135 Жизнь митрополита Филиппа//Душеполезное чтение. 1861. Июнь. С. 146, 149, 151, 155, 163. Ещё до смерти митрополита Филиппа многие митрополиты были низведены с престола и заключены в монастыри. По смерти его гонение Грозного постигло многих иерархов Русской Церкви, игуменов и священников; по словам Курбского, Грозный “убил архиепископа великого Новгорода Пимена в реце его утопити повелел. Потом поставлена другаго архиепископа в того место, мужа, якоже слышахом, нарочита и кротка, но по дву летех и того повелел убити со двема игумены великими, або архимандриты”. Это был Леонид архиепископ, которого Иван Васильевич велел зашить в медвежью шкуру и затравить собаками. “В то же время множество презвитеров и мнихов различне помучено и погублено. Тогда убиен от него Корнилий, игумен Печерского монастыря, муж святой и во преподобии мног и славен. И тогда вкупе убиен с ним другий мних, ученик того Корнилия, Васьян именем, по наречению Муромцов: муж был ученый и искусный. Оба они в один день орудием мучительским некаким раздавлены”. — Сказания князя Курбского. СПб., 1833. Т. I. С. 162–164. 137 Из его послания неизвестному лицу в сборнике Императорской публичной библиотеки. 50. Л. 240 об. 139 Максим Грек в своём послании “Благоверному Великому Князю Ивану Васильевичу”, “смея не смея челом бьет”. — Москвитянин. 1842. 11. Неизвестный автор послания к Великому Князю Василию Ивановичу молит его: “да не зазрит твоя честность грубому моему сему писанию, подобно Валаамову осляти, еже бессловесное словеснаго учаше, и скотина пророка наказаваше”. — Сборник НСБ. 1444. Л. 444. Феодосий, архиепископ Новгородский, в послании к Великому Князю говорит: “пишу тебе богоутвержденный владыко, не яко уча и наказуя твое остроумие и благородную премудрость, не бо лепо нам забыти своея меры и на таковыя дерзати, но яко ученик учителю, яко раб государю, молю ныне беспрестани. Царское твое остроумие большу имать всех силу изрядне управити благое твое царствие, и страшен будеши сана ради власти царские”. — ДАИ. Т. 1. 41. С. 56. Иосиф Волоцкий в послании к вельможе о миловании рабов говорит: “те прилично мне, господине, писать тебе об этом и восхищать учительский сан на себя; я грешен, не имею ни разума, ни смысла. Прости меня, господине, за это, как безстуднаго и дерзкаго”. — ДАИ. Т. 1. 213. С. 361. Даже протоиерей Сильвестр, заправлявший важными делами в государстве, в послании к Казанскому воеводе называет себя “последния нищеты грешным, неключимым непотребным рабом попом Сильвестришком” и убедительно просит этого вельможу “аще благоугодно будет” прочитать это послание. — Рукопись НСБ. 1281. Л. 282 и 399.

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

150 “Бога ради, да не потакаем безумным, паче же лукавым, мнящимся быти учительми, паче же прелестникам. Яко сам аз от них слышах, еще будучи в оной русской земли под державою Московскаго царя; глаголют бо они прельщающи юнош тщаливых науце хотящих навыкати писания, понеже в оной земли ещё многие обретаются пекущеся о своём спасении, и с прещением заповедывают им глаголюще: не читайте книг многих, и указуют на тех, кто ума изступил, и онсица во книги замолился, а онсица в ересь впал. От чего беси бегают и исчезают, и чим еретицы обличаются, а некоторые исправляются, сие они оружие отъемлют, и сие впачество смертоносным ядом нарицают”. — Описание рукописей Румянцевского музеума. С. 557. 151 Свидетельство преподобного Максима Грека, см.: Москвитянин. 1842. 11. С. 74. Максим Грек против этого шарлатанства издал 16 стихов “на искушение хвалящегося всякаго”. 152 Один из таких рассказов занесён в житиё преподобного Александра Свирского (Рукопись НСБ. 1491. Л. 257 и об.); другой, почти буквально подобный первому, в житиё преподобного Сергия Радонежского (Рукопись НСБ. 1274. Л. 376 об.) 153 “Мы-де учимся у своих отцев или мастеров, а инде-де нам учится негде: сколько отцы наши и мастеры умеют, потом и нас учат”, — так отвечали ставленники попы о своём ученьи. — Стоглав. Изд. Кожавчикова. Гл. 25, 26. 154 В приведённых рассказах из жизни Сергия Радонежского и Александра Свирского упоминается о многих их сверстниках; а в житии Ионы, Новгородского архиепископа, о детстве его говорится, что он “от учителя исхождаше с множеством ученическим”. — Духовный Вестник. 1862. Кн. 1. С. 33. 155 Стоглавый Собор засвидетельствовал, что в прежние времена в Москве, Новгороде и других городах бывало много училищ, где учились грамоте, читать, писать и петь. Указаний на существование школ в течение двух столетий много можно собрать в житиях святых, живших в XV и XVI веках. При открытии новой епархии открывались и училища; так Гурий завёл училища в Казани (Прибавления к Творениям святых Отцов. Т. 3. С. 290, 291), Макарий в Каргополе (Православный Собеседник. 1863. Февраль. С. 202–203).

