С этого целью Самуил основал школы пророков, в которых не только юноши изучали начатки гражданского знания, истинной религии и наилучших способов служения Богу в церкви и государстве, но и воспитывался особый класс людей для исполнения должности пророков, – людей, которые должны были проповедовать высокую нравственность, действовать вместе с священниками и монархией в деле руководства государственными делами и искоренения всякого беззакония. Вместе с практическою деятельностью, Самуил был и историком своего времени, и ему приписывается составление книги Судей и первой книги Царств до XXV главы. В первой из них яркими чертами изображается то настроение, в которое впадал избранный народ в период судей, и вместе с тем показывается, как милость и любовь Божия к избранному народу проявлялась и в самые темные периоды, всегда являясь готовою, лишь только народ приходил в сознание и раскаивался в своих прегрешениях. В первой книге Царств рассказывается история рождения и жизни самого Самуила, а также и царствования Саула. Смерть Самуила была тяжким ударом как для Давида, так и для Саула. Давид потерял в Самуиле своего духовного отца, в лице которого он находил себе глубокое сочувствие во всех переносившихся им испытаниях и бедствиях, непоколебимую нравственную опору в самые тяжкие моменты изгнаннической жизни и живой залог исполнения данного ему обещания. С другой стороны, хотя Саул уже давно перестал пользоваться советами престарелого пророка, тем не менее и он постоянно сохранял в своей душе глубокое уважение к нему, и самая мысль о существовании Самуила должна была действовать в качестве укора совести в его душе. Но хотя Саул, услышав о смерти Самуила, и должен был почувствовать в душе своей сильный укор за всю ту несправедливость, с которою он относился к Самуилу и которою он так часто оскорблял престарелого пророка, однако же смерть его лишь на короткое время заставила царя оставить свое гонительство на Давида, и затем он опять, с еще большею яростью, начал свое преследование, быть может надеясь, что теперь, когда Давид уже не находил себе опоры в пророке, его легче будет уничтожить, чем это было раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Иудейское предание посему относило голод, упоминаемый в книге Руфь, то к эпохе Аода и Самегара, то к эпохе Девворы и Варака ( Суд.3:15–4:22 ; Ruth Rabba. 1. с.), но с таким же правом, конечно, можно его отнести ко времени Гедеона ( Суд.6:1–13 ). Другая дата – родство с Давидом. Если в родословной последнего (4:17, 22) нет пропусков, как и в параллелях ей ( 1Пар.2 ­­ Мф.1:5 ; Лк.3:32 ), то события книги Руфь, отделяемые от Давида лишь двумя поколениями (Овид и Иессей), нужно отнести к концу эпохи судей. Иосиф Флавий считал Вооза современником Самсона и Илия (Древн.5:9. 1). В это время, действительно, филистимляне легко могли опустошать окрестности близкого к ним Вифлеема (Ср. 2Цар.23:14–16 ). Но, разумеется, и это – одно лишь предположение. В еврейской Библии, с давнего времени и до ныне, а также в современной протестантской литературе, эти книги называются книгами Самуила. Это наименование указывает отчасти на первое описываемое лицо – пророка Самуила ( 1Цар.1–8 глл.), отчасти на происхождение книги от него в ее начальных отделах ( 1Цар.1–24 глл.), а еще более и справедливее на то, что книги Царств описывают «эпоху» Самуила, правление его собственное и лиц, избранных и поставленных им и руководившихся его советами, исполнявших его планы (особенно Давид). Наименование в греческой Библии: Βασλειων и славянское: книги Царств, указывает на описываемую здесь историю царств, т. е. царства иудейского и царства израильского, потому что это же наименование прилагается здесь и к следующим книгам: 3 и 4 Царств. Вероятно, в переводе LXX это наименование введено самостоятельно и в самых давних его списках находится. По свидетельству древнего христианского предания ( Оригена , Епифания, Григория Богослова , Кирилла иерусалимского ), эти книги в еврейском каноне составляли одну книгу. В еврейских древних рукописях и даже первых печатных изданиях они не разделяются еще. Лишь в Бомберговом издании еврейской Библии (1517 г.) они разделены согласно тексту LXX и Вульгаты на две книги и ныне печатаются в таком же виде. Но на основании упомянутых древних свидетельств, имеем право рассматривать их, как одну книгу, находя в ней полное единство во всех отношениях. В отеческой библиологической литературе (Синопсисы свв. Афанасия и Златоуста) содержание рассматриваемых книг кратко излагалось: они «излагают дела царей иудейских и число их лет». Подробно излагать содержание сих книг нет и нам нужды. Упомянем лишь о том, что в 1 и 2 книгах Царств излагается история ветхозаветной церкви Божией в период правления первосвященника Илия, пророка Самуила и царей Саула и Давида, приблизительно около 95 лет: ок. 1120–1025 до Р.