неск. крупными постройками. Чертоза (картезианский монастырь) в Павии (1396-1560, Марко Солари, Гуинифорте Солари, Джованни Антонио Амадео; братья Мантегацца, Джанджакомо Дольчебуоно, Бенедетто Бриоско, Кристофоро Ломбардо, Галеаццо Алесси), санктуарий Дома Богоматери в Лорето (1469-1587, авторство первоначального проекта неясно, затем Марино ди Марко Чедрино, Джулиано да Майано, Баччо Понтелли, Джулиано да Сангалло; фасад построен в 1571-1587 Джованни Боккалини, Джованни Баттиста Кьольди, Латтанцио Вентура: Grimaldi. 1986), собор Санто-Стефано в Павии (1488-1507, недостроен; Джованни Антонио Амадео, Дж. Дольчебуоно, Джованни Пьетро Фугацца при участии Браманте: Bruschi. 1969. Р. 85) представляют собой удлиненные базилики с обширной восточной частью, включающей окруженное венцом капелл средокрестие и образующей развитую центрическую композицию. Возможно, эти постройки дали толчок размышлениям о способах гармоничного соединения базиликального и центрического храмов, к-рые отразились в ряде проектов, иллюстрирующих трактат Франческо ди Джорджо, в рисунках Леонардо да Винчи, относящихся к посл. десятилетию XV в., в миланских постройках Браманте в XVI в. эти размышления получили продолжение в процессе проектирования собора св. Петра в Риме. Интерьер ц. Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро в Милане. Ок. 1480 г. Интерьер ц. Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро в Милане. Ок. 1480 г. Ок. 1480 г. Браманте начал работы в Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро - обширном базиликальном храме, к-рый был пристроен к небольшой ц. Сан-Сатиро (до 879). Браманте реконструировал здание IX в., превратив его в идеальный центрический храм эпохи Ренессанса: с нижним цилиндрическим объемом, расчлененным обрамленными пилястрами нишами, с выявленным в среднем ярусе равноконечным крестом и с декоративным куполком на световом барабане. В новом храме Браманте впервые (возможно, со времен античности) создал средствами живописи иллюзорное пространство: не имея возможности сделать глубокую апсиду, он изобразил в перспективном сокращении цилиндрический кассетированный свод, напоминающий архитектурные декорации в живописи Пьеро делла Франческа.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

О судьбе самой Владимирской иконы в XV веке не все ясно. Епифаний Премудрый о дальнейшем местопребывании иконы ничего не сообщает. Во всяком случае в 1410 г. икона находилась во Владимире и подверглась ограблению со стороны напавших на город татар. Икона была перевезена в Москву для починки, по заказу митрополита Фотия для нее был изготовлен новый золотой оклад 186 . После этого, можно предполагать, Владимирская икона уже оставалась в Москве и хранилась в Кремлевском Успенском соборе. В 1451 г. великий князь Василий II склонился перед «образом Пречистыа» и другими иконами в благодарственном молебне за чудесное избавление от нашествия войск царевича Мазовши. В 1471 г., собираясь в поход на Новгород, Иван III молился у «чюдотворной иконы Пресвятыя Богородица Владимирския» 187 . В 1472–1479 гг. в Москве осуществлялось строительство нового здания Успенского собора, и в этот период, скорее всего, чудотворная икона Божией Матери находилась во Владимире. Это подтверждается фактом, что 23 июня 1480 г. Владимирская икона была вторично перенесена в Москву. В литературе указанная дата не получила объяснения. Но день был выбран знаменательный: 23 июня 1480 г., в воскресенье, Иван III с основными войсками отправился к Коломне навстречу Ахмату. Очевидно, как и в 1471 г., великий князь перед походом должен был молиться перед Владимирской иконой Божией Матери, и с этой целью икона была вновь перенесена в Москву. В современных летописях событие не описано, а впервые зафиксировано, по наблюдениям Е. Е. Голубинского , в месяцеслове