Мысль выходца из иудеев, протоирея Александра Меня подтвердил и русский идеолог, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн: " Иудаизм есть утверждение исключительного права иудеев, га­рантированного им самим фактом рождения, на господствующее по­ложение не только в человеческом мире, но и во всей Вселенной " (Мит­рополит Иоанн. Самодержавие духа. СПБ, 1995.) На распятье Спасителя мира завершилась иудейская богоизбранность, а возродится ли в грядущих веках, о том лишь Бог ведает... О какой богоизбранности можно было говорить, ежели иудеи, избравшие шалом, даже храмы Божии обратили в базары: «...и вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». (МФ. 21:12-13) Разочарование в Иисусе из Назарета Галилейского породило в иудеях ненависть к Сыну Божию, и чернь, вдохновленная первосвященниками, книжниками и фарисеями, безумно вопила римскому прокуратору Понтию Пилату: «...Да будет распят!.. Кровь Его на нас и на детях наших!..». (Мф.27:23, 25) Иудеи, пославшие Христа на распятье, не пожалели и грядущих потомков, обагрив их кровью Царя Небесного... Увы, иудеи, пронесшие Иегову сквозь долгие и тяжкие века, но распявшие Христа и поныне не сотворившие плод покаяния, уподобились засохшей, бесплодной смоковнице, запечатленной в Благой Вести. Увы, некогда богоизбранные, алча земных благ, пренебрегли Царствием Небесным, а посему святые апостолы обратились к язычникам, ибо в христианстве нет различия меж иудеем и эллином, а утверждается любовь и равенство всех перед Законом Божиим. Апостолы Павел и Варнава иудеям «с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам». (Деян.13:46) Вскоре пути иудаизма и христианства враждебно разошлись... Святой Лука, апостол от 70-ти, по преданию написавший иконы Царицы Небесной и первоверховных апостолов Петра и Павла, «...написал также книгу Деяния святых апостолов в 62-63 годах в Риме. (...) В центре повествования - Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6-29)» (Месяцеслов. Настольная книга священнослужителя).

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/16/...

Но этот рассказ дает нам имя только одного из учеников — Клеопа. О том, что вторым был сам Лука, говорят в предположительном тоне некоторые толкователи (например, блаженный Феофилакт Болгарский). Но высказывалось и много других идей — что это мог быть апостол Нафанаил (версия Епифания Кипрского), Петр или Симон Зилот (версии Оригена и Кирилла Александрийского), а может быть, и какой-то вовсе неизвестный нам ученик (версия Амвросия Медиоланского). Все это, как писал известный русский библеист и профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин (1852–1904), «одни предположения». Повторим еще раз: будь апостол Лука свидетелем событий земной жизни Иисуса Христа, он наверняка вставил бы об этом какое-нибудь упоминание (как он сделал это в Деяниях святых апостолов). А не ссылался бы на других очевидцев и служителей Слова . Кто такой Феофил, для которого писал свое Евангелие Лука? С этим Феофилом тоже много неясного. Лука обращается к нему и в Евангелии: рассудилось и мне… по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен  (Лк 1:3), — и в Деяниях: Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся … (Деян 1:1,2). Из этого некоторые толкователи сделали вывод, что Феофил был неким высокопоставленным человеком, возможно, чиновником, которого Лука желал познакомить с истоками христианской веры. Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407) считал, что Феофил был игемон, то есть римский наместник, правивший в какой-то области Римской империи. «Находясь в должности», он, по мнению Златоуста, «принял проповедь (евангельскую); как некогда проконсул Кипра последовал проповеди Павла во время своего проконсульства, так и Феофил, будучи игемоном, был обращен (ко Христу) проповедью Луки». Но в переводе с греческого (на котором, напомним, Евангелие и создавалось) имя Феофил имеет еще и конкретное значение — «боголюбец», «тот, кто любит Бога». Поэтому высказывались предположения, что Лука обращался вовсе не к конкретному Феофилу, а ко всякому боголюбцу, желавшему узнать твердое основание того учения, в котором был наставлен . Как писал британский святой Бéда Достопочтенный (672/673–735), «всякий любящий Бога может верить, что это написано о нем, и обрести здесь спасение своей души».

http://foma.ru/zagadki-evangelija-ot-luk...

