228 О Дионисие Глушицком замечено в его житии: “сей преподобный бысть в нощней стране от матери градовом Москвы от града Вологды”. — Сборник НСБ. 1424. Л. 52–52 об. 231 Там же. Л. 32–32 об. То же и в похвальном слове Кириллу Белозерскому (Сборник НСБ. 1424. Л. 145). В слове Александру Невскому “подай благочестивому царю нашему на супротивныя победы мир глубок и здравии телеси” (Сборник НСБ. 1491. Л. 183). 236 Костомаров. Великорусские религиозные вольнодумцы//Отечественные Записки. 1862. Октябрь. С. 336. 238 Сборник НСБ. 1491. Л. 176, 199, 200. Митрополит Даниил спрашивал на соборе инока Вассиана Патрикеева “слышали ясмя от многих достоверных, яко вси православные покланяются честному гробу и святым мощем св. Ионы чудотворца, митрополита всея Руси; да ты, Васьян, един токмо не поклоняешися ему”. И Вассиан отвечал: “аз не ведаю, Иона чудотворец ли?”. “Да ты де, Васьян, говорил про чудотворцев: Господи, что ся за чудотворцы? Сказывают, в Колязине Макар чудеса твори, а мужик был сельский!”. И Вассиан отвечал: “аз его знал, простой был человек, а будет ся чудотворец, ино как вам любо”. — ЧОИДР. 1847. 9. С.11. 241 В житии Иоасафа царевича читаем: “Так как путь, ведущий к добродетели, жесток не как есть и остр, и паче иже николиже и еще отнюду неприложшимся к Богу, но страстным мучительством и еще боримом; сего ради и многих требуем, иже к нему понужающих нас, овех убо притчами, овех жития описанием, иже преже сих шествовавших, иже паче неболезненно привлачит к нему и неотчаятися устрояет шествия прискорбнаго; понеже и ходящаго путем неудоб ходимым и жестоким утешая, и убо ничто, и повелевая меньшее сотворити, показая же многи тем уже прошедших, тако и конца добре постигших”. — Рукопись Соловецк. 210. 242 В слове Зиновия Зосиме и Савватию (Православный Собеседник. 1859. Кн. 2. С. 354, Кн. 3. С. 113); в слове Димитрию Прилуцкому (Сборник НСБ. 1320. Л. 78); в житии Кирилла Белозерского (Сборник НСБ. 1424. Л. 114 об., 115). 243 В слове Зиновия Зосиме и Савватию (Православный Собеседник. Кн. 2. С. 355 и след., 506); в слове Александру Невскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 166 об); Димитрию Прилуцкому (Сборник НСБ. 1320. Л. 75).

