Вышел в свет второй номер журнала «Вопросы теологии» за 2020 год 15 июля 2020 г. 16:52 Очередной номер ежеквартального международного научного журнала «Вопросы теологии», который издается Санкт-Петербургским государственным университетом совместно с Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, раскрывает многообразие исследовательских направлений теологии и в то же время показывает религиозно-конфессиональную специфику богословского знания. Работа редакционного совета «Вопросов теологии», возглавляемого председателем Отдела внешних церковных связей , ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры, президентом Научно-образовательной теологической ассоциации митрополитом Волоколамским Иларионом и ректором Санкт-Петербургского государственного университета членом-корреспондентом РАН Н.М. Кропачевым, а также редколлегии журнала нацелена на поддержку развития теологии как отрасли знания в современном научно-образовательном пространстве. Журнал входит в Российский индекс научного цитирования, международную базу данных EBSCO, Общецерковный перечень научных изданий. Статьям присваивается индекс DOI, журнал принимает к публикации рукописи, оформленные в соответствии с правилами, необходимыми для последующего включения в ведущие международные базы данных. С правилами, а также с текстами опубликованных статей и содержанием вышедших номеров можно ознакомиться на сайте журнала. Данный номер открывается статьей заместителя председателя Синодального миссионерского отдела игумена Серапиона (Митько) «Структура православной миссиологии в образовательной перспективе». Автор на основе результатов собственного исследования описывает базовые принципы организации и потенциал развития миссиологии как самостоятельного раздела современного православного богословия, обращая внимание читателей на важность системного планирования научной работы в этой области и необходимость новых подходов к преподаванию миссиологии на новом этапе ее развития. Две следующие статьи относятся к области политической теологии. Работа протоиерея Константина Костромина ( Санкт-Петербургская духовная академия ) и О.Л. Церпицкой (Санкт-Петербургский государственный университет) «Политико-богословский аспект подвига новомучеников на примере священномученика Платона, епископа Ревельского» предлагает теоретическое осмысление исторического факта и определяет основные принципы рассмотрения подвига новомучеников как феномена «политического». Публикация священника Игоря Иванова (Санкт-Петербургская духовная академия) «О некоторых аспектах политической теологии в ранних статьях протоиерея Думитру Станилое» знакомит читателя с малоизвестными ранними работами румынского православного богослова — с его публицистическими статьями, которые, по мнению автора, «могут быть выстроены в модель своеобразной политической идеологии».

http://patriarchia.ru/db/text/5663616.ht...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Шкаровский М. В. Советская власть и судьбы мощей православных святых Рецензия на книгу:  Кашеваров А. Н. Советская власть и судьбы мощей православных святых. СПб.: Наука, 2013. 228 с. В начале 2013 г. вышло новое исследование крупного специалиста по истории Русской Православной Церкви и государственно-церковным отношениям советского периода профессора Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургского Политехнического университета А. Н. Кашеварова. Оно посвящено актуальной и, к сожалению, до сих пор недостаточно изученной теме — полной драматизма и даже трагизма истории мощей святых Русской Православной Церкви в советский период. Эта история началась со вскрытия и конфискации мощей в первые послереволюционные годы, затем в короткий период сталинской религиозной «оттепели» некоторые из православных святынь были возвращены Церкви, однако во время так называемых хрущевских антирелигиозных гонений им грозила новая конфискация, и лишь в годы перестройки в связи с 1000-летием Крещения Руси процесс обретения мощей возобновился. В отечественной и зарубежной историографии до выхода монографии А. Н. Кашеварова фактически отсутствовали работы обобщающего характера, в которых тема судьбы мощей православных святых рассматривалась бы в качестве специального предмета изучения. Рецензируемое исследование позволяет составить целостное представление о судьбах мощей православных святых в советскую эпоху в контексте государственно-церковных отношений того времени. В работе представлен детальный анализ акций советской власти, касавшихся святых мощей, показаны их связь и место в общей религиозной политике советского государства и выявлена подлинная реакция верующих, духовенства и, прежде всего, высшей церковной власти на эти акции. Достоинством работы является также освещение специфики подхода властных органов, в различное время курировавших «церковную» политику государства, к вопросу о святых мощах, и, в первую очередь VIII отдела Наркомюста и Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР (с 1965 г. Совета по делам религии). Все это позволяет более полно представить, какие мероприятия проводила советская власть в данной сфере религиозной политики и какова была официальная реакция Московской Патриархии по отношению к ним.