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010. С. 330. 328 Цит. по: Казаков О.А. Православная этика. Нравственное поведение христианина. Краткая практическая энциклопедия. СПб.: Сатис, 2005. С. 187. 332 См.: Новосёлов М.А. Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантизме. М., 2004. С. 10. 333 Светлаков А., свящ. Образ Иисуса Христа и Его благотворное влияние на нравственную жизнь человечества. Н. Новгород, 1880. С. 26. 344 Филарет (Вахромеев), митр. Всеобщее призвание церковной 357 Спасо-Преображенский мужской 358 Ключаревская летопись: История о начале и возобновлении Астрахани, случившихся в ней происшествиях, об архиереях в оной бывших, а также о воеводах, градоначальниках и губернаторах. Астрахань, 1887. С. 7. 359 Памятники дипломатических и торговых сношений Московской Руси с Персией. СПб., 1892. С. 220, 229. 361 Саратовский край, исторические очерки, воспоминания, материалы. Саратов, 1893. Вып. 1. С. 27, 28. 365 Труды Саратовской учёной архивной комиссии (СУАК). Т. III. Вып. 1. Саратов, 1889. С. 243–244. 370 См.: Саввинский И., свящ. Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет её существования//http://www.astrakhan- ortodox.astranet.ru/history/letopis01.htm 377 Бреусов А. Монастыри Саратовской 380 Лепехин И.И. Дневные записки путешествия доктора из Академии наук адъютанта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 году. Ч. I. СПб., 1771. 386 Леопольдов А.Ф. Летопись Саратовской губернии, со времени присоединения сего края к России до 1821 года. Саратов, б. г. С. 46; соколов В.П. Указ. соч. С. 15. 388 См.: Известия Саратовского Совета. 1918. 7 августа//ГАСО. НСБ. 315; Саратовские епархиальные ведомости. 1918. 23–24//ГАСО. НСБ. 01275. С. 386. 414 Сочинения Преосвященнейшаго Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского, собранные после его смерти: В 2 ч. СПб., 1821. Ч. 1. С. XXI. 420 См.: Новиков А.П., Барзилов С.И. Святители земли Русской: Биогр. очерки саратовских архиереев (1799–1832). Саратов, 2000. С. 174.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

