Евфросиния Муромская, 255. Евфросиния Сузд-ская (Полоцкая), св., 251, 252, 255. Екатерина Сиенская св., 254. Елена равноапост. царица, 14, 64. Елисавета Венгерская, 254. Енифаний Кипрский св., 300. Епифаний Премудрый , 15, 86, 98, 110–113. Ефрем, 54, 55, 56. Ефрем Переяславск. святит., 75. Ефрем Сирин св., 58, 300, 349. Ефросин open., 134. Зосима св., 132–133. Зосима Московский Митр,, 162, 176. Иаков, 64. Иаков Железноборовский, 119. Иаков монах 22. Игнатий св., 57. Игнатий Лойола св., 26, 43, 320, 337, 413. Иероним блаж., 271, 300. Иларион инок, 34. Иннокентий Иркутский святит, 79, 115. Иннокентий Комельский св., 225. Иоанн Большой Колпак юрод., 245, 248 Иоанн Властный юрод, 245. Иоанн Дамаскин св., 14, 219, 300. Иоанн Коломбини блаж., 249. Иоанн Златоуст св., 14, 33, 55, 76, 82, 145, 191, 211, 300, 303, 349. Иоанн Затворник, 48. Иоанн Лествичник св., 38, 191, 227, 300, 303, 350 362. Иоанн Многотерпеливый, 50. Иоанн Тобольский , 79, 115. Иоанн Угличский, 27. Иона Московский митрп. св., 79, 81, 82, 127, 147. Иосиф Волоколамский, 16, 158, 159– 168, 189, 194–222, 228, 229, 234, 261, 227, 281, 290, 411. Исаакий, 48, 49, 99, 242. Исаак Сирин, 191. Исаия Ростовский свят., 78, 115. Исидор Пелусиот св., 300., Исидор Московский митрп., 81. Исидор блаж. юрод., 244. Иулиания Вяземская св., 255. Иулиания Лазаревская св. прав., 254, 257, 258–264. Кассиан игумен, 132, 225. Киприан св., 300. Киприан Московск. митр. 167. Кирилл Александрийск., 217. Кирилл Белозерский, 16, 120–127, 135, 169,  189, 190, 199, 209, 214, 228229, 234, 348. Кирилл Новгородский, 232. Кирилл Туровский , 78. Кирилл Скифопольский , 55. Константин царь. св. равноап., 64. Константин Ярославович Муромский с сыновьями Михаилом и Феодором, 166. Корнилий Комельский преп., 127, 266–232. Ксения блаж. юрод., 247–248, 250, 255. Кукша св., 52, 115. Лаврентий игумен, 231. Лев папа св., 300. Леонтий Ростовский святит., 78, 115. Леонид Оптинский, 365–369. Лука Новгородский, 78.. Макарий Египтск., 37. Макарий Колязинский, 133.       

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наличие большого числа учеников и последователей позволяет считать И. Б. основателем рильской книжной и переводческой школы XVIII в. Списками (иногда отредактированными и дополненными) с автографов и с несохранившихся его сборников считаются 22 рукописи. Ученику И. Б. свящ. Тодору Врачанскому принадлежит 6 кодексов: 1) сборник с 35 Словами свт. Иоанна Златоуста, митр. Дамаскина Студита и прп. Симеона Нового Богослова (1756; НБКМ. 322(535)); 2) сборник с евангельскими поучениями и со Словами свт. Иоанна Златоуста и митр. Дамаскина Студита (1758; НБКМ. 760(127)); 3) сборник со словами свт. Иоанна Златоуста, с житиями святых, притчами прп. Варлаама, Книгой Плач Иеремии и др. (1758-1760, г. Враца; Нац. музей «Рильский монастырь». 4/9(60)); 4) сборник с житиями, с 80 Словами на воскресные дни и Господские праздники, с антиислам. поучениями (1761; НБКМ. 338); 5) «Маргарит» с 84 Словами свт. Иоанна Златоуста и св. отцов Церкви (1762, г. Враца; НБКМ. 1061); 6) список «Дамаскина» И. Б. 1743 г. (1789, г. Враца; НБКМ. 1062). Вероятно, свящ. Тодору принадлежит сборник с молитвами и текстами из т. н. жен. сборника (кон. XVIII в.; НБКМ. 324(520)). Известны 5 автографов Никифора Рильского: 1) сборник с поучениями св. отцов Церкви и патериковыми рассказами (1758, Рильский мон-рь; ЦИАМ. 982); 2) «Дамаскин» с патериковыми рассказами, со Словами митр. Дамаскина Студита и с поучением И. Б. женам и девушкам (1768; НБКМ. 343(541)); 3) сборник-конволют с Учительным Евангелием, со Словом прп. Феодора Студита и с текстами из женского сборника (авг. 1757; ОГНБ. 38(67); см.: Мочульский В. Н. Описание рукописей В. И. Григоровича//ЛетИФО. 1890. Т. 1. С. 51-62. 38(64)); 2 сборника одинакового содержания со Словами, с патериковыми рассказами и поучением И. Б. женам и девушкам (1757, Рильский монастырь; ЦИАМ. 917 и ?; НБКМ. 691; есть 3-й сборник такого же содержания неизвестного писца (?; НБКМ. 329)). Вероятно, Никифору принадлежит и сборник с текстами из т. н. жен. сборника (2-я пол. XVIII в.; НБКМ. 325(518)).

