Поскольку в тот год ничего не случилось, еретики подвергли резкой критике веру вообще во «второе пришествие», а заодно и писавших на данную тему церковных авторов, в частности св. Ефрема Сирина . 29 Преподобный Иосиф Волоцкий здесь и далее воспроизводи текст Священного Писания не вполне точно (ср. С «Острожской Библией» С ним он вообще, подобно другим древнерусским писателям, обращается довольно свободно, смело изменяя по необходимости его структуру – как грамматико-синтаксически, так и лексико-семантически (разновидность самостоятельного литературного творчества). При переводе таких библейских цитат переводчик, следуя тексту, заданному преподобным Иосифом, конечно же, учитывал опыт синодального русского перевода Библии. 31 Успенский собор в Кремле. Основан в 1326 г. московским князем Иваном Калитой. В 1479 г. заново построен по образцу Владимирского Успенского собора мастером из Венеции Аристотелем Фиораванти. Здесь хранились главные государственные святыни, покоились мощи русских первосвятителей. 32 Архангельский собор в Кремле. Основан в 1333 г. Иваном Калитой. В 1508 г. перестроен «фрязином» Алевизом Новым. Служил усыпальницей московских великих князей и царей. 33 Иван Черный – московский писец. Сохранилось несколько переписанных им и при его участии книг: «Летописец Еллинский и Римский», «Лествица» Иоанна Синайского, «Библейский сборник». Игнат Зубов – купец. Оба были связаны с еретиками и, боясь наказания, бежали между 1487 и 1490 гг. в Литву. Там и тот и другой вскоре умерли, еще до начала церковного собора на еретиков 1490 г. 2. 1:393–394]. 34 Святитель Геннадий (Гонозов). Окормлял Новгородскую епархию с 1484 до 1504 г. Первым обнаружил ересь и начал борьбу с еретиками. К этому же в ряде посланий 80–90-х гг. XV в. призывал наиболее видных русских иерархов, причем был сторонником жестких мер. Опасаясь распространения еретических умонастроений в обществе, заботился о просвещении и повышении уровня образованности духовенства. С этой целью собирал и изучал бывшую в ходу у еретиков литературу, создал в Новгороде литературный кружок, силами которого были написаны несколько антиеретических сочинений (это прежде всего послания самого Геннадия 1487–1490 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

272, и в том же Сборнике Р. И. О. (Р. И. С.?, прим. корр.) т. XLI. В грамотах, тождественных по содержанию, великий князь пишет Скаре: «Писал к нам еси о том, чтобы ти у нас быти, и ты бы к нам поехал; а будешь у нас, наше жалованье к собе увидишь; а похочеш нам служити, и мы тебя жаловати хотим; а не похочеш у нас быти, а въсхочеш от нас опять в свой землю поехати, и мы тобя отпустим добровольно, не издержав». Собиравшийся, но, как видно из промежутка времени между грамотами, не торопившийся поехать в Москву, Скара, если прособирался до 1490 года, когда был в Москве собор на Жидовствующих, конечно, отложил своё намерение переселяться в неё). Под монастырём Сенного острова, иноком которого был Савва, по всей вероятности, должно разуметь Троицкий Сенновский монастырь, который находился на острову или островку Ладожского озера Сенном, лежащем у южного берега озера, вверх и влево от устья Волхова, см. В. Зверинского Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях, III, 191, Полагаем, что «творение» написано Саввой между 1490–1504 годами, на том основании, что он говорит об обличении Богом новгородских попов, учение жидовское приявших (в начале творения), под каковым обличением должно разуметь собор 1490 года, и не говорит о жестоких казнях, которые постигли Жидовствующих после собора 1504 года. Исторического о Жидовствующих в «творении кроме того, сейчас указанного, что Бог не стерпел и обличил новгородских попов, учение жидовское приявших, ничего нет. Оно печатается г. Белокуровым в Чтениях Общества Истории и Древностей Российских.] Архиепископу Геннадию ересь Жидовствующих подала повод к весьма важному книжному предприятию, именно – к собранию всех книг Священного Писания в один состав, чего у нас дотоле не было. Об этом также мы скажем после. Митрополиты Зосима и Симон Возвращаемся к митрополиту Зосиме, чтобы досказать о нём и о времени