§15. Сборник Дионисия Малого. Лжеисидоровы декреталы Древние собрания правил в западной церкви заключали в себе правила вселенских и поместных соборов восточной церкви в латинском переводе. Особую известность на Западе получил переводный сборник составленный монахом Дионисием Малым († 555), родом скифом. Сборник Дионисия, составленный по просьбе солонского епископа Стефана, содержал в себе: 1) 50 правил Апост., до того времени неизвестных на Западе; 2) правила семи старших соборов – Никейского, Ангарского, Неокесарийского, Гаврского, Антиохийского, Лаодикийского и Константинопольского 2-го вселенского – под одной общей нумерацией 165 пр.; 3) 27 правил Халкидонского соб.; 4) 21 прав. Сардийского соб.; 5) 138 пр. Карфагенского соб. – В виду местных практических потребностей Дионисий М. составил ещё особый сборник папских декреталов (с папы Сириция † 898 г. до папы Анастасия II † 498 г.). Оба эти сборника Дионисия скоро слились в одно целое, но обнаружилось, что этот общий кодекс разнится с греческим. Поэтому Дионисий Малый, по поручению папы Ормизды († 523), сделал новый перевод, от которого до нас дошло только предисловие; из этого предисловия видно, что Дионисий в новом сборнике должен был поместить только общепризнанные как на Востоке, так и на Западе, источники, и приютом на обоих языках – латинском и греческом. Вследствие такой программы в новый сборник не вошли: правила Апостольские, соборов – Сардинского и Карфагенского. Сборник этот до нас не дошёл. За то первые два Дионисиевы сборника церковных правил и декреталов постоянно увеличивались новыми источниками и вошли во всеобщее употребление. В 774 г. эти труды Дионисия М. были посланы папою Адрианом I. в дар франкскому королю Карлу последствии Великому), вследствие чего получил название сборника Dionisio-Hadriaua. В 802 г. на имперском соборе в Ахене этот сборник был принят как официальный канонический кодекс франкской церкви. 2) Подобно тому как на Востоке, на ряду с канонами вселенских и поместных соборов, получили авторитет и значение канонические послания и ответы отцов церкви, на Западе с IV в. получили равный с канонами авторитет окружные послания и ответы римских епископов, первоначально называвшиеся epistolae decretales, а позднее проста decretales или decretalia.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Фридиану сборник канонов 965 . На соборе в Гердфорде в 673 году архиепископ Феодор Кентерберийский прочитывал многие места из особой Книги канонов (Liber canonum), в которой не без основания усматривают сборник Дионисия Малого 966 . Кроме того до нашего времени сохранился большой систематический сборник под названием «Collatio canonum» несомненно ирландского местного происхождения, отличающийся многими местными особенностями 967 . 2. Время появления Ирландского сборника. – Полагают, что Ирландский сборник 968 составлен в конце 7-го или начале 8-го столетия, потому что наиболее поздний из цитируемых в нем авторов есть Феодор Кентерберийский († 690), но из Бэды нет еще никаких заимствований. Существует предположение, что он составлен на ирландском соборе 684 г., но для этого предположения нет серьезных оснований 969 . Предисловие указывает скорее на частное лицо, как на автора или составителя сборника. В одной рукописи в конце сборника сделана приписка, из которой можно заключить, что сборник составлен или редактирован был монахами ирландского монастыря Даириниса (Darinis, Dairinis) Рубеном (Ruben), умершим в 720 г., и Кукуимном (Cucuimne), умершим в 747 году 970 . 3. Состав и разделение сборника.