http://pravenc.ru/text/673661.html

«Валаамский монастырь (В Финляндии) издал недавно книгу под двойным заглавием: «Умное делание. О молитве Иисусовой», – сборник поучений Святых Отцов и известных подвижников Православной Церкви о молитве Иисусовой и ее значении для христианина... Сборник, составленный Игуменом Харитоном, будет полезен в наше время духовного оскудения и молитвенного небрежения. Можно, поэтому, рекомендовать его не только современному монашеству и пастырям, но и всем вообще возгревающим в своем сердце молитвенный дар, ревнующим о своем душевном спасении». («Ведомости Братства теологов». Варшава. 3 – 1936 г). «О молитве Иисусовой»... Прекрасно изданный Валаамским монастырем сборник поучений святых отцов и опытных делателей Иисусовой молитвы... Новый сборник обращает на себя внимание исключительным богатством святоотеческих изречений и целым рядом поучений о Иисусовой молитве. Справедливо новый сборник назван кем-то «Малое Добротолюбие». Умное делание – непрестанное повторение Иисусовой молитвы – «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» – это тот тип православной мистики, в которой особенно подчеркивается важность имени Божьего, призываемого на молитве... Подвижники свидетельствуют, что сладчайшее имя Иисуса заключает в себе силу присутствия Божия. Имя Иисуса, пребывающее в сердце человека, сообщает ему силу обожения (θωσις), которое даровано нам Искупителем. («Вера и жизнь», Рига. 6 – 1937 г.). «Умное делание. О молитве Иисусовой. Сборник поучений святых отцов и опытных ее делателей»... Это малое «Русское Добротолюбие» должно явиться настольной книгой не только каждого инока, но и каждого члена Церкви, любящего Бога, ревнующего о своем спасении и сознающего свою ответственность, прежде всего молитвенную, за судьбы Церкви и мира. Невысокая цена (40 амер. центов без пересылки) облегчает ознакомление с этой ценной книгой, вкладом обители Валаамской в русскую аскетическую письменность». («Сергиевские листки». 102 – 1937 г. Проф. Б. И. Сове ). «Сборник». Книга имееть 298 стр., в него входит около 400 изречений св. отцов и подвижников и, кроме того, целые поучения опытных в молитвенном подвиге лиц, как то: Святителя Димитрия Ростовского , архимандрита Паисия Величковского , старца Василия и других... Приведенные в «Сборнике» поучения и изречения почитаемых Церковью св. отцов и подвижников с совершенною полнотою разъясняют и освещают древлеотеческое учение об «умном делании», и о борьбе со страстями. Каждое приведенное в «Сборнике» изречение снабжено указанием сочинения, откуда оно заимствовано. В этом отношении «Сборник» является чрезвычайно ценным справочником к обширной русской аскетической литературе. Но, будучи таковым, «Сборник» в то же время является для всякого, ревнующего о своем душевном спасении, глубоко назидательною книгою, заключающею в себе мудрые руководственные указания и советы людей высокого христианского духа и великого опыта в молитвенном подвиге». («Утренняя Заря». 12 – 1936 г. Сердоболь).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

