Но в Москве на это дело не обратили внимания. Митрополит Геронтий по старости и нерасположению к Геннадию не принимал мер против еретиков, а при дворе великого князя их поддерживали сильные покровители. По смерти Геронтия еретики чрез свои сильные связи достигли того, что в преемники ему возвели своего сообщника, симоновского архимандрита Зосиму (1490 г.). Зосима тотчас же враждебно отнёсся к Геннадию, требовал от него исповедания веры, как бы сомневаясь в его православии, старался отстранить его от участия в делах церковных. Но Геннадий не переставал убеждать великого князя и митрополита принять участие в деле об еретиках. Писал Геннадий и к другим епископам, которые находились в Москве, чтобы они приняли меры к прекращению ереси. Геннадий добился, наконец, того, что Зосима должен был в 1490 г. собрать собор против еретиков. На соборе еретики упорно запирались, но были уличены и преданы проклятию. Некоторые из них были сосланы в заточение, другие отосланы в Новгород. Геннадий велел предать их всенародному позору. Их возили по городу в вывороченных платьях, и берестовых остроконечных шлемах с мочальными кистями и в венцах из сена и соломы с надписью: «се сатанино воинство». Народ ругался над ними, восклицая: «вот враги Божии, хулители Христа». В заключение шлемы на них были сожжены. Но позором ересь не была ослаблена, и вскоре одно обстоятельство придало ей новую силу. У нас было распространено мнение, что с окончанием седьмой тысячи лет от сотворения мира, именно в 1492 г. по Р. Христове, последует кончина мира. Благополучно прошёл со страхом ожидаемый 1492 год, и еретики стали смеяться над православными, говоря: «почему же Христос не явился во славе, как вы его ожидали? Как теперь верить вашим книгам, которые предвещали кончину мира? Знать, правы мы: воскресения нет и не будет. Открылось великое смущение в христианах, в домах, на торгах и в пути; все – монахи и миряне – о вере пытали и многие отступили от православия. Митрополит Зосима открыто высказывал свои еретические мнения и жил зазорно в разврате и пьянстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Здесь они скоро распространили свое учение и между людьми известными, могущественными по своему влиянию; в числе принявших это учение были Симоновский архимандрит Зосима, славный своею грамотностию и способностями дьяк Федор Курицын с братом Иваном Волком, невестка великого князя, Елена, мать наследника престола. Иоанн знал, что эти люди держат новое учение, но, по характеру своему, ждал, пока дело выяснится, особенно видя приверженность к новому учению людей, которых не мог не уважать в том или ином отношении». Новгородские архиепископы Феофил и Сергий не обратили внимания на ересь. Открыл ее их преемник деятельный и пламенный владыка Геннадий. Ему донесли, что несколько священников, в пьяном виде, надругались над иконами. Он немедленно дал об этом знать вел. князю и митрополиту Геронтию, нарядил следствие, обыскал еретиков и отдал их на поруки; но они убежали в Москву, имея там влиятельных единомышленников. Из Москвы пришел приказ продолжать расследование, но в столице не чувствовалось понимания опасности. Вел. князь был под влиянием Курицына, который использовал и интерес Иоанна к астрологии. Митр. Геронтий не любил владыку Геннадия, а отношения его с государем были таковы, что он не решался докучать последнему делом об ереси. Архиеп. Геннадий, карая еретиков, согласно разрешения ему данного из Москвы, послал потом подробное извещение о расследовании. Оно осталось без ответа. Соловьев пишет, что Геннадий, узнав, что в Москве еретики «живут в ослабе», а новгородские еретики, покаявшиеся было и находившиеся под епитимьею, убежали в Москву, стали бывать в церкви и некоторые даже служить