Происхождение митрополита Симона остается невыясненным, но известно, что около 1480 г. он под именем дьякона Чижа появляется в Москве и обращает на себя внимание литературным талантом и основательным знанием святоотеческого письменного наследия. Чиж оказывается близок к великокняжескому печатнику Дементию, а по рекомендации последнего переходит затем на службу к Московскому наместнику и боярину И. Ю. Патрикееву. Сохранившиеся послания дьякона Чижа к печатнику Дементию и князю И. Ю. Патрикееву безупречны в стилистическом отношении и свидетельствуют о прекрасном знании поучительной литературы. В середине 1480–х годов дьякон Чиж принимает пострижение в Троице–Сергиевом монастыре с именем Симона и поступает под начало старца–наставника. Хорошая богословская подготовка, очевидные литературные дарования и поддержка таких влиятельных лиц, как великокняжеский печатник Дементий и Московский наместник князь И. Ю. Патрикеев, способствовали карьере Симона на церковном поприще: в 1490 г. он становится игуменом Троице–Сергиева монастыря, а в сентябре 1495 г. избирается митрополитом «всея Руси». От конца XV века сохранилось несколько ярких посланий Симона, связанных с жизнью Троице–Сергиевой обители. В период избрания Симона игуменом, т. е. осенью 1490 г., он написал послание своему бывшему наставнику (который, по слухам, высказал некие нелицеприятные «глаголы» в адрес Симона), с требованием, чтобы старец дал ответ перед «всем собором». В 1499 г. Симон пишет утешительное послание бывшему своему благодетелю, но в то время опальному боярину И. Ю. Патрикееву, насильно постриженному в Троице–Сергиевом монастыре. Тогда же были отправлены в Троицкую обитель послания Симона игумену (Серапиону) и братии с наставлениями «духовного о Боге совокупления и любовного союза», с осуждением распрей и брани среди монашеской братии и призывом к единению и «духовной любви» . От начала XVI века до нас дошли уже вполне официальные послания Симона, написанные в качестве главы Русской церкви: Послания в Пермь с осуждением языческих обычаев и о соблюдении духовенством пастырских обязанностей, Грамота, данная афонскому старцу Герасиму для сбора милостыни на территории Московской митрополии, Послание в Псков о вдовых священниках, Послание Иосифу Волоцкому, снимающее с него отлучение, наложенное Новгородским архиепископом Серапионом. Умер Симон 30 апреля 1511 г. и похоронен в Кремлевском Успенском соборе.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

2 аналогичные задачи ставил перед собой Иннокентий, автор «Рассказа о смерти Пафнутия Боровского» (см. наст. изд., т. 7, с. 254–285:519). 6 ...царь Сап-Кирей да Ислам царевичь... – «Сап-Киреем» русские летописи называют Сагиб-Гирея (Сахыб (Сагиб, Саип) – Гирей, сын Менгли-Гирея. Занял в 1521 г. престол, опираясь на вооруженную помощь крымцев и поддержку Турции. В 1524 г., не чувствуя прочной основы своей власти, бежал в Турцию, уступив казанский престол своему племяннику Сафа-Гирею. В 1532–1551 гг. Сахыб-Гирей – крымский хан. Убит во время похода на Казань старшим сыном Сафа-Гирея Булюк-Гиреем). Поход крымских татар на Русь в августе 1533 г. возглавлял не Сагиб-Гирей, а его племянники: Сафа-Гирей и Ислам. 7 Юрий (1480–1536) и Андрей (1490–1537) – младшие братья Василия III, удельные князья Дмитровского и Старицкого княжеств. 8 Юрий (1480–1536) и Андрей (1490–1537) – младшие братья Василия III, удельные князья Дмитровского и Старицкого княжеств. 9 ...на Коломну, на Берег, на Оку... – Коломна, расположенная при слиянии Москвы-реки и Оки, преграждала путь татарам в междуречье Оки и Волги. Пограничная служба на Оке (на Берегу) – одна из постоянных военных забот московского правительства; в 1531 г. в Коломне на берегу Москвы-реки был построен каменный кремль, одно из самых мощных оборонительных сооружений Московской Руси XVI в. 10 ...Дмитрея Федоровича Бельского... Василья Васильевича Шюйского, да Михаила Семеновича Воронцова, да Ивана Васильевича Ляцкого... Семена Федоровича Бельского... Ивана Федоровича Овчину-Телепнева... Дмитрея Федороеича Палецкого... – Д. Ф. Бельский и его два брата – С. Ф. и И. Ф. Бельские, а также В. В. Шуйский, М. С. Воронцов, И. В. Ляцкий, И. Ф. Телепнев-Овчина Оболенский – крупнейшие военачальники Василия III, не раз несшие «береговую службу»; для самого молодого Д. Ф. Палецкого – это один из первых походов. 19 ...во своем селе Коломенском. – В княжеском селе к югу от Москвы, на реке Москве (теперь – в черте города). 20 ...к Николе к Зараскому на Осетр... – Так назывался в XVI в. Зарайск (на реке Осетр, притоке Оки), возникший на месте погоста, где стояла церковь в честь Николы Заразского (потом Зарайского); город прикрывал подступы к Москве и Переяславлю Рязанскому; в 1531 г. в городе был построен каменный кремль.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