4. Сборник Ансегиза. – Первый сборник составлен 1012 , как сказано в предисловии к нему, в 827 году, Ансегизом, аббатом монастыря Фонтанелла 1013 (S. Wandrille in dioecesi Rotomagensi) в Галлии. Сборник разделен автором на четыре книги; первые две содержат капитулярии, касающиеся дел церковных (capitula ecclesiastica), две последние – светские капитулярии (capitula ad mundanam legem pertinentia). Каждая книга разделяется на отдельные статьи (capitula) или параграфы 1014 . В конце три отдельных приложения. Источником служили капитулярии Карла Великого – церковные для первой книги, светские для третьей, и Людовика Благочестивого и Лотаря – церковные для второй, светские для четвертой 1015 . Ансегиз поместил в своем сборнике всего 29 документов почти в полном тексте, с весьма немногими пропусками: 17 капитулярий Карла Великого и 12 Людовика Благочестивого 1016 . Сборник этот, как составленный из подлинных и употребительных документов, тотчас же получил официальное значение, ибо уже сам Людовик Благочестивый и Карл Лысый 1017 цитировали этот сборник в своих капитуляриях 1018 . 5. Сборник Бенедикта Левиты. – Другой сборник капитулярий 1019 был составлен в дополнение к сборнику Ансегиза, по поручению Майнцского архиепископа Отгара около 847 г., Бенедиктом Левитою, т. е. дьяконом, как мы узнаем об этом из предисловия и стихов, предшествующих сборнику 1020 . По словам Бенедикта, он собирал материал для своего сборника в различных местах (in diversis locis et diversis schedulis), но главным образом извлек его из Майнцского архиепископского архива, куда он был собран и положен архиепископом Рикульфом (786–813) и где был найден Отгаром, указавшим его Бенедикту. Весь этот материал, неизвестный, по словам Бенедикта, Ансегизу, или намеренно им опущенный, Бенедикт собрал с той целью, чтобы франкские короли, дети Людовика Благочестивого, имели под рукой законы своих предков, Пипина, Карла и Людовика 1021 . Сборник разделяется на три книги и книги делятся на статьи 1022 , так же как и у Ансегиза, но в расположении статей нельзя найти ни хронологического, ни какого-либо другого порядка и плана.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Список дефектный: между листами 22 и 23 отсутствует один лист. Характерно чтение – «вижь смиренаго варвара». 2) РНБ, Софийское собр., 1389 (л. 484–492). Сборник конца 80-х – начала 90-х годов XV в. Филиграни: Голова быка под стержнем с литерой Z – Брике, 15193 (1484–1487 гг.); Агнец под знаменем – Брике, 23, 24 (1481–1495 гг.); Голова быка под стержнем с короной, над которой цветок и трилистник – Брике, 14592 (1488–1498 гг.); Единорог – типа Брике, 10186 (1487 г.). Судя по почерку, писец – новгородской школы. По л. 1–4 запись: «Книга Кириллова монастыря». В списке первоначально читалось «вижь смиренаго варвара», но «смиренаго» переделано в «свирепаго». Текст списка публикуется в настоящем издании. 3) РНБ, Софийское собр., 1486 (л. 193 об. – 203 об.). Сборник начала XVI в. Одним почерком писаны л. 183–194 об., другим почерком – л. 195–203 об. На л. 183–197 знак Руки в рукавчике, на л. 198–203 Герб города Парижа ­­ Лихачев, 2944 (1504 г.). Список является копией с протографа Соф., 1389. Характерно чтение: «вижь свирепаго варвара» (так и во всех последующих списках). 4) ГИМ, Собр. Чудова монастыря, 333 (л. 72 об. – 77 об.). Сборник начала XVI в. Филигрань: Литера В – Лихачев, 1440, 1441 (1513 г.). Почерки писцов Московской митрополичьей кафедры. 5) РНБ, Собр. Общества любителей древней письменности, F.451 (л. 565 об. – 577). Торжественник середины XVI в. Филиграни: Рука под 6-конечной звездой – Лихачев, 1750–1753 (1551 г.); Литеры RP в картуше – Лихачев, 4064 (1554 г.). 6) РНБ, Софийское собр., 1424 (л. 260 об. – 269 об.). Четья минея 50-х годов XVI в. Филигрань: Кораблик – Брике, 11972 (1540– 1553 гг.). По нижнему полю первых листов запись XVII в.: «Книга Елизарова монастыря». 7) РНБ, Софийское собр., 1469 (л. 177–188). Сборник 50–60-х годов XVI в. Филиграни: Сфера под звездой – Брике, 14007 (1559– 1562 гг.); Рука под звездой – Брике, 11365 (1557 г.). По нижнему полю первых листов запись XVII в.: «Книга Нилова скита Сорские пустыни». 8) ГИМ, Синодальное собр., 90 (л. 241–250).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