Следованной псалтыри XVI века Троиц., 321 188 . Е. Е. Голубинский полагал, что праздник перенесения Владимирской иконы 23 июня был установлен в том же 1480 г., но следует сказать, что в источниках XV в. и первой четверти XVI в. праздник не отмечен. Поэтому необходимо уточнить датировку Псалтыри Троиц., 321. В свое время мне удалось выяснить, что рукопись Троиц., 321 составлена около 1528 г. в Московском митрополичьем скриптории 189 . Запись о перенесении иконы помещена в месяцеслове под 23 июня: «В тои же день прииде чюдотворная икона Пречистаа Богоматерь из Володимеря в град Москву в лета 6988. Того же лета приходил безбожныи Ахмат с детми на реку на Угру в осень, на Покров Святыя Богородица. Оттоле уставиша сии праздник празновати» (л. 1190–1190 об.). Под 26 августа записан праздник Сретения Владимирской иконы: «В тои же день празднуем Стретению иконы Пресвятыа Владычици Владимерскыя» (л. 1230 об. – 1231). Таким образом, точные данные об установлении праздника перенесения Владимирской иконы 23 июня относятся ко времени правления митрополита Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Юный инок подвизался в совершенном послушании, привыкая к монастырскому уставу, авва же его любил ради его добродетельности и доброго произволения. И когда настало время, по его просьбе архиепископ Ростовский Дионисий рукоположил его во пресвитера. •  Впоследствии прп. Макарий был игуменом в Глушицком монастыре. Там же он был и погребен, рядом с прп. Тарасием.  •  См. коммент. к житию прп. Дионисия Глушицкого — 1 июня. Преподобный Серапион Спасоелеазаровский (+ 1480) Память его празднуется 8 сент. в день преставления, 15 мая вместе с прп. Евфросином, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Родиной прп. Серапиона был город Юрьев, или Дерпт. Уже иноком, в возрасте 35 лет, он пришел  в Псковские пределы к прп. Елеазару (память его 15 мая) на отшельничество, но не выдержал суровой жизни и ушел против воли своего старца. Однако, прорубая себе дорогу в лесу, он ранил ногу и вернулся к нему с покаянием и остальные 55 лет своей жизни уже не покидал его.  Собравшейся братии прп. Серапион служил образцом смирения, послушания и строгого соблюдения устава. Особенно он подвизался в том, чтобы никогда не быть праздным, но каждую свободную минуту посвящать молитве или чтению Священного Писания. Настаивая на особой важности общецерковной молитвы, он говорил, что 12 псалмов, исполненных келейно, не стоят одного «Господи, помилуй», пропетого в церкви. Его одежда была такая ветхая, что по его кончине никто не хотел ее взять. От подвигов он тяжко заболел, но был исцелен явившимся ему прп. Онуфрием Великим (IV в.). За год он предсказал немецкое нашествие 1480 г. и поражение их: ободренные явлением им св. князя Довмонта (память его 20 мая), псковичи изгнали врага.  В 1476 г. прп. Серапион исцелил расслабленного крестьянина Антония. Скончался он 8 сентября 1480 г. в возрасте 90 лет, и старец его, прп. Елеазар, похоронил его. Вскоре на могиле прп. Серапиона прозрел слепой. Прп. Серапион явился одной женщине — Мелании, желавшей утопиться вследствие несчастно сложившейся ее семейной жизни, — удержал ее за руку, велел призывать прп. Серапиона и обещал ей свою помощь. Дальнейшая жизнь этой женщины была счастливая. Чудеса у гробницы прп. Серапиона продолжались до последнего времени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