http://sedmitza.ru/lib/text/4157275/

«Теология в высшей школе, о которой мы сегодня говорим, — это следующий этап формирования полноценно и всесторонне образованного выпускника петербургского вуза, где преподавание теологии должно осуществляться совместно с церковными преподавателями, то есть носителями изучаемой религиозной традиции. И глобально — наша общая цель заключается в том, чтобы систематизировать уже накопленный опыт, сфокусировать в сознании современников систему нравственных ориентиров и суметь передать молодому поколению знания о нашей духовной и культурной идентичности. Сейчас хотелось бы услышать мнения по текущей проблематике от наших коллег из светских вузов и, конечно же, от лидера теологического образования в нашем городе — духовной академии. Также будем рады услышать любое конструктивное предложение по общей работе на ближайшее будущее», — заключил митрополит Варсонофий. Проректор по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия , председатель экспертного совета по теологии Высшей аттестационной комиссии доктор философских наук, профессор СПбДА Дмитрий Шмонин рассказал о новейших тенденциях в развитии системы теологического образовании в нашей стране. Дмитрий Шмонин уточнил, что выступление Святейшего Патриарха Кирилла состоялось на II конференции по теологии в МИФИ. Подготовкой пастырей занимается Учебный комитет Русской Православной Церкви, подготовкой учителей — Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ). Подготовкой преподавателей для взрослых занимается НОТА, которая создана два года назад по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. В Северной столице в нее входят шесть вузов — Санкт-Петербургская духовная академия, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Русская христианская гуманитарная академия (РХГА), Российский педагогический университет им. А.И. Герцена, Балтийский технический университет «Военмех» и Санкт-Петербургский экономический университет. Хотелось бы, чтобы вузов было больше, для чего необходимо наладить взаимодействие с ассоциацией «Покров». Дмитрий Шмонин рассказал о готовящейся очередной конференции по теологии, которая пройдет в ноябре в онлайн-режиме на трех федеральных площадках, том числе и в Санкт-Петербурге. Говоря о структуре теологического образования, он подчеркнул, что на региональном уровне координацию между вузами и епархией должен осуществлять именно совет епархии по теологическому образованию.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

23 января/2 марта 1863 года Святейший Синод, заслушав дело о службе свв. Кириллу и Мефодию, определил: «Представленную Преосвященным епископом Смоленским Антонием и по поручению Св. Синода рассмотренную и исправленную Преосвященными архиепископом Тверским Филофеем и Могилевским Евсевием службу преподобным Кириллу и Мефодию, напечатанную в 1862 году в Белграде, препроводить при указе в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет для сделания на оной установленной надписи к разрешению печатанием». Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан от 12 марта 1863 года за 654. В указе значится, что Святейшим Синодом постановлено: «По получении из комитета означенной службы передать оную в хозяйственное управление при Св. Синоде для немедленного отпечатания в количестве 35 тысяч экземпляров» 244 . Был ли акафист свв. Кириллу и Мефодию составлен преосвященным Антонием (Амфитеатровым) , (скончавшимся в сане архиепископа Казанского), как писал митрополиту Филарету А. П. Ахматов, или слово «акафист» употреблено им в письме не в собственном, точном смысле, а более широком – для обозначения вообще составленной службы для прославления святых первоучителей славянских, не знаем. Дело об акафисте святым просветителям славян Мефодию и Кириллу возникло в духовной цензуре значительно позже, только 10 апреля 1885 года. Канцелярия Святейшего Правительствующего Синода представила в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет следующее отношение: «Синодальная канцелярия, препровождая при сем составленный студентом IV курса Санкт-Петербургской духовной академии А. Храповицким 245 акафист святым учителям словенским Мефодию и Кириллу на рассмотрение комитета, имеет честь покорнейше просить о доставлении по возможности в непродолжительном времени заключения по содержанию этого акафиста с возвращением оного». Комитет поручил дать отзыв об акафисте архимандриту Тихону. Цензор архимандрит Тихон 16 апреля 1885 года доносил комитету: «Представляя при сем рассмотренный мной акафист свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Два