СПб., 1882. Ч. 1. С. 507-508). Так же расценивается «хождение посолонь» в краткой статье в составе сборника, датируемого 1490/91 г.: «Аще ли кто от священник начнет инако мудрьствовати, яко же еретицы фрязи, анафема таковаго, и послушающеи его, яко единомысленници с ними осудятся» (РГБ. Муз. 3271. Л. 44 об.; Седельников А. Д. Рассказ 1490 г. об инквизиции//Тр. Комиссии по древнерус. лит-ре. Л., 1932. Т. 1. С. 42). Иоанн III продолжал настаивать на своем мнении и до окончательного решения вопроса запретил освящать новопостроенные на его средства церкви Иоанна Златоуста на посаде и Рождества Богородицы в Кремле. 24 авг. 1481 г. Г., оставив посох в Успенском соборе, вернулся в Симонов мон-рь с намерением отказаться от кафедры в случае, если вел. князь не покается. Учитывая, что абсолютное большинство духовенства и иноков были на стороне митрополита (в защиту Иоанна III выступали только Ростовский архиеп. Иоасаф (Оболенский) , сменивший на кафедре умершего в 1481 Вассиана, и архим. Геннадий (Гонзов)), правитель был вынужден уступить. Он послал к Г. своего сына Иоанна Молодого с просьбой вернуться на кафедру, а затем по требованию митрополита и сам прибыл в Симоново. Покаявшись, Иоанн III обещал впредь быть послушным митрополиту. Отстаивая независимость церковной жизни, Г. неизменно поддерживал вел. князя в решении вопросов общегос. значения. Митрополит не покинул Москву во время нашествия хана Ахмата летом-осенью 1480 г. Г. способствовал примирению вел. князя с братьями - удельными князьями Андреем и Борисом, а также возвращению в столицу матери вел. кн. Иоанна III инокини Марфы, что воодушевило москвичей. Вероятно, по инициативе Г. в Москву была перенесена Владимирская икона Божией Матери . Чудотворный образ не вернулся во Владимир, был помещен в новопостроенном кремлевском Успенском соборе, 23 июня было установлено празднование иконе с крестным ходом. В окт. 1480 г., когда, по летописи, сама собой зажглась свеча перед гробом свт. Петра в Успенском соборе, Г., совершив молебен Богородице и свт.

