное торжество, как бес вошел в девицу и стал ее мучить. Опечаленные болезнью девицы, отец ее и жених собрали со всей своей земли опытных врачей, волхвов и жрецов, всячески стараясь излечить Лукиллу. Старания их не только не увенчались успехом, но девице с каждым днем становилось все хуже и хуже. А бес начал кричать в ней: – Никто не может изгнать меня отсюда, кроме Аверкия, епископа Иерапольского. Лишь только услыхал об этом отец девицы, император Марк Аврелий тотчас послал в Евксениану Поплиону, восточному своему проконсулу 6889 , послание следующего содержания: – Нашему владычеству стало известно, что в подвластной тебе области находится некто Аверкий, епископ Иерапольский; муж столь сильный в христианской вере, что может и бесов изгонять и исцелять разные болезни. Так как он нужен нам, то мы посылаем двух сановников наших, Валерия и Вассиана, чтобы они с подобающей честью привели его к нам; тебе же мы повелеваем склонить его прийти к нам, за что немалая награда будет тебе от нас. Получив такое послание от царя, проконсул отправился к Аверкию и стал уговаривать его идти в Рим с царскими посланниками. Аверкий, вспомнив, что бес хвалился заставить его предпринять на старости трудное путешествие в Рим, подумал про себя:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Одна знаменитая римлянка, по имени Маркелла, не имея у себя наследников, раздала все свои богатства бедным семействам и святым обителям. Вскоре готы опустошили Рим. Услышав о том, праведная Маркелла воздела руки свои к небу и радостно воскликнула: «Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты, милосердуя о мне недостойной, заранее привёл наследство моё в безопасность и сохранил от расхищения варварского». Какое величие души в этих словах рабы Христовой! Исполнив евангельскую заповедь: «скрывайте... себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкопывают, ни крадут» ( Мф.6:20 ), она достойно радовалась, что несчастье Рима застало, а не сделало её неимущей. Бестрепетный пастырь стада Христова Святой Аверкий 382 , епископ Иерапольский, ночью сокрушил всех идолов в капище Аполлоновом и затем спокойно возвратился в свой дом, как победитель, совершивший волю Небесного Подвигоположника Иисуса Христа. Поутру узнали, кто был виновник истребления идолов, и снарядили стражу, чтобы взять святого Аверкия. Между тем некоторые из благочестивых соседей известили о том святителя и просили его где-нибудь укрыться. Но бестрепетный пастырь отвечал: «Иисус Христос повелел Своим апостолам проповедовать слово спасения дерзновенно: я ли осмелюсь бояться восстающих на Него? Братия! Мы идём под знаменем Того же Господа; Он наш Помощник и Покровитель: да не отчаиваемся убо, да не страшимся». После этого, окружённый христианами, вышел он на средину города и начал всенародно прославлять Бога, в Трёх Лицах поклоняемого. Городские власти и народ, услышав о дерзновении святого, ещё более рассвирепели и с яростью устремились на него. Но в то самое время, когда хотели его схватить, Аверкий именем Христовым исцелил двух беснующихся – и гонители его изменили свою ярость. «Един есть Бог Истинный, Которого проповедует Аверкий!» – воскликнули они, и припали к стопам его, умоляя, дабы научил их веровать в Иисуса Христа. Только некоторые из начальствующих удалились безмолвно, чтобы не подвергнуться той участи, какую готовили исповеднику Христову. Аверкий продолжил проповедь Евангелия даже до вечера, благословил народ и повелел готовиться к святому крещению.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