Можно справедливо заметить, что митр. Платон (как, возможно, и А. Карташев) относили «единство на небесах» не вообще ко всем, называющим себя христианами, но только к православным и католикам. Действительно, раскол Церкви на Католическую и Православную не уничтожает некоей общности духовного пути и общности веры. Однако проблема становится острой, если вспомнить, что мы разделены в Евхаристии, а для сознания Древней Церкви двух Евхаристий быть не может. Либо истинна одна Евхаристия, либо другая, а значит, там, где истинная Евхаристия, там и Церковь. Но это отдельная большая тема, о которой сейчас говорить не будем. На это претендует, например, современная секта, Церковь Иисуса Христа, основанная в Бостоне в 1978 году. Лидер Церкви Христа Кип Мак Кин мечтает в короткие сроки евангелизировать весь мир, обратив всех людей и христиан всех конфессий в его “Церковь”. Эта религиозная организация вводит в свое именование место служения: Московская Церковь Христа (или Иисуса Христа), Санкт-Петербургская Церковь Христа и проч. Важно упомянуть, что именно по причине того, что Церковь Христова – Новый Израиль, Спаситель заповедует Своим ученикам произносить даже личную молитву от лица множества, всего народа: «Отче наш ». Об этом много писали пророки и учителя Ветхого Завета. Но Израиль много изменял Богу, предавался язычеству и безбожию. Так Говорит Господь, – пишет пророк Иеремия. – Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за мной в пустыню ( Иер. 2, 2 ), но на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом ты блудодействовала ( Иер. 2, 20 ). И все же Бог, как любящий Супруг, не бросает неверную жену: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение ( Иер. 31, 3 ). В самых волнующих выражениях описывает древний пророк отношения Господа со своим народом, как с женою: Не бойся, ибо не будешь постыжена! …Ибо твой Творец есть супруг твой… Ибо как жену оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена… На малое время Я оставил тебя… Но вечной милостью помилую тебя ( Ис. 54, 4-8 ). По мнению как иудейских толкователей, так и святых отцов, вся замечательная библейская поэма «Песнь Песней» как раз и говорит нам о диалоге Господа с Его возлюбленной – ветхозаветной Церковью.

http://azbyka.ru/parkhomenko/cerkov-xris...

В Александро-Невской лавре прошло пленарное заседание XXXI региональных Рождественских чтений Санкт-Петербургской епархии 13 декабря 2022 г. 13:51 9 декабря 2022 года в Синем зале Митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры состоялось пленарное заседание XXXI региональных Рождественских чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Вначале собравшиеся посмотрели видеосюжет, построенный на письмах, адресованных священникам, где прихожане выражали глубокую признательность и благодарность им за служение — кому-то за строительство храма, кому-то за поддержку семьи, а кому-то за наставничество и благословение. В адрес участников Чтений прозвучали приветственные слова от губернатора Санкт-Петербурга и председателя Комитета по образованию. С докладом «Наследие святых отцов и глобальные вызовы современного мира» выступил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . «Образование, просвещение, теология. Опыт Санкт-Петербурга» стали темой доклада ректора Русской христианской гуманитарной академии, доктора философских наук, профессора Д.К. Богатырева. О важности правильности выбора человеком своего пути в жизнь, а также необходимости чтения Евангелия и святоотеческого наследия в школе рассказала заведующая сектором методической работы отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии , кандидат искусствоведения В.О. Гусакова. Тема ее доклада звучала как: « " Встань и иди " . Жизненная стратегия как нравственный выбор человека». Режиссер театра и кино И.С. Копылов выступил с докладом «Отношение к Отечеству как показатель взросления человека». Во второй части пленарного заседания митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий наградил победителей регионального этапа Международного детского конкурсов «Красота Божьего мира». Завершило заседание выступление детского хора Санкт-Петербургской митрополии . В скором будущем планируется издание сборника с докладами выступавших. Пресс-служба Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Представлена книга об утраченных храмах Санкт-Петербурга 28.01.2022 Презентация книги «Утраченные храмы Санкт-Петербурга . Опыт архитектурной реконструкции» прошла 21 января 2022 года в Доме архитектора Северной столицы. Собранные в книге исторические и графические материалы — итог многолетней работы студентов и преподавателей кафедры архитектурного и градостроительного наследия Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета под руководством заведующего кафедрой, доктора архитектуры Сергея Семенцова. Книга была подготовлена к печати издателем Александром Петелиными и отпечатана в типографии «Капли дождя» при финансовой поддержке Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге. По материалам книги была устроена выставка студенческих графических реконструкций. Мероприятие посетили известные архитекторы, реставраторы, искусствоведы и представители общественных организаций, занимающиеся вопросами сохранения исторического наследия Санкт-Петербурга, настоятели восстанавливаемых храмов. На презентации выступили организаторы, авторы издания, члены редколлегии и гости. Президент Санкт-Петербургского союза архитекторов Олег Романов отметил, что мероприятия, посвященные храмостроительству, стали регулярными и важными событиями в работе Дома архитектора. Вице-президент Союза архитекторов, председатель совета по церковной архитектуре Союза архитекторов России Михаил Мамошин представил гостям творческий коллектив и поделился планами дальнейшей работы по воссозданию утраченных храмов города. О работе над книгой рассказала архитектор-реставратор, доцент кафедры архитектурного и градостроительного наследия Надежда Акулова. Заместитель директора Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге Андрей Мезилев отметил, что в лице творческого коллектива, готовившего издание книги, фонд нашел единомышленников, поделился планами будущих проектов. В частности, он рассказал о начавшейся разработке проекта воссоздания храма святых страстотерпцев Бориса и Глеба на Калашниковской (ныне Синопской) набережной.

