Церковь сохранилась и в пожаре 9 сентября 1480 г., когда ее спасали от огня в течение всей ночи и части следующего дня сам великий князь Иван III и его люди. Но то ли церковь все же значительно пострадала от огня, то ли была построена из недоброкачественного материала, но в следующем году ее пришлось разобрать, «бе бо трухло велми». На ее месте в 1480–1481 гг., уже не из белого камня, как обычно строили на Руси, а из кирпича, по рекомендации итальянских архитекторов, работавших в то время в Кремле, была построена новая церковь Богоявления Господня. Московский летописный свод сообщает под 6988 (1480) г.: «Того же лета разобраша старую церковь Богоявление на Троецком дворе в городе и заложиша новую на том же месте». Софийская II и Львовская летописи добавляют к этому свидетельство 6989 (1481) г.: «Того же лета заложиши церковь Богоявлениа камену и кирпичом делаша в городе Троецком подворье, а старую камену же разрушиша». По-видимому, во второй половине XV столетия Троицкое подворье имело монастырский статус и именовалось Богоявленским монастырем, что означало введение должности по меньшей мере строителя, подчинявшегося игумену Троице-Сергиева монастыря. Но, даже получив этот статус, монастырь в документах именуется попеременно без какой-либо четкой закономерности то монастырем, то подворьем. Еще одна церковь в Богоявленском Троице-Сергиевом кремлевском монастыре была построена во имя св. Сергия, видимо, вскоре после обретения его святых мощей 5 июля 1423 г. и последующей канонизации, следовательно, по мнению Забелина, в первой половине XV столетия. Если это было так, то Сергиевский храм в кремлевском монастыре-подворье был вообще первым храмом на Руси, построенным во имя прославленного чудотворца. Впрочем, если считать, что Забелин говорит здесь не о самостоятельной церкви преп. Сергия, относительно которой нет никаких упоминаний в это время, а об одноименном приделе в Богоявленском соборе, то такая гипотеза возможна, но пока не подтверждена. Конечно, храм во имя столь почитаемого святого было необходимо иметь вблизи великокняжеского и митрополичьего дворов для царского моления и служения в дни памяти святого, которые в этих случаях почти всегда проводили митрополиты, а с учреждением патриаршества в 1589 г. – патриархи.

http://sobory.ru/article/?object=47551

В атмосферу золотоордынского ига на Руси вплеталась униональная экспансия католицизма. В таких обстоятельствах рождалась русская церковная автокефалия. Важным церковным событием при Митрополите Ионе (1448–†1461; пам. 31 марта) явилось перенесение в Москву, на Крутицы, Сарайской кафедры, основанной в 1261 году в столице Золотой орды. При первом автокефальном Митрополите, в 1451 году, совершил набег на Москву царевич Мазовша. Святитель Иона совершает крестный ход по стенам Кремля, во время которого от татарской стрелы погиб чудовский инок Антоний. Современники увидели в спасении Москвы заступничество Пречистой Девы. Лебединой песнью золотоордынского ига стало правление Ахмед-хана 32 , которому удалось консолидировать Орду, объединив её. В 1480 году он возглавил большой поход на Русь, удачно выбрав для этого время. Ахмед рассчитывал на ослабление русского войска в результате мятежа, поднятого братьями Великого князя, удельными князьями Андреем и Борисом, который грозил перерасти в усобицу. Кроме того, хан рассчитывал на поддержку короля Казимира, планируя соединение ордынцев с польско-литовским войском в районе устья реки Угры. В летописях оказалось незафиксированным важное событие того времени: “Июня 23. Прииде чудотворная икона Пречистая Богоматерь из Володимеря в град Москву 6988 (1480); того же лета приходил безбожный Ахмат с детми на реку на Угру, в осень на Покров святая Богородица; оттоле уставиша сий праздник праздновати” — говорится в Церковном Уставе 33 . Прославляя в этот день Владимирскую икону, мы вспоминаем важное историческое событие — падение золотоордынского ига. 23 июня 1480 года, когда икону встречали в Москве, Иоанн III выступил с войском в Коломну. Наряду с военным походом навстречу ханским войскам Великий князь предпринял также ряд мер, чтобы нейтрализовать политику Ахмата. Московский князь организовал военные действия в тылу татарских войск: он “посылает, отаи царя Златыя орды пленити слушимаго своего царя Урдовлета Городецькаго, с ними же воеводу князя Василья Ноздроватого Звенигорьского, со многою силою Они же Волгою в ладьях пришедше на Орду, и обретоша ю пусту, без людеи, токмо в ней женеск пол и стар и млад; и тако ея поплениша, жен и детеи варварских и скот весь; овех в полон взяша, овех же мечю и огну и воде предаша. И конечно хотя юрт Батыев разорити” 34 . При Иоанне III московская Русь имела дружественные отношения с Крымским ханством, боровшимся с Золотой ордой. Крымский хан во время Угорского стояния разорял пределы польского короля, союзника хана Ахмата, “служа великому князю” 35 . Благодаря мерам, принятым Московским князем, соединения ордынцев и поляков не произошло.