неизвестно Иларион, епископ упоминается после 1405 Никон, епископ упоминается в 1408, 1411 неизвестно Севастиан, епископ рукоположен с 1411 до 1416 неизвестно Герасим, епископ бывший епископ Владимиро-Волынский с 1417 по 1433 с 1434 возведён на Киевскую митрополию, оставаясь в Смоленске Михаил II, епископ упоминается неизвестно Нафанаил епископ упоминается с 1440 по 1445 неизвестно Симеон II, епископ рукоположен Евфимий II, епископ упоминается в XV веке неизвестно Мисаил (Пеструцкий-Друцкий-Соколинский-Бабич, князь), епископ упоминается с октября 1454 по 1475 наречённый митрополит Киевский, 1480 Иоаким, епископ упоминается с 1480 по 1485 (с 1480 по 1494) неизвестно Иосиф (Болгаринович), епископ рукоположен с 1494 по 30.05.1498 избран митрополит Киевским и всея Руси, с сохранением Смоленской епархии; 1501 Иосиф (Солтан), епископ упоминается с 1502 по 1509 митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Варсонофий (Ходыкин), епископ с 1509 по 1514 лишён кафедры и сослан после взятия Смоленска Василием III, заточён; неизвестно Смоленская и Брянская С 1515 года Имена Сведения Иосиф, епископ рукоположен с 15.02.1515 22.06.1532 (1522) Савва (Слепушкин), епископ рукоположен с 20.02.1536 по 1538 неизвестно Гурий (Заболоцкий), епископ рукоположен с 16.03.1539 по март 1555 на покое; неизвестно Симеон, епископ рукоположен с 17.03.1555 28.07.1567 Феофил (Филофей), епископ упоминается в 1568, 1569 неизвестно Сильвестр, епископ рукоположен архиепископ с 1589 до 1592 неизвестно Феодосии, архиепископ рукоположен с 06.03.1592 возможно, январь 1605 Сергий, архиепископ упоминается с 1609 по 1611 взят поляками в плен; после 1616 (1619) Смоленская и Черниговская С 1628 года Имена Сведения Исайя (Копинский), архиепископ бывший епископ Перемышльский и Самборский с 1628; епархией не управлял с 18.11.1631 митрополит Киевский. Галицкий и всея Руси Авраамий, архиепископ рукоположен с 1632 по 1648 переименован архиепископ Смоленский и Дорогобужский Смоленская и Дорогобужская С 1648 года Имена Сведения

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

(В миру Михаил; † 1480/81, Новгородок-Литовский), еп. Смоленский (1451 - 1480/81), нареченный униат. митр. Киевский, Галицкий и всея Руси (между 1472/73 и 1475/76 - 1480/81). Происходил из православного рода оршанских землевладельцев. Второй сын боярина Ивана († 1454/65) и его жены, известной под иноческим именем Агафия († после 1465). О происхождении М. долгое время шли дискуссии. По мнению некоторых исследователей, он был представителем рода князей Друцких (АЗР. Т. 4. Примеч. С. 18. Примеч. 91; Tretiak J. Piotr Skarga w dziejach i literaturze Unji Brzeskiej. Kraków, 1912. S. 12; Мицик Ю. А. Мисаïл//Енцикл. icmopiï Украïни. К., 2009. Т. 6. С. 667). Однако в авг. 1578 г. в жалованной грамоте польск. кор. и Литовского вел. кн. Стефана Батория подляшскому воеводичу и дорогицкому старосте И. И. Сапеге на право «подаванья» Черейского в честь Св. Троицы мужского монастыря, расположенного на Черейском городище у оз. Головля (ныне Чашникский р-н Витебской обл., Белоруссия), а также в подтвердительной записи от 20 янв. 1599 г. литовского канцлера Л. И. Сапеги властям обители отмечалось, что в 1466-1476 гг. князья Бабичи и Соколинские-Друцкие были одними из основных вкладчиков Черейского мон-ря, но не являлись родными братьями М. или его племянниками по мужской линии (АЗР. Т. 3. 101/I-V. С. 230-232; АСЗР. Т. 2. 18. С. 15). Версия о таком происхождении М. аргументированно опровергнута ( Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 379. Примеч. 30; Wolff. 1895. S. 669-670). М. не упоминается в ранних списках XVI в. западнорусских и московских родословных источников как представитель рода князей Друцких (ПСРЛ. Т. 35. С. 282-283; Кузьмин А. В. Опыт комментария к актам Полоцкой земли 2-й пол. XIII - нач. XV в.//ДРВМ. 2007. 4(30). С. 68). Вслед за польским церковным историком И. Стебельским митр. Макарий (Булгаков) пришел к выводу, что М. «происходил из рода князей Пеструцких, или Пестручов» ( Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 379. Примеч. 30). Между тем в актах 2-й пол. XV в. братья и племянники М. по муж. линии не упоминаются как князья (АЗР. Т. 3. 101/VI-VIII. С. 233-234; АСЗР. Т. 2. 1. С. 3).