http://drevo-info.ru/news/27718.html

Тиунская палата, особенно поначалу, простирала свое влияние и за пределы Санкт-Петербургской области. В нее поступали из св. Синода и ведались дела таких лиц, которые лично вызывались в Санкт-Петербург к св. Синоду, или содержались в Преображенской канцелярии (Опис. докум. св. Син. т. 1, стр. 705 – 706). Но вскоре самой практикой дело установилось так, как было определено в указе о ней: т. е. тиунская контора заведовала только Санкт-Петербургской тиунской конторой. Также, в начале существования своего, палата почти неразрывно была связана со св. Синодом. В инструкции от св. Синода о ней сказано, что «тиунское правление есть некоторая часть под правлением Синодального правительства». Синодальные асессоры, как мы видели, заседали и в конторе судьями. Она и в бумагах писалась тогда тиунской конторой св. Синода. Но чем дальше, тем большее усматривается между ними расстояние, так что св. Синод посылал уже указы в тиунскую контору, как бы в учреждении, от него отдельное, а контора, со своей стороны, относилась к св. Синоду с докладами, как к присутствию высшему, особо от нее действовавшему. При открытии первого заседания тиунского правления, и при переменах в личном его составе – старший тиун и прочие его сослуживцы давали присягу быть «верными, добрыми и правдивыми слугами царскому величеству, а св. Синоду – послушниками; а дела судить не по страстям своим и не для мздоприимства, но ради блага и пользы народной, в страхе Божием и доброй совестью». Клятва эта была изрекаема под страхом анафемы и телесного наказания. Указом 17 апреля 1721 года, св. Синод определил пределы власти, права и обязанности тиунской конторы, также ее отношение  собственному лицу. В нем было сказано, что должность тиунского правления есть такая: «В Санкт-Петербурге, и при нем в новозавоеванных городах и уездах, а именно: в Шлиссельбурге, Ямбурге, Выборге, Копорье и на Котляне острове (т. е. в Кронштадте) надсмотрение иметь, в святых церквях всякого благочиния, дабы церковные служители житие свое имели исправно и правильно,  никаких бы непотребств ими не чинилось, и между теми церковными, и духовными, и мирскими персонами, в приключающихся делах, иметь справедливое суждение, по св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

