Опыт Санкт-Петербургской епархии предполагает, что в приходском консультировании участвуют миряне, которые распределяются по дежурным группам. Консультирование проводится в основном в двунадесятые, великие, престольные праздники, субботние и воскресные дни, в дни поминовений, в нерабочие дни гражданских праздников. График работы консультантов определяется в соответствии с расписанием богослужений и текущей необходимостью. Уборщицам и свечницам, а также другим работникам храмов вменяется в обязанность переадресовывать вопросы прихожан к приходским консультантам. Руководство службой приходского консультирования в обязательном порядке осуществляется священником или диаконом, который подбирает дежурных, проводит подготовку, наблюдает за работой и помогает разобраться в сложных ситуациях. Вопросы прихожан записываются в специальный журнал, что помогает впоследствии их классифицировать для выработки «типовых» основ для ответов. Примечательно, что в консультациях тематика вопросов чаще сводится к разъяснению сути Таинств и обрядов: Крещения, Исповеди, Евхаристии, Венчания, освящения воды, икон, наперсных крестов и т.д. Техническая организация приходского консультирования в храмах Санкт-Петербурга имеет ряд особенностей. В храмах, где проводится консультирование, оборудованы столики, где находится Библия, катехизис, Закон Божий, православный церковный календарь, книга с краткими житиями святых, различные листовки, план храма с указанием святынь, адресная и телефонная книга с указанием данных по епархиальным разделам, православным центрам и службам города. В дополнение к минимальному набору приходского консультанта его рабочее место и окружающее пространство могут быть оборудованы дополнительными атрибутами. Так, рядом со столиком консультанта может быть расположен стенд с объявлениями, например, о работе воскресной школы и библиотеки при храме, о ближайших духовно-просветительских мероприятиях, выставках, конкурсах, праздниках, памятных датах, встречах с интересными людьми, паломнических поездках и др. Кроме этого, на столике консультанта может размещаться различная литература из раздела «для новоначальных».

http://bogoslov.ru/article/3571893

Опыт Санкт-Петербургской епархии предполагает, что в приходском консультировании участвуют миряне, которые распределяются по дежурным группам. Консультирование проводится в основном в двунадесятые, великие, престольные праздники, субботние и воскресные дни, в дни поминовений, в нерабочие дни гражданских праздников. График работы консультантов определяется в соответствии с расписанием богослужений и текущей необходимостью. Уборщицам и свечницам, а также другим работникам храмов вменяется в обязанность переадресовывать вопросы прихожан к приходским консультантам. Руководство службой приходского консультирования в обязательном порядке осуществляется священником или диаконом, который подбирает дежурных, проводит подготовку, наблюдает за работой и помогает разобраться в сложных ситуациях. Вопросы прихожан записываются в специальный журнал, что помогает впоследствии их классифицировать для выработки «типовых» основ для ответов. Примечательно, что в консультациях тематика вопросов чаще сводится к разъяснению сути Таинств и обрядов: Крещения, Исповеди, Евхаристии, Венчания, освящения воды, икон, наперсных крестов и т.д. Техническая организация приходского консультирования в храмах Санкт-Петербурга имеет ряд особенностей. В храмах, где проводится консультирование, оборудованы столики, где находится Библия, катехизис, Закон Божий, православный церковный календарь, книга с краткими житиями святых, различные листовки, план храма с указанием святынь, адресная и телефонная книга с указанием данных по епархиальным разделам, православным центрам и службам города. В дополнение к минимальному набору приходского консультанта его рабочее место и окружающее пространство могут быть оборудованы дополнительными атрибутами. Так, рядом со столиком консультанта может быть расположен стенд с объявлениями, например, о работе воскресной школы и библиотеки при храме, о ближайших духовно-просветительских мероприятиях, выставках, конкурсах, праздниках, памятных датах, встречах с интересными людьми, паломнических поездках и др. Кроме этого, на столике консультанта может размещаться различная литература из раздела «для новоначальных».

http://azbyka.ru/katehizacija/metody-kat...