По благословению апостола Павла святая Фекла поселилась в окрестностях Селевкии, где прожила долгие годы, проповедуя Евангелие и исцеляя молитвами множество больных. Святая Фекла именуется не только равноапостольной, но и первомученицей, несмотря на то, что скончалась в мире, не претерпев мучений. По всей вероятности, это связано с полной решимостью святой пострадать за верность Христу, Который Сам явился ей и укрепил ее, приняв намерение девы как само действие. Имя святой Феклы упоминается при пострижении женщин в монашество. Подвиг св. равноапостольного Аверкия Иерапольского 204 (память 4 ноября н.ст., †ок.167 г.) также относится к первым векам христианства. В его служении совмещались святительский и апостольский подвиги. Святой Аверкий жил во Фригии в царствование Марка Аврелия (161–180 гг.) и был епископом г. Иераполя, который в то время был населен преимущественно язычниками. Во время одного из языческих празднеств, когда Аверкий молился Богу о спасении своих сограждан, ему предстал Господь, вручил ему жезл и повелел сокрушить идолов. Святой Аверкий исполнил повеление Божие. Язычники пытались схватить святителя, но исцеление святым трех бесноватых юношей так на них подействовало, что они попросили епископа научить их христианской вере, а потом приняли святое Крещение. После этого святой Аверкий отправился по соседним городам и селам, исцеляя больных и благовествуя о Царствии Божием. Он обошел с проповедью Сирию, Киликию, Месопотамию, посетил Рим, обратил ко Христу множество людей. В начале IV века проповедь о Христе Воскресшем услышала Грузия из уст св. равноапостольной Нины 205 (память 27 января, ок. 280–335). Узнав, что Грузия еще не просвещена христианством, святая Нина долго молилась Пресвятой Богородице об обращении Грузии и обретении Хитона Господня. Царица Небесная явилась ей во сне, вручила крест, сплетенный из виноградной лозы, и повелела идти в Иверию для проповеди Евангелия. В 319 г. святая пришла в Грузию, а уже к 324 году благодаря ее трудам христианство в Грузии было окончательно утверждено.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Остальные годы жизни своей святой Аверкий провел в преподобии и правде, разумно управляя своею паствою. О своей кончине он был извещен заранее: в видении ему явился Господь и сказал: – Аверкий, уже приблизилось время почить тебе от трудов твоих. После сего Аверкий собрал всю свою паству и, возвестив, что скоро окончится жизнь его, стал по обычаю поучать всех, умоляя слушателей своих, чтобы они всегда были непоколебимы в вере, не отчаивались в надежде и нелицемерно любили друг друга. Затем, приготовив себе гроб и подав всем в последний раз свое пастырское благословение, он предал Господу святую свою душу. Так окончил свое земное поприще святой равноапостольный Аверкий на 73 году жизни 6898 . Оплакав его, жители Иераполя благоговейно погребли его честное тело и возложили с большим трудом на могилу святого тот камень, который некогда повелением святого принесен был из Рима. И по молитвам святого много подавалось исцелений, как от его гроба, так и от источника теплых вод, изведенного его молитвами, коими и нам Господь да подаст Свою милость во веки. Аминь. Кондак, глас 8: Яко священника превеликаго, и апостолов совсельника, церковь почитает тя вся верных, Аверкие: юже твоими молитвами соблюдай блаженне, непобедиму и необуреваему от всякия ереси, и нескверну, яко приснопамятный. 6888 Ветхий деньми – так называется Первое Лицо Св. Троицы. Наименование это употреблено пророком Даниилом при описании одного из таинственных его видений в Вавилоне: «видел я, наконец, – говорит св. пророк, – что поставлены были престолы и воссел Ветхий деньми». 6891 Парфяне – занимали области Азии, лежавшие между Евфратом и горными странами на Инде. Парфяне были кочевниками и в позднейшее время не утратили этого характера, отличаясь во всех войнах, как превосходные и храбрые всадники, в совершенстве владевшие стрелой и копьем. Война о парфянами была счастливо окончена в 165 г. Луцием Вером. 6893 Маркиониты – еретики II века, признававшие два начала: благого Бога и материю, находящуюся под владычеством диавола, или лукавого существа, вечного и злого.