http://pravmir.ru/zolotoordyinskoe-igo-i...

В сказании, в 2 рассказах об исцелении иногородних людей, икона называется «Владимирская»; в неск. летописных статьях, повествующих о военных сражениях,- «Владимирская чудотворная». В тот период образ оставался местночтимой владимирской святыней, слава к-рой доходила и до далеких от Владимира городов. В память о чудесном спасении Москвы от нашествия Темир-Аксака в 1395 г. было установлено 1-е празднество. До кон. XV в. оно напоминало празднование к-польской иконе «Одигитрия»: совершалась лития с крестным ходом (в Сретенский мон-рь, основанный также в память о чуде в 1395), сопровождаемым молебным пением, подобным описанному в Повести о сретении иконы 26 авг. В 1-й трети XV в., вероятно, благодаря митр. Фотию В. и. по своему духовному значению была уподоблена главным к-польским Богородичным святыням - ризе, благодатной силой к-рой был спасен К-поль от нашествия аваров, и иконе «Одигитрия» (в XVII в. изображения В. и. вместо «Одигитрии» встречаются и на иконах, напр. на храмовом образе 1-й пол. XVII в. из ц. Ризположения в Московском Кремле). По мнению Клосса, празднование Сретения Владимирской иконы 26 авг. началось не ранее 70-х гг. XV в., «когда были написаны Пахомиевские редакции Повести»; в редакции Повести Епифания Премудрого празднование В. и. «приурочено ко дню Сретения Господня - 2 февраля» ( Клосс. С. 124). Первые сведения о праздновании В. и. 26 авг. относятся к 80-м гг. XV в. (Пролог Саратовского ун-та. 90, написан ок. 1485 г.; месяцеслов Троицкого сборника. 762, составлен в Ростове в 1487); в церковных уставах праздник упоминается с кон. XV в. (Там же). В память окончательного перенесения В. и. в Москву в 1480 г. был установлен 2-й праздник - 23 июня, связанный позднее также с бескровной победой над Ахматом на р. Угре. Е. Е. Голубинский на основании месяцеслова в Следованной Псалтири (РГБ. Троиц. 321, XVI в.; датировка Клосса - 1528) полагал, что праздник 23 июня был установлен в 1480 г. ( Голубинский. История РЦ. Т. 1. С. 333). По мнению Клосса, в период строительства нового Успенского собора (1472-1479) В. и. находилась во Владимире; в Москву была принесена 23 июня 1480 г. для благословения войск Иоанна III в Коломне накануне выступления против Ахмата; праздник же установлен во время правления митр. Даниила и зафиксирован в вышеназванном месяцеслове Следованной Псалтири ( Клосс. С. 124-125).