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

166 Иоанн Кобеленц писал около 1576 года, что во всей Московии нет школ и других способов к изучению наук, кроме того, что учат в обителях. — De legat. ad. Mosc. edit. Starcievsky. 169 ААЭ. Т. 1. 383. Древняя Российская Вивлиофика. Т. 14. С. 207. Ещё раньше этого собора писали об этом предмете митрополит Фотий и Иосиф Волоколамский. — Стоглав. С. 235–243. — Авт. — См. также: Архимандрит Макарий (Веретенников). Из истории русской иерархии второй половины XVI века//Альфа и Омега. 2002. 2(32). С. 140. — Ред. 179 См. об этом, что митрополит Фотий писал во Псков (Макарьевские Четьи-Минеи; Рукопись НСБ. 1323. Л. 367. Стоглав. С. 244; Неволин. О пятинах и погостах Новгородских//Записки Географического общества. Т. XIII. С. 151, 165, 171, 173; Стоглав. С. 57, 44, 166. 182 АИ. Т. 1. 267. В рукописном сборнике НСБ за 1466. Л. 346–347 об. помещено поучение иноку расстригающемуся и оставляющему монастырь. В житие Пафнутия Боровского внесён рассказ о том, как один инок его монастыря пошёл в город за сбором подаяний и впал в грех. — Сборник НСБ. 1424. Л. 5. 187 Так, Фотий по приезде в Вильно освящал походную церковь и говорил поучение в присутствии Витовта. — ДАИ. Т. 1. 182. Послания Фотия и Ионы изданы в Актах исторических. 188 Из последующих епископов западно-русских известны своею пастырскою деятельностью митрополит Сильвестр Белькевич и Гедеон Балабан, епископ Галицкий и Львовский. — Обзор русской духовной литературы преосвященного Филарета. С. 217–229. 194 Книга о вере. Л. 130, 131. О всём этом подробно изложено в статье: Начало унии в Юго-Западной России//Православный Собеседник. 1858. Май. С. 60, 70. 203 Неволин. О пятинах и погостах Новгородских, приложения. С. 70, 72, 75, 76, 78, 79, 83, 84, 86, 89, 91, 93, 94, 95, 97, 98, 103, 107, 108, 111, 112, 114, 115, 118, 119, 143, 144, 148, 149, 150, 153, 156, 157, 158, 159, 160, 167, 168, 179, 251, 252, 255, 274, 275, 276, 277. 204 Карамзин. История государства Российского. Т. V. С. 125, прим. 222; С. 143, 144; Т. VI. С. 9, прим. 10, 11. С. 225; Т. VII. С. 117; Т. VIII. С. 60, 61, прим. 170, 171, 172, 173. С. 123.

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

206 История Церкви митрополита Платона. Ч. 1. С. 319;Православный Собеседник. 1859. Кн. 2. С. 484, 485; АИ. Т. 1. С. 543; ААЭ. Т. 1. 294. 207 Щапов А. П. История русского раскола. С. 366, 367. Православный Собеседник. 1859. Кн. 3. С. 206; 1860. Кн. 2. С. 275, 279; Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 1. С. 259–264; Церковная история митрополита Филарета. Кн. 3. С. 149, 151, 241–244. 208 Неволин. О пятинах и погостах Новгородских, приложения. С. 72, 77, 80, 81, 82, 85, 87, 92, 96, 120, 121, 134, 137, 140, 142, 145, 146, 151, 164, 167, 170, 171, 174, 246, 247, 248, 249, 250, 251, 253, 254, 255, 256, 257, 259, 266, 269, 274, 275, 278, 281, 284, 286, 290, 295, 297, 299 , 306, 307, 314, 330, 334, 335, 336, 337, 338, 339, 342, 343, 345, 346, 351, 354, 370. 211 Из жития Михаила Клопского (Сборник НСБ. 1491. Л. 243 об.) и жития Александра Свирского (Сборник НСБ. 1491. Л. 253). 213 В житии Сергия Радонежского (Сборник НСБ. 1274. Л. 275); в житии Димитрия Прилуцкого (Новг. Четьи-Минеи митрополита Макария. 1320. Л. 75 об.); в похвальном слове Дионисия Глушицкого (Сборник НСБ. 1491. Л. 45) и др. 221 В житии Михаила Клопского (Сборник НСБ. 1491. Л. 248), в житии Димитрия Прилуцкого (Четьи-Минеи митрополита Макария; рукопись НСБ. 1320. Л. 75). 224 Иона сам прекрасно описал житие архиепископа Евфимия, своего друга и предшественника (Сборник НСБ. 1491. Л. 428). 226 Житие Пафнутия Боровского описал ученик его Вассиан, архиепископ Ростовский и Ярославский (Сборник НСБ. 1424. Л. 1). 227 Так составлено было похвальное слово Александру Невскому. В начале его читаем “многим убо летом мимошедшим никтоже исписа опасно, ниже воспомяновение сотвори о блаженных и приснопамятных отцех, просиявших в странах русския земли, ихже прослави Бог в последния времена. Егда же достигшу лет в ня же скипитры русскаго царства держащу, благочестивому царю великому князю Ивану Васильевичу всея Русии, и сему вложи Бог в сердце мысль благу еже прославити непобедимаго воина великаго князя Александра, и мине убогаго понудившу сплести сие похваление”. — Сборник НСБ. 1491. Л. 165–165 об. Тогда же по повелению великого князя и митрополита Макария составлено похвальное слово митрополиту Ионе, новому чудотворцу (Сборник НСБ. 1491. Л. 187), Михаилу Клопскому (Там же. Л. 242–251), Иоанну архиепископу Новгородскому (Там же. Л. 156); в это время Зиновий Отенский пишет слова на память Соловецких чудотворцев (Православный Собеседник. 1859. Кн. 2 и 3); Пахомий Логофет, кроме слова на память святителя Алексия (Макарь­евские Четьи-Минеи; Сборник НСБ. 1320. Л. 278), переделывает похвальное слово Сергию Радонежскому (Сборник НСБ. 1274. Л. 275); так переделано и дополнено новыми вставками слово благоверной княгине Ольге (Сборник НСБ. 1424. Л. 148 и след.).