Сборник состоит из множества отдельных мест или свидетельств (testimonia, dicta), извлеченных из различных и очень многих источников и касающихся самых разнообразных сторон жизни церковной и гражданской. Все эти свидетельства по сродству содержания разделены на книги, число которых в различных рукописных кодексах колеблется между 64 и 69-ю книгами. Книги делятся на главы (capitula), в которых одно за другим расположены в большем или меньшем числе самые свидетельства. Число глав тоже различно в различных рукописях 971 . Как книги, так и главы имеют особые надписания. В начале помещено предисловие составителя 972 . Таким образом, по расположению материала Ирландский сборник относится к систематическим 973 . 4. Источники. – Помещенные в сборнике краткие извлечения или свидетельства заимствованы, во-первых, из св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

4. Цель составления и догматическое направление сборника. – Хотя сборник составлен в Галлии, однако в нем нет правил или извлечений из постановлений галльских соборов 922 . Это обстоятельство наводит на мысль, что сборник составлен в дополнение местных галльских сборников, содержавших в себе постановления галльских соборов; составитель, очевидно, имел целью поместить в свой сборник только то, чего не находил в местных сборниках того времени 923 . Кроме этой цели, составитель имел в виду собрать преимущественно догматические определения соборов, направленные против ересей 4-го и 5-го веков, вследствие чего большая часть содержания сборника отличается догматическим характером 924 . § 35. Сборник Испанский или Исидоров 1. Название и время составления. – Испанский (Hispana) сборник так называется по месту своего составления 925 . Он также называется Исидоровым, потому что составление его долгое время несправедливо приписывалось Св. Исидору Севильскому (скончавшемуся в 636 году), на основании сходства, какое существует между предисловием к этому сборнику и одним местом из сочинения Св. Исидора под заглавием «Codex Etymologiarum». О времени его составления можно сказать следующее: одни полагают, что он явился раньше 563 года, потому что на этот сборник, по-видимому, указывает уже Брагский собор 563 г. 926 ; другие утверждают, что сборник явился только после 633 года, потому что четвертый Толедский собор этого года, по-видимому, был уже помещен в первоначальном составе сборника 927 . Защищающие первое мнение утверждают, что еще на третьем Толедском соборе при короле Реккареде I в 589, или вскоре после того, он уже подвергся пересмотру и дополнениям и что именно в эту эпоху возвращения Визиготов от арианства к православию он получил тот вид, в котором он приписывался св. Исидору Севильскому 928 . Во всяком случае мы не знаем содержания сборника в его древнейшем виде. Мы имеем некоторые данные для восстановления его содержания только в том виде, какой он имел после четвертого Толедского собора. 929

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

ГИМ – Государственный Исторический музей (Москва), Отдел рукописей РГБ – Российская государственная библиотека (Москва), Научно-исследовательский отдел рукописей РГАДА – Российский государственный архив древних актов (Москва) РГИА – Российский государственный исторический архив (С.