Тема моего выступления — «Вероучение Церкви и Святые Отцы». Я буду рассматривать эту тему в двух аспектах, которые тесно между собою связаны. Первый аспект — это соотношение православного догматического учения и богословского творчества Святых Отцов и Учителей Церкви. Второй аспект — соотношение догматики и патрологии как научно-богословских и учебных дисциплин. Прояснить соотношение вероучения и святоотеческого наследия, а также догматики и патрологии — значит, с одной стороны, обозначить то, что их связывает и объединяет, а, с другой стороны, указать на их различие, то есть на специфику каждой из этих областей церковного Предания и православной богословской науки. Достичь в этих вопросах максимальной ясности очень важно. Святоотеческое предание занимает центральное место в православном сознании. Патристическое возрождение началось в нашем богословии еще в XIX столетии, когда совместными усилиями многих людей, в том числе профессоров и студентов четырех духовных академий (Московской, Санкт-Петербургской, Киевской и Казанской) был осуществлен колоссальный труд по переводу творений Святых Отцов, восточных и западных, на русский язык. Это возрождение продолжилось в XX веке, по преимуществу в русском церковном рассеянии. Стало появляться все больше патрологических исследований. При этом православные ученые работали во взаимодействии с западной богословской наукой, в которой в минувшем веке не только постоянно возрастал интерес к святоотеческому наследию, но и были достигнуты впечатляющие результаты (достаточно упомянуть знаменитую научную серию Sources Chrétiennes, которая начала выходить во Франции в 1942 году и к настоящему времени достигла более 500 наименований). Сегодня в наших богословских учебных заведениях значительная часть учащихся выбирает для самостоятельной работы именно патрологические темы, а среди нового поколения богословов многие специализируются в области патрологии. Тем важнее нам ясно понимать, в чем состоит специфика этой богословской науки и как она соотносится и взаимодействует с догматическим богословием как изложением общецерковного вероучения.

http://patriarchia.ru/db/text/2058753.ht...

В 1767 году, кроме епархиальных и других занятий, избираемых и назначаемых от Императрицы, Гавриил имел поручения также и от св. синода. Еще в 1765 году св. синод, дознав, что в Московской типографии печатаются прологи с прежних экземпляров, в коих внесены многие старинные наречия, простому народу совсем непонятные, требовал из оной вновь исправленных прологов, дабы по ним произвесть исправление, а печатание пока остановить. По сему указу прислан был пролог в 4-х книгах, правленный и приписанный с греческого, из книг монаха Евфимия, 1659 года 71 . Пролог сей в 1767 году (19 ноября) из св. синода препровожден в Тверь к Гавриилу с тем, чтобы он, «для пользы св. церкви рассмотря оные книги прилежно, как написанныя в них речения, так и, если найдутся, неисправности по надлежащему исправил; а если какие явятся сомнительства, оные исключил». По рассмотрении, на другой год (1768), пр. Гавриил донес св. синоду: «Присланный ко мне оригинальный пролог я рассматривал, в котором поправки, учиненные монахом Евфимием, больше грамматическия; притом есть малыя некоторыя прибавления; но как в описании житий святых дела оных, служащия наиболее к наставлению народа, опущены; жития мучеников писаны более единообразно; притом многия слова неизвестныя внесены, особливо находится повествований не мало, которые следует совсем исключить, да и поучений, которыя бы оставить можно, весьма малое число; а польза церкви наиболе оных требует; того ради св. правительствующему синоду мое мнение представляю такое: не благоволить ли приказать, оставя прологи, жития святых сократить из четиих миней, написав их дела, служащия наипаче к наставлению народа, и выбрав из св. отец лучшия нравоучения и расположа их порядком, каким пишутся богословии, изложить под всяким числом, начиная с 1-го сентября». В следствие донесения, св. синод приказал Гавриилу: «написав таковыя сочинения на три дна, представить для усмотрения». Гавриил исполнил приказание; но дело не состоялось по случаю издания в 1774 году, для чтения по церквам, поучений на все воскресные и праздничные дни, над чем трудился также преосвященный Гавриил вместе с митрополитом Платоном 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Старая программа преподавания истории Русской Церкви в точности соответствовала учебнику профессора П.В. Знаменского. Однако вместе с общепризнанными высокими достоинствами этого труда в нем замечались и недостатки – слишком подробная рубрикация и обилие подробностей. Кроме того, в этом учебнике недостаточно освещалась история Русской Церкви в Синодальный период. Поэтому возникла необходимость в разработке новой учебной программы, в которой приняли деятельное участие, в частности, известные специалисты по истории Синодального периода С.Г. Рункевич и Б.В. Титлинов. Прежняя программа делила, вслед за митрополитом Макарием (Булгаковым), историю Русской Церкви на пять периодов. Авторами новой программы была введена иная периодизация, по Е.Е. Голубинскому, на три периода: Киевский, Московский и Санкт-Петербургский. Эта периодизация более соответствовала учебным целям, устраняя ненужную дробность и внося естественную последовательность в изложение материала (22.С.753). Программа рекомендовала преподавателям обстоятельно знакомить учащихся с событиями церковной истории родной епархии, с жизнью местных святых и подвижников благочестия, больше внимания уделять святым местам России и памятникам церковной древности. В новой программе по истории и обличению старообрядчества и сектантства внимание обращено было на практический характер преподавания. Так, признавалось необходимым излагать заблуждения раскольников и сектантов по первоисточникам. Учащиеся должны были знакомиться с авторитетными в старообрядческих кругах старопечатными богослужебными и иными книгами, с используемыми раскольниками святоотеческими творениями и толкованиями на Священное Писание. В программе указывались творения святых отцов и учителей Церкви, излагающие православное учение по вопросам, по которым старообрядцы имеют неправильные мнения. Для выработки в учащихся качеств, необходимых для успеха миссионерской деятельности, вводилась практика подготовки и защиты рефератов. Наконец, программа предусматривала создание в семинарских библиотеках особых отделов противораскольнической и противосектантской литературы. Преподавателям разрешалось вносить с благословения правящих архиереев в программу некоторые изменения, соображаясь с местными миссионерскими задачами (3.С.499-501).