156 История Русской Церкви преосвященного Филарета. С. 134 примеч. “Одни священники наставляют юношество чтению и письму, чем, впрочем, не многие занимаются”. — Маржерет. В той школе, где учился в детстве архиепископ Иона, учителем был диакон. Стоглавым собором предписывалось всем священникам, дьяконам и дьячкам устроить у себя училища, где бы они могли учить своих детей и приготовлять их к духовному званию. — Стоглав. С. 93, 94, 256. 158 Из послания старца Филофея Псковского монастыря к князю дьяку Мисюрю Мунехину. — Православный Собеседник. 1861. Май. С. 84. 159 В “Исторические очерки народной словесности” занесены Буслаевым указания на то, что сельские священники в случае каких-нибудь важных обстоятельств ходили с проповедью по своему приходу (Т. 1. С. 279). В сборнике НСБ 1454 в сказании о явлении Тихвинской иконы Божией Матери замечено, что когда на месте явления иконы поставили церковь, “послаша священницы в веси и села проповедати милость Божию и чудеса Пречистыя Его Матери” (Л. 262). 162 В житии святителя Димитрия Прилуцкого читаем о нём: “Простоту сердца всегда святый и неухищренно имея. Иногда нецыи от братии помянуша ему, яко мало есть книг; он же отвеча по обычаю своему: довольно есть, братие, утешительныя душам обычныя книги”. — Макарьевские Четьи-Минеи. Февраль; Рукопись НСБ. 1320. Л. 77. 163 Так отозвался о себе и о своих трудах преподобный Нил Сорский. См.: Сочинения Нила Сорского/Изд. Елагина. СПб., 1864. С. 21. 164 Духовный Вестник. 1862. Июль. С. 160: “Поучения об иноческой жизни” изд. Невоструева; судя по контексту речи и содержанию поучения, можем сказать, что правило это имело в виду удалить монахов от соблазна, который вносили в их жизнь молодые люди “голоусые”, которые ходили к ним в кельи, и притом правило это шло против келейного книжного учения. 165 Сочинения Нила Сорского. С. 10, 20. В “Поучении новопостриженным инокам”, составленном, как видно по содержанию и характеру его, под влиянием идей Нила Сорского, иноку предписывалось постоянно “тружатися в молитве и в чтении книжнем, аще ли грамоте не умеет — в рукоделии”; здесь упоминается даже и о заучивании наизусть. — Духовный Вестник. 1862. Июль и август. С. 171, 174.

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

Barlaam. Basilius Cæs., 31, 483–90. Chrysostomus, 60, 675–82. Barlaam et Joasaph. Joan. Damascenus, 96, 859–1240. Barnabas Apostolus. Alexander monachus, 87, III latine, 4087–106. Bartholomæus APostolus. Theodoras Studita, 99, 791–802. Nicetas David, 105, 195–214 [et reversio reliquiarum, 105, 213–8 ex Meæis]. Josephus hymnographus, laudatio, 105, 1421–6, latine. Bartholomæus Junior. Cryptæ Ferratæ. Lucas: Vita, 127, 475–98. Anonymus: Laudatio, 127, 499–512. Basilius Cæsariensis. Gregorius Nazianzenus, 36, 493–606; Epitaphia, , 38, 71–6. Gregorius Nyssenus, 46, 787–818. Amphilochius: Vita, latine, 29, CCXCIV-CCCXVI. Anonymus: Canon, , CCCXCIII-VI. Michael Psellus: iambi, , 122, 909–10; Character, 901–8. Andreas Cretensis: Oratio in circumsionem et in S. Basillum, 97, 913–32. Theodoras Prodromus, , 133–1226. Joannes monachus: Сапоп, , 96, 1371–78. Vide Hierarchæ. Basilius Junior. Gregorius ; Vita, fg., 109, 653–64. Bassus. Chrysostomus, 60, 719–26. BernicE, ProsDoce, Domnina. Chrysostomus, 50, 629–40; 641–4. Blasius, 116, 817–30. Joannes, monachus. Canon, , 96, 1401–8. Bonifatius, 115, 241–58. C Cæsarius, frater Gregorii Nazianzeni. Gregorius Naz.: Oratio funebris, 35, 755–788; Epitaphia, , 38, 13–22. CALLINICUS, 115, 477–88. Calliopius, latine, 116, 91–4. Callistratus et socii, 115, 881–900. Callistus. Passio, 10, 113–20. Carpus, Papylus et Agathonice, 115, 105–26. Cecilia et socii, latine, 115, 163–80. ChaRItine, 115, 997–1006. Chariton, 115, 899–918. Cirycus et Julitta. Theodorus: Epistola, 120, 165–72. Clemens I. Præter Clementina (1–2): Passio ex Metaphraste, 2, 617–32; alia, 116, 179–84 Ephræm Chers. Miraculum, 2, 633–46, 116, 183–90. Clemens Ancyranus et socii, 114, 815–94. Proclus, latine, 65, 845–50. Leo, imperator; Iambi, , 107, 665–8. ClEmens Bulgarorum Vita. Theophylactus 126, 1193–1240. CodRatus. Nicephorus Gregoras: Vita, 149, 503–20. Constantinus, IMPERATOR. Eusebius. De vita, 1–5, 20, 905–1316. De laudibus, 1315–1440. Cornelius, centurio, 114, 1293–1312.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Не думай, что ты по причине воздержания пасть не можешь; ибо некто, и ничего не вкушавший, был свержен с неба (прп. Иоанн Лествичник , 57, 114). Источник. Некоторые из имеющих дар рассуждения хорошо определили отвержение самого себя, сказав, что оно есть вражда на тело и брань против чрева (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия, и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Некоторые ублажают скопцов по естеству, как избавленных от мучительства плоти; а я ублажаю повседневных скопцов, которые разумом, как ножом, обучились оскоплять себя (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. ...Видал я невольно падших; и видал произвольно желающих падать, но не могущих; и я счел сих последних окаяннейшими падающих на всякий день, потому что, не имея возможности согрешить, желают злосмрадия греховного (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. ...Окаянен падающий; но тот окаянное, кто и сам падает, и другого увлекает к падению, потому что он понесет тяжесть двух падений... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами, ибо он имеет многие убедительные оправдания, как воюющий против нас с помощию нашего естества (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. Кто хочет бороться со своею плотию и победить ее своими силами, тот тщетно подвизается; ибо если Господь не разорит дома плотской похоти и не созиждет дома душевного, то всуе бдит и постится думающий разорить (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. Представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. В сладострастных людях бывает (как некто из них, испытавший это, признавался мне по истрезвлении своем) чувство чрезвычайного некоего влечения и любви к телам, и столь бесстыдный и бесчеловечный дух, в самом чувстве сердца явственно гнездящийся, что боримый сим духом во время брани ощущает телесное разжжение подобное огню от распаленной печи; он не боится Бога, вменяет ни во что воспоминание о муке, молитвы гнушается, почти как бы совершает грех на самом деле и смотрит на мертвые тала, как на бездушные намни.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

