У нас множество моментов, для этого пригодных: когда идешь от остановки к дому, занят какой-то простой физической работой, спокойно пьешь свою чашку чая… Иногда удается на какие-то часы, может быть, на день или два остаться в одиночестве за городом. И очень редко, раз в несколько лет, появляется возможность провести в молчании и чтении Писания несколько дней подряд. — Расскажите о Вашей программе «Культурная реакция» и о работе на радиостанции «Град Петров» . Можно ли услышать ее ваше радио за пределами Санкт-Петербурга? — Конечно, можно. Радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» (главный редактор прот. Александр Степанов, программный директор Ольга Николаевна Суровегина) вещает в интернете, и нас слушают по всему свету. Кроме того, на сайте радио множество материалов, которые отражают нашу работу. Концепция радио миссионерская и просветительская. Знаю, что нецерковные и даже неверующие слушатели с удовольствием слушают нас, так как на нашем радио есть и литературные чтения, и классическая музыка, и детские передачи, и лекции по истории, философии, богословию. У нас нет агрессивной назойливой рекламы. Общий тон радио уважительный, доброжелательный, я бы сказала даже – классический, что большая редкость в наше время, когда происходит «игра на понижение», как называл отец Александр Шмеман тенденцию к измельчанию, примитивности и низменности, поразившую мир. На радио «Град Петров» я веду несколько программ, это «Бог и человек в мировой литературе», «Словарь» и «Культурная реакция». Первая представляет собой попытку прочтения великих классических текстов с христианской точки зрения. Иногда говорят, что христианину подобает читать христианскую литературу (Ваш вопрос о том, не повредит ли верующему человеку знание Лао Цзы, как я поняла, отражает именно такую позицию определенного круга православных). Но дело в том, что нередко книги, по формальным признакам христианские («душеполезная литература» про батюшек, святых, прозорливцев, чудеса и т. д.), по сути своей вредны, так как редуцируют тайну христианства до простых морализаторских или, того хуже, магических историй. И наоборот: авторы, по внешним признакам «светские», раскрывают нам такую интенсивность бытия, являют такое глубокое, любящее, понимающее воззрение на мир и на человека, что они-то как раз и передают божественное присутствие, а потому развивают и возделывают душу. Рассмотрение произведений мировой литературы я начала с «Илиады» и намерена, если даст Господь дней жизни, довести рассказ до современности.

http://pravmir.ru/zachem-xristianinu-mol...

Комментарий священника А на что ты готов ради милосердия? Как применить максималистские принципы святых к себе, поясняет председатель отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии прот. Александр Степанов: — Раздать все — это евангельский идеал, Сам Христос говорит: «Раздай все и следуй за мной» (Мф.19,21). Но Он говорит это не всем! Он говорит это юноше, который его спрашивает: «А что сделать сверх исполнения заповедей?». Хочешь совершенства — вот тебе путь: раздай все имение нищим. Сейчас условия изменились: уже невозможно продать себя в рабство, глава семьи не может уже так единовластно распоряжаться имуществом родных, как тысячу лет назад. Но сама по себе самоотверженность хороша, и если человек готов служить ближним до такой степени, до смерти и смерти крестной, — пусть служит. Но распоряжаться, например, чужим имуществом даже в самых благих целях, как Юрий Деточкин, сейчас абсолютно недопустимо, не по-христиански. Нам надо творчески искать другие формы. Кто-то готов по слову Христову все раздать, а кто-то пока не готов. Не надо делать слишком многого. Каждый должен об этом хоть иногда задумываться, но меру себе надо определять наедине со своей совестью. И этот выбор и будет показывать меру нашего христианства. Но уж точно христианин не может просто жить на широкую ногу, ничего не жертвуя, и думать, что все в порядке. Верно ли выбрана мера, можно узнать по плодам. Дерзновение святых оправдывалось тем, что оно приносило добрый плод — и та же жена св.Филарета Милостивого была утешена, и деньги внуку св. Вонифатия вернулись. Если же очевидно, что человек благотворит, разрушая что-то, разрушая свою семью, например, — так не годится, и такое дело и не устоит. Во всем нужна мера, просто мера святых больше, чем мера только ищущих святости. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/shokiruyushhee-miloser...