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

244 В слове Александру Невскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 167, 168); Михаилу Клопскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 234, 235). 245 В слове Александру Невскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 168–180); Михаилу Клопскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 220 и след., Л. 236). 252 Сборник НСБ XVI в. 1444. Л. 65–73; здесь оно надписывается так: “поучение и послание Изосима святого к Настасии дщери своей”, а на стороне против этого послания сделана приписка: “прочитать черноризцам сие слово на пользу и на спасении души”. Послание издано в: Духовный Вестник. 1862. Июль. 253 АИ. Т. I. 19 и 22. Так же надписал свои послания и митрополит Киприан (Там же. 11. С. 19, 20). 259 Митрополит Даниил в послании к неизвестному епископу говорит, что он писал прежде ему послание, “ныне же повторих на пользу твою и инех”. — Сборник НСБ. 1281. Л. 227. 260 Таково послание протоиерея Сильвестра Казанскому воеводе, где он вместе с наставлением этому князю делает наставления ко всем людям того царства, “обше господам моим молю и челом бию всем священническому чину, и князем, и бояром, и всем христианом, простым людям, богатым и нищим”. В конце своего послания Сильвестр делает приписку: “Благоверный княже Алекандре! Аще угодно ти будет от нашего скудного разума Божественное сие писание”, прочитай сам и “не скрый сего святого писания и прочим государским воеводам советным ти о государеве деле и священническому чину и христо­имянитому стаду, да со вниманием прочетшее на пользу душам своим, и начнут вся сия творити и учити, яже есть писано…”. — Сборник НСБ. 1281. Л. 393–399. 262 В предисловии к нему преподобный Иосиф говорит: “Святи Божественни отцы написаша на древния еритики, и в множайших местных изъявиша имена их и ериси их, того ради, яко да ведомо будет и в древние роды, яко сих учение диавольска суть изображения. Собрах же в едино от различных писаний Божественных, яко да ведящии Божественная писания прочетшее да воспомянуть себе, не ведущии же прочетшее да разумеют. И аще кому что потребно будет противу еритическим речем, и благодатию Божиею обрящет готово без труда в коемждо слове”. — Православный Собеседник. 1855. Кн. 3. С. 63.

