В Строгановском подлиннике большинство святителей изображается с открытой головой. Исключение составляют константинопольские патриархи, Кирилл и Петр Александрийские , Аверкий Иерапольский и еще два три лица. Группа мучеников характеризуется поднятой к груди правой рукой и молодыми летами. Отсутствие креста служит признаком позднейшего происхождения фресок, когда этот символ мученичества успел уже забыться и потерял свое внутреннее значение. Преподобные и аскеты изображены с открытой головой кроме одного, у которого голова накрыта повязкой вроде чепца. Это вероятно нижняя скуфья или теперешняя сукамилавка, на которую потом стали надевать креп с воскрилиями. Изображение рая занимает три картины: на первой представлен вход в рай, или райская дверь, охраняемая херувимом с пламенным оружием; за ней внутренность рая в виде схематически расставленных деревьев с широкой зеленой листвой, между которыми ближе к двери стоит изогнувшись (по недостатку места для прямого изображена) благоразумный разбойник с большим восьмиконечным крестом в левой руке. В таком виде и с подписью Рах помещается благоразумный разбойник на северных алтарных дверях, отчего они и получили название разбойнических. Блаженство праведников в раю представлено под видом душ в лоне авраамовом. Следуя буквальному пониманию слов Спасителя, казуистическая живопись средних веков изображала души в виде маленьких человечков (или просто детей), одетых, как тогда одевали мальчиков, в белых рубашках с голыми ногами и без обуви. Одни из них стоят около Авраама целой группой, подняв руки с молебным жестом, а другие, благодаря наивному реализму рисовальщика, стоят за пазухой у Авраама, полузакрытые его хитоном. Рядом с Авраамом сидят Исаак и Иаков. Последняя картина рая занята изображением Богоматери, между двумя ангелами, как царицы небесной. Отдельно от прочих представлена, в западной дуге, рука Вседержителя, в которой напиханы маленькие человечки, очевидно аллегорические души праведников. Она вырвана из целой картины и отнесена под арку вероятно по недостатку места.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Выше срисован мною ΙΧΥC с камня опала, хранящегося в музее Виттори. Тут, на лицевой стороне, очень хорошо вырезано это греческое слово, а на задней – якорь, как эмблема надежды на Христа-Бога, выражаемая на гробницах словами: Spes in Christo, Spes in Deo, Spes in Deo Christo, т.е. надежда на Христа, надежда на Бога, надежда на Христа Бога. А вот и Христос с рыбкой, одетый в тунику и паллиум, на маленьком стекле 37 . Живописцы в первой половине третьего века христианского символически изображали евхаристию под видами хлеба и рыбы. Весьма замечательны эти изображения. Представляю два из них, написанные на стенах усыпальницы Люцины и папы Каллиста. Рыба, плавающая в воде и держащая на спине корзину с хлебами и с вином в малом, прозрачном сосуде написана тут al fresco в двух местах. Этот невиданный у нас памятник есть отображение обычая первых христиан носить при себе тело Господа в корзинке и кровь Его в стеклянном сосуде для причащения ими, когда надобно, о каковом обычае упомянул блаженный Иероним 38 . Nihil illo ditius, qui corpus Domini in canistro vimineo et sanguinem portat in vitro. Св. Павлин Ноланский называл Иисуса Христа «хлебом истинным и рыбой из живой воды». Panis ipse verus et aquae vivae piscis 39 . Второй рисунок хлеба и рыбы на треножном столе, у которого стоят священнодействующий иерей и молящаяся женщина, как эмблема церкви, участвующей в совершении евхаристии; этот рисунок так же, как и первый, выражает и напоминает любимое древними учителями Церкви понятие о Христе, как о небесном ΙΧΥС-е (ορνιος χθς), питающем собою верующих в Него на Тайной Вечери. Иерапольский во Фригии епископ Аверкий, живший в царствование Марка Аврелия (161–180 гг.) велел вырезать на приготовленном им заживо пригробном столбце надпись, гласящую, что Пренепорочная Дева произвела превеликую и чистейшую рыбу и дала ее друзьям в пищу 40 . Apposuit cibum ex uno fonte piscem, praegrandem, impolutum, quem apprehendit immaculata Virgo et tradidit ex integro comedendum. Блаженный Августин , говоря об евхаристии, выразился так: Solemnitas, in qua ille piscis exhibetur, quem levatum de profundo terra pia comedit 41 , т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