http://pravenc.ru/text/2563368.html

4 апр. 1479 г. В. вместе с игум. Паисием крестил в Троице-Сергиевом мон-ре Василия, сына вел. кн. Иоанна III (впосл. вел. кн. Василий III Иоаннович ). 12 авг. того же года В. участвовал в освящении кремлевского Успенского собора, 24 авг.- в перенесении мощей свт. Петра, 27 авг.- в перенесении мощей святителей Киприана, Фотия, Ионы. Осенью того же года В. был приглашен вел. князем принять участие в разрешении спора о том, как должен идти крестный ход при освящении храма - по солнцу («посолонь») или против солнца (спор возник в связи с освящением Успенского собора, когда митр. Геронтий шел с крестным ходом против солнца). В. вопреки мнению митр. Геронтия настаивал на хождении «посолонь», но определенного решения принято не было («много спирашася, не обретоша истины»). Весной 1480 г. В. стал посредником между вел. князем и его мятежными братьями: князьями Андреем Суздальским и Борисом Волоколамским, к-рых святитель дважды посетил в Новгородской земле, передавая им предложения Иоанна III. Во время похода хана Ахмата на Русь в 1480 г. В. вместе с митрополитом остался в Москве. Бояре И. В. Ощера, Г. А. Мамон и др. советовали вел. князю пойти на уступки Ахмату. Иоанн, чье войско находилось на берегу р. Угры, напротив татар. армии, колебался и, по сведениям нек-рых летописей, вел переговоры с Ахматом. В. написал рус. правителю «Послание на Угру», где призывал «крепко стояти за православное христианство и за свое отечество противу безбожному бесерменству», следуя примеру блгв. кн. Димитрия Иоанновича Донского , и обещал мученические венцы погибшим воинам. Своей архипастырской властью святитель освободил Иоанна III от «клятвы» - «еже не поднимати руки против царя», и доказывал, что никаких законных прав на власть над Русью татар. хан - самозваный царь - не имеет. Батый, разбойнически завладевший рус. землями, не был «ни царь, ни от рода царска», поэтому Иоанну III не следует ему подчиняться. Вел. князь должен покаяться в грехах и править справедливо, тогда он, подобно Моисею, освободит Русь - «новый Израиль» от «нового фараона» Ахмата. Наряду с «Посланием на Угру» Я. С. Лурье связывал с творчеством В. рассказ о «Стоянии на Угре», восходящий к Ростовскому летописному своду 80-х гг. XV в. и сохранившийся в Типографской и др. более поздних летописях. «Послание на Угру» оказало влияние на рассказ о событиях 1480 г. в Устюжской летописи и кратком Кирилло-Белозерском летописце.

http://pravenc.ru/text/149887.html

Он видел, что грамота не подписана епископами, кроме одного Смоленского, избранного на митрополию, и в то же время мог получить от своего нунция в Литве или от бискупов самые верные сведения, что грамота эта – дело лишь небольшой партии, между тем как массы русского народа вполне враждебны Римской Церкви и вовсе не желают единения с нею. По крайней мере, не сохранилось никаких известий, чтобы папа присылал тогда в Литву своих легатов по делам Западнорусской Церкви, о чем просили его в грамоте, и чтобы сделаны были им тогда в этой Церкви какие-либо распоряжения относительно унии. Ровно через четверть столетия мы снова увидим совершенно подобное сношение Литовского православного митрополита с Римским владыкою и вместе полное недоверие и пренебрежение со стороны папы к грамоте митрополита. Посольство в Рим с грамотою к папе Сиксту IV – почти единственный факт, известный за все время управления митрополиею Мисаила. Сохранились еще известия о двух вкладах и дарственных записях, данных в 1480 г. новогрудским войтом Макаром Кудричем и мещанином Волочком новогрудскому Борисоглебскому собору на имя «Смоленского владыки» Мисаила. Откуда можем заключать, что в 1480 г. Мисаил еще управлял митрополиею (следовательно, скончался не прежде) и жил в митрополичьем новогрудском доме, находившемся при кафедральном соборе, но не был и не назывался в народе действительным митрополитом, а по-прежнему носил имя Смоленского