Х. По указанным главным лицам повествования, естественно разделить книги на три части с предисловием о служении первосвященника Илия ( 1Цар.1–3 глл.): 1) правление Самуила ( 1Цар.4–12 глл.); 2) правление Саула ( 1Цар.13–31 глл.) и 3) правление Давида ( 2Цар.1–24 глл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Здесь пророческие школы выступают под названием " сынов пророческих " (bene nebiim). Возникает вопрос: были ли пророческие школы в период времени от Самуила до Илии, или же " сыны пророческие " времен Илии представляют явление совершенно новое, может быть, только аналогичное " сонмам пророческим " времен Самуила? Заметим, что в Библии нет никаких сведений о разложении пророческих сонмов времен Самуила, а равно нет сведений о возникновении обществ " сынов пророческих " во время пророка Илии. Во времена Илии " сыны пророческие " выступают сразу и в большом количестве. Потому можно уже предположить, что общества пророков были после Самуила и раньше Илии. Едва ли то обстоятельство, что в 4-й книге Царств употребляется исключительно термин " сыны пророческие " (bene nebiim), в 1-й книге Царств не встречающийся, - может быть достаточным основанием для утверждения, будто в 4-й книге говорится о совершенно новом институте Название могло измениться в зависимости от времени, а также и от различных писателей 1-й и 4-й книг Царств. Внешняя деятельность также могла отлиться в новые формы, но в сущности едва ли можно отметить какие-либо противоречащие черты " сонмов пророческих " и " сынов пророческих " . Нет достаточных оснований отрицать существование пророческих школ в период времени от Самуила до Илии, то есть их непрерывное существование Правда, о школах пророческих в истории Давида и Соломона совершенно не упоминается, но некоторые, весьма смутные, намеки найти можно. Так, нельзя не обратить внимания на то, что пророк Нафан имел большое значение при Давиде и Соломоне (см.: 3Цар.1, особ. ст. 32,34,45). Он даже нарекает Соломону имя Иедидиа (см.: 2Цар.12:25). Предполагают, что Нафан был воспитателем Соломона, подобно тому, как Елисей воспитывал Иоаса Следовательно, пророкам и этого времени не была чужда религиозно-педагогическая миссия. Нафан мог воспитывать не одного Соломона, а целый пророческий сонм. Библия много раз говорит, что пророки писали хроники и в это время. Дела...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/219/...

Смерть Самуила и Саула. Между тем город Рама погрузился в глубокий траур, так как умер великий пророк, учитель и бывший судья — Самуил. В лице Самуила израильский народ потерял своего духовного руководителя, а Саул, таким образом, избавился еще от одного грозного противника. Смерть авторитетного человека, имевшего громадное влияние на народ, развязала Саулу руки, и он решил расправиться со всеми сторонниками Самуила, а вместе с ними и от всякого рода гадателей и волшебников. После избиения в стране воцарилась атмосфера террора и ужаса. В это неблагоприятное для молодого израильского государства время на его голубой небосвод надвигались темные тучи. В его пределы вторглась мощная армия объединенных филистимлянских князей. Сотни боевых колесниц и тысячи закованных в железо воинов расположились лагерем в долине Езреель. Саул расставил свое войско на склонах гор Гелвуе, откуда была видна вся долина. Вид огромного филистимского лагеря вызывал в нем ужас и смирение перед неизбежностью рока. Царь с глубокой молитвой обратился к Господу за помощью, «но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков» (1 Цар. 28:6). Тогда он спросил у своих приближенных, нет ли поблизости какой-нибудь прорицательницы, предсказывающей будущее. Изумленные слуги ответили, что он ведь велел убить всех прорицателей. Но потом выяснилось, что неподалеку от лагеря живет старуха-волшебница, которая вызывает души умерших и узнает от них будущее. Ночью переодевшись, в сопровождении двух оруженосцев Саул пришел в дом волшебницы и попросил ее вызвать дух Самуила. Волшебница согласилась и начала гаданье. Вдруг она вскрикнула от ужаса. «[Скажи,] что ты видишь?» — спросил у нее царь. —  «Вижу как бы бога, выходящего из земли». Саул опять спросил ее: «Какой он видом?» Женщина ответила: «Выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду» (1 Цар. 28:13–14). Тогда Саул догадался, что это дух Самуила, и поклонился ему до земли. Царь попросил у пророка совета, как ему поступить в этот трудный