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Однажды бес, сидевший в ней, закричал: «Никто не может меня изгнать отсюда, кроме Аверкия, епископа Иерапольского». Император Марк Аврелий написал послание к своему восточному проконсулу Евксениану Поплиону и просил его привести к нему с честью святого Аверкия для исцеления дочери. Прибыв в Рим, святой освободил Лукиллу от злого мучителя. В благодарность Марк Аврелий исполнил просьбу святого, чтобы каждый год раздавалось бедным по три тысячи мер пшеницы и были бы построены бани при источнике теплых вод для исцеления больных. Когда святой еще находился в Риме и утверждал в вере Церковь Христову, ему в видении явился Христос и сказал: «Подобает тебе, Аверкий, быть в Сирии и там проповедовать Имя Мое, утвердить Мои Церкви и исцелить множество болящих». За распространение славы Христовой и многие труды ради спасения людей святого Аверкия стали называть равноапостольным, ибо только апостолы обошли так много стран и городов, благовествуя Истину. Святой просветил множество людей в Сирии, Киликии и Месопотамии. После этого святитель Аверкий возвратился в свой родной город Иераполь, где был встречен с величайшей радостью согражданами. О своей кончине святой равноапостольный Аверкий был извещен в видении. Подав всем в последний раз свое пастырское благословение, он предал Господу святую душу на 73 году жизни († около 167). Семь Ефесских святых отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Дионисий, Антонин, Ексакустодиан (Константин) и Иоанн Семь Ефесских святых отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Дионисий, Антонин, Ексакустодиан (Константин) и Иоанн . Церковь Христова была гонима во дни нечестивого римского царя Декия (249–251). Многие христиане, боясь безжалостного мучителя, скрывались от гонений. В Ефесе в то время жили семь воинов-отроков. Они бьши сыновьями уважаемых городских начальников. Юноши с детства были друзьями и вместе молились, постились, покоряли свою плоть духу и строго соблюдали целомудрие. Когда царь Декий пришел из Карфагена в Ефес, он решил вместе с язычниками принести жертву идолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Одна знатная женщина, по имени Фриелла, мать Евксениана Поплиона, проконсула восточного, будучи слепой и слыша о том, что Аверкий исцеляет много различных болезней, велела вести себя к святому мужу. Она застала Аверкия учащим народ и, припав к ногам его, просила святого, чтобы он отверз ее потерявшие зрение очи. Заботясь прежде всего о просвещении душевных очей Фриеллы, святой спросил ее, верует ли она во Христа, Который отверз очи слепорожденному? Когда Фриелла дала обет уверовать и проливала обильные слезы на ноги Аверкия, святой, помолясь Богу, прикоснулся к ее очам и сказал: – Свете истинный, Иисусе Христе, прииди и отверзи очи рабы Твоей! Тотчас Фриелле возвратилось зрение, и она восприняла крещение от святого. Крестившись, она вручила святому половину своего имения, чтобы он раздал нищим и, получив наставление от него, возвратилась к себе. Сын ее, проконсул Евксениан Поплион, видя мать прозревшею и узнав, что ей отверз очи своими молитвами святой Аверкий, захотел видеть его и воздать ему благодарность за исцеление своей матери. Святой же научил Евксениана вере и обратил его ко Христу. После сего три других женщины, также пораженные слепотою, приступили к святому и, поклонившись ему, сказали: – И мы веруем в Иисуса Христа, Коего ты проповедуешь; поэтому мы молим тебя, отверзи и нам очи, подобно тому, как отверз ты их Фриелле. Святой же отвечал на это: – Если вы действительно веруете в истинного Бога, как утверждаете, то увидите свет Его. Сказав сие, святой возвел очи свои к небу и стал молиться. Во время молитвы святого с небес снисшел луч неизреченного света, превосходивший сияние солнца, и озарил то место, где стоял на молитве святой Аверкий. Все, бывшие там, не могли перенести сей неизреченный свет, пали на землю и только три слепые женщины стояли неподвижно. Когда луч коснулся очей слепых женщин, они прозрели и блистание небесного света прекратилось. Святой спросил прозревших: – Что увидели вы прежде всего, когда вернулось вам зрение? Тогда первая сказала: – Я видела Ветхого деньми 6888 , Который прикоснулся к очам моим.