года дело о Духовной миссии держалось в тайне и обсуждалось узким кругом лиц. В начале января 1847 г. посланник Титов, находясь в Петербурге, вновь обратился к архимандриту Порфирию с поручением в двухдневный срок подготовить записку о необходимости учреждения миссии. Оценив по достоинству изложенные архимандритом Порфирием аргументы и приняв во внимание его прежние труды и заслуги, Титов решил добиваться его назначения начальником Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Первой официальной датой в истории миссии следует считать 11 февраля 1847 г. В этот день государственный канцлер К. В. Нессельроде представил Императору Николаю I записку с предложениями, заранее согласовав их с обер-прокурором Святейшего Синода Н.А. Протасовым, об устройстве в Иерусалиме Русской Духовной миссии. Документ получил Высочайшее одобрение. В тот же день графу Нессельроде было дано указание определить будущих сотрудников и подумать об источниках финансирования Миссии. Выбор остановился на иеромонахе Феофане (Говорове), бакалавре Санкт-Петербургской духовной академии, и студентах Санкт-Петербургской духовной семинарии Пётре Соловьеве и Николае Крылове. Они были «уволены заграницу для поклонения Святым местам» 113 ; им дозволялось находиться в Иерусалиме при архимандрите Порфирии и принимать участие в возложенных на него пор учениях. Составленные к 28 августа 1847 г. сметы денежного жалования по штату Миссии были поданы на Высочайшее рассмотрение. На документе Император Николай I собственноручно начертал: «Быть посему» 114 . Наконец, 14 октября, в восьмом часу вечера, как следует из рапорта секретаря Санкт-Петербургской духовной консистории, члены Миссии выехали к месту назначения. Предстоял долгий и длинный путь: на лошадях от Петербурга до Одессы; далее пароходом до Константинополя, от Константинополя до Бейрута; затем восемь дней пути на мулах. Сложная политическая ситуация на Востоке повлияла на решение Святейшего Синода придать Миссии, на первое время, неофициальный статус. Сотрудники должны были представляться паломниками, или, как тогда было принято говорить, поклонниками, имевшими, впрочем, рекомендацию от русского духовного начальства к Иерусалимскому Патриарху. Архимандриту Порфирию был выдан антиминс «для священнодействия на Святых местах». Рассчитывая на разрешение Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского, Русская миссия намеревалась наладить в Палестине богослужения на славянском языке – но так, чтобы не вызвать недовольства греков. Исключительный авторитет архимандрита Порфирия, его глубокое знание православного Востока должны были укрепить отношения России с Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами, в союзе с которыми можно было бы противостоять планам Римско-католической церкви и протестантских стран Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

архиепископ Леонид (Краснопевков) (28.02.1817–27.12.1876) Воспоминания Жития святых Письма Слова и речи Стихотворения архиепископ Леонид (Краснопевков) Архиепископ Ярославский и Ростовский. Богослов, духовный писатель. Состоял членом многих научных учреждений и обществ Биография Сын дворянина, товарища герольдмейстера, родился в Санкт-Петербурге и первоначальное образование получил в английском, потом во французском пансионе, где практически изучил французский, немецкий и английский языки. В 1829 году он помещён был родителями в горный кадетский корпус, где сблизился почти со сверстником своим по летам Николаем Слепцовым, сыном саратовского помещика. В 1832 году Краснопевков оставил горный корпус и после домашнего приготовления в феврале 1834 года определился юнкером в Балтийский флот и был зачислен в 14-й флотский экипаж, а по выдержании экзамена в морском кадетском корпусе в 1836 году произведён в мичманы. Служа во флоте, Краснопевков познакомился с архимандритом Игнатием (Брянчаниновым) , настоятелем Сергиевской пустыни, близ Санкт-Петербурга, который познакомил его с монашескою жизнью; в то же время в Санкт-Петербурге находился знаменитый алтайский миссионер архимандрит Макарий (Глухарёв). Молодой моряк, почувствовав неодолимое влечение к монашеской жизни, обратился к нему с просьбою взять его в число миссионеров; но о. Макарий посоветовал ему пройти курс в духовной академии. С благословения митрополита Филарета (Дроздова) Краснопевков в 1838 году поступил в число студентов Санкт-Петербургской духовной академии, где частным образом брал уроки по древним языкам у профессора академии В. Н. Карпова, а в 1840 году, по смерти отца и по предложению митрополита Филарета, переехал в Троице-Сергиеву лавру и для продолжения академического курса поступил в высшее богословское отделение академии. Почти на первых порах своего пребывания в академии он обратился к бывшему проездом в Москве епископу Алеутскому Иннокентию с просьбой взять его с собою в число миссионеров, но проницательный архипастырь отклонил эту просьбу Краснопевкова.