Ещё одним направлением, призванным помочь специалистам, стала публикация академических научных журналов «Прибавления к трудам святых отцов в русском переводе» и «Богословский Вестник», которые издаются в МДА с 1843 года по настоящее время. Таким образом было подготовлено и опубликовано более 5500 статей из богословской научной периодики. Следующий этап, к которому мы приступаем сегодня - перевод сканированных изображений в текстовый формат. Нас радует, что к этой деятельности присоединяются и другие духовные школы: Санкт-Петербургская духовная академия уже подготовила электронную версию «Христианского чтения»; начинаются работы и в Киевской духовной академии по сканированию и обработке «Трудов КДА». Хочется надеяться, что общими усилиями нам удастся создать единый корпус распознанных текстов всех дореволюционных богословских журналов на русском языке. А это - неисчерпаемый кладезь информации не только для богословов, но и для широкого круга светских исследователей. Несмотря на сложные судьбы духовных школ в ХХ веке, в них всё-таки велась исследовательская деятельность, писались статьи, кандидатские и докторские диссертации. Однако ввиду закрытого типа духовных школ лишь единицы из числа светских учёных имели доступ к этим материалам. Одним из важных шагов по преодолению отчуждения стала публикация росписей дипломных работ, кандидатских, магистерских и докторских диссертаций, которые были защищены в Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академиях в ХХ веке, а это более 2500 описаний. Следующий этап - размещение полных текстов представленных диссертаций. Благодаря взаимодействию с Российской государственной библиотекой, где в настоящее время находится фонд Московской духовной академии, близится к завершению процесс сканирования рукописей: магистерских и докторских диссертаций, курсовых, сочинений и рецензий. Недалёк тот момент, когда наши посетители получат доступ и к научным трудам профессоров и студентов старой Академии. Важной вехой во взаимодействии со светской образовательной сферой стало решение Учёного совета Московской духовной академии об обязательном внешнем оппонировании защищаемых кандидатских диссертаций и проведении публичных диспутов, а также публикация апробационных статей и авторефератов на портале. Комментарии и замечания, порой нелестные и даже провокативные, которые оставляли посетители портала, позволили, с одной стороны, улучшить общий уровень диссертаций, с другой - открыли возможность светской аудитории познакомиться с актуальными исследованиями духовных академий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

1123 О том, что сам Иисус Христос вкусил от хлеба и чаши при учреждении Таинства Евхаристии (см. с. 249, прим. 1). Здесь говорится раздельно: et comedit, et bibit. 1124 Прибавка слов, произносимых взамен последних слов диакона в один из праздников (Богоявление), в которые совершается эта литургия. 1127 В латинском: per humanitatem nostram – слова, в которых также можно видеть следы несторианского учения, отвергавшего личное соединение в Иисусе Христе двух природ, Божеской и человеческой. 1130 В латинском тексте здесь оканчивается отдел молитв и следующий отдел начинается с новой строки, но по смыслу речи, кажется, одно за другим должно следовать в непосредственной связи: молим, да приидет и проч. 1134 В латинском: dixit; но по смыслу речи в молитве, обращенной к Господу нашему Иисусу Христу, нужно бы сказать: dixisti. 1137 Слово Симеона относится к несторианскому патриарху или католикосу и, без сомнения, составляет позднейшую прибавку, вошедшую в текст литургии с того времени, когда все несторианские патриархи стали называться общим именем Симеона, или Шимона (см. ук. соч. еп. Софонии, с. 203–205). 1138 D. Ν., вероятно, значит: Dominus noster, или Dominus N, как было выше, и указывает на следующего за католикосом местного епископа. 1139 Если под D. Ν. здесь разумеется Иисус Христос, как можно полагать по смыслу речи, то нельзя не видеть в настоящем месте следов несовершенного учения несториан о человеческой природе Богочеловека. 1140 По замечанию Ренодота (Ibidem, р. 643), все эти разнообразные заключительные молитвы, встречающиеся во многих сирийских рукописях, присоединены к Несториевой литургии, но относятся сколько к ней, столько же и к другим несторианским литургиям. Притом не все они произносятся при одном и том же Евхаристическом богослужении, но из них избираются самим священником только те, которые более соответствуют времени и обстоятельствам совершения литургии. Читать далее Источник: Печатается по изданию: " Собрание древних литургий восточных и западных в переводе на русский язык " , составленное редакцией " Христианского чтения " , издаваемого при Санкт-Петербургской Духовной Академии. Санкт-Петербург 1874-1878. Собрание древних литургий восточных и западных. Анафора евхаристическая молитва. — М., «ДАРЪ», 2007. — 1024 с. ΙSΒΝ 978-5-485-00134-6