литургию, видя это послабление, решил обратиться за содействием к пр. Иосифу Волоцкому , который вступил в решительную борьбу с еретиками. Положение их окрепло когда вел. князь, продолжая верить Феодору Курицыну и священнику Алексию, после кончины в 1490 г. владыки Геронтия, согласился на поставление митрополитом тайного еретика Зосимы. Владыка Геннадий продолжал свою борьбу. Он ознакомил с деятельностью еретиков епископов сарского Прохора, Суздальского Нифонта и пермского Филофея. Митр. Зосима понимал, что не может воспрепятствовать рассмотрению дела. В 1490 г. созван был собор. На основании представленных Геннадием розысканий, до 9 лиц духовного звания преданы были проклятию; вел. князь отослал одних в Новгород, других сослал в заточение. Геннадий предал ересь публичному позору: еретиков водили по улицам в шлемах берестовых, с мочальными кистями, с венцами из соломы и с надписью: се есть сатанино воинство (Архиеп. Филарет).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Мадонна в скалах. 1483–1484/85 гг. (Лувр, Париж) Мадонна в скалах. 1483–1484/85 гг. (Лувр, Париж) Мадонна с Младенцем и св. Анной. 1503–1507 гг. (Лувр, Париж) Главными достижениями Л. да В. этого периода являются его живописные произведения. Среди них «Портрет музыканта» (ок. 1485, не окончен; Амброзианская пинакотека, Милан), в котором острота психологической характеристики оттеняется мягкими колористическими эффектами. По разным версиям, на нем изображены известный композитор франко-фламандской школы Жоскен Депре или молодой музыкант - друг Л. да В. Аталанте Мильоротти. Два др. портрета Л. да В., выполненные в тот же период, оказали прямое влияние на последователей художника. В них простота композиции способна вызвать в памяти портретные бюсты работы Верроккьо, а гармоничность линейного ритма сочетается с вниманием к деталям и разнообразию фактур («Дама с горностаем» (1489-1490, Краков, собрание князей Чарторыйских); «Прекрасная Ферроньера» (1490-1495, Лувр, Париж; принадлежала королю Франции Франциску I)). В 1483 г. совместно с братьями Эванджелистой и Джованни Амброджо де Предис Л. да В. заключил договор на исполнение центральной и 2 боковых створок полиптиха для капеллы Непорочного Зачатия ц. Сан-Франческо-Гранде в Милане. Итогом этой работы стали 2 версии картины «Мадонна в скалах» (Лувр, Париж; Национальная галерея, Лондон). Более ранней принято считать парижскую версию, которая в нач. XVI в. была вывезена во Францию. В сложной иконографической программе картины отчетливо проведена тема Непорочного Зачатия (грот является аллюзией на девство Марии, см.: Песн 2. 14) и подчеркнута пророческая роль св. Иоанна Крестителя: именно на него указывает сидящий слева от Мадонны арх. Уриил и его благословляет Младенец Христос. Благодаря суровому, могучему скальному пейзажу, внутри к-рого помещена сцена, она приобретает вселенский, внеисторический масштаб. Здесь, как и в ватиканском «Св. Иерониме», нашел отражение новаторский подход Л. да В. к проблеме соотношения человеческой фигуры и пейзажного окружения.

http://pravenc.ru/text/2463395.html

Митр. Геронтий скончался 28 мая 1489 г. Преемник ему был поставлен после длинной проволочки, тянувшейся более года. Естественно возникает предположение, что придворные сферы, зараженные тайным учением жидовствующих, вели интригу за проведение на митрополичий стол кандидата для них благоприятного. Результат интриги оправдывает нашу гипотезу. Поставленным в митрополиты 26 сентября 1490 г. оказался архимандрит Симоновского монастыря Зосима. Зосима (1490–1494 гг.) Он бал тайным последователем ереси жидовствующих. По иронии судьбы он должен был, тотчас же по своем вступлении на митрополичий престол, произнести соборное осуждение на своих