1-го мая 1738 года, в протоколе святейшего Синода было постановлено следующее правило: «рассуждаемо, что в соборах протопопы имеют с священниками чреду в священнослужении, а те, протопопы, должны служить, когда и чреды их не бывает, на все двоенадесятые праздники и в торжественные и викториальные, и поминальные по представльшейся фамилии её величества дни. Того ради, приказали: от чреды священнослужения, для оных резонов, их, протопопов, уволить». Это постановление, 13 мая того же года, из Духовного правления объявлено протопопам Петропавловского, Троицкого и Исаакиевского соборов с братией. Впоследствии правило это оставлено в силе только для протоиереев кафедрального собора. 12-го января 1739 года, по приказу святейшего Синода из Духовного правления, повелено Петропавловского собора протопопу с братией вести верную запись о том, когда какие духовные персоны из членов св. Синода и другие совершают крестные ходы, или какие другие служения во дни высокоторжественные, викториальные и номинальные, также – в праздники Господские, Богородичные и знатных святых. 13 апреля 1739 года, св. Синодом, через правление, духовным лицам запрещено «держать в домах своих кабаки и вольные домы (т. е. трактиры), где бывает между пьяницами пристанище всяким ярыгам, не потребные происходят песни со смехотворными играми, и прочие неистовства, – что священноцерковнослужителям не только смотреть, но и слышать весьма неприлично». Сверх того, введены были некоторые формальности в деловую переписку, вошедши и в духовное ведомство. Так, 22 января 1734 года, указом предписано «чтобы преосвященных архиереев не титуловать словами: милостивейший, премилостивейший и всемилостивейший, того ради, что эти титулы принадлежат точию до высокой власти её императорского величества». В декабре 1739 года, предписано именным указом титул её величества писать и печатать перед настоящими словами с отменой (отдельно от текста) и крупными литерами. 31 декабря 1736 года, подтвержден указ Петра I от 5 ноября 1723 года о писании челобитен и донесений по пунктам, что вывелось-было совсем из употребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Начиная от цоколя вверх на 5 саженей 2 1 / 2 аршина, до высоты большого антаблемента, стены и столбища собора одеты разноцветными мраморами. Эта обшивка произведена гладью с инкрустациями. Все количество стенной обшивки составляет около 14 000 квадратных аршин. Три большие двери: западная, северная и южная обделаны белым итальянским мрамором с жилами из каменоломни Винкарелла. Верхняя часть этой обделки или суппорт выступает от стены на 1 аршин 2 вершка. Под ним фриз из красного мрамора гриотта с надписью и консолями, опускающимися по наличникам. В наличниках устроены из розового тивдийского мрамора вставки, поставленные на горячей мастике и укрепленные металлическими пиронами и крючьями. Высота дверей 5 саженей 1 аршин 4 вершка, а широта 3 сажени 1 аршин; пролет дверей в высоту 4 сажени 13 вершков, а в ширину 2 сажени 4 вершка. Амбразуры обложены разноцветным заграничным мрамором. Все три большие двери отлиты по моделям профессора Витали, и стоят 276 000 рублей серебром, кроме дуба. Каждая из этих дверей украшена 54 барельефами, изображающими священные события из библейской и церковной истории и ликами святых. На верхней части дверей помещен большой барельеф с соответствующей его содержанию, на мраморном фризе, надписью.  Помещенные на дверях лики святых и изображения священных событий представляют три эпохи истории Церкви Христовой: век апостольский – (западные двери), век вселенских учителей, святителей и мучеников православной церкви – (двери северные) и святых просиявших в церкви отечественной – (южные двери).       Обшивка около четырех малых дверей устроена из того же белого мрамора, которым обшиты и большие двери, с такими же   консолями, фризом, украшенным приличными изречениями из свящ. писания, вставками в наличниках, так и у больших дверей. Ценность всех четырех малых дверей 133 700 р. серебром. Восемь окон по всем четырем углам собора, в каждом по два, и девятое внутри большого алтаря, все вверху полукруглые, обделаны, по краям и в пролетах, серым и зеленым русским мрамором. В пролетах обшивка гладкая, а по краям небольшие наличники. Внизу окна большой карниз, утвержденный на цоколе. Вышина окна 4 сажени 12 вершков, ширина 4 аршина 9 1 / 2 вершков. Обделка окон обошлась в 14 400 р. серебром, по 1 600 руб. за каждое.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Биографические статьи и заметки А. С. Родосского подготовили самое, может быть, важное и значительное его сочинение, – «Биографический словарь студентов первых XXVIII-мu курсов С.