1984 – Смоленские святые (воскресение перед 28 июля) 1984 – Казанские святые (4 октября) 1987 – Рязанские святые (3-я неделя по Пятидесятнице) 1987 – Псковские святые (3-я неделя по Пятидесятнице) 1987 – Тульские святые (22 сентября) Итого – XVI–XVIII вв. – 7 XIX в. – 5 1918–1945 – 1 1945–1988 – 14 Всего ныне в Русской Церкви вошло в употребление 43 соборных памятВ настоящее время кроме перечисленных автором совершаются следующие соборные памяти: Брянских святых – 20 сентября; Ивановских святых – 7 июня; Кольских святых – 15 декабря; Крымских святых – 15 декабря; Московских святых – воскресенье перед 26 августа; Новомучеников и исповедников Российских – воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января; Новомучеников в Бутове пострадавших – 4-я суббота по Пасхе; преподобных Оптинских старцев – 11 октября; Санкт-Петербургских святых – 3-я неделя по Пятидесятнице; Псково-Печерских преподобных – 4-я неделя по Пятидесятнице; Сербских святителей – 30 августа; Синайских преподобных – среда Светлой седмицы; Смоленских святых – воскресенье перед 28 июля; Соловецких святых – 9 августа; Тамбовских святых – 28 июля; святых Эстонской земли – 18 ноября. – Ред., из них 15 установлено за период 1918–1988 годы. За время Патриаршества Святейшего Патриарха Пимена с 1971 года было установлено 11 соборных русских памятей и принято 2 соборных празднования, установленных в других Православных Церквах. Эта статистика совершенно определённо указывает, что ныне в Русской Церкви происходит осмысление и собирание духовного опыта святых Русской земли. Необходимо указать, что службы Соборам местных святых далеки от лучших образцов гимнографии. Они перегружены перечислением имён, имеют длинноты и несоответствие в размерах в однотипных текстах. Почти непосильная задача для современных гимнографов – выявить в традиционных богослужебных образах идейный смысл конкретного соборного празднования и особенности подвига местных святых. Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим, написанная святителем Афанасием (Сахаровым) , остаётся и ныне недосягаемым образцом для подобного творчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