единомышленников-еретиков. Когда было обнаружено его еретичество, защитники православия повели против него настойчивую борьбу. Как нравственная личность, митрополит Зосима не выдерживал канонической критики, и его легко можно было столкнуть с его высокого поста. Зосима был поклонник Вакха и очень распространенного тогда в Московской Руси содомского греха. Хотя великий князь в то время и был в мире с еретической партией, но должен был согласиться на удаление Зосимы с кафедры, которое произошло 17 мая 1494 г. На место Зосимы, опять после значительного промежутка времени, поставлен был в митрополиты 20 сентября 1495 г. игумен Троицкого Сергиева монастыря Симон. Симон (1495–1511 гг.) Со времени митрополита Симона и при его ближайших преемниках, на судьбах русских митрополитов и вообще высшего церковного управления со всей определенностью отразилось влияние вновь слагавшихся чрезвычайно высоких взглядов московских государей на свою собственную власть. В развитии этих взглядов главное участие принимали церковные силы, и это было одной из важных сторон в исторической деятельности церкви. Мы оставили следить за развитием идеологии московской власти со времени поставления митрополита Феодосия (1461 г.). Теперь проследим вопрос далее, до царствования Ивана Грозного (1533 г.). Возникшая у русских после Флорентийской унии и падения КПля идея о переходе прав и привилегий византийских императоров на московского князя нашла себе реальное основание и поддержку в браке великого князя Ивана III Васильевича (1462–1505) с племянницей последнего греческого царя Зоей Палеолог, переименованной в России в Софью.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

В сент. 1490 г. митрополичий престол занял член московского кружка Ж. Зосима. Архиеп. Геннадий тщетно требовал от митрополита наказания осужденных еретиков, бежавших из Новгорода в Москву, так же безуспешно добивался Новгородский владыка разрешения приехать в столицу, в ответ он получил требование прислать повольную грамоту на поставление не названного по имени кандидата на Коломенскую кафедру (Там же. С. 379). Свт. Геннадий в послании митр. Зосиме настаивал на созыве Собора на еретиков, на к-ром предлагал предать их проклятию, в т. ч. уже умерших протопопа Алексея и Истому, а также бежавших «за море» И. Чёрного и И. Зубова, где они, по свидетельству архиеп. Геннадия, «в жидовскую веру встали». Святитель обвинил в покровительстве еретикам Ф. Курицына и осудил Иоанна III, к-рый в ходе осуществлявшейся в то время перестройки Московского Кремля повелел «церкви старые извечные» и старые мон-ри убрать из Кремля, что сопровождалось осквернением прежних алтарных мест и переносом погребений. Новгородский архиепископ писал о том, что эти действия одобрялись киевскими евреями. «Нечестию» рус. правителя архиеп. Геннадий противопоставил действия испан. короля, с помощью инквизиции очистившего свою землю от ереси. Новгородский архиерей сообщил, что послал митрополиту рассказ об инквизиции, записанный со слов имп. посла Г. фон Турна (Там же. С. 376-378). Одновременно Геннадий обратился с посланием к Собору епископов, собравшемуся в окт. 1490 г. в Москве. В этом послании основным обвинением в адрес еретиков было иконоборчество. Послание содержит важные сведения о распространении ереси: «Ваши архимандриты, и игумены, и протопопы, и попы соборные сь еретики служили», поэтому в соответствии с канонами они должны быть наказаны. Архиеп. Геннадий призвал архиереев решительно покончить с ересью: «Таки бы о вере никаких речей с ними не плодили; токмо того для учинити Собор, что их казнити - жечи да вешати!» (Там же. С. 381). Вместе с посланием в Москву были доставлены подлинные материалы следствия, содержавшие доказательства вины еретиков.