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Задачи внутренней миссии требовали решения вопроса о богословском образовании женщин. Попытки создания разного рода богословских курсов для женщин делались уже в 80-е гг. XIX в. Одна из них была предпринята протоиереем А. М. Иванцовым-Платоновым в виде отдельных чтений по богословским вопросам для образованных женщин. Такого рода курсы долго не существовали 56 . Предпринимались попытки по созданию общин диаконисс с просветительскими целями в Санкт-Петербурге. Ф. Знаменский сообщал, что «в 1900 г. идея древних диаконисс воскресла, впрочем, в измененном виде, в учрежденном при Санкт-Петербургском обществе религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви религиозно-просветительном союзе интеллигентных лиц женского пола, принявших на себя труд, под непосредственным наблюдением и руководством известного столичного деятеля по благотворению протоиерея К. И. Ветвеницкого, заниматься чтением Св. Писания, святоотеческих творений, житий святых и проч. Для больных в клиниках, лечебницах и больницах… В минувшем году таких чтиц было 90, чтения проводились в 19 местах» 57 . В 1910 г. открылись женские богословские курсы – одновременно в Москве и Казани. Это совпадение понималось как «знак, что вопрос назрел; мысль о необходимости высшего богословского образования для женщин в России явилась не в одном месте и, следовательно, не может быть признана чем-то случайным или искусственным» 58 . В том же году в Москве возникли женские богословские курсы, основанные Союзом христианских матерей под председательством графини З. В. Коновницыной при Обществе содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей княгини С. А. Голицыной. «В задачи курсов входило сообщать образованным женщинам научное изложение веро- и нравоучения христианской педагогики в применении к обучению детей дошкольного и школьного возраста и преподаванию их народу в народных и иных школах посредством чтений» 59 . Прот. И. Восторгов , который принимал активное участие в открытии этих курсов и разработал их устав, написал докладную записку на имя митрополита Владимира (Богоявленского) 60  и подал ее вместе с прошением об открытии Высших богословских женских курсов. Записка И. Восторгова заслуживает, несомненно, пристального внимания. И. Восторгов объяснял причины необходимости серьезного отношения к женскому религиозному образованию.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

«Люди всячески срастворяемые Духом уподобляются Христу» 719 . Метаморфоз и обновление души есть ключ к уподоблению, богочеловечеству, христопоэзу человека. Связь метаморфированной души с Христом и Духом, а через Них и с Отцом, настолько прочна, что переходит в благую бесконечность вечной жизни. Метаморфоз тела Об аскетическом метаморфозе тела говорит Ориген в книге «Contra Celsum» 720 . Подробно говорит об этом Теогност Монах в «Encomium in omnes sanctos». Тела святых имели тауматургическую силу, исцеляли телесные и душевные недуги, освобождали одержимых и демонизированных. Брошенные в реку тела мучеников не тонули в воде, а плыли по поверхности, так что верующие могли собирать тела и хоронить их. Брошенные в одну общую яму с телами других умерших, тела мучеников не подвергались разложению, в то время как другие тела разлагались. Если тела мучеников сжигались, то земля на месте костров долго светилась светом, видимым для всех присутствовавших 721 . Эти рассказы могут вызвать улыбку у рационалистов Востока и Запада, но факт метаморфоза тела получает подтверждение и из других источников. Метаморфированное тело не подчиняется законам физики и биологии. Факты левитации, например, у Серафима Саровского , Марии Египетской, хождение по воде, несгорание в огне, относятся к той же области, В процессе аскетического катарсиса стихийные элементы тела подвергаются глубокому изменению. Все, что негодно для совершенствования, сгорает и выбрасывается из организма в виде шлаков, а все живое и жизненное испытывает просветление и одухотворение. 708 Григорий Синайский, Добротолюбие, т. 5, наставления безмолвствующим, 3. Как держать ум, с. (По Позову с. 235). 714 Григорий Синайский, Добротолюбие, т. 5, главы о заповедях и догматах, Гл. 61, с. (По Позову с. 208). 717 Григорий Синайский, Добротолюбие, т. 5, главы о заповедях и догматах, Гл. 61, с. (По Позову с. 208). Читать далее Источник: Основы древнецерковной антропологии : [в 2 т.]/А. Позов. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008./Т. 2: Апокатастасис. - 2008. - 547, с.; ISBN 978-5-288-04508-0 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