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Закрыть О русском народе, демографии, неконтролируемой миграции, национальной идее России, значении семьи 14.07.2016 3213 Выпуск еженедельной часовой радиопередачи «Петербургский исторический клуб» с участием председателя Комиссии Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по науке и высшей школе, доктора философских наук, заслуженного работника Высшей школы РФ, члена Координационного Совета и руководителя Санкт-Петербургского отделения ВСД «Русский Лад» профессора Алексея Васильевича Воронцова. Ведущий - председатель «Петербургского исторического клуба» телерадиокомпании «Петербург», доктор философских наук, кандидат исторических наук, ректор Санкт-Петербургской Восточной академии профессор Андрей Леонидович Вассоевич. Передача приурочена ко Дню памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев, отмечаемому в России как День семьи, любви и верности. В ходе выпуска обсуждены следующие темы: Демографическое развитие Санкт-Петербурга; Поиск национальной идеи России; Последствия неконтролируемой миграции; Сокращение коренного населения России; Необходимость сбережения русского народа; Значение семьи в России; Демографический кризис и пагубность «гражданских браков »; Семейная политика в Белоруссии; Алкоголизм и наркомания в России. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/rnl_tv/2016/iyul/14/o...

В науке высказываются самые различные мнения о степени начитанности первых славянофилов, в частности Алексея Степановича Хомякова , в святых отцах. Абсолютное большинство этих мнений страдает произвольностью, так, как не ставит перед собой цели выявить реальный круг источников, доступных русскому читателю во второй половине 1820 – середине 40-х гг. Статья посвящена разрешению указанной проблемы. В итоге делается вывод о том, что познания, в святых отцах богословов-мирян, в основном ограничивались объемом публикаций в журнале Санкт-Петербургской академии «Христианское чтение», к которым во второй половине 40-х гг. добавились издания Оптиной пустыни и Московской духовной академии. Если Александровская эпоха сразу дала ряд сочинений, носящих на себе ее неповторимый отпечаток, то знаковые сочинения следующего царствия появляются скорее во второй его половине. На что ушли годы молчания и что принесли в итоге? На последний вопрос ответить гораздо проще, чем на первый. Достаточно назвать хотя бы хомяковский трактат о Церкви и богословскую систему тогда еще иеромонаха Макария Булгакова . Но если источники булгаковского богословствования на первый взгляд очевидны (правда, и здесь есть повод для некоторых вопросов), то источники хомяковского дискурса во многом, до сих пор, остаются невыясненными. Этому способствуют свои объективные трудности, давно осознанные исследователями: 1) отсутствие каталога обширной хомяковской библиотеки; 2) привычка Хомякова цитировать по памяти, не давая точных ссылок, а иногда даже не заключая соответствующий текст в кавычки. В силу этого, в частности, мнения исследователей в таком важном вопросе, как его начитанность в святых отцах, расходятся до полностью противоположных. Такие глубокие знатоки святоотеческой литературы, как профессора Московской духовной академии Горский и Казанский, оценивали познания Хомякова в этом отношении весьма скептически 1 и наоборот: профессор Санкт-Петербургской академии Н.И. Барсов даже сам тип хомяковского богословствования приравнивал к святоотеческому 2 . Автор известной монографии о Хомякове, проф. В.З. Завитневич, настаивал на том, что Алексей Степанович изучал святых отцов в библиотеке Троице-Сергиевой лавры, а С. Большаков, в своей работе «Учение о единстве Церкви в трудах Хомякова и Мёлера», приходит к пессимистическому выводу, что узнать, что читал Хомяков, мы не можем и нам остается только изучать то, что он написал 3 . Однако, некоторые усилия в указанном направлении, как представляется, все же можно предпринять. И хотя прямых цитат в богословских трудах Хомякова действительно очень мало, изучение их не оставляет исследователя без награды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