догов. Лыжина, 1857 г., стр. 43)». Митрополит новгородский Исидор так изображает бедствия, причиненные походом Делагарди. «На правежи от приказных шведских людей, в налозех без сыску, иные на смерть побиты, а иные обесилися, и в воду металися, а иные обезвечены и покамест лежат. Честные обители и св. церкви Божьи разорены и разграблены, и мощи многие святых из гробов выметаны и поруганы, и колокола многих церквей вывезены в Свейское государство, и около Новгорода, и в Новгородском государстве литовские люди, которые служат здесь его королевскому величеству, уездных людей крестьян жгут и мучат (там же, стр. 84)». Мальгин, основываясь на достоверных бытописаниях, с большими подробностями и раздельнее представляет подвиги шведов. По описанию его, шведы брали оружие, грабили и разоряли города: Копорье, Ямбург, Ивангород, Гдов, Ладогу, Орешек и другие места, «с великим россиян кровопролитием, требованием, вынуждением и взиманием тяжкой воительской дани и поборов». Опустошили более 70 знатных монастырей и 1500 церквей, с осквернением и поруганием святынь. Они обдирали со св. образов золотые и серебряные оклады, привески и украшения, рассекали на части раки и гробы святых, и с ругательством выбрасывали из них честные мощи. Не щадя никаких самых священных вещей, утвари, одежды, колоколов и книг, враги не пренебрегали и предметами малоценными, похищая восковые свечи, ладан, деревянное масло. Частные дома также расхищали, разоряли, и более ста разных селений превратили в пепел (Зерцало росс. государей, Санкт-Петербург, 1794 г. стр. 452–453). В одной рукописи прямо говорится, что в это время разорено шведами множество церквей именно около Орешка, Ладоги, г. Ямы, Копорья, Ивангорода, Гдова и Порхова (Опис. свят. новгор. Спб., 1848 г., стр. 68), т.е. в пределах нынешней Санкт-Петербургской епархии. И сами иностранные писатели свидетельствуют, что весь край, по которому прошли и который занимали шведы, был совершенно разорен (Лыжина, стр. 85). От этих притеснений многие иноки переселились из своих мест в другие  монастыри, а мирские, побросав дома в жилища, убежали в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В Международный день защиты детей в Санкт-Петербургской епархии состоялся праздник для детей-сирот 2 июня 2021 г. 13:25 1 июня 2021 года, в Международный день защиты детей, координационный центр по работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, отдела Санкт-Петербургской епархии по церковной благотворительности и социальному служению совместно с Православной детской миссией (ПДМ) провели праздник. На мероприятие прибыли 70 детей из дома-интерната 2 в Петергофе, центра содействия семейному воспитанию 8 Санкт-Петербурга и Вырицкого детдома — филиала центра содействия семейному воспитанию 15. Дети вместе с воспитателями молились за Божественной литургией в Спасо-Преображенском соборе, которую совершил основатель ПДМ, руководитель координационного центра иерей Феодосий Амбарцумов. Дети исповедались, причастились Святых Христовых Таин. Отец Феодосий пожелал ребятам, чтобы Господь услышал их молитвы и чтобы всегда, когда молятся, они знали, что рано или поздно Господь их услышит и поможет. Состоялся праздничный обед во дворце «Олимпия», затем дети посетили спектакль театра «Алеко». Все получили подарки на память о празднике. Пока дети смотрели спектакль и получали подарки, во дворце «Олимпия» прошел круглый стол «Не бойтесь брать приемных детей», посвященный опыту приемного родительства. Его провели отец Феодосий и экс-уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова. «Самое большое желание у большинства детей — обрести маму с папой, обрести семью. Особенно это касается детей-инвалидов. Они — очевидные страдальцы, многие из них не могут говорить. Для них найти приемную семью — особое счастье, но, к сожалению, это редкий случай. Поэтому наша задача — в том числе и информационно — пробудить людей, у которых есть возможность, чтобы они подумали о том, как принять ребенка-сироту, — рассказал корреспонденту ИА " Вода живая " отец Феодосий. — Много лет мы несколько раз в год проводили праздники для сирот из детских домов, сейчас начинаем возрождать нашу традицию. Многие дети уже не раз бывали в храме, в том числе и с нашей помощью, и сейчас рады возобновлению поездок. У нас две задачи: во-первых, поиск волонтеров, которые приходят к нам и становятся добровольцами в том или ином соцучреждении, помогают детским домам, во-вторых, поиск приемных родителей, которые благодаря непосредственному контакту с детьми во время мероприятий могут с ними познакомиться и сдружиться. У нас много случаев, когда люди прикипали сердцем и забирали ребят себе. Так что проводить такие мероприятия крайне необходимо». ПДМ с 2010 года занимается духовно-просветительской работой с сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Более 250 волонтеров организуют занятия, поездки в храмы, музеи, места отдыха. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Перспективы работы комиссий по религиозному образованию, катехизации и духовной культуре обсудили в Петербурге 28 мая 2020 г. 14:49 26 мая 2020 года в Санкт-Петербургской епархии состоялось первое онлайн-совещание по вопросу создания комиссий по религиозному образованию, катехизации и духовной культуре благочиннических округов епархии. Совещание провел председатель отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров. Инициатива создания комиссий была одобрена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием , главная идея — оперативное реагирование на современные тенденции, появляющиеся в образовательных процессах, в том числе в сфере православной культуры. Именно комиссии призваны помочь учителям и родителям адаптироваться к новым условиям обучения, а также разобраться в новых форматах преподавания. «Каждая комиссия сама определяет свое поле деятельности и свои методы работы, исходя из особенностей благочиния, поэтому по результатам сегодняшнего совещания будет сформирована некая дорожная карта, но уже сейчас предлагаю всем подумать о том, какими будут ваши направления деятельности на территории благочиния», — подчеркнул иерей Илия Макаров. Он также призвал всех участников осуществлять взаимодействие с районными администрациями, особенно с отделами образования и культуры. Председатели комиссий в режиме онлайн обсудили проект, отметив, что особо актуальным в настоящее время является вопрос дальнейшего развития системы религиозного образования, катехизации и воспитания детей на основе духовно-нравственной культуры в благочиннических округах Санкт-Петербургской епархии с учетом ситуации в каждом конкретном округе. Особое внимание было уделено пошаговому взаимодействию с дошкольниками, школьниками, их родителями и педагогами. В качестве примера полезного проекта отец Илия привел серию мультфильмов о святых «Как Алёна и Данила добру учились», созданную отделом религиозного образования и советом по культуре Санкт-Петербургской епархии. В ходе совещания было решено, что комиссии будут создаваться и работать на базе центров духовной культуры и образования. При этом запланированные проекты и программы в обязательном порядке должны согласовываться с благочинным и реализовываться на основе требований и рекомендаций Синодального и епархиального отделов религиозного образования и катехизации. В состав комиссий войдут: председатель, которым станет директор центра духовной культуры и образования благочиния, священнослужитель; методист благочиния по предмету «Основы православной культуры»; тьютор и помощник благочинного по религиозному образованию и катехизации. Комиссии будут также отслеживать организацию и осуществлять мониторинг деятельности приходов благочиния в области религиозного образования, катехизации и духовной культуры. Пресс-служба Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010