час, ибо грозные филистимляне объявили войну Израилю, а Господь отступил от него и не открывает ему Своей воли. На просьбу царя Самуил ответил: «Для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя?.. Отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду… Завтра ты и сыны твои будете со мною, и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян» (1 Цар. 28:16–17:19). Ужасная весть так потрясла Саула, что он потерял сознание и упал на землю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Но, сделавшись восточным монархом, Давид оставался неуклонно верным Господу Богу и всегда руководствовался Его повелениями, потому-то мы и видим, что в продолжение всей его жизни и в дни его царствования пророки громко изрекают волю Божию, помогают царю своими указаниями и, в минуту падения Давида, смело обличают его. Царь же с благоговением внимает пророкам, и потому, несмотря на бедствия, постигшие его, видит и возвращение дней благих и вкушает тихую кончину, узрев на престоле любимого сына своего Соломона. Постоянными советниками Давида и в дни, предшествовавшие его царствование, кроме великого Самуила, являются Гад и вероятно Нафан. Во 2Nap. XXIX, 25 при исчислении летописцев сперва помещен «Гад прозорливец» и потом «Нафан пророк». Из этого, а также из того обстоятельства, что (1 Ц. XXII, 5) Гад был с Давидом в изгнании во времена Саула, заключаем, что Гад был старее Нафана; но при этом кажется несомненным, что оба они были учениками великого Самуила в пророческой общине в Раме. Нам еще известно, что Гад вел записи дел царя Давида, причем в 1Nap. XXIX, 29 сделано указание, что такие же записи вел и сам великий пророк и провидец Самуил и Нафан. Нет сомнения, что первые две книги Царств начертаны по записям Самуила и учеников его. Надо думать однако, что и прежде Самуила уже велись некоторые записи дел народа Израильского, на основании которых начертаны книги Судий и Руфь; а позже Самуила и учеников его целый ряд летописей должен был доставить материал для начертания последних двух книг Царств, которые и представляют собою выборку из летописей двух царств – Иудейского и Израильского, а также материал для позднейших книг Хроники (или как их назвали Паралипоменон – добавление, или послесловие – на греческом языке в переводе александрийских евреев). Так мы видим из 2Nap. IX, 29 и XII, 15, что деяния Соломона описаны было Ахием Силомлянином и записаны в «видениях прозорливца Иоиля 268 о Иеровоаме»; а деяния Ровоама описаны в записях пророка Самея и прозорливца Адды. Современниками Давида были также священные песнопевцы и устроители священных хоров, (начало которым положено было, как мы видели, в Раме при Самуиле), а именно: Асаф прозорливец, Еман и Идиоун, прозорливцы царские 269 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Кроме денежной помощи, Кирилл IV и его синод нашли возможным применить в отношении к Косьме и традиционный принцип «экономии». Это выразилось в том, что «александрийскому патриарху» была обещана епархия в пределах константино- польского патриархата, на правах епархиального архиерея. Мера не представляла ничего особенного для бывших патриархов константинопольских, но для незаконного патриарха александрийского она была действительно необычной, даже при тех ограничениях, которыми было обставлено со стороны патриархии получение Косьмою кафедры. Принцип «экономии» в данном случае был истолкован с большим снисхождением для незаконного претендента патриаршей власти. Невидимому, этим послаблением патриарх Кирилл стремился загладить и свою вину в деле соискания Косьмою александрийского престола. Однако Косьме не пришлось воспользоваться льготою, оказанною ему патриархом Кириллом, и получить вакантную по его милости архиерейскую кафедру в церкви Константинопольской, на ряду с другими епархиальными архиереями. Но за то 7 марта 1714 г. Косьма, с именем Третьего, занял вселенский патриарший престол, на котором и оставался до 23 марта 1716 года. Ошибка, допущенная константинопольским патриархом Кириллом IV относительно александрийского патриарха Самуила, была исправлена его преемником по престолу Киприаном, который признал избрание Самуила правильным, снял с него церковное наказание, несправедливо возложенное Кириллом, вступил в каноническое с ним общение и осудил действие клавдиопольского архиепископа Косьмы. Патриарх Киприан в оценке факта стал на каноническую почву, признал полное его несогласие с требованиями церковных правил, увидел в акте извержения Самуила личный произвол и насилие и восстановил Самуила пред лицом всего православного мира в достоинстве патриарха. Что касается мотивов такого оправдания