его недолгого правления 1263 то очень немногое, что может быть сказано помимо его жидовства. По уверению преподобного Иосифа Волоколамского, как передавали мы выше, его поставил в митрополиты великий князь Иван Васильевич, быв «подойдён» протопопом Алексеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Но это представление Геннадия не имело уже такого действия, как прежнее. Митрополит Геронтий скоро умер (28 мая 1489 г.); дьяк Курицын возвратился из Венгрии, где был послом, и принял общество под защиту. Геннадия не стали приглашать и к общим делам Церкви. Новгородские еретики, услышав, что в Москве дело их остается без движения, и сообщники живут спокойно, убежали в Москву. Здесь, под защитой Курицына, даже запрещенные священники совершали службу; а Дионисий доходил до хулы над св. крестом в храме. Беспорядки тем свободнее росли, что, по смерти Геронтия, кафедра его полтора года оставалась праздной (до сентября (1490 г.)). Геннадий не оставался в бездействии. Он послал список прежних донесений к сарскому епископу Прохору, управлявшему митрополией; просил посланием двух других епископов: Нифонта суздальского и Филофея пермского, обратить пастырскую заботливость на дело о еретиках; им описывал он и новые дерзости еретиков. Когда избран был новый митрополит, Геннадий, хотя недовольный некоторыми требованиями Зосимы, настоятельно просил Зосиму предать еретиков соборному осуждению. Геннадий не знал тогда, что Зосима сам был тайным членом общества и что он был избран по проискам членов его. Но Зосима, хотя бы и хотел, не мог тогда отложить дела о еретиках. Епископы, бывшие на поставлении его, имели в руках донесение Геннадия; а новый митрополит новостью сана вызываем был показать ревность, достойную сана. Притом суд Божий в глазах всех карал членов нечестивого общества. Собор открылся (17 октября 1490 г.). На основании представленных Геннадием розысканий, до 9 лиц духовного звания преданы проклятию, великий князь отослал одних в Новгород к Геннадию, других сослал в заточение. Геннадий предал ересь публичному позору: еретиков водили по улицам в шлемах берестовых, с мочальными кистями, с венцами из соломы и с надписью: се есть сатанино воинство. § 13. Борьба с 1491 года Соборный суд 1490 г. пал не на всех членов тайного общества. А мнения века дали пищу для его дерзостей. Тогда, при конце семи тысяч лет (по счету греческому), в России ждали второго пришествия Христова. Роковой 1492 год прошел, и еретики начали издеваться не только над простодушными, но и над верой святой. «Если Христос есть Мессия, говорили они: почему же не является Он в славе, по вашему ожиданию?» Они смеялись и над воскресением мертвых. Ересь стала расти в народе; хулами ее смущались простые сердца. Митрополит Зосима давал волю злу и даже наказывал смелых обличителей нечестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ересь жидовствующих тотчас по ее открытии подверглась административному преследованию со стороны правительства 2342 , которое, однако, до собора 1504 г., не смотря на все настояния новгородского архиеп. Геннадия, не предпринимало окончательных, решительных мер. 2343 Причиной этого было прежде всего то, что на стороне еретиков стоял влиятельный в Москве кружок книжных людей, симпатизировавший еретикам и привлекший на свою сторону даже невестку великого князя Uoahha III Елену 2344 ; московский же митрополит Геронтий молчал или по нерадению или из боязни «Деръжавнаго» 2345 , а, быть может, и из вражды к Геннадию, примкнувшему к великому князю во время спора митрополита с последним о хождении «посолонь». 2346 Но энергичные представления архиепископа Геннадия, не устававшего указывать на необходимость —520— созыва собора для осуждения еретиков 2347 , побудили великого князя созвать последний в 1490 г. 2348 Собор этот был спустя двадцать дней 2349 после избрания на митрополичий престол Симоновского архимандрита Зосимы, которого, как тайного последователя ереси, выдвинула сочувствовавшая ей партия. 2350 Собор самою строгою мерою наказания для еретиков положил заточение, хотя большинство присутствовавших на нем требовало сожжения, следуя наставлению архиеп. Геннадия не плодить с еретиками о вере никаких речей, «а токмо того для учинити собор, что их казнити – жечи да вешати». 