http://pravenc.ru/text/182289.html

Филарет. Ук. соч. 4. С. 240; Чтения. 1863. 4. Приложение. С. 22. Белокуров. Материалы. С. 163, 166. Арсений. Ук. соч. С. 3; Досифей. Описание Соловецкого мон. 1 (1853). С. 267 и след. Петров В. Монастырская голышня, в: Дела и дни. 1923. 3. О внешней истории этого религиозного движения см.: Gehring Joh. Die Sekten der russischen Kirche (1898). S. 11–16; Arndt A., в: Z. f. Kath. Th. 38 (1914). Kostomarov N. Russische Geschichte in Biographien. Leipzig, 1886. S. 292–322; Макарий. 6. С. 81–118; Голубинский. 2. 1. С. 560–607; Панов. Ересь жидовствующих, в: ЖМНП. 1877. 2; Никитский. Очерк из внутренней истории Церкви в Великом Новгороде, в: там же. 1879. 7; Ильинский Ф. Митрополит Зосима и дьяк Федор Курицын, в: БВ. 1905. 10. С. 212–235; Долгов С. Московский Собор 1490 г. против жидовствующих, в: Чтения. 1902. 3. С. 113; Седельников А. Собор 1490 г. об инквизиции, в: Труды комиссии по древнерусской литературе. 1 (1932). С. 33–58: а также: Religion in Geschichte und Gegenwart. 4 (1930). S. 2159–2165 (с ошибками); старая работа: Сервицкий. Опыт исследования о ереси новгородских еретиков, в: Прав. об. 1862. 6–8,— уже устарела. Макарий. 2-е изд. С. 7. 184; Голубинский. 2. 1. С. 606; 2. 2. С. 219. Ср. не утратившую своей ценности до сих пор работу П. Знаменского (напечатанную анонимно) «Просветитель прп. Иосифа Волоцкого», в: Прав. соб. 1859. 3; Хрущов. Ук. соч. С. 133. Holzwart. Op. cit. S. 264. Нельзя считать, что религиозные корни этого движения окончательно выяснены. Бочановский В. (Русские вольнодумцы XIV–XVI вв., в: Новое слово. 1896. 12. С. 170) связывает воззрения жидовствующих с гуситами; Ф. Ильинский, напротив, возводит их к воззрениям богомилов (Русские богомилы XV в., в: БВ. 1905. 6. С. 447). В сущности, воззрения этой секты имели явную рационалистическую окраску; их учение опиралось в основном на Ветхий Завет и отрицало учение Нового Завета о Троице и о Лице Христа, а также почитание Креста и икон; кроме того, они были настроены против церковной иерархии и монашества. Научную полемику см. также в: Перетц В. Новые труды о жидовствующих XV в. и их литература, в: Унив. Киев. 1908. 10; Бедержицкий. Заметки к литературе о жидовствующих, в: Рус. фил. в. 1911. 3–4; он же. Литературная деятельность жидовствующих, в: ЖМНП. 1912. 3; а также Сперанский. Ук. соч. и Петухов. Ук. соч.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

Гридя (Григорий), видимо, служил дьяконом в церкви Бориса и Глеба, которая находилась на Торговой стороне Новгорода, в Плотенском конце, на Запольской улице (построена в 1377). Относительно Гриди собор 1488 г., кроме показаний на него, данных попом Наумом, других свидетельств не нашел. Поэтому он без наказания был отправлен в Новгород к архиепископу Геннадию для специального розыска. Но собор 1490 г. уже обличил и осудил его как еретика. 19 Василий Покровский мог служить в одной из двух новгородских церквей Покрова Богородицы: одна располагалась в Кремле, на юго-западной стороне от Софийского собора (построена в 1305); другая являлась соборным храмом Зверина Покровского монастыря (построена в 1335). Соборным приговором 1490 г. Василий был отлучен от церкви. 20 В Новгороде было несколько церквей, которым соответствует название »Апостольской» и где мог служить Яков; две находились на Софийской стороне: Апостолов Петра и Павла – в Неревском конце, за Земляным валом, на Панской, впоследствии Зверинской улице (построена в 1406) и Двенадцати апостолов – между Чудинской и Прусской улицами, у большого Земляного вала, в саду архиерейского дома (известна с 1230); на Торговой стороне также было две церкви: Апостолов Петра и Павла – в Словенском конце (возникла не позднее XII в.) и апостола Филиппа – в прежнем Словенском конце, на Нутной, впоследствии Никольской улице (построена в 1383). 21 Крылошанин – то же, что клирошанин; в древнерусском употреблении имело два значения: по первому – священно- или церковнослужитель, член клира; по второму – младший член церковного причта, певчий, чтец 8:95]. 22 В Новгороде имелись три церкви Воскресения Христова: 1 ) на Красном поле, к востоку от Торговой стороны, на окраине Плотницкого конца (основана в качестве монастырской в 1415); 2) соборная в Воскресенском женском монастыре, близ Новгорода, на Софийской стороне, у озера Мячина (построена в 1196); 3) соборная в Воскресенском Деревяницком мужском монастыре, на берегу Волхова, к северу от Новгорода (возведена в 1348).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