-Петербургской Духовной академии (1814–1869 гг.)». Этот труд, увидевший свет в 1907 г., был приурочен автором к столетию академии, до которого Алексей Степанович не дожил нескольких месяцев… Книга открывается подробным очерком истории Духовной академии, написанным с необыкновенной любовью и тщанием, характерными, впрочем, для всего творчества А.С. Родосского . «Жизнь «старой» Академии, – сообщает автор, – была сплошным трудом над наукой, образованием, просвещением: поставленная и направленная рукой гениального человека ( Филарета Дроздова , впоследствии митрополита Московского, недавно причисленного к лику святых. – А.Р.), она успешно достигала предначертанных целей своих и главное, – «образования духовного юношества к высшим должностям, распространения и поощрения учености в духовенстве». Академия собирала в стенах своих умственные силы, привлекала дарования, согревала и развивала таланты, которые впоследствии были представителями высшей богословской науки, как ученые мужи и профессоры, – разносителями и насадителями духовного просвещения по всей России… При каких же условиях, при чьей заботливости совершалась ее первоначальная славная просветительная работа? Какие обстоятельства и лица содействовали Академии в достижении просветительных целей ее и особенно тех высоких результатов, по которым она стала колоссальным зданием науки? Для выяснения этого сделаем беглый обзор 60-летнего течения жизни Академии и скажем кратко о ее помещении, о ее благоустроителях и покровителях, о начальниках и наставниках, и закончим кратким обзором первых ее 28 курсов. А затем вопросы эти выяснят, главным образом, биографии «питомцев» СПб. Академии с их деятельностью и заслугами на разных поприщах общественного служения, – ученого, педагогического, пастырского и друг., что и будет, между прочим, задачей нашего «Биографического словаря» 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Rodoss...

На западной стороне, между сими церквами, стоит отдельно, каменная, трехъярусная, продолговатая снизу колокольня, с пролетной аркой посредине. На ней крыша железная, шпиль обит жестью, а крест с яблоком медный, вызолоченный. Наружные стены колокольни местами расписаны масляными красками. В верхнем ярусе колокольни посредине и в просветах висят колокола; в средине устроена монастырская ризница, а внизу сделаны кладовая и лестница для входа на колокольню. Длина колокольни 7 саж. 2 арш., ширина 3 саж. 1 арш., вышина с крестом 18 саж. 1 арш. На западной стороне от св. ворот под арку имеется подъем на возвышении 7-и ступеней. Колокольня построена и отделана в продолжении 1857, 1858 и 1859 годов. 111 На ней висят 11 колоколов, и все, кроме четвертого, новейшей отливки; на пяти колоколах отливные образа разных святых и херувимов и надписи, показывающие время отливки и вес колоколов. 1-й колокол, весом 195 пуд., вылит усердием доброхотных дателей 1851 г. июня во 2 день. 2-й колокол, весом 101 пуд., вылит в 1843 г. апреля 6-й день, по усердию доброхотных дателей. 112 3-й колокол, весом 54 пуд. 33 фун., вылит в 1848 г. 6-го апреля усердием с.-петербургского купца Афанасия Васильевича Клинова. 113 4-й колокол, весом 31 пуд. 10 фунт., вылит «в 1763 г. тщанием и радением доброхотного строителя с.-петербургского купца Насона Харитонова сына Насонова». 5-й колокол, весом 20 пуд., но, когда вылит неизвестно. 6-й колокол, весом 11 пуд. 6 фун., вылит 1849 г. 20-го сентября из разбитого колокола, бывшего весом 8 пуд. 10 фунт. с прибавкой новой меди. Остальные 5 колоколов, начиная от 4 пуд. 4 фунт, и до 1 пуд. надписей не имеют. О предпоследнем колоколе, весом 1 пуд. 8 фун., сказано: куплен 1-го июля 1847 г. За церквами к востоку стоит каменный, одноэтажный, с деревянной крышей корпус, в котором помещаются 12 братских келий. Корпус этот длиной 21 1 / 2 саж., шириной 4 саж., начат постройкой в 1821 г., а окончен в 1822 г. 114 На северной стороне, в связи с оградой, каменный, двухэтажный, крытый железом настоятельский корпус, длиной 11 1 / 2 саж., шириной 4 1 / 2 саж., построен в 1827 г., а в 1840 г. к нему пристроены сени с кладовыми, чуланами и мезонином. Во втором этаже помещается настоятель монастыря, а в нижнем и в мезонине устроено 10 братских келий. 115