http://pravenc.ru/text/154962.html

Astzi noi pomenim un eveniment, legat de aciunea minunat a Maicii Domnului asupra istoriei noastre, înfptuit pentru rugciunile fierbini ale strmoilor notri evlavioi în faa icoanei Ei din Vladimir. În anul 1480 hanul ttarilor hoardei Ahmat a întreprins ultima încercare de a cotropi Moscova i ca s introduc din nou în orbita influenei nomazilor pe Rusia, care s-a proclamat stat suveran i independent de Hoard. Noi tim c moscoviii s-au rugat fierbinte în faa icoanei Maicii Domnului de Vladimir, care nu o singur dat a salvat capitala noastr de nvlirile dumanilor. De aceast dat a avut loc acelai lucru i hanul hoardei Ahmat nu a putut cuceri Moscova. Anul 1480 a intrat în istoria noastr ca data încheierii definitive a jugului de 250 de ani, care a început formal în anul 1240 odat cu cderea Kievului, capitala statului rus, i s-a încheiat prin minunea izbvirii Moscovei de nvlirea lui Ahmat în anul 1480. De ce oamenii atât de mult tind s se izbveasc de jugul strin? De ce depun eforturi enorme pentru a se elibera, aducând pre de milioane i milioane de viei omeneti? Deoarece jugul strin nu doar oprete dezvoltarea economic i cultural, nu doar determin srcia poporului în comparaie cu acei care au obinut victoria, dar, în primul rând, c jugul strin îi lipsete pe oameni de independen. Poporul nu mai poate  adopta decizii reieind din propria înelegere a folosului i, ceea ce e cel mai important, reieind din înelegerea proprie a valorilor vieii. Nvlirea strin, jugul, pierderea suveranitii, fie în urma aciunilor militare sau în urma evenimentelor revoluionare, întotdeauna se încheie prin pierderea capacitii de a tri conform propriei voine, în corespundere cu propria concepie, la baza creia se afl valorile ce au fost fondate de credina poporului, de cultura lui, de istoria lui, de înelegerea faptului ce este bine. În acest an noi marcm aniversarea a 100 de ani de la începutul Primului rzboi mondial. Din pilda acestui rzboi este clar ce se întâmpl cu poporul, când el sufer eec, când ara lui este ocupat. De altfel, ocupaia nu întotdeauna este legat de intrarea armatelor dumane. Dac poporul îi pierde  independena, el începe s vieuiasc conform altor modele, el începe s triasc în robie duhovniceasc, intelectual, cultural; un astfel de popor nu mai este în stare s opun rezisten. Noi tim c anume în urma Primului rzboi mondial s-a produs tragedia istoric a Patriei noastre – revoluia, rzboiul civil, o lupt fratricid îngrozitoare, schimbarea tuturor reperelor de via, robia duhovniceasc ce a durat muli ani, subordonarea fa de alte valori, alte idealuri. Toate acestea s-au întâmplat nu în anumite cabinete ale guvernrii – ceea despre ce vorbim azi se refer la viaa cotidian a oamenilor, la sntatea lor duhovniceasc i trupeasc, la contiina lor naional.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3683321...

b) 2–я/3–я стража: Полунощница; c) 4–я стража: 1–я часть утрени: (до псалма 50–го): шестопсалмие, чтение кафисм, святоотеческое чтение. Замечание: по воскресеньям включается воскресное евангелие после 3–х антифонов (Полиелей, прокимен и «Всякое дыхание»), как, по описанию «Паломничества Эгерии», бывало в Иерусалиме. Такая же схема применяется ныне и на большие праздники. Два возможных чина настоящего «всенощного бдения» по средам и по пятницам: а) 3 «стояния», состоящих каждое из 3–х кафисм Псалтыри, канона и чтения; затем утреня с одной кафисмой; б) 4 «стояния», состоящих каждое из 5 кафисм Псалтыри. 4. Римский Бревиарий (Breviarium Romanum) (до реформ 1910 г.) Matinum: праздничное последование трех ночных служб («ноктурнов») и утрени (по будням: 1 nocturnum и утреня) 1- я стража: Primum nocturnum: по воскресеньям: 12 псалмов, пения и 3 библейских чтений, по праздникам и будням: 3 псалма, пения и 3 библейск. чтений; 2- я/3–я стражи: Secundum nocturnum: 3 псалма, responsorium и 3 чтения из свв. Отцов или из жития святого; 4–я стража: Tertium nocturnum: 3 библейских песни, responsorium и чтение из Евангелия (по иерусалимской схеме Эгерии); Laudes (утренние хвалитные), содержащие псалмы 50 и 148–150. 