http://pravenc.ru/text/164853.html

Лоренцо Лотто. мученичество святого Стефана, 1513-1517, дерево, масло Джованни Бонконсильо, прозванный Марескалько. Воскресение Христа, около 1525-1530, холст, масло Лоренцо Лотто. Мистическое обручение святой Екатерины, 1523, холст, масло Якопо Негретти, прозванный Пальмой Старшим, Мадонна с Младенцем, святым Иоанно Крестителем и Марией Магдалиной, около 1520, дерево, масло Андреа Кордельяги, прозванный Андреа Первитали. Мадонна с Младенцем, святыми Павлом, Агнессой, донаторами Паоло и Аньезе Кассотти (Мадонна Касотти), 1523, холст, масло Бартоломео Монтанья. Святой Иероним, 1515, холст, темпера, масло Маэстро деи Картеллини. Ангелы с орудиями страстей, 1445-1455, дерево, темпера Маэстро деи Картеллини. Святой Павел, 1445-1455, дерево, темпера Маэстро деи Картеллини. Святой Петр, 1445-1455, дерево, темпера Баротолмео Виварини. Полиптих из Сканцо: Троица с двумя ангелами. Мадонна на троне. Святой Петр. Святой архангел Михаил. 1488, дерево, темпера Витторе Карпаччо и мастерская. Рождество Богоматери, около 1502-1504, холст, масло Амброджо да Фоссано, прозванный Бергоньоне. Святая Марта. Святой евангелист Иоанн, около 1511-1512, дерево, масло Козимо Тура. Мадонна с Младенцем, около 1475-1480, дерево, темпера Лоренцо Коста. Святой Евангелист Иоанн, около 1480-1481, холст, темпера, масло Джироламо Джовеноне. Мадонна с Младенцем. Святой Михаил, неизвестная святая и донатор. Святая Лючия, святой Доминик и донатор. 1527, дерево, масло Джованни Бузи, прозванный Карьяни. Музицирующая пара. Около 1520-1522, холст, масло Лоренцо Лотто. Положение во гроб, около 1513-1517, дерево, масло Джироламо Дженга. Святой Августин совершает таинство крещения над оглашенными, 1516-1518, дерево, масло Альтобелло Мелоне. Мадонна с Младенцем. Около 1520, дерево, масло Альтобелло Мелоне. Портрет дворянина. Около 1513, дерево, масло Пьетро Ваннуччи, прозванный Пьетро Перуджино, и мастерская. Рождество Христово, около 1504, дерево, масло Антонелло да Мессина, Якопо ди Антонелло. Мадонна с Младенцем, 1480, дерево, масло, 1480

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-epohu-v...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пояс Пресвятой Богородицы Память Владимирской иконы Божией Матери 05.07.2022 432 Время на чтение 6 минут   Куликовская битва. Поединок Пересвета с Челубеем. Художник М Авилов. В народном сознании величественная и героическая победа на Куликовом поле в сентябре 1380 года заслонила собой другую победу — победу осени 1480 года. А ведь по своей политической значимости, по своей практической результативности победа 1480 года намного превосходит те политические результаты, которые были достигнуты в 1380 году. Вспомним, ведь вслед за 1380 годом последовал страшный и трагический 1382 год, когда орда Тохтамыша захватила и сожгла Москву, а русские земли вновь были вынуждены начать платить тяжелейший " ордынский выход " — ту самую печальной памяти дань ордынским ханам. А вот после " Стояния на Угре " в осенние месяцы 1480 года Русская держава добилась того, к чему русские княжества стремились долгие 240 лет — Русь окончательно освободилась от ордынского ига. И с того момента как хан Ахмат увел свои последние войска с берегов Угры, Русская держава более никогда не теряла своей независимости. А это значит, что день 12 ноября (25 ноября по новому стилю) 1480 года — это историческая дата обретения Русским государством политической независимости. Куликовская битва или, как ее стали называть еще в те времена, Мамаево побоище, несомненно, кардинальный и важнейший факт всей нашей отечественной истории. Недаром историк В.О. Ключевский писал, что в сражении на Куликовом поле родился единый русский народ. Ведь тогда, в 1380 году, собственно говоря, решалась судьба всей Руси — быть ей или не быть. Именно потому под знамена великого московского князя Дмитрия Ивановича привели свои дружины почти все русские князья. И само сражение шло не на жизнь, а на смерть: Дмитрий Иванович поставил свои войска так, что за их спиной оказался Дон, а, значит, отступать им было некуда. Больше того, те 70 000 воинов, которые удалось собрать московскому князю, были последними защитниками Русской земли, и если бы стотысячной Мамаевой орде удалось раздавить русские полки — защищать русские города и веси было бы просто некому. И Куликовская победа, свершившаяся 8 сентября 1380 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы стала не просто победой русского оружия, а победой русского православного духа, победой Истины над ложью!