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

265 Просветитель. С. 19–21. Священник Булгаков. Преподобный Иосиф Волоколамский. СПб., 1865. С. 97. 266 Рукопись Кирилловской библиотеки. 1108; список с него в рук. НСБ. 1241. Хотя в “послании” имя автора его не обозначено, но характер лица, писавшего это послание, некоторые указания на его положение в обществе, сходство в содержании “послания” с “показанием”, доходящее даже до буквального сходства в изложении и раскрытии предмета, — всё это и многое другое заставляют признать писателем “послания” инока Зиновия. Более полный разбор этого послания см. в: Духовный Вестник. 1865. Май. 267 Таково духовное завещание Кирилла Белозерского (АИ. Т. I. 32), Евфросина Псковского (ААЭ. Т. I. 108), Иосифа Волоколамского (ДАИ. Т. I. 269), Александра Свирского (АИ. Т. I. 135). В жизнеописании святых можно найти указание о завещаниях каждого из них пред смертию; так в житии Александра Свирского приводится и завещание его (Сборник НСБ. 1491. Л. 326). Правда, завещания эти приведены здесь не вполне, только раскрыто главное содержание их речи; так, в похвальном слове преподобного Зосимы Соловецкого после его завещания замечено: “многая ко утешению словеса беседуя учеником просвещенный умом старец” (Православный Собеседник. 1859. Кн. 2. С. 499). Но для нас достаточно и приведённых коротких замечаний, чтобы судить о направлении и характере поучений к инокам. 268 В рукописи НСБ. XVI века за 1162 некоторые из этих уставов собраны в одно; здесь заключаются уставы Троицко-Сергиевский, Соловецкий и Белозерский. Устав Иосифа Волоколамского в рукописи XVI века НСБ. 1470 и в рукописи XVII века 1226 той же библиотеки. Устав Нила Сорского в рукописи НСБ. XV века 1519, 1444, 1460; рукописи XVII века 1156, 1157; рукописи XVIII века 1158 и 1159. 269 Духовный Вестник. 1862. Списки поучений, изданных Невоструевым, есть и в библиотеке бывшей Новгородской; например, поучение к новопостриженному иноку в списке НСБ. 1466. Л. 302; здесь же встречаются другие поучения к инокам, хотя несколько изменённые и в мыслях, и в изложении.

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

270 Сочинения Нила Сорскаго, ср. С. 170 и 171 с 70–77; С. 90 и 91 с 172 и 173; С. 200–202 с 92–94; С. 203–206 с 62–70. 272 Некоторые послания митрополита Даниила находятся в сборнике НСБ. 1456 и 1281. Когда старцы Иосифова монастыря просили у митрополита Даниила наставления себе, он указывает им на “многа предания Иосифа Волоколамского о иноческом и общежительном пребывании” и говорит: “я могу только повторить его Божественныя писания” (Сборник НСБ. 1456. Л. 39 об.). 274 Дионисий Глушицкий склонял в Ростове 12-летнего сына одного гражданина, у которого всегда останавливался в доме: “остави родителя и все имение преподобный приведе и в монастырь, иноческаго жития сподобляет и взя к себе во внутреннюю келью иже и бысть после лавры игумен”. — Житие Дионисия Глушицкого//Сборник НСБ. 1491. Л. 15 об., 17; 1424. Л. 61. 276 Идиотизм — здесь в значении своеобразного выражения, непереводимого или с трудом переводимого в связи с отстутствием соответствующей реалии. — Ред. 277 В Императорской публичной библиотеке есть рукопись XV века, содержащая творения Иоанна Лествичника по сербскому переводу, и при ней помещён словарь в конце: “пропись к лествци о речех покръвених”. Появление словарей на Руси восходит к XIII веку; чем дольше они переписывались, тем больше они увеличивались в своём содержании и объёме (Сахаров. Сказания русск. нар. Т. II. С. X, XI, XIX, 7–9, 121, 122, 137). Попытки к очищению русского церковного языка и упрощению его для народа встречаются ещё в ранние времена Руси. Святослав, поручивший дьяку Иоанну составление сборника, велел обновить речь иначе: “повеле мне немудроу ведию пременоу сътворити речи инако, набъдяште тождьство разоумъ его”. Митрополит Кирилл III на соборе 1274 года сказал: “помрачении беаху прежь сего облаком мудрости елиньскаго языка, ныне же облисташа, рекше истолкованы быша, и благодатьею Божьею, ясно сияют, неведения тмоу отгоняще”. Но и с этого времени не было полного света в чтении отеческих творений. В 1371 году сербский перевод сочинений Дионисия Ареопагита оказался на Руси совершенно неудобным для чтения, и не мудрено: сербы переводили с болгарского языка и тут же сознавались: “велма ни е било усилно преставлети я на сръбскы езык” (Там же. С. VII и III).