2351 Татищевская летопись такой результат собора 1490 г. объясняет исключительно влиянием митрополита Зосимы: когда речь зашла о гражданской казни еретиков, то «вси реша, яко вся сожжещи достоит, егда же дойде до Зосимы митрополита, той рече: достоит я проклятию предати и сослати в Новгород на покаяние под стражу, занеже мы от Бога не поставлены на смерть осужати, но грешныя обращати к покаянию». 2352 Но бесспорно митрополит Зосима был в настоящем случае выразителем не одного только своего мнения: слишком невероятна такая решительность, идущая наперекор требованию всего собора. Естественнее всего предположить существование у митрополита сторонников, среди которых, без сомнения, были уважаемые старцы Паисий Ярославов и преп. Нил Сорский : дальнейшая история вопроса об отношении к еретикам показывает, какой энергичный протест против смертной казни вышел из среды ближайших последователей преп. Нила Сорского еще при его жизни. 2353 Положение жидовствующих мало изменилось после собора 1490 г., хотя защитник и негласный сторонник их митрополит Зосима и был низложен. Преемник его Симон, как уже известно, не

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Московский Собор 1490 г. на еретиков-жидовствующих. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 2 я пол. XVI в. (РНБ. ОР. F.IV.232. Л. 438) Как следует из «Поучения всему православному христианству» митр. Зосимы, написанного на основании соборного приговора против Ж. в 1490 г., инициаторами осуждения еретиков выступили архиереи. Они изгнали из Архангельского собора Дениса и принудили митрополита созвать 17 окт. Собор (Там же. 1955. С. 384). В Соборе под председательством митрополита приняли участие Ростовский архиеп. Тихон , епископы Суздальский Нифонт, Сарский Прохор, Рязанский Симеон , Тверской Вассиан , Пермский Филофей , архимандриты и игумены, в т. ч. игум. Троице-Сергиева мон-ря Афанасий, старцы Паисий (Ярославов) и Нил Сорский, представители белого духовенства (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 528; Т. 6. Вып. 2. С. 328-329; Т. 24. С. 207). Вел. князя на Соборе представляли бояре кн. Иван Юрьевич Патрикеев, Юрий Захарьич, Борис Васильевич и дьяк Андрей Майко (Источники. 1955. С. 385). В качестве обвинений в адрес еретиков на Соборе фигурировали присланные из Новгорода Геннадием «подлинники» следственных дел и показания свидетелей, собранные в Москве. Судя по соборному приговору, еретикам вменялись в вину поругание икон, хулы на Иисуса Христа, Богоматерь, святых, отрицание авторитета семи Вселенских Соборов, нарушение постов, почитание субботы более воскресенья, неверие в Воскресение и Вознесение Христа (Там же. С. 383). Все обвинения были охарактеризованы как «жидовский обычай». В «Поучении...» митр. Зосимы еретики обвинялись в держании отреченных книг, почитании исключительно ВЗ, хвалении «жидовской веры», хулении Христа и Богородицы, иконоборчестве, хулении святителей Петра и Алексия Московских, Леонтия Ростовского, прп. Сергия Радонежского и др. святых (Там же. С. 385). Сохранился фрагмент «покаяния» Дениса, в к-ром тот признается в «невоздержании языка» (Там же. С. 388). На Соборе было осуждено 9 чел., почти все - новгородцы: мон. Захар, священники Гавриил, Максим, Денис, Василий, диак. Макар, дьяки Гридя, Васюк и Самуха (Там же. С. 383, 385). Еретики-священнослужители были извергнуты из сана, все еретики отлучены от Церкви и разосланы в заточение (Там же. С. 376). Ж., осужденным Собором 1490 г., была провозглашена анафема, в текст к-рой позднее было добавлено имя И. Максимова, осужденного на Соборе 1504 г. ( Бегунов. 1957. С. 214-224). Часть осужденных была отправлена для наказания в Новгород. За 40 верст от города их посадили на лошадей лицом к хвосту в вывернутой наизнанку одежде, на головы надели берестяные шлемы с мочальными хвостами и венки из соломы, на каждом осужденном была табличка с надписью: «Се есть сатанино воинство». В таком виде еретики были проведены по Новгороду, а затем шлемы были сожжены на их головах (Источники. 1955. С. 472, 482).