67 Uivas in Deo –Uivas in sanctis –Accepit requiem in Deo: Scimus te in Christi–Tructuosus anima tua cum justis–Requiem ac cepit in Deo Patre nostro et Christo Ejus –Accepta apud Deum Receptus ad Deum 68 Deus te precor ut p radisum luci possit videre–Domine, ne quando adumbretur spiritus Ueneres 69 Cujus spiritus in luce Domini susceptus est –In Christum credens premia lucis abet -Aeterna tibi lux Timoihea in Christi 70 Et in orationis tuis roges pro nobis quia scimus te in Christi Oro scio namque be&tam – Ora pro parentibus tuis –Pete pro nos ut salvi simus –In orationis tuis roges pro nobis –Attiee spiritus tuus in bonu ora pro parentibus tuis 71 Quisquis de fratribus legerit roget Deum ut sancto et inno- centi spiritu ad Deum suscipiatur 72 Считаем излишним приводить надписи на подлинном (латинском) языке. Желающие могут читать их у Фрикена, ч. 2, стр. 12–26. 73 Аверкий, еп. Иерапольский, жил во 2 в. и был сильным противником монтанистов (Евсевий; Н.Е. V, 16). 77 Этими словами изображается особенное попечение, бдительность «Доброго Пастыря» о своих овцах в противоположность наемнику, который «видит приходящего волка, и оставляет овец и бежит». «Пастырь добрый» так охраняет своих овец, что никто не похитит их из руки Его» ( Ин.10:12:28 ). 79 В параллель или, вернее, в противоположность языческому Риму, который был столицею всего мира (orbis inubre), он разумеет здесь духовную столицу другого царства, которое, по выражению Самого Христа, не от мира сего ( Ин.18:36 ). 81 Печать есть духовная печать крещения, принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен ( Ин.3:33 ). И ап. Павел о верующих говорит так. В нем во Христе и вы, услышав слово истины благовествования вашего спасения и уверовав в него, запечатлены обетованным святым Духом в купели крещения ( Еф.1:13 ). А потому и убеждает ап. Павел верующих не оскорблять Св. Духа, которым запечатаны в день искупления (4 гл., 30). Так. обр. в крещении налагается двоякая печать – верующий своею верою свидетельствует, что Бог истинен и в свою очередь сам получает удостоверение в действительности своего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

Аверкий Иерапольский, равноап. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Аверкий Иерапольский, равноап. - житие Эта страничка относится к разделу   Аверкий Иерапольский, равноап. Святой равноапостольный Аверкий, епископ Иерапольский, чудотворец, прославился во II веке во Фригии. Город Иераполь те времена населяли, в основном, язычники. Святитель молился Господу о спасении их душ и обращении к Истинному Свету. Явившийся Ангел повелел святому Аверкию сокрушить идолов в языческом капище. С ревностью исполнил святой повеление Божие. Услышав, что идолопоклонники хотят умертвить его, святитель пришел на место народных собраний и открыто обличил заблуждения язычников. Язычники пытались схватить святителя. В это время в толпе закричали три бесноватых юноши. Народ пришел в замешательство, святитель же молитвой изгнал из них бесов. Видя юношей здоровыми, иерапольцы попросили святителя Аверкия научить их христианской вере, а потом приняли святое Крещение. После этого святитель отправился по соседним городам и селам, исцеляя больных и благовествуя о Царствии Божием. С проповедью он обошел Сирию, Киликию, Месопотамию, посетил Рим и везде обращал ко Христу множество людей. Святитель Аверкий за свои великие труды назван равноапостольным. Много лет он ограждал Церковь от еретиков, утверждал христиан в вере, наставлял заблудших на истинный путь, исцелял больных и рапространял славу Христову. Празднование 22 октября (ст.ст.) 4 ноября 2010 (нов. ст.). Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Аверкий Иерапольский, равноап. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1610