“Античность одела Христа в хитон и плащ философа” — что дало Церкви язычество Что общего между домовенком Кузей и церковными старушками и кого называют “христианами до Христа” 19 октября, 2018 Что общего между домовенком Кузей и церковными старушками и кого называют “христианами до Христа” Что общего между античными философами, церковными старушками, мультиком про домовенка Кузю и “возвращением к корням”? Что такое – язычество, какие его проявления могут быть опасны для христиан, и что дала многовековая языческая культура Церкви — беседуют священник Сергий Круглов и историк медицины, врач Ольга Шульчева-Джарман. Слово «язычество» давно стало штампом и в церковном обиходе, и в СМИ, обсуждающих вопросы церковной жизни. Ригористы, сущие как в сане, так и в мирском звании, строго следят, чтобы кто-то из приходских детей не увлекся «бесами», то есть героями сказок, и считают «язычеством» любую литературу, кроме «Добротолюбия»,  псалтыри и хрестоматий для воскресных школ. А критики Церкви особенно любят навешивать это слово как ярлык вообще на все, что есть в Православии, осуждая его за обилие материального – икон, мощей, обрядов, и за якобы забвение православными самого Евангелия… Один такой ригорист, помню, возмущался православным обычаем изображать в храмовых росписях «христиан до Христа»  – античных философов, произнеся при том пламенную тираду о последних временах, апостасии, обмирщении Церкви и оскудении веры среди христиан.  Что такое – язычество, какие его проявления могут быть опасны для христиан, и напротив, что благого дала многовековая языческая культура Церкви? Наш собеседник – человек, любящий и хорошо знающий античное язычество и «христиан до Христа»,  Ольга Шульчева-Джарман — кандидат медицинских наук, старший преподаватель истории медицины в Педиатрическом  университете г. Санкт-Петербурга, а также практикующий врач-фтизиатр, автор более 40 научных публикаций, в том числе – о врачах античного периода и врачах-христианских святых, а также  цикла исторических романов “Врач из Вифинии”, повести-фэнтези о миссионерах “Жеребята”, религиозно-философских эссе и стихов , член Санкт-Петербургского научного общества историков медицины. Мне с детства было ясно, что христианин — это образованный человек

http://pravmir.ru/antichnost-odela-hrist...

Память жертв репрессий молитвенно почтили в Левашовской пустоши 2 июня 2019 г. 16:03 В первую субботу лета по традиции верующие собираются на Левашовской пустоши в городе Санкт-Петербурге (бывшем расстрельном полигоне НКВД), чтобы почтить память пострадавших в годы репрессий. 1 июня 2019 года сюда приехали прихожане храмов, в том числе, родственники погребенных в безымянных могилах. Божественную литургию в храме Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, совершил настоятель протоиерей Роман Ковальский в сослужении клириков храма. За панихидой были особо вознесены молитвы о расстрелянных архиепископе Венедикте (Плотникове), епископе Тихоне (Рождественском), а также настоятеле Спасо-Парголовского храма протоиерее Стефане Черняеве (1886-1937). В своей проповеди протоиерей Роман Ковальский отметил: «Это место трагическое, это место святое — здесь каждый клочок земли пропитан кровью. За зеленым забором, которым обнесена Левашовская пустошь, находятся они — безмолвные свидетели жестокости и цинизма, которыми отмечены те страшные времена. Их объединяет одно — они пострадали за свои убеждения, не пошли на сделку с совестью, а выбрали путь правды. Важно помнить, что многие из тех, кто фабриковал их расстрельные дела, сами впоследствии стали жертвами чистки рядов, то есть палачи стали жертвами. Никакая внешняя свобода не стоит сделки с совестью. Кто-то уступал и предавал веру, убеждения, ближних. Но те тысячи людей, которые не поддались на предательские соглашения, приняли мучения, пытки и смерть, показали ценой страданий, что нельзя сломить волю человека. Они для нас — пример подвига и стойкости. И когда возникает в жизни выбор, сделка с совестью или гонения, выбирать нужно гонения. Мы должны суметь сделать этот выбор и сказать твердое " нет " греху, и, подобно святителю Иоанну Златоусту, который познал и почет, и гонения, должны даже в тяжелые времена благодарить Бога. В каких бы обстоятельствах мы ни находились — всегда в нашем сердце должна пребывать благодарность Господу, потому что все рано или поздно растворится в прах. Только душа наша бессмертна, и только о ее чистоте мы должны радеть. Будем же помнить подвиг новомучеников, и пусть он станет примером и укреплением в нашей жизни».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Можно без преувеличения утверждать, что к трагическому рубежу 1917 года Санкт-Петербургская академия давала своим выпускникам образование, не уступавшее по уровню лучшим богословским факультетам Европы, но при этом по содержанию выражающим традицию Православной Церкви. Важный этап в жизни академии связан с возобновлением ее деятельности в 1946 году под руководством митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова). Кроме того, что возрождаемая школа должна стать преемницей дореволюционной, что обеспечивалось за счет приглашения профессоров, получивших образование в прежней славной академии, представляет интерес общая позиция митрополита относительно характера возрождаемой академии, выраженная им в речи на ее открытие. Он стремился к тому, чтобы новая школа «не оставалась ни схоластическим упражнением ума, ни безразличной теорией христианства, а была бы руководящим началом жизни, устрояемой на основе евангельских начал, по примеру святых отцов и подвижников Церкви». Особая эпоха в жизни академии связана с деятельностью митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима , 80-летие со дня рождения которого мы празднуем в этом году. В момент, когда он пришел на Ленинградскую кафедру (в 1963 году), под давлением атеистического пресса государства жизнь духовных школ приходила в упадок — сократилось число учащихся, наметился застой и даже смятение среди преподавателей. Начали ходить разговоры о предстоящем закрытии академии. Митрополит, со свойственной ему энергией, принялся спасать ситуацию. Желая быть ближе к духовным школам, он поселился в здании академии и стал тщательно вникать во все вопросы ее жизни. Основным принципом, положенным им в деятельность духовных школ, стала замена шаблонного подхода творческой инициативой, а также коллегиальное обсуждение спорных вопросов. Владыка стал лично присутствовать на заседаниях Совета, посещать лекции и семинары, просматривать учебные планы и даже классные журналы. Он всячески поощрял и даже настаивал на обновлении лекционного материала, хотел, чтобы преподаватели следили за новинками богословской литературы, знали хотя бы один из иностранных языков. Активно участвовал митрополит и в обсуждении научных богословских вопросов, был инициатором целого ряда новых для нашей академии научных направлений. Регулярными стали приезды в академию известных на весь мир деятелей, в том числе и выдающихся ученых. При этом владыка Никодим подчеркивал, что наука должна быть близкой к жизни, поскольку последняя «удерживает умозрение от удаления в бесполезную для дела спасения область отвлеченных рассуждений».