-Петербург) РМЗ – Ростовский музей-заповедник “Ростовский кремль”, Библиотека музея РНБ – Российская Национальная библиотека (Санкт-Петербург), Отдел рукописей ЯМЗ – Ярославский музей-заповедник, Фонд редких книг Библиография Источники Рукописи Вол175 РГБ, ф. 354 (Вологодское собр.), 175, Сборник проповедей, 40, 356 л., скрп., 20–30-е гг. 18 в. Долг130 РГБ, ф. 92 (собр. С. О. Долгова), 130, “Поучение на празднество пресвятыя Богородицы Донския”, 40, 12 л., скрп., нач. XVIII в. (до 1709 г.). Заб619 ГИМ, собр. И. Е. Забелина, 619, Сборник проповедей, 40, 470 л., скрп., нач. 18 в. (до 1709 г.). Канц. Син222 РГИА, ф. 796 (Канцелярия Синода), оп. 33 (дела за 1752 г.), 222, 540 л., писарская скрп.; описание: [Глаголев 1915:583–592]. Канц. Син264 РГИА, ф. 796 (Канцелярия Синода), оп. 63 (дела за 1782 г.), 264, 77 л., писарская скрп. ОИДР242 РГБ, ф. 205 (собр. Общества истории и древностей российских), 242, “Поучение на память верховных апостолов Петра и Павла”, 40, 27 л., скрп., нач. 18 в. (до 1709 г.);описание: [Строев 1845:114]. ОСРК181 РНБ, ОСРК, F.I.181, Рассуждение о пресуществлении Святейшей евхаристии. 20, 27 л.,п/у,18 в. РМЗ828 РМЗ, 828, Сборник, 20, 235 л., п/у и скрп., кон. XVIII в.; описание: [Круминг 1993]. Син146 ГИМ, Синодальное собр., 146, Сборник, 20, 337 л., п/у и скрп., нач. 18 в. (до 1709г.); описание: [Протасьева 1970, 1:35–37, 618]. Син147 ГИМ, Синодальное собр., 147, Сборник, 20, 234 л., п/у и скрп, нач. 18 в. (до 1705 г.); описание: [Протасьева 1970, 1:37–38, 619]. Син811 ГИМ, Синодальное собр., 811, Сборник-конволют, 40, 364 л., п/у и скрп., 1704 г.;описание: [Протасьева 1970, 1:39–40, 621]. Син. тип10018 РГАДА, ф. 1184 (Контора Московской Синодальной типографии), оп. 1 (1722–1799), 10018, писарская копия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

335 ( 460 /t. II.LVIII). Сборник канонический; лл. 1–84: Πναξ σν Θε τς παροσης πραγματεας (изложение 117 глав канонического содержания – неизвестного автора); лл. 85–127: το ατο, λγος β αντιλγων κ μρους τ πρ το πατριαρχεοντος θωωτικν δθεν σγγραμμα. 409 (469). Сборник греческий; лл. 2–370; история о московском 1666–1667 гг. соборе и о суде над патриархом Никоном . Паисия Лигарида, митрополита газского. 437 ( 458 /t/II, XIII, qu.). Сборник, из которого переписаны: лл. 129 об.–132: канон παρακλτικς пресв. Богородицы; лл. 135–137: Μονδα π τ οιδμ κα μακαρτ δεσπτ κυρ νθροvκ. ες μοναχος δ τελσαντι στερον, κα κακ μερονομασθντι и т. д.; лл. 173–182: το Φιλ στχσι πιτφιοι разным лицам, и др. 441 ( 315 /CCCII). Сборник сочинений Арефы архиепископа кесарийского и др., из которого в копиях И. Е. имеются: лл. 16–26 об.; 31–32 об., 42–46, 52–54, 54–57 об., 58–65, 65–81 об., 81 об.–83 об., 83 об.–85, 85 об.–87, 87–91, 91–93, 93–94 об., 94 об.–96 об., 100 об.–102, 102–104, 104–107, 107–109 об., 109–110 об., 110 об.–113, 113–115, 115–122 об., 122 об.–129. Из того же сборника имеются ещё и другие копии: лл. 252–255 (Мануила Χρυσολωρ об исхождении Святого Духа и от Сына); лл. 303 об.–307 об.: Игнатию τ συχαστ; лл. 307 об.–309: Варлаама монаха. Все перечисленные нами рукописные копии из посмертного портфеля И. Е. далеко не исчерпывают всего богатого рукописного его наследства; кроме названных рукописей есть в его портфеле ещё и другие копии с тех же греческих, отчасти и славянских рукописей московской синодальной библиотеки, а также из московского Публичного румянцевского музея и нашей академической библиотеки. Не останавливаясь на перечне всех этих рукописей, укажем, только для примера, некоторые. Так, из московского Публичного румянцевского музея есть копии (из рукописного греческого сборника 328 коллекции Ундольского), содержащие в себе письма и другие сочинения Никифора Феотоки (лл. 1–18 об., 26 об.–79). А из рукописного греческого сборника академической софийской библиотеки 1547 in 4 17века) есть копия, начинающаяся словами: «ς π τ πλεστον κα γυνακες» (138–148 об.) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/pa...