5. Бенедиктинский Бревиарий a) по воскресеньям 3 стражи (vigiliae): в 3–ей: 3 песни и Евангелие, b) по будням: 2 стражи: 6 псалмов и 3 чтения в каждой. См. еще другие порядки: R. TAFT, The Liturgy of the Hours. 1. Учение 12 Апостолов (DidacheXi–й/2–й вв.) Гл. 8: Не надо молиться, как «лицемеры» (фарисеи), но нужно трижды в день читать «Отче наш». 2. Апостольское Предание (Traditio) (3–й в.) Гл. 35,41: молитвы каждого христианина: a) после вставания и умовения: молитва с чтением, дома или в храме, если бывает общая молитва, b) в 3–й час: в воспоминание Распятия, c) в 6–й час: когда Иисус молился на кресте, d) в 9–й час: когда Иисус был прободен на кресте, e) перед сном: в надежде нового дня и воскресения, f) в полночь: когда творение хвалит Бога с ангелами, g) при пении петуха: отречение (Петра и) Израиля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

791 У Епископа Порфирия в описании Афона упоминается, что он видел в библиотеке монастыря Русика Псалтирь 13 века с акафистом Сладчайшему Иисусу. Еще он нашел в Дохиарском монастыре древний акафист Архангелам, и в келье Кавсокалива не древний акафист Великомуч. Варваре. Очевидно, греки забыли о них. 794 Стрельбицкий, еп. Волынский † 14 апреля 1902 г. Некролог: Церк. Вед. 1902 г. 17; Церк. Вестн. 1902 г. 18. 798 Замечательно, что от Московского Епархиального Начальства не было никакого приветствия, хотя в заседании и присутствовали оба викария; митрополит же оставался в Петербурге. 804 Издана под названием: Иллюстрирован. полная популярная библейск. Энциклопедия, в четырех выпусках. Москва, 1891. 810 Симеон Покровский инспектор Тверск. Сем. с 1884–1890 г. С 1890 г. – рект. Волынской сем. Ныне (с 1896 г.) епископом Екатеринославским. 813 слове: ξαδλφη напеч. основательное исследование бывшего профессора Московской духовной академии А. Ф. Лаврова (впоследствии Алексия, архиепископа Литовского,) – в Приб. к твор. Св. Отц. 1891 г. кн. 1, стр. 238–269. –Примечание автора Хроники. 816 Елизавете Степановне, начальнице Александро-Мариинского дома призрения в Сергиев. Посаде † в 1905 г. 821 Евангелие в 8-ю д. л., с изображениями Евавгелистов, в бархатном голубом переплете. На верхней доске Евангелия написаны красками Волхвы и звезда. 827 Здесь идет речь о преосвященном Феофане (Говорове) преемнике Макария по ректорству в СПб. академии и по Тамбовской епархии. 828 Брат Макария, протоиерей Казанского в Петербурге собора, Булгаков женат был на сестре Кирилла. Примечание автора Хроники. 831 Филиппов, Государств. контролер; † 29 ноября 1899 г. По словам Субботина Филиппов много зла сделал церкви православной и много услуг оказал расколу. (См. Вера и Церковь 1903 г., т. II, 7, стр. 283 прим. 1). 836 Прот. Петр А. Соколов служил в Тверск. семинарии до 1893 г.; с 23 мая 1893 г. – настоятель Тверск. Спасо-Преображ. собора. 860 докторе Русселе вот что пишет корреспондент «Нового Времени» 5159), от 11 июля:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Как западная церковь, объявляя новые и новые вселенские соборы, тем самым видимо удаляется от истины и правды древней Вселенской Церкви: так Восточная Церковь, поучаемая такими уроками западной, мудро удерживается от подобного поведения, чтобы не явиться подражательницею ей, чтобы не стать в противоречие с Церковью древнею Вселенскою, чтобы вполне быть и остаться наследницею и хранительницею ее учения и веры. 2 См. указания на это у Евсевия во II-й книге его церковной истории и апостольские постановления стр. 214, Казань, 1864 года. 14 Деян. гл. 1, 6, 15, 21. Всех апостольских соборов держанных в Иерусалиме насчитываюсь четыре. На первом было дело избрания Матфея во апостола на место Иуды; второй – для избрания семи диаконов; третий – для разрешения спора о соблюдении обрядового Моисеева закона; четвертый – для дозволения ап. Павлу совершить иудейский обряд (см. Начерт. Церковн. Библейск. Истории, стр. 625–627). 15 Так открываемы были соборы: против Павла самосатского (Цер. Ист. Евсев. VII. Гл. 27, 28, 29, 30), против Монтана (ibid. V. 16), против Беролла еретика (ibid. VI. 23), по поводу спора между Цицилианом и Маиорином (ibid. стр. 581–582), по случаю спора о праздвовании Пасхи (ibid. V. 23), о перекрещивании ерстиков (ibid. VII. 5), и по другим предметам (ibid. естр. 372, 436, 386 и др.). Соборы эти собирались в разных местах Европы, Азии в Африки... 