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Синод». Но как еще слабо развито было тогда духовенство! В Петербурге и Москве, эти молитвы, во все лето 1733 г., произносились без рассуждения, в такое время, когда не следовало, и о том, о чем не надлежало молиться. Ясно, что священников сбивало с толку понятие вёдро. Св. Синод, сведав об этом, 9 июля 1734 года предложил, в особом указе, следующее по этому предмету толкование, которое долженствовало уже сделаться известным по всей России: «отныне, сказано в указе, во всех церквах, как о бездождии, так и о безведрии на литургиях, вечернях и утренях, по церковному чиноположению печатной книги молебных пений, ко всеблагому Богу просительные молитвы приносить весьма осмотрительно и крайне рассудительно в какие времена. Если когда, подлинно, бездождие будет, и оттого земной плод в состоянии потребном быть не может, тогда приносить молитвы о плодоносном дожде. А будет в самое настоящее время, когда земной плод лучше имеет состоять в вёдре, а когда будет безведрие, то молиться о благополучном вёдре. Да и в те самые времена, когда потребно будет признаваться от духовных властей ко Господу Богу это моление, и тем духовным властям со знающими, конечно, всякое земледельство людьми иметь о том согласие: надлежит ли это прошение иметь, и как земле, так и имеющемуся в ней плоду дождь или вёдро потребно ли иметь. И будет покажут иные ведатели к тому согласие, то в такие времена это моление с прошением ко Господу Богу и приносить. Ещё же в какое время благорастворение воздуха, всещедрой милостью Божией, в настоящем и земному плоду полезном состоянии, тогда этого моления отнюдь суетно не употреблять. Ежели же когда, праведным гневом Божиим, за умножение грехов человеческих, случится где быть моровой язве и тлетворному поветрию (от чего Боже, по велицей своей милости, сохрани): то и в такие времена, рассмотрев и достоверно о том изведав, приличные ко Господу Богу, о отвращении того праведного гнева Его, в церквах святых, моления приносить с глубочайшим смирением, воздыханием же и сокрушением сердец, и подобающим о злых делах раскаянием, неотменно.»

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Arhiva A avut loc cea de a doua edin a Consiliului unificat pentru susinerea disertaiilor în teologie 24 martie 2017 12:41 23 марта 2017 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялось второе заседание Объединенного диссертационного совета по теологии, созданного приказом Минобрнауки на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , Московского государственного университета и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Заседание возглавил председатель Объединенного диссертационного совета, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры доктор богословия, доктор философских наук митрополит Волоколамский Иларион . В ходе заседания был рассмотрен вопрос о приеме к защите диссертации протоиерея Павла Хондзинского, декана богословского факультета ПСТГУ, на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 26.00.01 Теология на тему: «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского». На первом заседании Диссовета 3 марта 2017 года была назначена экспертная комиссия из числа членов Совета для предварительной оценки диссертации. Председатель экспертной комиссии профессор В.Н. Катасонов ознакомил членов диссертационного совета с заключением о соответствии темы и содержания диссертации научной специальности и отрасли науки, по которой диссертационному совету предоставлено право принимать к защите диссертации, о полноте изложения материалов диссертации в работах, опубликованных соискателем ученой степени, о выполнении иных требований Положения о присуждении ученых степеней. Члены экспертной комиссии рекомендовали принять к защите диссертацию протоиерея Павла Хондзинского. Состоялась дискуссия, после которой диссертационный совет путем голосования единогласно принял диссертацию к защите. Защита назначена на 1 июня 2017 года. Совет также разрешил печать и рассылку автореферата диссертации. Свое мнение о содержании автореферата высказали в своих выступлениях д.и.н. митрополит Калужский и Боровский Климент, д.ф.н. Д.В. Шмонин, д.ф.н. Г.В. Вдовина и другие члены Совета. В качестве ведущей организации совет утвердил Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии РАН (сектор истории русской философии), официальными оппонентами были назначены д.ф.н., профессор кафедры философии религии и религиоведения Философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Т.В. Чумакова и к.ф.н., доцент кафедры политологии, социологии и философии Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан А.П. Соловьев. Пресс-служба ОЦАД /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4842375...