http://ruskline.ru/opp/2022/07/05/poyas_...

Со времени Евсевия стало известно семь посланий «соборных» в более определенном смысле, в смысле посланий вместе с прочими писаниями Нового Завета «читавшихся в церквах 22 , т.е., «православных», «канонических» (в противоположность сочинениям еретическим). Так сближать термины χαθολιχς и ρθδοξς, χανονιχς можно и на основании у Евсевия соборными посланий Дионисия Коринфского, предназначавшихся частным церквам. Римская церковь действительно доселе сохраняет за соборными посланиями название канонических. Но «соборными» в смысле «канонических» ( χανονια) могут быть названы и Евангелия, и Павловы послания, и Апокалипсис, и кроме того в дни Евсевия и сам Евсевий строго каноническими ( μολογομεα) признавл только 1-е послание Иоанна и 1-е Петра, следовательно он не называл семь посланий «соборными» в смысле их каноничност 23 . Другое мнение, что эти послания заключают в себе сущность учения всей Церкви, вселенское догматическое и нравственное учение, также не может быть принято: тогда и послания ап. Павла нужно было бы назвать соборными, так как они излагают «сущность учения всей Церкви 24 . Наконец нельзя согласиться и с мнением тех, которые именем «соборных» называют сборник семи посланий разных авторов в противоположность собранию посланий ап. Павла α λοπα πιστολα χαθ λυ (прочие послания вообще, собрания прочих посланий), так как а) χαθολιχ ς у церковных писателей не употребляется в таком значени 25 , b) первоначально первое послание Петра и первое Иоанна входили в один сборник вместе с посланиями ап. Павла и лишь впоследствии были из него выделены вместе с остальными соборными посланиями в особый сборни 26 . Поэтому нужно искать другого объяснения термина «соборный». Основываясь, очевидно, на цитате из Климента Александрийског 27 , проф. М. Д. Муретов пишет: соборные послания «точно такие же соборные послания, как помещённое в Деян. 15, 23–29 : то было первое по времени и по счёту соборное апостольское послание (как называет его Климент Ал 28 ) Эти αпослания, хотя и писавшиеся столпами собора церкви иерусалимской, но предварительно читавшиеся на самом этом соборе, им редактировавшиеся или же только одобрявшиеся, и от лица его посылавшиеся, – и именно в эпоху борьбы ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/pervoe...