Греческие рукописи московской синодальной библиотеки в копиях И. Е. Троицкого 232 ( 443 /t. II, X in qu.). Сборник полемического содержания: лл. 59 об.– 62: Хартофилакса и протосинкелла Никиты никейского об опресноках: лл. 62–66: четыре главы о квасном хлебе. 239 ( 366 /CCCLIII). Сборник сочинений против латинян: лл. 52–58 об.: Евстратия никейского – ( ντησις κατ τν προλεχθνων τ Μεδιολνων) – что Дух Святой исходит и от Сына; лл. 9–19 об.: Николая епископа мефонского об опресноках; лл. 34 об-40 об.: Евстратия митрополита никейского об опресноках; лл. 95–99 об.: Льва митрополита российского к латинянам об опресноках; лл. 189–189 об.: ( Σγγραμμα ) Андроника Сеида и друнгария ( Βγης ) , составленного по приказанию императора Мануила Комнина: л. 189 об. Об исхождении Святого Духа от одного Отца: лл. 190–201 об. о том же предмете: лл. 221–242 ( Διλεξις ρθοδξου και1 Μακεδονιανο ) о Святом Духе и др. 240 ( 368 /CCCLV). Сборник сочинений против латинян: лл. 51 об. – 57 об: – ( Δευρρα σνταγμα ) – (Николая идрунтского) – ( παρ τς θεας κοινωνας κα ζμων ) ; лл. 58–60 об.: о посте в субботу против латинян; лл. 94 об – 98 об.: Иоанна митрополита клавдиупольского об опресноках; лл. 99–105: Иоанна патриарха антиохийского об опресноках – πρς τν Αδριανουπλεως : лл. 110–115: Никиты пафлогонца – философа и Давида; лл. 115–124: Феодора Куропалата смирнского – об опресноках и об исхождении Святого Духа и от Сына; лл. 204–221 об.: Никиты Сеиды – об исхождении Святого Духа от одного Отца и об опресноках; лл. 221 об.–243: его же слово об опресноках; лл. 267–269 об.: Николая епископа мефонского против латинян об опресноках; лл. 286–292: об опресноках неизвестного; лл. 292–296 об.: – περ το, πως σχυσε καθ’μν λαρνος. Эта статья была напечатана архимандритом (впоследствии епископа) Арсением. Москва, 1892 г. 245 ( 423 /СССХСIV). Сборник полемического содержания против латинян: лл. 230–266 об.; Το μακαρτου Δημητρου το Κυδνη κατ τν συγγραμμτων το Καβασλα. ν ος κενος πελβετο του μακαρτου Θωμ το Αγχνου.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/pa...

9) С. И. Низяев, завед. домом «Детская коммуна» Замоскворецкого района («Правда» 109 от 19 мая 1923 г. и 114 от 25 мая 1923 г), обладает всеми необходимыми достоинствами. «Политработа в доме на первом месте. В разных кружках дети выковывают себе правильное материалистическое мышление...» «Работа г. Низяева настолько полезна, что он получил даже от одной игуменьи письмо, в котором было написано: “В писании сказано, если кто соблазнит одного из малых сих, то тому лучше не родиться...”. Антирелигиозная пропаганда ведётся очень успешно... Выделяется больше всех кружок (детей) «Коммунистический труд»... Параграф 2-й устава («цели кружка») гласит: «содействие освобождению людей от общественных и религиозных предрассудков»... «Ребята в коммунии определённо ставят вопрос о том, чтобы рождественские и пасхальные каникулы были заменены октябрьскими и мартовскими каникулами» 255). 10) Б. Л. Зверинцев, завед. школой рабоч. молодёжи при фабр. быв. Паль и Максвель Володарского района г. Петрограда («Правда» 114 от 25 мая 1923 г.), обладает аналогичными достоинствами. 11) В. В. Горохов, завед. трудов, коммуной подростков «Лесная пчёлка», Богородского уезда Моск. губ. («Правда» 114 от 25 мая 1923 г.). У г. Горохова все «его питомцы становятся сознательными безбожниками» 256). 12) Г. М. Крейдич, завед. техникумом в Рогачёве («Правда» 114 от 25 мая 1923 г.) обладает аналогичными достоинствами. 