владыки, оставаясь только избранным на митрополию и управляя ею. Необходимо предположить одно из двух: или в Царьград вовсе не обращались с просьбою, чтобы патриарх благословил Мисаила и утвердил в митрополитском сане, или патриарх не согласился дать Мисаилу свое благословение и утверждение. Не без основания можно думать, что тогдашний Цареградский патриарх Рафаил (1477 – 1480) действительно не благословил Мисаила и не утвердил в звании митрополита, может быть узнав о его бывших сношениях с папою. На такую мысль наводит то обстоятельство, что еще при жизни Мисаила патриарх вместе со всем своим освященным Собором сам избрал, рукоположил и прислал в Литовскую Церковь прямо из Царьграда другого митрополита Киевского и всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

хранящихся в наших монастырях, с восполнением его сведениями и об Ее прочих общецерковно и местно чтимых свв. иконах 101 Абалацкая Знамение 27 нбр. 1514, 1547. Абульская 102 11 июн. Адриановская Успение 15 авг. 1561. Азовская. Азуровская или Миасинская 1 снт. 339. Акафистная Зографская. – См. Зографская. Акафистная Хиландарская 103 12 янв. Аксайская 104 . Албазинская Знамение 105 9 мрт. Александрийская 106 1 снт. Андроникова Греческая 22 окт. 1546. Антиохийская 107 28 мая. Араб – Панагия или Меланхрини (т. е. Черная, в предместье Константинополя, называемом Пера, в церкви Введения). Аравийская или Арапетская 108 6 снт. Арзамасская Казанская 8 июл. 1503. Арматийская или Амартийская 109 17 авг. Ахиротипная , т. е. Нерукотворенная, Печерская 110 3 мая. Ахренская Шахматица или Яхромекая 14 окт. 1427. Ахтырская 2 июл. 244, 1450, 1555. Ацкурская 15 авг. 1451. Байбузская (получившая наименование по месту своего пребывания в с. Байбуз, Чигиринского y., Киевской губ.) 23 дек. Балыкинская 30 июн. 1480, 1516. Барбарская. Барградская (в Бар-Граде, в Италии). Барловская или Блаженное чрево 111 26 дек. Барская 1 окт. 1520. Бахчисарайская , Крымская, Мариупольская Панагия 15 авг. 1538. Бежевская 112 11 апр. Белеградская (в Царьграде, близ Силиврийских врат, в церкви Пр. Богородицы). Белзская , ныне Ченстоховская, 6 мрт. 1556. Белобережская Троеручица 28 июн. 1515. Беловежская (в с. Хвастовцах, Борзенского y., Черниговской г.) на Вознесение. Белгородская Смоленская 28 июл. 283. Белоцерковская (в Белоцерковской церкви, Сенницкого y., Могилевской губ.). Белыничская 12 апр. 1480. Бердичевская 113 . Беседная 14 авг. 1508. Благовещение 114 25 мрт. 126–127. Благовещение Устюжская. – См. Устюжская. Благодатное Небо 115 6 мрт. Благоуханный Цвет 116 15 нбр. Блаженное чрево . – См. Барловская. Боголюбская 18 июн. 228. Боголюбская в Козлове 117 29 окт. 1543. Бодянская (в Сербии). Борколабовская 11 июл. 1480. Боровская . – См. Цесарская. Борская Взыскание погиб. 5 фвр. 1519, 1528. Борунская . 1477.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Русская Церковь чтит также память своих Предстоятелей – святителей Петра, Алексия, Иону, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Тихона, прославляя каждого в отдельности и одной общей соборной памятью. Она была установлена Патриархом Иовом и первоначально включала только три имени: святителей Петра, Алексия и Ионы. Затем по ходатайству святителя Иннокентия (†1879; пам. 31 марта) Святейший Синод включил в этот лик святителя Филиппа (†1569; пам. 9 янв.). В год празднования 300-летия дома Романовых был канонизован Патриарх Ермоген, имя которого было добавлено к лику. Наконец, 1997 году синодальным решение было упорядочено поминовение Московских Чудотворцев и в их лик были включены имена новоканонизованных святых: святителей Макария (†1563; пам. 30 дек.), Иова и Тихона. Они содействовали духовному просвещению, становлению государственности. Патриархи Иов (†1606; пам. 19 июня) и Ермоген (†1612; пам. 17 февр.) энергично противодействовали разрухе государства в XVII веке. Их подвиг продолжал в XX столетии Святейший патриарх Тихон (†1925; пам. 25 