Тут же от ступеней прямо от храма мы сделали малый поворот влево и вошли в темную комнату, ведшую в другую, еще более темную. Это была малая церковь Живоносного Источника. Во время оскудения в обители масла когда-то старцы пожаловались на то отшельнику Георгию Арселаиту и просили его помочь им в нужде. Угодник Божий пришел в кладовую монастырскую, где стояли пустые сосуды елейные. По молитве святого они наполнились елеем, потекшим через край. Братия в память чуда обратили кладовую в церковь . После придела Неопалимой Купины она в наибольшем почтении теперь у синаитов, и еженедельно по средам совершается в ней Божественная литургия. Из передней комнаты каменная лестница ведет в игуменские покои. Прежде всего мы вошли в довольно просторную комнату с тремя окнами, почтенную именем Синодика, с лавками кругом стен и большим столом, украшенную по стенам двумя-тремя портретами. Окончины сборни изукрашены изурочными обводами из разноцветных стеклышек и вместе с мраморным полом комнаты составляют славу обители. Собственно покои игуменские – далее к востоку от Синодика. Первая комната, шагов в десять длины и пять ширины, заставлена сундуками и старомодными креслами. Вдоль западной стены поставлена этажерка с 40–50 печатными книгами, большею частью фолиантами на греческом языке, очевидно, предназначенными для пользования братии» 344 . Из этого описания видно, что к главному храму Синайского монастыря прилегал ряд помещений: одно из них, обращенное в церковь Живоносного Источника, раньше было кладовой, где хранился провиант; другое, расположенное над ним, было монастырской сборней и библиотекой. Литийная процессия, направляясь из храма Неопалимой Купины обратно в главную церковь Преображения Господня, проходила мимо этих помещений. Кандилапт в целях удобства, чтобы не носить большого количества хлеба, требуемого для вкушения, в храм, выносил его из кладовой в помещение библиотеки. Иерей, следуя в храм при пении стиховных стихир, здесь останавливался и по окончании тропаря благословлял вынесенные хлебы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1878 Октябрь-Декабрь. Книга четвертая Историческое описание Свято-Троицкие Сергиевы Лавры составленное по руко-писным и печатным источникам проф. Московской Духовной Академии А.В. Горским в 1841 г. с приложениями Архимандрита Леонида. Часть I Описание Славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой лавры. Часть II Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1879. Январь-Март. Книга первая Письма к М.П. Погодину из славянских земель (1835–1861). I. Письма О.М. Бодянского. Изданы под редакцией Д. Чл. Нила Попова Материалы для русской библиографии. Хронологическое обозрение редких и за-мечательных русских книг XVIII столетия. Составил Н.В. Губерти. Вып. 2-й Историко-статистическое описание Николаевского Корельского монастыря. Со-общил Д. Чл. Макарий, епископ Архангельский и Холмогорский Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского. Списание Нестора. По харатейному списку Московского Успенского собора буква в букву и слово в слово. С предисловием Д. Чл. Андрея Попова Материалы для истории церковной унии в юго-западной Руси. I. Ekthesis abo krotkie zebranie spraw, ktore sie dzialy na partykularnym, to iest, pomi-astnym Synodzie w Brzesciu Litewskim. С предисловием Д.Ч. Андрея Попова Обличительные списания против жидов и латинян. (По рукописи Императорской Публичной библиотеки 1580 года). С предисловием Д. Чл. Андрея Попова Библиографические материалы, собранные Андреев Поповым. I. Описание сборни-ка русского письма конца XII века Дело по поводу стихотворения Тредьяковского. Сообщ. Д. Чл. П.И. Мельников Греческие сказки об Армянской вере, перешедшие в нашу древнюю русскую пись-менность. Сообщ. Д. Ч. А. Л-ъ Акты XVII в. о. Шеговарском приходе Шенкурского уезда. Сообщ. Д.Ч. Макарий, епископ Архангельский и Холмогорский Рукописный сборник XVIII в. Сообщ. Д.Ч. Архим. Григорий Протоколы заседаний Императорского Общества Истории и Древностей Россий-ских