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мы не знаем, как благодарить Бога, по Своей неизреченной милости сподобившего нас окормляться под Вашим святительским омофором. Да дарует Вам Господь Бог наш Иисус Христос «право правити слово Своея Истины» на благо Святой Церкви на многая, многая лета! Ис полла эти, дэспота! Вашего Высокопреосвященства послушники-семинаристы: 22 октября 1971-го года. Св. равноапостольного Аверкия, Епископа Иерапольского. Выслушанный с сосредоточенным вниманием, адрес тут же был вручен Владыке. И с внешней стороны, украшенный прекрасным изображением иконы Божией Матери Казанская, он производил самое лучшее впечатление. Беседа началась естественно выступлением Именинника – и он нарочито придал ему «личный» характер – но в чем выражалось это «личное»? В том, что с самого детства Владыка был пронизан тем, что мы сейчас лучше всего обозначаем словами «православная русскость». Юным отроком оказался он выброшен из своего Отечества, ставшего добычей сатанистов, и очутился в духовно родственной нам Болгарии, где получил и среднее и высшее образование. И тут, делая живым участником нашего единения Владыку Кирилла, яркими чертами обрисовал Владыка Аверкий присутствующим то, как он, именно в болгарской среде, оказался окружен атмосферой, способствующей раскрытию в нем, во всем ее глубочайшем содержании, его исконной православной русскости, органически близкой в смысле даже языка той болгарской церковной элите, которая становилась родной и русскому пришельцу, отдающему себя Церкви … С затаенным дыханием воспринимали присутствующие это столь живое «личное», что пред нами разворачивал Владыка Аверкий и что укрепляло всех нас в своем «личном» устремлении становиться всецело «православно-русскими» – чем и определилось все дальнейшее течение беседы, необыкновенно живое и содержательное. Надо ли говорить, что украсил нашу беседу своим искренним и проникновенным словом Владыка Кирилл – но и все то, что говорили другие, в частности и сами семинаристы, сводилось исключительно, причем в глубокой «личной» искренности, к одному основному и все определяющему: к «личной» горячей устремленности к действительному овладению и самоотданию «православной русскости».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) архимандрит Лазарь (Абашидзе) Архимандрит Лазарь (25 августа 1939, Тбилиси, Грузия) — священнослужитель Грузинской православной церкви, архимандрит, миссионер, духовный писатель, публицист, антимодернист, антиэкуменист. Отец Лазарь получил светское образование, но ещё… далее» Аристид Философ, святой (2 в.) – Афинский философ, обратившийся в христианство. Аристид — апологет, чьи творения — самые ранние, из дошедших до нас образцов христианской апологетики. Христианская историософия, выражающаяся… далее» протоиерей Валентин Асмус (род. 1950 г.) — богослов, историк, филолог. Сын известного философа В. Ф. Асмуса. Доцент Московской Духовной Академии, преподаватель, зав. кафедрой патрологии, член Ученого совета Православного Свято-Тихоновского… далее» Аверкий Иерапольский, равноапостольный (ум. ок. 167) — епископ Иерапольский (во Фригии), равноапостольный, чудотворец. Проповедовал в Сирии, Месопотамии и М. Азии. Существует множество преданий о чудесах, совершенных Аверкием Иерапольским: исцелениях,… далее» Амфилохий Иконийский, святитель (ок. 339 – 345 гг.) близок к Великим Каппадокийцам, соратник Василия Великого. Участник Первого Вселенского Собора. Богословие Амфилохия Иконийского зиждется на библейской основе, отличается ярким выразительным… далее» Андрей Кесарийский, святитель (5-6 вв.) – архиепископ Кесарии Каппадокийской, автор одного из первых и самого авторитетного толкования Откровения Иоанна Богослова. О жизни Андрея Кесарийского более ничего неизвестно. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author_cat...