13) С. И. Струнников, Кокуриновская школа Тельчинской вол. Мценского уезда Орл. губ. («Правда» 116 от 27 мая 1923 года). Под влиянием воспитательных методов г. Струнникова – «вся молодёжь считает смешным носить кресты или иконы и в праздничные дни ходить в церковь ... Единственные праздники школы – революционные... В деревне отменены торжественные крестные ходы и другие религиозные обряды...» 257). Число подобных претендентов на звание «лучшего учителя в Республике Советов», конечно, далеко не незначительно и по причинам, связанным с общим моральным упадком в стране, и в силу материального соблазна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бирин Афанасий, сотский. 127. Благовестов Иван, ученик. 129. Богдановский Дмитрий, ученик. 32. Быков Иван, ученик. 32. Быков Иван, ученик. 105. Быстрицкий Семен, префект, 18, 35, 56, 57, 62, 66–70, 73, 81, 114. Беляевский Василий, ученик. 82. Беляевский Иван, ученик. 32. Варваринский Дмитрий, ученик. 114 Варлаам (Леницкий), епископ Суздальский. 5 Васильев Иван, пономарь. 58. Введенский Алексей , учитель. 89–99 и в конце книги дополнение. Великосельский Афанасий, см. иеромонах Антоний. Величковский Фёдор, ученик. 32, 33. Венедикт, игумен, учитель. 77–78. Взорновский Иван, ученик. 71. Виктор (Онисимов), епископ Владимирский и Суздальский. 85, 90. 101, 102. Виноградов Иван, ученик. 71, 72, Волгин Иван, ученик. 137. Волицкий Гавриил, ученик. 131–32. Володский Алексей, учитель. 91–92, 99, 190, 129. Гарин Иван, ученик. 187. Гедеон, иеродиакон. 29. Гедеон, иеродиакон Суздальского монастыря. 123. Геннадий (Драницын), епископ Суздальский. 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 20 прим. 2, 22, 27, 23, 29, 39, 31, 33, 34, 35, 37, 38, 39, 41, 43, 44, 46, 47, 43, 06, 70, 7 2, 73, 78, 79, 94, 102, ПО, 111, 130, 134, 135, 149. Гервасий (Линцевский), архимандрит, ректор. 23, 26, 63–66, 74, 75, 84, 88, 89, 106. Глазов Ефим, ученик. 126–28. Глоарский Михаил, ученик. 100. Глебов Алексей, учитель. 86–87, 89, 105. Григорьев, поручик. 40, 41. Григорьев Михаил, священник. 137. Гуляев Козьма, ученик. 130. Денис, целовальник. 127. Димитрий, диакон. 53. Димитрий, поп. 136. Димитрий, сын священ, с. Бородина. 94. Димитрий (Грозинский), архимандрит, ректор. 26, 27–29, 31, 44, 40, 06, 78. Диомидов Макар, ученик. 135. Дмитриев Алексей, ученик. 72. Доброгорский Семен (в монашестве Соломон), ректор. 21, 20, 34, 35, 37, 39, 45–63, 64, 60, 67, 68, 69, 73, 74, 82, 83, 114, 119, 121, 133, 136, 137. Ежев Андрей, ученик. 187. Елизавета Петровна, императрица. 3. Елисеев Пётр, ученик, 114. Емельян, целовальник. 127. Ефремов Алексей, купец. 124. Ефрем, архимандрит Спасоевфимиева монастыря. 33, 73. Жарковский Василий, ученик. 136.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бучумов Владимир Яковлевич — купец, потомственный почетный гражданин, московский домовладелец; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 250 Быстров Федор Николаевич (? –1913) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1861); секретарь редакции «Духовный христианин» (с 1861 г.), учитель Александро–Невского Духовного училища (с 1862 г.); священник с 1865 г. (позже настоятель) церкви Святого архистратига Михаила в Инженерном (Михайловском) замке; протоиерей (с 1880 г.), благочинный царскосельских церквей (с 1881 г.); член Санкт–Петербургской Духовной консистории (с 1882 г.); духовный писатель; добровольный сотрудник Японской православной Духовной миссии, в «Саратовских епархиальных ведомостях» (1874. 