В частности, он раскрывает православный духовный настрой мыслителя Константина Леонтьева , к которому тот пришел в конце жизни. Особенно ценны биографические работы архим. Константина, посвященные многим замечательным современникам: старцу схимонаху Игнатию; талантливому церковному писателю и проповеднику иером. Мефодию, скончавшемуся в молодом возрасте; духовнику Джорданвилля игумену Филимону Валаамцу; обличителю современной неправды игум. Амвросию (Коновалову); историку Н.Д. Тальбергу и нескольким профессорам. Глава тринадцатая. Архиепископ Аверкий (Таушев) §1. Жизнеописание Архиеп. Аверкий (в миру Александр Павлович Таушев) родился 19 октября/1 ноября 1906 г. в г. Казани в семье дворянина Симбирской губернии Павла Сергеевича Таушева и его жены Марии Владимировны. Вскоре после революции, в январе 1920 г.. Таушевы эмигрировали в Болгарию, в г. Варну. Здесь архиеп. Аверкий поступил в русскую гимназию, которую окончил в 1926 г. с золотой медалью. Большое духовное влияние на архиеп. Аверкия оказал его духовник архиеп. Феофан (Быстров) , бывший Полтавский. По его благословению архиеп. Аверкий поступил на Богословский факультет Государственного университета Софии, который окончил в 1930 году. 17 мая 1931 г. архиеп. Аверкий был пострижен в монашество в Свято-Николаевском монастыре села Изы, Хустского округа, на Карпатской Руси, с наречением имени в честь св. равноап. Аверкия, епископа Иерапольского. На следующий день он был рукоположен во иеродиакона, а в следующем году – во иеромонаха. Затем он служил на разных приходах, нес обязанности редактора и издателя «Православного Карпато-русского Вестника», преподавал Закон Божий в гимназии. В 1937 г. архиеп. Аверкий был возведен во игумена, в 1939 г. назначен первым референтом епархиального управления Мукачевско-Пряшевской Епархии. В связи с венгерской оккупацией Карпатской Руси архиеп. Аверкий в 1940 г. переехал в Белград. Там он нес различные послушания под руководством митр. Анастасия (Грибановского) , в частности, преподавал пастырское богословие и гомилетику на миссионерских пастырских курсах.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Между тем бес, изгнанный св. Аверкием из юноши, вошел в дочь римского императора Марка Аврелия, Лукиллу. Император не знал, что делать, и на все был готов, только бы избавить от мучений любимую дочь. И вот бес стал говорить, что его никто не может изгнать, кроме Аверкия, епископа Иерапольского. Тогда император послал двух сановников к правителю восточных областей, чтобы упросил Аверкия прийти в Рим, обещая ему почести и награду. Св. Аверкий ради прославления имени Христова согласился. Он взял в дорогу только кожаный мешок, один из тех, что употребляются на востоке для жидкостей вместо наших бочонков, и влил в него вместе воду, уксус, масло и вино. Когда ему дорогой нужно было взять воды, текла вода, когда нужно было уксусу, тек уксус, а когда нужно – текли масло и вино. Жидкости никогда не смешивались, хотя и были влиты в один и тот же кожаный мешок. Это чудо поразило всех, кто был свидетелем его, и многие уверовали во Христа. Когда св. Аверкий пришел в Рим, бес, бывший в царской дочери, сказал ему со смехом: «Что, Аверкий, не правду ли я сказал, что потребую тебя в Рим?» Св. Аверкий изгнал его из девицы и приказал взять огромный камень, лежавший близ дворца, который невозможно было никакими человеческими усилиями даже подвинуть, и отнести этот камень в город Иераполь. Благодарный Марк Аврелий предлагал св. Аверкию золото и серебро, но он вместо этого испросил у императора, чтобы он приказал ежегодно выдавать бедным жителям Иераполя по три тысячи мер пшеницы и устроить больницы при теплых водах для больных в городе Иераполе. Император с радостью согласился исполнить желание св. Аверкия и отпустил его с честью. Между тем Господь, явившись св. Аверкию, повелел ему идти с проповедью в Сирию и Месопотамию. Исполняя повеление Божие, святитель много селений, городов и стран обошел с благовествованием. Везде он учил народ вере Христовой, творил чудеса и исцелял болезни. И стадо Христово множилось и росло во всех тех странах. За эту апостольскую деятельность св. Аверкий и получил наименование равноапостольного. Он умер, достигнув глубокой старости, 72 лет отроду, в городе Иераполе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впоследствии архиепископ Аверкий рассказывал, как в деревнях на Прикарпатской Руси справляли Пасху бывшие униаты, с какой жадностью они переходили в Православие, как переживали они предпасхальную скорбь и как торжественно и энергично выражали пасхальную безпредельную радость. Воспоминание этой радости вызвало в нем слезы умиления. Вначале православных приходов было восемь, впоследствии численность возросла до двадцати четырех. 