http://bogoslov.ru/article/4327534

Понятно, что казнь четырех фигурантов дела, полтора месяца ранее публично широко освещавшегося, не могла происходить без заполнения большого количества документов (акты, справки и т. п.), даже если из центра последовала команда в рамках «телефонного права» сделать все «по-тихому». Отчитаться центру об исполнении приговора петроградские чекисты, хотя бы в виде шифровки, были обязаны. Некоторая вероятность отчета, состоявшегося тоже в рамках «телефонного права», существует, но то, что на месте был заполнен некий акт, несомненно. Однако многотомное дело, хранящееся в архиве УФСБ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской не содержит об этом никаких свидетельств. Судя по всему, соответствующие документы были отделены от дела, получили гриф секретности и до настоящего момента находятся на особом хранении, а гриф до сих пор не снят. На запросы об обстоятельствах расстрела Центральный архив ФСБ и петербургский УФСБ отвечают, что такие сведения отсутствуют. Хранение этих данных в режиме секретности, спустя век после самого события и спустя 30 лет после канонизации расстрелянных Русской Православной Церковью, выглядят, бесспорно недоразумением. Хотя в рамках рассматриваемой темы точнее будет отметить длящийся правовой беспредел как в отношении расстрелянных фигурантов процесса (им отказано в посмертном праве быть достойно приданными земле не в безвестном месте, а в настоящей могиле или, учитывая то, что теперь они канонизированы, в раке со святыми мощами), так и в отношении всех людей, почитающих их как святых и подвижников, интересующихся их судьбами в качестве исследователей или просто инициативных граждан и патриотов. В последнем случае органами ФСБ было нарушено конституционное право граждан на свободу распространения информации. Подлинные причины всего этого непонятны. Может быть, в непосредственном исполнении приговора или организации тайного убийства участвовал кто-то из влиятельных людей последующих десятилетий, и поэтому чекисты, исходя из соображений «корпоративной чести», хранят имена и обстоятельства в тайне, пренебрегая при этом подлинными интересами Церкви и ее святых угодников.

http://sedmitza.ru/lib/text/10393084/

Патриарший визит в Санкт-Петербургскую митрополию. Проводы мощей святителя Николая Чудотворца 28 июля 2017 г. 22:36 28 июля 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил проводы мощей святителя Николая Чудотворца. В Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге у ковчега с честными мощами святого Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен. По окончании богослужения под колокольный звон крестным ходом ковчег был перенесен из Троицкого собора на площадь Александра Невского. В арке надвратной церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» состоялась передача святых мощей воинам почетного караула. Кортеж с мощами и провожающими направился в аэропорт Пулково-3. В аэропорту перед ковчегом вновь был совершен молебен. В завершение торжественной церемонии проводов солдаты почетного караула перенесли мощи на летное поле и подняли святыню на борт самолета, который отбыл в Бари. Фото: О. Варов, Ю. Маковейчук Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Патриарший визит в Санкт-Петербургскую митрополию. Проводы мощей святителя Николая Чудотворца» Фотоальбом «Патриарший визит в Санкт-Петербургскую митрополию. Проводы мощей святителя Николая Чудотворца» Фотоальбом «Патриарший визит в Санкт-Петербургскую митрополию. Проводы мощей святителя Николая Чудотворца» Фотоальбом «Патриарший визит в Санкт-Петербургскую митрополию. Проводы мощей святителя Николая Чудотворца» Фотоальбом «Патриарший визит в Санкт-Петербургскую митрополию. Проводы мощей святителя Николая Чудотворца» Фотоальбом «Патриарший визит в Санкт-Петербургскую митрополию. Проводы мощей святителя Николая Чудотворца» Фотоальбом «Патриарший визит в Санкт-Петербургскую митрополию. Проводы мощей святителя Николая Чудотворца» Фотоальбом «Патриарший визит в Санкт-Петербургскую митрополию. Проводы мощей святителя Николая Чудотворца» Фотоальбом «Патриарший визит в Санкт-Петербургскую митрополию. Проводы мощей святителя Николая Чудотворца» Фотоальбом «Патриарший визит в Санкт-Петербургскую митрополию. Проводы мощей святителя Николая Чудотворца»

http://patriarchia.ru/db/text/4970458.ht...

Санкт-Петербургская духовная академия и Санкт-Петербургский государственный университет проведут конференцию «Происхождение мира и человека: научный и богословский взгляд» 28 апреля 2010 г. 10:24 29-30 апреля 2010 года в Санкт-Петербурге пройдет конференция «Происхождение мира и человека: научный и богословский взгляд». В конференции примут участие епископ Гатчинский Амвросий , ректор Санкт-Петербургской духовной академии ; протоиерей Владимир Шмалий, секретарь Комиссии по вопросам богословия Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви , проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия ; протоиерей Кирилл Копейкин, секретарь ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии, директор Научно-богословского центра междисциплинарных исследований факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета, член комиссии по вопросам богословия Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви; профессор А.А. Алексеев, заведующий кафедрой библеистики филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета; ученые, богословы, преподаватели духовных и светских высших учебных заведений. 29 апреля конференция будет проходить в научно-богословском центре междисциплинарных исследований факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета, а 30 апреля она продолжит свою работу в актовом зале Санкт-Петербургской православной духовной академии. Программа конференции СПбДА /Патриархия.ru Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1148271.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010