XIV в.), «Сборник слов и поучений» серб. извода (Там же. 2.2, 3-я четв. XIV в.), «Сборник аскетических сочинений» серб. извода (ГИМ. Барс. 235, кон. XIV - нач. XV в.), «Евангелие-тетр» среднеболг. извода (НАРМ. Ф. Новонямецкого мон-ря. 3.2, кон. XIV - нач. XV в.), «Постнические произведения свт. Василия Великого» серб. извода (каллиграф Давид; Там же. 5.2, 1-я четв. XV в.). Несколько рукописей были переписаны каллиграфом Гавриилом Уриком: «Слова свт. Григория Богослова» (РГБ. Ф. 218. 178, 1424 г.), «Сборник Слов, Житий, апокрифов и патериковых повестей», содержащий 3 Слова, составленные митр. Григорием Цамблаком во время его пребывания в Молдавском княжестве («Слово о посте и слезах», «Слово о милости и о нищих» и «Слово на светлый Цветоносия праздник» (БАН. 13.3.19 (Яцимирский), 1448 г.)), Минея служебная с прологом на нояб. (НАРМ. Ф. Новонямецкого мон-ря. 4.2, 1449 г.); каллиграф Гервасий переписал «Библейские книги 16 пророков с толкованием» (ГИМ. Щук. 507, 1475 г.) и др. Единственная рукопись XVII в.- «Служебник архиерейский» (НАРМ. Ф. Новонямецкого мон-ря. 11.2, 60-70-е гг. XVII в.), содержит сочинение, приписываемое митр. Григорию Цамблаку, «Устав и чин, бываемый на освящении церкви новопоставленной», а также 2 записи: 1-я (современная рукописи) - о легендарном участии митр. Григория в Ферраро-Флорентийском Соборе; 2-я (1747) - о том, что данная книга написана митр. Григорием во время его игуменства в Нямецком мон-ре. Большую ценность представляют и рукописи XVIII в., в первую очередь сборники сочинений прп. Паисия (Величковского), составленные в Нямецком монастыре в конце века его учениками мон. Платоном (Там же. 22.2) и мон. Митрофаном (Там же. 16.2), в дальнейшем неоднократно переписанные, некоторые были изданы в XIX в. Наиболее полный свод сочинений прп. Паисия, а также сборник посвященных ему произведений содержатся в 3 томах «Истории святых монастырей Нямц и Секу», составленной архим. Андроником. В 3-м томе находится «Житие Паисия (Величковского) от рождения до 25 лет» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2577849.html

114. Петр Могила , митр. Православное исповедание. М.: Благовест, 1996. 115. Писания мужей апостольских. СПб: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1895. 116. Письма валаамского старца схиигумена Иоанна. М., 1996. 117. Полные жизнеописания Святых Грузинской Церкви. Перевод М. Сабинина (Сабинашвили). 118. Помазанский Михаил , протопресвитер. Православное догматическое богословие в сжатом изложении. Джорданвилль– Нью-Йорк: Тип. Преп. Иова Почаевского , 1963. 119. Постановления святых апостолов чрез Климента епископа Римского преданные. СПб., 2002. 120. Правила Святых поместных Соборов: с толкованиями//Репринт. Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. 121. Православное осмысление творения мира. XIII Международные Рождественские Образовательные Чтения. Сборник докладов. Вып. 1. М.: ОРОиК РПЦ – МПЦ «ШЕСТОДНЕВЪ», 2005. 122. Православное осмысление творения мира. XIV Международные Рождественские Образовательные Чтения. Сборник докладов. Вып. 2. М.: МПЦ «ШЕСТОДНЕВЪ», 2006. 123. Православное осмысление творения мира. XV Международные Рождественские Образовательные Чтения. Сборник докладов. Вып. 3. М.: МПЦ «ШЕСТОДНЕВЪ», 2007. 