36 В послании к Александр. церкви. «Мы должны исповедывать веру, писал после и св. Василий Великий , преданную нам отцами, собранными некогда в Никее, и не отлагать в ней ни одного слова, зная, что триста восьмнадцать отцов изрекали не без внушения Св. Духа (Epist. 114, сн. Ambros. epist. 32). 39 В настоящем случае об определениях, постановленных отцами в соборах нужно сказать то же самое, что св. Иустин мученик замечал об учении апостольских преемников: «они ничему не учили по собственным соображениям и никогда не впадали во взаимные несогласия: ибо, будучи чужды всякаго искательства и злоумышленности, как прияли от Бога, так передали нам учение» (по переводу в Христ. Чт. 1838 г. ч. II, стр. 4–5), – что сказал Блаженный Августин о тех же лицах: «они что нашли в церкви, то и содержали, чему сами научились, тому и поучали» (Advers. Iulian. Lib. II, с. 10). 40 «Все имеющие здравый смысл, замечает св. Кирилл Адександрийский, стараются следовать учению отцов: ибо и сами они вразумлялись апостольским и евангельским преданием, и учение веры изъясняли из Св. Писания совершенно правильно, без ошибки и погрешности, быв светилами в мире (Defens. ad anathem. 8, tom. II. Concil. Binii pag. 457)». «Кто отступит от единодушнаго согласия отцов, тот отступает от всей церкви, говорил и блаж. Августин» (Advers. Iulian lib. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Помяни, Господи, тех, чьи имена время стёрло в памяти по небрежению моему. Помяни, Владыко, и тех, кого помянуть некому нужды ради. Благослови, Святый, всякого, кто со вниманием возьмет в руки эти малые Схолии и не сочтет за труд молитвенным воздыханием помянуть и меня, недостойного раба Божия. Даруй, Господи, всем нам терпения и смирения, укрепи наш дух, научи нас видеть Твои дары и достойно благодарить Тебя за неисчислимые благодеяния Твои, – ведь мы и «помолитися якоже подобает, не вемы, аще не Ты, Господи, наставиши нас». Даруй, Господи, всем по вере их. Помилуй нас и весь мир Твой. Господи, помяни нас, грешных, егда приидеши во Царствие Твое! Аминь. 27 ноября 2006 года. Литература Издания Библии и богослужебная литература Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в рус. пер. с приложениями. 4-е изд. Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на церковнослав. яз. М.: Рос. Библейск. об-во, 1993. Ирмологий. В 3-х кн. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1982–1983. Канонник. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1986. Книга правил святых апостол, святых соборов Вселенских и Поместных, и святых отец. М.: Синодальная тип., 1893. Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова : Большие пророки. М.: Издат. совет Русской Православной Церкви, 2006. Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова : Пророк Даниил. Малые пророки. М.: Издат. совет Русской Православной Церкви, 2006. Минея. В 12 т. Сентябрь – Август. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1978–1989. Новая толковая Библия . В 12-ти т. Северо-западная библейская комиссия: Исследовательско-информационный центр Ленинградской митрополии; ЛО архива АН СССР и др. Л.; СПб.: ЛО изд-ва «Искусство» – «Искусство-СПБ», 1990– (продолжающееся издание). Полный тропарион для клироса и мирян. М.: Лодья, 1999. Псалтирь в святоотеческом изъяснении. Св. Гора Афон: Изд. Афонск. Русского Пантелеимонова м-ря, 1997. Пятикнижие и гафтарот Иврит. текст с рус. пер. и классич. комментарием «Сончино»; сост. Й. Герц. Книга Брейшит. М.; Иерусалим: Гешарим, 1994 (5755).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