Самуила, то, помимо долга сохранения канонов во всей их силе и значения, патриарх Киприан руководится братскою любовью, состраданием к находившемуся в затруднении собрату, желанием оказать безкорыстную помощь законному предстоятелю автокефальной Александрийской церкви, стремлением водворить повсюду на православном Востоке мир и благополучие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Все эти различия, если даже признать за ними полную силу, находят себе удовлетворительное объяснение при том предположении, что писатель книги Царств воспользовался письменными памятниками древнейшего периода и включил их в свою историю в их первоначальном виде, по возможности сохранив их оригинальные особенности. В частности, некоторые из указанных различий между книгой Самуила и книгой Царей сильно преувеличены. Что касается языка, то и в книге Самуила по местам – там, где писатель вставляет собственные замечания или собственными словами делает переход от одного отдела к другому, ясно пробивается струйка позднейшего арамейского наречия. И в книге Царей первые главы написаны одинаково классическим языком, как и большая часть книги Самуила. На основании особенностей языка, Böttcher в краткой истории еврейской литературы, составляющей введение к его обстоятельной еврейской грамматике, распределяет все содержание книги Царей по трем периодам от 800-го до 650-го года до Рождества Христова, соответственно различным источникам, которые вошли в состав этой книги, и оказывается, что повествования о пророках Илии и Елисее, занимающие особенно видное место в 3-й и 4-й книгах царств, носят почти такой же архаический колорит, как и книга Самуила 650 . —92— Те же повествования и многие другие эпизоды в последних книгах не оставляют желать большего со стороны их этической полноты и обстоятельности. Сравнительное обилие цифровых данных в книге царей вполне понятно потому, что в книге Самуила излагается история двух только царей Саула и Давида, а в 3-й и 4-й Царств история всех остальных Царей Иуды и Израиля. Строгое осуждение культа высот сам писатель ставит в тесную связь с существованием Иерусалимского храма, который исключал необходимость жертвоприношений в других местах. В 3-й книге Царств, в истории царствования Соломона ( 3Цар.3:2 ), он замечает: «народ еще приносил жертвы на высотах; ибо не был построен дом имени Господа (т. е. храм) до того времени». В той же книге писатель не осуждает жертвоприношений вне храма в царстве Израильском: пророк Илия совершает угодное Богу жертвоприношение на горе Кармил и в словах своих, обращенных к Иегове, жалуется на то, что «сыны Израилевы оставили завет Иеговы и разрушили Его жертвенники» ( 3Цар.19:10 ), очевидно, жертвенники преимущественно на высотах, запрещенные в царстве Иудейском, особенно в более позднее время.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  В еврейской Библии 1-ая и 2-ая Книги Царств носят название книг пророка Самуила, а 3-я и 4-ая Книги Царств составляют один большой исторический труд. В Септуагинте эти книги были разделены на 1:2, 3 и 4-ю; в Вульгате они названы книгами Царей, а позднее они существуют в латинской Библии под двумя видами: 1 и 2-я называются книгами Самуила, а 3 и 4-я — книгами Царей. В русском переводе существуют четыре книги Царств.   Период времени , который охвачен в этих книгах — от Самуила до восстановления теократии при Давиде. Составители книги нигде не называются, однако есть основательные причины, чтобы приписать эти книги Самуилу . Бесспорно, что он составил первую книгу; вторая часть не может принадлежать ему, т. к. он уже не жил в это время. Как Моисею приписывается все Пятикнижие, так и здесь еврейская традиция приписывает Самуилу все книги Царств, хотя ясно, что он не мог их все написать — его смерть упоминается в 1 Цар 25. О том, что Самуил писал эти книги, а также пророки Нафан и Гад, мы узнаем из книги 1 Паралипоменон, которая как бы продолжает описывать эту эпоху. В то время также были писцы и секретари. Возможно, что пророки Нафан, Гад, Иеремия или Ездра продолжили то, что наметил в свое время Самуил. Подлинность книг подтверждается рядом цитат, которые приводятся в Евангелии от Матфея, в Деяниях, Послании к Евреям и других новозаветных книгах. Главная тема книг Царств — верность Богу и наказание за отступление от этой веры. Обетование в верности остается нерушимым, несмотря на неверность духовных и политических вождей Израиля. В силу верности Своему обету Господь заменяет первосвященника Илия и царя Саула верным Ему священником Самуилом и царем Давидом. Первая Книга Царств 1 Цар состоит из следующих разделов: 1) история юности Самуила, гибель дома Илии, история Ковчега и судоуправление Самуила (гл. 1–7); 2) эту часть мы называем общим словом «Саул» (главы 8–15); 3) «Давид» (главы 16–31). Заканчивается этот раздел поражением и смертью Саула. Давид только вступает на политическую сцену, а главные действующие лица — Самуил и Саул.