В Санкт-Петербургском государственном университете впервые состоялась защита кандидатской диссертации по теологии 4 июля 2019 г. 13:48 1 июля 2019 года в Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) состоялась защита первой кандидатской диссертации по теологии, сообщил ТАСС заведующий кафедрой библеистики филологического факультета СПбГУ доктор филологических наук, профессор Анатолий Алексеев, возглавивший диссертационный совет. «СПбГУ ввел собственную систему, как почти во всех университетах мира: степень, присужденная в данном университете, не нуждается в подтверждении ни в каком другом органе. Эта защита была оригинальна тем, что мы присудили не звание кандидата филологических наук или лингвистики, а звание кандидата теологии — это первый раз в истории университета», — подчеркнул А. Алексеев. Перечень научных и образовательных организаций с правом самостоятельно присуждать ученые степени, среди которых есть и СПбГУ, был утвержден Правительством России 23 августа 2017 года. В 2016 году в СПбГУ была введена собственная система защиты диссертаций: для каждой защиты формируется отдельный диссертационный совет не менее чем из пяти человек, хотя бы один из них должен быть работником иностранной образовательной организации, все без исключения члены диссертационного совета должны быть специалистами по теме диссертации. Диссертация, которая была вынесена на защиту 1 июля, стала первой диссертацией по теологии, которая проходила защиту по подобной системе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата теологии старшего преподавателя кафедры древних языков Санкт-Петербургской духовной академии  Александра Андреева посвящена теме «Книжная справа Ирмология в Москве в XVII веке». Диссертант получил положительные отзывы от всех шести членов диссертационного совета. По мнению проректора по научной работе  Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия , ученого секретаря Экспертного совета по теологии Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве науки и высшего образования России Дмитрия Шмонина, собственные требования СПбГУ к работам диссертантов не уступают требованиям ВАК. «Когда университет устанавливал свои собственные требования к диссертациям и к диссертационным советам, они были установлены гораздо более высокими, чем требования, которые устанавливает ВАК», — отметил Д. Шмонин. А. Алексеев сообщил, что в СПбГУ уже проходили защиты диссертаций по внутренним правилам. По его словам, только за прошедший год на филологическом факультете состоялось несколько защит кандидатских диссертаций. Учебный комитет /Патриархия. ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5464446.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 XI Кирилло-Мефодиевские чтения прошли в Санкт-Петербурге 26.05.2010 Ко дню славянской письменности и культуры были приурочены XI Кирилло-Мефодиевские чтения, прошедшие в Санкт-Петербурге 24-25 мая. В этом году международный форум был посвящен духовно-нравственному воспитанию молодежи. Светские и церковные педагоги, представители власти, ученые, студенты собрались в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств. Докладчики прибыли из городов России, Белоруссии, Сербии, Финляндии, Великобритании, США и Швейцарии. Молебен перед иконой святых Кирилла и Мефодия совершил иеромонах Филипп (Сапронов). «Важно, чтобы вопросы, поднимаемые на форуме, дошли до молодежи и были услышаны», - сказал отец Филипп. По его словам, отрадно сознавать, что проблемы молодежи волнуют не только церковных, но и светских педагогов, среди которых все больше православных верующих. На форуме прозвучали доклады, посвященные концепции правосознания философа Ивана Ильина, учительной традиции в русской литературе, духовно-нравственныи ценностям в народной педагогике, международному сотрудничеству молодежных организаций, перспективам развития духовного просвещения в России, религиозной жизни студентов. По данным всероссийского опроса, которые представил директор НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ Валентин Семенов, главными ценностями среди молодежи являются семья, здоровье и дружба. Далее по шкале ценностей расположены работа, справедливость и только потом - деньги. «Характерно, что вера не входит в ряд приоритетов молодых людей. А ведь более пятидесяти процентов из них называют себя православными», - отметил профессор Семенов. Перед участниками форума выступил фольклорный ансамбль кафедры русского народного песенного искусства СПбГУКИ. В его исполнении прозвучали духовные песнопения. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 26.05.2010 17:05:02

http://drevo-info.ru/news/8452.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010