6. «Палестинские штаты»: Указ императрицы Анны Иоанновны от 24 мая 1735 года//Православный Палестинский сборник. Вып. 113. М., 2017. С. 47–53. 7. Памятники Романовского Иерусалима. К 160-летию со дня рождения основателя и первого председателя ИППО великого князя Сергия Александровича//Православный Палестинский сборник. Вып. 113. М., 2017. С. 55–144. 8. Письма секретаря ИППО В. Н. Хитрово к профессору Санкт-Петербургского университета И. В. Помяловскому (1881–1899)/Подгот. текста Р. Б. Бутова, Н. Н. Лисовой, И. Ю. Смирнова; предисл. и коммент. Н. Н. Лисовой//Православный Палестинский сборник. Вып. 113. М., 2017. С. 147–201. 9. Неизвестные документы экспедиции ИППО под руководством Н. П. Кондакова (1891)/Подгот. текста и предисл. Н. Н. Лисовой//Православный Палестинский сборник. Вып. 113. М., 2017. С. 202–219. 10. Время О. Г. Пересыпкина. Документы РПО при АН СССР (1989–1992) и ИППО (1992–2000) (Продолжение)/Сост. и коммент. Н. Н. Лисовой//Православный Палестинский сборник. Вып. 113. М., 2017. С. 223–243. 11. Россия граничит только с небом (В 1917 году большевики отменили религию и взамен дали высокую идею)//Учительская газета. 2 мая 2017 г. 12. Архимандрит Антонин (Капустин): наследство и наследие//Православный Палестинский сборник. Вып. 114. М., 2017. С. 15–23. 13. Империя и Церковь в истории России: духовные основы политики, национальной безопасности и русского присутствия в мире (Х VIII – начало ХХ вв.)//Историческая память и российская идентичность/Под ред. В. А.   Тишкова и Е. А.   Пивневой. М., 2018. С. 70–97 (в соавторстве с Л. В. Мельниковой, А. В. Назаренко, И. Ю. Смирновой). 14. Сергий Александрович (орфоэпический этюд)//Православный Палестинский сборник. Вып. 115. М., 2018. С. 31–46. 15. Под знаком Тавифы: к 125-летию освящения Русского храма в Яффе//Православный Палестинский сборник. Вып. 115. М., 2018. С. 125–155. 16. С Шулхан-Арухом к Святому Гробу (Рецензия на книгу: Король М. Храм Гроба Господня. М., 2013)//Православный Палестинский сборник. Вып. 115. М., 2018. С. 399–403.