http://pravenc.ru/text/182289.html

и наказаны публично кнутом на торгу, но не все виновные понесли наказание. Новгородский архиепископ добивался новых мер и искал поддержки у людей, которые ранее, как и он, были советниками И. В.,- у старца Паисия и архиеп. Иоасафа. В окт. 1490 г. Собор для осуждения еретиков был созван, но одновременно свт. Геннадию был закрыт въезд в Москву и новый митр. Зосима (Брадатый) потребовал от архиепископа исповедание веры. На состоявшемся в окт. 1490 г. Соборе вместе с духовенством присутствовали бояре вел. князя, затем на Собор прибыл И. В. Вел. князь, ознакомившись с результатами публичного расследования, велел митрополиту «възрети в святыя правила о их ересех» (Там же. С. 385). Доставленные на Собор жидовствующие были осуждены и посланы для наказания в Вел. Новгород, но об осуждении Курицына и связанных с ним еретиков, на котором настаивал архиеп. Геннадий, речи не было; Новгородскому архиерею был запрещен въезд в Москву, на обедневший дом Св. Софии была возложена треть расходов по строительству Новгородского кремля. Отношение И. В. к церковному землевладению на протяжении его правления изменялось. В отличие от своего отца И. В. был скуп на земельные пожалования духовным учреждениям. Он неоднократно нарушал установленные нормы, отказывался передавать в мон-ри земли, завещанные князьями - его родственниками. Так, в 1481 г. его брат Андрей завещал передать Троице-Сергиеву мон-рю 40 волостных деревень на р. Сяме, но земли эти в монастырь не попали. Принимались и отдельные меры, направленные на ограничение роста церковного землевладения. В грамоте ярославскому в честь Преображения Господня мон-рю , выданной после присоединения Ярославского княжества, обители предписывалось приобретать земли после доклада вел. князю. С кон. 80-х гг. источники позволяют говорить о применении комплекса мер, характеризующих политику И. В. по отношению к Церкви. 19 нояб. 1490 г. датируется жалованная грамота вел. князя Пермскому еп. Филофею на владения Пермской кафедры. В грамоте читается длинный перечень земель, озер и рек, которые, по утверждению И.