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

12–16 Типичное для Ветхого Завета отношение к идолам и идолопоклонникам. С одной стороны, идолы не представляют собой какой–то духовной силы или реальности; они не являются невидимыми «богами» и реален в них лишь материал, из которого они изготовлены (12–15; Ис. 40:18–20; 41:5–7 ). Вместе с тем, идолы способны погубить поклоняющихся им (8; Ис. 44:6–20 ). Их уста, в частности, не произносят слов откровения, они не осуществляют нравственного надзора (ср.: Пс. 52:3 ), не отвечают на молитвы (не слышат), не дают умилостивления через жертвоприношения (не обоняют; Быт. 8:21 ), не проявляют заботы (руки… не осязают; ср.: Пс. 94:7 ), не движутся (не ходят) и не размышляют (не издают голоса, чтобы выразить мысль). 19 Боящиеся Господа – позднее эти слова стали термином для обозначения прозелитов. Здесь же имеются в виду две категории людей: и весь народ, и священнослужители. Упование на Бога, глубокое почитание Его, тесное общение с Ним верующих в целом, а также благоговейный трепет перед Ним священнослужителей являются отличительными признаками Божьего народа. 25 Псалмопевец вспоминает бедствия народа, от которых он был избавлен (9). Если бы не Божественное вмешательство и Его победа, смерть восторжествовала бы повсюду. Следовательно (26), есть веские причины воздать славу и благодарение Господу. Было бы глубоким заблуждением рассматривать ст. 25 и параллельные ему тематически ст. 11–13 псалма 87 в качестве ветхозаветного учения о состоянии мертвых. Пс. 87 представляет проблему смерти с позиций гнева Господня, а потому не оставляет надежды, тогда как в ст. 26 провозглашается возможность восхваления Господа вовек, в вечности. Господа восславить могут лишь живые (25), и это вечный стимул для живущих на земле (26). в) Псалмы 114 и 115. Вера и свобода Речь идет о смертельной угрозе ( Пс. 114:3,8 ; Пс. 115:6 ), причиной которой могло быть человеческое предательство (115:2) и недостаток собственной проницательности (114:6). Но в этой ситуации на помощь приходит молитва (114:1–4). Господь слушает (114:1–2), Он милостив (дарует нам незаслуженную нами благодать), праведен (никогда не изменяет Своим обетованиям и обязательствам по отношению к Своему народу), милосерд (сострадает бедственному положению Своего народа; 114:5), любит праведников и дорожит смертью Своих святых (115:6). Так приходит спасение (114:4–6), избавление от смерти (114:8), и Божье провидение проявляется во всей своей полноте (114:7; 115:3). Это побуждает соблюдать обеты любви (114:1), молитвы (114:2), покоя в Господе (114:7) и хождения путями Господними (114:9), побуждает к выражению личной радости по поводу спасения (115:4) и публичному исповеданию своих обетов (115:5,9). Однако ключевая тема, вокруг которой, как вокруг единого стержня, все вращается, – это преодоление болезненного кризиса с помощью веры, духовное и физическое возрождение (114:8115:2).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Cosmas et Damianus. Georgius Nicom., 100, 1503–28. Cyprianus et Justina. Gregorius Naz., 35, 1169–93. Passio, 115, 847–82. Eudocia, , 85, 831–64. Cyriacus, 115, 919–44. Cyrus et Joannes. Sophronius, 87, HI, 3379–422; 3423–548; 3517–612; 3611–7(5. Vita, 87, III, 3677–90; 3689–94; alia, 114,1231–50. Seneca, epigramma, , ,3421–4. In translatione=Cyrillus Alex. Orationes 1–3, 77, 1099–1106. D Daniel Stylita, 116, 969–1038. Demetrius, 116 (supplementum ad Metaphrasten ex AA.SS.), 1167–1426 in quo Passio, 1167–72; 1173–84. Miracula, lib. 1 a Joanne Thessalonicensi 1203–1324; lib. 