24. С. 403–405) помещено его и И. И. Демкина письмо к преосвященному Тихону о содействии миссионерству в Японии — 80, 81, 83, 86, 87, 91, 96, 105, 106, 107, 109, 110, 112, 114–116, 119, 121, 122, 123, 128, 129, 132, 134, 138, 141, 146, 147, 150–151, 159, 162, 164, 165, 167, 169, 170, 171, 175, 176, 178, 181, 183, 184, 188, 190, 192, 195, 200, 204, 205, 209, 213, 215, 222, 227, 234, 235, 236, 238, 239, 241, 258, 286, 291, 295, 302, 311, 312, 313, 319 Быстрова Ольга Петровна, жена Ф. Н. Быстрова — 96, 106, 112, 129, 169, 184, 205, 215, 234, 236 Бычков Афанасий Федорович (1818–1889) — историк–археограф, академик — 136,162, 183, 185, 191, 237 Бюцов (Бютцов) Борис Евгеньевич (1879–?) — полковник; советник Департамента личного состава и хозяйственных дел Министерства иностранных дел; сын Е. К. Бюцова — 114, 116, 118 Бюцов (Бютцов) Евгений Карлович (1837–1904) — дипломат; исполняющий обязанности консула в Хакодате (1866–1870) и посол в Токио (с 1872 г.) — 105, 107, 114, 116, 118, 157, 193–194, 196 Бюцова (Бютцова) Елена Васильевна (урожд. Клейменова) — жена Е. К. Бюцова — 106, 118, 196 Вагнер Владимир Александрович (1849–1934) — биолог — 156 Валериан, архидиакон Крестовой митрополичьей церкви Александро–Невской лавры — 115, 123, 239 Ваня, внук покойного московского митрополита Иннокентия — 231

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

В слове Зиновия Зосиме и Савватию (Православный Собеседник . 1859. Кн. 2. С. 354, Кн. 3. С. 113); в слове Димитрию Прилуцкому (Сборник НСБ. 1320. Л. 78); в житии Кирилла Белозерского (Сборник НСБ. 1424. Л. 114 об., 115). В слове Зиновия Зосиме и Савватию (Православный Собеседник. Кн. 2. С. 355 и след., 506); в слове Александру Невскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 166 об); Димитрию Прилуцкому (Сборник НСБ. 1320. Л. 75). В слове Александру Невскому (Сборник НСБ. 1491. Л.167:168); Михаилу Клопскому (Сборник НСБ. 1491. Л.234:235). В слове Александру Невскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 168–180); Михаилу Клопскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 220 и след., Л. 236). Православный Собеседник. 1859. Кн. 2. С.368:471, 472, 473. История Русской Церкви преосвященного Филарета. Ч. III. С. 136. АИ. Т. I. 45. С. 92; 66. С. 118. АИ. Т. I. 27. С. 28. АИ. Т. I. 19. С. 28. Книга Степенная. Ч. I. С. 480. Сборник НСБ XVI в. 1444. Л. 65–73; здесь оно надписывается так: “поучение и послание Изосима святого к Настасии дщери своей”, а на стороне против этого послания сделана приписка: “прочитать черноризцам сие слово на пользу и на спасении души”. Послание издано в: Духовный Вестник. 1862. Июль. АИ. Т. I. 19 и 22. Так же надписал свои послания и митрополит Киприан (Там же. 11. С.19:20). “Послал есьм грамоту к вам с поучением”. — АИ. Т. I. 281. С. 516. Древняя Российская Вивлиофика. Ч. 6. С. 66. ДАИ. Т. I. 221. С. 369. Там же. 43. С. 60. АИ. Т. I. 112. С. 169. Митрополит Даниил в послании к неизвестному епископу говорит, что он писал прежде ему послание, “ныне же повторих на пользу твою и инех”. — Сборник НСБ. 1281. Л. 227. Таково послание протоиерея Сильвестра Казанскому воеводе, где он вместе с наставлением этому князю делает наставления ко всем людям того царства, “обше господам моим молю и челом бию всем священническому чину, и князем, и бояром, и всем христианом, простым людям, богатым и нищим”. В конце своего послания Сильвестр делает приписку: “Благоверный княже Алекандре! Аще угодно ти будет от нашего скудного разума Божественное сие писание”, прочитай сам и “не скрый сего святого писания и прочим государским воеводам советным ти о государеве деле и священническому чину и христоимянитому стаду, да со вниманием прочетшее на пользу душам своим, и начнут вся сия творити и учити, яже есть писано…”. — Сборник НСБ. 1281. Л. 393–399.

http://azbyka.ru/propovedi/russkaya-prop...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010