265 Ник. Ал. Сергиевский, 3-й маг. XX к. Моск. акад. (1856), 1856–1858 – бак. библейск. истории и греч. языка, 1858 – чин. особ. поруч. при обер-прок. Св. Синода, 1861 – чин. особ. поруч. при мин. нар. просв., 1862 – обер-секретарь канцелярии Св. Синода, 1864 – инспект. акад. комм. наук, 1866 – директ. канцелярии обер-прок. Св. Синода, 1869 – попечитель Виленск. учебн. округа. 266 Из них: С. И. Миропольский, воронеж., 8-й маг.; В. П. Сланский, воронеж., 9-й маг.; Д. Извеков, калуж., 1-й маг.; А. Кудрявцев , вифан., 2-й маг.; свящ. П. Лосев, рязан., 5-й маг.; П. Ф. Комаров не получил никакой степени, хотя стоял в списке под номером 1. Правда, как теперь помню, при составлении списка в течение курса на вопрос, кого ставить под номером 1, обыкновенно отвечали: «Некого», – «Ну, так поставим Комарова», – замечал А.В. Гор. Зависело это от того, что даровитейшие студенты (Миропольский и Сланский) не удовлетворяли требованиям или дисциплины, или аккуратного исполнения учебных студенческих обязанностей, а Комаров, не выдаваясь особенно своей даровитостью, казался подходящим для занятия этого места. Судьба П. Ф. Комарова, вызванного Преосв. Иоанном (Смоленским, тогда ректором СПб. акад.) для занятия кафедры нравств. богословия в СПб. академии, в надежде, что он примет монашество, оказалась довольно необыкновенной: монашества он не принял, диссертации не представил и, хотя прослужил, не имея никакой ученой степени, бакалавром с 1866 до 1869 г., но с уставом 1869 г. должен был оставить кафедру, сделан был библиотекарем, а затем принял священство и был где-то в Калужск. епархии священником. В этом курсе были еще довольно замечательные личности, люди не без способностей, но хромавшие относительно поведения: С. Раевский, тульск., 42-й канд., и М. Семеновский, владим., 43-й канд. († прот. ц. Лазенковского дворца в Варшаве). О них говорили тогда, что они «составляют больное место инспектора о. Михаила». 267 Филарет (Дроздов) , москов., 1803 – из Троице-Лаврской сем., 1808 – пострижен, 1811 – архим., 1812 – рект. СПб. акад., 1814 – докт. богосл. 1817 – вик. Ревельск., 1819 – архиеп. Тверск., 1820 – Ярослав., 1821 – архиеп. Моск., 1826 – митр. Моск., † 1867, 19 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Оригинально понимание Эвальда: тирский царь был некогда первым из всех людей в раю, так что он имел такое совершенство, как никто другой и носил от первого дня своей жизни 12 драгоценных камней первосвященнического нагрудника как орудие прорицания и пророчества; для получения такого смысла Эвальд одно из евр. слов считает за однозначущее «урим», а другое изменяет в «туммим». «Приготовлено было в день сотворения твоего». Богатство предназначено тирскому царю (т. е. Тиру вообще), как и участь каждого человека, еще при создании его. Учение о предопределении. Иез.28:14 .  Ты был по­мазан­ным херувимом, чтобы осенять, и Я по­ставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Один из самых загадочных стихов книги. Сравнивая Тирского царя с херувимом, пророк входит в такие подробности ветхозаветного учения о херувимах, которые, очевидно, не сохранились до нас ни в Св. Писании ни в Св. Предании. «Ты (в евр. почему-то женский род; это местоимение неоднократно употреблено в женском роде вместо мужского: Чис 11.15 ; Втор 5.24 и др.) был… херувимом». Букв. «ты херувим». «В приложении к тирскому царю эти слова невероятная гипербола и свое истинное значение получают только тогда, когда мы предположим, что позади этого царя пророк созерцал первоначальные совершенства и падение одного из ангелов» ( Глаголев А. А. Ветхозав. библейск. учение об Ангелах, 700), LXX, пунктируя иначе (ет вместо ат), имеют: «Ты, (дуплет) с херувимом вчиних тя»; большинство новейших толкователей принимают это чтение, но еврейское сильнее. Тирский царь сопоставляется с херувимом, как носителем высшей полноты тварной жизни (ср. объяснение 1:5): Тир представлял собой высшую ступень, до какой могла дойти земная, не только материальная, но и духовная, по крайней мере, умственная жизнь. Следовательно, он на земле тогда был, действительно то, что херувим в мире. «Помазанным». Херувимы скинии и храма были помазаны вместе с другими священными предметами св. елеем ( Исх 30.22–30 ). Может быть, указание на царское помазание, которым царю сообщается особенная высота и полнота духовной жизни, дарованная Богом и Тиру, который этот царь представляет Тот и другой – нечто священное, потому что Бог сообщил им от Своего величия и потому что всякое земное величие священно, пока оно не падает и не оскверняется (Трош.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010