марта). Церковный Месяцеслов – хранитель национальной исторической памяти, он отражает различные вехи русской истории. Скорбь о погибших воинах на Куликовом поле в 1380 году запечатлелась в ежегодной Дмитровской родительской. Почитание Донской и Гребневской икон Богоматери – связано с битвой на Куликовском поле в 1380 году. В летописи говорится о принесении в Москву из Владимира иконы Богоматери в 1395 году во время опасности Тамерланова нашествия. Будучи гоним Богоматерью, он оставляет пределы Московские и стольный град был спасен от неминуемого разорения. На месте встречи чудотворного образа, спасшего стольный град от Тамерлана, был основан Сретенский монастырь, ставший в последующее время символом борьбы русского народа со степным врагом 320 . Затем икона была возвращена во Владимир 321 , но в Москве остались копии с чудотворного образа. В 1480 году последовало второе принесение её в Москву, оставшееся незафиксированным в летописях. «Июня 23. Прииде чудотворная икона Пречистая Богоматерь из Володимеря в град Москву 6988 (1480); того же лета приходил безбожный Ахмат с детми на реку на Угру, в осень на Покров святая Богородица; оттоле уставиша сий праздник праздновати» – говорится в Церковном Уставе 322 . 23 июня 1480 года, когда икону встречали в Москве, князь Иоанн III выступил с войском в Коломну. Радость освобождения Русской земли от Золотоордынского ига – это празднование в честь Владимирской иконы Богоматери (23 июня/6 июля). Но хан Ахмат бежал с реки Угры, уйдя от генерального сражения, в ноябре, а датой празднования освобождения Руси от золотоордынского ига стало принесение чудотворного образа в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В 1458 году Литовскую митрополию образовали десять, без митрополичьей, девять епархий – Смоленская, Полоцкая, Брянская (Черниговская), Туровская, Луцкая, Владимиро-Волынская, Холмская, Перемышльская и Галицкая без епископа 873 . Во главе всей западнорусской православной церкви, по-прежнему, стал константинопольский патриарх. Но деятельность его первоначально ограничивалась лишь поставлением, вернее, благословением литовско-русского митрополита. Польский король Казимир даже попытался не принять митрополита, назначенного патриархом 874 . Он предоставил митрополичьи права смоленскому епископу Мисаилу, избранному на митрополию, но не утвержденному патриархом. Мисаил, управляя Литовской митрополией (1475–1480), после Григория Болгара, входил в сношения с папой Сикстом IV. Эти сношения могли расположить к нему Казимира, напротив оттолкнули константинопольского патриарха. В 1480 году король уступил православным; он дозволил новому митрополиту Симеону, избранному по его воле, просить благословения и утверждения не у папы, но у цареградского патриарха Максима (1480–1487 г.). С этого времени патриарх всегда утверждал православных литовских митрополитов и стал заметнее проявлять свою власть в западнорусской церкви 875 . Впрочем, власть его в Польско-Литовском государстве всегда была очень ограниченной и положительно затемнялась властью короля. Она сама требовала королевской санкции. В 1589 году Сигизмунд III особой окружной грамотой дозволил константинопольскому патриарху Иеремии исправлять все духовные дела в литовско-русских областях, чинить суд и расправу над всем православным духовенством по представленной ему на то верховной власти. Другой грамотой запрещалось препятствовать патриарху в его деятельности 876 . Патриарх утверждал митрополитом лишь того, кого соглашался принять король-католик 877 . Иеремия первый из константинопольских патриархов посетил русскую церковь , хотя под властью их она находилась ровно шесть столетий 878 . Понятно, что вселенские патриархи, тяжелые на подъем, давно утратившие свои права в сев.-восточной Руси, стали нуждаться в королевском позволении проявить свою верховную власть и в оставшейся под их ведением западной Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010