http://pravenc.ru/text/469780.html

И вот, идя по дороге, дошла она до монастырского села, именуемого Клементьево, и когда выходила оттуда в долину, уже совсем рядом с обителью, внезапно совершенно ясно увидела идущего ей навстречу благолепного священноинока с младенцем на руках. По облику его она поняла, что это Преподобный Сергий. Он приблизился к великой княгине – и вдруг бросил ей за пазуху младенца. И тотчас стал невидим. Она же от такого необычного видения затрепетала, и силы стали оставлять ее, так что она едва не упала. Бывшие с великой княгиней жены вельмож подхватили ее, сильно испугавшись и не понимая, что с ней случилось. Она села и стала руками искать у себя за пазухой брошенного туда младенца, но не нашла и догадалась, что это было посещение великого чудотворца Сергия. Тогда княгиня твердо встала на ноги и, исполненная надежды, благополучно добралась до монастыря. Она долго молилась и целовала с любовью цельбоносные мощи Преподобного Сергия, с умилением припадая к честной раке его в надежде получить то, что просила, а для братии устроила богатую трапезу. И с радостью возвратилась туда, откуда пришла. После того чудесного явления она зачала во чреве дарованного Богом наследника русского престола. И когда пришло время, родился долгожданный сын, великий князь Василий, 25 марта, в самый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в первый час ночи». 4 апреля же, в Вербное воскресенье, княжич Василий Иванович был крещен в церкви в обители Святой Троицы. 1482 год – начало игуменства Иоакима (1482–1483). 1483 год – начало игуменства Макария (1483–1488, по Горскому – до 1487 года). 1488 год – начало игуменства Афанасия 1-го (1488–1490, по Горскому – 1487–1489). 1490 год – начало игуменства Симона (Чижа; 1490–1495), впоследствии Митрополита всея Руси. 9 апреля 1495 года – кончина в Троицком монастыре старца Сергия, бывшего в 1483–1484 годах архиепископом Новгородским, автора «Успенского летописца», в котором подробно повествуется о строительстве Успенского собора в Московском Кремле, о строительстве Духовской церкви в Троицком монастыре, о пленении в Троицкой обители Василия II.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

– епископам Прохору Сарскому и Нифонту Суздальскому, архиепископу Иоасафу, бывшему Ростовскому митрополиту Зосиме и собору епископов; а также грамота Геннадия «о пасхалии на осьмую тысячу лет» и предисловие к пасхалии – 1492 г.; трактат Дмитрия Траханиота «О летах седьмой тысячи» – 1489 г.; сочинение доминиканца Вениамина «Събрание от божественного писания, от Ветхаго и Новаго, на лихоимцев»), осуществлены переводы ряда богословских и полемических трактатов (так, Вениамин перевел итальянское религиозно-нравственное сочинение XII в. «Флорес дарованиям и злобам», Дмитрий Герасимов перевел с латинского антииудейское сочинение Николая де Лиры и Самуила Евреина). Составлен первый в России и среди славянских народов вообще полный свод книг Священного Писания в переводе на славянский язык («Геннадьевская Библия», 1499). Умер в 1505 г. в опале 2, 2:145–146]. 35 Зосима Брадатый – предстоятель Русской Православной Церкви с 1490 по 1494 г. Сразу после поставления в митрополита всея Руси возглавил церковный собор (1490), отцы которого осудили и отлучили от Церкви нескольких еретиков. Однако вскоре сам был заподозрен в еретичестве и отправлен на покой. Зосима считается автором двух литературных памятников – «Соборного приговора и поучения против еретиков» (1490) и «Изложения пасхалии» (1492). Им обоснована теория о перемещении центра Православия из Константинополя в Москву, в XVI в. переработанная русскими писателями в теорию «Москва – третий Рим» 2, 1:364–367]. 36 Прозвище «Черный» указывает здесь на принадлежность его носителя к монашеству. Вероятно, имеется в виду русский еретик XIII в. По сообщению Софийской первой летописи, в Ярославле в 1262 г. был убит некий «Зосима преступник», посол татарского царя Кутлубея, за то, что он, прикрываясь обликом монаха, явил себя «сосудом» сатаны, «пьяницей», «студословцем и празднословцем», «кощюнником», отвергшимся от Христа и вступившим «в прелесть» ложного «пророка Махмета», «бесерменином», поносившим крест и «святыя церкви» 37 Захар – игумен Успенского Немчинова монастыря в Псковской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