2–3 ab anonymis, 1325–84 et 1383–1426 521–24=116, 1387–94]. J. Stauracius. De oleo S. Demetrii, fg., in Analectis, 116, 1399–1422. Demetrius Chrysoloras (ibid.), 1422–6. Leo, imperator. Laudatio, 107, 667–8. Eustathius Thessalonicensis. Canon., , 136, 161–8; Laudes, 169–216. Theophanes Cerameus, 132, 849–58. Gr. Palamas, 151, 535–50. Dionysius Areopagita, ex Menæis, , 4,577–88. Methodius (Metrodorus), 4, 669–84. Symeon Metaphrastes, 4, 589–608; 116, 1031–50. Michael Syngelos, 4, 617–68; ex Suida, 607–12. Christophorus patricius, , 3, 115–6. Anonymi, , 115–8. Dorotheus junior. Joannes Euchaitä Vita, 120, 1051–74. Drosis. Chrysostomus, 60, 683–94. E ELEUTHERIUS, 115, 127–42. Ephrem, Syrus. Gregorius Nyssenus, 46, 819–50.; Vita, 115, 1253–68. Epimachus, 115, 1319–26. Epiphanius. Joannes discipulus: Vita, 41, 23–74. Polybius, 73–116. Epipodius. Passio, latine, 6, 1455–62. Eudocimus, latine, 115, 487–8. Eudoxius et socii, 115, 617–34. Eugenia, 116, 609–502. Eugenius et Maria, 115, 347–56. Eulampius et socii, 115, 1053–66. Euphemia, 115, 713–32. Asterius Amasenus, 40, 333–8. Euphrosyne, 114, 305–22. Euplus, 115, 523–30. Eusebia. Joannes Euchaita, 120, 1297–8. Eusebia seu XenE, 114, 981–1000. Eusebius Alexandrinus, Joannes monachus, 86 I 297–310. Eustathius Ant. Chrysostomus, 60, 597–606. Eustathius et socii. Nicetas David, 105, 375–418. Acta antiqua in iisdem imis paginis. Eustratius et socii, 116, 467–506.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Rufus et Respicius, Leo, presbyter. Prologus ad vitam, latine, 120, 173–4. S Sampson, 115, 277–308. Sebastianus et socii, 116, 793–816. Sergius et Bacchus, 115, 1005–32. Severianus, 115, 639–52. Simon Zelotes, Apostolus. Nicetas David, 105, 235–54. Sophia et sociæ, 115, 497–514. Sozon, 115, 633–40. Spyridon, 116, 417–68. Smephanus diaconus, protomartyr. Gregorius Nyssenus. 46, 702–22, 721–36. Asterius Amasenus, 40, 337–52. Chrysostomus, 59, 501–8, 699–702; 1–3, 63, 929–32, 931–34, 933–34. Proclus, 66, 809–18. Basilius Seleuciensis, 85. 461–74. Sophronius Hier., ., 87, III, 3789–96. Stephanus papa, 115, 513–24, latine. Stephanus Junior, Stephanus diaconus: Vita, 100, 1069–1186. Stephanus Rhegiensis, 115, 317–8. Symeon LOGOTHETA. Michael Psellus, 114, 183–208. Symeon Salus. Leontius Neap., 93, 1669–1748. Symeon Stylita, 114, 335–92. Symeon Stylita Junior. Nicephorus Uranus (Co_elum), 86, II, 2987–3216. Symeon Theologus Junior. Nicetas Pectoratus, 152, 260–84; Iambi, , 120, 307–8. Alexius, , 307. Basilius Protoasecretis, , 308–9. Hierotheus, , 307. Symphorianus. Passio, latine, 5, 1463–8. Symphorosa et filii. Passio, latine, 10, 65–68. Syncletica. Athanasius, 28, 1487–1558. T Tarasius CP. Ignatius diaconus, latine, 98, 1385–1424. Terentius et socii, 115, 95–106. Thaddæus Apostolus. Nicetas David, 106, 253–70. Chrysostomus, 60, 745–8. Thecla. 115, 821–46, Basilius Seleuciensis, 85, 477–618. Nicetas David, 105. 301–36. Sophronius Hier., , 87, III, 3795–800. Theodora Alex., 115, 665–90. Theodora Regina, s. XIII, Job monachus, 127, 903–8. Theodora Thessalonicensis. Nicolaus Cabasilas, 150, 753–72. Theodora et Didymus, latine, 115, 83–88. Theodorus Graptus, 116, 653–84. Theodorus Studita: Testamentum, 99, 1813–24. Epigramma, , 99, 1811–2. Michael, monachus: Vita, 99, 233–328; Alia, 99, 113–232. Naucratii encyclica, 99, 1825–50. Anonymus: De schismate Studitarum, 99, 1849–54. Anonymus: Epitome, 99, 105–8. Constantinus, ,99, 435–6. Theodorus Tiro. Gregorius Nyssenus, 46, 735–48.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