http://pravmir.ru/rascvet-bogoslovskoj-n...

Еще одним направлением, призванным помочь специалистам, стала публикация академических научных журналов «Прибавления к трудам святых отцов в русском переводе» и «Богословский Вестник», которые издаются в МДА с 1843 года по настоящее время. Таким образом, было подготовлено и опубликовано более 5500 статей из богословской научной периодики. Следующий этап, к которому мы приступаем сегодня — перевод сканированных изображений в текстовый формат. Нас радует, что к этой деятельности присоединяются и другие духовные школы: Санкт-Петербургская духовная академия уже подготовила электронную версию «Христианского чтения»; начинаются работы и в Киевской духовной академии по сканированию и обработке «Трудов КДА». Хочется надеяться, что общими усилиями нам удастся создать единый корпус распознанных текстов всех дореволюционных богословских журналов на русском языке. А это — неисчерпаемый кладезь информации не только для богословов, но и для широкого круга светских исследователей. Несмотря на сложные судьбы духовных школ в ХХ веке, в них все-таки велась исследовательская деятельность, писались статьи, кандидатские и докторские диссертации. Однако ввиду закрытого типа духовных школ лишь единицы из числа светских ученых имели доступ к этим материалам. Одним из важных шагов по преодолению отчуждения стала публикация росписей дипломных работ, кандидатских, магистерских и докторских диссертаций, которые были защищены в Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академиях в ХХ веке, а это более 2500 описаний. Следующий этап — размещение полных текстов представленных диссертаций. Благодаря взаимодействию с Российской государственной библиотекой, где в настоящее время находится фонд Московской духовной академии, близится к завершению процесс сканирования рукописей: магистерских и докторских диссертаций, курсовых, сочинений и рецензий. Недалек тот момент, когда наши посетители получат доступ и к научным трудам профессоров и студентов старой Академии. Важной вехой во взаимодействии со светской образовательной сферой стало решение Ученого совета Московской духовной академии об обязательном внешнем оппонировании защищаемых кандидатских диссертаций и проведении публичных диспутов, а также публикация апробационных статей и авторефератов на портале. Комментарии и замечания, порой нелестные и даже провокативные, которые оставляли посетители портала, позволили, с одной стороны, улучшить общий уровень диссертаций, с другой — открыли возможность светской аудитории познакомиться с актуальными исследованиями духовных академий.

http://pravoslavie.ru/33772.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010