[Замечаем мы в них полное] отсутствие самолюбия и неустанную заботу о ближних. Преподобный Иларион Великий, не имея, чем оплатить свой путь до Сицилии, предложил хозяину корабля свое Евангелие, которое в молодости переписал собственной рукой. Когда же исцелил он некоего князя от одержимости нечистым духом, князь хотел подарить ему десять фунтов золота. Святитель не принял дара, но, показав князю ячменный хлеб, заметил: «Те, кто питается таким хлебом, смотрят на золото как на грязь!» А когда люди просили его низвести им молитвой дождь от Бога, или спасти от наводнения, или избавить от [некой] коварной змеи, святой Иларион на это отзывался и своей молитвой помогал им. Так же поступал и святитель Аверкий. Видя множество народа, страждущего от болезней и немощей, опустился он на колени и помолился Богу, – и Господь отверз в том месте источник теплой целебной воды, чтобы все недужные лечились там, прославляя Бога. Когда же уврачевал он царскую дочь от безумия, царь предложил ему немало золота, серебра и прочих даров. Но святой Аверкий сказал царю: «Не нужно богатство тому, кто хлеб и воду считает царским обедом». Однако, не прося ничего для себя, святитель расположил его к тому, чтобы оказал он две услуги его пастве в Иераполе, а именно: чтобы построил купальню при упомянутом источнике целебной воды и чтобы ежегодно посылал вдоволь пшеницы бедным иерапольским гражданам. Царь согласился и исполнил просьбу святителя. Созерцание Да созерцаю чудесное исцеление Энея в Лидде (Деян. гл. 9), а именно: 1) как Эней лежал парализованным восемь лет; 2) как апостол Петр исцелил его именем Господа Иисуса Христа; 3) как Эней встал здоровым. Проповедь о доброте Христовой превыше всякой красоты Красен добротою паче сынов человеческих. Пс.44:3 Священное Писание не придает особой значимости телесной красоте, как и вообще ничему тленному и преходящему. Посему любой читатель Священного Писания обязан быть достаточно внимательным и мудрым, чтобы мог он похвалу телесному благолепию применить к духу и духовным ценностям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   В наше страшное предантихристово время, не только среди «внешних» творятся неслыханные доселе и отвратительнейшие преступления, но и у верных в самой Церкви Христовой появились архипастыри и пастыри «глаголющии развращенная» (Деян.20:30), так что на многих верующих исполняются пророческие слова Иеремии-пророка: «пастыри их совратили их с пути, разогнали их по горам» (Иер.50:6).    Мы не знаем, как благодарить Бога, по Своей неизреченной милости сподобившего нас окормляться под Вашим святительским омофором.    Да дарует Вам Господь Бог наш Иисус Христос «право правити слово Своея Истины» на благо Святой Церкви на многая, многая лета!    Ис полла эти, дэспота!    Вашего Высокопреосвященства послушники-семинаристы: 22 октября 1971-го года. Св. равноапостольного Аверкия, Епископа Иерапольского.    Выслушанный с сосредоточенным вниманием, адрес тут же был вручен Владыке. И с внешней стороны, украшенный прекрасным изображением иконы Божией Матери Казанская, он производил самое лучшее впечатление.    Беседа началась естественно выступлением Именинника — и он нарочито придал ему «личный» характер — но в чем выражалось это «личное»? В том, что с самого детства Владыка был пронизан тем, что мы сейчас лучше всего обозначаем словами «православная русскость». Юным отроком оказался он выброшен из своего Отечества, ставшего добычей сатанистов, и очутился в духовно родственной нам Болгарии, где получил и среднее и высшее образование. И тут, делая живым участником нашего единения Владыку Кирилла, яркими чертами обрисовал Владыка Аверкий присутствующим то, как он, именно в болгарской среде, оказался окружен атмосферой, способствующей раскрытию в нем, во всем ее глубочайшем содержании, его исконной православной русскости, органически близкой в смысле даже языка той болгарской церковной элите, которая становилась родной и русскому пришельцу, отдающему себя Церкви … С затаенным дыханием воспринимали присутствующие это столь живое «личное», что пред нами разворачивал Владыка Аверкий и что укрепляло всех нас в своем «личном» устремлении становиться всецело «православно-русскими» — чем и определилось все дальнейшее течение беседы, необыкновенно живое и содержательное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010