140 # Таково послание к Великому князю Филофея, игумена Псковского Елеазарова монастыря (Православный Собеседник. 1863. Март), Кирилла Белозерского (АИ. Т. 1. 12), Иосифа Волоколамского (Сборник Императорской публичной библиотеки. 50. Л. 36–39), послание неизвестного автора к Василию Ивановичу (Сборник XVI в. НСБ. 1444. Л. 443–447). 141 Кроме примеров из жизни митрополитов Филиппа и Иоасафа, можем указать на преподобного Максима Грека: он из своего заточения послал “слово на князей последняго века”, слово “к начальствующим на земли” (Москвитянин. 1842. 11). 142 Таковы: “слово ко всему миру — эпистолия, низшедшая с неба на землю” (Сборник НСБ. 1289. Л. 351), “словеса Максима Грека, аки от лица Пресвятыя Богородицы к лихоимцем скверным” (Толстовской библиотеки. Отд. I. 190. Л. 115–118), “увещание от амвона к восходящим на него” (Там же. Л. 11 и 12); таково же описание состояния русского государства и Русской Церкви под образом жены, сидящей на пути в одежде чёрной, приличной вдовицам, неутешно плакавшей о своей судьбе и окружённой со всех сторон волками, медведями, лисицами, которые готовы были растерзать её (Там же. Л. 214–216); в этом последнем сочинении Максима Грека замечательно одно место, где жена высказывает своё опасение за жизнь лица, выспрашивавшего о её положении и решившегося письменно заявить миру о несправедливости, которую она терпела: “я боюсь, чтобы писание обо мне не воздвигло ненависть на тебя” (Л. 216). 144 См. “Судебник” Ивана Васильевича//АИ. Т. 1. 153, статьи 17, 19, 26, 55, 61, 76, 84, 87, 88, 91, 100, 155 и “Уложение” Алексея Мхайловича. Гл. 28. Ст. 14; Гл. 10. Ст. 30–89, 95–98. 147 Архиепископ Макарий предписывал по всем церквам и улицам в Новгороде старостам и уличанам избрать попов и дьяконов на праздные места, выбранных приводить к архиепископу, и архиепископ, поучив и наказав их, благословлял священнодействовать (ААЭ. Т. 1. 229). Но выбранные ставленники у своих архиереев “поучившись немного просились прочь, не хотели учиться и бежали. Вот и теперь у меня, писал Геннадий Новгородский, побежали четверо ставленников — Максимка, да Куземка, да Афанаська, да Емельянка мясник, этот и с неделю не поучился, побежал”.

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010