http://sedmitza.ru/lib/text/8968878/

Затем развилось вторичное значение – перебирать (пальцами струны), бряцать, ударять по струнам», а уж затем – и «петь (в сопровождении струнного инструмента)». Отсюда и «псалмос» стал значить нечто вполне определенное – «звуки струнного инструмента», «пение под струнную музыку». Соответствующий струнный инструмент по-гречески назывался «псалтерион», откуда и славяно-русское слово псалтырь. Этот инструмент – «псалтерий» – упоминается в произведениях греческих классиков (Аристотеля, Плутарха), а также Секста Эмпирика, но все же мы не знаем точно, как он был устроен и как выглядел. По надписаниям и по составу Псалтирь отражает две традиции – масоретскую и традицию Септуагинты. Иногда один псалом в масоретской традиции (116, 147) оказывается разделенным на два в Септуагинте (соответственно 114–115 и 146–147). Напротив, два отдельных в масоретской версии псалма (9, 10 и 114, 115) оказываются слитыми в Септуагинте воедино (соответственно 9 и 113). В славянской и русской синодальной Библиях принята традиция Септуагинты. Еврейская традиция Греко-славянская традиция 9, 1–21 10, 1–18 9, 1–39 11 – 113 10 – 112 114, 1–8 115, 1–18 113, 1–26 116, 1–19 114, 1–9; 115, 1–10 117–146 116–145 147, 1–20 146, 1–11; 147, 1–9 148–150 148–150 С древних времен существовало мнение, о том, что все псалмы написаны царем и пророком Давидом. Так считал, например, святитель Иоанн Златоуст . Однако это мнение никогда не было всеобщим. Более распространена точка зрения о том, что псалмы написаны разными лицами. Считают, что имена авторов большинства псалмов указаны в надписаниях над ними. Надписания еврейской Библии указывают на принадлежность Давиду 73 псалмов 113 , а греческой и славянской – 87. Надписания псалмов являются очень древними. Однако они не могут считаться точным доказательством авторства, так как в древнееврейском языке предлоги, указывающие на авторство, имеют разные значения. Например, надписание, переводимое как «Псалом Давида» может означать, что псалом написан им самим или, что он написан для Давида или посвящен Давиду.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

101 Editio Starzevscis. P. 11; также отозвался и Маржерет. См.: Сказания современников о Дмитрии Самозванце. III. С. 26. 103 Павел Ионий писал со слов Дмитрия, московского посланника в Риме (История Карамзина. Т. VII. С. 131). 112 Такой взгляд высказывал преосвященный Макарий в “Обзоре духовной литературы за монгольский период”; у нас он несколько усилен и распространён на проповедников всего последующего времени до патриархов русских. См.: Духовный Вестник. 1862. Кн. 1. С. 35; ср. след. примеч. 113 Такой отзыв сделал И. Д. Беляев о трудах митрополита Даниила, см.: Известия II Отд. Академии Наук. Т. V. С. 194, 195; то же говорит преосвященный Макарий о Максиме Греке, см.: Москвитянин. 1842. Ч. VI. 11. С. 65. Так смотрит на проповедничество того времени и Ф. И. Буслаев, см.: Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 1. С. 66, 67, 253, 254, 259. 114 Отзыв г. Стоюнина о духовных писателях XV и XVI веков. См.: О преподавании русской словесности. СПб., 1864. С. 106. 115 Церковная история митрополита Платона. Ч. 1. С. 256, 231, 260. “Сей Киприан митрополит всякаго любомудрия и разума божественнаго исполнь, и вельми книжен, и духовен зело; учением и наказанием наслажаше всех; много бо тщание ему и подвиг бяше непрестанно учити всех слову Божию, неж праздная вещати и суетная глаголати, и смехливых человек уши наполняти”. — Никоновская летопись. С. 2. 117 Сборник НСБ. 1491. Л. 174 об. По словам Иосифа Волоколамского, Иона, когда ещё был в Симоновом монастыре, видев обычаи монастырские изменёнными и благочиние нарушенным, не молчал, но всегда вооружался против бесчиния и мятежа и за это много скорбей перенёс от бывших тогда архимандритов. — Прибавления к Творениям святых Отцов. Т. 4. С. 221–267. 118 В 1480 году писал к нему Иерусалимский патриарх Иоаким: “Ведомо есть святыни ти, еже дошел до нас, до Иерусалима купец Григорий Русин и от того слышали о тебе величайшую хвалу и множество благодати яко твориши и учиши свою паству, христоименитое людство много: ибо хвалу той Григорий нам явил и премудрости, и слова, и добродетели, и разума”. — АИ. Т. 1. 89. С. 137.