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Аморреи, жившие в окрестностях Иоппии и принимавшие сторону хинанеев, теперь также нашли для себя выгоднее стать на сторону Самуила и отдаться под покровительство израильтян ( 1Цар. 7:14 ). Этот успех Израиля в Авен-езере был не простой единичной победой, но признаком того нового духа в Израиле, который одушевлял народ в течение всей жизни Самуила, а также в царствование Давида, Соломона и других великих царей. Мелочное соперничество исчезло и уступило место великому стремлению к национальному единству. В отдельных коленах теперь народ стремился уже не к славе и благосостоянию тех или других колен, но к славе и благосостоянию всего Израиля. Прежнее ханаанское идолопоклонство, столь развращавшее и унижавшее всякую национальность, в значительной степени было отвергнуто и уничтожено среди избранного народа, причем и чистая религия Господа сил уже не вверялась только попечению и охранении колена Левиина, которое показало себя не вполне достойным вверенного ему поручения. Левиты все еще священнодействовали в святилище, и избранный род Ааронов, в семействе сначала Ифамара, а затем Елеазара, один только носил драгоценности и священное одеяние первосвященника; но в религиозных делах сила священнического колена уже никогда опять не занимала верховного положения в земле обетованной. Со времени Самуила выступил новый священный чин, именно чин пророка, точные обязанности которого в отношении к обрядовому богослужению были не определены, но который признавался народом в качестве законного посредника общения с истинным Царем Израиля. Удар, нанесенный владычеству филистимлян, был вообще столь силен, что священный историк, писавший немного спустя после этого события, мог занести в свою летопись торжествующие слова: «так усмирены были филистимляне, и не стали более ходить в пределы израилевы; и была рука Господня на филистимлянах во все дни Самуила» ( 1Цар. 7:13 ). Таким образом, в земле обетованной водворился мир, который давал возможность Самуилу беспрепятственно осуществлять свое высокое призвание.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Ст. 3 –4. Ходил из своего города в Силом, где стояла скиния, во дни важнейших праздников со всем семейством. Ст. 5. Из праздничных, мирных жертв, – по отделении из них тука и крови на жертвенник, и груди и плеча в пользу священников, – устраивался священный пир, при чем глава семейства собственноручно разделял части мяса. Ст. 11. Сущность обета матери Самуиловой была та, что, во-первых, сын ее будет вечным назореем. Во-вторых, сына своего она назначает на непрерывное служение при скинии во все дни его жизни. Ст. 28. При скинии определила ему служить Анна, мать его, но Господь призвал к более высшему служению – в должности судии Израильского. Глава 2-ая. Воспитание Самуила при Скинии. Ст. 1–11. Основная мысль хвалебной песни матери Самуила состоит в том, что Господь есть единственная надежда всех злословимых в угнетенных и правосудный отмститель всех злых и гордых. В таинственном значении речь матери Самуила относится к церкви Христовой, которая была гонима языческим миром, но потом возвеселилась о множестве чад своих и распространилась по всей земле. Ст. 18. Служение отрока Самуила состояло в исполнении обязанностей левитских. Ефод, надеваемый им, был льняной и только похож был на первосвященнический. Такой ефод могли надевать священники и даже лица, не посвященные на служение при скинии. Ст. 19. Самуил носил одежду, какую носили первосвященники под ефодом. Но эта одежда была только подобием одежды первосвященнической. Священнического, или левитского посвящения Самуил не имел, потому что на первое не имел права, как не из Ааронова племени, a для второго был молод. Ст. 29. Дети Илии, не делая различия между жертвами, по жадности брали все, что только им нравилось. Ст. ЗЗ. Окончательно исполнился приговор Господа при Соломоне, который удалил первосвященника Авиафара, последнего потомка Илии и утвердил первосвященство за Садоком. Этот последний и разумеется в стихе 35-м, а под помазанным разумеется Соломон. Глава 3-я Призвание Самуила к пророческому служению Ст. 2. Когда Илий лежал в палатке, устроявшейся во дворе скинии, около входной завесы, было троекратное воззвание Господа к Самуилу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010