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание архиепископа Геннадия Новгородского митрополиту Зосиме. 1490 г., октябрь Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников «Послание Геннадия Зосиме» (наряду с одновременно написанным им «Посланием собору епископов») является одним из наиболее ярких памятников борьбы новгородского архиепископа с еретическим движением. Памятник этот свидетельствует о глубоких разногласиях внутри феодальной церкви в конце XV в. — разногласиях, значительно облегчавших борьбу еретиков с ней. Для того, чтобы добиться желанной цели — расправы над еретиками — новгородскому владыке пришлось прибегнуть к самому энергичному нажиму. Время написания «Послания Зосиме» (как и «Послания собору епископов») определяется с достаточной точностью: послание написано уже после избрания Зосимы на митрополичий престол (26 сентября 1490 г.) и совершенного им «прещения» (наказания) некоторых московских еретиков (Дениса и других) и до собора против еретиков (17 октября того же года). «Послание Геннадия Зосиме» издавалось дважды: в «Актах Археографической экспедиции» (ААЭ) (т. I, 1836, 381) и в «Памятниках древне-русского канонического права» А. С. Павлова (РИБ, т. VI, 115, I). Рукописный источник издания «Актов Археографической экспедиции» не вполне ясен: издатели ссылаются на «сборник in 4°, находящийся в библиотеке Соловецкого монастыря под 67» (стр. 482); в Соловецком собрании, действительно, сохранился сборник в 4° (теперешний 962/852), содержащий «Послание Геннадия Зосиме», но текст «Послания» в этом сборнике не вполне совпадает с текстом ААЭ. В тексте ААЭ читается ряд вставок, отсутствующих в Соловецком списке, так, например; после слов (о новгородских еретиках) «и ти послышив то, что на Москве живут еретики во ослабе» (стр. 375) читается «и они все отселе сбежали к Москве; да там еретикы сбежав, да ходили в ослабе»; вместо слов (по адресу Зосимы) «аще сам не веси» читается «аще сам не невеси», и т. д. Откуда взяты эти чтения, был ли в руках издателей не дошедший до нас соловецкий список, или это какие-то их домыслы и конъектуры, сказать трудно. Во всяком случае, в обоих дошедших до нас списках «Послания» — Толстовского и Соловецкого собрания — все указанные места читаются одинаково и чтения, характерные для текста ААЭ, отсутствуют. А. С. Павлов в своем издании положил в основу список Толстого, сделав ряд вставок по печатному тексту ААЭ, не сверенному им с рукописью Соловецкого собрания

http://sedmitza.ru/lib/text/433589/

М.А. Цветков Архиепископ Геннадий Гонзов заступил на новгородскую владычную кафедру в 1484 году. В 1485 году он обнаружил в Новгороде еретическое движение, представителей которого в послании епископу Прохору Сарскому (1487) назвал «жидовская мудрствующими», прп. Иосиф Волоцкий в Просветителе называет их «жи- довствующими», а в советской историографии «новгородско-московской» ересью. Двадцатилетняя борьба с ересью побудила владыку написать несколько посланий, составить новую пасхалию, заниматься организацией духовных училищ для кандидатов в священный сан, создать литературный кружок в Новгороде, в котором в 1499 г. была переведена с греческого, латинского и еврейского языков первая полная славянская Библия , переписывались кормчие книги. Все это было сделано в период острой конфронтации с новгородским духовенством, не желавшим принимать архиерея, избранного в Москве, в борьбе с еретиками в окружении великого князя, с самим Иваном III. В полном смысле слова новгородского архиепископа можно назвать человеком большого гражданского мужества, просветителем и педагогом. Стараниями архиепископа Геннадия в 1488, 1490 и 1504 гг. в Москве проводились соборы на еретиков «жидовствующих». Среди еретиков, осужденных на церковном соборе 1490 г. выделяется фигура Захара Стригольника. Об этом персонаже архиепископ подробно рассказывает в посланиях митрополиту Зосиме и собору епископов (1490). Первая встреча Геннадия и Захара произошла за три года до посланий Зосиме и епископам, в 1487 г., (Захар – «лает ми, господине, беспрестани уже третий год, на четвертый настало», – писал Геннадий митрополиту 1 ). На Захара архиепископу пожаловались монахи, что «причастия три годы не давал, а сам, деи, не причащал же ся». Владыка позвал Захара к себе и спросил: «О чем ты так чинишь, что еси три годы не причащался?» И он ми молвил: «Грешен есми». И яз ему молвил: «Ты о чем же еси перестригл детей боярских, да от государя еси их отвел, а от Бога отлучил, что еси причастия не дал три годы?» И он ту свою ересь явил: «а у кого, деи, ся причащати? Попы, деи, по мзде ставлены, а митрополит, деи, и владыкы по мзде же ставлены».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010