л. 390. «Геннадия архиеп. Новгородскаго сказание о составленной им Пасхалии на 70 лет осьмыя тысячи». Сказание это встречается во множестве списков. л. 396. Его же: «Послание к митрополиту Зосиме о еретиках, 1490 г.». Помещено в Актах Арх. Эксп. (т. I, 38). л. 401. Его же: «Послание к собору Владыке» о том же, 1490 г., октябрь 8 . Небольшая часть его издана в Правосл. Собеседнике (1863 г., т. 1) по списку, вероятно, неполному Соловец. библиотеки. IV. Сборник XVI в. , в 4-ку. Импер. Публ. библ., Q. XVII, 50, из собр. гр. Толстого, (Описание Слав. Росс. рукоп., отд. II, 341), разных почерков. Принадлежал игумену Иосифова монастыря Евфимию, им собран и отчасти самим написан. л. 16. « Иосифа Волоцкого Послание к Нифонту епископу Суздальскому». Издано в Чтениях Общ. Истор. и Древн. (см. выше II, л. 245). л. 23. «Краткое известие о жизни Волоцкого игумена Иосифа». л. 36. « Иосифа Волоцкого Послание к великому князю Василию о еретиках» (см. выше II, л. 202). л. 39. «Послание старцев Иосифова монастыря (неизвестно к кому) о духовном запрещении, наложенном на них Новгородским архиепископом Серапионом». л. 45. «Послание игумена Иосифа о пострижении рабов» (см. выше II, л. 205). л. 57. Его же: «Духовная грамота» (см. выше II, л. 201). л. 61. «Послание к Новгородскому архиепископу Макарию о чернеце Гурие» приписано Иосифу Волоцкому . Макарий поставлен архиепископом Новгородским спустя десять лет по смерти Иосифа. Послание мог написать и Иосиф, но только не к Макарию, а к Серапиону, или скорее к Геннадию. В послании говорится сперва о благодеяниях, оказанных архиепископом пишущему: «никто же бо в сей пресветлой стране в настоятелех есть, ему же большею почестью и любовию должен есмь». Потом автор послания объясняет, что он уговаривал инока Гурия, пришедшего к нему в монастырь, идти обратно в Отенскую обитель, где Гурий принял пострижение и где обещался пребывать до смерти. л. 77. «Послание Иосифа Волоцкого к Челяднину» (см. выше II, л. 222). Здесь ошибочно озаглавлено: «Челяднину», следует: «Ивану Ивановичу Третьякову».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

1173 2 Софийская летопись под 1488 годом, – в Собрании летописей VI, 238: «тое же зимы биша попов Новугородских по торгу кнутьем, присла бо их из Новагорода к великому князю владыка Генадей, что пьяни поругалися святым иконам, и посла их (великий князь) опять ко владыце». 1174 Грамота великого князя к Геннадию, вместе с повторяющей её грамотой к нему митрополита, в Актах Истории т. I, и в Памятниках Павлова 1175 В послании к Иоасафу ростовскому он пишет: «и молитвами Пречистыя Богородицы и его (великого князя) государской грозой с его бояры (наместниками) того есмя обыскали накрепко»... 1176 Геннадий в послании к Зосиме от Октября 1490 года, – Акты Экспедиции т. I, стр. 479, и Памятники Павлова col. 768. 1179 «Та беда стала, по словам Геннадия, с тех мест, как Курицын из Угорския земли приехал» – в указанном послании к Зосиме стр. 480 col. 2 fin. (Посланный в Венгрию в 1482 году, – Никоновская летопись VI, 117, Курицын возвратился из неё неизвестно когда до 1488 года, – Карамзин к т. VI примечание 273. Ср. Сборник Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел, в. V, М. 1893г., стр. 291 и 296). 1180 Зосима был по прозванию Брадатый. В 1471 году великий князь Иван Васильевич, отправляясь на Новгород, взял с собой дьяка своей матери Стефана Бородатого, умевшего говорить по русским летописям, чтобы он мог вычислить Новгородцам их измены прежним великим князьям. Учёный дьяк, может быть, был брат или вообще родственник Зосимы. 