В январе 1914 года, владыкой Кириллом было получено Деяние Святейшего Синода от 25 января 1914 года, в котором среди прочего говорилось: «Ныне, по получении от Преосвященного тамбовского подлинных достоверных свидетельств о чудесных действиях, совершившихся благодатным предстательством епископа Питирима, рассмотрев во всей подробности и со всевозможным тщанием обстоятельства важного дела, Святейший Синод нашел, что многочисленные случаи благодатной помощи по молитвам епископа Питирима, обследованные надлежащим образом, не оставляют никакого сомнения в своей достоверности... По сему Святейший Синод, в полном убеждении в достоверности таковых чудес, воздав хвалу дивному во святых Своих Господу Богу, присно благодеющему твердой в праотеческом прославлении Российской Державе, благоволившему явить нового светильника Церкви Российской как новое и великое знамение Своих благодеяний православному народу русскому, подносил Его Императорскому Величеству всеподданнейший доклад, в коем полагал: 1) во блаженной памяти почившего Питирима, епископа Тамбовского, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, оставив всечестные останки его под спудом, на месте их упокоения; 2) торжественное прославление святителя Питирима совершить 28 июля 1914 года, в день памяти его; 3) службу святителю Питириму составить особую, а до времени составления таковой, после дня празднования прославления памяти его, отправлять ему службу общую святителям, память же его праздновать в день преставления и прославления его, 28 июля и 4) объявить о сем во всенародное известие от Святейшего Синода» 153 . Этому синодальному документу предшествовал доклад Святейшего Синода, представленный обер-прокурором на Высочайшее рассмотрение Его Императорского величества. На этом докладе государь император Николай II 28 июня 1913 года собственноручно начертал: «Согласен. Прочел с чувством истинной радости и умиления» 154 . Тогда на очередном своем заседании Святейший Синод определением от 1–13 июля 1913 г. постановил поручить митрополиту Санкт-Петербургскому совместно с Преосвященным Тамбовским и другими иерархами, которые прибудут в Тамбов, совершить 28 июля 1914 года торжественное прославление святителя Питирима, епископа Тамбовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Воспитав молодого талантливого историка, Киевская Духовная академия получила возможность открыть кафедру церковной и гражданской истории, возглавить которую предстояло иеромонаху Макарию. До того времени историю, как церковную, так и гражданскую, в академии практически не изучали, и первому преподавателю пришлось готовить лекции совершенно самостоятельно», – отмечала Н. Ильичева. В стенах Киевской Духовной академии были созданы «План христианской аскетики» и «История Киевской академии», за которую иеромонах Макарий был удостоен звания магистра. В 1842 году иеромонах Макарий был назначен ректором Киевско-Подольских Духовных училищ, а летом того же года переведен в Санкт-Петербургскую Духовную академию и назначен помощником инспектора. В 1844 году, в двадцать восемь лет, иеромонах Макарий стал ординарным профессором Духовной академии и был возведен в сан архимандрита. В академии ему была поручена одна из важнейших кафедр – кафедра догматического богословия. В должности профессора и инспектора академии он прослужил семь лет, причем инспекторская деятельность архимандрита Макария имела столь же плодотворные результаты, как и профессорская его служба. Академическое начальство высоко ценило его труды и усердие и всегда содействовало продвижению его по службе. Сам же архимандрит Макарий, благодаря своему глубокому благоговению, никогда не тщеславился своими успехами, а искренне радовался им, считая их прямым следствием бесконечного милосердия Божия к нему. Прочитанный им в академии курс лекций лег в основу первого самостоятельного, ставшего знаменитым труда «Введение в православное богословие» (1847), за который автору была присуждена ученая степень доктора богословия. В 1848 году архимандрит Макарий начал создание полного свода «Православно-догматического богословия», и уже в 1849 году вышел первый его том, а в 1851 году – второй и третий тома. Одновременно неутомимый автор трудился в Комитете духовного ведомства по изданию духовно-нравственных книг для народа: житий святых, описаний святых мест и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010