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

281 В XV в. создается местная школа иконописи, непрерывно дошедшая до наших дней (см.: Исторические сведения об иконописании в Троице-Сергиевой лавре иером. Арсения 1868 года). – Ю. О. Книга была написана библиотекарем Лавры иеромонахом Арсением (Лобовиковым) в 1868 г. и издана в сборнике Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее в 1873 г. – Ред. 282 Плоскость рисунка, краски, ритмичность фигур и общая манера письма сближают иконы иконостаса Троицкого собора с сенью над царскими дверьми в селе Благовещенье в двух-трех верстах от лавры и наводят на мысль, не принадлежала ли эта сень вышеупомянутому иконостасу, а затем была отдана в церковь села в одну из неоднократных замен царских дверей собора. 284 Сверх 823 рукописей в 1747 году было передано из Лаврского книгохранилища в Троицкую духовную семинарию 211 рукописных книг, между прочих лицевой болгарский Временник Георгия Амартола XIII века. Эти книги описаны архимандритом Леонидом (издание О. И. и Д. Р. при Московском университете 1887 года). Ныне они хранятся в библиотеке Московской духовной академии, в стенах лавры. 289 Покров отмечен в книге надписей Троице-Сергиевой лавры, изданной архимандритом Леонидом в 1881 году. В опись 1908 года не включен. Найден при описи 1919 г. 292 Этот покров в описи 1908 года числится как вклад Великого князя Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, 1424 года. В. II. Георгиевский в статье «Шитье ризницы Троице-Сергиевой лавры» (Светильник, 1913–1914) датирует его 1424 годом, замечая, что шитье покрова переложено на светло-зеленую камку более позднего времени. Профессор В. Е. Голубинский в труде «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра», ссылаясь на монастырское предание, приписавшее этот вклад Великому князю Василию Дмитриевичу, датирует его 1422–1424 годом. 293 В «Книге вкладов» 1673 года покров не значится. В описи 1759 года он подробно описан, но в ониси не отмечено, кем он вложен в Ризницу лавры. Исходя из двух последних веских оснований и принимая во внимание технику покрова, типичную для второй половины XVII века (лик и руки полосные, узоры золота крытные), а также и то, что запоны на венце при. Сергия (по определению Ф. Я. Мишукова) характерны для эпохи царя Федора Алексеевича, – мы относим работу покрова ко второй половине XVII века. Покров вышит по светло-зеленой камке и реставрации не подвергался, лишь в ряда положенное по кайме золотое кружево было нашито позднее. По-видимому, монастырское предание ошибочно датировало покров первой четвертью XV века. Подобный ему покров с изображением свт. Алексия находится в Ризнице Чудова монастыря – он шит по подобной светло-зеленой камке, и техника шитья та же: контуры лика прошиты коричневым шелком по атласу, борода зашита шелками, одежда святителя шита золотом подобными же узорами. Эти два покрова настолько сходны, что, возможно, были шиты в одной мастерской.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010