30/17 мая 1931 г. епископом Битольским Иосифом (Цвиовичем) Александр был пострижен в монашество в Свято-Николаевском монастыре (наместником тогда был архимандрит Матфей (Вакаров)) при селе («деревне святых») Иза Хустского округа с наречением имени Аверкий в честь святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, а на следующее утро – рукоположен во иеродиаконы. В 1932 г. в праздник Благовещения в Девичьем монастыре на Домбоках близ с. Черленева, Мукачевского округа, епископ Мукачевско-Пряшевский Дамаскин (Грданички) совершил его рукоположение во иеромонахи. В июне того же года отец Аверкий был переведен в Николаевский монастырь в качестве помощника о. архимандрита Матфея и для окормления приходов Нанкова и Боронявы, а в сентябре – определен помощником настоятеля прихода в Ужгороде, а вскоре стал исполнять и обязанности настоятеля. К середине 1920-х годов в Ужгороде уже существовала община беженцев, насчитывающая более 150 русских. В 1931 г. к Рождеству был построен и храм-памятник русским воинам, павшим в Карпатах в Великую войну. Отец Аверкий не только любил свою паству, но и не забывал о тех, кто остался на Родине. В дни, когда в СССР отмечали очередную годовщину Октябрьской революции, он при полном храме служил заупокойную литургию и панихиду по убиенным, замученным и безвременно сошедшим в могилу русским людям. А в селе Ладомирове архимандрит Виталий (Максименко) полностью восстановил к 1933 году и официально зарегистрировал преподобного Иова Почаевского типографию и иноческую обитель, где бывал и отец Аверкий. Здесь все возрастало печатание периодических изданий, календарей, богослужебных книг, которые расходились по всему русскому Зарубежью. В 1934 году, после своей архиерейской хиротонии, епископ Виталий (Максименко) приезжал к иеромонаху Аверкию в Ужгород, где было польское консульство. Отец Аверкий был очень рад оказать ему содействие в получении польской визы для поездки в Почаевскую лавру, так как у него были хорошие отношения с польским консулом, прекрасно говорившим по-русски.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Скачать epub pdf Память святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, Память 22 октября В царствование Марка Аврелия 6885 , сына Антонина, в городе Иераполе 6886 , населенном по преимуществу язычниками, был епископом святой Аверкий. Однажды там справлялся торжественный праздник в честь идолов, и все неверующие, собравшись в свой храм, ликовали и поклонялись своим бездушным богам – идолам, принося им жертвы. Святой Аверкий, при виде такого зрелища, прослезился, скорбя о том, что люди, ослепленные безумием, оставив Бога, поклоняются бесам, и, забыв Создателя, чтут творение рук человеческих. Затворившись у себя дома, епископ молился, говоря: – Боже веков и Господи милости, Ты создал всю вселенную и управляешь ею, Ты послал Единородного Сына Своего на землю, чтобы Он воплотился ради человека, – милостивым оком взгляни ныне с небес на весь мир; не оставь и города сего, где Ты поставил меня пастырем словесных овец Твоих; посмотри на помраченных людей: честь, Тебе подобающую они воздают не Тебе, а скверным бесам, идолам, которых сами же себе сотворили; избави, Господи, этих заблуждающихся людей от погибели, из тьмы приведи их к истинному Твоему свету, сопричти их к избранному Твоему стаду! После сей усердной молитвы святой уснул, так как уже наступила ночь, и вот, в сонном видении ему предстал юноша необычайной красоты; он, давая Аверкию жезл в руки, говорил: – Иди, Аверкий, во имя Мое и этим жезлом сокруши начальников заблуждения! Пробудившись от сна, Аверкий понял, что в видении ему явился Сам Господь и почувствовал он в сердце своем несказанную радость. Исполнившись рвением, он тотчас встал и, взяв попавшийся ему кол, тою же ночью в девятый час 6887 отправился он к храму Аполлона, где накануне происходил праздник языческий и было принесено множество жертв. В этом храме находилось много драгоценных, прекрасно убранных, идолов. Подойдя к храму, Аверкий нашел двери его запертыми; он ударил в них, и они тотчас распахнулись перед ним. Войдя в храм, святой епископ сначала стал поражать главного идола Аполлона, а затем и других. Всех их он сокрушил и разбил на мелкие части. Глухие же и немые идолы, будучи бездушными и не обладая силою, не могли защищаться, когда святой сокрушал их. Только слышался стук от их падения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