1183 Послание Геннадия к Зосиме в Актах Экспедиции т. I, и у Павлова в Памятниках I, послание к собору епископов у Павлова II. Они писаны после поставления Зосимы в митрополиты, что было 26 Сентября 1490 года, и до собора на еретиков, который имел место 17 Октября того же года. Митрополит предлагал Геннадию прислать повольную грамоту не на одно только поставление епископа коломенского, но вообще с изъявлением своего согласия на все дела, имеющие быть совершаемыми митрополитом соборно, так чтобы эта общая повольная грамота, быв дана однажды, устраняла нужду в частных повольных грамотах на каждый отдельный случай. Такая грамота дана была Геннадием митрополиту Геронтию, и Зосима предлагал архиепископу только возобновить её на его – митрополита собственное лицо. В послании к епископам Геннадий уверяет, что при Геронтии он не сам дал эту общую грамоту, а что она была взята с него; может быть, он говорит и правду, но мы знаем, что и другие тогдашние епископы давали такие грамоты (не зная, впрочем, – по собственному желанию или по требованию), – у Павлова и (архиепископ новгородский, после митрополит, Макарий дал такую грамоту митрополиту Иоасафу в 1539 году, – Акты Экспедиции т. 1, IV, стр. 162).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

107 Вероятно, имеется в виду Матфей, Игумен Новоспасского на Крутицах (Спасо-Преображенского на Новом) монастыря, преемник Игумена Феодосия (1404) и предшественник Игумена Трифона (1453). 108 Прп. Мартиниан († 12.01.1483), ученик прп. Кирилла Белозерского, Игумен Ферапонтова монастыря, был вызван Василием II в Игумены Троице-Сергиева монастыря в 1447 г., снова удалился в Ферапонтов монастырь в 1455 г. Канонизирован в 1549 г. 109 Свт. Леонтий, епископ Ростовский († 993, память 23 мая), родом грек, в Прологе назван иноком киево-печерским и первопрестольником, так как первым из киево-печерских иноков был возведен на епископский престол, рукоположен во епископа в 992 г.; стал одним из первых проповедников христианства в Ростове, где был замучен язычниками. Его мощи были обретены нетленными в 1164 г. Древнейший список Жития свт. Леонтия Ростовского относится к концу XIII – нач. XIV в., более поздние редакции появляются с XVI в. 110 Великий князь Московский Василий III (1505–1533). Предание о чудесном зачатии Великого князя Василия Ивановича взято Симоном Азарьиным почти без изменений из пятнадцатой степени Степенной книги (Полное собрание русских летописей. Т. 21. Ч. 2. С. 555). Устное предание о чудесном зачатии Великого князя существовало уже в период между 1490 и 1505 гг., в разгар междоусобной борьбы за престол между сыном Ивана Молодого Димитрием и Василием III. 112 Великая княгиня Мария († 1490), дочь князя Бориса Александровича Тверского от первого брака – с можайской княжной Анастасией Андреевной. 113 Иван Молодой, сын Ивана III и Марьи Борисовны, до рождения Василия III наследник московского престола. После смерти Ивана Молодого династическая борьба развернулась между его сыном Димитрием и Василием III. 114 София (Зоя) Палеолог, племянница последнего византийского императора, воспитывалась в Риме, куда ее отец Фома бежал после падения Византии. По расчету папы Павла II брак Софии с Иваном III должен был способствовать усилению влияния католической церкви на Руси и заключению новой унии. На всем пути Софии в Москву впереди несли католический крест, который был убран незадолго до въезда в город по настоятельному требованию Митрополита Филиппа. 12 ноября 1472 г. София прибыла в Москву, и в этот же день состоялось ее венчание с Иваном III. Краткая родословная Софии, которую приводит Симон Азарьин, взята им из 5 главы пятнадцатой степени Степенной книги (Полное собрание русских летописей. Т. 21. Ч. 2. С. 542).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010