124. Православное осмысление творения мира и современная наука. XVI Международные Рождественские Образовательные Чтения. Сборник докладов. Вып. 4. М.: МПЦ «ШЕСТОДНЕВЪ», 2008. 125. Православное осмысление творения мира и современная наука. XVII Международные Рождественские Образовательные Чтения. Сборник докладов. Вып. 5. М.: МПЦ «ШЕСТОДНЕВЪ», 2009. 126. Пригожин И., Стингер И. Порядок из хаоса. – М.: Прогресс, 1986. 127. Псалтирь с изъяснением значения каждого стиха блаженного Феодорита , епископа Киррского. М., 1997. 128. Пуанкаре Анри. О науке. М.: Наука, 1983. 129. Ранние Отцы Церкви. Брюссель, 1988. 130. Свенцицкий Валентин , прот. Диалоги. М.: Изд-во «Православного Свято-Тихоновского Богословского института», 1995. 131. Святитель Стефан Пермский. СПб., 1995. 132. Святые Отцы о Боге и Вере. М.: Воскресная школа, 1991. 133. Серафим (Роуз) , иером. Бытие: Сотворение мира и первые ветхозаветные люди. Христианское православное ведение. Платина, Калифорния – Москва: «Братство преподобного Германа Аляскинского» – «Валаамское Общество Америки», 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

ДАНИИЛ (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в.), игум., возможно, еп. Юрьевский, автор самого раннего сохранившегося древнерус. описания паломничества в Св. землю («Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена») ДАНИИЛ († после 1489), митр. Смирнский (1470/71-1481), Эфесский (1478 - июль 1488), церковный деятель, писатель ДАНИИЛ (Дайкович Томо; 1895 - 1993), митр. Черногорско-Приморский Сербской Православной Церкви (1961-1990) ДАНИИЛ (Чоботя Дан-Илие; род. 1951), архиепископ Бухарестский, митрополит Мунтенский и Добруджийский, патриарх Румынский ДАНИИЛ II (ок. 1274 - 1337), архиеп. Печский (1324-1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей) ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) 99-108 108-109 ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ (Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич; 1784 - 1843), св. прав. Сибирский (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) 109-111 ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ Даниил Борисович (2-я пол. 50-х - 60-е гг. XIV в.- между 1424 и нач. 1428), вел. кн. Нижегородский и Суздальский 111-113 ДАНИИЛ ЗАТОЧНИК (2-я пол. XII в.- 1-я треть XIII в.?), автор и главный персонаж выдающегося произведения древнерус. лит-ры, созданного в XII-XIII вв. в Сев.-Вост. Руси 113-114 114-116 ДАНИИЛ ЛЕВООКИЙ (не позднее 70-х гг. XIV в.- не ранее 20-х гг. XV в.), серб. летописец, книгописец (возможно, нотарий) 116-117 ДАНИИЛ ПУСТЫННИК (2-я пол. XV в.), один из наиболее почитаемых румын. святых (пам. румын. 18 дек.), иеросхим. 117-118 118-125 125-128 128-129 129-133 ДАНИЛИН Николай Михайлович (1878 - 1945), хоровой дирижер (регент), педагог, автор духовно-муз. сочинений 133-134 134-135 ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ) 135-149

http://pravenc.ru/vol/xiv.html

" Будем стараться, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - от непристойной траты воздерживаться и вместо уже истраченного худо делать другое приобретение, вместо слов, произнесенных напрасно, - молитвы, вместо взглядов, сделанных нескромно, - милостыни, посты. Ибо если мы станем безрассудно издерживать и ничего не приобретать, и не собирать себе хороших сокровищ, то, дойдя до крайней бедности, незаметным образом ввергнем себя в вечную муку огненную... Чем ты прогневал Бога, тем самым умилостивляй Его. Ты прогневал Его хищением денег? Ими и умилостивляй Его, возвратив обиженным похищенное и еще прибавив к тому свое. Ты прогневал Его языком и злословием, которым оскорбил многих? Языком опять и умилостивляй Его, воссылая чистые молитвы, благословляя злословящих, восхваляя злоречащих, благодаря наносящих обиды. Оставь зло, полюби добродетель, отстань от порока, обещай больше не делать так, - и этого достаточно будет для твоего оправдания " . 