К числу таких городов принадлежал и Иераполь. Однажды св. Аверкий был свидетелем языческого празднества в городе и с прискорбием смотрел, как народ поклонялся идолам. Аверкий исполнился ревностью о славе Божией, взял в руки жезл и отправился к языческому храму, где только что окончились жертвоприношения. Войдя в храм, Аверкий начал сокрушать стоявших там идолов. Заметив это, идолопоклонники пришли в сильную ярость и хотели уже зажечь дом Аверкия. Друзья и соседи епископа, при виде, приближающейся толпы, желали спасти его от опасности и советовали ему скрыться где-нибудь на время, пока утихнет волнение, но святитель не испугался толпы, вышел к собравшемуся народу и стал говорить о суетности идолов, стараясь отвратить народ от идолопоклонства и привлечь к истинному Богу. Язычники уже готовы были броситься на святителя и умертвить его, как вдруг произошло событие, давшее другой оборот делу. Внезапно в толпе народа произошло смятение: трое бесноватых юношей подняли страшный крик, разодрали на себе одежду и с пеной у рта упали на землю. «Аверкий, – кричали они, – заклинаем тебя единым истинным Богом, Которого ты проповедуешь, не мучь нас!» Святитель сжалился над бесноватыми и начал молить Бога об исцелении юношей, после чего они почувствовали себя совершенно здоровыми и со слезами начали благодарить святителя. Это чудесное исцеление смягчило ярость народа, который увидел в Аверкие не врага, а целителя и благодетеля. Вместо криков гнева и ненависти в толпе начали раздаваться возгласы: «Един есть Бог истинный, Которого Аверкий проповедует». Многие стали обращаться к Аверкию со словами: «Докажи нам, человек Божий, примет ли нас Бог твой, если мы обратимся к Нему?» Вскоре весь Иераполь обратился в христианство. После этого св. Аверкию пришлось быть в Риме. Император Марк Аврелий выдавал свою дочь замуж, но незадолго до свадьбы она опасно заболела, и никакие средства врачей не могли помочь ей. Тогда император обратился с просьбой к правителю восточных областей, прося его прислать в Рим епископа иерапольского, о котором и в Риме знали, что он исцеляет всякие болезни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Когда святой оставался после сего в Риме еще некоторое время, утверждая в вере церковь Христову, ему в видении явился Христос и сказал: – Подобает тебе, Аверкий, быть в Сирии и там проповедовать имя Мое, утвердить Мои церкви и исцелить множество болящих. После сего видения Аверкий просил царя, чтобы он отпустил его; тот же не соглашался на его просьбу, боясь, как бы бес в отсутствие святого снова не вошел в его дочь. Святой увещал его оставить свой страх, уверяя, что бес не может возвратиться; только тогда, и то с неохотой, отпустил царь святого. Сев на корабль, Аверкий отплыл в Сирийскую область; сперва посетил он Антиохию, затем отправился в Апамею 6892 и в другие окружные города, восстановляя мир в церквах, потрясенных ересью маркионитов 6893 . Переправившись чрез Евфрат, святой посетил церкви в Низибии 6894 и во всей Месопотамии, оттуда он отправился в Киликию 6895 и Писидию 6896 , посетил также Синад 6897 , митрополию Фригийскую. Во всех тех областях и городах он принес Церкви великую пользу, многих неверных обратил в веру Христову, посрамил и заставил удалиться еретиков, верных утвердил в вере, заблудших наставил на путь истины, изгнал из многих людей нечистых духов, исцелил весьма многих, страдавших различными болезнями. Все стали называть его равноапостольным, ибо никто, кроме апостолов, не обошел так много стран и городов. Так святитель распространил славу Христа Бога и много послужил людям на их спасение и просвещение. После сего он возвратился в Иераполь. Жители Иераполя, услышав, что святитель их возвращается к ним и находится уже недалеко от города, все, от мала до велика, с женами и детьми, устремились навстречу ему, и с величайшею радостью, припадая к нему, как дети к отцу, принимали у него благословение, получить которое уже давно желали. Войдя в город, Аверкий отправился в церковь и, воссев на свой престол, преподал всем мир и стал поучать народ. И все радовались возвращению святого мужа, особенно же были утешены убогие и бедные, так как Аверкий принес с собою царский указ, повелевающий выдавать им каждый год по три тысячи мер пшеницы из царских податей. И выдавалась сия пшеница до времени Юлиана Отступника, который отменил указ и отобрал назад грамоту. По заботам святого, царским повелением, выстроены были также и бани при источнике теплых вод.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010