А коли, господине, бил есми челом великому князю на Москве о том, чтобы послал по городом, да еретиков обыскал, и князь великий молвил: «Пошлю, деи, часа того, да того обыщу; а толко, деи, яз не пошлю, да не попекуся о том, ино, деи, кому то зло искоренити?». И яз чаял – тогдыже государь пошлет; ино уже тому другой год от велика дни настал, а он государь не посылывал, а еретиков умножилося по всем городом, а христианство православное гинет от их ересей. И только бы государь восхотел их искоренити, ин бы вскоре искоренил, поимав дву или трех еретиков, а оне всех скажут. А ныне, господине, на тобе то дело лежит, занеже ты государю отец духовной. И ты, господине, подщися вседушно государю подокучити, оставив вся дела; занеже божие дело всех нужнее. А толко, господине, ты о том деле не попечешься, ни донесешь до великого князя, ино, господине, на тобе того Бог взыщет. «Страшно бо есть еже впасти в руце Бога жива» ( Евр.10:31 )! А толко, господине, попечешся всею силою, и ты государя ползуешь, а от Господа Бога и Пречистые Богородици милость приимешь. Да каково, господине, будет о том государское попечение, и ты бы, господине, ко мне пожаловал отписал, и яз тобе, господину моему, челом бью. «Послание Митрофану» печатается в настоящем издании по списку БИЛ, Ротожск. 530 (Я); разночтения и исправления – по списку ГПБ, F. I. 229 (Г) 1 Печатается по изданию: Памятники старинной русской литературы, издаваемые Графом Григорием Кушелевым-Безбородко. Выпуск четвертый: Повести религиознаго содержания, древния поучения и послания, извлеченныя из рукописей Николаем Костомаровым . – СПб, 1862. – с. 208–209. 6 В дальнейшем вся аргументация в пользу первоначальности краткой редакции принадлежит А. А. Зимину (стр. 421–423 и примечания на этих стр.); вся аргументация в пользу противоположной точки зрения – Я. С. Лурье (последний абзац стр. 423, стр. 424 и соответствующие примечания). 9 Вряд ли оно могло быть составлено в сентябре-октябре 1490 г. при Зосиме, до собора 1490 г.: Иосиф Санин не знал, конечно, какую линию поведения изберет Зосима. Открыто обращаться к Нифонту, минуя его, было бы нелепо. В 1490 г. именно к Зосиме написал послание учитель Иосифа Санина Геннадий

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

– Московско-новгородская ересь, возникшая в Новгороде в 1470–1471 гг., широко распространилась в среде духовенства и мирян, проникнув и в великокняжескую среду. Еретики выражали сомнение в существовании загробной жизни и отвергали главную функцию монахов как молитвенников за умерших. По свидетельству Соборного приговора 1490 г., многие еретики «ругалися образу Христову и Пречистые образу, написанным на иконах... а инии... святыми иконами и кресты о землю били и грязь на них метали». Обнаруживший ересь новгородский архиепископ Геннадий учинил розыск и направил дело в Москву. На церковном соборе 1490 г. еретики были преданы проклятию. Относительно мягкий приговор объяснялся сочувственным отношением к еретикам Ивана III, заинтересованного в ликвидации монастырского землевладения, и его невестки Елены Волошанки. Иосиф Волоцкий отстаивал наиболее радикальный способ борьбы с ересью – полное физическое уничтожение «жидовствующих»: убить еретика – «руку освятити», жалость к ним преступна; чтобы искоренить «еретическое семя», нужны «рать и нож». В Послании Ивану III о еретике Кленове Иосиф убеждает великого князя: «...они, государь, почели каитися мук деля, а не Бога ради». Иосифу Волоцкому было необходимо доказать вынужденный характер покаяния еретиков, потому что смертной казни могли подвергаться лишь нераскаявшиеся еретики. Рассказ Волоколамского патерика о ложно раскаявшемся попе-еретике восходит к событиям 1490 г. и развивает в сюжетной форме мысль Иосифа, что еретики – вероотступники и их покаяние недействительно. См. текст Слова об осуждении еретиков Иосифа Волоцкого, а также комментарии к нему, входящие в наст. т. Окончательный разгром московско-новгородской ереси относится к 1504 г., когда по решению церковного собора предводители движения были казнены, а остальные еретики заточены в монастыри. Вторая половина 80-х–90-е гг. – время активного сотрудничества Досифея, автора патерика, и Феодосия, рассказавшего Иосифу Волоцкому о «страшном чуде». 36 ...и потырь имя въ руку своею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010