11 " Молю вас, братия моя, - говорит преосвященный Иннокентий, - ради Бога, создавшего нас, ради Иисуса Христа, пролившего Кровь Свою для нас, ради спасения нашего, которого мы все желаем, и ради царствия небесного, которое предназначено нам в вечное жилище, постарайтесь употребить все усилие и усердие ваше, чтобы говение ваше не было напрасно, чтобы получить пользу душевную, постарайтесь правильно исповедаться и достойным образом приобщаться святого Тела и Крови Христовой. И тогда благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святаго Духа будет с вами. Аминь " . 12 Примечания: 1 Сборник бесед свт. Иоанна Златоуста. Т. 2. С. 44, 45, 137, 138, 139. 2 Сборник бесед. Т. 2. С. 21. 3 Постная Триодь. 4 Сборник бесед. Т. 1. С. 228. 5 Иннокентий, митрополит Московский. Великий пост. 6 Сборник бесед. Т. 1. С. 225. 7 Сборник бесед. Т. 1. С. 139, 140. Т. 2. С. 25, 26. 8 Сборник бесед. Т. 1. С. 159, 160. Т. 2. С. 46, 47, 48. 9 Сборник бесед. Т. 1. С. 159, 160. 10 Иннокентий, митрополит Московский. Поучение постникам. 11 Сборник бесед. Т. 1. С. 131, 157.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2144...

428 А. Ю. 412. «А запечатали есмя сию духовную все одною печатью отца ее духовного игумена Андроника». А. Ю. 410; ср. 414. «Запечатали есмя одной печатью попов(ым) Даниловым крестом». Духовная Вас. Астаф. Сотницкого (1551) Сборник актов Троицкой Лавры 530, л. 923. «А писал духовную отец мой духовный игумен Мартемьян, а си запечатал игумен своею печатью – крестом, переманаточным. игумен Мартемьян». Духовная Варвары Елизаровской. Сборник актов Троиц. 539, л. 160 об. – О подписи духовных духовниками, как обычном явлении, см. в Дополнительных указах к Судебнику. А. И. I, 154, XVII, стр. 268. (С. Г. Гр. и Д. I, 105, стр. 253: «А запечатал сю духовную отец мой духовный поп Иван своею печатью».) 430 Сборник актов Троицкой Лавры 532, л. 172; А. Ю. 421. Вероятно у кн. Андрея Бас. Ногтева, в иночестве Александра, при составлении завещания был также прежний духовник, белый священник. Сборник кн. Хилкова, 57, –см. выше стр. 57, прим. 2. 432 «А нынеча приказываю душу свою Спасу и Пречистой и отцу своему душевному попу Григорью». «А приказываю душу свою грешную – отцу своему духовному священно-ерею Василию Павлову». «А приказываю душу свою на Тюмени князю Никите Михайловичу Мезецкому да отцу своему духовному черному попу Ионе». Лихачев, Сборник актов, I, 27, 71, 81. «Приказываю душу свою... да отцу своему духовному Благовещенскому священнику Ивану, что у государя на сенех». Духовная изустная Юрия Афиног. Редрикова (1630). Сборник актов Троиц. Лавры 530, л. 733. В духовной Вас. Ив. Нагого (1640) между душеприказчиками упомянут отец духовный Захарий. Там же, л. 1025 об. В духовной Антонины Хворостининой (1618) – черный священник Филипп, духовник ея. Сборник актов Троиц. Лавры 532, л. 239. В духовной Ив. Вас. Попова (1688)–духовный отец церкви Николая Чудотворца, что на Игрищах священник. Матвей Акинфеев. Сборник Щукина, III, 176. 435 Вопрошание Кирика состоит из трех частей. Надписание памятника: «Се есть вопрашание Кюриково, еже вопраша епископа новгородского Нифонта и иных», как увидим сейчас, относится только к первой части.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010